Нойшванштайн как переводится. Лебединый замок Нойшванштайн в Баварии. Нойшванштайн как добраться из Мюнхена


Рубрика: Бавария

Замок Нойшванштайн (Sсhloss Neuschwanstein) завораживает изящной красотой с первых же минут знакомства. Расположившийся на отвесной скале, он словно парит над горными массивами Баварских Альп. Отсюда открывается потрясающий вид на озеро Альпзее и окрестные леса. Если не знать, кому Нойшванштайн обязан своим появлением, невольно начнешь думать, что к его строительству приложил руку добрый волшебник – настолько необычна и самобытна архитектура замка. Она поистине сказочная, и в этом утверждении нет никакого преувеличения. Другого такого замка не найти во всей Европе. Для баварцев он стал самым известным символом их маленькой родины, а для Германии – одним из самых посещаемых туристических объектов страны.

Романтические фантазии чудаковатого короля

Замок Нойшванштайн находится недалеко от городка Фюссен. Отсюда совсем близко до австрийской границы. Прямо напротив расположился замок Хоэншвангау – романтическая резиденция короля Максимилиана II, где провел детство его сын и наследник Людвиг II. Будущий монарх отличался чудаковатым складом характера и постоянно фантазировал. Вступив на престол, он продолжал витать в облаках, вынашивал какие-то идеи, казавшиеся безумными даже ближайшему окружению, и тут же стремился воплотить их в жизнь. Собственно государственными делами Людвиг II, правивший Баварией с 1864 по 1886 год, занимался крайне неохотно.

Его Величество был большим любителем сказок и легенд. Однажды он задумал построить себе настоящую сказочную резиденцию, похожую на дворец волшебника. Он мечтал о замке, архитектура которого была бы пронизана «лебедиными» мотивами. Потому что король, будучи большим поклонником творчества Рихарда Вагнера, отождествлял себя с Лебединым рыцарем, персонажем одной из опер великого композитора. К тому же лебедь – геральдический символ старинного графского рода Швангау, к преемникам которого себя относил Максимилиан II. Так появился замок Нойшванштайн. Его название переводится с немецкого языка как «Новый лебединый камень» (или утес).

Король, не любивший Мюнхен, хотел, чтобы замок находился вдали от городского шума. Для постройки он выбрал место, где в Средние века находились две крепости, от которых остались руины (их потом разобрали). Людвиг II также приказал взорвать находившуюся здесь скалу и тем самым опустить плато примерно метров на восемь. Так была создана площадка для возведения дворца. Первый камень в его основание был заложен 5 сентября 1869 года. Перед этим сюда подвели дорогу и проложили трубопровод. Строительство доверили Эдуарду Риделю, служившему архитектором при королевском дворе. А мюнхенский театральный художник Кристиан Янк занимался художественным оформлением замка – то есть воплощал в реальность все «волшебные» задумки экстравагантного короля.

Как возводился замок Нойшванштайн

Нойшванштайн – один из трех грандиозных проектов Людвига II. Одновременно с ним возводились еще два замка, Линдерхоф и Херренкимзее. При его жизни был завершен только первый, а вот Нойшванштайн стал самым известным из этой троицы архитектурных шедевров. Он гармонично сплел в себе несколько стилей – неоготический и необарокко, неороманский и неоренессанс. Его называют замком, хотя в классическом понимании таковым не является. Ведь оборонительным сооружением он не был. Да и для балов и прочих увеселений тоже не предназначался. Это был всего лишь каприз короля, грандиозно воплощенный в камне. Причем строительство дорого обошлось государственной казне Баварии. По тем временам 6 миллионов золотых марок – сумма баснословная. Немцы шутят: эти расходы могут окупиться только в том случае, если каждый житель планеты хотя бы раз посетит чудо-дворец.

Возведение замка продолжалось целых семнадцать лет. Основным строительным материалом был кирпич, его облицовывали известняком из местных каменоломен. Использовался и мрамор, но только для колонн, окон и капителей – его доставляли из австрийского Зальцбурга. Из Нюртингена завезли песчаник для эркера и подъездных ворот, их начали строить одновременно со зданием дворца в 1869 году. В 1870 году грянула Франко-прусская война, и работы пришлось приостановить. С новой силой они возобновились в 1873 году. Строители приступили к отделке королевских покоев дворца. Людвиг II требовал ускорить темпы, чтобы завершить работы к 1881 году. Он даже сменил руководителя строительства – им стал Георг Дольман. Но это не помогло: сроки постоянно переносились. Отделка первого, второго, четвертого и пятого этажей завершилась только к 1883 году.

