Развитие образования в современном китае. Образование в Китае: особенности развития


Всегда удивлялась насколько китайцы энергичная нация. Работают много, быстро, с энтузиазмом. В отличие, скажем, от южных корейцев - те, хоть и трудяги, но не торопливы и не столь энергичны. В чём кроется секрет работоспособности китайского населения? Думаю, во многом это определяется системой школьного воспитания, очень отличной от западной.

Сегодня уже 99 % детей в Китае посещают школы, хотя до 1949 года 80 процентов населения страны было неграмотными. Китайцы ценят образование, в прямом и переносном смысле. Всё образование платное. Даже за начальное школьное (не говоря уже про ВУЗы) приходится платить, на что у семей обычно уходит треть семейного дохода.
Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы.

Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы.

Главное отличие китайских школ от русских - это сильная загруженность уроками. Если в школах России первоклассники учатся максимум до 13 часов дня, то обычный день китайского школьника начинается в 7-30 и заканчивается примерно в 4-30, то есть 9 часов, проведённых в школе. И это не случайно. Основной упор в китайских школах делается на китайский язык и алгебру. Не так быстро выучить несколько тысяч иероглифов, их написание и произношение. Ведь даже, чтобы прочитать газету китайцу нужно знать минимум 5 тысяч иероглифов (из 50 возможных). Обучение родному языку развивает у детей способности к математике. В математике китайские школьники зачастую впереди европейских.

Из-за большой нагрузки учебный день разделен на две части. С 8 и до пол двенадцатого дети изучают основные предметы: китайский и иностранный языки, математику, которые в расписании каждый день. Потом, дети до 14 часов дня могут отдохнуть и пообедать, а затем продолжить учебу. Во второй половине дня ученики в китайских школах изучают второстепенные предметы: пение, труд, физкультуру и рисование. А ещё факультативы и домашнее задание, которое дети успевают сделать только часам к 10-11 вечера... В 11 или даже в 12 ночи китайские школьники ложатся спать, а вставать уже надо в 5-30, так как уроки начинаются в 7-25. Сложно представить, что к такому режиму можно привыкнуть...

Что касается дисциплины, то в китайских школах она жесткая: стоит пропустить без уважительной причины 12 уроков - и ты отчислен.
И тем не менее китайские дети не выглядят уставшими и утомлёнными от раннего вставания, обилия уроков и кучу математики. Возможно из-за того, что урокам физкультуры здесь отводится не последнее место. Как известно, Китай - самая мощная из стран школьно-олимпийского движения. Китайцы первыми поняли, какой авторитет на международной арене приносят стране победы ее подростков.

Ещё китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. В школе ребёнок обязан быть лучшим без вариантов. Это просто необходимо для того, чтобы в дальнейшем поступить в институт и иметь какие-то перспективы на будущее. Большинство детей даже посещают дополнительные занятия по выходным. Хотя огромное количество уроков математики не пропадут даром в любом случае - как минимум математическое мышление пригодится у нас на рынке:)
Стоит упомянуть, что оценивание достижений детей во время учебы проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал, и родители, при желании, могут контролировать успеваемость своих детей.

В Китае действует система единого государственного экзамена, его сдают по всей стране, и в вузы зачисляются самые лучшие. Все высшие учебные заведения ранжируются по уровню престижности, и для поступления необходимо набрать определенное количество балов на школьных экзаменах. Заявление можно отсылать в несколько учебных заведений, у которых проходной бал ниже или соответствует тому числу балов, которое было набрано во время экзаменов.

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций


Аннотация
Статья посвящена особенностям школьного образования в Китае. « Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» именно такую фразу можно услышать от китайского старшеклассника и она полностью отражает действительность. Чтобы чего-то добиться в стране с населением более одного миллиарда, необходимо много вложить в ребенка на этапе школьного образования. Вся система образования в Китае нацелена на достижение высокого результата.

SPECIFICS OF SCHOOLING IN CHINA

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department


Abstract
The article is devoted to the specifics of schooling in China. "We are learning while we are alive. And we will learn until we won’t die" it is a phrase which you can hear from the Chinese high school student, and it fully reflects the reality. If you need to achieve something in a country with a population of over one billion, it is necessary to put a lot into the child on the school stage. The whole system of education in China aims at achieving a good result.

