Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий. Урок – размышление по рассказу К. Паустовского «Телеграмма Мастерская по рассказу К.Г. Паустовского

Урок чтения и развития речи

(адаптированная программа,VIII вид)

учитель Аксёнова Т.Г.

Урок составлен по адаптированной программе В.В. Воронковой к учебнику автора-составителя З.Ф.Малышевой «Чтение», 8 класс.

В ходе работы над произведением учащиеся учатся умению составлять характеристики героев, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывают своё отношение к действующим лицам, отрабатывают навыки беглого выразительного чтения с соблюдением русской орфоэпии. Урок помогает формированию нравственных качеств учащихся.

Тема: Г.К. Паустовский « Телеграмма».

Составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Цель :

развитие навыков беглого выразительного чтения целыми словами; познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Задачи :

учить составлять характеристики героев на основе анализа текста с помощью учителя;

корректировать словесно - логическое мышление, зрительное восприятие, связную устную речь в процессе работы над темой урока;

воспитание милосердия, отзывчивости, любви к близким на примере художественной литературы через анализ поведения, поступков главных героев.

Оборудование: учебник, ксерокопии отрывков из рассказа Г. Паустовского

« Телеграмма».

На доске запись « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле.»

Заповедь пятая.

Конспект урока..

Оргмомент.

Основная часть.

Сообщение темы урока : сегодня мы продолжим работу над рассказом Г.К.Паустовского «Телеграмма». В учебнике рассказ дан в сокращении, поэтому для более полной характеристики героев мы будем использовать дополнительные отрывки из рассказа.

Текст лежит у вас на партах.

(проверка д/з проходит при составления характеристики героев)

У . - Продолжаем работать над рассказом Г.К. Паустовского «Телеграмма». Мы попробуем охарактеризовать героев этого рассказа.

У - Назовите героев рассказа «Телеграмма».

У. - Что вы можете сказать о Катерине Петровне?

(слабая, больная, старая, кроткая женщина, уставшая жить)

У . - А какова ее дочь Настя? Какое у вас сложилось о ней мнение?

(очень занятая на работе, к матери не приезжает)

У . - Давайте попробуем разобраться в этом человеке.

Прочитайте письмо Катерины Петровны к Насте. (полный вариант)

Почему она решается написать дочери письмо? Чем оно вас поразило?

(Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, не упоминает никого из знакомых, как это обычно делают в письмах, а пишет о саде, об осени. Она пишет о родной земле, в которую ей вскоре суждено лечь навсегда. Она пишет о самом главном - о своей любви к дочери, хотя прямо не говорит об этом ни слова. И только желание увидеть дочь, удерживает ее на этом свете.)

Физминутка.

Давайте подумаем об этом и подышим. Встали. (Во время физминутки проводится дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой - 3 упражнения)

Садитесь, продолжим работу,

У . - Как отнеслась Настя к письму матери? (зачитать стр. 197, 2ч.) Почему сразу не прочитала? (понимала, что раз мать написала письмо, значит случилось что-то. По пустякам К.П. старалась дочь не тревожить)

У . - Когда она прочитала письмо? (стр.196, прочитать этот эпизод)

У. - Почему она не поехала к матери? (была занята устройством выставки скульптора Трофимова)

У. - А можно было эту выставку устроить позже? (да) Устройство выставки могло подождать. Ее можно было провести и через месяц, и через полгода.

А какое дело не могло ждать? (…поездка к матери)

У . - Значит, Настя черствый, эгоистичный человек?

Но как же ее работа в союзе художников? Какой она работник? (очень хороший, бескорыстно помогает незнакомым людям)

У. - почему на чаше весов работа перевешивает заботу о матери? Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (варианты ответов детей)

У . - Забота о матери требует большого терпения, и никто этого не видит, никто этого не публично не оценит, не похвалит.

Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от души, отдавать ей все силы. О другое - помнить о своих близких. О матери. Не ограничиваться денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

У. - как оценили деятельность Насти по устройству выставки в Союзе художников? (зачитать стр.198)

У . - почему телеграмма от Тихона приходит именно в тот момент, когда Першин говорит о заботе о человеке? (потому что забота должна быть настоящей, а не показной. Этот момент показывает противоречивость в характере Насти, которая заботится о чужих, забывая о своей матери.)