Глядя на замок, в голове не укладывается, как его могли построить – ведь в то время не было ни башенных кранов, ни огромных бетономешалок. Не говоря уже о компьютерных программах, с помощью которых современные архитекторы работают над своими проектами. Стройматериалы поднимали в вагонетках с западной стороны здания. Они приводились в движение работавшим на паровой тяге краном. На строительстве были задействованы более двухсот каменотесов, плотников и подсобных рабочих. Только король так и не дождался окончания всех работ. После смерти Людвига II в 1886 году строительство приостановили. Третий этаж, западную террасу и купальню так и не завершили. Остался незаконченным и рыцарский дом. Доминантой Нойшванштайна могла стать главная башня высотой 90 метров с готическим собором, но до их возведения и вовсе не дошло.

Какие тайны хранит «лебединый» замок?

Весной 1884 года король уже смог поселиться в своих покоях на четвертом этаже. Уединившись в замке, он еще больше стал сторониться публики, живя в мире своих грез и фантазий. Поскольку Людвиг II никогда не был женат, поговаривали о его возможной гомосексуальной ориентации. Поводом для сплетен стала тесная дружба монарха с театральным актером венгерского происхождения Йозефом Кайнцом, главным конюхом Рихардом Хорнигом и придворным Альфонсом Вебером. В своем любимом сказочном замке король прожил всего два года.

Для министров баварского правительства это были нелегкие времена. Им постоянно приходилось искать короля в горах, чтобы завизировать важные документы. Высокие чиновники чувствовали себя унизительно. Когда их терпение лопнуло, то наспех созвали консилиум врачей, который в отсутствие самого монарха признал его душевнобольным. 12 июня 1886 года в Нойшванштайн прибыла правительственная комиссия. Людвигу II зачитали медицинское заключение из трех пунктов. Первым пунктом его обвинили в строительстве «никому не нужных» дворцов и огромных затратах, вторым – в самоустранении от участия в жизни собственной страны, третьим – в гомосексуальной ориентации.

На следующий день 40-летний король и приставленный к нему профессор Бернхард фон Гудден вышли в парк. Сначала они гуляли в сопровождении двух санитаров, а потом доктор вдруг отпустил их. Дальше они с Людвигом пошли вдвоем и… не вернулись. Около 23:00 их тела обнаружили на мелководье Штарнбергского озера. По официальной версии, король пытался покончить с собой, а профессор хотел его остановить, но не смог и утонул вместе с ним. По другой версии, более правдоподобной, неудобного монарха убили, испугавшись, что он может доказать свою дееспособность и восстановиться на троне. Суицид же был лишь инсценировкой. Заодно убрали и нежелательного свидетеля, который мог проговориться – фон Гуддена. Что произошло в тот роковой вечер, доподлинно неизвестно до сих пор. Эх, если бы стены замка Нойшванштайн могли говорить…

Замок Нойшванштайн – бессмертное наследие

Издали Нойшванштайн кажется мультяшным – словно действительно из сказки. На самом деле он величественный, комплекс его строений простирается в длину на 150 метров. Замок состоит из 110 комнат, из которых полностью завершенными можно назвать 16. Интерьеры «лебединого утеса» – это преимущественно иллюстрации к операм Вагнера, которого Людвиг II просто боготворил, и к средневековым германским легендам. Король лично участвовал в проектировании своего детища, заставляя строителей и декораторов многократно переделывать уже готовые детали интерьера. Но зато в результате капризов экстравагантного короля мы получили бессмертное наследие!

Тронный зал. Несмотря на свою незавершенность, он самый впечатляющий в замке. Построенный в неовизантийском стиле, занимает три этажа. Собственно трона здесь нет, а только закладка под него наподобие базилики. Над пустым тронным местом находятся полотна Вильгельма Хаусшильда, а рядом с мраморной лестницей – изображения 12 апостолов. Пол в зале мозаичный, а его колонны сделаны из искусственного мрамора.

Грот. Еще один яркий образец неуемной фантазии Людвига II. На первый взгляд, это небольшая комната. Находится на 3-м этаже между кабинетом короля и Салоном. Здесь нет богатой мебели и ковровых росписей. Помещение оформлено в виде сталактитовой пещеры и дает весьма реалистичное ощущение подземелья. Из мебели здесь только стол и стулья из ветвей дуба. Слуховой ход соединяет Грот с Залом певцов.

Зал певцов. Он находится над королевскими покоями, занимая восточное крыло 5-го этажа. Огромное прямоугольное помещение с трапециевидным потолком задумывалось как центральное в замке. Стены украшают декоративные панно на тему легенд о хранителе святого Грааля – Парцифале, а также раскрашенные деревянные скульптуры и растительные орнаменты. Зал освещают огромные люстры, а также напольные канделябры.

