Алтайская принцесса очы-бала или принцесса укока. Тайна алтайской принцессы

На юге республики Алтай стало всемирно известным с обнаружением здесь мерзлотных захоронений древнего скифского времени. Плоскогорье интересно археологам давно наличием стоянок, своеобразных алтарей из камня и курганных погребений.

Начало работы у реки Ак-Алаха

В разгаре летнего археологического сезона 1993 года группой новосибирских ученых под руководством Натальи Полосьмак, сотрудников Института археологии СО РАН начаты работы по раскопкам кургана у речки Ак-Алаха. Работы обещали быть одними из рядовых, но неожиданно привели к серьезным открытиям и научным сенсациям.

Тайная гробница

Сначала было обнаружено захоронение весьма богатого скифского мужчины. По древним обычаям его в загробное путешествие сопровождали три лошади, посуда, клинки из железа. Специалисты датировали погребение IV-III вв. до н.э. В процессе работы с мужским захоронением научные сотрудники с удивлением обнаружили, что под верхним погребением оказалось тщательно спрятанное второе. Под открытым настилом ученых ждала настоящая сенсация. Здесь находились хорошо сохранившиеся кости шести огненно-рыжих лошадей в богато украшенной сбруе, рядом с ними во льду погребальной колоды, лежала женщина.

Необычная мумия

Но больше всего исследователей кургана заинтересовало то обстоятельство, что это было мумифицированное тело, ни в Египте, ни в Тибете, а на суровом высоком плоскогорье Алтая. У женщины не было внутренних органов, мозга, грудины и ребер. Череп и полости тела ее были наполнены овечьей шерстью, частями растений, конским волосом и торфом.

На бальзамированном маслами женском теле, в составе масел позже обнаружена ртуть, сразу видны необычные синие татуировки. Они покрывали руки и голени женщины. В композиции присутствовал архар и ирбис, по-видимому, тотемные животные ее рода. Левое плечо украшало изображение оленя с головой грифона.

Важнейшим событием для специалистов стала находка в захоронении отлично сохранившихся оригинального парика из конского волоса и головного убора погребенной женщины. Вместе они заняли практически треть погребальной колоды. В древнем скифском обществе именно форма головного убора и убранство волос несли весьма точную информацию о женщине. У разных племен он всегда имел специфическую форму, и статус женщины всегда хорошо читался по украшениям головного убора. Молодые девушки, выходя замуж, меняли род, соответственно менялись убранство волос и головной убор.

В заполненном льдом, имитирующем жилище срубе из лиственницы размерами 3,6 / 2,3 м, при высоте 1,1 м, перекрытом одиннадцатью лиственничными бревнами, расположена погребальная колода. Ее украшают кожаные аппликации в виде оленей. В колоде на мягкой подстилке из войлока под меховым покрывалом с украшениями из золота покоилась высокая 170 см ростом женщина, возраст ее ученые определили примерно в 25 лет.

Мумия была одета в длинную рубаху из тончайшего шелка светло-коричневого оттенка, позже ученые выяснили, что при ее изготовлении использовались нити коконов диких бабочек шелкопряда. Такая ткань, несомненно, была в скифское время роскошью, что подтверждает высокий общественный статус погребенной. Горловина и рукава рубахи были обшиты красными нитями, видимо как оберег. Длинная плотная юбка из шерсти сшита из белых и красных кусков ткани, украшена подвесками из бронзы. На ноги женщины надеты длинные белые войлочные чулки с красными аппликациями.

В мешочке лежало бронзовое зеркальце, его деревянная резная оправа украшена фигуркой оленя. Рядом найдена лиственная палочка — символ творения у азиатских народов, волосяная кисточка, разноцветные бусины из стекла и человеческий зуб. Кругом был рассыпан синий порошок, химический анализ показал, что это кристаллы вивианита, в Европе его стали использовать в виде красителя только к ХIХ веку.

Шею погребенной женщины украшала гривна с покрытием золотым слоем, и подвесками в форме ирбисов. Уши женщины украшены массивными золотыми серьгами в форме колец. С погребенной скифской женщиной найдены сосуды, видимо для напитков и куски мяса, здесь обнаружены деликатесный крестец жеребенка и курдюк барана. Сосуды деревянные, керамические и роговые, видимо олицетворяющие связь всего живого. В погребении нет деревянного пола, его заменил настил из уложенной речной гальки.

Особенности захоронения

Все особенности захоронения выделяли женщину особым почетом из общего ряда соплеменников. Особенно шелк и кориандр были настоящим сокровищем. Удивляло ученых обстоятельство, что захоронение было одиночное, для скифов были характерны родовые погребения. Единственное объяснение могло быть таким, что она шаманка и дала обет безбрачия.

Бесценную находку решено было перевезти в лабораторию Новосибирска для дальнейшего изучения. Местные шаманы и жители республики были абсолютно против такого развития событий. Еще в пути и позже в Новосибирске уникальное мумифицированное тело стало быстро разлагаться. Новосибирские специалисты срочно обращаются за помощью в столицу. Московский институт, занимающийся сохранением мумии Ленина, работал с мумией, и специалистам удалось сохранить кожный покров и ткани.

Научная сенсация

В это время взяли образцы разных тканей на анализ ДНК, и здесь специалистов ждала научная сенсация. В результате генетического исследования нескольких видов тканей погребенной женщины на плоскогорье Укок была найдена характерная для славян Y-хромосомная гаплогруппа R1а1. Алтайская принцесса не роднится по крови с тюркскими народами и современными алтайцами, а является представительницей одного из индо-европейских народов.

Шаманы и жители республики Алтай весьма обеспокоены вскрытием древней гробницы, они считают, что ученые потревожили тысячелетний покой их предков. А случившиеся в дальнейшем катастрофическое землетрясение осенью 2003 года и наводнение весны 2014 года, многие тревожные процессы и знаки относят к мифической мести алтайской принцессы.

Новый взгляд на исторические процессы

Результаты многолетних исследований ценнейшей находки сибирских ученых, алтайской мумии заставили их по-новому оценить исторические процессы в древней Евразии. Ведь открыта евразийская высококультурная развитая цивилизация, жившая 25 веков назад, способная изменить представление об истории России.

Мифы о Алтайской принцессе

Археологам название уникальной мумии «алтайской принцессой» не совсем нравится. Неоднократно и Н. Полосьмак и В. Молодин подчеркивают, что она не принцесса, она обычная скифская женщина, а миф о так называемой «принцессе» постоянно раздувают журналисты. В течение 1998 года организацией ЮНЕСКО принято решение о внесении плоскогорья Укок в список значимых объектов общемирового наследия.

В прессе и на телевидении время от времени выступают представители коренного народа, шаманы с рассказами о том, что алтайская мумия недовольна вскрытием гробницы. Цепью мистических событий при обнаружении захоронения и доставке ее в лабораторию Новосибирска они подтверждают свои рассуждения. По-прежнему общественность Алтая называет ее прародительницей алтайцев, принцессой Кадын.

Переезд Алтайской принцессы

Пока бесценный артефакт находился в музее Новосибирска, алтайцы массово собирали подписи с просьбой вернуть принцессу на родину. Для хранения именно этой мумии в республиканском в Горно-Алтайске при спонсорстве Газпрома была проведена генеральная реконструкция и построена специальная камера-саркофаг с определенными условиями. В 2012 году почитаемую алтайцами мумию торжественно встречали на Родине.

Сегодня она бережно хранится в республиканском музее, где кургану Ак-Алаха посвящена целая экспозиция. Гости музея могут осмотреть замечательную реконструкцию захоронения, но вот мумии увидеть не удастся. Местные шаманы запрещают выставлять мумию напоказ. Сейчас они инициируют сбор подписей с просьбой к властям торжественно и достойно древних времен захоронить ее в родном кургане.

