Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова. Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание

Б ылинная тема, начало которой было положено картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», получила дальнейшее развитие в серии работ, главным героем которых становится богатырь-витязь. Первый опыт относится еще к 1870 г., когда Васнецов пишет акварель «Богатырь». Именно эта небольшая композиция, носящая пока что эскизный характер – воин, восседающий на коне и смотрящий вдаль, - стала предпосылкой для появления одной из самых значительных работ Васнецова «Витязь на распутье». Художника порой упрекали (и иногда справедливо) в излишней красивости, декоративизме, но глубину и философский смысл этого произведения никто не решился бы отрицать.

В основе картины лежит былина «Илья Муромец и разбойники», но обращение к литературному источнику - всего лишь повод поразмыслить над извечным русским вопросом «что делать?». В России 1870-х гг. проблема выбора пути была особенно актуальной - идеи народничества уже начинали изживать себя, а путь насилия, террористические идеи, естественно, не могли быть одобрены обществом. В более узком смысле сюжет выражал поиски самим Васнецовым своей дороги в искусстве. «Это есть выражение моих личных мыслей», - говорил он.

Перед нами сумеречная степь, озаренная тусклым светом догорающей зари. На поле битвы, усеянном черепами, высится камень, а рядом с ним в глубокой задумчивости остановился понурый всадник с опущенным копьем.

Богатырь. 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первые наброски к «Витязю» появились, когда художнику было чуть больше двадцати лет. В доме-музее Васнецова хранится множество эскизов, представляющих долгий процесс поиска образов богатыря, камня, поля, усыпанного костями... Один из этюдов «Воин в шлеме с кольчужкой» был написан с брата художника Аркадия. Замысел вынашивался долго и только в 1877 г. полностью оформился в картину, которая была выставлена на Шестой передвижной выставке. В этом первом варианте витязь был повернут к зрителю лицом и с вниманием читал подробную надпись, объясняющую, что произойдет, если он поедет прямо, направо или налево.

Полотно заслужило одобрение критика В. Стасова, однако самого художника не удовлетворило. На обдумывание нового замысла ушло еще несколько лет. Во втором варианте увеличился размер холста, а фигура богатыря обрела монументальность. Теперь мы не видим лица витязя, художнику важнее сделать акцент на надпись. «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». «Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью», - объяснял Васнецов в письме к Стасову, принимавшему горячее участие в работе над картиной. Таким образом, внимание зрителя привлекается к мрачному пророчеству, и становится ясно, что у витязя нет другого пути, только этот, гибельный. А если мы приглядимся повнимательнее, то увидим, что перед витязем… никакой дороги нет!

Что это? Грустная ирония автора над бесполезностью всех попыток русского народа найти правильный путь? Одно утешает - в былине говорится, что богатырь, не побоявшийся грозного предупреждения, сумел переломить судьбу, что все же вселяет в зрителя некоторый оптимизм…

15 мая 1848 года в городе Кирове родился Виктор Васнецов, образы которого во многом определили направление художественного процесса второй половины ХIХ века. Его творчество сейчас воспринимается как образец русского искусства, но в 1880 году, когда Васнецов впервые представил публике свои фольклорно-эпические сюжеты, ему пришлось выслушать не одно критическое высказывание в свой адрес. В то время художественный мир принадлежал передвижникам и их реалистичным образам. Зрители не были готовы к принятию подобных работ: они им казались надуманными, не соответствующими идее о "правде жизни". Однако именно поэтический мир народных сказок Васнецова стал фундаментом для создания нового "национального стиля" в русской живописи.

Павшие витязи

Самой первой работой, в которой он обратился к русской былинной истории, стала картина "После побоища Игоря Святославовича" 1880 года . Сюжет работы был придуман под впечатлением от древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве", прочитанной в кругу близких друзей. На первый взгляд, изображение трагического финала кровопролитной брани с половцами может показаться живописной иллюстрацией к литературному тексту. А между тем первый эскиз к этой работе появился именно в годы русско-турецкой войны, и, по сути, образы погибших богатырей - это осмысление трагической судьбы русских солдат, павших под Плевной и на Шипке.

