Художественные произведения на тему экология. Русские писатели об экологии

Экологический аспект поэзии сулинских поэтов

Что имеем, не храним-
Потерявши - плачем.
Народная мудрость

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается- а иногда и уродуется - человеком.
Ю. Нагибин.

Всё это можно отнести и к нашим сулинским поэтам. Они умеют тонко подметить в движении природы движение души человеческой. Но часто их поэтические устремления сталкиваются с грубейшим бытием. Проблему взаимоотношения с природой поэты представляют как проблему человека прежде всего. Это должен быть человек высокой духовности, который стремится осмыслить свою роль и свое место во Вселенной. Он должен выработать подлинно гуманистические основы своих взаимоотношений с природой.

Мы слышим крик обнаженной души Алексея Пономарева:

Мы изводили на земле живое,
О будущем совсем не беспокоясь
И горек был деяний наших плод.
Но трепещите! Близок час расплаты
За бездуховность, ханжество и ложь…
Я чувствую мучительную дрожь
Земли родной…
О, как мы виноваты!
Прости нас, Мать,
За взрывы страшных бомб,
За нелюдей, безумство и апломб-
Они дрожат в мирке своём забытом.

Поэт-фронтовик Николай Бугаенко призывает, с детских лет, задумываться над поступками, осознавать губительность не до конца продуманного воздействия на природу.

Не ходи с рогаткой, Колька,
Не держи себя во зле!...
А зверья,
А дичи сколько
Было прежде на земле,
Знаешь ты?
И знать не хочешь…
И не хочет дядя тот,
Что нам всем в глаза хохочет:
«Это я губитель вод?!
Я ха-ха! - люблю природу.
Но куда-ха-ха-отход
Мне девать, если не в воду?
Не могу я всем в угоду
Останавливать завод».
Колька,
Дяденька директор,
Мысль не уж-то не страшна,
Что уже в природе редко
Можно встретить кабана,
Сазана, лисицу, лося,
Зайца, волка, осетра?
Источают яд и росы,
На траву ложась с утра…
Это мы во всём повинны-
Ты и он, и я - мы все,
В том, что горы и долины
Не в былой своей красе,
Что всё меньше оставлять нам
Внукам, правнукам своим,
Что в итоге невозвратном,
Мы не знаем, что творим!..
Колька,
Брось свою рогатку!
Дядя,
Воду не губи!
Это подло,
мерзко,
гадко…
Землю, Человек, люби!

Ни у кого из сулинских поэтов так остро не звучит тема угрозы окружающей среды как в творчестве Ольги Романенко. Она является автором книги «Мечта, одетая в лазурь», в которой есть целый цикл, посвященный хрупкости природы - «Зелёное сердце». Ольгу волнует судьба каждой травинки, цветка, каждого бездомного животного, всей природы, оказавшейся под угрозой уничтожения. Но она всё-таки верит, что каждый человек, если очень постарается, сможет сделать наш мир немного светлее.

У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:

«Забудьте, люди, свои раздоры,

Скорей спасайте поля и горы,

Спасайте реки, леса спасайте,
Животных слабых оберегайте.
Вас умоляю, к вам обращаюсь,
От дыма злого я задыхаюсь.
Меня токсины всю пропитали,
Галлоны нефти в моря попали.
Ещё немного, и будет поздно.
Не простирайте ладони к звёздам
И не молите тогда о чуде,
Другого дома у вас не будет!
Ольга Романенко «Земля страдает»

Нет большего преступления, чем уродовать и извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью нравственной любви.

Сорвал цветок, и он завял в руке,
Поймал жука - он умер на ладони,
И пенье птиц в небесном «далеке»
Напомнило о колокольном звоне.
Застыло сердце, понимая вдруг,
Что мир вокруг прекрасен и непрочен,
Что гибнет он от грубых наших рук,
Что миг добра не может быть просрочен
И совершенства хрупкое стекло
Лишь издали нам наблюдать возможно.
Чтоб ещё долго тайною влекло,
Прекрасного касайся осторожно.
Не рви цветок, и не лови жука,
И не топчи созданья под ногами,
Любуйся красотой издалека,
И красота тогда пребудет с нами.
Ольга Романенко «Красота»

Человек не должен считать себя исключённым из мировой гармонии, так как в современном мире она не возможна без его участия. Если в 19-м веке страдающей стороной казался одинокий человек, то теперь явственно обнаружилось иное следствие его разлада с природой - экологическая проблема, которая так легко может обернуться экологической трагедией. человека с природой. И вновь мы слышим боль утраты природы из уст Николая Бугаенко:

Истребляем леса и посадки,
Убиваем луга и сады,
Нарушаем земные порядки,
Оставляем дурные следы.