Спальня Людвига II. Самая богато декорированная комната в замке, выполненная в неоготическом стиле. Доминирует деревянное оформление, полностью покрытое тонкой резьбой. Около 60 мастеров трудились над ней в течение полутора лет. Доминанта спальни – огромная кровать с балдахином в позднеготическом стиле XV века. Ее подножие украшает рельеф на тему Распятия. Рядом с ней высокий столик с туалетными принадлежностями.

Как добраться до замка Нойшванштайн

Современники короля считалиего страсть к замкам чудачеством и безумной тратой денег. Но время все расставило все по своим местам: сегодня Нойшванштайн является музеем, и он едва ли не самая популярная туристическая достопримечательность Германии. Ежегодно его посещает 1,3 миллиона человек, что приносит немалые средства в бюджет федеральной земли Бавария. Фотографии сказочного замка, сделанные с моста Мариенбрюкке, стали визитной карточкой страны. Их можно увидеть на многочисленных открытках, футболках, чашках и другой сувенирной продукции.

Как добраться до Нойшванштайна? Туристы обычно добираются из Мюнхена, который находится в 130 км от замка – это самый популярный маршрут. На Фюссен поезда напрямую практически не ходят, поэтому покупают билеты до городка Бухло, где делают пересадку. Доехав до Фюссена, найти идущий к замку автобус не составит никакого труда. Поскольку ехать придется несколькими видами транспорта, то удобнее и дешевле будет сразу, еще в Мюнхене, приобрести многофункциональный билет Bayern Ticket. Сойдя на нужной остановке, держитесь от нее вправо. Пройдя некоторое расстояние, слева вы увидите его – сказочный Нойшванштайн.

Замок открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 18:00 в летнее время, а зимой с 10:00 до 16:00. Единственные выходные – в рождественские праздники. Осмотр достопримечательности возможен как в составе экскурсионной группы, так и по отдельности. Время экскурсии можно согласовать на официальном сайте (www.neuschwanstein.de). Фотографировать Нойшванштайн можно только снаружи, внутри – запрещено. Входить в музей с большими сумками и другими предметами также не разрешается. Здесь регулярно проводятся концерты музыки Вагнера. Говорят, именно в этом чудесном замке великий русский композитор Петр Чайковский вдохновился идеей своего балета «Лебединое озеро»…

Рассказ про Нойшванштайн всегда начинается с истории его создателя — баварского короля Людвига II, одного из самых эксцентричных и несчастных монархов XIX века. Его жизнь была овеяна массой легенд и небылиц, а смерть до сих пор остается загадкой. «Хочу остаться тайной в вечности для себя и других », — писал Людвиг.

В большой степени так и произошло. Любопытную точку зрения на судьбу короля можно узнать из фильма Лукино Висконти «Людвиг», где играют любимец режиссера Хельмут Бергер (и он правда очень похож на портреты короля и замечательно передает его нервический темперамент) и Роми Шнайдер. Висконти снимал картину в том числе и в Нойшванштайне.

История замка Нойшванштайн

К политике и управлению Баварией король был равнодушен. Заняв престол совсем молодым человеком, он погрузился в куда более увлекательный для него мир. Людвиг II еще при жизни получил прозвище «сказочный король», хотя жил он не столько сказками братьев Гримм, сколько средневековыми легендами и мифами. Главное увлечение короля — рыцари Грааля из сказаний о короле Артуре. Больше других занимали его воображение Парсифаль и Лоэнгрин. Воспитанный в лесном уединении Парсифаль обнаруживал королевское происхождение и становился рыцарем. Лоэнгрин, он же Рыцарь Лебедя, прибывал к будущей возлюбленной по воде на лодке, запряженной лебедем, спасал ее, но она не могла сдержать любопытства о его происхождении и теряла любимого. По стране ходили слухи, будто ночами наряженный в рыцарский костюм Людвиг II разъезжает в санях, словно герои Круглого стола. Днем король спал, бодрствовал ночью. Считается, что род Виттелсбахов (Людвиг их наследник) происходит от рыцарей Швангау, а их резиденция находилась на месте, где король позже построит свой Нойшванштайн. Эмблемой рода Швангау был лебедь. Образ Рыцаря Лебедя всегда занимал Людвига и стал основой для строительства Нойшванштайна — «Нового лебединого утеса».

Истории рыцарей король черпал не только в сагах, но и внимая музыке главного кумира своей жизни — композитора Рихарда Вагнера, автора опер на основе средневековых легенд. Впервые принц Людвиг услышал «Лоэнгрина» Вагнера в 16 лет в Мюнхене и был очарован. Позже он станет меценатом Вагнера, а премьера «Парсифаля» состоится в баварской столице.

На высоте полета

Личное общение с композитором вдохновило на строительство нового масштабного замка в несусветном месте — на альпийском утесе вблизи двух горных озер, Альпзее и Шванзее (как раз Лебединого озера). Утес, на котором стоит замок, днем будто утопает в облаках. Надо сказать, что Нойшванштайн не стал единственным «сказочным» творением короля. За свое правление он построил также замок Линдерхоф в стиле дворцов рококо, с гротом и озером в скалах, и пышный Херренкимзее в честь Людовика XIV. Но именно в «Лебединый утес» Людвиг вложил всю свою страсть к легендам и немыслимый бюджет баварского королевства.

В 1868 году он писал Вагнеру, что намерен возвести замок на месте Хоэншвангау, старой резиденции Виттельсбахов, на манер старинных рыцарских. Замок должен был напомнить композитору замки из опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин». И Вагнер однажды смог бы трудиться в стенах Нойшванштайна и ставить там оперы.

Год спустя на развалинах рыцарского замка Швангау началось строительство. Первоначальный бюджет составил 3 миллиона золотых марок, но в итоге замок обошелся в 6 миллионов, погрузив короля в чудовищные долги, которые и привели его к гибели. Строительство затянется на 17 лет, амбициозные планы воплотятся лишь частично, после смерти Людвига работы будут остановлены.

Основой для архитектурного плана стали эскизы художника Кристиана Янка, сделанные по инструкциям Вагнера к «Лоэнгрину». Также облик замка определили средневековая крепость Вартбург и замок Грааля из «Парсифаля». Первоначальной идеей была неоготика, но в итоге замок выстроен в романском стиле. На строительство внешних стен пошли кирпич и альпийские породы камня. В оформлении использовались самые роскошные материалы — позолота, хрусталь, мрамор, драгоценные породы дерева, шелка. Окна декорированы витражами с гербами Виттельсбахов, Баварии и рыцарей Швангау — львы, лебеди и лилии, а стены и потолки расписаны фресками на мотивы опер Вагнера — «Зигурда», «Тристана и Изольды», «Тангейзера», а также, конечно, «Парсифаля» и «Лоэнгрина». И куда ни глянь, повторяется мотив лебедя: то умывальник в форме птицы, то рисунки на стекле, то в знаках королевской геральдики. Происхождение замка от легенд подчеркивали названия залов — Зал певцов, Тронный зал, Зал Грааля.

Несмотря на то что внешний облик и внутреннее убранство Нойшванштайна делали поклон давно минувшим временам, его оснащение было выполнено по последнему слову техники: современная кухня, горячий подогрев воздуха, рамы для окон из промышленной стали.

Чайковский и лебеди

Увлечение Людвига II музыкой привело к тому, что однажды у подножия замка оказался другой великий композитор эпохи. Петр Ильич Чайковский как раз раздумывал над новым балетом на тему романтизма. Вагнеровский «Лоэнгрин» о Рыцаре Лебедя дал первые идеи. Кроме того, Чайковский слышал про мецената Вагнера, мечтательного баварского короля, который выстроил в Альпах диковину, воплотившую в интерьере легенды о рыцарях Святого Грааля. Русский композитор в 1876 году отправился в Баварию, где после премьеры «Кольца Нибелунгов» познакомился с Вагнером. Чайковский успел навестить и Швангау, где воочию увидел Нойшванштайн, возвышающийся над неприступными Альпами и заповедными лесами. С разных сторон замок окружают озера, побольше Альпзее и маленькое Шванзее (Лебединое) с белыми лебедями. Справедливости ради надо заметить, что на композитора также повлияли немецкие волшебные сказки, записанные братьями Гримм, и немецкие легенды. Магический лес, неизменно присутствующий в мифах, дал толчок невероятной истории любви принца к озерной принцессе, превращенной в лебедя. Так появились Одетта, Одиллия, мрачный король Ротбарт и мечтательный принц Зигфрид.

Драматичный финал

Из-за строительства сказочных резиденций Людвиг влез в немыслимые долги — 14 миллионов золотых марок. В недостроенном Нойшванштанне, куда король предпочел полностью уединиться от государственных дел, он прожил всего 172 дня. Иностранные банки грозили банкротством короне, поэтому в 1886 году правительство объявило Людвига II сумасшедшим и отлучило от престола. Отправленного в ссылку в замок Берг короля через день нашли утонувшим в озере. Обстоятельства его гибели остались неясными. Спустя несколько недель прежде закрытый для публики замок стал доступным для посещения — власти хотели хотя бы частично компенсировать его гигантский бюджет. Сегодня 1.4 миллиона человек ежегодно приезжают воочию увидеть один из самых романтичных замков Европы.