Художник показывает храбрых русичей, словно уснувших крепким сном: их лица спокойны и вовсе не обезображены смертью. Два центральных образа - по-богатырски могучий, грозный витязь Изяслав и еще совсем юный прекрасный княжич Ростилав - олицетворяют доблесть гражданского долга. Зритель невольно любуется красотой этих типажей. Совершенно иначе художник изображает половцев - их лица искажены предсмертной мукой. Такое разделение персонажей на положительных и отрицательных имеет своей целью воспеть подвиг любимых героев в противовес врагам.

Работая над картиной, Васнецов часто ходил в Исторический музей и изучал, как выглядят древние доспехи и оружие. Но орнаментика кольчуг, щитов и узорочье одеяний в картине воссоздают не столько подлинность исторического момента, сколько наполняют художественный сюжет духом древнерусской сказки.

Среди немногих современников, кто понял поэтическую интерпретацию современной истории, был Илья Репин. По его словам, это была "необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь, какой еще не бывало в русской истории". Но большинство зрителей недоумевали, почему среди реалистичных работ вдруг появился этот романтичный сюжет.

Виктор Васнецов признавался: "Перед моей картиной стоят больше спиной". Даже когда Павел Третьяков купил ее для своей коллекции, он отмечал "недостатки" картины.

Волшебный транспорт

Картина "После побоища" наметила дальнейший путь Виктора Васнецова. И вскоре, несмотря на всеобщую критику фольклорной тематики первой работы, к художнику обращается известный меценат, основатель Абрамцевских мастерских Савва Мамонтов с просьбой исполнить для правления строящейся Донецкой железной дороги несколько картин на сказочные сюжеты. Первой такой работой стал "Ковер- самолет" 1880 года . Картина в иносказательной форме должна была символизировать мечту о быстром передвижении. Художник изобразил бесстрашного Ивана, летавшего за "тридевять земель" за символом немеркнущего света - жар-птицей.

В.М. Васнецов. Ковер-самолет. 1880. Холст, масло. 165х297. НГХМ (Нижний Новгород)

Когда картину художник представил публике на выставке передвижников, зрители пришли в ярость: как мог серьезный художник обратиться к самому низкому жанру - сказке? Но даже в этой работе Виктор Васнецов на самом деле оставался верен реалистичным традициям. Сказочный герой - победитель в нарядном одеянии и его волшебный транспорт изображены на вполне реальном фоне, который больше напоминает пейзажи Саврасова и Васильева, чем обстановку русской былины.

Недра Донбасса

Следующей работой стали "Три царевны подземного царства" 1884 года , чей сюжет символизировал богатство недр Донбасса полезными ископаемыми. Женские образы - аллегорическое воплощение золота, драгоценных камней и каменного угля. В качестве литературного источника Васнецов использовал старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (в картине железо художник заменил на уголь) и вывел на землю их царевен. Словно на театральной сцене предстоят царевны, олицетворяющие золото и самоцветы. Они горделиво и свысока смотрят на зрителя, в то время как младшая царевна скромно изображена у темной скалы. Ее черный наряд не так роскошен, как у ее старших сестер, но именно она является для художника воплощением женского идеала. В подобном сопоставлении "богатое - заносчивое" и "бедное - скромное" проявляется лейтмотив многих русских сказок, когда душевная красота берет верх над внешними достоинствами.

"Трех царевен" Васнецов называл "одной из самых ценных по творчеству работ", однако ни "Царевен", ни "Ковер-самолет" правление Донецкой железной дороги так и не приобрело - негоже кабинет директоров украшать сказочными сюжетами.

Сумеречная глухомань

Близкое общение с Саввой Мамонтовым и частые поездки в его усадьбу в Абрамцеве вдохновили Виктора Михайловича на написание одной из самых лиричных картин в его творчестве - "Аленушку" 1881 года .

Многих художников, приезжавших к Мамонтовым, привлекала не только своеобразная культура этого места, куда ранее приезжали Гоголь и Тургенев, когда-то гостившие у прежних владельцев усадьбы, но и особая поэтичность природы. В ходе работы Васнецов создал множество эскизов с пейзажей в Абрамцеве. Густые заросли абрамцевского мелколесья и тихая тенистая речка Воря с ее омутами подсказали художнику поэтичный образ тоскующей сироты Аленушки. Васнецов говорил: "Аленушка как будто всегда жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившее мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах".

Состояние одинокой девушки символично повторяется в образе природы. В едином ритме со сгорбившейся женской фигурой поникли листья камыша, а темный цвет глади воды словно вторит невеселым думам Аленушки.

Художник не столько показывает сказочный сюжет, сколько живописно воплощает настроение тоски и горькой печали. Васнецов стремился раскрыть тончайшую связь между переживаниями человека и природы, что соответствует духу пантеистичной народной поэзии. Как писал искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, "лирика сюжета в "Аленушке" выражена в сумеречной глухомани, в ее настороженности, в скорби начинающейся осени". Эта картина открывает традицию выражения в живописи неразрывной связи человека с природой через изображение настроения человека и состояния природы. Позже этот тип "пейзажа-настроения" будет воплощен в полной силе в творчестве Исаака Левитана.

В ожидании беды

Окончательно типично "васнецовский" пейзаж выкристаллизовался в картине "Иван-царевич на Сером Волке" 1889 года. Это полотно воскрешает эпизод народной сказки в переложении А.Н. Афанасьева: "Иван-царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она - Ивана-царевича". Но внимание художника останавливается не на изображении сцены любви, а на предчувствии несчастий, что ждут возлюбленных впереди. Поэтому лицо Елены Прекрасной исполнено грусти. Образ природы, как и в "Аленушке", вторит состоянию беглецов - цвет темной воды болота, густого, почти черного леса и тусклой серой зари усиливают ощущение тревоги. Единственным светлым пятном на переднем плане становится изображение цветущего яблоневого дерева - ведь именно с истории о яблоне, чьи плоды похищает жар-птица, и начинаются приключения царевича. Необыкновенная атмосфера сказки и ее волшебная символика захватывает зрителя, и можно вовсе не заметить такие художественные неувязки, как то, что волосы царевны ветер развевает в другую сторону, а меч царевича легко отлетает вбок, будто он сделан из картона.

Сказка Островского

С жизнью Васнецова в Абрамцеве, с семейством Мамонтовых связана еще одна работа - "Снегурочка" 1899 года . Этому живописному образу предшествовала долгая работа по реализации на сцене сказки Александра Островского. Играть и оформлять спектакль должны были практически все участники мамонтовского кружка. Васнецова обязали играть роль деда Мороза и параллельно подготовить эскизы декорации и костюмов. Так, впервые на сцене были использованы не ремесленные, кочующие из спектакль в спектакль, кулисы, но настоящие поэтичные картины, а на их фоне актеры играли не в шаблонных бутафорских костюмах, но в воссозданных исторически-подлинных народных одеждах. По воспоминаниям жены художника Василия Поленова Натальи Васильевны, "художник Суриков, присутствовавший на первом представлении, был вне себя от восторга. Когда вышли Бобыль и Бобылиха и с ними толпы берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала, и он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром".

Слева - Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896. Абрамцево

Справа - "Снегурочка". 1899. ГТГ

А своего любимого персонажа - Снегурочку - Васнецов решает отдельно запечатлеть на холсте. Это уже не просто идеальный женский образ, но, как отмечали современники художника, образ "чистой заснеженной России". Для этой работы ему позировала близкая подруга Вера Мамонтова (та самая "Девочка с персиками"), дочь Саввы Мамонтова (Портрет В.С. Мамонтовой 1886 года ).