За многовековую историю у китайцев сложилось особое отношение к просвещенным людям и образованию в целом. Просвещение играло значимую роль, как в развитии самого Китая, так и других цивилизаций. День учителя в Китае стал первым праздником отдельно взятой профессии и, наверное, неслучайно его стали праздновать в день рождения Конфуция.

Многомиллионное население Китая требует разнообразной и развитой системы образования, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход. Особое внимание в этом аспекте уделяется школам. В 2008 году вышел закон, по которому школьное образование стало бесплатным и обязательным для всех (первые 9 лет обучения).

Обучение в китайских школах имеет, как и свои плюсы, так и минусы.

Дети в Китае идут в школу, как и в России в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три ступени: начальная школа (период обучения в которой длится 6 лет), средняя школа (дети обучаются здесь также 6 лет) и старшая школа (обучение проходит 3 года). Первые девять лет обучения в школе являются бесплатными, за обучение в старшей школе платят родители, но при этом одаренные дети могут получать стипендию. Очень редко, когда китайская школа совмещает в себе все три ступени сразу, чаще всего это три разные школы, имеющие разные названия. Территория китайских школ огромна, состоит из комплекса зданий и представляет собой мини-городок. Это позволяет вмещать ей около 4 тысяч учеников, а в одном классе количество учеников иногда достигает 90 человек. Таким образом, очень сложно донести информацию до всех студентов, теряется индивидуальный подход, в основном все задания выполняются хором.

На территории каждой школы установлен флаг КНР, и каждый понедельник дети выстраиваются на линейку и участвуют в церемонии поднятия флага под звуки государственного гимна, а чтобы участвовали действительно все ученики, самых маленьких ставят на табуретки. Каждый день определяют, кто будет ответственным за поднятие флага. Таким образом, развивают у детей чувство патриотизма. Уже в начальной школе ученики искренне начинают любить партию за ее прошлые и настоящие заслуги и даже знают некоторые идеологические текст наизусть.

Занятия в школе начинаются в 7-8 утра и продолжаются до 4.30 часов, таким образом, дети проводят в школе около 9 часов. С 11.30 до 14.00 дети отдыхают, обедают и спят. Считается, что при такой нагрузке сон очень полезен. День построен таким образом, что сначала идут более сложные предметы, а после сна дети изучают более легкие дисциплины. Каникулы в школах проходят два раза в год: летом и зимой, но даже во время каникул студенты не отдыхают, родители водят их по разным кружкам или отправляют заграницу подтянуть язык.

Дисциплина в китайских школах не менее жесткая. Уважение к учителю и к старшим начинают прививать детям с первого класса. Ученики здороваются и прощаются с учителем стоя. Все действия ученики совершают только с разрешения учителя, в туалет выходить во время урока нельзя, а если ученику не интересен урок, обычно никто на это не обращает внимание. В некоторых школах учителя все еще могут бить детей по рукам за то, что они играют на занятии или разговаривают, поэтому в классе обычно стоит тишина. Кроме всего прочего, ученика, пропустившего больше 12 уроков, ждет отчисление. Такая дисциплина помогает школьникам в будущем на работе. Работа в китайских компаниях предполагает строгую иерархию: главное лишний раз не высовываться, беспрекословно слушаться старших (а старшие по возрасту в компании чаще всего являются и старшими по чину), а благодаря привитым со школы принципам у китайцев это получается блестяще.

У китайских детей особая школьная форма – они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, независимо от того есть ли урок физкультуры в этот день.

Большое внимание в начальных школах уделяется китайскому языку и математике. Это не случайно, считается, что китайский язык помогает развивать математический склад ума, а математика в свою очередь развивает логику. Также в начальной школе изучают естествознание, физкультуру, музыку, историю, географию, ИЗО, а в некоторых школах еще и добавляется такой предмет как нормы этики и морали (труды Конфуция детям начинают читать еще в садике). Дети в обязательном порядке посещают семинары, где освещаются вопросы политинформации. На уроках детей знакомят и с русскими писателями советского периода, а также очень много читают про Ленина.

После начальной школы, ученики обязаны пойти в среднюю школу, проучиться там 3 года и на этом обязательное школьное образование заканчивается.

