Мадонна в гроте леонардо да винчи. Толкование картины мадонна в гроте

Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") - название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.



Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью", пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".

В Лувре находится непревзойденная по своему значению коллекция поздних работ Леонардо да Винчи.
Дело в том, что последние три года своей жизни Леонардо провёл во Франции, куда
переехал по приглашению молодого (22 года) короля Франции Франциска I, одержавшего блистательную победу в битве при Мариньяно (война за обладание герцогством Миланским)

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

В Италии, к тому времени уже началась эпоха Возрождения, Франциск I был восхищён тем, что там увидел, он захотел принести Возрождение во Францию.
Король покровительствовал людям искусства, убедив многих итальянцев оставить родину и перебраться в Париж. При его дворе работали такие мастера как Андреа дель Сарто и Леонардо да Винчи, Россо и Приматиччо, знаменитый ювелир Бенвенуто Челлини.

О Франциске можно говорить много, но вернёмся к Леонардо, которого король поселил в замке Кло-Люсе.
Сам король жил в соседнем замке Амбуаз и даже приказал прокопать подземный ход на кухню Леонардо, где они каждый вечер вели задушевные беседы.

Леонардо да Винчи взял с собой во Францию свои незаконченные, с его точки зрения, и особенно дорогие ему произведения, которые после его смерти остались у короля Франциска I.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея, Лондон

"Мадонну в скалах" заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом - они возвращались из Египта, и Христос благословил его.

Посмотрев законченную в общих чертах "Мадонну в скалах", монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:
Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как "первый в святости" Иисус Христос?
Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало - двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,- поражением Леонардо.

Он написал еще один вариант "Мадонны в скалах" (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, этот вариант среди других своих любимых работ Леонардо привёз во Францию именно он ныне хранится в Лувре.

Сохранилось описание религиозной символики, сформулированное самим Леонардо. Дева Мария, сидящая на коленях у своей матери, склонилась к Сыну, стараясь отвлечь его от ягненка (символ Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Однако святая Анна пытается отговорить ее.

Дело в том, что Леонардо - внебрачный сын сэра Пьеро ди Антонио да Винчи.
Мать Леонардо, Катерина, была красавицей, но из более низкого класса общества. Сэр Пьеро не мог на ней жениться. Тем не менее незаконнорожденный Леонардо был как дитя любви принят в семью, а Катерину выдали замуж за друга семьи, гончара Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка.

Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (Леонардо с трёх лет воспитывался в семье отца). По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают "двух матерей" художника - мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся "проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке).

У этой картины можно стоять долго и пытаться разгадать её загадки. Ну, вот хотя бы одна6 Лица Марии и Ангела нежны и задумчивы, а посмотрите на их руки. Грубые мужские руки, почему такой контраст? Страх Марии за сына, судорожное желание защитить, сопротивление уготованной ему судьбе?

На этом, пожалуй, остановлюсь, хотя есть ещё, что сказать.
Вообще, это надо видеть.
И если "Джоконду" как следует не рассмотришь, такая перед ней всегда толпа, то "Мадонну в скалах" можно рассматривать довольно свободно.

Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом «Мадонна в скалах». Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а второй – в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое – в описании картины да Винчи «Мадонна в скалах».

Автор: Леонардо да Винчи
Музей: Лувр
Год: Около 1491-1509 или 1506-1508
По-видимому, творения Леонардо да Винчи (1452-1519) обречены на нескончаемые дискуссии по поводу их содержания, истории создания, последующей судьбы, техники письма, генезиса и влияния. Картина «Мадонна в скалах» - не исключение: связана ли она с более ранней луврской работой (1483-1484/85), почему мастер решил написать этот сюжет повторно, создать его второй вариант (серьезные исследователи не называют данное полотно копией)?

В оригинале художник разработал сюжет по заказу францисканского монашеского Братства Непорочного зачатия Девы Марии для часовни церкви Сан- Франческо Гранде в Милане (сохранилась документация об условиях и всех стадиях работы). Живописец изобразил Мадонну, Младенца Христа, поднявшего руку в благословляющем жесте, маленького святого Иоанна и архангела, скорее всего Уриэля, ассоциирующегося с ним. В Национальной галерее хранятся две панели для этого сюжета с изображением музицирующих ангелов, но первоначально они принадлежали луврской картине.

Иконография полотна богата и сложна. Возможно, Мадонна показана в скалах в связи с францисканской теологией, так как святой Франциск получил свои стигматы, молясь Христу возле горы с трещинами и расщелинами. И это только один скрытый смысл отдельного элемента, которых в работе множество.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.
Лондонская национальная галерея.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются.