А для мультипликаторов студии Walt Disney Нойшванштайн стал прообразом замка в фильме «Спящая красавица», с него же нарисована и знаменитая эмблема студии.

.

Предлагаю закончить осмотр этих

замков самым наверное знаменитым и на мой взгляд самым красивым и эффектным замком. Кто же не видел его силуэт на предметах утвари и рабочих столах компьютеров.

Обязательно подберите и себе что нибудь рабочий стол:-)

Через семь недель после смерти Короля Людвига II в 1886 году, замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) был открыт для посещения. Скромный король построил замок в надежде укрыться от общественной жизни, а теперь толпы людей приходили посмотреть на его убежище.

На сегодняшний день Нойшванштайн является одним из самых знаменитых замков и дворцов в Европе. Каждый год около 1,2 миллиона туристов приезжают посмотреть на «замок сказочного короля». В летний период около 6,000 посетителей в день проносятся по залам, которые когда-то предназначались только одному жителю.

Трудно было бы придумать место более подходящее для расположения замка, однако, нужно постоянно отслеживать движения в районе фундамента замка, и отвесные скалистые стены нужно периодически укреплять. Суровый климат также наносит ущерб известняковым фасадам, которые в последующие несколько лет нужно реставрировать деталь за деталью.

Замок Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein , буквально: «Новый лебединый утес») — замок XIX века около городка Фюссен и Замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

Как мы уже знаем, Людвиг II начал возведение трех дворцов - Нойшванштайн , Херренкимзее и Линдерхоф , однако до конца был достроен при его жизни лишь Линдерхоф. Стоит отметить то, что Нойшванштайн называют “замком” напрасно, по факту он никогда им не был, поскольку он никогда не имел оборонного значения. Нойшванштайн - каприз короля, увлеченного музыкой Вагнера и построившего для своего любимого композитора этот замок-дворец в духе его произведений, для которых замок служит некой иллюстрацией или театральной сценой.


Кликабельно 5000 рх, панорама

“Я решил перестроить старый замок. Архитектурный стиль его будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки. Расположение его — одно из самых прекрасных, которое можно найти. Замок будет священным и неприступным. Певческий зал, откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине. Это сооружение будет более величественным, чем нижний замок Хоэншвангау. Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес”, - так напишет король Баварии Людвиг II Рихарду Вагнеру о идее строительства Нойшванштайна.

Людвиг II решил возводить свой первый замок в родных ему с детства местах, на вершине скалы по соседству с Хоэншвангау. Всего на этой территории находилось четыре крепости, которые защищали дорогу на Тироль. Лучше всего из них сохранился замок Шванштайн, который был перестроен Максимилианом II в Хоэншвангау. Далее на запад располагались развалины Фрауэнштайн, которые Максимилиан решил сохранить в неприкосновенности как памятник. Еще два замка - Фордерхоэншвангау и Хиндерхоэншвангау - оставались лежать в руинах на востоке от Хоэншвангау. Это место Людвиг называл “скалой юности” . Первоначально Людвиг планировал типичную для XIX века реставрацию обоих замков в стиле XII-XIII в., основываясь на опыте Хоэншвангау. Первые эскизы Нового Швангау значительно отличались от финального варианта замка. Проекты предполагали объединение двух замков в единый ансамбль. Фордершвангау в этом случае становился главной башней замка, а Хинтершвангау преобразовывался в основное здание. Однако ряд обстоятельств изменил изначальную задумку.


Людвиг II

Для создания проекта будущего замка Людвиг II приглашает архитектора Эдуарда Риделя , который ранее перестраивал замок Берг для отца Людвига. Также в разработке внешнего вида Нойшванштайна участвует театральный художник Христиан Янк , который воплощает задумки Риделя в живописной и графической форме, чтобы предоставить заказчику наиболее полное впечатление о проекте. Янк считался специалистом по средневековым крепостям, после того как создал для бала Художественного союза “Юнг-Мюнхен” декорацию “крепости на Рейне”, выполненную в романтическом ключе. Для создания плана Нойшванштайна Ридель и Янк, также как и Людвиг, отправлялись в Вартбург за вдохновением. Янк предоставил несколько эскизов будущего замка. первые из них демонстрировали стремление к фанатическим и готическим формам, однако после редакции короля они приобрели более спокойные романские очертания.

Работа над будущим шедевром архитектуры началась летом 1868 года. Для того, чтобы заложить фундамент понадобилось взорвать около восьми метров скалы. В июне 1869 года закончили прокладывать подъездную дорогу. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 года вместе с планом строительства, портретами короля Людвига II и монетами эпохи его правления.

