История создания романа «Отцы и дети. История создания романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В 1860 году обрывается сотрудничество Тургенева с журналом "Современник". Либеральные взгляды писателя были не совместимы с революционно-демократическим настроением Добролюбова, написавшего критическую статью в "Современнике" на роман Тургенева "Накануне". Иван Сергеевич уезжает в Англию, где и зарождается у него замысел романа "Отцы и дети."

Прообразом одного из главных героев романа послужил молодой провинциальный доктор с которым Тургенев встретился на железной дороге. Молодой человек заинтересовал его своим отношением к жизни: "В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма..."

Непосредственно работу над романом Иван Сергеевич начинает в Париже осенью 1860 года, а уже к следующей весне была готова первая половина произведения. Далее работа немного замедлилась, тому были свои причины. До Тургенева, находящегося за границей, доходят вести о назревающих переменах в его стране.

В России в это время готовится отмена крепостного права, вокруг этого события кипят страсти, Тургенев, всегда интересовавшийся общественно-политической жизнью своей Родины, возвращается в Россию, чтобы непосредственно быть свидетелем происходящих событий. Обладая способностью понимать настроения в общественно-политической жизни страны, писатель видит, как назревает противоречие между аристократией, исповедующий либерализм и демократами революционного толка. Этот конфликт и находит своё отображение в романе "Отцы и дети".

Заканчивает Тургенев роман в середине 1861 года в своём имении Спасское-Лутовиново.

"Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно: вышла длинная вещь",-пишет Тургенев своему другу и критику П.В. Анненкову.

Но ещё предстоит работа по внесению правок, и Иван Сергеевич уезжает в Париж. Там он читает роман друзьям, по их отзывам что-то изменяет и дополняет. Вносит свои замечания и Анненский. В целом работа над правками занимает около четырёх месяцев. В марте 1862 года роман "Отцы и дети" печатается в журнале "Русский вестник".

Для того чтобы подготовить роман к отдельному изданию Тургенев работает над некоторыми изменениями в тексте. Корректирует образ Базарова, чтобы в новой редакции он вызывал у читателей не неприязнь, а сочувствие и интерес.

Отдельно роман издаётся в 1862 году в сентябре. Тургенев посвящает его Белинскому.

"Что касается до значения этого романа в родной литературе, то его законное место в ряду с такими созданиями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые Души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Война и Мир» Льва Толстого..."- Так писал о романе критик В.П. Буренин. И, действительно, "Отцы и дети"- книга, которая актуальна на все времена, как на все времена будет актуальны отношения между разными поколениями.

Вариант 2

Идея написать данный роман появляется у Тургенева в 1860 году в невеликом приморском городке под названием Вентор. Для писателя это было время не из легких. Буквально недавно он перестал сотрудничать с журналом "Современник". Причиной была статья Добролюбова про роман "Накануне". Тургенев не разделял революционных идей, которые находились в романе. Причина отхода от журнала была куда глубже: не желание принимать идею Добролюбова и Чернышевского о мужском демократизме и их желание призвать "Русь к топору". Данный роман стал возможностью осмысления характера и мотивов так называемых "новых людей", которые только начали зарождать в обществе. В образ Базарова лег один врач, который поразил и удивил Тургенева.

Написание произведения было продолжено в Париже. Осенью 1860 года Тургенев пишет Боткину, что будет работать изо всех сил, и то, что план его нового романа готов до мельчайших деталей.

Первые главы были написан в течении всего лишь одной зимы, но Тургенев недоволен, так как думал, что работа будет идти куда быстрее. Автор в письмах своим друзьям, живущим в России, просит сообщать о последних новостях, которые связаны с одним из самых знаменательных и главных событий тех лет - отмены крепостного права. Для получения возможности ознакомления с проблемами тех лет лично, Тургенев приезжает в Россию сам. Роман был начат еще до реформы 1861 года, а заканчивает свое написание после нее, в одном из самых любимых мест - Спасском. В своей переписке с русским литературным критиком по имени Аннеков он говорит о том, что его труд окончен, и последнее слово было написано ровно 20 июля.

Осенью, когда он вернулся в Париж, он зачитывает свой роман тем, чье мнение наиболее важно для него по сравнению с другими критиками и литераторами, в этот список входили всего два человека, Боткин и Случевский, именно они услышали первыми роман. После прочтения романа и совета со своими друзьями он решает немного переделать роман и внести многочисленные изменения и редактуру.

Таким образом, уже ровно через полтора года на свет выходит роман "Отцы и дети" в февральском номере журнала под названием "Русский вестник". Тургенев посвящает его Белинскому.

Кратко для 10 класса

Несколько интересных сочинений

  • Кто Печорин виновник или жертва трагедии (по повести Бэла) сочинение

    Григорий Печорин. Кто он, этот удивительный персонаж, описанный Лермонтовым как герой нашего времени? Уставший от светской суеты, ищущий успокоения души на Кавказе, Печорин сам не до конца понимает свое душевное состояние

  • Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга

    Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

  • Сочинение Технология мой любимый школьный предмет 5 класс (рассуждение)

    Я люблю технологию! Мне нравится, когда можно что-то делать руками. Здорово шить и вышивать, вязать, готовить… И так забавно то, что ты что-то сшил, а тебе зачёт ставят – ничего учить не нужно.

  • Сочинение Здравствуйте легкие звезды пушистого первого снега миниатюра

    Сочинение - миниатюра на тему « Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега ». Природа была и будет всегда истинным и прекрасным Божеством. Как интересно наблюдать нежные снежинки кружатся на всей

  • Образ и характеристика Натальи Мелеховой-Коршуновой в романе Шолохова Тихий Дон

    Одно из самых известных произведений Михаила Александровича Шолохова является работа Тихий дон, описывающее жизнь простых людей во время революции и войны.

Быстро - работа над ним заняла у писателя примерно два года. Это было уже четвертое большое произведение Ивана Сергеевича. Как шла работа над романом и какие этапы создания прошло это произведение, нам известно подробно, так как об этом сохранились не только сведения современников, но и записи самого Тургенева.

Творческая история романа

В августе 1860 года Иван Сергеевич Тургенев находился в Англии. Он прекрасно проводил время на острове Уайт. Когда он принимал морские ванны в Вентноре, по воспоминаниям самого писателя, неожиданно ему в голову пришла мысль - написать «большую повесть». После этого автор стал понемногу работать над своим новым произведением.

В одном из своих писем Тургенев пишет о том, что прототипом главного героя-нигилиста стал его попутчик в вагоне. Как вспоминал сам Тургенев, из-за больших снежных заносов их поезд не мог ехать дальше, поэтому у Ивана Сергеевича было время как можно лучше познакомиться с молодым доктором из провинции. Известно, что этот попутчик умер незадолго до написания Тургеневым романа.

Уже осенью этого же года Иван Тургенев, находясь в Париже, составляет свой «план» повести, по которому и начинает писать. Кстати, план нового произведения был проработан Иваном Сергеевичем до малейших подробностей. Сам автор романа «Отцы и дети» рассказывал всем, что замысел ему очень нравится, и он желает закончить это произведение уже к весне.

Зимой автор начинает писать свою «большую повесть», и к весне половина романа уже была готова. Но тут происходит что-то странное - Тургенев больше не может плодотворно трудиться над своим произведением. В письмах он сообщает друзьям, что на него негативно влияет постоянное пребывание в Париже.

Только вернувшись в Россию, находясь в своем имении, летом 1861 года писатель наконец-то заканчивает свою работу над романом. Но на этом Иван Сергеевич не остановился. Вернувшись в Париж, он читает свою рукопись друзьям и знакомым, а затем дополняет ее и вносит некоторые правки. После этого он отсылает черновой вариант романа своему другу Павлу Анненкову. Тот, прочитав роман, отослал ее назад уже вместе со своими дополнениями и замечаниями. После этого Тургенев опять делает некоторые исправления и правки в тексте романа. Эта работа шла в течение трех-четырех месяцев.

Первая публикация романа состоялась весной 1862 года в журнале «Русский вестник». А вот отдельной книгой это тургеневское произведение вышло лишь только осенью 1862 года.

Этапы создания:

Смысл, сюжет и проблематика произведения

В своем романе Иван Тургенев решил показать борьбу двух политических направлений. Весь сюжет произведения построен таким образом, что представили разных поколений и мировоззрений противостоят друг другу. К таким ярким представителям можно отнести следующих действующих лиц:

  1. Базаров Евгений.

По замыслу писателя в сюжете затрагиваются многие вопросы, которые были актуальны в XIX веке и до сих пор волнуют общественность:

  1. Отношение к труду;
  2. Преобразования в деревнях;
  3. Отношение к науке и искусству;
  4. Положение простого народа.

Но основная проблема, затронутая писателем, отражена уже в самом названии романа - взаимоотношения детей и отцов. Базаров не желает понимать принципы и интересы старшего поколения, считая их уже устаревшими. По мнению главного героя, основная цель в жизни - работать так, чтобы производить нечто материальное. Поэтому Евгений безразличен и к искусству, и к наукам, считая их бесполезными.

Со всем по-другому рассуждает Павел Петрович. Он считает, что есть вещи, которые будут всегда и которые ничем на свете заменить нельзя. Для него важны традиции и привычки, а тех изменений, которые происходят в обществе, он совсем не замечает. Поэтому между Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем постоянно возникают споры, которые как раз и помогают раскрыть и понять идейный замысел тургеневского романа.

Несмотря на то что они по своему мировоззрению противники , эти герои имеют много общего:

  1. Самолюбие;
  2. Оказывают большое влияние на окружающих, но сами не подвержены чужому влиянию;
  3. Не умеют и не могут спокойно вести споры;
  4. Имеют сильный характер.

И, несмотря на все это сходство, Базаров и Кирсанов совершенно разные люди . И эта разница проявляется во многом:

  1. В происхождении;
  2. Воспитании;
  3. Образе мышления;
  4. Портретной характеристике;
  5. Образе жизни.

Базаров - нигилист. Он умеет разговаривать с крестьянами так, что они считают его своим человеком, а не барином. Кирсанов же оторван от народа. Павел Петрович бесцельно проводит свой каждый день, а Евгений желает постоянно трудиться.

Евгений Базаров - сильная личность, поэтому автор преднамеренно пытается провести его еще через одно испытание - смерть. Герой трагичен, но, даже умирая, он ведет себя как по-настоящему сильная личность. В последние минуты своей жизни Евгений думает не о себе, а о родителях.

План для пересказа

При изучении в школе романа «Отцы и дети» часто требуется не только проанализировать произведение, но и составить план для пересказа. Это поможет быстро сориентироваться в сюжете произведения и правильно его воспроизвести.

План для подробного или краткого пересказа:

  1. Приезд домой Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова;
  2. История жизни братьев Кирсановых;
  3. Знакомство с Одинцовой;
  4. Посещение родительского дома;
  5. Поединок;
  6. Болезнь и смерть Базарова.

Действие романа переносит читателя в майские дни 1859 года. Николай Петрович Кирсанов, которому уже исполнилось 43 года, с радостью ожидал своего сына домой. Аркадий, сын помещика Кирсанова, уже окончил университет и теперь ехал вместе со своим другом Евгением Базаровым к отцу, чтобы погостить у него.

Николай Петрович был сыном генерала, и когда-то в молодости перед ним открывалась прекрасная военная карьера. Но однажды он сломал ногу и с тех пор остался хроменьким. Поэтому о военной службе он должен был забыть. Женившись рано на дочери мелкого чиновника, он вел размеренную жизнь помещика и был счастлив. Но неожиданно супруга Николая Петровича умерла, после чего он посвятил свою жизнь воспитанию сына, в котором души не чаял.

И вот появляется Аркадий вместе со своим новым другом. Евгений - начинающий доктор, высокий и молодой. Он некрасив и самоуверен . Разговор сразу не клеится, ведь Аркадий замечает рядом с отцом молодую девушку с ребеночком. Фенечка смущает его. А дома уже ждет их Павел Петрович, дядя Аркадия. Сразу же между ним и Базаровым возникает антипатия.

Уже на следующий день Павел Петрович не выдерживает и вступает в спор с Евгением. Базаров доказывает свои убеждения о том, что химия важнее искусства. Но Кирсанову такой нигилизм Базарова кажется дерзким.

Аркадий старается как-то сгладить этот конфликт и рассказывает кратко историю жизни Павла Кирсанова. Он был прекрасным офицером. Но однажды он встретил княгиню, в которую страстно влюбился. Но когда роман неожиданно закончился, на этом окончилась и его военная карьера.

Споры старшего Кирсанова и Базарова возникали, как только они встречались. Однажды Евгений и Аркадий отправились в город, где встретили знакомого Базарова. Ситников знакомит их с дамой Кукшиной. В этот же день Аркадий познакомил друга и со вдовой Одинцовой. Кукшина была нигилисткой. Но Базаров тут же влюбился в богатую молодую Одинцову.

Вдова приглашает молодых людей погостить в ее доме. На какое-то время Аркадию кажется, что он тоже влюблен в Анну Сергеевну. Но, познакомившись с Катенькой, он проводит много времени в ее компании. После объяснения с Одинцовой и отказом, Евгений решает уехать к родителям. Его отец жил недалеко и был уездным лекарем. Несмотря на радость родителей, ему скоро становится скучно, и он покидает их дом, поехав опять к Кирсановым.

Скучая, он начинает приставать к Фенечке . Павел Петрович, увидев этот поступок Евгения, вызывает его на поединок. На дуэли Базаров слегка ранит Кирсанова и сам же оказывает ему первую помощь. Катя и Аркадий сходятся так близко, что младший Кирсанов совсем забывает о своем друге. Базарову Анна Сергеевна взаимностью не отвечает. И Евгению остается вернуться в родительский дом.

Вернувшись, Базаров старается много работать. Но однажды, проводя эксперименты на трупе больного, он ранит палец и заражается тифом. Через несколько дней он сообщает отцу о том, что скоро умрет. Уже перед самой смертью он просит Одинцову приехать к нему, чтобы попрощаться.

Через шесть месяцев Аркадий и его отец женятся. Павел Петрович уезжает в Дрезден, а на могилу Базарова приходят лишь его родители, оплакивая своего сына.

Вот, например, как создавался главный роман "Отцы и дети". По признанию Тургенева, "первая мысль" нового романа пришла к нему в Англии, где писатель лечился "в маленьком городке на острове Уайте". За границей писателя продолжали одолевать раздумья о России. Он "напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что <…> окружало". Предметом размышлений незаметно сделались воспоминания о встрече с "провинциальным молодым врачом". Казалось, этому знакомству не стоило придавать значения, поскольку такого рода человек был "один, и уже скончался" к моменту творческих раздумий. Писатель с обычной прозорливостью понял, что перед ним оказался представитель нового поколения: "В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было сильное…" На этот раз дар предвидения поразил самого писателя: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду..." Все же Тургенев с увлечением принимается за работу: "Фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России…" В дневник от 30 июля 1861 года писатель заносит: "Часа полтора тому назад я закончил, наконец, свой роман... Не знаю, каков будет успех".

Тургенев не мог и предполагать бури, поднявшейся в обществе, в которой гул похвал смешался с грохотом осуждений. Характер главного героя, Евгения Базарова, в первую очередь провоцировал напряженную полемику. М.А. Антонович в статье "Асмодей нашего времени" утверждал, что Базаров - это карикатура на молодое поколение. Д.И. Писарев, напротив, видел в нем воплощение лучших черт молодежи. Даже близкие друзья писателя обращались к нему с вопросом, любит он или нет своего героя? Тургенев негодовал, он не считал возможным так ставить вопрос. Герой - до конца понятный и объяснимый? Герой - выразитель какой-либо общественной "тенденции"? В его глазах это было бы профанацией самих целей искусства. Создатель "Отцов и детей" пишет А.А. Фету: "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого и сам не знаю , ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция!" Авторский курсив показывает, что не в том видел Тургенев свою задачу как писателя. Художник должен воплотить всю сложность человеческого характера и его судьбы. Из современников Тургенева его мысль понял, пожалуй, один тонкий критик П.В. Анненков. "Отцы и дети" действительно нашумели…" - констатировал он. И давал Ивану Сергеевичу мудрый совет: "Вы можете радоваться всему, что о них говорят. Кинуть в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривают, ругаясь на градусы, показываемые масштабом, и равно злясь, когда градус мал и когда велик, - это значит добраться, через роман, до публичной проповеди. А это, я полагаю, - последнее и высшее звено всякого искусства".

Читайте также другие статьи о жизни писателя И.С. Тургенева и анализ его произведений:

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич...» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...