В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.

Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый «голубкой Святого Духа». Над ее правой рукой – подмаренник. «В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» и традиционно ассоциируют с яслями, – сообщает историк Чарльз Николл. – У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом – розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»). Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант – символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя».

Что касается топографических нюансов – скал и грота на заднем фоне – то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так: «Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации».

«Сколь ни покажется странным, но на картине художника вопреки привычным канонам именно младенец Иоанн благословлял Иисуса... а Иисус полностью ему подчинялся! Мало того, Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. И наконец, там присутствовал еще один пугающий образ: находившийся прямо под хищно согнутыми пальцами Марии Уриель словно намеревался ребром ладони отсечь эту невидимую голову, попавшую в когти Девы Марии (Дэн Браун, Код Да Винчи)»

Вот так истолковал картину господин Браун. И поскольку эта тема вызывает очень большой интерес, я решил высказать свое мнение. К сожалению, должен вас сразу огорчить – на самом деле все совсем не так, как сказал Браун, и сейчас я вам все объясню. Дело в том, что Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

А раз так, то персонажи сразу меняются именами – на самом деле, все-таки Иисус благословляет Иоанна, и Мария занесла когти над головой своего сына. Дэн Браун просто перепутал младенцев, но это не все. Ошибившись в одном, он упустил многое другое, очень интересное. Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

А теперь посмотрите на Иоанна. Обратите внимание, что преклонив колено, он пытается поклонится Иисусу, но у него это не получается. На картине ясно видно, что если он нормально поклонится, то он просто свалится вниз. Это все равно, что если кто-нибудь разложит на полу иконы, а сам залезет на шкаф, и начнет оттуда сверху им поклоняться. Любому ясно, что стоя на шкафу, нормально кланяться вниз не получится – иначе свалишься. Так и Иоанн на картине не может поклониться Иисусу. И все это по одной простой причине – предмет поклонения должен быть выше. Тут опять все не так.

Теперь о когтях Марии. Смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса, и Браун правильно заметил этот момент. Но вот с Уриелем, который по его словам нацелился на шею Иисуса, он снова ошибся. Ясно видно, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. Впрочем, одна голова на плечах Уриелю действительно не нравится. Только это голова не Иисуса, а Иоанна. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Теперь посмотрите на Марию. Ее лицо – это полное блаженство. Но ее выдают руки. Да, да, именно руки, а не рука. Заметьте, что в хищно изогнутых пальцах правой руки, просматривается явное желание вцепиться в тело Иоанна Крестителя. Тем более что на его защиту архангела не прислали. Еще нужно отметить, что Иисус благословляет Иоанна двумя или тремя пальцами, сложенными в виде крючьев или рогов. Так же примечательно, что место для благословения они выбрали под землей, во мраке.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола. И не только тут, но и в других своих шедеврах. Знаменитую Тайную Вечерю каждые сто лет покрывали новой краской. Но сейчас добрались до первого слоя, и там действительно нашли женщину. Очень популярна версия, что сам Леонардо перерисовал ее на мужчину, по требованию заказчика,. Но задумка у него была совсем другая.

К сожалению, есть такие люди, которые и деньги возьмут и троянов заложат. Впрочем, обмануть церковь с «Мадонной в Гроте» Да Винчи не удалось. Попы забраковали картину, и ему пришлось нарисовать им новую – «Мадонна в Скалах». Что же до ошибок Брауна – а что если Да Винчи сумел его обмануть? Ведь все проблемы Брауна начались потому, что он перепутал Иисуса с Иоанном. И я думаю – а что если Браун даже представить себе не мог, что у Леонардо, Иоанн будет сидеть выше Иисуса? Может, он просто определил младенцев по почетности их мест? А когда имеешь дело в Леонардо, то ошибиться очень легко. Вот собственно и все.