Власти республики разрешили на местном телевидении специалистам объяснить насколько эта находка уникальна и необходима ученым. Вышел даже цикл передач, объясняющих природные катаклизмы, постигшие республику с научной точки зрения. Но коренное население Алтая, воспитанное в традициях язычества и местного шаманизма, свято верит, что все беды, пришедшие в их горы, стали последствиями гнева мертвых.

Назад на плато Укок?

Шаманы и общественные деятели из коренного населения везде и постоянно подчеркивают мысль, когда успокоится мумия прародительницы алтайцев, все беды отступят. Сейчас идет серьезный спор между шаманами и учеными. Одни не отступают от своих вековых традиций, другие видят в мумифицированном теле алтайской принцессы уникальный интереснейший объект для исследований. Без ледовой сохраняющей тело линзы в случае захоронения данная мумия будет утрачена для науки и для алтайского народа навсегда.

Вера коренного алтайского народа в то, что мумию нужно обязательно захоронить на прежнем месте с годами только укреплялась. И 18 августа 2014 года состоялся совет старейшин Алтая. На этом мероприятии старейшины алтайских родов зайсаны практически единогласно проголосовали за решение захоронить мумию алтайской принцессы в ее кургане на плоскогорье Укок. Власти республики идут навстречу решению старейшин, и готовится проект республиканского закона об этом важном для местного населения событии.

Шаманы считают, что мумию не зря прятали древние жители Алтая под другим захоронением, что на нее возложена священная миссия охраны врат подземного мира. И покой таких сакральных захоронений нарушать нельзя. Древние люди были, несомненно, мудрее наших современников, они понимали законы мироздания шире и обладали более серьезными знаниями.

Видео о Алтайской принцессе

Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.



Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э ), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.

Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.

ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.


Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж


Алтайская принцесса

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.

Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2

Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?

Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).

ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.


На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.

Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.


ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.

Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.

Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка - сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.

В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.

СВЯЩЕННАЯ САЖА

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.

Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.

ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ

Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.

Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.

УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.

Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).

Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.

Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.

Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.

Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.

Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.

В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.

В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.

В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.

На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.


Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге

А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.

Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока



Фильм BBC об Алтайской принцессе



Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.


Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"

June 8th, 2013

Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info

Принцесса Укока - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д. Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

Анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение, следовательно она не может быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки на теле, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.

Давайте узнаем подробнее об этой истории!

В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий.

В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия «принцессы». По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.

Растаял он только в 1993 году, когда студенты-археологи и пограничники с соседней заставы, из любопытства помогавшие ученым в свободное от службы время, помогли раскидать тяжелые камни и вскрыть погребальные срубы.

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

Плоскогорье Укок

Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. Монгольское ухэг – буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».

По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии. Плоскогорье известно во многом благодаря находке новосибирского археолога Натальи Полосьмак, которая в 1993 году в кургане Ак-Алаха-3 обнаружила хорошо сохранившуюся мумию, получившую название « принцесса Укока ». В последнее время плоскогорье представляет интерес и как место предполагаемого строительства экспортного газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай.

Мумия среднего класса

Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.

В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.

Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина «Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!», – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.

Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом. Есть на Земле места подернутые пологом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.

Место, с богатыми пастбищами, но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни — идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков — геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или, знаки для инопланетников, никто сказать не может, земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви. Под сенью священной горы Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию. На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу.

Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами — на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха «Челябинская казачья». Неподалеку от которой, и была найдена «скифская принцесса». В последние два десятилетия плоскогорье Укок попало под пристальное внимание СМИ. Все началось в 90-х гг., когда археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли хорошо сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов — на плече. Версии о том, кем при жизни была юная дева, получившая тут же «титул» Принцессы Укока, выдвигались самые неожиданные и невероятные: от жрицы скифов – до посланницы небес. Что, впрочем, совершенно не мешает алтайцам считать ее своей прародительницей по имени Кыдым и иметь свои планы относительно ее дальнейшего пребывания на Земле. При первой же возможности они закапали бы ее обратно, чтобы успокоить ищущий пристанище дух и таким способом прекратить участившиеся в последнее время на алтайской земле катаклизмы – от землетрясений до монетизации.

Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию найденной древней культуры. Обнаруженные факты просто ошеломляют — найденные захоронения принадлежат скифам, именно об этом говорят учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи укладываются в единую картину и подтвержают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысячи лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье.

Находки на Укоке принадлежат этой же материальной культуре, поэтому людей, живших на Пазырыке и Укоке обобщённо называют «пазырыкцами». Но для нас важно, что они скорее относились к русским, чем к алтайцам. Не будем сейчас подробно останавливаться на причинах усиленного навязывания обществу точки зрения об обратном. Скорее всего, дело в том, что сейчас «история» Алтая «пишется» публицистами, краеведами и политиками. Представители национальной науки в этом «процессе» не участвуют, но к их голосу никто не прислушивается. Вряд ли захоронение мумии способно защитить Алтай от отголосков землетрясений, которые происходят на другой стороне земного шара. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено «зоной покоя».

По ленинскому пути

Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.

Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.

Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.

Премиальные от мумии

В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая».

«Государственная премия в новом формате», – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.

Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.

В 2004 году впервые были присуждены всего три Государственные премии в области науки и техники по 5 млн рублей (около $180 тыс по курсу) каждая, что было уже сравнимо с деньгами нобелевского лауреата.

Так своеобразно «принцесса Укока» отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.

Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя «Алтайской студии мальчиков» детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.

Результаты исследований заставляют по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который в понедельник на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии “принцессы Укока”.

Кстати, самим ученым это название не очень нравится. Вячеслав Молодин даже как-то сказал в интервью нашей газете, что это вовсе не принцесса, обычная женщина, а миф о принцессе раздули журналисты. Открытие интересно тем, что дало возможность многое узнать о предках азиатских и американских народов. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато Укок в список объектов всемирного наследия. Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок были обнаружены курганы с “замерзшими” могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда, красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое. Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей — женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмёрзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских учёных.

Кадровая политика принцессы

В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.

Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.

Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.

Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.

В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.

Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.

Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.

Не прошло и полгода после этого, как Владимир Путин освободил Леонида Драчевского от должности полпреда. Четыре года он побыл зампредом РАО «ЕЭС России» и окончательно выпал из большой российской политики. На сегодня его должность называется – исполнительный директор Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова.

Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Мавзолей «Газпрома»

«Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.

Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал «Газпром». Сейчас все готово к приему «принцессы».

«Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано «ориентировочно на 15 сентября», – сообщил министр.

В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им «не жалко». Но в тоне явно сквозит раздражение. «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь», – рассказали в Академгородке.

Хорошо сохранившийся «хипстер Укока»

Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о «хипстере Укока», и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.

Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции «принцесса Укока» в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже».
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: «Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи».

Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

«Я против слова «вернуть». Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят «передать» те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.

«Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.

«Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?» – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: «Это даже не обсуждается».

Последнее предупреждение принцессы

Свое мнение о происходящем высказала и «принцесса Укока». Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.

«Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году».

Министр предупреждению не внял. «Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас «боднула» машина. Пришлось вызвать ГАИ», – признался он.

При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии «принцессы Укока» курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.

Возвращение принцессы:

В 2012 году “Принцессу Ууока” ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэроплрту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея.

Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. “Принцессу Укрка” поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые создаст изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.


источники
http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html
http://zvercorner.com/?p=9077
http://alacatiantikemlak.com/eb3697c5a68defcc18e2b5cea3a87956

А я вам напомню еще интересные и местами загадочные места России, вот например: или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

Файл:Ukok princess reconstruction.jpg

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Алтайская (Скифская) принцесса Укока

    Арийская Принцесса - Мумия Укока из Республики Алтай - Очи бала - Принцеса Кадын

Субтитры

История находки

Файл:Mumiya-3.jpg

Фотография мумии принцессы Укока

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая» [ ] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока » В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «Новости Алтайского края » Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет