Фрунзик мкртчян - история одиночества. Мкртчян фрунзик мушегович - чтобы помнили Сын фрунзика мкртчяна вазген

Народный артист СССР Фрунзик Мкртчян, причины смерти которого знают не все, являлся известным советским и армянским актером театра и кино, театральным режиссером.

Родился Фрунзик в 1930-м году в Ленинакане (сейчас Гюмри), что в Армении. Его отцом был табельщик на заводе, а матерью посудомойка заводской столовой. Рос Мкртчян вместе с братом Альбертом и двумя сестрами – Рузанной и Кларой.

Еще в детстве у Фрунзика стали проявляться актерские способности. После окончания школы он устроился на работу в клуб при текстильном комбинате, где был помощником киномеханика. В то время он уже начал играть в местном драмкружке, а затем поступит в студию при Ленинаканском драматическом театре. В 1947-м году Мкртчяна зачислили в театральную труппу этого театра.

В 1956-м году артист окончил Ереванский театральный вуз и стал актером в театре Сандукяна. В этом же году он дебютировал в кино. Это была эпизодическая роль в фильме «Тайна озера Севан». Примечательно, что после монтажа в картине оставили только ногу Мкртчяна. Зато в театре дела у него шли намного лучше. Он стал узнаваемым актером, многие стали ходить в театр именно на Фрунзика.

Уже более значимая роль была у Мкртчяна в фильме 1960-го года «Парни музкомандв». В нем он сыграл музыканта по имени Арсен. Следующие 5 лет актер нигде не снимался, зато в 1965-м году сыграл в знаменитой комедии Данелии «Тридцать три». Однако первое время картину запрещали власти.

Уже через год Мкртчян сыграл одну из самых его известных ролей – дядю Джабраила в комедии «Кавказская пленница» Гайдая. После этой роли Фрунзика стали узнавать во всем СССР. В этом же году он сыграл большую роль в фильме «Айболит-66» Быкова.

В 70-х у Фрунзика заболела жена, ему пришлось отказываться от различных ролей. Но уже во второй половине 70-х вышла комедия «Мимино», где Мкртчян сыграл одну из главных ролей вместе с Кикабидзе. Многие из его фраз стали крылатыми и цитируются до сих пор, а картину повторяют по телеканалам каждый год.

Многим также запомнилась роль Мкртчяна в драме «Солдат и слон». За эту роль его наградили первым призом за лучшую актерскую работу на Всесоюзном кинофестивале в Ереване. Затем Фрунзик снялся в «Суете сует», где исполнил главную роль. В 1978-м году артиста наградили Государственной премией СССР, а в 1984-м году – званием Народного артиста СССР.

В 80-х годах Мкртчян перестал сниматься. Он отказывался от всех ролей, но продолжал иногда играть в театре. В 90-х перестал появляться и там. Говорят, что причиной ухода Мкртчяна из театра стало то, что главным режиссером назначили не его, а другого человека.

Женат Фрунзик был 3 раза. Первой его супругой была его однокурсница Кнара, но в браке с ней он был недолго. Во второй раз артист женился на Донаре Пилосян в середине 50-х. Она родила ему дочь Нунэ, а потом сына Вазгена. Через некоторое время Донара заболела неизлечимым психическим заболеванием, передавшимся ей по наследству. В итоге женщину госпитализировали в психлечебницу во Франции, где она и осталась. Фрунзик один воспитывал двоих детей. Позже у его сына Вазгена нашли то же заболевание, что и у его матери. Его положили в ту же лечебницу, что и его мать. Говорят, что вскоре они даже перестали узнавать друг друга.

Третьей женой Мкртчяна стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян. Но пара быстро развелась из-за того, что Фрунзик стал злоупотреблять спиртными напитками.

Не стало артиста в декабре 1993-го года. Он умер в своей ереванской квартире. Официальной причиной смерти был назван инфаркт. 31 декабря проходили похороны актера. Их посетили тысячи людей.

Советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Бесконечно талантливый, универсальный актер. Совсем простой человек. лишенный “звездности”, скромный, стеснительный.

Он прожил 63 года – слишком мало для великого актера. Был очень уважаемым человеком, которого узнавали на улицах, не спрашивали документов, даже денег в магазинах и ресторанах часто не брали.

Имя Фрунзик не вполне армянское и уж точно для Армении не традиционное. Не известно, в честь кого Фрунзик получил свое имя – возможно, в честь Михаила Фрунзе. Младшего брата Фрунзика назвали Альбертом – тоже явно не армянское имя.

Мкртчян не любил своего имени. И это знали его друзья.

Однажды во время зарубежных гастролей группа Ереванского театра имени Сундукяна попала в Бейрут. Представителям армянской диаспоры игра Мкртчян так полюбилось, что Фрунзика стали называть Мгер – “Солнечный”, или “Светлый”. Это имя ему очень нравилось.

У семьи Мкртчянов нет родословной. Родителей Фрунзика, тогда еще совсем детей, нашли на дороге. Они стали жертвами турецкой резни, в ходе которой погибло около миллиона армян. Детей подобрали и определили в детский дом в Гюмри. Здесь они и познакомились – Мушег и Санам.

В 1924 году они стали мужем и женой.Жили они бедно и не очень счастливо.

В 1930 году, 4 июля, на свет их первенец. Для Санам маленький Фрунзик был настоящим счастьем. Привязанность к первенцу она сохранила на всю жизнь. В семье было четверо детей. В детстве Фрунзик был слабеньким и ранимым.

В детстве он хорошо рисовал, и отец больше всего хотел, чтобы старший сын стал художником.

Того города, в котором родился Фрунзик, уже не существует. Ужасная катастрофа -землетрясение 1988 года – уничтожила старые кварталы и убил тысячи жителей Ленинакана.

Район, в котором жили Мкртчяны, считался в Ленинакане бандитским. Кругом царила бедность.

Не известно, как учился он в школе. В зрелом возрасте Мкртчян очень хорошо знал мировую литературу и классическую музыку.

Лет в десять Фрунзик, уже неоднократно побывавший в местном театре и загоревшийся идеей стать артистом, затеял свою детскую игру “в театр”. На площадке второго этажа, прямо перед дверью квартиры с помощью матушки Фрунзик соорудил самодельный занавес. Перед ним установил ряд стульев, попросил их у соседей. И начал “представление”. Игра заканчивалась с приходом отца.

Классе в пятом Фрунзик попробовал вступить в театральный кружок при Доме культуры текстильного комбината. Талант мальчика был настолько очевидным, что его тут же взяли. Интересно тот факт, что его взяли во взрослую группу, где играли ребята гораздо старше, а он был самым младшим.

однажды на его спектакль решил прийти отец. Спектакль закончился. Фрунзик отправился домой, ожидая скандала. Но отец задержался. Утром Папаша был немногословен. Лишь завтраком буркнул: “Молодец, хорошо играл…”.

Однажды в 1945 году, когда Фрунзику исполнилось 15 лет. отец вернулся с работы чем-то обозленным. Спросил, почему сын не рисует. Фрунзик огрызнулся. Отец достал железную линейку и ударил Фрунзика по рукам… А спустя несколько минут в дверь квартиры постучали. Отец открыл. В квартиру ввалились люди в форме.

В этот вечер Мушега Мкртчяна арестовали. Он, как и и много раз раньше, вынес с комбината пять метров бязи. Выносили все – обматывая бязью ноги вместо портянок. Эту бязь собирали, потом продавали в рынке. И на эти деньги покупали одежду и пропитание для детей.

Воровали все. Иногда попадались. На суде Мушега признали виновным и присудили десять лет лагерей. Отца четырех детей отправили в Нижний Тагил валить лес. После десяти лет Мушег вернулся домой уничтоженным здоровьем и тут же умер.

Можно лишь представить, чего стоило матушке Санам поднять сыновей и дочек одной, без мужа. Возможно, именно эти трудные времена и воспитали во Фрунзике пренебрежение к роскоши и к собственной одежде. К предметам роскоши, ко всяком побрякушкам и украшениям Фрунзик относился презрением.

В 15 лет, еще школьником, Фрунзик стал зарабатывать на жизнь. И это было не его желание, а суровая необходимость.

Друг отца, киномеханик Дома культуры текстильного комбината, взял мальчика себе в помощники.

Он проработал помощником киномеханика два года – до окончания средней школы. И за это время смог увидеть многие шедевры советского кино.

Мкртчян окончил Ереванский театрально – художественный институт, но при этом был актером – самоучкой.

В кинематограф Мкртчян вошел спонтанно, внезапно и как высочайший профессионал.

Дарование Фрунзика было настолько ярким, что в 1951 году руководство Ленинаканского театра желая своему воспитаннику, направил Мкртчяна в Ереван – в Театрально-художественный институт.

На втором курсе института Фрунзик отправился Ереванский театр – главный театр Армении. Ему устроили просмотр и тут же взяли.

Институт он закончил уже будучи известным в стране театральном актером. Ереван, в котором Фрунзик попал впервые в жизни, полюбился ему сразу.

Он учился на последнем курсе Ереванского театрального-художественного института. 18-летний брат Алберт учился здесь же – на втором курсе. Однажды братья поспорили. Фрунзик решил сняться в кино. На следующий день Фрунзик отправился на киностудию. Принес свою фотографию, отрекомендовался актером театра Сундукяна. Его внесли в актерскую базу. А потом он об этом визите забыл.

И вдруг его пригласили пройти кинопробы на роль в новом фильме “В поисках адресата”.

В 1956 году он снова получил приглашение и снялся в фильме “Из-за чести”. В 1959 году – “О чем шумит река”, а в 1960-м -“Парни музкоманды”.

После этого фильма наступила пятилетняя пауза, он играл только в театре и на все приглашения отвечал отказом.