Отравляем российские реки.
И за что на людей этот грех?!
Много бед в нашем атомном веке

Сам себе натворил человек.

Неужели запас кислорода
В дыры чёрные вытечет вон,
Хоть висит пред глазами народа:
«Берегите зелёный заслон!»?..

Ах, прогресс, он такого размаха,
Что замрёшь пред его новизной

В ожидании жизни без страха,
Где сольются душа с тишиной!

Сохраним всё потомкам, как было,
Всё, что предки для нас сберегли,
Чтобы ливнем горячим не смыло
Красоту наших душ и земли.

Я за то, чтоб сады расцветали,
Пели песни и врозь и гурьбой
Средь стволов из древес, а не стали,
Ввысь нацеленных в свод голубой!

Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств. Такова многоплановая и разнообразная поэзия Виктора Михайловича Курочкина.

Земля моя, я пред тобой в долгу,
Хотя для всех ты свята и едина.
Ну чем, скажи, я оплатить смогу,
Что своего во мне признала сына.

Берёзки наши - дочери твои,
И воздух чист, не смею надышаться,
А как поют ночами соловьи,
Под них влюблённым хорошо встречаться.

Люблю я вербы над твоей рекой
И васильки среди густой пшеницы,
Как хорошо в звенящий, летний зной
Воды напиться из твоей криницы.

Люблю весной беспечно, просто так,
Упасть в траву и полежать немного,

В твоих глазах я, может быть, чудак,
Но сыновьям прощается ведь много.

Люди, которые не любят природу, - не любят и жизнь, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания. Много стихов, посвященных красоте природы в разные времена года, у Николая Павловича Киреева.

Пойду, поздороваюсь с ветром,
с весенним разливом воды,
с потоками чистого света,
летящими в степь с высоты.
Простор на душе соколиный.
И небо и солнце поёт,
и как-то светло и былинно
весна свои крылья несёт.
Повсюду забавно танцуют,
как дети, лучи по ручьям.
И птицы безумно ликуют,
И пчёлы жужжат здесь и там.
Вновь жизнь первозданно стремится
За призраком счастья вдали,
и вечная свежесть струится
во всём обновленьи земли.
Николай Киреев «Весна»

Лирика Константина Михайловича Курочкина неразрывно связана с человеческой жизнью, любимым городом, судьбами Родины. В его стихах любовь к природе - это любовь к Родине. «Россия - это синь. Россия - это грозы. Прозрачный летний дождь. Осенний горький дым. Глубокие снега. Крещенские морозы. Весенние луга под солнцем золотым», - пишет поэт в своём стихотворении «Россия - это всё». А вот его стихотворение «Сентябрь»:

Ещё не злится осень, но уже
Срывает ветер листья пожелтелые.
Кружат в замысловатом вираже

Над городом вороны оголтелые.

Ещё хранит природа свой покой,
Но в час рассвета, холодом охваченный,
Клубится пар над сонною рекой,

Руками ранней осени взлохмаченный.

И время летней, солнечной поры
Своим теплом ещё нам сердце радует.
Цветов осенних пышные ковры

Горят на площадях огнями радуги.

Зима ещё не скоро у дверей
Холодным смехом звонко расхохочется.
И мне ещё побольше сентябрей
Увидеть в жизни этой очень хочется .

Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не полюбить.
Виталий Михайлович Калачев познавал красоту земли путешествуя. Его маршруты – от заполярных Диксона и Мончегорска до древностей Самарканда, от уссурийской экзотики Приморского края до западных границ и дальше. Так родились стихи

«Стихи о живой и «неживой» природе» .

А Природа не бывает неживой!
А жива она слезинкой дождевой...
А жива она движеньем облаков,
Ураганом и журчаньем ручейков...

А жива она вулканов изверженьем,
Громом, пеплом, а ещё землетрясеньем!
И жива она хрустальною водой,
И луною, и мерцающей звездой...

Миражами и зыбучестью песков,
Свежим утром и дыханьем лепестков...
Ароматами озона после гроз,
Радугой из семицветья роз...

