Сказание какой род литературы. Литературные жанры и роды: признаки и классификация

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.


Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы - по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр . Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).


Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.


Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

    Эпос – о событии рассказывается

    Лирика – событие переживается

    Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический
притча
исторический
фельетон
авантюрный
памфлет
сатирический
роман в стихах
философский
эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман - эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.


Повесть прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.


Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

    кратковременность событий,

    малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

    одна проблема,

    одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.


Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.


Поэзия


Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.


Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.


Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.


Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчестванародные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор - профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).


Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.


Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.


Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.


Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.


Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:


Трехстрочник. Развязка


Трехстрочник. Намечается развязка

Четверостишие. Развитие экспозиции


Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.


Комедия, трагедия, драма


Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

    «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

    Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

    Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры - героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр - трагикомедия .

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.




Литературные роды и литературные жанры - мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос;
  • Лирика;
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте - само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия .

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках - кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр .

Эпос (с греческого - «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого - «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие - чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры

Жанр - это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное - вид . Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) - жанрами.

Пример: род - эпический, вид - рассказ, жанр - святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица .

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;
  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы - лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой - описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора .

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность .

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман - самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев - 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные - второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк - это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода - торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия - стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира - язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия - стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал - небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание - стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет - строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме - его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир .

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс — жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором - сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс - это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль - лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения - отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

Все литературные произведения, в зависимости от особенностей повествования и позиции автора по отношению к изображаемому, разделяются на роды. А каждый из них, в свою очередь, делится на жанры.

В литературоведении выделяют следующие основные эпос, лирика, драма, в некоторых случаях добавляют к ним еще и О каждом из них мы и поговорим подробнее далее в статье.

Эпос - способ увидеть события со стороны

В свое время Аристотель утверждал, что повествование можно вести либо о чем-то отстраненном от себя (эпос), либо напрямую от себя (лирика), либо же вкладывать повествование в уста героев (драма). И хотя, конечно же, данное определение является очень ограниченным, оно в некоторой мере помогает уяснить основные принципы видового разделения

Основные три рода литературы, как правило, начинают перечислять с эпоса, который представляет собой объективно изображенный ход событий, происходящих независимо от автора. Он в таких произведениях выступает, как правило, в качестве стороннего наблюдателя и пересказчика. Даже в случае повествования от первого лица автор занимает позицию, по отношению к которой передаваемые события оказываются в прошлом - таким образом выдерживается так называемая «эпическая дистанция».

Темп эпического повествования всегда нетороплив и размерен, так как эпос склоняется к обстоятельности. Это, между прочим, часто мешает в постановке известных романов на сцене, так как полное следование тексту делает спектакль неоправданно затянутым.

К основным эпическим жанрам принято относить романы, новеллы и очерки. К эпосу можно также отнести и фольклорные произведения - сказки, легенды, былины или

Подробнее об крупных эпических жанрах

Основные роды художественной литературы, как уже говорилось, делятся на жанры, и самым крупным из эпических произведений является роман-эпопея. Он, как правило, охватывает какой-то исторический период и включает большое количество сюжетных линий, пересекающихся между собой (Л. Н. Толстой «Война и мир» или М. А. Шолохов «Тихий Дон»).

За ним по объемности следует роман. Данный жанр также предполагает большое количество героев и сюжетных линий. Хотя, например, современные детективные романы часто имеют лишь одну такую линию.

В литературе есть огромное количество модификаций названного жанра - семейный, социальный, женский, фантастический, фэнтези, детективный роман и т. п.

О малых жанрах эпоса

Основные роды литературы предполагают наличие и малых эпических жанров. К ним можно отнести повесть (это скорее средний по объему жанр), которая сосредотачивается, как правило, на одной судьбе или одном событии.

Рассказ же, который, кстати, считается молодым эпическим жанром (он начал оформляться лишь в начале 19 в.), представляет собой повествование о каком-то эпизоде из жизни героя. Очень близкой по форме к рассказу является современная новелла.

В современной литературе принято отдельно говорить об очерке. Повествование в нем, в отличие от рассказа или новеллы, построено на документальных фактах. Правда, между всеми названными жанрами существует и множество промежуточных форм.

Не теряют своей популярности и сказки - повествования о вымышленных героях с обязательным участием волшебных сил. Современная сказка уже мало похожа на фольклорную, так как сильнее связана с общелитературными течениями и тенденциями.

К эпическому роду относят также и популярные в наше время жанры фельетонов, анекдотов, притч, а также эссе.

Лирические жанры

Один из трех основных родов литературы - лирика - отличается от остальных своей субъективностью и подчеркнутым интересом к авторскому миру. Для нее также характерна повышенная эмоциональность, стремление отобразить не события, а личное отношение к ним. По характеру этих эмоций можно выделить несколько лирических (торжественное, восхваляющее что-либо стихотворение), элегию (лирическое размышление о скоротечности бытия) и сатиру (обличительное, гневное произведение).

Но современные поэты, как они сами говорят, пишут стихи - то есть произведения, которые трудно или просто невозможно строго отнести к какому-то жанру.

О драме внутри и снаружи

Г. Гегель, пытаясь углубить предложенное Аристотелем деление на основные роды литературы, пояснял, что в основе драмы лежит синтез лирики и эпоса. Ведь драма, с его точки зрения, - это конфликт, основанный на индивидуальных стремлениях, который при этом подается как объективно происходящее событие.

И основной отличительной чертой драмы является ее нацеленность не на рассказ, а на показ (прямое изображение) той или иной ситуации. Авторское начало в ней практически отсутствует, и если в эпосе ведение диалога - это всего лишь одно из средств раскрытия характера героя, то в драме диалог является часто единственным способом его характеризовать.

Такая смена акцентов приводит к радикальным изменениям в структуре произведения. Так, речь героев становится более плотной, отточенной, акцентированной, чем в эпосе, ведь именно она создает необходимое драматическое напряжение. Тесная связь названного жанра с театром также играет огромную роль - драма всегда зрелищна, что, кстати, строго регламентирует и ее размер.

Но трактовать драму только как текст для постановки крайне неверно. Этот жанр сохраняет свое воздействие на читателя и без воплощения на сцене и, наряду с театральной, имеет еще и литературную жизнь.

Жанры драмы

Основные роды литературы, как вы могли убедиться, имеют свои жанры. Не стала в этом смысле исключением и драма. Самыми яркими и исторически значимыми среди драматических жанров всегда были трагедия и комедия.

Трагедия представляет собой изображение непримиримого конфликта, который носит обычно неизбежный роковой характер и чаще всего заканчивается смертью героя.

Комедия же характеризуется юмористическим, комическим подходом к изображению действительности и специфическим конфликтом. В данном жанре он не бывает непримиримым и, как правило, благополучно разрешается. Различают комедию характеров и комедию положений, что основано на источнике комического. В первом случае - это нелепые характеры героев, а во втором - ситуации, в которых они оказываются. Часто эти типы комедий синтезируются.

К жанровым модификациям современной комедии можно отнести фарс - заостренное, нарочитое комическое представление - и водевиль, имеющий непритязательный забавный сюжет.

Драма - это тоже драматический жанр

Основные роды литературы включают драму не только как род, но и как жанр. Свое распространение она получила в 18 -19 вв., постепенно вытеснив собою трагедию. Драму характеризует острый конфликт, но он не так глобален и не так неизбежен, как в трагедии.

В центре этого произведения лежат проблемы отношений конкретного человека и общества. Сюжет драмы, как правило, очень реалистичен - благодаря этому, она стала ведущим жанром в репертуаре театров, соперничая с очень популярной в наше время комедией.

Драма имеет много разновидностей: психологическая, философская, социальная, историческая, любовная и т. п.

Что такое лиро-эпические жанры

В учебной литературе понятие жанра трактуется как принадлежность к той или иной группе литературных произведений, которые объединены общими признаками. Жанры, как уже говорилось, формируются внутри рода, становясь как бы реальным воплощением родовых особенностей.

Но возможно и существование синтетических, промежуточных жанров, в которых могут сочетаться два, а то и три основных рода литературы и ее виды. Кстати, больше всего таких «переплетений» возникает между лирикой и эпосом, что и позволяет некоторым исследователям добавлять к уже имеющимся еще одни род (четвертый) - лирико-эпический. К нему отдельные исследователи относят поэмы (стихотворные произведения, имеющие лирический или повествовательный сюжет, развивающийся на историческом фоне), а также баллады (своеобразные рассказы в стихах).

Итог

Конечно же, любой литературовед, так же как и просто увлекающийся чтением человек, скажет, что деление на основные роды и - дело весьма сложное и обреченное на неточность. Многие художественные произведения соединяют в себе основные черты разных жанров, а то и родов. И задача читателя состоит не в том, чтобы четко их классифицировать, а в том, чтобы иметь возможность определить соотношение в нем начал каждого рода.

Ведь жанр - это, собственно, не само произведение, а лишь принцип его создания. То есть при намерении автора написать роман есть только жанр, у которого в творческом процессе появления на свет могут сильно деформироваться его основные признаки и раздвинуться границы видовой принадлежности, как в свое время, например, и произошло с пушкинским «Евгением Онегиным». Истинное творчество не терпит границ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Литературные роды и жанры (теория литературоведения)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков.

4 слайд

Описание слайда:

Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер.

5 слайд

Описание слайда:

Эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. Эпосу, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени. Специфическая черта эпоса в том, что сам автор (или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателем (читателем).

6 слайд

Описание слайда:

Драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене. Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия. Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

7 слайд

Описание слайда:

Ли́роэ́пика - один из четырех родов литературы в традиционной классификации. В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Эпопе́я (др.-греч. «слово, повествование» + «творю») - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений: Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" (напр. "Обломов" А. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева). Повесть - "средний" жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (напр. "Степь"). Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, "Тёмные леса" И. Бунина). Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

10 слайд

Описание слайда:

Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

11 слайд

Описание слайда:

Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Леге́нда (от ср.-лат. «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») - одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос. О́черк - одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма. Например ода «Вольность». 2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например « Погасло дневное светило…». 3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например « К Чаадаеву». 4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например «на Воронцова». 5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян». 6. Романс – например « Я здесь, Инезилья…». 7. Сонет – например « Суровый Дант не презирал совета…».

Род литературы представляет собой большую группу художественных произведений, объединенных исторически повторяющимися, общими, типологическими свойствами. К этим свойствам относятся общность объекта изображения (то есть внешний мир или же сознание человека), характер отношения автора к действительности, принципы изображения в литературе человека, а также доступные писателю художественные средства.

Существуют три рода литературы. Они были намечены еще в Древней Греции: упоминания о них можно найти в трактате Аристотеля под названием "Поэтика". Датируется это произведение 335 годом до нашей эры. К родам литературы относятся эпос, драма и лирика. Опишем каждый из них. Роды и жанры литературы составляют предмет этой статьи.

Эпос как литературный род

Термин "эпос" происходит от древнегреческого слова, означающего "речь", "слово". Эпос как род литературы имеет следующую особенность: объектом изображения могут выступать любые явления действительности (предметы, события, люди) в сложных взаимосвязях и отношениях, а также внутренний мир различных людей. Повествование составляет его основу. Оно не имеет в принципе ограничений в пространстве и времени. Практически безграничны возможности изображения психологии людей, предметного мира, настроений самих авторов. Основные жанры, которые относят к лирике, - это поэма, новелла, рассказ, повесть, роман.

Драма

К родам литературы относится, как мы уже упоминали, драма. Остановимся более подробно на этом литературном роде. Название его происходит от древнегреческого слова, обозначающего "действие". В данном литературном роде потенциальный объект, который способен выступать как предмет изображения, так же разнообразен, как и в эпосе. В драматургии могут показываться люди в сфере бытовых, частных или же общественных отношений, а также нравы, быт, события, исторические эпохи и социальная среда.

Близость драмы к зрелищным разновидностям искусства

Такой литературный род, как драматургия, является наиболее близким к различным зрелищным разновидностям искусства. Это "форпост" литературы среди остальных ее видов, поскольку в пьесе искусство слова открывает возможность вмешательства кино или театра. Авторы драматических произведений принимают во внимание необходимость, желательность или возможность их воплощения на сцене (декорации, режиссуру, игру актеров, иногда свет и музыку; кроме того, любая пьеса содержит для публики подобие афиши - список действующих лиц). Полностью художественные качества произведений, принадлежащих к этому роду, раскрываются в спектакле. Они присутствуют в свернутом виде в тексте.

Многие особенности драмы по сравнению с различными эпическими произведениями обусловлены связью с театром (а также с радио, телевидением и кино в двадцатом веке). Драма как род литературы имеет следующую особенность - отсутствие повествования, то есть невозможность авторских описаний, характерных для эпоса, а также прямых психологических характеристик и авторских оценок героев. Каждое лицо, принимающее участие в действии, является здесь субъектом некоторого высказывания: реплики, или монолога. Из них складывается обмен репликами, или диалог.