Фрунзик в юности переживал за свое внешность, за большой нос. В юности – ведь в это время пора самоутверждения и поисков первого любви. Но его всегда спасало чувство юмора.

Он очень много пил.

Однажды, уже в восьмидесятые годы, Фрунзик попал в Нью-Йорк. Он не знал английского языка. Как на грех, в зале собралась публика, которая не знала ни армянского, ни русского. Американский зритель, который пришел на легенду советского кино. Катастрофа. Фрунзик моментально нашел выход. Он вышел на сцену. Поклонился. И … пять минут стоял молча, не произнося ни слова.Он просто смотрел в зал и “играл лицом”. И зал сползал от хохот под кресла. Спустя пять минут Фрунзик снова поклонился и удалился со сцены. Ему устроили грандиозную овацию. А этот концерт вошел в легенды.

Он никогда не был ангелом. Любил выпить, любил покутить друзьями. Любил женщин… И женщины любили его.

Фрунзик был удивительно несчастлив в семейной жизни. Трижды женился – и все неудачно.

Его первой любовью была девушка по имени Джульетта. Отношения не сложились – родители девушки были против ее брака с некрасивым парнем, да еще и со студентом.

На втором курсе познакомился с девушкой, не имевшей никакого отношения к миру искусства и ни разу не побывавшей в театре. Очень простая девушка по имени Кнара.

А потом была скромная студенческая свадьба – спустя несколько недель после знакомства.

Но потом они поняли, что не подходят друг-другу. У них к быстрому охлаждению добавились еще и нешуточные бытовые трудности. Им негде и не на что было жить. Их брак продержался несколько месяцев.

Вскоре в Ереван из Ленинакана приехала потрясающей красоты женщина, попросившая Фрунзика, как земляка, помочь ей поступить в театр имени Сундукяна. Мкртчян помог. И… снова влюбился.

Это была Донара. Была свадьба, шумная, щедрая. Донара не оставила театр и продолжала играть до тех пор, пока не родился их первый ребенок. Она сыграла с мужем в “Кавказской пленнице” – жену героя Фрунзика водителя Саахова “товарища Джабриала”. Потом она родила второго ребенка. И после этого Донара начала ревновать мужа. Скандалы Донары день за днем становились все безумней. Мкртчян обратился за помощью к докторам-психиатрам…

После роли в фильме “Кавказская пленница” Фрунзик получил всесоюзную славу. Роль была не большая, но все ровно его полюбили и не представляли другого артиста когда речь шла о роли кавказца.

Мкртчян стал самым смешным армянином советского кинематографа.

1969 году ему исполнилось 39. Он никогда не был богат, но в эти годы стал зарабатывать достаточно, чтобы купить автомобиль (в те годы “Волга” была признаком благосостояния) и полностью обеспечить семью.

Мкртчян любил застолье. Старался достать деликатесов, чтобы гости могли полакомиться икрой или экзотическими фруктами. Он же любил самые простые блюда. Обычно делал себе маленький бутерброд.

К своей популярности Фрунзик относился с юмором и самоиронией.

Однажды Мкртчяну пришло в голову идея – слетать в Сочи и хорошо там погулять. Взял с собой друга, Фрунзик отправился в аэропорт. В кармане у него лежала пачка купюр – тысяча рублей. Три дня друзья колесили по Сочи. Отдыхали в гостинице, обедали в дорогих ресторанах. Потом вернулись в Ереван – опять же самолетом. В кармане Фрунзика лежала все та же тысяча рублей…

В фильме “Мимино”, вышедшем на советские экраны в 1977 году, Данелия собрал любимых актеров – Вахтанга Кикабидзе, Евгения Леонова и Фрунзика Мкртчяна. Как рассказывал сам Данелия, они не могли решит с кем снимать. Тогда Данелия бросил монету. Выпадает орел – будут снимать Леонова. Решка -Мкртчяна. Выпала решка и директор картины отправился в Ереван договариваться с руководством театра, чтобы освободить Фрунзика от спектаклей.

В ходе съемок картины “Мимино” случилось неприятность – Мкртчян вдруг запил. Истинную причину срывов знали только близкие друзья. В ту пору положение супруги Мкртчяна было хуже некуда. Но Данелия поставил вопрос – либо пьянка, либо съемка. Мкртчян клятвенно пообещал бросить пить. И действительно некоторое время он не пил.

И все же он был человеком по-житейски беспечным и наивным. В Москву не съемки Мимино приехал без документов. Без документов улетел домой. А когда после шумного успеха картины “Мимино” в 1978 году Мкртчян стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Рубена Хачикяна. он приехал в Москву опять без документов.

Он был очень наивным. Например, никак не мог понять принципа работы телевизора. Искренне удивлялся – как изображение доходит из Москвы до Еревана.

Первое звание народного артиста Армянской ССР Мкртчян получил в 1971 году, когда актеру исполнилось 41 год.