Две картины рядом:
http://img.photographer.ru/pictures/315/315574.jpg

Рецензии

Обратите внимание руки Марии они не её, а сзади стоящего в мантии-это видно чётко; руки мужские и властные, ещё у неё кожа одного цвета а руки другого цвета. Мантия соединяется с Марией и сквозь её накидку он пытается остановить процесс происходящего, и в правом углу стоит светлый человек с бородой. Обратите внимание на глаз выше головы Марии за человеком в мантии.Над головой Иоанна под мантией Марии видно голову змея смотрящего прямо, его язык видно на волосах Иоанна. Змей и Уриель смотрят в одно и тоже место. Мантия сзади стоящего человека соединена с Марией и потом переходит в бежевый цвет на Марии, и там проходит рука которая как когти орла. Левая рука, якобы Марии, посмотрите она длинная - примерно ниже колена если она встанет.Верх картины как земной шар. Сверху видно каменные пальцы, там где ногти растут - растения, я так думаю, что обвиси под листьями - это безобразное продолжение ногтей, ногти этой руки закрывали проход, проход только был сбоку,там где стоит человек с бородой, но проход разбили, и видно как кто-то выходит из пещеры в очереди и все в мантиях, за этим проходом всё красиво, цветы,свет,и глаз. Мария, по-моему, не в сознании: её одурманил змей, который под правой рукой. Мне кажется,что это проход в мир, который пробило зло, и Иисус благословляет не Иоанна, а будущего воина который будет бороться со злом, которое наступило в мире.

Этот человек – культовая и чуть ли не самая загадочная персона Средневековья.

Все его творения окутаны тайнами и легендами и до сих пор вызывают споры в кругах учёных мужей. Одни говорят, например, что в своих произведениях Леонардо закодировал тайный смысл Библии и раскрывает истинную историю Христа. Другие считают, что полотна да Винчи усеяны символами, которые приведут к немыслимым сокровищам и святыням, например, к Святому Граалю. Некоторые убеждены: художник на всех своих знаменитых картинах изображал лик бога! Стоит только поднести зеркало к определенному участку полотна, на который могут указывать руки персонажей, как из него на нас посмотрит грозный иудейский бог Яхве, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…

Ещё в совсем юном возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького городка на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.

Все, к чему только прикасались руки гения, становилось бесценным творением искусства или науки. В его рукописях встречаются технические и анатомические чертёжи, схемы невиданных доселе аппаратов и машин, которые впоследствии помогли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса. Леонардо исследовал мир во всех его проявлениях: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, благодаря чему сделал много открытий. Но мир знает его, прежде всего, как великого художника, архитектора и скульптора.

За свою жизнь Леонардо да Винчи создал бесценные шедевры. Многие из низ них ныне принадлежат мировому искусству и хранятся в лучших музеях мира: знаменитая фреска «Тайная вечеря», алтарный образ «Мадонна в гроте», идеальный в своих пропорциях «Витрувианский человек», картина «Мадонна с младенцем», и, пожалуй, самый потрясающий и загадочный портрет – «Мона Лиза»…

Множество противоречий вызвал первый коммерческий заказ да Винчи – алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте».

Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ней работу в 1483 году, но поначалу оставил картину у себя из-за проблем с заказчиками по поводу оплаты.

Завершил он её лишь спустя 10 лет, но замыслил сделать повторение картины. А в 1508 году, при участии свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же закончил второй вариант картины, которая ныне и находится в Лондоне. Изображения на этих двух полотнах во многом отличаются.

Луврский вариант:

На картине изображена встреча Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Святое Семейство предположительно скрывалось здесь от царя Ирода. Этот эпизод не описан в Евангелии, но он является неотъемлемой частью христианской мифологии.

В центре пещеры мы видим Деву Марию, возле которой находятся два младенца. Считается, что ребёнок, который сидит справа от Марии, и которого она обнимает за плечо, - это Иоанн Креститель. С другой стороны от нее - маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ножками, и правой рукой как будто благословляет второго мальчика. У Иисуса над головой нависает ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.

Лондонский вариант:

Фигуры персонажей выглядят несколько крупнее, к их головам дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на малыша, сидящего справа от Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.

Любители разгадывать коды и тайны узрели в первом варианте картины тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, а Иисус и именно он поклоняется Иоанну Крестителю, а не наоборот! Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему. А значит, и сам Леонардо был приближенным к этому таинственному ордену. Ну или его Магистром, как считает писатель Дэн Браун и его последователи.

Если вернуться к теории зеркал, то её последователи намекают: взгляните-ка пристальнее на «Мадонну в гроте», вооружившись волшебным стеклышком, и увидите много интересных библейских персонажей…

Правда это или нет, пока не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые читаются только в отражении, предполагать можно что угодно.

В целом, картина «Мадонна в гроте», как и другие шедевры да Винчи, ничуть не приближает нас к разгадке его тайны. Напротив – усугубляет пелену загадочности его персоны. И это побуждает учёных всего мира, равно как и обычных людей, исследовать, расследовать, угадывать, разгадывать, и просто восхищаться великим искусством Мастера.

Ну а желающие воочию увидеть это и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправляться в парижский Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).