Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. говорить о себе. Награды и премии

Борис Стругацкий (портрет Флексея Курбатова )

Последнее большое интервью Борис Стругацкий дал «КП» летом . Тогда мы вспоминали годовщину смерти Аркадия, а 19 ноября не стало и самого Бориса Натановича .

Не так много у нас в стране писателей такого уровня, как Аркадий и Борис Стругацкие. Прямо скажем - единицы. Причем перечесть их хватит пальцев одной руки. Аркадий Натанович и Борис Натанович займут сразу две строчки. А может, одну? Накануне двадцатой годовщины смерти Аркадия Стругацкого его младший брат Борис Стругацкий приоткрыл «КП» тайну, как писались замечательные произведения. И почему после ухода из жизни старшего источник иссяк.



«Брат был для меня всем»

Борис Натанович, вы младше брата на восемь лет. Мешало ли это обстоятельство в детстве, например, вместе играть?

По-моему, у нас с АН (Аркадий Натанович. - Авт.) все было как у людей. Пока я пребывал в состоянии Рыжий, Барбос, а также Шибзд, то есть до войны, старший брат был для меня «мое все» - царь, бог и воинский начальник. Какие там игры - за высокую честь почиталось разрешение тихонько посидеть в уголке, пока брат с каким-нибудь своим приятелем высочайше развлекаются: разыгрывают сцены из «Войны миров» или мастерят из картонных коробок модель робота (управляемого по радио!), или сочиняют тексты для своего (рукописного) журнала (вышло два номера, оба утрачены). Потом, война уже закончилась, АН служил в Сибири и на Дальнем Востоке, я стал старшеклассником, отношения выровнялись. Выяснилось, что младший (хотя и остается пока еще Барбосом) уже способен на какие-то вполне человеческие действия. Например, можно было привлечь его к созданию титанической военной игры «Бой фронтов» (по аналогии с продающейся в магазинах довольно жалкой игрушкой «Бой батальонов»). На полу по всей комнате раскладывалась гигантская самодельная карта театра военных действий. И два военачальника (школьник-десятиклассник и младший лейтенант Советской Армии в отпуске, абсолютно равные в своих правах) по этому театру ползали на карачках, передвигая (по довольно сложным правилам) картонные квадратики, соответствующие стрелковым подразделениям, танковым армиям и артиллерийским корпусам. (Эх, не было у них тогда «Панцер-генерала» - вот бы насладились от души!)

А когда вы с братом начали общаться на равных?

К концу 50-х, когда БН закончил свой матмех и полностью вызрело и принято было к осуществлению намерение «писать настоящую фантастику», взаимоотношения устаканились окончательно. АН, как человек более опытный и знающий, прочно обосновался на позиции старшего партнера. БН же, «молодой еще», но уже доказавший, что не лыком шит и вполне «годен к употреблению в службе», прочно занял положение хотя и младшего, но, без-условно, партнера (с правом решающего голоса). Начиная же со второй нашей повести, «Путь на Амальтею», абсолютное равенство и равноправие установились и более не нарушились до самого конца.

«Он не терпел разгильдяйства»

Аркадий Натанович довольно много времени провел в качестве переводчика в армии.

Это всегда казалось мне странным, но АН (будучи человеком безукоризненно интеллигентным и вполне штатским по целям своим и убеждениям) относился к армии даже с какой-то симпатией. Многое в армейской жизни ему нравилось, и в нередких наших дискуссиях по этому поводу он, соглашаясь с незрелыми моими инвективами в адрес армейской муштры, казенщины и вообще несвободы, в то же время всегда ухитрялся оставаться как бы при своем. Иногда мне вообще казалось, что будь у него в армии достойная работа, он и не рвался бы так отчаянно «на волю, в пампасы». Но он служил дивизионным переводчиком на Камчатке, работа его была однообразна и скучна, и никаких, ну ни малейших шансов на изменение этого положения у него не было.

Тяготило ли это его? Отложило ли отпечаток на характер?

Всего прослужил он в армии больше двенадцати лет, но кадровым военным, по-моему, так и не стал. Хотя перенял-таки кое-какие характерные черточки поведения, какие я наблюдал у знакомых вояк: всегда образцово аккуратен, не терпел разгильдяйства, склонен был в обыденной жизни покомандовать и всегда ждал и требовал от окружающих строгого исполнения того, что он называл «принцип Ко», - это, кажется, некий восточный принцип поведения, подразумевающий безусловное подчинение младшего старшему.

Писать начали на «слабо»

Аркадий Натанович начал сочинять еще до войны, но потом рукописи пропали во время блокады…

Разумеется, писать начал он. Зубодробительное сочинение его «Находка майора Ковалева» (в двух школьных тетрадях, черной тушью, аккуратнейшим почерком и с рисунками в манере тогдашнего нашего любимца Фитингофа) было, разумеется, подражанием знаменитому в те годы роману Николая Муханова «Пылающие бездны». Но читалось единым духом, взахлеб и вызывало жажду продолжения не меньше, чем, скажем,

«Аэлита» или «Человек-амфибия». Увы, эта замечательная рукопись утрачена безвозвратно, и даже не во время блокады, что было бы все-таки не так обидно, а на годы позже, когда я опрометчиво давал читать ее своим дружкам. И кто-то, сами понимаете… ее утратил.

Но к этому времени АН успел написать еще несколько рассказов, и все они были, на мой взгляд, превосходны. Это была именно та фантастика, которую я хотел бы читать ежедневно (и АН тоже). К началу 50-х мы оба уже точно знали, КАК надо писать НАСТОЯЩУЮ фантастику! И когда жена АН Ленка спросила не без яда: «Что вы все критикуете да болтаете. Самим роман написать слабо?» - мы были уже готовы к ответу. Пари было заключено, и мы засели за «Страну багровых туч».

Часто ли у вас случались разногласия во время работы? Как вы вообще писали вместе?

Не будет преувеличением сказать, что вся наша работа была именно «преодолением постоянно возникающих разногласий». Начиная с 1960-го, мы работали только вместе, рядом, бок о бок или нос к носу - как получится. Сюжет придумывался, как правило, заранее (в письмах или во время вечерних прогулок), а текст - фраза за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей - мы сочиняли тут же, за столом, методом «предложено - обсуждено - занесено (или отвергнуто)». Полная свобода обсуждения и критики. Непрерывный спор (за каждое слово, иногда за запятую, предлагаемую «не там»). Каждый волен был не только править - полностью забраковать предлагаемый вариант. Но при одном существенном условии: вычеркиваешь предложенный вариант - предложи свой. И только так. Иногда (редко) случалось так, что согласовать варианты не удавалось. Тогда бросался жребий, и художественный спор решала монетка.

О ЛИЧНОМ

«Никогда не надоедали друг другу»

Раз вы много времени проводили вместе, не хотелось ли после работы какое-то время отдохнуть друг от друга?

Пока мы были молоды и сравнительно здоровы, проблем такого рода не возникало вообще. Мы могли работать по тридцать - сорок дней подряд, без отдыха, без выходных, без перерывов. И никогда при этом не надоедали друг другу. Воображение у обоих било ключом, и, заканчивая одну вещь, мы уже готовы были начинать новую. Бывали случаи, когда способны были писать по ТРИ повести в год. Но уже к концу семидесятых темпы упали значительно. Укатали сивку крутые горки. Тут и возраст начал заявлять о себе, и пробудились накопившиеся болячки, и нервное утомление от бесконечной и беспобедной борьбы с идеологическим отделом ЦК ВЛКСМ сказало свое веское слово… По три недели зараз мы уже работать не могли - неделя, максимум десять дней, и готово: мы выдохлись, надо делать перерыв.

После ухода из жизни брата вы продолжили, цитирую, «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Наверное, вы ощущали себя с братом как две половинки одного целого… Как вы учились жить без Аркадия Натановича?

Иногда мне кажется, что мы были не «две половинки одного целого», мы были чем-то вроде сплава или даже химического соединения. Субстанция распалась и перестала быть собой - даже частью себя быть перестала. Я частенько встречаюсь с читателями особого типа: им почему-то очень хочется «разъять» тексты АБС: вот это вот АН, а вот это - БН. Безнадежное занятие! Разделить, может быть, и можно (хотя я бы не взялся), но толку не будет, потому что исчезнет объект. Водород - здесь, кислород - здесь, а вода-то где? Нет воды! И писателя АБС точно так же больше нет. Есть собрание сочинений и еще «старик Витицкий», то ли племянник, то ли какой-то совсем дальний родственник.



СПРАВКА «КП»

После кончины Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий под псевдонимом Витицкий опубликовал романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003). Также в 2003 году для полного собрания сочинений Стругацких Борис Натанович подготовил «Комментарии к пройденному», в которых подробно писал историю создания произведений Стругацких. Они вышли отдельным произведением.

Стругацкий Борис Натанович. Писатель-фантаст, сценарист, переводчик.

Воспитывался в интеллигентской семье. Отец работал в Государственной Русском музее, мать преподавала русскую литературу. Стругацкий оставался в блокадном Ленинграде до 1943 года.