В 1975 году Фрунзику была присуждена государственная премия Армянской ССР за участие в фильме “Треугольник”.

Фильм “Мимино” принес ему Государственную премию СССР, врученную в 1978 году.

Высшее звание в профессии – народного артиста СССР – Мкртчян получил в 1984 году.

Фрунзик очень ценил дружбу со старшим коллегой Азатом Шеренцом, которого называл крестным отцом в своей профессии.

Когда Донара лечилась ва Франции, в те же времена психическими болезнями Фрунзик отнес и сына Вазгена. Вазген тоже страдал шизофренией. Однажды в коридоре больницы мать и сын встретились. И… не узнали друг друга. Фрунзик терял себя, начал еще больше пить.

Мкртчяна уничтожила не только семейная трагедия. Его уничтожило одиночество. Но никто, кроме брата и самых близких друзей, не видел его рыдающим.

Он продолжал играть главные роли в лучших спектаклях Академического театра имени Сундукян, но все чаще задумывался о создании собственного театра – театра Мгера Мкртчяна. Этот театр по имени Мгера Мкртчяна открыл его брат Алберт Мкртчян.

Последным всплеском интереса к жизни, надежды на возрождение стала последняя любовь. Он не мог пройти мимо красивой женщины. А дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна – Тамара Оганесян – была невероятно красивой женщиной.

Фрунзик влюбился, ожил, прекратил свои запои, приоделся. Он добился свадьбы. Свидетелем на свадьбе был его близкий друг Георгий Тер-Ованесян.

Перед регистрацией брака Тер-Ованесян спросил: “Не слишком ли часто мы ходим в загс?” На что Фрунзик ответил: “Чаплин был женат не то пять, не то семь раз. Чем я хуже?”

Третий брак оказался для него несчастливым. Супруги переехали в четырехкомнатную квартиру, но прожили там недолго. Когда Тамара поняла, что стала женой алкоголика с разрушенным здоровьем, то стала закатывать Фрунзику ужасающие скандалы. Мкртчян уехал во Францию с больным сыном. А когда вернулся (за три недели до своей смерти), то из аэропорта отправился в свою старую однокомнатную квартиру. С женой он больше не виделся.

Самой дорогой вещью в его доме был кассетный магнитофон, работающий от батареек. Фрунзик любил классическую музыку и заслушивался Альбинони. Под музыку Альбинони он и умер…

25 декабря 1993 года Фрунзика поразило страшное известие – умер его друг Азат Шеренц. Шеренц прожил 80 лет. Фрунзил запил, жестоко, до полного беспамятства.

Источник – книга “Неформальные биографии” – Николай Надеждин

Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер обновлено: Январь 13, 2018 автором: сайт

Центр» - "Фрунзик Мкртчян. Трагедия смешного человека "(13.30), а «Россия К» - фильмы "Мужчины " (15.20) и "Печальная история последнего клоуна. Фрунзе Мкртчян " (16.30).

Фрунзик Мкртчян родился в Армении, в городе Ленинакане (теперь называется Гюмри). Его родители - отец Мушег и мать Санам - работали на текстильной фабрике. Фрунзик с детства отлично рисовал. Отец хотел, чтобы он стал художником, но мальчик неожиданно заболел театром. Он вывешивал покрывало на лестничной клетке (квартира была на втором этаже) и устраивал спектакли, на которые приходили и детвора, и взрослые соседи.

Родители назвали его Фрунзиком, - вспоминал младший брат актера Альберт Мкртчян, - в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В 30-х годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена. А когда много лет спустя Театр имени Сундукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгер. Это библейское имя, которое в переводе обозначает «Солнце», весьма приглянулось брату.

Солнечный мальчик

Фрунзик и на самом деле был светлым, солнечным ребенком – нежным, доверчивым и очень добрым. Любил шутить и озорничать. Правда, уже в детстве он поражал всех своими печальными глазами. Казалось, ему уже тогда была наперед известна вся его жизнь – непростая, трагическая. Кто знает, если бы он не связал себя с актерской профессией, может, все сложилось бы иначе?

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. И вдруг выяснилось, что Бог дал ему огромный актерский талант, - рассказывал Альберт Мкртчян.

Маленький Фрунзик любил Чарли Чаплина и часто сравнивал себя с ним.

Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества, - говорил актер. - Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием сыграть в кино. Это была чистая правда. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства.

Когда началась война, отец Фрунзика ушел на фронт, мама работала посудомойкой, а Фрунзик целыми днями просиживал в будке киномеханика в фабричном Доме культуры. До этого, бросив школу в тринадцать лет, он побывал и учеником сапожника, и кукольных дел мастером, и даже закройщиком одежды. Киномеханик отвел мальчика в театральную студию, его взяли. И скоро он вышел на сцену самодеятельного театра. В первом своем спектакле Фрунзик должен был сказать: «Вам письмо от князя!». Но едва он появился на сцене, как зрители стали смеяться. Фрунзик посмотрел в зал и произнес: «Знаете, сами передавайте князю это письмо - мне некогда, у меня дела». Сказал - и убежал за кулисы, где тоже стоял оглушительный смех. Фрунзик расстроился, но через годы понял, что смех в зрительном зале – признак хорошей игры. А тогда, уходя из Дома культуры, он уяснил для себя другое, что жить без театра он уже не сможет.