Не самый приятный момент в школьном обучении – постоянное прохождение экзаменов. Первые экзамены ребенок сдает по окончанию начальной школы. Каждый родитель хочет отдать своего ребенка в лучшую школу и чем выше уровень школы, тем сложнее экзамены придется сдать студентам. Что интересно, чаще всего экзамены проходят в тайной форме – никто не знает содержание экзамена, и в какой форме он будет проходить, поэтому родители дежурят около школ и расспрашивают тех счастливчиков, кто уже поступил. Но если ребенок сдал успешно тест, это еще не значит, что двери нужной школы для него открыты. Следующим шагом является сбор рекомендаций от прежних учителей, но и это еще не все. Зачисление в престижную китайскую школу, это в какой-то степени лотерея, т.к. окончательное решение принимается компьютером. Еще один способ попасть в престижную школу – по прописке, но одно из обязательных условий – нужно проживать в такой квартире не менее трех лет. В Пекине особенно прослеживается эта тенденция. Экзамены для поступления в старшую школу более демократичные: студенты заранее знают, в какой форме и по какому предметы будет тест.

После поступления тесты и экзамены в жизни ребенка не заканчиваются. Каждый день на последнем уроке проводится тест. Огромное количество тестов в школе развивает логику у студентов, но совсем не отражает реальные знания.

Дисциплины, которые ученики изучают в средней школе, ничем не отличаются от дисциплин в начальной школе. В средней школе ребята учатся « круглосуточно»: она предполагает помимо уроков до 4.30, очень много домашнего задания по всем предметам, дополнительные кружки, репетиторов и совсем мало свободного времени.

В возрасте 16 лет, если студенты решают продолжить обучение, они поступают в старшую школу, где программа делится на два профиля: академический (главный упор делается на подготовку поступления в ВУЗ) и профессионально-технический профиль (по окончанию студенты могут работать по техническим специальностям или в сельском хозяйстве). Кроме того, есть школы, в которых деление происходит по другому принципу: в одном департаменте готовят к сдаче китайского экзамена «гаокао» (что-то наподобие нашего ЕГЭ), в другом к поступлению в иностранные вузы. Школ с таким профильным делением в последнее время все больше, так как многие родители, считая китайское образование не самым лучшим, стараются отправить учиться своих детей заграницу, а некоторые просто таким способом обходят сдачу «гаокао». «Гаокао» сдается в конце 12 класса по всем предметам и его боятся даже преподаватели. Учась в иностранном департаменте, студенты не сдают «гаокао», они учатся в 12 классе в американской школе и готовятся к поступлению в американский вуз. Но и там есть свои экзамены, такие как TOEFL или SAT. Предметы в иностранном департаменте ведутся на английском языке, и процесс обучения проходит в более интересной и креативной форме. Преподаватели иностранцы, привыкшие к другой системе обучения, ведут урок более творчески: студенты готовят презентации и доклады, ведут обсуждения в группах. Но независимо от того какой департамент выбрал студент, ему все равно придется сдавать экзамен городского департамента.

При поступлении в ВУЗ большое значение отдается тому, откуда человек родом. Например, пекинец, получивший 500 балов за «гаокао» может поступить в очень хороший университет Пекина, а ученика из небольшой провинции с таким же количеством баллов будут ждать только в пекинском техникуме.

Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики. Детей со школы учат уважать старших (не только по возрасту, но и по занимаемому положению) и беспрекословно выполнять все указания. Большая нагрузка, кружки, репетиторы, много домашнего задания в свою очередь тоже учат тому, что чтобы чего-то добиться, надо немало потрудиться, а в стране, где население даже не несколько миллионов, а уже перешло отметку один миллиард, это немаловажно. Уже в школе родители готовят из своего чада конкурентоспособную личность, ведь в такой стране как Китай « выживает» сильнейший. И что самое важное – со школы прививают детям любовь к партии, к Родине и политическому курсу.

1

Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

система образования

уровни обучения

вузовское и профессиональное образование

1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Библиографическая ссылка

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» October 9th, 2017

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522

Завершение культурной революции в Китае отметилось изменением системы образования. Она была переориентирована с учётом модернизации экономики в перспективе. С того момента прошло 40 лет. Результаты поражают, а число иностранных студентов, желающих пройти китайское обучение, ежегодно увеличивается.

Китайская система дошкольного воспитания

Система воспитания детей до их поступления в школу организована в Китае на базе принципов, заложенных реформой образования 1985 года. В частности, согласно планам этой реформы, дошкольными учреждениями должны были обеспечивать:

  • государственные предприятия,
  • производственные коллективы,
  • муниципальные органы власти,
  • общины и социальные группы.