На страже Руси

Самой значимой работой Васнецова, сюжет которой художник вынашивал почти 22 года, стала картина "Богатыри" 1896 года . Ее написание он воспринимал для себя как гражданский долг и картину осознавал "обязательством перед родным народом".

"Богатыри", как и "Побоище" или "Аленушка", не иллюстрируют былинные эпизоды, но являются их авторской интерпретацией. Герои остановились и, по словам самого Васнецова, "примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли где кого?" Каждый из богатырей олицетворяет разные ипостаси русского характера.

В центре - Илья Муромец. Прототипом для создания этого образа послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров. Он прост и крепок. Его грузной фигуре вторит изображение могучего черного коня. Оружие Ильи под стать его характеру - тяжеловесное и мощное копье. Слева от него - Добрыня Никитич. Его прототипом стал сам художник. Тонкие черты лица подчеркивают его иконописный образ. Это не случайно, по этой же причине художник только на нем изображает золотой крест, который напоминает о связи былинного Добрыни с Добрыней летописным, историческим лицом, принимавшим активное участие в Крещении Руси. Его смелый и порывистый характер подчеркивает жест богатыря - рука, в нетерпении сжимающая рукоятку меча и готовая к бою. Красный конь Добрыни, как и его наездник, всегда готов к подвигу.

Слева от Ильи изображен самый молодой герой - Алеша Попович, смекалистый и находчивый. Лицо его немного женственно, а движения мягки. Его оружие - лук и стрелы - выдает в нем порыв и смелость. А конь у него показан по-юношески любознательным, он наклонил голову и рассматривает молодые ели.

Важную роль в картине играет пейзаж. Вновь проявляются абрамцевские мотивы: холмы, покрытые мелколесьем, овраги, которые ведут к маленькой речушке. Изображенный ландшафт словно олицетворяет представление о родине, демонстрирует ширь русской земли. Природа здесь, как и сами богатыри, могучая и величественная.

В этой работе выразился его тезис "веры в искусстве".

Неравный бой

В середине 1890-х годов слава Васнецова достигла апогея - даже самые ярые критики перешли на сторону поклонников его творчества. В это время художник решает заняться постройкой собственного дома в Москве (ныне музей Виктора Васнецова в пер. Васнецова, 13). В эскизах он сконцентрировался на создании идеала русского жилища, положив начало неорусскому стилю в архитектуре - стиль соединяет принципы русского зодчества с элементами модерна.

В этом доме и были созданы все последние работы художника. Своим сказочным героям художник не изменял на протяжении всей жизни. Даже после того, как в 1917-м прогремела революция и повсюду раздавались призывы отвергнуть старый стиль, Васнецов продолжал рисовать своих былинных героев.

В работе "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" 1913 1918 годов вновь возникает "богатырская тематика". Художник изображает многоголовое чудовище как образ зла, которое буквально нависло над миром. Фигура крепкого русского богатыря кажется несравненно меньше, чем туловище беснующегося чудища. Облик Змея Горыныча - олицетворение всего самого ужасного в мире, жаждущего поглотить все живое, но васнецовский герой храбро продолжает неравный бой.

Художник говорил: "В новом веке - новые песни, и я едва ли теперь сумею их спеть. Хорошо, если я смогу показать, что чувствовал и чем жил в своем веке".

Искание подлинно русского миропонимания Васнецов осознавал как заветную миссию художника, взяв на себя роль первопроходца.

«На распутье» Иван Бунин

На распутье в диком древнем поле
Черный ворон на кресте сидит.
Заросла бурьяном степь на воле.
И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит –
Побредешь один и сир, и наг, —
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…»

Жутко мне! Вдали стоят могилы…
В них былое дремлет вечным сном…
«Отзовися, ворон чернокрылый!
Укажи мне путь в краю глухом».

