«Описание города Глупова и его градоначальников

/ / / Образы градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «Истории одного города»

« » - один из самых необычных романов русского гения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Если судить по названию, то можно подумать, что данное произведение является некой летописью. Однако на самом деле это сатирический роман, в котором автор изобразил состояние народа во времена самодержавия.

Произведение охватывает период с 1731 по 1825 год. Но это лишь условные рамки, выбранные сатириком. Ведь ситуация в стране не изменилась и во второй половине XIX столетия. И подобное происходило не только на территории царской России, но и в других странах, где народ ощущал себя угнетенным самовластием. Таким образом главной проблемой романа являются взаимоотношения власти и народа. Содержание всех глав, так или иначе, сводится к этой проблеме. Каждая глава оголяет одну из граней самодержавия. Какой бы градоначальник не правил в романе, последствия были одинаковы – смятение и новые испытания для жителей.

Итак, в книге изображена жизнь одного города, который имеет красноречивое название – Глупов. Автор акцентирует внимание в предисловии на том, что данный рассказ – это подлинная история города. Особое место в ней занимают градоначальники. Их образы своеобразны и типичны одновременно. Все они становились начальниками как бы по воле случая. И это не совсем выдумка автора. Есть немало примеров в истории, когда властьимущими становились случайные люди. Ведь иногда только от симпатии царя зависела та или иная должность человека.

Роман является сатирой на реальное устройство общества. Но в нем есть место и для фантастики. В части с названием «Органчик» градоначальником становится человек, у которого на месте головы красуется органчик. В другой главе правит начальник с фаршированной головой. К тому же, читателя удивляют фантастические эпизоды с оловянными солдатиками и ломающимися избами. Для чего же нужны в сатирическом романе такие фантастические образы? Автор считал, что даже в самых нелепых чудных вещах можно рассмотреть аллюзию на реальность. История градоначальника с органчиком доказывает, что для управления городом Глуповым не обязательно наличие головы. Достаточными оказались две записанные фразы: «Разорю и не потерплю!» Ведь запугивание было основой царского самодержавия. Салтыков-Щедрин подчеркнул это при помощи гротеска.

Глуповские градоначальники были разными: жаждущими деятельности и пассивными; либеральными и консервативными. Но результат их правления всегда одинаков – разорение жителей и пресечение «крамолы».

Опись начальников города ведется от до Угрюм-Бурчеева. Последний являет собой особо зловещий образ. Он имеет неограниченную власть. И направляет свое могущество на превращение города в «идеальную» казарму. В его понимании, все жители обязаны маршировать день и ночь, придерживаясь прямой линии. То есть, быть простыми марионетками. Антигуманный смысл самодержавия показан автором очень точно. Возможно, что прототипом Угрюм-Бурчеева является Аракчеев. Но вероятнее то, что это собирательный образ.

Портретные характеристики всех городских управителей в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина реалистичны, несмотря на гротеск или фантастику. Внешность героев зачастую совпадает с их внутренней сущностью. Автор при помощи сатиры пытался повлиять на ситуацию в обществе.

Роман Салтыкова-Щедрина стал знаменит благодаря галерее неординарных образов градоначальников. «История одного города» заслужено приобрела одобрение современников и сегодня вызывает интерес у современных читателей.

Произведение представляет собой сатирическое иносказание об истории городка Глупов, в котором изображены многочисленные образы градоначальников, в разные годы руководивших городской властью.

Одним из правителей Глупова являлся Амадей Клементий, прославившийся сначала на итальянском полуострове, а затем и в городке своим кулинарным талантом по приготовлению макарон, закончил свое правление ссылкой за измену.

Следующей городской главой был назначен Фотий Ферапонтов, ранее являвшийся цирюльником, а в бытность руководителя города усиленным борцом с налоговыми неплательщиками. Слабостью Ферапонтова была его увлеченность жестокими зрелищами, на которых он присутствовал лично. Правил Фотий Петрович недолго, поскольку погиб при нападении на него разъяренных собак.

После этого на посту градоначальника оказался Иван Великанов, отличавшийся жестокостью по отношению к чиновниками и жадностью. Через два года своего правления за любовный роман с Лопухиной был отправлен в острог.

Затем в кресло мэра города сел военный офицер Маныл Кильдибаев, безумно отважный человек, уволенный спустя пять лет с почетного места.

Сменивший его Ламврокакис оказался беглым греком, когда-то торговавший на рынке греческими мелочами. За время своего руководства в городе выделился тем, что поддерживал классическое образование, скончался от укусов клопов.

Еще одним ярким представителем города являлся Дементий Брудастый, прозванный органчиком из-за того, что имел в своей голове прибор в виде органа и произносивший всего две фразы. При его правлении Глупов находился в постоянном страхе, а после окончания власти Органчика в городе начались беспорядки.

Очень деятельным руководителем Глупова оказался Семен Двоекуров, сумевший отремонтировать дороги, наладить производство пива и меда, приобщивший горожан к выращиванию горчицы и лаврового листа, мечтающий об открытии городской академии.

Примечателен в роли градоначальника глупый денщик Фердыщенко, мирно правящий городом на протяжении шести лет, а затем будто бы потерявший рассудок.

Отличающийся сластолюбием и легкомыслием, он наплевательски относился к сбору налогов, допустил во время своего правления период голода и пожаров и скончался от обжорства.

Самым бездеятельным главой являлся Грустилов Эраст, развращенный меланхоличный человек, в результате правления которого горожане погрузились в пучину страшного разврата и многобожия. В наследство городу Эраст оставил после смерти собственные идиллические произведения.

Больше всех отличился идиотским руководством Глупова Угрюм-Бурчеев, решившим переделать жизнь города и направить ее в военное русло. Жителям приказали одеваться в военную форму, ежедневно маршировать на плацу, строго следовать установленному расписанию.

Описывая образы многочисленных градоначальников Глупова, писатель, используя сатирические методы, раскрывает истинную суть самовластия, основанного на произволе и насилии над людьми.

Характеристика Градоначальников города Глупов

Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.

В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.

В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.

Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.

Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше. Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни.

Салтыков был тонким иронистом, владеющим богатейшей стилевой палитрой, смелым и язвительным писателем-сатириком. Наиболее разнообразно и ярко его сатирический талант проявился в цикле «Сказки» и романе «История одного города» (1870) — одном из величайших произведений русской литературы, шедевре литературно-художественной сатиры. Существовали ли у персонажей из произведения "История одного города" прототипы? Давайте выясним этот вопрос.

Глупов переживает в своей истории эпоху непрерывных бунтов и смены правителей. Как и должно быть в настоящем художественном произведении, здесь нет прямолинейных исторических параллелей, но упоминаемое в изображаемой событийной фантасмагории слово «санкюлот» и имя одного из лидеров Великой французской революции Марата (поставленные в нарочито пародийный контекст) играют роль смысловых «сигналов», наводящих читателя на нужные автору ассоциации. Рассказываемое далее наводит на столь же верные ассоциации с десятилетиями «женского правления» в России XVIII в.

Гротесковые образы претенденток в градоначальницы ни в коей мере не страдают схематизмом — они обладают вполне реалистической характерностью. Фигура каждой из «градоначальниц» при своей несомненной полной фантастичности жива и колоритна, обрисована красочно и броско в произведении "История одного города". Прототипы этих героинь выискивает уже не одно поколение исследователей.

События в Глупове развиваются все более стремительно. Вот уже «некоторая авантюристка Клемантинка де Бурбон» «предъявила права свои» и сместила Ираидку, которая, впрочем, не сдалась, а «собрав награбленные в казне деньги, в виду всех взлетела на воздух». Начинает править Клемантинка, а вместе с ней некие «пан Кшепшицюльский и пан Пшекшицюльский». Эти имена — тоже весьма определенный смысловой сигнал, после которого читатель неминуемо вспоминал модную тогда тему то и дело затеваемых поляками политических интриг, заговоров и т. п., и изображаемое еще больше насыщалось не только историческими, но и современными политическими ассоциациями.

Вскоре поляки свергли и немку Амальку. Анелька Лядоховска, в свою очередь придя к власти, немедленно велела ставить в Глупове католические костелы.

Так каковы же прототипы градоначальников в "Истории одного города"? Разумеется, «Ираидка», «Клемантинка», «Амалька», «Анелька» и прочие «градоначальницы» не могут быть прямо соотнесены с Екатериной I и Екатериной II, Анной Иоанновной, Анной Леопольдовной, княжной Таракановой, Мариной Мнишек из Смутного времени XVII в. и т. д., равно как неизменные «пьяные солдаты» (при помощи которых устраиваются в Глупове перевороты) не есть прямой намек на братьев Орловых, гвардейские полки и т. п., да автор к этому и не стремится. Его условная ироническая образность, гротесковые ситуации в своей непосредственной конкретности предельно удалены от русской исторической реальности. Салтыковым создан сказочный мирок в произведении "История одного города". Прототипы в нем специально отыскивать было бы не совсем правильно. Однако создан он по извечному принципу крупных писателей: «Сказка ложь, да в ней намек» (А.С. Пушкин). Потому необходимо подчеркнуть, что щедринская «История одного города» — произведение весьма точное в историческом смысле. Исследователи не раз отмечали, что, при всей демонстративной условности и запутанности перипетий, его общественно-исторические аллюзии поразительно четки. Однако это художественная четкость — точность образов, ассоциаций и интонаций (а не «научная» точность). Образы салтыковского произведения нередко напоминают фантасмагории Иеронима Босха, достигая при этом конгениальной им силы. Условная фантастика и эзопов язык послужили Салтыкову-Щедрину средством приближения к глубинной сути исторических фактов.

Подобно «градоначальницам», нет особого смысла искать прямые прототипы и фантастическим образам градоначальников Глупова (Урус-Кугуш-Кильдибаев, Ламврокакис — «беглый грек», Брудастый с «органчиком» в голове, Прыщ с «фаршированной головой», Фердыщенко, который «вздумал путешествовать», и др.). Градоначальник Угрюм-Бурчеев, который «разрушил старый город и построил другой на новом месте», неоднократно сопоставлялся с Николаем I и его государственной деятельностью. Однако в этом не больше смысла, чем в попытках напрямую соотносить «Ираидку», «Клемантинку» и т. д. с кем-то из реальных русских цариц. Скорее здесь гротесковый образ правителя-волюнтариста, правителя-тирана, который, не считаясь с реальностью, пытается осуществлять «революцию сверху».

Точно так же «путешественник» Фердыщенко — образ правителя-имитатора, который втайне не способен ничем управлять и реальную работу подменяет трескучими эффектами. Так, чтобы ознакомиться с жизнью своих сограждан «на местах», он затевает путешествие из угла в угол городского выгона. Везде во время остановок ему задавались пиры, толпа его приветствовала, изображая «народную любовь», — «стучали в тазы, потрясали бубнами, и даже играла одна скрипка». Запутавшись в созданной им же неразберихе, такой градоначальник способен только вызвать для усмирения «глуповцев» воинскую команду. Итак, мы вкратце разобрали произведение "История одного города". Прототипы его героев, надеемся, теперь вам ясны.

Летописьный список градоначальников (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина явилась новаторским произведением не только по форме, но и по содержанию. Опираясь на исторические труды Карамзина, Пыпина и других историков, писатель выводит галерею правителей Глупова, воссоздаёт в их облике историю российского самодержавия с 1731 по 1826 год. При этом Салтыков-Щедрин не даёт точных датировок. Писателю важно было создать образ времени, раскрыть суть той или иной эпохи. Пародируя исторические теории и документы, автор повествует о зарождении государственности головотяпов, добровольно отказавшихся от свободы, «протакавших её».

Жители Глупова сознательно закабалили себя, переложив ответственность за свою судьбу на князя. Перед читателем чередой проходят градоначальники. Их образы даны по принципу градации: вначале летописец показывает, что они не лишены человеческих черт (Клементий, занимающийся макаронами, беглый грек Ламврокакис, бригадир Баклан, «происходивший по прямой линии от колокольни Ивана Великого, Пфейфер, ничего не совершивший за время своего правления). Но каждый следующий градоначальник теряет свою человеческую сущность. Одни из них превращаются в неодушевлённый механизм. Так произошло с Брудастым, внутри которого находился органчик, и майором Прыщом с фаршированной головой. Другие становятся страшнее механизма в своём стремлении искоренить всё живое. Таков в романе Угрюм-Бурчеев, бывший прохвост, разрушивший город.

В описи, предшествующей основному повествованию, летописец приводит полный список градоначальников Глупова, давая каждому из них яркую характеристику. При этом летописец отмечает, что претензии на власть каждого последующего градоначальника становятся неоправданны. Достаточно вспомнить череду правительниц Глупова. Ираидка Палеологова посягала на власть в связи с тем, что её муж когда-то был градоначальником. За ней следует Клемантинка де-Бурбон, которая ссылается на то, что её кавалер был когда-то правителем. Её смещает Амалия Карловна Штокфиш, бывшая помпадурша губернатора. Заканчивают эпоху смуты самозванки: Матрёнка-ноздря и Дунька-толстопятая. В подобной иносказательной форме Салтыков-Щедрин изобразил эпоху дворцовых переворотов XVIII века с участием Елизаветы Петровны, Екатерины и т.д.

Наиболее ярким образам градоначальников отводятся целые главы. Первая глава называется «Органчик». Она посвящена правлению Дементия Варламовича Брудастого. Этот градоначальник оказался жестоким обманщиком. Жители Глупова возлагали немалые надежды на него в процветании науки, торговли, искусств. Но с первого своего появления Брудастый предстал «молчаливым» и «угрюмым». Он немедленно стал «ловить и сечь» обывателей для поддержания своей власти. При этом он каждый раз произносил одно и то же: «Не потерплю! Запорю!». Таким образом подчёркивается механичность, автоматизм этого правителя. Он занят лишь написанием указов, позволяющих пороть обывателей. Свою волю он насаждает бессмысленным насилием. Неудивительно, что по городу распространились слухи о том, что это не человек, а механизм, кукла, которую сделал мастер Байбаков. Гротескно летописец изображает поломку органчика, который не устаёт произносить: «П… п... лю!». Безначалие в городе привело к смуте. Кульминацией главы является встреча двух органчиков. Оба являются самозванцами. Народ в конце «безмолвствует». Финал главы открыт. Он знаменует собой череду грядущих, ещё более жестоких правлений.

Не менее ярким представителем власти в Глупове явился бригадир Петр Петрович Фердыщенко, бывший деньщик князя Потёмкина. Ему посвящена глава «Голодный город». По своей простоте целых десять лет он ни во что не вмешивался. Но внезапно стал активным деятелем. Своей жестокостью он утолял алчность и любострастие. Пожары и голод свирепствовали в городе при этом градоначальнике. Власть развратила Фердыщенко, потому что он никогда не обладал моральными качествами, которые помогли бы ему противостоять этому. Подобно князю Потёмкину он совершает путешествие по своей вотчине. Она представляет собой выгон для скота со множеством навозных куч. Каждый раз его торжественно встречает толпа, состоящая из четырёх человек с тазами и бубнами. Единственное, что интересует Фердыщенко в этом путешествии, - это обеды, которые по случаю приезда устраивает «благодарный народ». Недаром на одном из обедов он умирает от обжорства.

Не менее колоритна фигура Василиска Бородавкина. Он показан в главе «Войны за просвещение». Он поставил себе цель изучить деяния предшественников. Этот градоначальник посчитал совершенно необходимым насаждение цивилизации в Глупове с помощью лаврового листа и горчицы. Тем самым он чуть было не уморил голодом всех жителей. Ради достижения своей бессмысленной цели он отправляется в поход на глуповцев. Так он хотел усмирить крестьян, не желавших повиноваться ему. Ради возникновения цивилизации Бородавкин создал вооружённый отряд из оловянных солдатиков и идет походом на Стрелецкую слободу. Идея его настолько жестока и бессмысленна, что даже оловянные солдатики наливаются кровью при виде разграбленных изб, растоптанных полей.

Поистине самым трагичным для Глупова стало правление Угрюм-Бурчеева – существа, лишь внешне похожего на человека (глава «Подтверждение покаяния, заключение»). Только ему летописец дает портретную характеристику, остальные градоначальники безлики. Особо автор обращает внимание на его «деревянное лицо», никогда не освящённое улыбкой. В прошлом это прохвост – уборщик нечистот. В своё время ради начальника он отрубил себе палец. Он постоянно давал себе команды, спал на голой земле. Во всех действиях этого градоначальника угадывалась страсть к уравниванию. В нём настолько глубоко коренилось желание повсеместно уничтожить жизнь, что он целиком разрушил старый город. Самое страшное, что он заставил глуповцев разрушать свои избы. Даже течение реки он хотел подчинить своей воле. Река здесь символизирует неистребимость жизни, которую ненавидит Угрюм-Бурчеев. Всеми средствами он пытается запрудить реку. Но «мрачному идиоту» не удалось добиться своей безумной цели. Жизнь нельзя остановить, она сильнее власти и разрушения. Река смыла преграду. Это означало победу жизни над произволом. В финале романа появляется символическая сила – «оно». Таинственное «оно» уносит Угрюм-Бурчеева и заставляет народ хотя бы на мгновение устыдиться своим жалким существованием. Скорее всего, «оно» олицетворяет стихийный крестьянский бунт, который будет иметь трагические последствия.

Таким образом, история города Глупова – это череда непрекращающегося бессмысленного насилия, единственного средства управления у ничтожных, бесчеловечных правителей.

В начале «Истории одного города» помещена «Опись градоначальни-ков». Всего их было двадцать два, и каждому дана характеристика — предельно лако-ничная, но, вместе с тем, очень выразительная и смешная. Чего стоит, например, упоминание о том, что Амадей Мануйлович Клементий у себя на роди-не, в Италии, был известен искусной стряпней ма-карон (очевидно, большего для занятия должности градоначальника и не требовалось. Угодил, стало быть, какому-то вельможе своими макаронами). «При-быв в Глупов, не только не оставил занятия мака-ронами, но даже многих усильно к тому принуж-дал, чем себя и воспрославил».

А некий Ламврокакис, беглый грек, «без имени и отчества и даже без чина», был пойман графом Кириллою Разумовским в Нежине, на базаре, где торговал греческим мылом, губкою и орехами. Надо полагать, этого было достаточно, чтобы сделать Лам- врокакиса градоначальником.

Семен Константинович Двоекуров написал сочине-ние «Жизнеописания замечательнейших обезьян». Лю-бопытно было бы знать, каким образом он отличал обезьян замечательных от остальных? А Василиск Бородавкин «ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом» (т. е. обыкновенный полицейский участок).

Как бы внешне ни отличались градоначальники друг от друга, их объединяет одно: любое их дейст-вие направлено против народа. На первых же стра-ницах «Истории одного города» сказано: «Все они секут обывателей...» Впрочем, жестокость их нико-гда не приводила и не могла привести ни к каким позитивным результатам. Бородавкин, борясь с недо-имщиками (иными словами, с крестьянами, которые не платили своевременно налоги), сжег тридцать три деревни «и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиною». Фердыщенко, названный «фантастическим путешественником», вообще сжег весь город и уморил голодом тысячи глуповцев.

Изображая градоначальников, Щедрин неизменно подчеркивает их античеловеческую сущность. Даже характер их смерти вызывает впечатление зловеще- комическое: один был растерзан в лесу собаками, другого заели клопы, третий, отличавшийся очень высоким ростом, во время бури переломился попо-лам, четвертый умер от натуги, «усиливаясь пос-тичь некоторый сенатский указ».

Разумеется, во всем этом есть немалый элемент сатирического преувеличения, но надо принять во внимание, что писатель часто лишь доводит до ло-гического конца, заостряет, гиперболизирует то, что зафиксировано в народном творчестве. Порою он как бы материализует метафорические выражения, уже существующие в языке. Так, выражение «пустая го-лова» давало основание для создания образа градо-начальника, имеющего в голове маленький органчик (сегодня мы бы сказали: портативный магнитофон), который мог наигрывать только два романса: «Разо-рю!» и «Не потерплю!». Возникает возможность для обыгрывания гротескной ситуации: органчик требует ремонта и т. д. Вот еще один пример обыгрывания языковой («стершейся») метафоры. Приходилось ли вам когда-либо слышать выражение: кого-то на рабо-те «съели» (т. е. выгнали, заставили уйти)? Щедрин же возвращает этой привычной метафоре ее перво-начальное значение: у него градоначальник Прыщ был съеден в самом прямом смысле, потому что голова у него оказалась фаршированной. Материал с сайта

Объясняя необычный характер повествования в «Истории одного города», Щедрин писал: «...градо-начальник с фаршированной головой означает не человека с фаршированной головой, но именно гра-доначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей. Это даже и не смех, а трагическое положение». Когда некоторые критики обвиняли са-тирика в преувеличении и даже искажении действи-тельности, Салтыков-Щедрин отвечал: «Если б вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неесте-ственного... Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы «Не потерплю!» и «Разорю!», а в том, что есть лю-ди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?» Поэто-му писатель настойчиво напоминал, что он пишет не «историческую сатиру», а самую обыкновенную «сатиру, направленную против тех характеристичес-ких черт русской жизни, которые делают ее не совсем удобною».