Японские народные сказки. Три богатыря Рассказы о богатырях русских для детей

Сказки создавались народом с давних времен. Но мнение, что их слагали для развлечения детей, ошибочно. Сказка несет в своем иногда простом, а иногда закрученном не хуже блокбастера сюжете мудрость народа, истины, следуя которым, человек всегда победит зло. Тот, кто написал сказку «Три богатыря», руководствовался именно такими истинами.

Из нашей статьи вы узнаете, о чем же кто написал ее, и чему полезному она может научить не только детей, но и взрослых.

Жанр

Изучая сказку, исследователь может задаться вопросом: «Три богатыря» - это сказка или былина?». Такая заинтересованность закономерна, так как произведение имеет в себе признаки как первого, так и второго жанра. Но существенными являются и различия. Былина - это песенный жанр, в котором воспеваются события, имеющие связь с историей или влиянием на нее. Сказка же к истории имеет отношение весьма косвенное. События и герои сказки - вымысел, в который вложены ожидания и надежды народа. Исходя из данной теории, мы отнесем «Три богатыря» к жанру сказки.

Сказка «Три богатыря». Краткое содержание

Сказка начинается традиционно, повествованием о том, что когда-то давно жил себе отец, у которого было трое сыновей. Все они были красивые, здоровые, умные, учились, отцу помогали, не общались с нехорошими людьми. Имена трех богатырей из сказки - Тонгуч-батыр, Ортанча-батыр и Кенджа-батыр. Ребятам было двадцать один, восемнадцать и шестнадцать лет. Жили они в мире и добре. Однажды отец позвал их к себе и сказал, что не нажил много добра, для трех сыновей того, что есть, мало. Нужно им самим идти в мир да копить себе богатство. Для этого все у сыновей есть - выросли здоровыми, храбрыми и хорошими охотниками. А в дорогу дал отец им три наставления: чтобы жить спокойно - быть честными, чтобы быть счастливыми - не лениться, чтоб не краснеть от стыда - не быть хвастливыми. Также ждут их три хороших коня - вороной серый и буланый. Сказал так отец и оставил богатырей. А они отправились в путь.

Завязка сказки

Когда первый день пути закончился, братья стали на ночлег. Но решили при этом, что всем спать опасно. Нужно по очереди спать и стеречь их маленький лагерь.

Первым стал на стражу Тонгуч-батыр. Он долго сидел у костра, пока не услышал шум. Оказывается, недалеко от лагеря было львиное логово. Решил брат, что сам справится со львом и заманил его далеко от ночлега братьев. Там он победил зверя в бою, вырезал себе пояс из его шкуры и отправился спать.

Дежурство двух младших братьев прошло спокойно, и на утро они отправились дальше. На этот раз вечер застал их у высокой горы. Под одиноким тополем около холодного родника герои сказки «Три богатыря» решили переночевать, не зная, что тут было логово Аджар-султана - царя змей.

Ребята покормили коней и легли спать. Старший брат отдежурил спокойно и передал вахту среднему - Ортанча-батыру. Среди лунной ночи выбрался из пещеры змей. Он был страшный и большой, как дерево. Средний брат, чтобы не тревожить родных, увел за собой Аджара далеко. Там начался смертный бой, в котором победил Ортанча-богатырь. Вырезал он тонкий поясок из змеиной шкурки и вернулся к костру.

Наутро братья снова двинулись в путь. Долгий день ехали они, а когда солнце устремилось к закату, нашли себе уютное место у одинокого холма.

Кенджа и разбойники

Спокойно прошло дежурство старших братьев, и вот стал охранять их покой младший - Кенджа. Подул ветер, и потушил костер. Решил Кенджа, что плохо без огня оставаться и взобрался на холм, оглядеться. Увидел он далеко-далеко мигающий огонек. Пошел он туда, к одинокому домику с огнем в окошке. Заглянул богатырь в окошко и увидел двадцать человек за столом. Лица у них были недобрые, понял парень, что это разбойники и они что-то недоброе замышляют. Стал думать, как ему быть. Уйти и так все оставить не позволяла совесть. Решил он хитростью заслужить доверие бандитов и решить потом, что с ними делать.

Зашел Кенджа в дом и попросился к разбойникам. Атаман принял его. Наутро отправились бандиты грабить казну шаха. Первым через забор отправили богатыря, чтобы увидеть, спит ли стража. Брат сказал им, что можно пробираться, а сам срубил головы всем разбойникам по очереди и отправился во дворец. Там крепко спала стража и девушки-прислужницы. Увидел Кенджа три двери. Тихо зашел он в первую, там спала очень красивая девушка. Богатырь снял с ее пальца золотое колечко и положил его в карман. В двух других комнатах спали красавицы прекраснее первой. У них снял Кенджа серьгу и браслет и тихо вернулся к братьям.