«Я тут так хохотался!»

В 1956 году Мкртчян окончил Ереванский театрально-художественный институт и сразу был принят в Академический театр имени Сундукяна в Ереване. В это же время он сыграл свою первую роль в фильме «В поисках адресата ».

Театральный триумф начался у Фрунзика с первых же ролей, - рассказывал Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сундукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Затем были фильмы: «33 » Георгия Данелия ,

«Айболит-66 » Роллана Быкова ,

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » Леонида Гайдая .

Но настоящую популярность Мкртчяну принесла роль водителя Хачикяна в картине Данелия «Мимино ».

Фразы героя Мкртчяна из «Мимино» стали народными: «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?», «Спасибо, я пешком постою!», «Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!», «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?»… Всех их актер придумал сам.

Данелия давал ему возможность полной импровизации. Так, например, Фрунзик уговорил режиссера снять эпизод, в котором его Хачикян и герой Кикабидзе едут в лифте вместе с двумя совершенно одинаковыми японцами. В кадре один японец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга!». Но, к сожалению, по соображениям цензуры эта сцена в фильм не вошла.

К слову, за эту роль актер единственный из киногруппы «Мимино» получил Государственную премию СССР.

Во время работы над этой лентой актер стал пить, срываться из-за проблем в семье. Данелия долго терпел, а потом поставил ультиматум – будешь пить, не буду снимать! Около недели Фрунзик приходил на съемочную площадку трезвым. И как-то подошел к Данелия и произнес с грустью: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».
Через несколько дней после этого одну из сцен «Мимино» снимали в ресторане гостиницы «Россия». Герои Кикабидзе и Мкртчяна пытаются друг друга перетанцевать. Фрунзик пришел на эту съемку немного выпившим, но, несмотря на это, прекрасно плясал. Однако у него никак не получалось сесть на шпагат и поднять носовой платок, лежавший на полу. Один дубль, второй, пятый… Все уже устали от хохота, да и красного от напряжения Мкртчяна было жаль. Тогда Данелия подозвал Кикабидзе и попросил выхватить из-под ног Мкртчяна платок. Вахтанг Константинович блестяще справился с задачей, а Мкртчян, догадавшись, что его обхитрили, поднял голову и посмотрел на всех таким обиженным взглядом, что на съемочной площадке вновь разразился хохот.

Донарин пленник

Легенда гласит, что у Мкртчяна было два паспорта: один - на имя «Фрунзик Мкртчян», а второй – «Мгер Мкртчян». Правда, по слухам, он умудрился их потерять и отлично жил без документов. Ведь у актера была феноменальная популярность, его любили в каждом уголке Советского Союза.

Однако, несмотря на всеобщее обожание, личная жизнь Мкртчяна не складывалась. Его первый брак был очень скоротечным. Затем он познакомился с красивой девушкой по имени Донара , влюбился. Когда они встретились, ему было за тридцать, ей восемнадцать. Он был известным актером, она студенткой театрального училища. Вскоре Донара стала его женой, ей и суждено было сыграть роковую роль в жизни Мкртчяна.

Поначалу все складывалось хорошо. Донара сыграла вместе с мужем в «Кавказской пленнице ». (В картине она исполнила роль жены водителя товарища Саахова, которая с горечью рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.)

А потом у супругов родились сын Вазген и дочь Нунэ. Фрунзик боготворил детей, задаривал игрушками, которые тоже, кстати, любил.
- Ему все было интересно, - рассказывал Альберт Мкртчян, - как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.

С годами в поведении жены Мкртчяна начали появляться странности. Донара старалась не отпускать мужа ни на шаг. Она стала патологически ревнивой, устраивала супругу страшные сцены ревности. Друзья посоветовали Фрунзику показать ее психиатру, тот поставил неутешительный диагноз - шизофрения. После лечения в Армении он перевез жену в одну из французских психиатрических клиник. Но все усилия были напрасны, Донара умерла. Фрунзик запил.

Когда ему было 54, он вновь женился. Его избранницей стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян – видная девушка, на 25 лет моложе Мкртчяна.

По воспоминаниям друзей, когда его кто-то спросил, какой это у тебя по счету брак, актер шутливо ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?»
К сожалению, и этот брак не сделал жизнь Мкртчяна счастливее (Тамара напоминала по характеру и темпераменту прежнюю супругу), и он скоро распался.
Фрунзик, который всегда находился среди людей, теперь полюбил одиночество.

Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один, - вспоминал его младший брат. - Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…

Дети тоже не стали отрадой для Фрунзика. После замужества дочь актера Нунэ переехала в Аргентину. А у сына Вазгена тоже, как и у его матери, начались странности. Фрунзик показывал его лучшим психиатрам, но все они ставили сыну тот же диагноз, что и жене. Увы, шизофрения передается по наследству - избавиться от нее невозможно.

Жажда смерти

В последние годы Фрунзик отказывался от ролей в кино. «В моем возрасте уже не играют», -горько замечал он. Он мечтал о своем театре и тратил на его создание все свои силы. Однако полностью насладиться своим детищем он не успел...

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Телефон Фрунзика был неисправен. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что его больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт...

Фрунзику Мкртчяну было 63 года…

Он желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты, - говорил его младший брат. - Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе.

Его похоронили под Новый год, 31 декабря, в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.
Почему на долю гениального актера выпало столько испытаний и бед? Что это - рок, висевший над его судьбой, или плата за неимоверный талант?

Дочь Фрунзика Нунэ умерла через пять лет после смерти отца, затем не стало его сына Вазгена. А два года назад умер и его младший брат Альберт, который до последнего дня был художественным руководителем Театра Мгера (Фрунзика) Мкртчяна…

Дмитрий Сергеев

На протяжении жизни Фрунзик Мкртчян записывал свои мысли на магнитофон – перед смертью он попросил передать запись единственной наследнице.

Внучка знаменитого советского актера Ирэна Тертерян расшифровала уникальную аудиозапись с посланием любимого деда. Откровения «клоуна с осенью в сердце» будут опубликованы в виде книги.

Внучка Ирэна Тертерян, единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, вернулась на родину в Ереван только через 13 лет, чтобы почтить память своего знаменитого деда.

Она приехала из далекой Аргентины, куда эмигрировала еще ребенком. Ирэна вернула Родине «завещание» великого актера.

– О таинственной аудиозаписи мне рассказала мама, дочь Фрунзика Мкртчяна Нунэ, – рассказывает в интервью «Жизни» Ирэна. – Она говорила, что дед хотел написать книгу и потому записывал свои мысли. Мама мечтала опубликовать записи деда, но болезнь подкосила ее…

Мкртчян обожал сына Вазгена и так страдал из-за его болезни

После неудачной операции дочь Фрунзика Нунэ умерла. Ирэне тогда исполнилось 13 лет.

– Спустя годы я осознала важность возложенной на меня миссии, – говорит Ирэна. – Я единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, и в моих руках его душа, все, что он хотел передать потомкам. И тогда я решила завершить дело дедушки и моей мамы и опубликовать книгу…

Сегодня в ереванском издательстве уже работают над обложкой книги. Двести страниц откровений великого актера на армянском языке планируется выпустить к концу июля.

– Помню, как дед учил меня рисовать, – вспоминает Ирэна. – Он говорил, что искусство может быть подвластно человеку: если уголки губ у нарисованного человечка поднять вверх, то он будет улыбаться, вниз – плакать. Каждый человек – тоже рисунок, только он – изображение его судьбы, и пока она машет своей кистью, он живет…

Судьба

Доля самого комического актера с отпечатком неизгладимой грусти на лице Фрунзика Мкртчяна незавидна. Неудивительно, что пережив на склоне лет клиническую смерть, Фрунзик не хотел возвращаться. «Зачем вы меня вернули, там так хорошо!» – говорил Фрунзик Мушегович врачам, которые и не предполагали, что актер выживет.

– Я был рядом в тот момент, – рассказывает «Жизни» родной брат актера, режиссер Альберт Мкртчян. – Фрунзик, очнувшись, сказал мне: «Там все серебряное, так спокойно».

Личная жизнь актера не сложилась. Болезнь первой жены, нездоровье сына, отдаленные отношения со второй семьей. Родные говорят, что к тому моменту, когда Мкртчяна настигла болезнь, он был глубоко уставшим человеком. Бесконечные съемки. Он жил в самолетах, ел в самолетах – всю его жизнь заполняла работа. Но она и спасала его от тяжелых раздумий о своей не очень счастливой судьбе…

Супруги Донара и Фрунзик сыграли самих себя в комедии «Кавказская пленница»

– Фрунзик был моим сердцем, – признается «Жизни» брат актера. – Я готов был сделать все для него. Но я не люблю, когда о нем говорят как о человеке несчастном. Бог даровал ему такой талант, поэтому на судьбу Фрунзик никогда не обижался… Он по-настоящему любил жизнь. Но она не отвечала ему взаимностью. Умер актер в 63 года. Его сердце отказалось работать.

Семья

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была сложной и поэтому особо скрытной. С первой женой Донарой они сошлись благодаря профессии. Красивая девушка тоже была родом из родного Фрунзику города Ленинакана. Прежде чем поступить в театральное училище, Донара обратилась за помощью к знаменитому земляку. А через некоторое время они поженились. Актрису Донару Мкртчян зрители запомнили в роли жены товарища Джабраилова (героя Фрунзика Мкртчяна) в фильме «Кавказская пленница».