При возведении замка использовались самые современные на то время технологии. В строительстве была задействована передовая техника. Например, чтобы облегчить транспортировку материалов на строительную площадку, в западной ее части был построен паровой кран. Для тех же целей использовались локомобили - передвижные паровые двигатели, прототипы автомобилей. За них отвечала “Баварская ревизионная комиссия по паровым котлам”. Кроме того, последние достижения техники были установлены и в самом здании, будучи невидимыми для зрителя. Среди них - водопровод, проведенный на каждом этаже, центральное паровое отопление, электрическая система телефонов и т.д. Все это функционировало еще при жизни Людвига II, и обеспечивало комфортное пребывание короля в замке.



Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 9000 центнеров цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 184500 литров извести. На 1879/80гг. существует статистика по использованию строительного материала: 9300 центнеров мрамора из Зальцбурга, 91000 центнеров нюртингского песчанника, 400000 кирпичей, 3600 кубометров песка, 12000 центнеров цемента, 1000 центнеров древестного угля, 2050 кубометров досок (на леса). Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TUV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.

После смерти короля(в 1886 году) все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.

Когда был заложен первый камень в основание замка, королевство Бавария уже потеряло свой суверенитет, и фантазия молодого короля находила утешение оскорбленному самолюбию в видениях фантастического нового царства, где Людвиг являлся стопроцентным сувереном. Замок-мечту возводили, как воплощение грез монарха, поэтому даже главным архитектором был назначен мюнхенский театральный художник Кристиан Янк.


Король с юношеской страстью целиком и полностью отдался строительству. Несмотря на это, возведение замка продвигалось далеко не с такой скоростью, как виделось баварскому мечтателю. Дело в том, что соорудить в гористой альпийской местности столь сложное в архитектурном и коммуникационном плане строение являлось весьма непростой задачей. Люди трудились день и ночь, но все равно не успевали за полетом фантазии правителя, который, к тому же, постоянно пересматривал проект, в угоду вновь посетившим его видениям. В результате, например, достаточно скромное помещение для приемов, превратилось в помпезный Тронный зал.

Полностью погрузившись в мир своих сладостных грез, Людвиг все больше и больше утрачивал связь с действительностью. Руководство баварскими землями было пущено на самотек, король все чаще совершал необдуманные и необъяснимые, с точки зрения здравого смысла, поступки, что привело в результате к закономерным и плачевным для государя последствиям. В 1886 году, после психиатрического обследования, король был объявлен сумасшедшим. В скором времени, при загадочных обстоятельствах во время катания на лодке в озере Старнберг, низложенный монарх вместе со сделавшим заключение о его недееспособности психиатром, утонули. Как говорится, концы в воду.


Строительство Нойшванштайна в то время было в самом разгаре. Мастера приступили к возведению донжона - главной замковой башни. После кончины Людвига, стройка века была спешно свернута, и уже через семь недель после смерти, замок был открыт для посещения. Впрочем, вялотекущее строительство продолжалось чуть ли ни до начала 20 века. В 1891 году грандиозный романтический проект был наконец-то объявлен законченным и сразу приобрел статус национального достояния.



Кликабельно

Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Вызывают, пожалуй, даже эстетическое восхищение колонны-сталактиты искусственного грота, вписанного в общую архитектуру сооружения, декадентский декор византийского стиля Тронного зала, в котором трон так и не был никогда установлен, изысканное и в то же время достаточно мощное освещение певческого зала - своеобразного замкового театра, предназначенного для постановок романтических произведений Вагнера. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них.


Поражает внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.


Прямо под ним, на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет.


Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Существует и одноименная опера Рихарда Вагнера, в свое время произведшая большое впечатление на романтическую душу Людвига.

Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван. Обращает на себя внимание врезанный в разрисованный стрельчатый свод, богато украшенный створчатый алтарь.


Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте.

Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.

Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий 19в. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.



Кликабельно 1600 рх

Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Внутренний двор замка представляет собой великолепный парк местной растительности, где для увеселения гостей сделана даже искусственная пещера.



Neuschwanstein стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день.

Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.



Небезынтересно, что именно облик Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание местожительства «Спящей красавицы» - Сказочного королевства из одноименного мультфильма. Поэтому внешний вид самого знаменитого замка Баварии хорошо знаком даже самым маленьким россиянам, никогда на землях Германии не бывавших - центральным изображением заставки «Часа Диснея» на нашем телевидении служит Neuschwanstein.