Братья во дворце

Проснулись братья и поехали дальше. Привел их путь в небольшой городок. Сели они в чайхане пообедать, да услышали крик на улице. Оповещал царский глашатай, что случилось у шаха этой ночью - какой-то богатырь срубил головы двадцати страшным разбойникам, а у царских дочерей пропало по одному украшению. И обещает шах наградить того, кто расскажет ему о странных событиях ночи. Пригласили во дворец и братьев. А там шах приказал накормить их, а сам сел за пологом подслушивать. О чем они будут говорить.

«Три богатыря» - сказка, насыщенная событиями. Пока братья ели, обсудили, что еда отдает собачатиной, а напиток пахнет человеческой кровью. И только лепешки вкусные и красиво разложены хорошим поваром. Решили братья, что им не к лицу врать и настало время обсудить, что же произошло за три ночи их путешествия. Старший брат рассказал про льва, показал пояс. Средний поведал об Аджаре и бросил братьям поясок из змеиной кожи. Пришел черед младшего. Рассказал он о разбойниках и шахских дочерях. Как узнал тайну шах, велел позвать к себе пастуха, чтоб расспросить о барашке. Оказывается, старая овца пропала, а пастух пожалел барашка и отдал его на выкормку собаке. Тогда кликнул шах садовника, и тот поведал ему, что как-то убил вора, и тело его закопал под виноградом, который дал небывалый урожай. С него-то и сварил бекмес садовник. А лепешки выкладывал на поднос сам шах - отец шаха. Так обо всех тайнах узнал от братьев правитель и позвал их к себе. Согласились три богатыря. Автор сказки ведет нас к шаху, показывая как роскошь дворца, так и широкую душу благодарного правителя.

Просьба шаха

Шах был восхищен делами и знаниями богатырей. Попросил он стать ему сыновьями и взять в жены его дочерей. Стали братья говорить, что как же станут они зятьями шаха, когда сами простой крови. Но шах уговорил их принять его просьбу и стать мужьями прекрасным шахским дочерям.

Шах любил братьев, но ближе всех был ему самый младший. Как-то отдыхал он в саду, а его собралась укусить ядовитая змея. Случайно увидел это Кенджа и спас тестя. Но не успел он убрать меч в ножны, как проснулся шах и засомневался в зяте. Стал он думать, что тот хочет его убить. Мысль эту подогревал визирь, что давно таил злобу на богатырей.

Так попали в немилость три богатыря. Сказка дальше рассказывает, что заточил в тюрьму правитель младшего богатыря. Очень загрустила его жена и стала просить отца вернуть мужа. Приказал он привести Кенджу и стал его попрекать, как же так вышло. В ответ стал мудрый богатырь рассказывать ему историю о попугае.

Рассказ о попугае

«Три богатыря» - сказка, полная аллегорий и метафор. Такой аллегорический смысл имеет и история Кенджи о попугае.

Жил один шах, была у него любимая птица. Шах так любил попугая, что не мог ни дня без него. Но загрустил шахов любимец о своей семье и попросился на две недели оставить дворец и слетать к ним. Долго не хотел шах отпускать, но все же согласился.

Прилетел попугай к родным, а когда настало время возвращаться, загрустил по родному дому. Стали все его уговаривать остаться. Мать рассказала, что растут у них плоды жизни. Кто их отведает, вернет себе молодость. Может, если преподнести такой дар шаху, он отпустит попугая? Верная птица принесла шаху плоды и рассказала об их свойствах. Но был у царя злобный визирь. Он подговорил правителя сначала испытать плоды на павлинах, а сам подсыпал в них яд. Когда погибли павлины, разъяренный царь убил попугая. А потом настало время казнить старика. Приказал царь отравить его оставшимся плодом. Как только съел его старик, стал молодеть на глазах. Понял шах, что совершил страшную ошибку. Да время назад не вернуть…

Развязка сказки

Рассказал тогда Кенджа шаху о змее, пошел в сад и принес ее рассеченный труп. Понял шах, как ошибся и стал молить зятя простить его, но тот ответил, что «с шахами невозможно жить в добре и мире». Нет места братьям во дворце, не желают они жить придворными в шаховых владениях. Стали богатыри собираться в путь. Долго царь просил оставить ему дочерей, но они были верными женами и пожелали уехать с мужьями. Вернулись богатыри с любимыми в страну к своему отцу и стали жить в его доме, честным трудом зарабатывая и прославляя мудрого родителя.