Правительство объявило, что спонсирование дошкольного образования зависит как от частных организаций, так и является частью социальных услуг различных правительственных организаций. Реформа 1985 года предусматривала внедрение платного дошкольного образования, а также усиление подготовки воспитателей.

Китайские детские сады

Детский сад китайские дети начинают посещать обычно с 3 лет. Конечный возраст дошкольного образования - 6 лет. Трёхлетний период детского сада, как правило, делится на три этапа . Первый этап - начальная группа (Xiaoban). Второй этап - средняя группа (Zhongban). Третий этап - старшая группа (Daban). На прохождение каждой группы отводится 1 год.

Своеобразным архитектурным объектом выглядит китайский детский сад

Деятельность большинства китайских детских садов направлена на уход за детьми в течение полного рабочего дня. Малыши обеспечиваются трёхразовым питанием, комфортными условиями пребывания. Основная масса воспитателей имеет образование учителей начальной школы . Поэтому в китайских дошкольных учреждениях качество воспитания находится на высоком уровне. Дети не только играют и отдыхают, но также развиваются интеллектуально, учатся танцевать, петь, рисовать, выполнять несложную работу.

Начальная китайская школа

Достигшие шестилетнего возраста дети традиционно направляются в начальную школу. Однако в некоторых сельских областях Китая малыши начинают обучаться грамоте с 7 лет. Начальная ступень образования является обязательной для всех граждан страны . Период обучения в начальной школе продолжается 6 лет.

Большая часть учреждений преподаёт уроки на китайском языке. Правда, есть также школы, где учатся представители национальных меньшинств. Если в такой школе национальные меньшинства преобладают, китайский язык отходит уже на второй план, уступая место языку национального меньшинства.

Стандартный учебный год - два семестра. Начинается в сентябре и завершается в июле. Занятия проходят пять дней в неделю. Обязательными предметами курса китайской начальной школы являются:

  • китайский язык,
  • математика,
  • обществознание,
  • природоведение,
  • физкультура,
  • идеология и мораль,
  • музыка,
  • рисование,
  • труд.

Изучение иностранных языков на этапе начальной школы в основном организуется на факультативных началах . Завершение начальной школы приходится на возраст 12–13 лет. Выпускники до 1990 года сдавали выпускной экзамен, как правило, по двум предметам - китайскому языку и математике. Сейчас экзамен отменён. После начальной школы детей ждёт первый уровень средней школы.

Образование в Китае имеет многоступенчатую структуру

Среднее образование в Китае (первый уровень)

Система среднего образования Китая условно представлена двумя уровнями - нижним (первым) и верхним (вторым). Нижний уровень рассчитан на трёхлетнее обучение с 12 до 15 лет и фактически является завершающей стадией обязательного образования. Родителям учеников предоставляют три варианта выбора конкретной школы:

  • с помощью компьютерной выборки,
  • самостоятельно с учётом всех пожеланий,
  • с привязкой к месту жительства.

Компьютерная выборка - это случайное распределение школ. Выбранные таким образом учреждения обеспечивают только стандартные условия получения образования. Самостоятельный выбор позволяет найти школу с хорошей инфраструктурой и сервисом, которые соответствуют запросам родителей ученика . Однако в этом случае расходы на образование увеличатся за счёт дополнительных услуг. Выбор школы по месту жительства сокращает расходы за счёт экономии на транспорте, но не всегда гарантирует желаемое качество образования.

В течение 3 лет прохождения нижнего уровня средней школы китайцы изучают как минимум 13 основных предметов:

  1. Китайский язык.
  2. Математику.
  3. Английский язык.
  4. Физику.
  5. Химию.
  6. Историю.
  7. Политологию.
  8. Географию.
  9. Биологию.
  10. Информатику.
  11. Музыку.
  12. Черчение.
  13. Физкультуру.

По итогам обучения необходимо набрать суммарно по всем предметам не менее 60 оценочных баллов. Это условия допуска к сдаче итоговых экзаменов . Учеников, не сумевших набрать среднеарифметический показатель - 60 баллов, оставляют на второй год. Обычно для сдачи экзамена назначаются следующие предметы:

  • китайский язык,
  • математика,
  • химия,
  • физика,
  • иностранный язык,
  • политология.

Успешная сдача экзамена и, как следствие, получение аттестата завершают цикл обязательной программы китайского образования. Далее открывается дорога к дополнительному среднему образованию - верхнему уровню средней школы.

