Что было в личной собственности соседской общины. История первобытных времен. Древнерусская соседская община

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община - переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности - появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Можно ли было «удержать» распадающуюся общину?

Во многих философских системах разобщение человечества именуется одним из главных социальных пороков. В разные эпохи «мировые религии» и культурные направления пытались найти средство объединения больших масс людей, разделённых национальными, культовыми, имущественными и прочими различиями. Но возможно ли было сохранение первобытной общины?

Родовая община превращалась в соседскую медленно и постепенно. Ещё при появлении скотоводства и примитивного земледелия племена продолжали жить и трудиться сообща: пашни и пастбища считались общей собственностью, которая обрабатывалась совместно, урожай распределялся между членами общины поровну.

Неравенство между людьми проявлялось биологическое. К примеру, при откочёвке в другие места самые слабые члены племени оставались на старой территории или вообще не выживали, а при переходе к нему присоединялись пришлые люди, которые не были родственниками остальным членам племени. Кто-то умирал на охоте или на войне; кто-то мог работать больше, чем средний член общины.

Обладатели повышенной физической и умственной силы, а также более «навороченными» орудиями не обязаны были делиться урожаем и добычей, полученными с помощью этих преимуществ. В более позднюю эпоху жизненное пространство распределялось так: охотничьи угодья оставались общественной собственностью, однако обрабатываемыми участками каждый род или семья владели по отдельности.

Специализация людей на определенных занятиях, развитие обмена привєли к тому, что в посєл^х кроме родственников селились люди из других родов. Население поселков увеличивалось.
В Малой Азии ученые обнаружили древнейшее поселение Чатал-Гуюк, относящееся к 7-му тысячелетию до н. э. В нем проживало около б тысяч человек. Все постройки были сделаны из глины, кирпича и дерева. Они располагались вплотную друг к другу, так что улицы отсутствовали. В дома попадали через отверстия на плоских крышах, поднимаясь по деревянным лестницам. В случае нападения врагов ле-
_ стницы убирали, и поселок превращался
Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция
к в крепость.
Родовая община Соседская община
Чем отличаются представленные на схеме общины? Что в них общего?


\ \ Пастбища
Пашня
Пастбища
Все меньше становилась потребность в коллективном хозяйстве и коллективной собственности. Постепенно каждая семья начинает обрабатывать свой участок земли и получать собственный урожай. Землю стремятся передавать по наследству детям, прежде всего сыновьям. На смену родовой общине пришла соседская община.
В соседской общине жили люди, не обязателЬно свя- зандые кровными узами. Семьи вели хозяйство по отдельности, но объединялись для совместных работ, требующих усилии большого количества людей. Это были подсечка леса, укрепление или создание водоема и другие работы.
Наступление века металлов
Первобштшшс л^ди нередко находили самородки золота и меди. Их можно было расплющить, разрубить с помощью каменного топора. Поначалу из металлов делали лишь украшения, наконечники для стрел, рыболовные крючки. Люди обратили внимание, что при нагревании золото и медь плавятся. Мягкому металлу можно было придавать любую форму. Примерно 7 тысяч лет назад люди стали использовать медь для изготовления орудий труда. Постепенно медь начала побеждать камень, и на смену каменному веку пришел медный век. Месторождений металлов, выходящих на поверхность земли, было немного, поэтому люди научились добывать руду - горную породу, содержащую металлы. При нагревании из руды извлекали чистый металл, который затем ковали и обрабатывали.
Следующим шагом в использовании металлов было изобретение бронзы - сплава меди и олова. Бронза значительно тверже меди, кроме того, она красива. Из нее начали делать орудия труда, оружие, посуду, украшения. Медь и олово стали важнейшими предметами обмена. Наступил бронзовый век.
Появление нового общества
В соседской общине, где каждая семья вела свое хозяйст во, изменилось положение людей. На смену равенству всех членов общины приходит неравенство. Одни благодаря усердному труду, способностям к ремеслу, успешной торговле стали жить лучше, чем их соплеменники. У других богатство было связано с их положением в племени.
Старейшины, вожди, колдуны по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Кроме того, они являлись хранителями ценностей, принадлежавших общине. Однако постепенно они стали распоряжаться этими ценностями как своей собственностью. В общине выделяются группы людей, занимающих высшие посты в общинной иерархии. Главным их занятием было убавление делами общины. Они пользовались особым почетом. Знатность передавалать по наследству от родителей к детям.
Вожди, опираясь на своих воинов, начали совершать набеги с целью грабежа соседних племен. Удачный военный поход обогащал всех его участников и укреплял положение вождей, которые становились постоянными военачальниками. Часто в результате такого похода победители захватывали пленных. Их превращали в рабов, которых использовали на тяжелых работах в домашнем хозяйстве.
Так сложилось новое общество, где были бедные и богатые, знатные и простые общинники, свободные и рабы.

  • Первобытный человек от собирательства и охоты перешел к земледелию и скотоводству. Став земледельцем, он начал вести оседлый образ жизни.
  • Родовая община сменилась соседской общиной.
  • Сложилось новое общество, в котором возникло неравенство между людьми.
Вопросы и задания ишшззв щ
1. Как возникли земледелие и скотоводство? 2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество? 3. Почему медь и золото были первыми металлами, которые начал обрабатывать первобытный человек? 4. Почему стала разрушаться родовая община? 5. Кого называли знатью? 6*. Можно ли было с исчезновением родовой общины избежать появления неравенства? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
  1. Выберите правшьный ответ.
  1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны
а) умение изготавливать орудия труда и оружие
б) длинные руки, свисающие до колен
Б. Основные способы добывания пищи древнейшими людьми
а) собирательство, охота
б) земледелие
в) скотоводство
  1. Основной материал у древнейших людей для изготовления орудий труда
а) кость в) камень
б) дерево г) железо
Г. На смену родовой общине приходит
а) племя в) соседская община
б) человеческое стадо г) государство
  1. Продолжите ряд.
Ранние и простые искусственные сооружения древнейших людей: ветровой заслон
  1. Что лишнее в ряду?
Простейшие орудия труда древнейших людей:
ручное рубило, скребло, каменный топор, меч, палка-копалка.
  1. Установите соответствие.
  1. ремесло а) объединение родов
  2. миф б) действия и слова, якобы обладающие чудодей
ственными свойствами
  1. род в) изготовление вручную различных изделий
  2. магия г) сказания о богах, героях, о происхождении яв
лений природы
  1. племя д) группа людей, ведущих свое происхождение от
одного предка

5 Выберите правильный ответ.
Характерные черты родовой общины

  1. все трудятся сообща
  2. все имущество общее
  3. наличие богатых и бедных семей
  4. каждая семья имеет свой надел, обрабатывает его и получает урожай
  5. люди происходят от одного предка
  6. добытая пища распределяется поровну
  7. поселения, в которых проживали соседи
lgt;a.i;tlt;vi II
ДРевний Восток

Древним Востоком называют обширное пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.
Теплый климат, разнообразный растительный и животный мир способствовали заселению людьми берегов крупных рек: Нила (в Африке), Евфрата и Тигра (в Западной Азии), Инда (в Южной Азии), Хуанхэ (в Восточной Азии). Здесь были плодородные почвы, позволявшие собирать обильные урожаи. Эти реки периодически разливались. Наводнения превращали близлежащие районы в топи и болота. А те места, куда вода не доходила, превращались в выжженную солнцем пустыню. Люди научились осушать и орошать эти земли. Земледелие стало основным видом занятий, но наряду с ним развивались скотоводство, ремесла. Небольшие поселения превращались в хорошо укрепленные города, вожди племен становились правителями городов и народов.

Государства в долинах великих рек

Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах). Хранение вещей в подмосковье: недорого временное хранение вещей topselfstorage.ru .

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и.одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, слободами, ц

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья племенной знати и бывшая родовая верхушка - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях вечевых сходах.

Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике. Конституция 1793г. 1.1 Французская революция и падение абсолютизма
К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального...

Иран в период распада Багдадского халифата
Новые города возникали как ремесленные центры, обслуживающие местный рынок. Города, выросшие у подножия замков дихкан, имели характерную планировку: внутри цитадель (арк) и расположенный рядом собственно город (шахристан), вокруг ремесленные предместья (рабады). Предместья росли особенно быстро. Отдельные части города разделялись внутре...

Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности
С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества и заявил, что будет добиваться: урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным путем, посредством переговоров в рамках международного права; свертывания гонки вооружений на Зем...

Достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам - старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина - мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

Появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

Владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства - соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

В родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

Соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;

В родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома - домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы - выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины - задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее - и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать - чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины - представляли собой административную власть;

Вожди (князья) - осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы - духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады - хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра - Новгород и Киев.