Выпускник ЛГУ по специальности «звездный астроном». Работал в Пулковской обсерватории. Профессиональным писателем стал в 31 год, вступил в Союз писателей СССР. С 1972 года возглавлял Ленинградский семинар молодых писателей-фантастов. С 2002 года работал главным редактором журнала «Полдень. XXI век».

С женой Аделаидой Карпелюк познакомился в студенческие годы. Сына Андрея родили в 1959 году.В основном, писал в соавторстве со старшим братом Аркадием, который умер в Москве в 1991 году. Друг друга братья называли напарниками. После кончины Аркадия Натановича Стругацкий-младший написал два романа под псевдонимом С. Витицкий.

В 1998 году Борис Стругацкий инициировал интервью с Интернет-читателями. Вопросов-ответов набралось несколько тысяч.

Бориса Стругацкого наградили Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека» (1987), Премией президента РФ в области литературы и искусства (2002), Орденом Почета (2003), медалью «Символ Науки» (2008). Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея».



ЛЮБИМЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ КНИГ СТРУГАЦКИХ

Вы знаете, у человечества есть по крайней мере два крупных недостатка. Во-первых, оно совершенно не способно созидать, не разрушая. А во-вторых, оно очень любит так называемые простые решения. Простые, прямые пути, которые оно почитает кратчайшими.

«Беспокойство»

Человек - нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души.

«Беспокойство»

Да, воистину: самые убедительные наши победы мы одерживаем над воображаемым противником.

«Отягощённые Злом, или Сорок лет спустя»

Выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится - отказаться и от них.

«Град обрёченный»

Великие писатели тоже всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они - это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает.

«Град обрёченный»

Впрочем, Харон, по-моему, и не ожидал ответа. При женщинах он сдерживался, и только сейчас я заметил, что он находится в состоянии почти болезненного возбуждения, в том самом состоянии, когда человек способен резко переходить от нервного смеха к нервному плачу, когда внутри у него кипит, и он испытывает неодолимую потребность излить это кипение в словах и поэтому говорит, говорит, говорит.

«Второе нашествие марсиан»

Теперь я скажу вам, чего вы боитесь.

Я боюсь тьмы.

Темноты?

Темноты тоже. В темноте мы во власти призраков. Но больше всего я боюсь тьмы, потому что во тьме все становятся одинаково серыми.

«Трудно быть богом»

Сущность человека, - неторопливо жуя, говорил Будах, - в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся. Ни лошадь, ни собака, ни мышь не обладают таким свойством. Вероятно, бог, создавая человека, догадывался, на какие муки его обрекает, и дал ему огромный запас сил и терпения. Затруднительно сказать, хорошо это или плохо. Не будь у человека такого терпения и выносливости, все добрые люди давно бы уже погибли, и на свете остались бы злые и бездушные. С другой стороны привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и даже превосходят их в беззащитности. И каждый новый день порождает новый ужас зла и насилия...

«Трудно быть богом»

Существует, вероятно, некоторый предел способности к удивлению.

Я совершенно убеждён, что через десять-пятнадцать лет любой школьник будет лучше разбираться в общей теории относительности, чем современный специалист. Для этого вовсе не нужно понимать, как происходит искривление пространства-времени, нужно только, чтобы такое представление с детства вошло в быт и стало привычным.

«Понедельник начинается в субботу»

Деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

«Пикник на обочине»

Разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки.

«Пикник на обочине»

«Страна багровых туч»

Социалист с человеческим лицом


Борис Стругацкий. 1960-е годы. Фото: Лидия Камионко

Есть в СССР и в России одна особенность: как только человек начинает мечтать о «социализме для человека», вторым шагом он впадает в троцкизм (точнее - в левый уклон). Пожалуй, духовным отцом братьев Стругацких можно назвать Андрея Платонова, тоже «левого уклониста» и «утописта».

Но лично Борис Стругацкий вынужден был играть не свою роль не только в большом социуме, но и в своём малом. В одном из интервью он признавался, что в их романах всегда есть патриархальная система взаимоотношений между старшим и опекаемым младшим. И этот уклад был воспринят не только от «левого уклона» (в любом коллективе должен быть комиссар, выводимый потом братьями в своих книгах в виде неких Прогрессоров), но и от семьи. «Был царь, бог, командир, полководец, орёл, великий и могучий утёс - Аркадий. И был маленький, преданный, готовый и согласный на всё ради старшего, покорный, никогда не бунтующий младший брат Борис. Младший брат звал старшего «Аркашенька», старший брат звал младшего «Барбос», - признавался Борис Стругацкий.