Среднее образование в Китае (второй уровень): отзывы учащихся

Верхний уровень средней школы Китая - это уже дальнейшее совершенствование обязательного образования. Обучение здесь начинается с 15 лет и продолжается до 18–19 лет. Абитуриентам предлагается выбор из двух видов образования - академическое либо профессионально-техническое. Обучение платное . Стоимость учёбы за год в среднем обходится в 4–6 тыс. юаней.

Видео о жизни и учёбе в Китае

Основная масса учеников выбирает профессионально-техническое направление. Такой вариант в итоге даёт больше шансов на трудоустройство после завершения учёбы. Следует отметить высокую популярность средней школы верхнего уровня среди населения Китая . Интерес вполне понятен: выпускникам таких школ проще поступать в колледжи и университеты, плюс есть возможность приобрести трудовую специальность.

Программа обучения в средней школе второго уровня:

  • китайский язык,
  • английский язык (или на выбор русский, японский),
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • история,
  • этика и мораль,
  • информационные технологии,
  • здравоохранение,
  • физическая культура и спорт.

Перегруженность средних школ верхнего уровня в Китае очень высокая . Поэтому несмотря на установленные правительством два дня выходных (суббота, воскресенье), многие учреждения работают по собственному графику. Нередко дополнительные уроки проводятся ранним утром и поздним вечером, а также по выходным дням.

…Моя дочка гражданка РФ, с 2 лет живёт в Китае. В этом году заканчивает 12-й класс общеобразовательной средней школы. При поступлении в школу проблем с документами не было, но сейчас для сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗ требуется номер китайского удостоверения личности…

http://polusharie.com/index.php?topic=3614.msg1452300#msg1452300

…1) Вам нужно получить аттестат в школе, которую вы заканчиваете. 2) Доказать своё иностранное гражданство (не только наличием загранпаспорта, но и тем, что ребёнок жил до 2 лет в РФ. 3) Сдать документы в китайский ВУЗ, как иностранец (нужен HSK)…

http://polusharie.com/index.php?topic=3614.msg1452820#msg1452820

Специальное образование

Средние школы верхнего уровня, по сути, относятся к учреждениям специального образования. Большая часть выпускников таких учебных заведений - это хорошо подготовленные рабочие кадры.

Вместе с тем этот же уровень образования является стартовой площадкой для продолжения учёбы в рамках высших образовательных программ. Так, Министерство образования Китая открыло выпускникам средних школ доступ к программам НСЭО (Американский национальный совет по экономическому образованию) и возможность поступать в любой китайский ВУЗ.

Категорию специального образования Китая дополняют высшие школы для взрослых людей, чей возраст выше 35–40 лет, а также школы дистанционного обучения . Сюда же входят образовательные учреждения для слаборазвитых детей и тех, кто имеет физиологические дефекты (нарушение зрения, слуха и др.).

Система высшего образования

Сегодня в Китае действуют около 2,5 тыс. учреждений высшего образования, где обучаются более 20 млн. студентов, в том числе иностранцы. Традиционно институты высшего образования принимают абитуриентов с 18 лет и старше. При этом абитуриент должен иметь законченное профессионально-техническое, академическое образование или пройденный курс подготовки к высшему образованию.

Система китайского высшего образования очень напоминает российскую модель

Аналогично другим системам высшей школы мира, китайские вузы подготавливают бакалавров, магистров, докторов наук. Образовательная программа бакалавров занимает 4 года обучения. На степень магистра необходимо учиться ещё 3 года. Примерно такой же срок - 3 года - необходим для приобретения степени доктора.

Система высшего образования Китая - это целый ряд учреждений (университетов и колледжей) разного типа:

  • общие и технические,
  • специализированные,
  • профессиональные,
  • военные,
  • медицинские.

Очень высокой строгостью отличается система вступительных экзаменов в китайских вузах . Этот фактор позволил китайцам качественно фильтровать поток абитуриентов и зачислять на учёбу хорошо подготовленных студентов. Конкуренция среди абитуриентов высших учебных заведений Китая очень высока.

Однако для иностранных студентов отмечаются некоторые послабления. Правительство Поднебесной разработало специальный «План образования в Китае», согласно которому перед властями поставлена задача - привлечь до конца 2020 года более 500 тыс. иностранных студентов. Каждый новый учебный год этот план успешно выполняется.