И живые у Природы: тишина,
Шелест волн, морская глубина,
Ветра стон, Мороза трескотня,
Наста хруст и снежная возня...

А ещё Природа корчится от боли –
Так бывает, ежели неволят!
Разозлится, озвереет, волком взвоет...
Нет, не может быть Природа неживою!

Тема красоты природы присутствует также в творчестве Вячеслава Дутова. Его нежному и чуткому сердцу мило всё, сто связано с родными местами, и эта любовь выплёскивается в звуки, краски… Но есть и момент тревоги за «ерша последнего», на которого «Браконьеры ставят сети».

Где-то утки крякнули.
Месяц в синь вбивает гвозди
С золотыми шляпками.
По воде фонарик светит,
Месяц всё усерднее.
Браконьеры ставят сети
На ерша последнего.
Ветер спит. Скала прогрета
Аж до позвоночника.
Родничок пробил планету, -
Льётся колокольчиком.
Передать стараюсь слову
Звон сердцебиения,
Пусть стихи взлетают, словно
Голубята белые.

Как формирует душу ребёнка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так и поэзия способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.
В это верит Евгения Килиптари:

Радуюсь утру. Радуюсь солнцу.
Радуюсь я голубым небесам.
Радуюсь маленьким птичьим питомцам,
Травам, деревьям и нежным цветам.

Степям бескрайним, нивам зелёным,
В снежных коронах высоким горам.
Синему морю, бегущим волнам

С ветром попутным к родным берегам.

Радуюсь зверю, радуюсь людям,
В небе ночном восходящей звезде.
Пусть, как и я, также радостным будет
Всякий живущий на этой земле .

От нас, живущих на земле сегодня, зависит не только нынешний, но и будущий вид земли.
Будем же делать всё, чтобы она была прекрасна во веки веков!

Литература:

  • Бугаенко, Н.А. Перекрестья судьбы / Н. А. Бугаенко. - Шахты, 1991. - 64с.
  • Бугаенко, Н.А. Береги природу! [ Стихотворение] / Н. А. Бугаенко // На лодочке по волнышкам:[ Стихи для детей ]. – Ростов –на-Дону. Литера-Д, - С.46.
  • Воронина, Н.Я. «Разговор по душам» - книга стихотворений / Н. Я. Воронина. - Красный Сулин, 2010. - 96с.
  • Гайда, Г. «Пред ликом священной природы» / Г. Гайда // Литература в школе. - 1990. -№1.-С. 104-122.
  • Калачёв, В. М. «Не оставляй себя без шансов...» (стихотворения и поэмы) / В. М. Калачев. - Красный Сулин. 2003. - 128с.
  • Курочкин, К. М. «Моя дорога» - книга стихотворений / К. М. Курочкин - Красный Сулин, 2012.-192с.
  • Парфёнова, Р. А. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков / Парфёнова Раиса Алексеевна // Литература в школе. - 2000. - №8. - С.33 - 35.
  • Пономарев, А. И обнажился корень одинокий /А. С. Пономарев, Весть. - Ростов-на – Дону: МП книга, -2000.- 96 с. - илл. 1.
  • Романенко, О. В. «Мечта, одетая в лазурь...» / О. В. Романенко. - Красный Сулин, 2010.-96с.
  • «Сулинские рассветы». Литературно-художественный альманах (2 выпуск). -Красный Сулин, 2008. - 160с.

Составители:

Федоренко Л.С., зав. ОМО
Романенко Н.В., библиотекарь

Центральная районная библиотека

Г. Еманжелинск

«Мы столь радикально изменяли нашу среду,

Что теперь для того, чтобы существовать в ней,

Мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.

Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах Центральной районной библиотеки. Произведения в списке распределены в алфавитном порядке по трем разделам:

1. классика экологической прозы

2. экологическая проза в литературно-художественных журналах

3. экологическая проза в научно-популярных журналах

К произведениям даны небольшие аннотации. Рекомендательный список литературы будет полезен старшеклассникам и читателям, интересующимся книгами о природе. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении.

Приятного и полезного вам чтения!

КЛАССИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон

1. Айтматов, Ч.Т. Белый пароход [Текст] / Ч. Т. Айтматов: повесть. - М. : Сов. писатель, 1980. – 158 с.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя кир­гизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лес­ной кордон белых маралов. Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

2. Айтматов, Ч.Т. Буранный полустанок [Текст] / Ч. Т. Айтматов: романы. - М. : Профиздат, 1989. – 605 с.

Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе-манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

3. Астафьев, В.П. Царь-рыба [Текст]: [повествование в рассказах] / В. П. Астафьев. - М. : Эксмо, 2005. – 509 с. - (Русская классика ХХ века).

В повести "Царь-рыба" не говорится впрямую о новых нормах "экологического поведения", но в споре между современным "естественным" челове­ком Акимом и циничным представителем "цивилизации" Гогой Герцевым, как в капле воды, отражается столкновение слепого, потребительского и гуманного, человеческого отношения к природе и приобретает особую убедительность, поскольку местом столкновения становятся не абстракт­ные размышления, а живые человеческие души. В книге показана "языческая" первородная свежесть ощущения природы. Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением челове­ка. Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь - рыбе" рыбак оказыва­ется вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жиз­ни.

4. Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей [Текст] /: роман / Б. Л. Васильев; [худож. А.А. Ушин]. - Л. : Лениздат, 1981. - 167, с. : ил. - (Школьная библиотека).

Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он не брался, любая работа или дело, - кончались недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он, наконец, находит свое призвание - работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается - в лес приходят браконьеры…

5. Даррелл, Дж. Перегруженный ковчег [Текст] / Даррелл Джеральд; пер. с англ. И.М. Лившина. - М. : Полигран, 1992. - 159 с.

Вместе с известным английским зоологом и писателем Джералдом Дарреллом вы совершите увлекательную экскурсию в Западную Африку. В дороге вас ждут головокружительные приключения в тропическом лесу и интересные встречи с его экзотическими обитателями. Вы полюбуетесь причудливым танцем хамелеона, `сразитесь` с агрессивным вараном, посмеетесь над суевериями местных жителей...

6. Кервуд, Дж.О. Гризли; Казан; Бродяги Севера; В дебрях Севера [Текст] /Дж. О. Кервуд: [повести, роман: пер. с англ.]. - М. : Правда, 1988. - 640 с.

Действие повести «Гризли» происходит на канадском Севере. Там, в суровых и труднодоступных местах, встретились великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.

"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..

«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.

7. Леонов Л. М. Русский лес [Текст] : роман // Собрание сочинений: в 9 т. / Л. М. Леонов; [примеч. Е. Стариковой]. - М. : Худож. лит., 1962. - Т. 9. – 823 с.

В романе «Русский лес» Леонид Леоновс патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проб­лему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь. Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить кот­лованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выко­сим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?". В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской пре­мии за роман "Русский лес".

8. Лондон, Д. Белый Клык [Текст] /Д. Лондон: повести: [пер. с англ.] / Д. Лондон. - М. : АСТ, 2001. – С. 5-180. - (Библиотека приключений).

Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.

9. Паустовский, К.Г. Повесть о лесах [Текст] / К. Г. Паустовский: повесть: [худож. С. Бордюг]. - М. : Дет. лит., 1983. – 173 с. : ил. - (Школьная библиотека).

«Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.

10. Пришвин, М.М. Моя страна [Текст] / М.М. Пришвин; [послесл. П. Выходцева; худож. В. Лосин]. - М. : Современник, 1973. – 443 с. : ил. - (Классическая библиотека "Современника").

В сборнике можно найти произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы». Их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.

11. Распутин В. Прощание с Матерой [Текст] /В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. – М. : Дрофа, 2006. – Т. 2. – С. 5-184. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

12. Распутин В. Пожар [Текст] / В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. / В. Распутин. – М. : Дрофа: Вече, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики)

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь - одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

13. Сетон-Томпсон, Э. Моя жизнь; Животные-герои; Судьба гонимых; Мои дикие друзья [Текст]: / Э. Сетон-Томпсон [повести, рассказы]; пер. с англ. Н. Чуковского и А. Макаровой; предисл. В. Пескова; рис. авт. - М. : Мысль, 1989. – 373 с. : ил. - (Зебра).

Книги Сетона-Томпсона «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых» соединяют приключенческий сюжет и уроки природоведения. Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.

Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.

За все нужно платить

Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.

Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.

О чем снимают кино

Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».

По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.

Книжные страницы

Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.

В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.

По следам Рэя Брэдбери

Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.

A Friend of the Earth

В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.

Об этом говорил Оруэлл

Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?

Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.

Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…

Экология в произведениях современных писателей

"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить".

Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.