«Три богатыря»: автор сказки

Часто после прочтения произведения вдумчивому читателю становится интересно, кто же его создал. Если такой интерес возник после прочтения нашей сказки, то мы попробуем удовлетворить его. Лежит на поверхности ответ на вопрос, кто написал сказку «Три богатыря». Автор - народ. Это значит, что когда-то очень давно какой-то мудрый рассказчик начал эту сказку. Но со временем его имя забылось, а сказка осталась на устах его земляков. Из поколения в поколение ее пересказывали, возможно, добавляя или убавляя некоторые сюжетные линии. А далее появился исследователь, что записал эту сказку. Так она и пришла к нам.

Национальные особенности сказки

Мы знаем, что «Три богатыря» - произведение фольклорное, то есть народное. Но тут возникает следующий вопрос: какой же народ сложил эту замечательную историю? Даже то, как зовут трех богатырей из сказки, говорит нам, что она явно нерусская. Приставки к имени «-батыр», присущие народам ближнего Кавказа, чаще всего использовали узбекские авторы. Отсюда вывод - наша сказка пришла с далекого гористого Узбекистана.

Для этого народа привычным было правление шаха, на их землях водилось множество змей (это подтверждает появление в сюжете как самого царя змей, так и змеи, что желала укусить шаха). Пустынные земли, холмы и скалы - тоже реалии этого государства.

Какие черты характера воспитывает сказка

Всем известна присказка «сказка - быль…». Не исключение - и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» - сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:

  • Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
  • Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
  • Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
  • Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
  • Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
  • Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы - дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.

Ну и конечно, храбрость.

А что осуждает сказка?

Восхваляя добро, мудрый народ в своей сказке противопоставляет ему зло. Здесь побежденные братьями темные силы воплощены как в хищных зверях, так и в злобных придворных шаха, что ради своих замыслов готовы пожертвовать жизнями невинных людей. На примере разбойников осуждается желание обогащения, им в противовес - братья-богатыри, которые по напутствию отца отправляются в путешествие, чтобы своими силами и трудом строить свою счастливую жизнь.

К завершению сказки появляется еще один интересный момент - осуждение власти, недоверие к ней народа. Оклеветанный визирем и преданный своим тестем-шахом, самый молодой из богатырей говорит, что счастья простому народу при дворе ждать не стоит. А его фраза о том, что нельзя с шахами жить в добре, и вовсе поражает своей смелостью и искренностью.

Выводы

Коротко о сказке «Три богатыря» рассказать достаточно трудно, так как она очень многогранна. Читать ее не только интересно, но еще и полезно. На примере братьев мудрый народ учит своих сыновей с малых лет быть трудолюбивыми и честными, не хвастаться, но и не скрывать своих достоинств и достижений. Рекомендуем сказку для прочтения читателям самых разных возрастных категорий. И взрослый, и ребенок найдет, чему поучиться у мудрейшего народа, к тому же сюжет сказки не заставит вас скучать. Приятного чтения!

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.
В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .
Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Сейчас идет информационная война в киноиндустрии и от этой пищи для души зависит, какие ценности будут в приоритете у детей и родителей, будем ли помнить корни или обнулимся (а свободное место пустым не бывает). Фильмы про богатырей — это истории о том, за что боролись и погибали, как жили и находили выход из трудных ситуаций наши прадеды.

Во времена СССР наши режиссеры сняли много замечательных сказок по мотивам народных былин и сказаний. Золотой период фильмов о богатырях пришелся на 50-80-е годы. Начинали развивать это направление два талантливых режиссера — А. Роу и А. Птушко . На смену им пришли Г. Васильев и М. Юзовский , которые продолжили снимать сказки в традициях богатырей.

Если сравнивать количество снятых художественных фильмов-сказок и мультфильмов в Советском Союзе, то их количество было примерно равным.

А вот в современной России за последние 20 лет снято больше десятка запоминающихся полнометражных мультфильмов про богатырей (отдельные о каждом богатыре и вместе о трех богатырях , «Князь Владимир «, «Иван-царевич и серый волк » и другие), а фильмов всего несколько.

Истории о трех богатырях уже стали брендом и продолжают регулярно выпускаться каждый год. В этом году не исключение и в декабре выйдет новая история . Им, кстати, посвятил песню народный любимец Игорь Растеряев.