– Они прожили вместе достаточно долго, – говорит «Жизни» Альберт Мкртчян, – у них было двое детей Нунэ и Вазген. Донара очень ревновала мужа. Оттого частыми в доме были скандалы, а позже на нашу семью свалились настоящие несчастья…

Донара становилась неадекватной – частое отсутствие мужа она трактовала как измену и предательство. Родственники стали замечать, что поведение женщины иногда бывает просто непредсказуемым. Врачи поставили диагноз – шизофрения. Вскоре Донара перестала узнавать даже родных детей. На том несчастья актера не закончились, у сына Вазгена стали проявляться те же симптомы – несчастный Фрунзик был просто потерян…

– Донара тогда уже находилась на постоянном лечении в клинике, - говорит Альберт. – Последние годы актер и его сын жили вдвоем. А позже Вазгена тоже поместили в больницу.

Счастье Тамар и Фрунзика было коротким

После смерти Фрунзика Мкртчяна о существовании Донары просто забыли. В прессе появились публикации о ее смерти. Но как оказалось, первая жена актера до сих пор жива.

– Моя бабушка живет в пансионате под Ереваном, – рассказывает «Жизни» Ирэна Тертерян. – В прошлом году мы с ней встретились впервые после 13 летней разлуки. Чувствует она себя хорошо, даже узнала меня. Правда, сказала, что я ее дочь – Нунэ… Она до сих пор думает, что ее дети живы. А ведь дядя Вазген умер через несколько лет после смерти дедушки, ему было 33 года. Бабушка Донара по сей день живет воспоминаниями. Когда я зашла к ней попрощаться перед отъездом, нам пришлось вновь знакомиться – в этот раз она меня не узнала…

Любовь

– Фрунзика обожали женщины, – улыбается Альберт Мкртчян, – несмотря на огромный нос, в нем было столько обаяния, что не каждая могла устоять. Помню такой случай. Катались мы с Фрунзиком на машине по Еревану. Он тут решил «пятаки» покрутить. Даже милиция на его забавы реагировала спокойно. Тут брат увидел женщину необыкновенной красоты. Мы приблизились. Фрунзик открыл дверь машины, пригласил сесть. Женщина растерялась, но ответила достойно: «Я бы с радостью, уважаемый Фрунзик, но в городе Он». Мы часто вспоминали с братом этот случай и смеялись…

Актеру удалось покорить сердца только двух женщин –Донары и Тамар.

Вторая супруга Фрунзика, женщина необыкновенной красоты и талантливая актриса, Тамар Ованесян работала в том же театре им. Г. Сундукяна, что и сам Мкртчян.

– Вместе они прожили около четырех лет, – вспоминает Альберт. – Ничего хорошего из этого не получилось, к тому же у них была большая разница в возрасте – 15 лет…

– У них были довольно сложные отношения, – рассказывает знакомая Тамар Жанна. – Два сильных, талантливых человека – они не могли порой найти общего языка. В творчестве они удивительно дополняли друг друга. А в жизни что-то получалось не так. Жили в разных квартирах, но были официально зарегистрированы как супруги. Женились, разводились и снова сходились. Многие обвиняли Тамар в смерти Фрунзика, считая, что она довела актера до инфаркта своим своенравным характером. Тамар очень переживала, что не родила от Фрунзика ребенка…

Вот уже 13 лет Тамар Ованесян живет в Америке. Сегодня даже родные не знают, как сложилась ее судьба.

– Там она устроилась работать в армянском театре, – рассказывает брат Тамар. – С годами связь потеряли. О том, как она живет сегодня, мне ничего не известно…

Ирэна

Похоронив отца, дочь Фрунзика Нунэ покинула Армению. Внучке Ирэне было тогда всего девять лет.

– Она мне такая же внучка, как и Фрунзику, – ревниво подчеркивает Альберт Мкртчян. – На некоторое время мы потеряли всякую связь. Она росла в Аргентине, можно сказать, что ее воспитанием занимался отец. Ведь дочь Фрунзика Нунэ ушла из жизни, когда ее Ирэночка была еще подростком. Это случилось через пять лет после смерти Фрунзика…

Связь с единственной наследницей Фрунзика наладил его брат. Режиссер Альберт Мкртчян как-то приехал в Аргентину на демонстрацию своего фильма.

– Я знал, что там живет Ирэна, пытался найти ее, – говорит Альберт. – Но встретились мы позже уже в Ереване…

Лучезарная улыбка Ирэны удивительно похожа на улыбку любимого дедушки

Ирэна и ее двоюродный дед Альберт Мкртчян виделись всего несколько часов.

– Мы почти не знаем друг друга, я помню ее совсем маленькой, а теперь она такая красавица стала, есть в ней что-то от ее матери Нунэ…

Сегодня 23 летняя Ирэна мечтает связать свою жизнь с литературой.

