Горький на дне год написания. История создания пьесы «На дне» М. Горького

Пьеса Максима Горького «На дне» рассказывает читателю об «потерянных» людях, маргиналах. Действие происходит в последнем прибежище опустившихся на «дно» жизни людях, в ночлежке, чьи частые гости и обитатели – воры и жулики, проститутки, нищие, убогие и больные. Надломленные и брошенные социумом на «гниение заживо», всё ещё люди надеются на лучшую жизнь.

История создания столь драматического произведения начинается в 1900 году, данная пьеса была одним из первых сочинений молодого, тогда ещё совсем неопытного писателя.

«Прощупывая» почву под ногами, Горький создает на основе многолетних наблюдений за босяками и униженными (коих всегда было более чем достаточно), драму, полную горькой и печальной правды, правды непростой для принятия правительством и властями для массовых театральных постановок.

Каждый герой произведения с своим индивидуальных характером, манерой речи и поведением, создавался писателем скрупулезно и трепетно. Черты отдельных героев Максим Горький списывал со своих знакомых, друзей и простых прохожих.

Например, Актер воплотил в себе актера большой сцены Колосовско-Соколовского, Бубнов вырисовался из под пера творца, как знакомый нищий интеллигент, а характер и манеры героини Насти были взяты из выдержек рассказов Клавдии Глосс.

Названия произведения видоизменялось по мере углубления действия и от первоначальных набросков типа «Без солнца» или «Ночлежка» эволюционировало в краткое и лаконичное «На дне», олицетворяющее последнее пристанище, ниже которого опускаться было уже некуда.

Повсеместно наложены множественные запреты и хищническая цензура, разрешение постановки было выбито многочисленными ходатайствами лишь для Московского общедоступного театра в 1902 году, в том же году и было закончено сочинение пьесы.

Расчет комиссии по допуску был на провал пьесы и полным отрицанием народа с отождествлением несчастного социального слоя в лице главных героев. Но народу полюбилась пьеса, она прижилась и имела большой успех у публики и критиков, после своего выхода 18 декабря, постановкой руководил уже прославившийся к тому времени и заручившийся поддержкой масс режиссёр Станиславский.

Рукоплескания и овации долго не смолкали в зале, людям нужна была правда, пусть, неприкрытая и горькая, но правда, пьеса сыскала оглушительный и исключительный успех.
Тираж издания тут же увеличился, достигнув 75 тыс. копий пьесы.

И после 1905 года постановка перекочевала во многие городские театры по всей России, в их числе самые известные и крупные – Петербуржский, Вятский, Нижегородский, Киевский и прочие.

Каждый драматург мечтает создать такую пьесу, которая бы понравилась не только современникам, но и будущим поколениям. Оставаться актуальным на протяжении многих десятилетий может только то произведение, которое несет в себе какой-то смысл, учит чему-то, вскрывает нелицеприятные стороны общества, решает социальные проблемы. Именно к таким работам относится пьеса «На дне».

История написания драмы

Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра. Данная пьеса имеет очень непростую судьбу: она пережила запреты и цензуру, на протяжении стольких лет не умолкают споры о ее идейном содержании, художественном своеобразии. Драму восхваляли и критиковали, но равнодушно к ней не относился никто. Создание пьесы «На дне» было трудоемким, работу над ней писатель начал в 1900 году, а закончил только спустя два года.

На драматургию Горький обратил внимание в начале ХХ столетия. Именно тогда он поделился со Станиславским своей задумкой создать босяцкую пьесу, в которой было бы около двух десятков действующих лиц. Автор и сам не знал, что из этого выйдет, на громкий успех он не рассчитывал, характеризовал свою работу как неудавшуюся, со слабым сюжетом, устаревшую.

Главные герои драмы

История создания пьесы «На дне» вполне прозаична. Максим Горький хотел в ней рассказать о своих наблюдениях за миром низов. К «бывшим людям» писатель относил не только обитателей ночлежек, пролетариев и странников, но и представителей интеллигенции, разочаровавшихся в жизни, потерпевших неудачи. Существовали и реальные прототипы главных героев.

Так, история создания пьесы «На дне» повествует, что образ Бубнова писатель создал, объединив характеры знакомого босяка и своего учителя-интеллигента. Актера Горький списал с артиста Колосовского-Соколовского, а из рассказов Клавдии Гросс был позаимствован образ Насти.

Борьба с цензурой

Немало времени пришлось потратить на получение разрешения на постановку пьесы. Автор отстаивал каждую реплику героев, каждую строчку своего творения. В конце концов было дано разрешение, но только для Художественного театра. История создания пьесы «На дне» была непростой, сам Горький не верил в свой успех, да и власти допустили постановку, надеясь на громкий провал. Но получилось все с точностью до наоборот: пьеса имела оглушительный успех, ей посвятили огромное количество публикаций в газетах, автора неоднократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя.

История создания пьесы «На дне» примечательна тем, что Горький не сразу определился с ее названием. Драма уже была написана, а как назвать, ее автор не решил. Среди известных вариантов фигурировали следующие: «Без солнца», «В ночлежном доме», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно». Лишь в 90-х годах ХХ столетия в одном из Московских театров была осуществлена постановка пьесы под названием «На дне». Как бы там ни было, но драма была хорошо принята зрителем не только в России, но и за рубежом. В 1903 году в Берлине состоялась премьера пьесы. Драма была сыграна 300 раз подряд, а это свидетельствует о небывалом успехе.

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне".
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне".

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".

II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

III. Переход к теме урока.

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".

2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького "На дне".

а) Беседа по вопросам:

Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. "Дно жизни" - трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки - пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы - смерти и жизни.)

б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.

Композиция пьесы предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция - вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ?, когда ?, что происходит? - и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка - событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка - событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:

(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)

Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? - С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) - Что вы можете сказать о героях? - Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? - Завязка пьесы - появление Луки. Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? - Охарактеризуйте Луку по его репликам.

II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. "Лишняя я здесь," - говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю... Выдумываю и - жду...". Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он. Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать..." Поддержку он видит в Наташе: "Ты пойми... Назови ты... А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь..." Актер мечтает вылечиться: "Я сегодня - работал, мел улицу... а водки не пил!")

Во II действии Актер читает стихи:
"Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой."

Как вы понимаете эти строки?

IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.

IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России - в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров - до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки - представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

С лесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Пьеса имеет полифонический характер - в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.

«На дне» - социально-философская драма.

Главные герои

Лука

  • Странник шестидесяти лет, «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
  • Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.
  • В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают…»

- «А все - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

- «Любить - живых надо… живых…»

- «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

- «Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит … да! Человек - может добру научить… очень просто!»

- «Во что веришь, то и есть…»

Герои о Луке

Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы - ржавчина!», «Он - всё видел… всё понимал…»

Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он - умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик - шарлатан…»

Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно - какая тут правда? И без неё - дышать нечем…»

Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон потерял - пропал!..»

Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Сатин

  • Имя героя - Константин - становится известно лишь в третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел в тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении… Из-за родной сестры…»
  • Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мёртвым:

«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что - дважды убить нельзя». (Первый акт)

«Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)

  • Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Клещ: «ты умеешь не обижать…»

Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

  • Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!... Всё - в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Конфликт

Две «правды» в пьесе

Лука

Сатин

Его правда - утешительная ложь.

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. По его мнению, человек обязана жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Сатин предпочитает горькую правду, считает, что лгать нельзя ни себе, ни людям. Сатин не хочет жалеть и утешать человека. Лучше сказать ему всю правду о бессмысленности жизни, чтобы подвигнуть к самоутверждению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. «Человек - это звучит гордо!» «Всё в человеке, всё для человека».

Лука сам не верит тому, что он говорит людям в утешение. Он стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Сатин в чём-то приемлет «правду» Луки: он защищает старика перед другими ночлежниками, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке.

Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора. Произведение будет актуальным десятки лет, только если его цель – это отражение социальных проблем, каких-то неприятных, но имеющих место быть сторон общества. «На дне» можно с уверенностью отнести к таким, всегда актуальным произведениям.

В начале двадцатого столетия на людской суд вышло известная и по сей день драма. Произведение было написано не просто так, а для постановки в одном Московском театре. Этому произведению судьба досталась нелегкая: она смогла пережить всевозможные запреты, уже больше века длятся споры о своеобразии произведения, его идее. Критики драмой восхищались и отвергали ее, но никто в стороне не остался. Писателю сложно досталось написание пьесы, он трудился над ней практически два года – работа началась в 1900 году, а свет пьеса увидела лишь в 1902 году.

В начале двадцатого века Горький обратился к драматургии. В разговоре со Станиславским автор упомянул, что хотел бы написать пьесу о босяках, в которой было бы примерно двадцать действующих лиц. Самому автору его произведение казалось слабым, устаревшим, в общем, неудавшимся. Горький не рассчитывал на оглушительный успех, сам не ожидал такого восприятия пьесы критиками и читателями.

Например, Бубнова сочетал в себе черты характеров знакомого бедняка Горького и его учителя из интеллигенции. Образ актера тоже был списан – с актера Колосовского-Соколовского, а образ Насти взят из произведений Клавдии Гросс.

Получение согласия на постановку стало для автора довольно трудоемким делом. Горькому пришлось отстаивать своих героев практически по репликам, а свое произведение – по строчкам. Наконец, разрешение дано, однако поставить пьесу разрешили только в Художественном театре. История создания драмы не была простой, даже автор не рассчитывал на успех, власти тоже разрешили постановку в надежде на оглушительный провал. Однако все случилось наоборот: драму ждал успех, про нее не раз писали в газетах, а автора множество раз звали на сцену и зрители вставали со своих мест, аплодируя.

История создания произведения примечательна еще и тем, что автору не сразу удалось определиться с названием. Автор не смог выбрать название для драмы, даже после того, как произведение было написано. Самыми распространенными вариантами были «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Но в девяностых годах двадцатого века в театре Москвы драма была поставлена под названием «На дне». Отличительной чертой является то, что пьесу хорошо приняли не только в России, но и за ее пределами. В Берлине премьера пьесы состоялась в 1903 году. Произведение было поставлено триста раз подряд, а что, как не это, свидетельство небывалого успеха произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Если бы я был волшебником, то я бы прекратил на земле все войны и установил мир во всём мире. Чтобы дети не гибли и не становились инвалидами. Если бы я был волшебником, то я придумал лекарство от рака

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. В сельской школе (описание)
  • Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ

    В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские.

  • Княжна Алина в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Княжна – титул, который может носить только незамужняя женщина, так как супруга князя именуется кузиной. Как мы узнаем из романа, Алина является старой девой, которая приходится кузиной (двоюродная сестра) для старшей Лариной

  • Анализ сказки Алиса в стране чудес

    По жанровой направленности произведение является сказкой в стиле абсурда, автором которой становится английский математик, увлекающийся поэзией и литературой, по имени Чарльз Лютвидж Доджсон