У . - как выглядит Настя? Попробуйте найти описание ее внешности.(ничего нет)

У . - совершенно верно. В полном тексте о внешности героини говорит только одна строчка: « у нее были русые волосы и большие холодные глаза». Все! А глаза - зеркало души. Какая же душа у Насти? (холодная)

У . - почему она не признается в том, что телеграмма о матери? (стыдно)

Значит, совесть не совсем умерла. (чтение стр.199 до « лишь бы простила»)

Искренна Настя в своих чувствах? (да). Но меня насторожила одна фраза « брошенная всеми»! Действительно брошенная всеми или только Настей?

У . - с кем провела эту последнюю осень Катерина Петровна? (с Тихоном и Манюшкой, соседской девчонкой).

А что это были за люди? Кратко охарактеризуйте их. Ищем в дополнительных материалах (Манюшка - стр.197, Тихон - стр.195)

У. Обобщение ответов детей . Эти люди, старик и девчонка, не рассуждали о заботе о человеке, они просто помогали и жалели Катерину Петровну. И никто их за это не благодарил, никто им не хлопал. Они оставались с Катериной Петровной до самого последнего дня. (прочитать по времени)

Как провожали Катерину Петровну в последний путь? (читает учитель)

Почему Настя уехала из Заборья крадучись? Почему чувствовала «невыносимую тяжесть»?

Хочется надеяться, что Настя изменится. Ведь у нее вся жизнь впереди.

Чтение текста заповеди на доске. Как вы ее понимаете?

Настя нарушила эту заповедь: она оставила мать без помощи душевной, моральной в тяжелое для нее время, не заботилась о ней в старости.

Митрополит Алексий Сурожский сказал: «Пока мы нуждаемся в родителях, мы остаемся рядом с ними. Взяв же с них все, что можно взять, поворачиваемся к ним спиной, снимаем с себя всякие обязательства по отношению к нашим близким.

Исключаем себя из тайны любви, потому что больше ничего не можем получить, не способны давать сами.

Это и есть грех: исключить любовь, потребовать от любящего и дающего, чтобы он ушел из нашей жизни и согласился с тем, что его забыли».

Помните своих родителей, не оставляйте их одних!

III. Подведение итогов урока,

Домашнее задание

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского

муниципального района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Никитюк Марина Ивановна

Тема урока: «Не забывай о матери своей…»

(по рассказу Паустовского « Телеграмма»)

Форма: модельный урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста, давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма» ; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Оборудование:
1. Выставка книг Паустовского (подборка из школьной библиотеки):
а) К. Паустовский « Повести», Москва, « Детская литература» 1989 г.
б) « Русская советская проза», Москва, « Русский язык» 1977 г.
в) К. Паустовский « Поэтическое излучение», Москва, «Молодая гвардия» ,1976 г.
г) К. Паустовский « Повести и рассказы», Лениздат, 1979 г.
д) К. Паустовский « Кот-ворюга» , «Детская литература», 1985 г.
е) К. Паустовский « Стальное колечко» , Москва, « Детская литература», 1984 г.
ж) К.Паустовский «Золотая роза», Ставропольское книжное издательство, 1987 г.
2. Учебник 8-го класса сост. Г. И. Беленький

3. Картина Шишкина «Болото. Журавли» .
4. Клип песни Светланы Лазаревой « Мама».

5. Презентация к уроку.
Эпиграф к уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
Оноре де Бальзак

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

1.Основные этапы жизни и творчества Паустовского.
2. Анализ текста с элементами выборочного комментированного чтения рассказа Паустовского «Телеграмма».

3. Заключительное слово учителя.

4.Домашнее задание.

5.Комментирование оценок учащихся.

Ход урока:

Учитель. Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Ответ учащегося: расссказ Александра Грина « Зеленая лампа». Основная мысль рассказа заключается в том, что человеческая жизнь не игрушка и играть ею жестоко, безнравственно.
Учитель. Что было задано на дом?

Ответ учащегося: на дом было задано прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» .
Учитель . Если Вы внимательно читали рассказы этих двух писателей, Грина и Паустовского, то, наверное, заметили, что их объединяет общая тема - тема нравственности. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока: «Не забывай о матери своей…» (по рассказу Паустовского « Телеграмма») Слайд № 1.

Учитель. Скажите, что такое нравственность?
Ответ учащегося. Слайд № 2.