Учебный год для системы высшего образования разделяется на два семестра. Первый семестр начинается в первых числах сентября и продолжается 20 недель. Второй семестр начинается в середине февраля и также продолжается 20 недель. За весь период обучения, не считая летних и зимних каникул, студентам предоставляется 4 дня выходных. Один день на празднование Нового года и три дня по случаю Национального праздника.

…Чтобы поступить в любой китайский ВУЗ, вам нужно сдать тест на знание китайского языка HSK. Потом только на профессию. Учиться там сложно, да и недёшево. Вам, прежде всего, нужно понять для чего вам китайское образование…

fyfcnfcbz

https://forum.sakh.com/?sub=1045189&post=29421394#29421394

Стоимость обучения в Китае

Общую стоимость обучения в высших учреждениях Китая следует разделить на регистрационный взнос и непосредственно плату за обучение. В зависимости от вида и престижа заведения обе суммы могут быть разными. В большинстве случаев сумма регистрационного взноса варьируется в пределах $90–200, а годовая оплата за обучение в пределах $3300–9000.

Естественно, к этим суммам необходимо добавить расходы на жизнь. Для студентов стоимость жизни в городах - Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, составит примерно $700–750 в месяц. Для других населённых пунктов Китая стоимость проживания варьируется в пределах $250–550 в месяц.

Проживание иностранных студентов в Китае

Для иностранных студентов (в том числе русских, украинцев, белорусов, казахстанцев) проживание в Поднебесной может быть организовано одним из трёх способов:

  1. Студенческое общежитие.
  2. Аренда квартиры.
  3. Проживание в составе местной семьи.

Большинство студентов-иностранцев предпочитают студенческое общежитие . Стоит отметить, что львиная доля китайских университетов и колледжей владеют комфортными и благоустроенными студенческими общежитиями, так как все учреждения заинтересованы в активном заселении студентов.

…Я приехал в Китай сразу после школы. Ещё, будучи в 11 классе, я уже знал, куда хочу поступать, благо с учёбой у меня никогда проблем не было. Огромное спасибо моим родителям, с чьей финансовой помощью мне удалось сюда приехать…

http://pikabu.ru/story/ucheba_v_kitae_3851593

Стандартное размещение в таком общежитии - это отдельные комнаты на одного-двух студентов с ванной и туалетом. В комнате есть телевизор, холодильник, стиральная машина, интернет. Однако проживание в таких условиях платное - от $400 до $1500 за год в зависимости от уровня сервиса.

Видео: обзор инфраструктуры студенческого общежития

Например, проживание в университетском общежитии города Пекина или Шанхая обойдётся студенту в $1000 за двухместное размещение или в $1500 - за одноместное. В небольших китайских городах, подобных Циндао или Далянь, тарифы почти в два раза ниже . В то же время аренда квартиры обходится студенту дешевле. В Пекине и Шанхае $250–300, а в Циндао или Далянь $100–200 за месяц.

Между тем на проживание за пределами студенческого общежития необходимо получить соответствующее разрешение. Так что даже если у студента имеются виды на аренду жилья, придётся согласовать этот вариант с координатором университета. Самостоятельное решение смены общежития на съёмную квартиру может стать причиной разбирательств с администрацией, вплоть до отчисления из университета.

Популярные учебные заведения Китая

  1. Университет Сунь Ятсена (Zhongshan University).
  2. Пекинский университет (Perking University).
  3. Фуданьский университет (Fudan University).
  4. Университет Цинхуа (Tsing-Hua University).
  5. Колледж Хуавень (Vocational School of China).
  6. Колледж информатики и инженерии (Information Engineering Vocational College).

Университет Сунь Ятсена находится в провинции Гуандун . Это один из ведущих китайских ВУЗов. Студентам предоставляется обширный набор обучающих программ гуманитарного толка, в области естественных, технических, общественных наук. Здесь обучают медицине, фармацевтике, тонкостям менеджмента.

Пекинский университет также входит в список крупнейших учебных заведений Китая . Структура учебного заведения - это 30 колледжей, 12 факультетов, сотни различных специализаций. В распоряжении университета имеются исследовательские центры, крупнейшая библиотека. Университет является членом международной сети - Universities21.

Фуданьский университет изначально позиционировался в качестве высшей публичной школы . Это старейшее учебное заведение, основанное в 1905 году. На базе университета работают 19 институтов, функционируют в общей сложности 70 факультетов.

Университет Цинхуа является учебным заведением из числа китайской «Лиги С-9» - девяти элитных университетов страны . Это что-то подобное американской «The Ivy League» (Лиге плюща). Стабильное первое место Национального рейтинга ВУЗов Китая и комфортабельный кампус в живописном природном месте.

Колледж Хуавень относится к учреждениям высшей школы профессиональной подготовки . Здесь студентам преподают китайский язык и обучают различным специальностям. Учебные классы колледжа оснащены современным оборудованием. Имеется 26 научно-исследовательских лабораторий.

Колледж информатики и инженерии был создан на базе Института финансов . Заведение имеет статус государственного учреждения специального назначения. Здесь готовят специалистов широкого профиля, в том числе программистов, технологов, менеджеров.

Фотогалерея: китайские колледжи и университеты, пользующиеся популярностью

Университет Цинхуа - прообраз американской «The Ivy League» Фуданьский университет - старейшее учебное заведение, основанное в 1905 году Пекинский университет - крупнейшее учебное заведение Китая Университет Сунь Ятсена - один из ведущих китайских вузов Автомобильный колледж в Гуанчжоу располагается в Северном Китае на базе технологического университета

…В колледж мы поехали вместе с сыном, чтобы в первое время помочь ему устроиться в незнакомом месте. Представители колледжа встретили нас очень тепло, разместили в номере с отельными условиями, с кондиционером, хорошей мебелью…

Евгений

http://www.portalchina.ru/feedback.html?obj=10729

…Итак, я уже начинаю занятия. В Наньнине меня встретила китаянка, которая училась в Москве, поселила в общежитии. Кстати, тут очень очень красивая местность, типичные южно-китайские горы, как на картинках, и рисовые поля, есть манго, мандарины, бананы, яблоки. Можно съездить в Бэйхай на пляж…

Сергей

http://www.chinastudy.ru/opinions/show/id/17

Ланьчжоу - современный китайский город, который предоставляет массу возможностей для учёбы

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Министерство образования Китая предъявляет к иностранцам, желающим поступить в высшее учебное заведение, следующие требования:

  1. Абитуриентам необходимо обладать квалификацией, которая соответствует требованиям по среднему образованию.
  2. Абитуриент должен иметь гарантии финансирования учёбы в Китае.
  3. Будущим студентам потребуется сертификат, подтверждающий уровень образования, студенческая либо гостевая виза.
  4. Кандидату на обучение в Китае необходимо подтвердить отсутствие судимости нотариально заверенной справкой, завизированной (подписанной) в посольстве КНР.
  5. Если студент прибывает в Китай по программе перевода из иностранного учебного заведения в китайский вуз, он должен иметь справку от администрации иностранного вуза, где подтверждается факт перевода.

Необходимые документы

Необходимо сделать качественные копии документов. Каждая копия документа должна иметь дубликат на китайском или английском языке, заверенный нотариально . Как правило, китайские вузы и колледжи помимо личного заявления абитуриента требуют копии следующих документов:

  • заграничного паспорта,
  • аттестата о среднем образовании,
  • диплома отечественного ПТУ или вуза.

Потребуются также:

  • фото размером 4,8х3,3 см.,
  • список предметов, которые изучались в школе (вузе),
  • результаты IELTS или TOEFL (для англоязычных программ),
  • результат HSK (квалификационного экзамена знаний китайского языка),
  • результаты медицинского обследования,
  • одно или два рекомендательных письма,
  • справку о финансовых гарантиях.

Отдельные требования предъявляются к заявителям возрастом до 18 лет . Родителям таких абитуриентов необходимо составить доверенность на взрослого человека, проживающего в Китае. Этот человек должен выступать в качестве гаранта несовершеннолетнего ученика. Для студентов старше 18 лет потребуется только гарантийное письмо от родителей, скреплённое их подписями и заверенное нотариально.

Видео: какие документы нужны абитуриенту

Стипендия и гранты для иностранных студентов

Начиная с 1986 года, Министерство образования Китая утвердило внедрение новой системы стипендий и грантов для студентов университетов и колледжей. Особенность заключается в том, что стипендии в первую очередь предназначены для студентов, которые не в состоянии покрывать расходы на проживание. Главные факторы предоставления стипендии - хорошие показатели учёбы, соблюдение государственных законов Китая, дисциплинированность.

Финансовую помощь студентам оказывает китайский Промышленный и коммерческий банк . Учреждение выдаёт долгосрочные кредиты на образование под низкие проценты. Китайским правительством утверждены три категории студентов, которые имеют право на финансовую помощь в виде стипендий и долгосрочных кредитов:

  1. Лучшие учащиеся, которые достигли высоких результатов в учёбе.
  2. Учащиеся, осваивающие специализации в области образования, сельского хозяйства, лесного хозяйства, морского судоходства, спорта.
  3. Студенты, которые по завершении учёбы выразили желание работать в отдалённых приграничных районах Китая, а также в местах с тяжёлыми условиями труда.

Размер стипендии в китайских вузах может достигать $2000 в год . Бесплатное обучение, питание, проживание предоставляются студентам военных школ. Однако после завершения учёбы на выпускников таких вузов накладываются обязательства прохождения военной службы как минимум в течение 5 лет. Студенты, получившие сельскохозяйственные, промышленные, узкие специальности за счёт банковских кредитов, направляются после выпуска на работу и погашают задолженность вычетами из заработной платы.

Условия получения визы для студентов

Для студентов предусмотрено оформление двух типов виз - по форме X1 и по форме X2. Разница между двумя документами только в сроках действия. Первая выдаётся на 30 дней, вторая на 180. Документы для оформления:

  1. Заграничный паспорт с отметкой ОВИР.
  2. Анкета заявителя по установленной форме.
  3. Справка от администрации банка, подтверждающая наличие необходимых средств (не менее $100 на сутки пребывания в Китае).
  4. Справка о пройденном медицинском осмотре.
  5. Фотографии стандартного образца для визы.
  6. Отсканированная копия проездных документов (авиа, ж/д билетов).
  7. Оплаченные консульские сборы.

К сведению: виза не даёт права отказываться от регистрации временного пребывания спустя 24 часа после прибытия на территорию Китая . Если за это время регистрация не выполнена, можно нарваться на штраф от 200 до 2000 юаней или даже на выселение из страны.

Курсы во время обучения и перспективы трудоустройства

Курсы во время обучения - это неотъемлемая часть образовательного процесса практически для каждого иностранного студента. Очень редко в Китай едут студенты, досконально владеющие китайским языком. Поэтому как минимум один лишний год приходится затрачивать на курсы изучения китайского языка.

Однако есть много китайских вузов, где учебный процесс идёт на английском языке. Для англоязычных студентов в этом плюс, а русскоговорящим студентам всё равно придётся посещать курсы английского языка при отсутствии таковых знаний. Языковые курсы - это, можно сказать, дополнительная часть китайского образования по умолчанию . Эта тема актуальна для разных уровней образования, требующих разных уровней HSK (квалификационного экзамена знаний китайского языка).

Что касается перспектив трудоустройства, здесь не всё так гладко, как хотелось бы. Китай - страна с большим населением. Вопрос работы для жителей страны крайне напряжённый. Поэтому в первую очередь трудоустраивать стараются местное население. Иностранные граждане - выпускники колледжей и вузов - отходят на второй план. Исключение - очень хорошие специалисты. Однако понятно, что сразу после выпуска даже человек, обладающий знаниями в совершенстве, ничего не стоит без хорошей практики.

Работать в Китае, пребывая по студенческой визе, категорически запрещено. В том случае, если этот факт станет известен университету или властям, то вас просто лишат визы и дадут некоторый срок покинуть Китай.

Плюсы и минусы китайского образования (итоговая таблица)

Плюсы

Минусы

Изучение оригинального китайского языка

Требуется много времени и сил на изучение языка

Высокие требования к дисциплине, стабильности посещения занятий

Учебные группы часто перенасыщены студентами

Хорошие условия проживания в студенческих общежитиях

Достаточно высокая стоимость проживания в студенческих общежитиях

Обычный режим занятий - до обеда, затем свободное время

Практически всё свободное время необходимо затрачивать на изучение языка

Выпускники вузов получают образование высокого уровня

Сложно устроиться на работу в Китае по специальности, не имея практики

Получить хорошее образование в Китае сложно. Первая причина этому - необходимость владения китайским языком. Нередко требуются годы, чтобы выучить язык на уровне продвинутого носителя. Но если сделать это удаётся, иностранный студент приобретает образование совершенно иного уровня. А вместе с уникальным китайским образованием, естественно, формируется иной уровень жизни.