Позже, в мире «реформирующейся России» Борису было неуютно существовать не только потому, что его обманули с эпохой, но и без собственного Прогрессора - Аркадия. О своей скорой смерти Борис Натанович Стругацкий в последние годы говорил не раз (в 2006-м он был госпитализирован с инфарктом, и с тех пор так и не оправился) и, как убеждённый атеист, мрачно предрекал: «Навсегда, значит — пока жив. Потом не будет ничего. Совсем ничего. Увы». Прах его брата, Аркадия, был развеян с вертолёта в 1991-м. Какое приказание поступить со своим телом отдал Борис, пока неизвестно. Но идея сильнее материи, плоти, хорошо бы посыпать голову пеплом Бориса Натановича, но не нужно: и без этого он будет жить в наших сердцах. Троцкистов, «левых уклонистов», Прогрессистов, утопистов - хоть как назови: в сердцах тех, кто считает время и место своего нынешнего бытия чужим и неправильным.

Бориса Стругацкого очень часто спрашивали, что он думает о будущем. Человеку, создававшему Утопии в книгах, всегда было неловко отвечать на этот вопрос. Словно он боялся спугнуть произнесённым конструируемую им реальную Утопию. Но иногда давал волю что-то предсказать. Год от года его прогнозы становились мрачнее и туманнее. Было видно, что он разочаровался в человечеству. Будь его воля, он бы сдал такое человечество в музей (желательно, в Кунсткамеру).

Вот его видение будущего в журнале «Огонёк», №52 за 1989 год (хотя сама беседа проходила в июле 89-го):

«Наверное, выскажу мысль еретическую. Но я совсем не уверен, что культура преобразует общество. Общество преобразуют производительные силы. Здесь я выступаю как самый заскорузлый марксист. Другой движущей силы я в обществе не вижу. Культура - ну что ж… Это один из элементов общественной жизни. Важный элемент. Может быть, самый ценный. Но не преобразующий, а, скорее, преобразующийся вместе с обществом. «Здравый смысл» достижим и без культуры. Можно накормить народ, одеть народ, образовать народ, всё это уже осуществлено во многих странах.

Хотя нынче мы от коммунизма дальше, чем кто-либо. Потому что коммунизм - это квинтэссенция нормального бытия. Проповедь национальной розни, которую ведут сейчас, к ужасу моему, некоторые деятели культуры, тем опаснее, чем авторитетнее, масштабнее фигуры этих писателей, художников; чем ценнее и существеннее их вклад в искусство и культуру. Реакционные идеи лучших национальных художников страшнее, чем давление власти. Власть можно сменить».

Борис Стругацкий — участник форума фантастов России. 1999 год. Фото: ИТАР-ТАСС

А это его интервью состоялось на радио «Свобода» в конце 2009 года. Тут он мрачнее, и больше ничего не хочет ни от власти, ни от народа. Пусть всё идёт своим чередом, для России это - привычное существование:

«Все социальные проблемы в какой-то степени отодвинулись на второй план. На улицах не стреляют - и большое вам за это спасибо! Не меняется руководство каждые две недели - и большое вам за это спасибо! Не ссоримся мы ни с кем по-серьёзному, по-настоящему, с большой опасностью войны - и большое вам за это спасибо!

У меня такое ощущение от того, что я слышу, читаю, вижу: неохота никому бузить. Всегда есть, конечно, какие-то мелкие группировки, но они составляют лишь малую часть населения, никакой существенной роли не играют и легко подавляются ОМОНом. А широкие массы настроены миролюбиво и пассивно. Каждый устраивает собственное гнездышко, как может.

И источник всех социальных недовольств - там, где государство еще не сумело обеспечить людей самым необходимым. Не тем, что соответствует уровню технологий, уровню XXI века - нет, Господь с ним - самое необходимое ещё не обеспечено! А это, мне кажется, реальная задача. Она может быть решена даже нами, даже с нашим уровнем бюрократизации, с нашим уровнем коррупции. Такое вот развитие событий не противоречит никаким намерениям и целям элит, поэтому элиты сопротивляться не будут. Наоборот, они будут всячески подстегивать этот, скажем так, маленький прогресс, прогресс для тех, кому совсем плохо. А остальные будут выживать по мере сил и возможностей, удовлетворяясь тем, что у них есть.

Мы въехали в застой, если говорить привычными словами. Россия попыталась выйти на путь демократии. Путь демократии - это всегда путь бурного социального и экономического развития. На этом пути ей оказалось неуютно, она быстренько вернулась в тоталитаризм или, как минимум, в авторитаризм. А авторитаризм - это тупик, это застой. И вот мы снова в застое».