Жанры драматургии - это комедия, трагедия и драма.

Лирика как литературный род

Термин "лирика" происходит от древнегреческого слова, обозначающего "название музыкального инструмента". Данный род литературы выражает во всем многообразии внутренний мир человека. Могут быть воплощены в лирическом произведении переживания, чувства, мысли, эмоции, настроения, а также любые психические состояния. Можно сказать по приблизительной аналогии с драматургией и эпосом, что именно в лирике главным объектом является внутренний мир людей.

Субъективное в лирике

Предметное, объективное в произведении, относящемся к этому роду, чаще всего является как бы растворенным в субъективном. Отношения между людьми, события, предметный мир, а также все формы жизни меняют резко свой смысл и очертания, когда оказываются в непростом синтезе с различными проявлениями человеческих чувств. Характерная для драматургии и эпоса внешняя изобразительность отходит в лирике на второй план. Для писателя, произведения которого относятся к данному литературному роду, самой значительной становится совсем другая задача - выразить невыразимое в художественном слове, раскрыть душу человека.

Субъективность - это главная характерная черта лирики. Этот род литературы персонален и конкретен. Он является как бы слепком внутреннего мира одного человека, даже если отражаются в нем общечеловеческие или коллективные идеи, эмоции или настроения.

В лирике при этом предстает внутренний мир людей как нечто неповторимо индивидуальное, глубоко личное.

Лирика и стихотворения

Род литературы определяется не только по формальным признакам. Поэтому следует различать два термина: "лирика" и "стихи". Экспрессивные и изобразительные возможности различных слов в большинстве произведений, относящихся к данному роду, дополняются выразительностью ритмической, мерной речи. Лирика чаще всего - это стихотворные произведения. Однако не стоит смешивать понятия "стихи" и "лирика", поскольку это ошибочно. Драматургические и эпические произведения также могут быть написаны стихами, а лирикой - прозаические. В этом случае их называют часто лирическими фрагментами, лирическими миниатюрами, песнями. Например, Иван Сергеевич Тургенев свои лирические произведения называл стихотворениями в прозе.

Лирический субъект

Лирический субъект - это человек, духовный мир которого раскрывается в произведении. Он рассказывает о себе сам, а также о природе, о других людях. Однако о чем бы в произведении ни говорилось, главной целью высказывания остается именно "я" данного человека. Все впечатления о внешнем мире, отраженные в лирике, ведут читателя к единственной цели - в индивидуальный мир эмоций, переживаний, мыслей отдельной личности. Свойственное всем, общее является как бы растворенном в конкретном, частном и начинает благодаря этому жить другой жизнью.

Лирический субъект и автор произведения

Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической.

Жанры, входящие в этот род литературы, - мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет.

Понятие "жанр"

Данный термин происходит от французского слова, обозначающего "вид", "род". Это вид художественных произведений, исторически повторяющийся, сложившийся в процессе развития литературного творчества. Роды и жанры литературы следует различать. Последние выделяются по ряду формальных и содержательных признаков, которые имеют обязательно устойчивый характер. Из них к важнейшим относятся следующие:

Принадлежность того или иного произведения к некоторому литературному роду (драматургии, лирике, эпосу);

Повторяющиеся в ряде других, не зависящие от индивидуальности автора особенности содержания (тип конфликта, принципы изображения персонажей, проблематика, а также характер осмысления действительности автором). В отличие от понятия "содержание", которое характеризует лишь одну сторону произведения, общие для творений одного жанра стороны принято называть "жанровым содержанием";

Различия в объеме литературных произведений;

- вид речи, который используется в них (стихотворная или прозаическая).

Особенности жанрового определения

Вышеперечисленные признаки составляют основу классификации по жанрам произведений внутри отдельного рода. Как вы помните, существуют три рода литературы. Однако не для каждого жанра важен учет всей совокупности указанных признаков. Так, например, разновидности лирики и драматургии могут быть достаточно ясно определены на основе всего лишь некоторых из данных признаков (формальных или содержательных). Большую роль играет традиция, многое зависит также от взаимодействия в литературном процессе, а также внутри родов различных жанров.