Правительство Германии внимательно относится к текущему состоянию национального достояния. В конце 20 века из государственного бюджета было истрачено свыше 11 миллионов евро на масштабную реконструкцию. Реставрационные работы, кстати, не прекращаются до сих пор - туристы регулярно обозревают ту или иную часть замка в строительных лесах. Но это, разумеется, не может никому испортить впечатления от посещения самой значимой достопримечательности этих мест - замка Нойшванштайн.


В настоящее время замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский). Для посещения замка необходимо купить билет в билетном центре (желаемое время можно согласовать на сайте центра) и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который "проживает" в замке на данный момент и является его хранителем, - это сторож.

«Я хочу остаться в памяти людей как вечная тайна....» говорил король, так и произошло,
после его загадочной смерти люди слагали легенды. И сейчас нет полной информации о смерти
короля, известно, что нашли два тела на берегу реки — короля и его лечащего врача.

Принц Людвиг родился в тот день, когда на престол взошел Луи IX, король Франции, основатель Дома Бурбон. Крестным Людвига II был Луи XVI, эти дружеские отношения сохранялись на протяжение всей жизни короля Баварии Людвига II. Когда принцу было 16 лет, в его жизни произошло событие определившее его судьбу, в 1861 году он присутствовал на опере Вагнера «Лоэнгрин». Музыка Вагнера потрясла его, с тех пор он стал страстным поклонником Вагнера и коллекционером его произведений. После его коронации, он устроил встречу с Вагнером. В Мюнхине не любили Вагнера за его революционное прошлое и под давлением народа Людвиг был вынужден попросить Вагнера покинуть Мюнхен, но их дружба на этом не закончилась.


Кликабельно

В 1869 году Людвиг заложил первый камень на месте старинной крепости на склонах Альп. Баварский замок Нойшванштайн был построен в виде средневекового замка с крепостной стеной, башнями и переходами и очень красиво смотрелся на фоне парка. Его строительство заняло 17 лет, но так и не было завершено. По злой иронии судьбы в этом романтическом замке Людвиг II пережил самое большое унижение в своей жизни. В 1886 году он потерпел огромное разочарование в своей жизни-война с Пруссией не принесла желающих результатов, а только громадные потери и долги.

Безудержное строительство и уходившие на него средства не способствовали популярности некогда обожаемого монарха. Он всадил в свои проекты собственный годовой доход в 5,5 миллионов марок и глубоко залез в государственный карман. К моменту смерти Людвига его долг государству составлял 21 миллион марок. Богатство страны, нажитое за 800 лет многими поколениями баварских монархов, было пущено на ветер за какие-нибудь 20 лет.

В результате заговора, Людвиг был признан недееспособным, власть отошла в бразды правления его дяди Лютпольду. Сам король отказывался признать свою недееспособность, основываясь на том, что врач сделавший такое заключение никогда и не был его лечащим врачом. Людвиг II был доставлен в Бергский дворец, где на следующий день был обнаружен мертвым на озере Старнберг при загадочных обстоятельствах, вместе с лечащим врачом, сделавшим заключение о его недееспособности.

Самое сказочное место в Германии вы найдете на границе с Австрией в баварском городке Швангау. Здесь находится королевский замок Нойшванштайн.

Этот дворец был построен не ради обороны и не ради королевских гуляний. На возведение немецкого замка Нойшванштайн повлияла любовь Людвига II к опере о рыцаре лебедя «Лоэнгрин» композитора Рихарда Вагнера. С тех пор, как король взошел на престол, он всячески поддерживал композитора и восхищался его творениями. Людвиг II пожелал погрузиться в царство оперных героев Вагнера и велел начать строительство «сказочных замков».

Всего по его приказу было возведено три замка в течение 15 лет. Самым известным из них является Нойшванштайн, что в переводе с немецкого означает «Новый лебединый камень». Он построен в неороманском архитектурном стиле.

История строительства замка и судьба короля Людвига

Строительство началось в 1869 году под руководством мюнхенского художника Кристиана Янка и архитектора Эдуарда Риделя. Также считается, что замок является личным творением Людвига II, так как он принимал непосредственное участие в разработке каждого чертежа.

В 1884 году строительные работы еще не были завершены, но король уже поселился в Нойшванштайне. Он прожил там всего 172 дня и был отстранен от власти за подозрения в помешательстве. Его фанатичное отношение к своим сказочным замкам погубили его. При воплощении своей мечты он стал терять связь с реальностью.

В 1886 году Людвиг II утонул в Штарнбергском озере при загадочных обстоятельствах. После смерти короля прекратились и строительные работы.

Что внутри замка Нойшванштайн

Всего во дворце 5 этажей и 110 комнат, из которых только 16 являются жилыми, а остальные так и не достроили.