Борис Стругацкий, 2004 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В 2011-м Борис Стругацкий говорит всё о том же - о беге России по кругу, о её возвращении в своё органическое существование - полуфеодализм.

«Мне кажется иногда, что Путин хотел бы построить Россию 1913 года. И ему это, пожалуй, удалось. Если отвлечься от ужасающей зажатости и несвободы наших олигархов и среднего класса, то очень похоже.

Страна и не думала «ошибаться с выбором». Страна сделала выбор, самый естественный и единственно возможный при нашем полуфеодальном менталитете: она вернулась в «совок». Как известно, всякая деформация остаточна, поэтому возвращение получилось неполным и оставляет вполне реальную надежду на новую попытку прорваться, наконец, в будущее (распрощаться с феодализмом)».

В 2012-м Борис Стругацкий впервые, начиная с конца 1980-х, когда он ещё надеялся на скорый приход «социализма с человеческим лицом», произносит слово «вэлфер» (точнее, его синоним - «халява»). Он понимает, что идея социальной справедливости - главная для большинства человечества, а энергичное меньшинство может позаботиться о себе само. Да, энергичным в таком мире существовать неприятно. Но это единственная возможность вообще сохраниться этому меньшинству физически. Фактически - откупиться от большинства, чтобы жить самому:

«И вот торжество Закона Халявы состоялось. Ещё, конечно, остаются страны и народы, «добывающие хлеб свой в поте лица своего», миллиарды всё еще пребывают в этом первобытном состоянии, но без малого треть мира уже может кормить тех, кто задержался в прошлом, кормить пока ещё скромно, но уже бесплатно. Процесс пошёл, и пошли рушиться старозаветные принципы, век назад ещё казавшиеся нерушимыми: «кто не работает, тот не ест», «живи своим трудом, а не чужим добром», «век живи - век трудись». Еще чего? Зачем? «Пусть трактор работает, - он железный» «Дал Бог работу, да отнял чёрт охоту»…И выясняется вдруг, что проще дать им всем какой ни на есть жратвы, каких ни на есть развлечений, чем искать им рабочие места, делать их образованными и вообще - человекоподобными. Проще. Бесхлопотнее. И в конечном итоге - дешевле. И можно заняться более перспективными делами.

Закон Халявы следовало бы переформулировать так: возможный максимум потребления при полном отсутствии усилий для его получения. Это смотрится, как социальный тупик: миллиарды людей утрачивают необходимость трудиться, жизнь их теряет смысл и цель, и чудовищный груз Прогресса ложится на плечи подавляющего меньшинства: это либо Потребители Высокого Уровня («потребители власти», «карьеры», «почестей», «славы»), либо люди нового типа, - для которых сам труд становится источником наслаждения и радости («Потребители Радостей Труда»).

Спите спокойно, Борис Натанович. Вам есть кому оставить своё Большое Дело.

http://www.softmixer.com/2012/11/blog-post_5471.html

Некоторые писатели, режиссеры и музыканты проявили себя благодаря творческому тандему. К таким относятся братья Коэны, снявшие остросюжетный триллер «Фарго», сестры Вачовски, а также и , порадовавшие завсегдатаев книжных лавок произведениями с участием .

Также стоит выделить и братьев Стругацких, которых знают и взрослые, и дети. Писатели стали предводителями в мире фантастической советской литературы. Наверняка любители книг, где рассказывается о технологиях, вселенной и научном прогрессе, знают такие произведения, как «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и т.д.

Примечательно, что после смерти брата Борис Стругацкий, чья биография изобилует интересными фактами, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».

Детство и юность

Писатель появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Его отец Натан Залмалович Стругацкий пребывал на должности искусствоведа, библиографа и иконографа. На момент рождения сына мужчина был назначен научным сотрудником музея.


Любовь к литературе Борис Натанович и его брат впитали вместе с молоком матери: Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, преподавала русскую литературу в школе. За свои старания эта женщина удостоилась звания «Заслуженного учителя РСФСР» и награждена «Знаком Почета».

Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.


Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде, а в 1942 году Натан Залманович отправились вместе с Аркадием в эвакуацию вдвоем, так как Борис был болен. К сожалению, в семье Стругацких произошла трагедия: глава семейства умер от голода в дороге, в Вологде.

В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.


Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».

После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.

Литература

Пока одни считают, что все писатели занимались сочинением рассказов еще в детстве и знали свое будущее призвание с малого возраста, биография братьев Стругацких доказывает обратное.

Два гения литературы родились в момент из-за бутылки шампанского. Этот алкогольный напиток был призом, который стоял на кону в споре: молодые ученые заявили супруге Аркадия, Елене Ильиничне, что смогут проявить своей литературный талант. В тот вечер предметом дискуссии была слабость современной фантастики.


Таким образом, в 1959 году у братьев Стругацких вышла первая книга под названием «Страна Багровых туч»: черновик был готов уже в 1957-м, а сама книга вошла в цикл «Мир полудня».

Дебютное произведение писателей окунает читателя в эпоху Союза Советских Коммунистических республик. Главный действующий герой–специалист по транспортным машинам Алексей Быков – получает предложение поучаствовать в экспедиции на Венеру.


Литераторы наделили свое произведение детективным элементом: в сюжете книги имеется загадка гибели геолога Тахмасиба, который вместе со своей командой умер в предыдущей экспедиции. В романе рассматривается не только технологический прогресс, но и соотношения общественного блага и индивидуальных желаний человека.

Борис Натанович работал только над заключительной частью романа, которая носит название «На Венере». «Страна багровых туч» стала первым произведением в послужном списке братьев Стругацких, которое написано по частям. В дальнейшем писатели договаривались о фабуле романа или рассказа и составляли определенный сюжетный план. Мужчины привыкли работать в тандеме, но небольшие произведения они сочиняли отдельно друг от друга.


Книголюбы считают, что большинство сочинений братьев написано в жанре научной фантастики, однако Борис предпочитал говорить о «реалистической фантастике». Писатель старался делать главными героями не вычислительные машины, роботов и другие технологические новшества, а человека, раскрывая его характер и судьбу: космос, планеты и техника будущего служили декорацией.

После смерти брата Борис Натанович продолжил заниматься литературой, взяв себе псевдоним С. Витицкий. Из-под пера Стругацкого вышло два полноценных романа. Первый «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) повествует об инженере-программисте Станиславе Красногорове, который считает, что судьба оберегает его от неминуемой гибели и спасает в различных ситуациях.


Другое произведение Бориса называется «Бессильные мира сего» (2003), которое С. Бондаренко назвал самым трудным в библиографии Стругацких. Книга имеет три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом, а имена и прозвища главных героев перемешаны намеренно. Все события романа укладываются в одну неделю зимнего месяца.

Кроме того, Стругацкий занимался переводом зарубежной литературы, познакомив русских читателей с Андре Нортоном, Холом Клементом и Джоном Уиндэмом.

Личная жизнь

Борис Натанович Стругацкий был однолюбом. Большую часть своего времени писатель провел с женщиной, с которой познакомился, будучи студентом. Аделаида Карпелюк стала любовью всей его жизни. В 1959 году у счастливых супругов родился сын Андрей.


Вне литературной деятельности Борис Стругацкий интересовался политикой и имел четко выраженную гражданскую позицию: голосовал за и хотел отдать свой голос партии «Яблоко», а также в 2010-м высказался по поводу десятилетнего правления , назвав Россию «авторитарной страной».

Кроме того, современники вспоминали, что Борис Стругацкий ни при каких обстоятельствах не говорил, над чем он работает, руководствуясь правилом «никогда не говори – я делаю, всегда говори – сделал». В противном случае, по словам писателя, вся работа идет насмарку.

Смерть

Писатель умер в ноябре 2012 года от лимфомы. По завещанию Бориса Стругацкого его тело кремировали, а прах был развеян с вертолета по воздуху над Пулковскими высотами. Жена литератора пережила супруга на один год, один месяц и один день. Аделаида Карпелюк скончалась от онкологического заболевания.

Библиография

  • 1959 - «Страна багровых туч»
  • 1960 - «Извне»
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
  • 1962- «Стажеры»
  • 1962 - «Попытка к бегству»
  • 1963 - «Далекая Радуга»
  • 1964 - «Трудно быть богом»
  • 1965 - «Понедельник начинается в субботу»
  • 1969 - «Обитаемый остров»
  • 1970 год - «Отель „У Погибшего Альпиниста“»
  • 1972 год - «Пикник на обочине»
  • 1974 год - «Парень из преисподней»

Самостоятельные произведения:

  • 1994-1995 – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
  • 2003 – «Бессильные мира сего»

Стругацкий Борис (род. 15 апреля 1933, Ленинград, РСФСР) - русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звёздный астроном», который закончил в 1955 году, работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.

С 1966 года - профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.

С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики.

На всем протяжении творческой деятельности Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991-1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная научно-фантастическая публицистика.

Произведения братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в том числе, в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа международная литературная премия в области фантастики - "АБС-премия". Произведения братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в том числе такими режиссерами, как Андрей Тарковский (фильм "Сталкер") и Александр Сокуров (фильм "Дни затмения"); а также режиссером Федором Бондарчуком (фильм "Обитаемый остров") в 2008 году. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

После смерти брата Аркадия в 1991 году Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно" и вышел в 1995 году под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В настоящее время, по словам мастера, над крупными формами он не работает и пишет "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 2008 году Борису Стругацкому присуждена медаль «Символ Науки».