– С детства она была удивительно одаренной девочкой, – рассказывает бабушка Ирэны со стороны отца Ирина Тертерян. – Она могла бы быть и замечательной актрисой, как ее дед Фрунзик, и найти свое место в музыке, как ее дед Авет Тертерян, известный армянский композитор. Но куда ее выведет судьба, пока неизвестно.

Марина Русских

…Когда вторая жена Фрунзика Мкртчяна стала устраивать сцены ревности без всяких на то оснований, он был готов к любому объяснению, но только не к тому, что услышал от врачей. Это поставило карьеру актера «на паузу» и навсегда изменило его жизнь.

Блестящее начало

Сын армян, спасшихся от турецкого геноцида, Фрунзик Мкртчян в 15 лет подрабатывал помощником киномеханика. Волшебный мир кино так увлек его, что парень стал посещать театральный кружок, а затем поступил в студию при театре города Ленинакана (ныне Гюмри).

Игра на сцене стала его способом борьбы с насмешками из-за слишком большого, даже по армянским меркам, носа.

«Когда Бог раздавал народам носы, спрашивал у людей, какой формы они хотели иметь орган обоняния. Русский пожелал такой, чтоб рюмку не мешал опрокидывать. Грузин, как Кавказские горы. Армянин спросил: «А почем?» Когда Господь ответил, что бесплатно, армянин произнес: «Тогда как можно больше», — будет шутить Мкртчян через много лет.


Из-за чести (1956)

Но тогда, в детстве, для него стало открытием, что недостаток может превратиться в достоинство: необычная внешность позволяла играть Сирано де Бержерака практически без грима, да и в других ролях Мкртчян был настолько хорош, что быстро стал звездой театра.

Вслед за сценой актер покорил кинематограф. Первые роли в фильмах он сыграл, еще будучи студентом Ереванского театрально-художественного института. В профессии все складывалось как нельзя лучше — чего нельзя было сказать о личной жизни.

Семейная драма


Первый брак с однокурсницей Кнарой быстро закончился разводом, что по молодости не казалось трагедией. Вторые серьезные отношения Фрунзика — с актрисой Донарой Пилосян — уже были более взрослыми.

Донара была настоящей красавицей, любившей мужа всем сердцем и получавшей такую же любовь в ответ. Они познакомились, когда она поступала в театральный вуз, быстро поженились и стали вместе работать. Донара часто сопровождала Мкртчяна на съемках — в «Кавказской пленнице» ей даже досталась эпизодическая роль жены Джабраила.

Это она печально объясняет Шурику особенности кавказских свадеб, стоя у ворот после похищения Нины.


Какое-то время дом Фрунзика Мкртчяна был полной чашей: любимая жена, обожаемые дети (дочь Нунэ и сын Вазген), признание публики и работа, на которую он шел с удовольствием. Но затем что-то начало меняться.


Донара вдруг стала очень ревнивой и подозрительной: не отпускала от себя мужа ни на шаг, скандалила, считала, что вместо гастролей он уезжает к любовнице. Фрунзик сначала успокаивал супругу, потом начал срываться сам: часто после съемок или спектаклей ему не хотелось возвращаться домой, и он шел выпивать или просто шатался по городу.

Когда обстановка дома стала совсем невыносимой, Мкртчян последовал совету друзей и записал жену на прием к психиатру. Диагноз «шизофрения» разделил их жизнь на до и после.

Актер взялся за лечение жены всерьез: показывал ее специалистам Еревана и Москвы, возил за границу. Много лет ушло на то, чтобы смириться с неизбежным: Донаре ничем нельзя было помочь, ее состояние лишь прогрессировало. Занимаясь ее здоровьем, Мкртчян отказался от многих звездных ролей — в его карьере наступило затишье.

В конце концов, он согласился на то, чтобы поместить Донару в психиатрическую больницу во Франции. Сам он должен был продолжать работать, чтобы поднимать двоих детей. Когда дочь Нунэ вышла замуж и переехала в Аргентину, они с сыном остались вдвоем.

…На этот раз он понял все гораздо быстрее: слишком уж странности в поведении Вазгена напоминали поведение его матери. Врачи подтвердили: тот же диагноз, те же перспективы. Эта новость сломила Фрунзика Мкртчяна окончательно.

Он продолжал сниматься в кино и играть в театре, но внутренне так и не смирился, что его жена и сын живут в психиатрической больнице. Когда Донара и Вазген встречались друг с другом в коридоре, они даже не узнавали друг друга.

Конец

Черная полоса ненадолго сменилась на светлую, когда Фрунзик Мкртчян познакомился с Тамарой Оганесян. Они прожили вместе несколько лет, но к шестидесяти годам актер снова остался один. Из театра, в котором он прослужил больше тридцати лет, ушел, не согласившись с назначением нового режиссера.


В кино после 1987 года тоже не снимался — говорил, что в его возрасте делать это уже поздно. Мкртчян мечтал о собственном театре и даже начал работать над его созданием, но закончить не успел.

«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе», — объяснял родной брат актера Альберт Мкртчян.