Интерьеры замка Нойшванштайн украшены символами из опер Вагнера, а также иллюстрациями из старинных германских легенд. Чаще всего здесь встречаются лебединые мотивы из любимой оперы Людвига «Лоэнгрин». Изображения этих птиц не случайны, так как лебедь является геральдическим символом королевского рода.

В центральной части дворца Нойшванштайн был построен Зал певцов, правда до 1933 года он не использовался. Впервые музыка зазвучала здесь на 50-ю годовщину со смерти Рихарда Вагнера.

Самой необыкновенной комнатой является тронный зал, он украшен полотнами с изображениями королей и религиозными фресками. Примечательно, что самого трона здесь нет, есть только помост, к которому ведет лестница.

На третьем этаже были личные покои короля. Особенным местом является комната, которая оформлена в виде сказочной пещеры - Грот с озером и небольшим водопадом. Когда парламент узнал о существовании декорированной пещеры в замке, Людвига признали умалишенным.

Окрестности рядом с замком

С обзорной площадки замка Нойшванштайн открывается великолепный вид на Альпы. Правее виднеется маленькая деревушка Швангау, а слева можно рассмотреть силуэт другого замка - Хоэншвангау, где провел свое детство Людвиг II. Есть еще одна достопримечательность в округе - Лебединое озеро (Schwansee), то самое, которое стало источником вдохновения для композитора Петра Ильича Чайковского.

Сложно пройти и мимо моста Мариенбрюке (Marienbrücke) над ущельем Поллат. Он был назван в честь матери короля Людвига - Марии. Отсюда открывается красивый вид на баварский замок Нойшванштайн и водопад. Конструкция не для слабонервных, так как находится мост Марии на высоте 92 метра над землей. В зимнее время проход по мосту запрещен из соображений безопасности.

  • На строительство замка Нойшванштайн было потрачено 7,5 миллионов марок - это баснословные деньги на то время. Король был должен кредиторам огромную сумму, после его смерти было принято решение открыть замок для платного посещения. В течение 13 лет за счет туристов долг был погашен.
  • Прототип Нойшванштайна можно узнать в замке Спящей красавицы в парижском Диснейленде. Также похожий замок встречается в заставках мультипликационной студии Уолта Диснея.
  • Изображение замка Нойшванштайн увековечено и на картине Адольфа Гитлера, которая в 2015 году была продана за 100 тыс. евро.
  • Исторические и художественные фильмы о сказочном замке: «Людвиг II: Блеск и падение короля» (1955), «Людвиг» (1972), «Людвиг Баварский» (2012).

Посещение замка Нойшванштайн: как добраться и режим работы

Расстояние от Мюнхена до замка Нойшванштайн составляет 130 км.

Как доехать : с ж/д вокзала Мюнхена купить билет на поезд до Фюссена с пересадкой в городке Бухло (стоимость примерно 28 евро в одну сторону). С Фюссена ежедневно курсируют автобусы ко всем замкам в окрестности, самый популярный маршрут - до Нойшванштайна (линии RVA/ OVG 73 и RVA/ OVG 78).

Добраться самостоятельно на машине : двигаясь по трассе A7, сверните на Фюссен и направляйтесь по указателям в сторону Королевских Замков (Schwangau/ Königschlösser). Когда выедете на федеральную трассу B17 в направлении города Швангау, следуйте указателям Hohenschwangau - Königsschlösser (Хоэншвангау - Королевские замки). Ближайшая парковка вблизи замков платная. Чтобы не платить, можно оставить машину в конце городка Швангау на стоянке у ресторана.

  • 9:00 - 18:00 (с апреля по 15 октября)
  • 10:00 - 16:00 (с 16 октября по март)

Цена билета : 12 евро - полный; 11 евро - льготный; детям до 18 лет - бесплатно.

Пик сезона : июль-август.

Правила посещения :

  • экскурсия по замку Нойшванштайн возможна только с экскурсионным туром (длится 30-40 минут);
  • нельзя проводить фото- и видеосъемку внутри замка.

Где находится замок Нойшванштайн на карте Германии:

Планировать поездку в замок Нойшванштайн лучше с самого утра или в обед. Во второй половине дня, особенно в высокий сезон, билетов и записей на экскурсионные туры может уже не быть. Чтобы быть ближе к самому красивому замку Германии, бронируйте жилье в городке Швангау на сайте Planet of Hotels.

Самое сказочное место в Германии вы найдете на границе с Австрией в баварском городке Швангау. Здесь находится королевский замок Нойшванштайн.

Лебединый замок Нойшванштайн в Баварии

Этот дворец был построен не ради обороны и не ради королевских гуляний. На возведение немецкого замка Нойшванштайн повлияла любовь Людвига II к опере о рыцаре лебедя «Лоэнгрин» ко..." />