Элла фицджеральд кратко биография. Биография эллы фицджеральд. Примечания и источники

Ella Fitzgerald – выдающаяся певица из США, «первая леди джаза», обладающая голосом меццо-сопрано диапазоном 3 октавы. За пятидесятилетнюю музыкальную карьеру выпустила 90 пластинок, продажи которых составили 40 миллионов копий. Обладатель многих наград, включая «Орден Искусств и литературы», «Президентскую медаль Свободы», а также «Грэмми». Сотрудничала с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Каунтом Бейси (Count Basie) и Куинси Джонсом (Quincy Jones). Известна композициями «Cry Me A River», «I’m Making Believe», «Oh, Lady Be Good!» и «Flying Home».

Детство Эллы прошло в нищете нью-йоркских трущоб, где певица полюбила церковные песнопения и развивала талант, разучивая госпелы. Фицджеральд увлекалась танцами, спортом и болела за бейсбольную команду «Лос-Анджелес Доджерс». В подростковом возрасте Элла работала смотрителем публичного дома, бросив школу после смерти матери. В это же время певица сделала первый шаг в профессиональную карьеру певицы – участвовала в конкурсе «Amateur Nights» в гарлемском театре «Аполло» и победила.

Первое выступление Эллы Фицджеральд с джазовым оркестром Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw) состоялось в том же театре в 1935 году, а запись песни «A-Tisket, A-Tasket» в 1938 году принесла певице успех.

До 1942 года в составе оркестра «Ella and Her Famous Orchestra» певица исполняла поп-джазовые песни. В 40-е годы Элла переходит от свинга к бибопу и сотрудничает с трубачом-импровизатором Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), используя скэт – манеру исполнения вокализов, повторяющую звучание инструментов. В 50-е годы Элла выпустила дебютную пластинку «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook» на лейбле «Verve Records». Альбом стал первым в коммерчески успешной серии пластинок «Great American Songbook», на которых певица представляла работы отдельного поэта или композитора. В конце 50-ых – начале 60-ых годов исполнительница много работала с Луи Армстронгом, а также с оркестром Каунта Бэйси. Эксперты отмечали этот этап, как значимый и выдающийся в музыкальной карьере Фицджеральд.

В 60-е годы концертная деятельность Фицджеральд сошла на нет, в это время она записала сборники и альбом «Misty Blue» в стиле кантри. Пластинка 1972 года «Jazz at Santa Monica Civic "72» имела большой успех, после которого Элла начала работать с пианистом Томми Флэнаганом (Tommy Flanagan), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), контрабасистом Кетером Беттсом (Keter Betts).

После выступления на немецком телевидении в 1975 году музыкальные эксперты отметили ухудшение вокальных данных певицы. Из-за проблем со здоровьем концертную деятельность пришлось прекратить, а в 1993 году из-за осложнений, вызванных диабетом, певице ампутировали ноги. В 1996 году Элла Фицджеральд скончалась дома, в Калифорнии.

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (Ella Jane Fitzgerald) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, США.

Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации - пении скэтом. Она - обладательница четырнадцати премий «Грэмми», автор 250 альбомов. Всего было продано более 100 миллионов ее пластинок.

Родилась Элла в бедной негритянской семье. Из-за своего плохого материального положения отчим с матерью и девочкой переехали в пригород Нью-Йорка, где мать нашла работу в прачечной. В Нью-Йорке Элла попала в неприятную историю, после которой была отправлена в исправительный дом для девочек. Оттуда она сбежала, но домой не поспешила, вместо этого она жила на улицах. В 1934-м году Элла решила принять участие в любительском конкурсе. Она собиралась станцевать, но, растерявшись, исполнила песню «Джуди». Спела – и получила первый приз в 25 долларов.

Ею заинтересовался джазмен Бенни Картер, который и предпринял первые попытки пристроить Эллу Фицджеральд. Он познакомил девочку с руководителем джазового оркестра Чиком Уэббом. На того она не произвела впечатления, но Чик согласился, чтобы она исполнила один вечерний концерт с его джаз-бэндом. Концерт прошел удачно, и в 1935-м году Элла уже постоянно работала вокалисткой в оркестре Чика Уэбба.

Элле посчастливилось – ее подтолкнули к успеху, ей помогли. Как на сцене, так и в жизни, она почти не заботилась о своем внешнем виде. Легкий нрав и оптимизм делали ее приятной в общении. Своих детей у Чика Уэбба и его жены не было, и потому они приютили Эллу и относились к ней как к родной дочери.

В 1935-м году вышла первая пластинка Эллы Фицджеральд «Любовь и поцелуи», которая принесла певице гонорар всего 25 долларов, такой же, как и на любительском конкурсе. А через три года старинная народная песня «Желтая корзина», аранжированная в джазовом стиле, уже вышла тиражом в один миллион экземпляров.

В 1939-м году Чик Уэбб умер. По единогласному решению Элла Фицджеральд возглавляет его джаз-оркестр. Популярность певицы продолжала расти. Элла сотрудничала и выступала со многими выдающимися людьми, например, Луи Армстронгом, Кауном Бэйси. Ее записи в студии «Верв» считаются самыми успешными в ее карьере, а концертная запись «Мэкки-нож» на концерте в Берлине (когда она забыла слова и придумала собственные) часто приводится в пример как великолепная импровизация.

Всю жизнь Элла оставалась застенчивой, одинокой и замкнутой. В 1971-м году Элла едва не ослепла. До конца жизни она видела всего лишь одним глазом. В 1985-м году из-за проблем с легкими было прервано ее концертное турне. В начала 1990-х она пережила сердечный приступ, а из-за обострения диабета ей ампутировали обе ноги до колена. Первая Леди Джаза умерла 15 июня 1996 года в Беверли Хиллз, штат Калифорния, США.

В одной из очень популярных в свое время песен были слова, которые Элла Фицджеральд исполняла с особым чувством: «Господь все управит, и главное – не сколько ты проживешь, а как…». Эти слова вполне символизируют и жизнь самой певицы.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Элла Фицджеральд является женским лицом классического джаза. Обладала уникальным голосом в 3 октавы.

Стала самой знаменитой джазовой певицей в истории. За 50 лет на сцене выпустила более 250 пластинок.

Певица более 10 раз награждалась престижной премией в мире музыки Grammy.

«Первая леди джаза» и «Леди Элла» — так обращались к величайшей певице, но своего успеха она добивалась тяжело.

Детство и молодые годы

Элла родилась в маленьком городке Нью-порт Ньюс 25 апреля 1917 г. Ее родители не были официально женаты.

Отец трудился простым водителем, а мама — прачкой. Как только родилась девочка, отец сбежал от трудностей и бедноты.

Мама вскоре вышла замуж за иммигранта — португальца, и семья уехала в Нью-Йорк.

Вскоре у Эллы появилась младшая сводная сестра. Родители жили бедно, но набожно.

Элла в детстве (слева)

Каждые выходные ходили в церковь и приучали к этому детей. Именно эти походы открыли Элле музыку.

Она была очарована церковными песнопениями. Росла девочка очень музыкальной. Она постоянно пела и танцевала.

Однако о будущем певицы даже не мыслила. Элла была очень застенчива и боялась публики.

Во дворе она развлекала детвору тем, что пародировала популярных в то время певцов.

С близким другом Чарльзом Гулливером иногда ставила какой-нибудь танцевальный номер.

Однако в 1932 г. мама Эллы умерла от сердечного приступа. Это для подростка стало сильнейшим ударом. Девочку как подменили.

Она стала получать плохие отметки, а потом и вовсе бросила ходить на уроки.

С отчимом стали возникать постоянные конфликты из-за чего она могла уйти из дома.

Позже к себе на воспитание девочку забрала родная тетя – Вирджиния Генри. Элла не захотела возвращаться в школу, и пошла работать.

Первой работой стал местный бордель. Там девушка была смотрителем и начала общаться с различными представителями криминального мира.

После этого ей заинтересовалась полиция и органы опеки. Элла была определена в приют Бронкса, а затем отправлена в Гудзон.

Там находился интернат для девочек. Однако Элла привыкла к свободе и вскоре сбежала. Она стала жить на улице, без крыши над головой.

Творческий путь

Счастливым случаем, перевернувшим всю ее жизнь, стал любительский конкурс, проходивший в гарлемском театре «Аполло».

В ноябре 1934 г. состоялось дебютное выступление. По плану Элла Фицджеральд должна была танцевать, но в последнюю минуту она передумала и решила спеть.

На конкурс она явилась в единственном старом платье и потасканных, грязных туфлях.

Будущая звезда джаза так волновалась, что от эмоций потеряла голос в самом начале песни.

Ведущему пришлось объявлять ее выход повторно. Девушка для своего дебюта выбрала композицию «The Object of My Affection».

Когда она смогла допеть ее до конца, зал выразил свое восхищение бурными аплодисментами. Воодушевившись, она спела еще одну песню «Judy».

Выбор победителя на конкурсе определялся по реакции публики в зале. Ведущий, подводя итоги, называет имя Эллы Фицджеральд, а зал подтверждает решение бурной овацией.

Девушка получила в качестве приза 25 долларов, а также возможность выступать на сцене театра в течение недели.

Здесь Эллу приметил руководитель джазового ансамбля Чик Уэбб. Он пригласил ее к себе в качестве солистки.

Первое выступление в новом амплуа было на танцевальном вечере в Йельском университете.

Именно это выступление считается первым шагом творческой карьеры.

Уже спустя год выходит их первый альбом «Любовь и поцелуи». Он попал во все известные джазовые хит-парады.

В 1938 г. девушка совместно с Э. Фелдманом записывает песню «Э-тискет, э-таскет».

Она стала визитной карточкой певица и принесла ей большой успех.

У Эллы стали появляться многочисленные поклонники ее таланта.

Перед ее талантом не мог устоять даже Фрэнк Синатра, который также стал почитателем ее песен.

В 1939 г. произошла трагедия – скончался Чик Уэбб. Руководителем группы стала Элла Фицджеральд.

За время ее руководства было записано более 100 композиций, но они не имели успеха, так как больше относились к поп-музыке.

Популярность стала падать. Коллектив прекратил свою деятельность в 1942 г. С этого года певица начинает выступать сольно.

Она заключает контракт со студией звукозаписи Decca Records. В 1945 г. публике была представлена композиция с аранжировкой Вика Шоена «Flying Home».

Впоследствии ее назовут самым великим творением в мире джазовой музыки.

Элла не боялась смешивать разные направления, включать в свои песни поп — мотивы.

В 1947 г. статус лучшей исполнительницы джаза подтвердит еще одна ее песня «Oh, Lady Be Good!».

После 1955 г. Элла разрывает сотрудничество со студией Decca. Ее менеджер Н. Гранц специально для певицы создает новый бренд Verve Records.

В период с 1956 -1964 г. певица выпускает 8 альбомов. Затем в 1972 г. выходит пластинка Nice Work If You Can Get It, посвященная таланту Джорджа Гершвина.

В 1983 г. альбом «Ella Loves Cole» был записан в честь творчества Коула Портера.

Помимо записи альбомов, которые выходили с завидной частотой, Элла давала концерты по всей Америке.

Также были организованы гастрольные туры в Европу. Она стала одной из самых успешных гастролирующих певиц.

Личная жизнь

Впервые в официальный брак она вступила в 24 года. В 1941 г. состоялась свадьба с рабочим порта, который впоследствии был осужден за торговлю наркотиками.

Спустя 2 года Элла аннулировала этот брак. В 1946 г. во время гастролей она познакомилась со знаменитым джазовым контрабасистом – Рэем Брауном.

Спустя год молодые люди узаконили свои отношения. Вскоре в семье появился ребенок.

Рэй Браун-Младший — сын Эллы Фитцеральд

Элла усыновила своего племянника, которого также звали Рэй.

Мальчика часто брали с собой на гастроли, но большую часть времени его воспитанием занимались родственники.

Семья и ребенок стали мешать успешной карьере, и в 1953 г. Элла с Рэем разводятся.

Однако это не стало препятствием для их совместных выступлений.

Существует версия, что Элла выходила замуж и в третий раз. Это был тайный союз с молодым выходцем из Норвегии – Тором Ларсеном.

Однако Тор оказался вором и позже был приговорен к каторжным работам.

Этот брак мог негативно повлиять на репутацию известной певицы, поэтому о нем мало кто знал.

Элла была крайне застенчивой и многие ее коллеги говорили, что ее интересовала только музыка.

Ее приемный сын также стал музыкантом. Выступает, как джазовый вокалист.

Последние годы жизни и смерть

В середине 70-х прошлого столетия у певицы стало ухудшаться здоровье.

В 1972 г. ей был поставлен диагноз – катаракта, а также была сделана операция на сердце.

Подобные негативные изменения заметили не только поклонники, но и критики.