Дремлет полдень. На тропах звериных
Тлеют кости в травах. Три пути
Вижу я в желтеющих равнинах…
Но куда и как по ним идти?

Где равнина дикая граничит?
Кто, пугая чуткого коня,
В тишине из синей дали кличет
Человечьим голосом меня?

И один я в поле, и отважно
Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…
Черный ворон сумрачно и важно,
Полусонный, на кресте сидит.

Анализ стихотворения Бунина «На распутье»

Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию простым корректором, надеясь, что со временем сможет здесь издать сборник своих стихов. Однако именно работа в газете помогла юному поэту открыть в себе дар публициста, и очень скоро Бунин стал сомневаться в том, каково же его истинное признание.

В 1900 году автор публикует стихотворение под названием «На распутье», в котором делится собственными сомнениями. Это произведением написано по мотивам русских былинных сказок, однако автор привносит в него свой, особый смысл, который легко угадывается между строк. Действительно, как и русские витязи, Бунин оказывается на жизненном распутье, и перед ним открывается сразу три дороги. Первая из них может сделать из 20-летнего молодого человека известного поэта, вторая сулит лавры публициста. Ну, а третий вариант – вернуться домой и стать управляющим в собственном имении. Как и в былине, каждая из дорог обещает автору смерть, и это неудивительно, потому что каждый человек рано или заканчивает свой земной путь. Однако Бунина в большей степени волнует не это, а то, насколько правильным окажется его выбор. Поэтому он обращается к ворону, сидящему на кресте-указателе, с просьбой помочь выбрать правильную дорогу. О том, насколько принятие подобного решения является для автора важным, можно судить по его душевному состоянию. «Жутко мне! Вдали стоят могилы…». Конечно, поэт утрирует свое внутреннее состояние, однако бесспорно что он действительно боится ошибиться в своем решении и не знает как же правильно поступить.

У Бунина слишком много советчиков, которые видят в нем разностороннего и достаточно одаренного человека. Родители и брат настаивают на том, чтобы он вернулся домой, гражданская супруга Варвара Пащенко видит в Бунине талантливого поэта. Сам же автор все чаще задумывается о том, чтобы начать писать рассказы.

В итоге первый вариант, который сулит «смерть в незнаемых полях», автор практически сразу же отвергает. Однако выбрать между прозой и поэзией он не в состоянии. Именно по этой причине сегодня Бунин известен как автор прекрасных стихов, однако еще более огромной популярностью пользуются его романы, повести и рассказы. «Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит», — именно так объясняет свой выбор Бунин и нисколько не жалеет о том, что пошел сразу по двум дорогам.

Стихотворение Бунина «На распутье» было написано после того, как поэт увидел знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Именно этому произведению искусства было посвящено оно в сборнике «Листопад».

Героем данного стихотворения является могучий витязь, который вынужден выбирать путь, по которому ему предстоит идти. Как описывает автор, ни на одном из этих путей героя не ждет ничего хорошего. Везде он встретит неминуемую смерть. Этот решающий момент отражает и исход жизни каждого человека. О человеческом опыте в этом поле свидетельствуют не скрытые следы: «Заросла бурьяном степь на воле. И в траве заржавел старый щит». Это значит, что витязь не первый, кто посещает эти края.

Люди пытались пройти свой путь, защищались щитами, но все же для предупреждения остальных путников установили указатель с обозначениями. За всеми действиями витязя следит непоколебимый ворон, который не издает ни звука для поддержки нашего героя. От того, как будет действовать витязь, зависит и дальнейшее поведение черной траурной птицы.

Это очень трудный выбор, который нужно сделать в жизни каждому и никто не поможет.

Ведь это личная жизнь и никто не сделает выбор за витязя. Даже ворон молчит и не подсказывает главному герою правильный путь, он просто ждет. Настораживает та бесконечная неизвестность, которая ждет человека в будущем, где ничего не известно и никто не подскажет. Но здесь присутствует и позитивная нота: «и отважно Жизнь зовет». Это значит, что не все так ужасно и обреченно. А вдруг люди ошибались, и за поворотом ждет светлое будущее? Просто нужно сделать правильный выбор. Перед этим выбором стоит каждый человек, и он просто обязан его сделать. Без этого выбора не будет продолжения жизни.

Бунину удалось создать стихотворение, которое заставляет задуматься всех людей, прочетших это произведение, о своей жизни и выборе, который имеет большое значение для дальнейшей жизни человечества. Ведь при ошибке, которая может быть сделана, будет нанесен ущерб человеческому опыту, который накапливается годами.

Знаменитый сегодня на весь мир русский художник Виктор Михайлович Васнецов работал в стиле русского реализма. И все же он оказался новатором, создавая картины на сюжеты русских сказок. Вот и в картине Виктора Васнецова Витязь на распутье перед нами появляется былинный герой. Известный художник так любил Древнюю Русь, настолько проникся духом седой героической старины, что его полотна вовсе не воспринимаются как нечто фантастическое, нереальное или декоративное. Картины живописца очень гармоничны, достоверны, на них смотришь как на историческое свидетельство былых времен.

Картина Виктора Васнецова Витязь на распутье – мощная энергетика полотна

Эта известная русская картина Витязь на распутье была закончена в 1882 году. Былинная тематика всегда привлекала художника, и вот наступил такой момент, когда она целиком захватила его, завладела умом и сердцем русского мастера кисти. Эта тема диктовала особое развитие творчества, и мастер, рискуя навлечь на себя осуждение коллег по цеху, уходил от острых социальных проблем современности, погружаясь в мир русских былин, мир древней отчизны. Одним из свидетельств напряженной самозабвенной работы является энергетически мощная, тревожная картина Витязь на распутье.

Описание картины художника Васнецова Витязь на коне на распутье

Приходя в этот мир, мы решаем множество задач. Один из наиглавнейших, роковых вопросов каждой человеческой жизни – это проблема выбора пути. Этот вопрос в произведении живописца приобретает особое звучание. Картина великого русского художника Виктора Васнецова Витязь на распутье о многом способна рассказать.

На живописном полотне Витязь стоит на перепутье. Он хорошо вооружен, под ним богатырский конь, и олицетворяет герой Васнецова активную мужскую силу. Но не гордо возвышается в седле воитель, нет, стоит он в глубокой задумчивости перед чародейским камнем-предсказателем. На изображении поникла голова витязя под тяжестью фатального пророчества, и не в силах смириться с неизбежным, стоит он, опечаленный, погруженный в тяжкую думу. Тропа меж белых камней убегает на запад, где садится солнце, окрашивая небо в золото и огонь. Ночная тьма уже ползет по земле, отдаленные пологие холмы, заросшие непроходимыми лесами, уже мрачны – такой мы видим природу на полотне В. Васнецова Витязь на распутье.

Сокровенный смысл картины живописца Виктора Васнецова Витязь на распутье

На картине мы видим как один стоит витязь в широком поле, и спутники его – лишь черные вороны, магические птицы, сопровождающие души умерших в загробное царство. Кажется, эти замшелые камни лежат здесь целую вечность, и только череп человека и лошади на переднем плане полотна напоминают о бренности человеческой жизни. Атмосфера полотна живописца Витязь на распутье тревожит, распаляет воображение, нагнетает тоску, волнение. И хоть витязь стоит на распутье, дорог, кроме узкой протоптанной кем-то тропинки, как символ выхода из трудной ситуации, не видно. Может быть потому, что известный русский художник В.М. Васнецов своей картиной Витязь на распутье хотел сказать о неотвратимости предначертанного.