Живет и работает в Петербурге.

Бориса Стругацкого часто называют предсказателем будущего, однако сам он себя таковым не считает, "ни фантастика, ни футурология ничего существенного предсказать не способны. Разве что случайно". "Писатель может почувствовать дух грядущего, но детали всегда остаются за пределами человеческих возможностей", - отмечает он.

ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ И ФУТУРОЛОГИИ
Содержание:
Ричард Маккенна. СТРАНА МЕЧТЫ. Повесть.
Борис Стругацкий. ТЕОРЕМА СОТВОРЕНИЯ.
Гарри Гаррисон. КАПИТАН БОРК.
Игорь Царев. ЗА ГРАНЬЮ ВОЗМОЖНОГО.
Клиффорд Саймак. ЗЛОВЕЩИЙ КРАТЕР ТИХО.
Норман Спинрад. СХВАТКА.
Игорь Кветной. ДИСПЕТЧЕР ЖИЗНИ.
Ким Стэнли Робинсон. СЛЕПОЙ ГЕОМЕТР, повесть.
Владимир Рогачев. АРСЕНАЛЫ XXI ВЕКА.
Питер Филлипс. СОН - ДЕЛО СВЯТОЕ.
Наталия Сафронова. ИГРАЕМ СТРИНДБЕРГА?
Кингсли Эмис. НОВЫЕ КАРТЫ АДА.

МУЖСКОЙ ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ. Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли!

"Беспокойство" - первая, очень отличающаяся от "канонической", версия "Улитки на склоне", которую братья Стругацкие называли "самым странным своим произведением".

Библиотека современной фантастики в 15-ти томах. Том 7.
Содержание:
Трудно быть Богом.
Понедельник начинается в субботу.
Всеволод Ревич. Трагедия и сказка.

В наши дни уже нельзя писать утопии: мы нашли дорогу в будущее, завоеванное в суровой борьбе, полной тяжких испытаний и жестоких утрат. Мы не мечтаем о коммунистическом обществе; мы строим его своими руками.

Роман, завершающий знаменитую трилогию братьев Стругацких о Максиме Каммерере.
Произведение увлекательное - и в то же время тонко философское, многогранное и талантливое. Завершилась эпоха "Обитаемого острова".
Закончилась странная и трагическая история "Жука в муравейнике".
Наступили времена новых вопросов и новых загадок - времена, когда "Волны гасят ветер"...

Около часу я был разбужен сильным, хотя и отдаленным, грохотом и поражен зловещей игрой красных пятен на стенах спальни. Грохот был рокочущий и перекатывающийся, подобный тому, какой бывает при землетрясениях, так что весь дом колебался, звенели стекла, и пузырьки подпрыгивали на ночном столике. Испугавшись, я бросился к окну.

Когда Ирма вышла, аккуратно притворив за собой дверь, длинноногая, по-взрослому вежливо улыбаясь большим ртом с яркими, как у матери, губами, Виктор принялся старательно раскуривать сигарету. Это не ребенок, думал он ошеломленно. Дети так не говорят. Это даже не грубость, - это жестокость, и даже не жестокость, а просто ей все равно.

Баки были ржавые, помятые, с отставшими крышками. Из-под крышек торчали обрывки газет, свешивалась картофельная шелуха. Это было похоже на пасть неопрятного, неразборчивого в еде пеликана. На вид они казались неподъемно тяжелыми, но на самом деле вдвоем с Ваном ничего не стоило рывком вздернуть такой бак к протянутым рукам Дональда и утвердить на краю откинутого борта. Нужно было только беречь пальцы.

"Далёкая радуга". Книга, которую называют "самой героической повестью" братьев Стругацких.
Вне всякого сомнения, самое напряжённое из произведений о мире "XXII века. Полдня".
Борис Стругацкий – это прославленный российский писатель-фантаст, создавший за свою жизнь огромное множество самых разнообразных произведений.

Среди его книг есть коммерческие бестселлеры и всенародно любимые романы. Именно поэтому жизнь и творчество нашего сегодняшнего героя всегда остаются настолько интересными. Ведь в жизни Бориса Стругацкого, как и в его романах, есть множество примечательных эпизодов.

Ранние годы, детство и семья Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий появился на свет 15 апреля 1933 года в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец был работником Государственного русского музея, а мама преподавала русскую литературу в одной из ленинградских школ. Долгое время их семья казалась счастливой и во многом даже образцово показательной.

У Бориса и его брата Аркадия было счастливое детство. Однако с началом Второй мировой войны все кардинальным образом изменилось. В период блокады Ленинграда Борис с матерью не успели эвакуироваться, а потому остались в осажденном городе. Аркадий Стругацкий вместе с отцом успел перебраться в Оренбург.

Однако попыток помочь матери и младшему брату он никогда не оставлял и в 1943-м году после многих попыток все-таки сумел осуществить задуманное. Таким образом, весь период военных действий Борис вместе с семьей провел в Оренбургской области. Лишь только в 1945-м году Стругацкие решились-таки вновь вернуться в город над Невой.

В Ленинграде наш сегодняшний герой окончил общеобразовательную школу и стал готовиться к поступлению на факультет физики Ленинградского государственного университета. Однако экзамены парень сдать все-таки не смог, а потому в итоге оказался на несколько ином отделении – отделении астрономии. В этот период Борис Стругацкий начал серьезно увлекаться научной темой космоса и звезд, которая плавно привела его к увлеченности научной фантастикой. Но до первых литературных опытов было еще далеко. После окончания ВУЗа наш сегодняшний герой поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории. Однако защитить диссертацию не сумел.

Борис Стругацкий: фантастика без волшебства

Впоследствии на той же Пулковской обсерватории Борис Стругацкий работал инженером-эксплуатационником. Несколько раз в своей жизни он принимал участие в научных экспедициях, а также участвовал во множестве экспериментов.

Литературное творчество Бориса Стругацкого и прочие достижения

Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий написал в соавторстве со своим братом Аркадием. Их совместная работа началась довольно тривиально: в один прекрасный день два молодых ученых поспорили с супругой Аркадия, что смогут написать фантастическую повесть и в итоге выиграли спор. Таким образом, первым гонораром за повесть «В стране багровых туч» для писателей стала выигранная в споре бутылка шампанского.

Данное произведение было написано в 1954-м году, а три года спустя доработано и расширено. Еще два года спустя окончательное произведение было опубликовано в одном из советских издательств.

За эти пять лет, что прошли с момента написания романа до его публикации, два брата написали еще несколько произведений. Чаще всего Борис и Аркадий работали вместе, однако время от времени писали небольшие произведения и отдельно друг от друга.


За свою карьеру в соавторстве со своим братом наш сегодняшний герой создал порядка тридцати романов, а также бессчетное множество рассказов, повестей и прочих небольших произведений. После смерти Аркадия Борис продолжил работать в качестве литератора и издал два полноценных романа - «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Оба произведения были изданы под псевдонимом С. Витицкий.

На протяжении всей своей карьеры прославленный российский литератор работал в жанре научной фантастики. Некоторые его книги часто относят к жанру «антиутопии», однако сам Борис Натанович обычно причисляет свои произведения (как правило, написанные в соавторстве с братом) к жанру «реалистической фантастики.

Интересное кино: фильмы по книгам Стругацких

Романы братьев Стругацких были переведены более чем на тридцать языков мира. Многие произведения, созданные известными писателями, легли в основу компьютерных игр и кинематографических фильмов. Среди наиболее известных лент, поставленным по произведениям Бориса и Аркадия значатся картины «Чародеи», «Дни затмения» (по книге «Миллиард лет до конца света»), «Трудно быть богом», «Обитаемый остров».

Обитаемый остров: схватка (Официальный трейлер фильма по мотивам книги Стругацких)

Над кинематографической адаптацией романов писателей работали такие известные режиссеры как Алексей Герман, Фёдор Бондарчук , Александр Сокуров и многие другие.

За свой выдающийся труд на ниве российской литературы Борис Стругацкий был награжден Орденом Почета, государственной премией РСФСР, медалью «Символ науки», а также некоторыми другими престижными наградами. Кроме того, именем Бориса и Аркадия Стругацких названа малая планета № 3054.

Личная жизнь Бориса Стругацкого и карьера вне литературы

Почти всю свою жизнь Борис Стругацкий прожил с женщиной по имени Аделаида Карпелюк, знакомство с которой завязалось у писателя еще в студенческие годы. В 1959-м году у супругов родился сын Андрей.

Вне мира литературного творчества наш сегодняшний герой был известен как прекрасный переводчик, а также ярый сторонник демократических институтов власти. В частности, Борис Стругацкий часто критиковал политический режим Владимира Путина, называя его авторитарным.

Кончина Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября 2012 года. Причиной смерти известного автора стала лимфома. По завещанию писателя его тело было кремировано. Впоследствии прах был развеян родственниками над Пулковскими высотами.