Теперь самое время перейти исключительно к фильмам-сказкам.

Осенью 2017 года как раз ожидаются с нетерпением две премьеры: «Легенда о Коловрате» и «Последний богатырь»:

* Легенда о Коловрате (2017, реж. И.Шурховецкий)

Имя Евпатия Коловрата стало легендой. Он не побоялся выйти один с небольшим отрядом против целого войска хана Батыя. Мужество, с которым он дрался с превосходящими силами монголо-татар, восхитило Батыя и он произнес фразу, что если бы в его войске были такие воины, он бы никогда не знал поражений.

* Последний богатырь (2017, реж. Д.Дьяченко)

Как бы вы почувствовали себя, если бы осознали, что оказались в сказке? Наверное, удивились?! Герой этого фильма попал из Москвы в параллельную реальностьволшебную страну Белогорье, в которой обосновались все известные нам сказочные персонажи.

Фильм снят на киностудии Диснея и получился очень зрелищным, насыщенным спецэффектами. Само по себе это удивительно, ведь отношения между нашими странами сегодня более, чем прохладные. Видимо, деньги и волшебный сюжет творят невозможное.

Герою предстоит сражаться на настоящих мечах и повстречать на своем пути весь сказочный пантеон – от Кащея с Бабой-Ягой, до Лиха одноглазого с Водяным.

К выходу фильма для поклонников жанра готов еще один, действительно крутой, сюрприз — книга Натальи Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки».

Книга Натальи Будур — От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки

Книга не имеет аналогов на русском рынке и раскрывает секрет героев русских сказок и ее смело можно назвать жемчужиной для домашней коллекции. Книга станет проводником к сказочному царству и навигатором по всем персонажам, населяющих ее просторы. Рассмотреть оформление страниц этого яркого издания поближе можно на Лабиринте .

Прежде, чем назвать основные русские богатырские фильмы-сказки, еще небольшое отступление, а точнее музыкальная пауза. В последнее время в России чувствуется возрождение интереса к истокам славянской древней культуры в молодежной среде. Это заметно по популярным песням, манере петь и даже одеваться. Например, порадовали группы «Отава Ё » и «Нейромонах Феофан» . Чего стоит драм последнего «Притоптать» , когда ноги в пляс идут сами.

Ниже расположилась обещанная подборка лучших русских фильмов о богатырях, среди которых всего два фильма, снятых в 2000-е годы, а остальные вошли в золотой фонд советского кино.

И небольшое пояснение, как в список попали сказки, в которых нет былинного богатыря, а точнее есть их последователи, которые взяли меч в руки против старых врагов (в сказке «Там, на неведомых дорожках» против, освобожденного из заточения, Кащея, выступил школьник Митя). Обязательный атрибут фильмов про богатырей — это присутствие злых сил, в лице Кащея или врагов, нападающих на Родину, с которыми ему приходится сражаться.

А как быть, если былинные времена прошли и старые враги, затаившиеся на время или новые задумают напасть на нас вновь? Об этом как раз и часть фильмов из этой подборки — о тех, кто пришел на смену богатырям, когда зло снова пытается вернуться в мир людей.

ТОП-10: Русские фильмы-сказки о богатырях:

1. Реальная сказка (2011, реж. А.Мармонтов)

Богатыри когда-то одолели зло, однако прошли века и оно вернулось в наш мир. Старые знакомые — Кощей, Баба-Яга и иже с ними вошли в нашу ускорившуюся жизнь, надели на себя личины и стали одними из людей. И не смотря на то, что сегодня любой ребенок читает сказки и знает, где искать смерть Кащея, этого оказывается мало. Если с тобой надежный друг и ты веришь в чудо, то добро победит. Этот фильм нужно дать посмотреть подросткам, которые уже оторвались от мечтательного детства и шагнули во взрослый мир.

2. Книга мастеров (2009, реж. В.Соколовский)

Это, пожалуй, первая попытка возродить детскую сказку после распада СССР. И первый фильм, где спецэффекты помогала ставить киностудия Диснея. Если не заниматься сравнением с голливудским кино и смотреть глазами ребенка, то получилась очень интересное сочетание известных сказочных персонажей и выглядят они по-современному.

3. Раз, два, горе, не беда (1988, реж. М. Юзовский)

Современный взгляд на проблемы в царстве тридевятом. Царь предложил деньги и дочь солдату Ивану в награду за победу над драконом, а тот отказался. Так Иван попал в немилость у царя и был изгнан со двора и службы. В это время к царской дочери приехал свататься заморский король. Но они не договорились и дело дошло до войны. И вместо сказочного зла король решил напугать царя огромным Карбарасом. Однако тот, выйдя из-под контроля, начал уничтожать всех, не деля на чужих и своих. Солдат Иван, без обид на царя, пришел на выручку и вместе с помощью изобретения своего друга Данилы сумел одолеть механическое чудище.

4. Василий Буслаев (1982, реж. Г.Васильев)

Василий Буслаев был сыном знатного человека в Великом Новгороде, но это не мешало ему дружить с простыми людьми. Наделен он был силой богатырской и когда злой враг, ни кого не щадящий, напал на родину, он собрал дружину и дал достойный отпор, вернувшись героем на родину.

5. Там, на неведомых дорожках (1982, реж. М. Юзовский)

История обычного школьника Мити, который поехал передать гостинец бабушке на каникулах, а оказался в волшебном царстве. Где столкнулся с Кощеем, Соловьем и Лихом одноглазым. Находчивость вместе с волшебством и помощью Василисы Премудрой помогли одолеть Кащея и его помощников. Удивительные получились каникулы.

6. Финист — ясный сокол (1975, реж. Г.Васильев)

Жил на Руси Финист, был он пахарь, возделывал землю, а когда враг нападал, он имея силу богатырскую и сердце доброе, всегда одерживал верх и изгонял ворогов. Задумали темные силы извести его. Хитростью заманили его к себе и обратили в чудище, наложив заклятие. А расколдовать его сможет только девушка, что полюбит его в таком обличии.

7. Руслан и Людмила (1972, реж. А.Птушко)


Эта экранизация пушкинской поэмы стала самой кассовой в Советском Союзе за всю историю и последней работой мэтра киносказки Александра Птушко. Фильм, снятый 50 лет назад, и сегодня производит сильнейшее впечатление на детей и взрослых — поражают воображение музыка, декорации, костюмы, батальные сцены.

(1956, реж. А.Птушко)


В этом фильме словно оживают былинные богатыри Васнецовских картин — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Вот уж поистине богатырская черта — не помнить обид, когда родине угрожает враг. Не верится, что сказка, снятая 60 лет назад, может сегодня дать фору многим фильмам со спецэффектами. Фильм отреставрировали в начале 2000-х годов и он снова заиграл красками.

9. Кащей Бессмертный (1944, реж. А.Роу)


Классика высшей пробы, снятая во время Великой Отечественной, показывает высоту духа русского народа в борьбе за свою любимую родину и родных людей. Былинный богатырь Никита Кожемяка проникает в логово Кащея, который разорил русскую землю и выкрал любимую Марью, наказывает злодея и освобождает невесту.

10. Василиса Прекрасная (1939, реж. А.Роу)

Идя большими шагами назад, снова вертится на языке — фильму почти 70 лет, он не цветной и вообще выглядит устаревшим. В этом скрыт один секрет. Кто погрузится в фильм, ощутит настоящую атмосферу Древней Руси, сказочного быта былинных времен и людей, преданных своей Родине, искренне любящих своих близких и готовых жертвовать за них. Здесь вход в настоящую сказку и волшебство.

P.S. *** Два богатыря *** (1989)

Закончить подборку киносказок хочется оригинальным мультфильмом. Он был снят в последние годы существования Советского Союза, так сказать, старая школа. Необычный сюжет про русского богатыря и казахского Батыра, где каждый ехал спасать свою невесту, а в итоге… Много доброго юмора и необычная развязка.

© Аникин В. П., обр. текста, 2015

© Оформление ООО Издательство «Родничок», 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Никита Кожемяка

1
Русская народная сказка в обработке К. Д. Ушинского. Художник А. Федотова.



В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлёт её домой. Собачонка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна змея допытывать и допыталась.

– Есть, – говорит змей, – в Киеве Никита Кожемяка – тот меня сильней.

Как ушёл змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошёл его просить выручить их дочку из тяжёлой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя, – испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошёл.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот – осиротил их лютый змей, – и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил её смолою, весь пенькою обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся и брёвнами завалился.

– Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему спрятаться, вышел в чистое поле. Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

– Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну.

– Хорошо, – сказал Никита. – Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

– Землю мы разделили – теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего.

Царевна же воротилась к отцу, к матери.

Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна. Стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют её на память о Никите Кожемяке.

Иван-царевич и Белый Полянин

2
Русская народная сказка из сб. А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» в пересказе В. П. Аникина. Художник В. Юдин.