Учитель. Давайте вспомним, какие произведения Паустовского вы читали?
Ученики: 1) « Скрипучи половцы»
2) «Корзинка с еловыми шишками»
3) «Заячьи лапы»
4) «Кот-ворюга»
5) « Михайловские рощи».
Учитель . Какому поэту Паустовский посвятил рассказ «Михайловские рощи». Слайд № 3.
Ученик. Это произведение Паустовский посвятил А. С. Пушкину. В этом рассказе писатель делится впечатлениями от встречи с внучкой Анны Петровны Керн. Этой женщине Пушкин посвятил следующие строки: « Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное явленье, как гений чистой красоты». Паустовский описывает Тригорский, Михайловский, Петровский парки.
Учитель. Что объединяет все эти произведения Паустовского?
Ученик. Во всех произведениях большое место писатель отводит описанию природы. Слайд № 4.
Учитель. Слайд № 5. Посмотрите на картину Шишкина « Болото. Журавли». Шишкин - мастер кисти, на своем полотне отобразил то, что Паустовский – мастер художественного слова, описывал в своих произведениях. Чтобы понять глубину и красоту произведений писателя, мы познакомимся с его биографией.

Ученица подготовила сообщение о Константине Паустовском.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в 1892 году, в семье железнодорожного служащего. С раннего детства любимой наукой Паустовского была география, его всегда манили путешествия, далекие страны и материки. Он изъездил всю европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири. В молодости он сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
Признание пришло в начале 30-х годов, с появлением его повестей «Кара-Бугаз» (1932) , «Колхида»(1934), романа «Романтики» (1935) , в которых писатель показал энтузиазм и романтику повседневного труда, дерзкие планы, направленные в будущее, безграничные возможности созидательной деятельности человека.
Паустовского пишет о творчестве, о труде человека искусства: о художнике Левитане, знакомится с деятелями европейской культуры –Моцартом, Эдгардом По и Мопассаном, Диккенсом и Виктором Гюго. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
Паустовского был писателем, безмерно влюбленным в просторы родной земли, её людей, скромных, незаметных, открытых всему прекрасному, этим героям он отдавал все свое сердце. Константин Паустовского блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
В послевоенные годы Паустовского работал над большой автобиографической эпопей «Повесть о жизни» (1945-1963 г.), состоящей из шести частей. Это волнующая повесть о жизни и судьбе человека, мечтающего стать писателем, это литературный документ времени, где отразилась жизнь России первых десятилетий ХХ века, ее исторических событийОктябрьской революции и гражданской войны.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве с 1968 году.

Списать со слайда № 6 в тетрадь:

Основные вехи биографии Константина Паустовского:
1) Паустовский родился в 1982 году в Москве.
2) Любимой наукой с детства была география.

3) Он сменил множество профессий, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
4) Признание пришло в начале 30-х годов:
повести «Кара-Бугаз» (1932г.), «Колхида»(1934г.), роман «Романтики» (1935г.)

5) Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
6) Константин Паустовский блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
5) Умер в 1968 году.
Учитель. В своем творчестве Паустовский стремился к прекрасному не только в описаниях природы, отвлеченных образах, он находил людей с высокими нравственными ценностями. У каждого в жизни есть самый дорогой человек, которому мы обязаны своим появлением на этот свет, заботой о нас. Этот человек родной и близкий переживает, беспокоится о нас, радуется нашим успехам. Это - мама. А всегда ли мы с пониманием относимся к ней. Рассказ Константина Паустовского, который вы читали дома, называется «Телеграмма». Это произведение о материнской любви и неблагодарности, чёрствости душевной самого дорого существа для матери её дочери.
Работа с текстом.
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, начало рассказа. Какое время года описывает автор? Слайд № 7.
- Автор описывает сентябрь. Это осень.
Учитель . К какой героине подходит это описание природы? Почему?
- Катерине Петровне. Осенью все отмирает. Все доцветал и не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник. Катерина Петровна доживала свой век. Обратите внимания не жила, а именно доживала.
Учитель . Где происходит действие? Слайд № 8.
- В деревеньке, которая называлась Заборье.
Учитель . С кем живет Катерина Петровна? Слайд № 9.
- Она живет одна.
Учитель . С кем общается Катерина Петровна?
- Манюшка, дочь соседа, девочка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Сторож при пожарном сарае Тихон. Он помогает Катерине Петровне по хозяйству: рубит в саду засохшие деревья, пилит их, колит дрова.
Учитель. Автор описывает простых русский людей, имена которых знает только их близкое окружение. Это не Чайковский, не Григ, не Пушкин. Но эти люди так добры и душевно красивы, что не сказать о них нельзя.
Учитель . Найдите слова в тексте, которые подтверждают одиночество Катерины Петровны?
- 1. Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни.
2. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
3. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил.
Учитель . Есть ли у Катерины Петровны близкий ей по крови человек?
- Дочь Настя, которая жила в Ленинграде.
Учитель . Найдите в тексте и прочитайте, что в жизни радует Катерину Петровну?
- Катерину Петровну радуют не деньги, которые она получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала дочь. Это ниточка, связывающая с дочерью.
Учитель. Почему Катерина Петровна идет ночью к заколоченной калитке?
- Калитка была заколочена несколько лет, и старушка подумала, что дочь могла и не знать об этом и стучать.
Учитель. Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?
- Автор употребил слово « позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли».
Учитель. С чем автор сравнивает жизнь Катерины Петровны? Слайд № 10.
- Жизнь Катерины Петровны автор сравнивает с жизнью клёна. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видна неустроенность, одиночество:

« Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Героине тоже некуда идти, ведь ее тоже никто не ждет, она просто доживает.

Учитель. Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери.
Слайд № 11. Читаем письмо. «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Учитель. Удивило ли что-то в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти « зиму эту я не переживу» , «смерть забыла ко мне дорогу». А еще удивило то, что в таком коротком письме она пишет об окружающий природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках, а Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
Учитель. Какой герой и каким способом пытается скрасить последние минуты Катерина Петровна?
- Сторож Тихон, пожалев Катерину Петровну дает телеграмму Насте, написав самое главное: « Катя помирает» , а потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в своей жизни, подлог: приносит умирающей женщине телеграмму от дочери.
Учитель. Почему Катерина Петровна догадалась об обмане?
- Её образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь,
так обычно пишут старые люди: остаюсь всегда любящей…
Учитель. Дождалась ли Катерина Петровна свою дочь?

Дочь Настю Катерина Петровна так и не дождалась.

Учитель. Где жила и работала Настя?

Настя жила в Ленинграде, работала секретарём в Союзе художников.

Учитель. Как Настя поступила с письмом?

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит жива.

Художники звали её Солвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза – зеркало человеческой души. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Запишите значение имени в тетрадь. Словарь: значение имени Солвейг (древнескандинавское) можно трактовать двояко: «сильный дом» (в переносном смысле – «хорошая хозяйка дома») или «очень солнечная», «с волосами ярко-золотого, солнечного цвета».

Учитель. Кому пыталась помочь Настя?

Настя помогала скульптуру Тимофееву организовать выставку. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Тимофеев был очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы.

Учитель. Как оценил деятельность Насти седой художник?

Он поблагодарил её за то, что она извлекла Тимофеева на свет божий.

Учитель. В это время Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Какова реакция Насти на эту телеграмму?

Казалось надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

Учитель. О чём в это время говорили с кафедры?

- «Забота о человеке становилась той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне».

Учитель. Можно быть хорошим специалистом, но стать человеком добрым, отзывчивым куда сложнее. В нашей школе под руководством прекрасных мастеров Вы можете вырасти отличными специалистами, но вырасти человеком добрым, честным Вам никто не поможет. Вы должны сами работать над своими личностными качествами.

Вопрос. Кто выступает в роли судьи?

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь; он выступает в роли судьи.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх ты!». Слайд № 13.

Учитель. Какие изменения происходят в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Она как бы по – новому читает слова матери ненаглядная моя и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!» Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

Учитель. Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.

Учитель. К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине писатель. Только мать смогла бы облегчить её страдания. Слайд № 14. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение». Оноре де Бальзак. Слова великого писателя ещё раз подтверждают ту мысль, к которой мы пришли в процессе нашей беседы.

Учитель. Как Вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Учитель. Почему учительница пошла за гробом, поцеловала «высохшую жёлтую руку» покойной?

Она поняла, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Молоденькая учительница понимает, что мать – это самое главное в жизни человека. Может быть это поможет ей воспитывать своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Учитель. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор К. Паустовский и почему?

Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписаное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой ». Слайд 15. Такой «пустельгой» оказалась Настя. Запишите значение слова пустельга в тетрадь (словарная работа).

Учитель. Как Вы оцениваете поведение Насти?

Учитель. Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы Вы тихим вечером посмотрели пристально на своих родителей, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держиться. Давайте послушаем песню в исполнении Светланы Лазаревой «Мама» и подумаем каждый о своём, о сокровенном.

Просмотр клипа (Светлана Лазарева «Мама»).

Работа с книжной выставкой.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на книги Константина Паустовского. Это лишь маленькая часть всех изданий этого писателя. В книге «Золотая роза» есть рассказ, который называется «Зарубка на сердце». В этом рассказе К. Паустовский описывает события, имевшие место в его жизни. Писатель жил как – то в деревне, у одинокой женщины Катерины Ивановны. У хозяйки была дочь Настя, но она не навещала мать. Так и умерла старушка не повидав своей дочери.

Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Самариной «Не забывай о матери своей». Слайд 16.

Не забывай о матери своей…

Нет ничего важней её здоровья…

И одари бесценною любовью,

Ведь нет и нас без наших матерей.

Не нужно о работе и делах

Поспешно ей твердить по телефону…

Она одна из сотен миллионов

Заметит грусти тень в твоих глазах…

Она в окошко смотрит каждый день, Слайд № 17.

С улыбкой грустной снова вспоминает,

Как ночью тихо песню напевает,

Качая осторожно колыбель…

Она молила Бога о тебе,

Под сердцем девять месяцев носила.

Она тебя ни разу не винила,

Что ей минутки нет в твоей судьбе…

Остановись, задумайся, пойми,

Что мама будет жить, увы, не вечно…

И не звонить, не ехать – бессердечно…

Ведь нас учили мамы быть людьми…

И чтоб потом над каменной плитой Слайд № 18.

Рыдая, не вымаливать прощенья,

Ты встреться с мамой в это воскресенье,

Его не жаль для матери родной…

У глаз её морщинки всё видней,

Но от улыбки так на сердце сладко…

Ей знать бы, что с тобою всё в порядке…

Не забывай о матери своей…

Заключительное слово учителя. Давайте вовремя начнём ценить наших родителей. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан). Когда вы сами станете матерью или отцом, ваши глаза откроются. Вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить маму или отца. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Слайд № 19.

Домашнее задание. Сочинение «Мои самые близкие люди»

Прежде, чем приступить к этой работе, подумайте, кто для Вас является самыми близкими людьми.

Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…" По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цель урока:
Урок нравственности, человечности позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения : урок - размышление
Технологии: ИКТ (презентация).
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.
Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…
По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский.
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;
- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) (Приложение 1).

- Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?
- Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).


- Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)
Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.
III. Опрос по домашнему заданию. Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.
- Сегодня на уроке мы поразмышляем, ребята, над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Для начала вспомним содержание рассказа.

1. Краткий пересказ произведения.
2. Размышления над прочитанным рассказом.
- Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).
- Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)
Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
IV. Анализ рассказа. Осмысление. Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.
1) Тема урока.

Слово учителя: – Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин). (Слайд № 4)
2) «Главный герой». (Монологический рассказ. Чтение эпизодов).
- Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).


– Расскажите, что вы узнали о ней. (Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
- Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) («Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь».) (Слайд № 6)


- Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)
- А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
- Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)
- Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).
- Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? (Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)
Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)
- Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)


- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? (Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
- Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
- Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)


- Вспомните, как называли Настю художники? (Сольвейг – солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)
- Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
- Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).
Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
4) Чужие близкие.
- Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
– Кто рядом с ней? Кто эти люди?
(Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).


(Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)


- Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)
- Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? («За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке.
- Как вы поняли смысл этой фразы? (ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).
Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.
4) Письмо. (Слайд № 11).
- Катерина Петровна пишет Насте письмо. («Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)
- Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
- Какие слова должны были насторожить Настю? (Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу)
- Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).
Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
5) Совесть.
- Кто пробуждает её сознание? (Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).


Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
6) Телеграмма.
- Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
- Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)


Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).
- Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
- Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
- Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).
IV. Итог урока.
(учащиеся рисуют по одному неодушевленный предмет в каждый квадрат)
Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения
- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. (рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери). Вернёмся к эпиграфу: «Нет! Человеку нельзя жить без родных…». Как помогли слова К.Г. Паустовского понять идейное содержание рассказа? (Человеку нельзя жить без родных. Престарелые родители требуют особого внимания. Часто болеют. Они нуждаются в заботе, внимании, помощи, в любви. А если рядом нет близких, они беспомощны и одиноки. «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». (Александр Грин).
- К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).
V. Весточка родным. (Песня «Мама – первое слово»)
- Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).
VI. Рефлексия. Слайд 17
«Плюс – минус – интересно»
ПЛЮС
(запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции)
МИНУС
(запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным)
ИНТЕРЕСНО
(запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю)
VII.Задание на дом. Слайд 18
1) Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»
Всего доброго! Спасибо за урок!

Яценко Татьяна Андреевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» город Асбест, учитель русского языка и литературы, Свердловская область.

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс.

АННОТАЦИЯ

В течение нескольких лет использую в работе уроки — мастерские. Считаю, что эти уроки направлены на осуществление деятельностного подхода в обучении, помогают обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого ребенка. Идя на урок мы, педагоги, должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь подрастающему человеку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

Урок-мастерская по рассказу К.Г.Паустовского поможет учащимся понять ценность семейных отношений, по-новому взглянуть на тех, кто рядом: родных и близких. Представляю некоторые теоретические выкладки из статьи Колеченко А.К. и Селевко Г.К.о мастерской.

Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.

Цель этой педагогической технологии — совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с учениками на равных. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика.

И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий.

Закон мастерской : делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

Структура мастерской.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

1 «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.

2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.

3. «Социализация» — представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных.

Одна из основных частей социализации — «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.

4. «Разрыв» — кульминация творческого процесса. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий — информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

5 «Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

Мастерская по рассказу К.Г. Паустовского

«Телеграмма» (урок литературы в 8 классе)

Цель: Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

Задачи:

— актуализировать знания каждого ребёнка;

— дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;

— создать условия для формирования своего читательского мнения;

— способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, близким.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, бумага, краски или маркеры, магнитофон, аудиокассета.

Музыка сопровождает работу ребят по созданию образов героев (при выполнении задания №7) (учитель может выбрать музыку на свое усмотрение).

Ход урока : 1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подведем итог нашей работы над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Работа в мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.

1.Индуктор . Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера (учащиеся называют свои ассоциации).

Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.

— очень много работы.

— нет времени.

— нет денег.

— далекое расстояние.

— возникли личные проблемы.

Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите. Социализация: называют что записали..

3.Реконструкция . Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста.

Примерный план:

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4 часть. Эпилог.

4. Работа с текстом . К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. В группах. Ответ обоснуйте. (Приложение №1).

Текст 1 группы. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Примерный ответ: Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.

Текст 2 группы: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери

Текст 3 группы: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.

5. Живая картинка . А теперь обратимся к жизни Насти. Инсценировка эпизода «Настя у скульптора Тимофеева».

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица.

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы.

Обсуждают в группе. Социализация.

6. Разрыв.

Учитель: Произведение называется «Телеграмма». Их в рассказе две. Обе телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Выясняем понимание слова пустельга.

Обращаемся к иллюстрации.(Иллюстрации учащиеся сделали с учителем рисования).

Подумайте и ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке? Социализация.

Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение? Социализация. (Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.)

7. На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:

1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.

Учитель: Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами. Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит мне узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры, закрасить цветом, наиболее соответствующим его нравственным качествам.

Ребята пересаживаются по группам в зависимости от выбранного сердца.

Афиширование. Ребята наклеивают фигуры на силуэт сердца и защищают свою композицию.

8. Обобщение. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери называется «Телеграмма». Напишите синквейн на тему «Телеграмма». Ребята пишут пятистишия на бланках телеграммы. Приложение №2.

(Учитель знакомит учащихся при необходимости с особенностями телеграфных бланков)

Пример синквейна: Телеграмма.

Краткая, неожиданная.

Летит, волнует, сообщает.

Я получил хорошую весть.

9. Рефлексия . Выразите свое отношение к работе в мастерской и определите ее перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня понял(а)…»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    Колеченко А.К. Технология мастерских. Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург, «Каро», 2002г.

    Селевко.Г.К. Технологии развивающего обучения. Современные образовательные технологи. Новое образование, М., 1998г.