Тайна картины В. Пукирёва " Неравный брак". Неравный брак - ложь и правда


Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство – в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…



Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».



Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.

Василий Владимирович Пукирев (1832 -1890).Неравный брак 1862 г.
В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой.
Жениху было 37 лет, невесте — 24 года. Андрей Александрович торговал чаем, имел 4 амбара в Старом Гостином дворе и 10 торговых заведений в Москве.
Человеком он был богатым, расчётливым, но с мягким и доброжелательным характером; про него говорили, он даже кусающего его комара не убивал, а только сгонял. Немудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу Сергею Михайловичу Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха.
Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина.
Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.
Справедливости ради надо сказать, брак тот оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына.
Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова.
Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым.
Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.
Но что в таком случае подтолкнуло художника к написанию её?
Выскажем нашу догадку. В феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Церковь затронула болезненный для общества вопрос, поскольку в ту эпоху большинство браков строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.
Сюжет картины родился сам собой: в памяти Пукирева хранился рассказ Варенцова о его неудачной любви.
Тема увлекла художника. В 1862 году Пукирев приступил к работе. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и взялся за большой холст.
Место жениха Корзинкина заступил старик-генерал (образ собирательный). Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской.
Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой. Однофамилица Сергея Михайловича Варенцова, она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруге князя А.И.Щепина-Ростовского, род которого происходил от Рюрика. В неё Пукирев был влюблён.
Это чувствуется даже по картине. В 2002 году Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок художника В.Д.Сухова, сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве? Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:
«На картине Пукирева "Неравный брак" в роли шафера за невестой художник изобразил себя…
И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».
Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал: «О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: — Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского — и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет, он знал историю картины "Неравный брак" и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо.
Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой».
Так была или нет Прасковья Матвеевна невестой художника? Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине? Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение.
Он готовился к свадьбе с купеческой дочерью Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения.
Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя. Так вместе и оказались на полотне Прасковья Матвеевна Варенцова и Василий Владимирович Пукирев. Впрочем, кроме них и Шмелькова, на полотне есть ещё один узнаваемый персонаж — рамочник Гребенский.
Потрясённый картиной, он решил сделать для неё раму, «каких ещё не было». И сделал. Равной ей не было в галерее Третьякова.
Она сама по себе художественное произведение: резная из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.
К тому времени, когда Пукирев приступил к работе над картиной «Неравный брак», материальное положение его упрочилось. Он получил большие деньги за сделанные девять образов для церкви Св. Живоначальной Троицы, что в Грязях, в Москве, за два образа для церкви в имении Нарышкиной. Кроме того, им исполнены были портреты предводителя тверского дворянства Полторацкого, предводителя калужского дворянства Ф.С.Щукина, близились к завершению другие заказные портреты.
Ему, молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны. Брак дочери с художником — сыном крепостного крестьянина, получившим вольную в раннем детстве, они сочли неравным.
Прасковья Варенцова не противилась воле матери. Но, похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак». Картина, которую в 1871 году все увидели в галерее Третьякова, никого не оставила равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «"Неравный брак" Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу».
А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него.
Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою. Вот, собственно, и вся история.
текст Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ

Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок », а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

    Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

    Работа над картиной

    Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

    Описание

    На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

    В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

    Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

    Среди гостей выделяется фигура шафера , изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание.

    Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина справа, видимо - сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

    Прототипы картины

    Версия Николая Варенцова

    Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову , но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего , на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина . Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках , в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем.

    Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.

    Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

    Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

    Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине - это сам В. В. Пукирев, как живой».

    Версия Грибкова и Мудрогеля

    По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем , на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

    Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками - это сам В. В. Пукирев, как живой.

    Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева - Прасковья Матвеева Варенцова , внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне ».

    В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове. а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда - от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, - от Цицианова, венчик седых волос - от повара Владимира Ивановича.

    На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков , по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».

    Последствия

    Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков . Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

    В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь . Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

    • В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом » группы «Крематорий» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.

    Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

    Вопросы вызвало другое обстоятельство - в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди — сам художник.

    Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму - его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.

    А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…

    Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.

    Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева:

    Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением - молодых девушек часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.

    Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах.


    Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание - головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».


    Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Никакой магии тут нет. Иронический и обличительный смысл картины был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя - и отказывались повторять его ошибку.

    Работа была написана Пукиревым в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Она была доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора.