Естественный орнамент. Виды орнамента

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.


Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium - украшение ) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный).

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).


Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).


Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).


Растительный орнамент - самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена (Рисунок 2.19).

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.



Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).


В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.



Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.


Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).



В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).



Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).





Рапорт (мотив) - повторение одной и той же группы элементов в узоре (Рисунок 2.31).

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр ».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента , которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).




Бордюр - это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.




Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах (Рисунок 2.34).



Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнамента - квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa - цвет) - это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Орнамент (лат. огпатепШт - украшение, наряд) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических и изобразительных элементов. Орнамент служит украшением зданий, сооружений, предметов (посуда, мебель, оружие, ткани, инструменты и т.д.), принадлежащих к сфере декоративного и декоративно-прикладного искусства. Орнамент также широко применяется в книжной и промышленной графике.

Характерной чертой орнамента является его неразрывная связь с материалом, назначением предмета и формой поверхности, которую он организует. Общие стилистические принципы искусства орнамента также связаны с особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении целого исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.

Происхождение орнамента относится к древнейшим эпохам истории. Подобие орнамента встречается еще в

Рис. 5.21. Орнаменты периода неолита

Рис. 5.22. Солярные знаки: а - в схемах; б - в орнаментах

период палеолита, а в эпоху неолита он становится разнообразнее и начинает занимать доминирующее положение как элемент украшения (рис. 5.21).

Многочисленные примеры повторяемости различных элементов человек находил в природе: в окраске животных, оперении птиц, в строении растений, в беге морских волн и т.д. Мотивы, заимствованные из окружающей среды, изменялись, приобретая орнаментально-выразительные формы.

Мотив - это основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из нескольких элементов, пластически связанных в единое целое.

Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер. В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.

Почитая и обожествляя силы природы, человек нашел их символическое отражение в орнаменте. Например, с

Рис. 5.24. Символы воды, растений и земли в древних славянских орнаментах

Рис. 5.23. Свастика как орнаментальный мотив

солнцем связывали круги, розетки, ромбы, квадраты, кресты и спирали (рис. 5.22). Крест, помещенный в круг, символизировал движение солнца по небосводу. Свастика также обозначала движение солнца. Ее концы могли быть изогнуты в ту или иную сторону. Это

Рис. 5.25. «Змеиные» узоры

зависело от того, какое солнце было изображено: утреннее или вечернее. Этот знак встречается в древних орнаментах Крита, Индии, Ирана, в европейских орнаментах (рис. 5.23).

Символами земли были прямые горизонтальные линии, а символами воды - волнистые. Волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, символизировали дождь (рис. 5.24). В узорах народов стран Балтии символом дождя было изображение ужа (рис. 5.25).



Символы-изображения женской фигуры служили обозначением земли и плодородия. В славянском пантеоне богов очень почиталась Макошь (Мо-кошь, Мокоша) - богиня плодородия, воды, покровительница женских работ. В орнаментах вышивок и ткачества она часто изображалась в окружении коней, символов размножения (рис. 5.26). Изображение женской фигуры как символа плодородия характерно для орнаментов земледельческих народов. У скотоводческих племен чаще изображаются домашние животные и дикие звери. Например, в казахском и киргизском орнаментах при-

Рис. 5.26. Богиня Макошь. Рисунок с русской вышивки

Рис. 5.27. Орнаменты: а - казахский; 5 -народов Севера

сутствуют трансформированные изображения рогов барана (рис. 5.27, а), у народов Севера - рогов оленя (рис. 5.27, б).

Как видим, орнамент тесно связан с народным творчеством. В нем люди стремились выразить свое понимание природы, мира, жизни, красоты и счастья.

С течением времени магическое значение орнаментальных мотивов забылось, но благодаря своей декоративности они продолжают жить. Отдельные элементы орнаментов сохраняются веками.

Итак, тематика орнамента тесно связана с его культурным фоном, и в орнаментике достаточно полно отражается художественный стиль своего времени.

В Древнем Египте образное содержание искусства определялось прежде всего влиянием религии и обожествлением фараона. Отсюда - строгая каноничность форм, символичность, четкая архитектоника, монументальность, суровость и величие.

В основу египетского орнамента заложены стилизованные природные мотивы: цветок лотоса, листья папируса, солнце в виде круглого диска, сфинксы, львы, змеи и т.д. Орнаменты отличают строгий графический язык

Рис. 5.28. Орнаменты Древнего Египта

и минимум цвета: красный, желтый, синий, который впоследствии сменяется зеленым (рис. 5.28).

Совсем иные тенденции характеризуют орнамент Древней Греции, искусство которой полно жизнеутверждающей силы. Греки стремились найти рациональные основы красоты, которую понимали как воплощение строгого порядка и соразмерности. Греческая орнаментика отличается комбинациями горизонтальных и вертикальных линий с растительными мотивами. Для орнамента характерны правильные и строгие симметричные формы (рис. 5.29). Как утверждают археологи, греки любили многоцветие.

Искусство Древнего Рима во многом унаследовало черты греческого искусства, особенно в орнаменте. Однако римляне по-иному интерпретируют те же мотивы. Растительные мотивы заплетаются в пышные гирлянды, фигуры людей и животных сопровождаются военной символикой. Римские орнаменты отличаются пышностью, помпезностью и некоторой громоздкостью.

Рис. 5.29. Орнаменты Древней Греции

Рис. 5.30. Средневековые орнаменты

Рис. 5.31. Орнаменты эпохи Возрождения

Рис. 5.32. Орнамент стиля барокко

Рис. 5.33. Орнамент стиля рококо

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные (рис. 5.30). Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров (рис. 5.31). Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии (рис. 5.32).

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина) (рис. 5.33).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колориту (рис. 5.34).

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Знакомство с искусством орнамента предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.

В зависимости от характера используемых мотивов различают следующие виды орнамента.

Рис. 5.34. Орнамент эпохи классицизма

Геометрический орнамент представляет собой правильные геометрические элементы: прямые и изогнутые линии, квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы и т.д. Многие мотивы, полученные из геометрических элементов в разных сочетаниях, имеют свои названия: звезды, ро-зеты, кресты, зигзаги, плетенки, меандр и т.д. (рис. 5.35).

Растительный орнамент - это один из самых распространенных орнаментов после геометрического. Его мотивы - это стилизованные изображения растений и их частей: листьев, цветов, плодов, стеблей и т.д. Растительный орнамент обладает большими возможностями в плане трактовки природных форм, которые не только стилизуются, но и могут выглядеть реалистично, объемно (рис. 5.36).

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных и птиц (рис. 5.37).

Орнитоморфный орнамент - частный случай зооморфного орнамента. Мотивами его являются изображения птиц и частей их фигур. Этот орнамент популярен у многих народов и часто имеет глубокий религиозно-символический смысл (рис. 5.38).

Антропоморфный орнамент представляет собой композицию, составленную из изображений мужских и женских человеческих фигур или отдельных элементов человеческого тела (рис. 5.39).

Рис. 5.36. Растительные орнаменты

Рис. 5.37. Зооморфный орнамент

Рис. 5.39. Антропоморфный орнамент

Рис. 5.41. Каллиграфический орнамент

Рис. 5.38. Орнитоморфный орнамент

Рис. 5.40. Тератологические орнаменты

Рис. 5.42. Схемы построения ленточных орнаментов

Тератологический орнамент - это

самый загадочный и интересный жанр орнамента. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека. Эти фантастические существа могут иметь одновременно признаки разных животных или животного и человека. Например, русалки - женщины-рыбы, кентавры - лошади с человеческим торсом, сирены - птицы с женской головой и т.д. Мотивы тератологических орнаментов изображены на рис. 5.40.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, ряде арабских стран, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство. Очень часто каллиграфические мотивы выступают в сложном сочетании с геометрическими и растительными элементами (рис. 5.41).

Рис. 5.43. Виды центрических орнаментов

Геральдический орнамент - это орнамент, в котором в качестве мотивов используются знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения - щиты, оружие, флаги.

Астральный орнамент содержат в качестве мотивов звезды, облака, солнце, луну.

Пейзажный орнамент - изображение декоративно переработанных природных пейзажей. Особенно часто он

Рис. 5.44. Виды сетчатых орнаментов

использовался и используется ныне на текстильных изделиях в Японии и Китае.

Комбинированный орнамент содержит разнообразные сочетания перечисленных выше мотивов и является наиболее распространенным видом орнаментальной композиции. Орнамент представляет собой самый упорядоченный вид композиционного построения. Он подчиняется законам гармонии и пропорций, в нем можно наблюдать все виды симметрии.

Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.

Повторяющийся мотив орнаментального рисунка называется раппортом (от франц. rapport - возвращение). Повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку.

По форме композиционных схем можно выделить следующие типы орнаментов.

Ленточный орнамент - это орнамент, в котором раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. Причем мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется полосным. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом каймой. В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и оформлении костюма ленточный орнамент (фриз, бордюр, кайма) чаще всего имеет горизонтальное положение. В основу его композиции заложены разные виды симметрии. На рис. 5.42 приведены схемы построения ленточных орнаментов, показывающие семь способов построения узора по законам симметрии. Таких композиционных структур может быть гораздо больше благодаря вариативности элементов.

Замкнутый орнамент - это орнамент, в котором орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. Построение орнамента, основанное на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси, называется центрическим. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центра по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении оси полностью совмещаются. Наиболее характерный пример такого орнамента - розетка, или розетта, получившая наибольшую популярность в готическом искусстве (рис. 5.43).

Сетчатый орнамент - это орнамент, в котором повторяющийся раппорт заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму: квадрата, прямоугольника, правильного треугольника, ромба, параллелограмма и т.д. Этот вид орнамента часто используют в архитектуре при орнаментации стен, полов, потолков; в костюме, в тканях (рис. 5.44). Сетчатые орнаменты часто называют раппортными композициями.

5. Приведите примеры использования ленточного, сетчатого и замкнутого орнамента. Объясните связь орнамента с формой и назначением изделия.

6. Приведите примеры и проанализируйте характер орнаментальных мотивов и орнаментальное оформление одежды в национальных костюмах разных народов.

§ 7. Использование природных форм в орнаментальной композиции

Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

Трансформация - изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.

В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.

Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы

Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.

Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.

Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму - все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.

Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений

В процессе декоративной переработки растительной формы большую роль играют такие средства художественной выразительности, как линия, пятно, точка и цвет. Графические средства могут подсказывать, а в отдельных случаях даже предопределять характер трансформации растительных мотивов.

Рис. 5.47. Пятновое решение мотивов

В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. Однако некоторая скупость линейного графического языка может привести к сухости и даже схематизму в зарисовках. Поэтому очень важно изучать натуру и вначале делать акцент на натурных зарисовках, помогающих лучше изучить пластические особенности формы.

Рис. 5.46. Линейное решение мотивов

Рис. 5.48. Настурция. Линейно-пятновое решение

При линейной трактовке модели различают три решения:

1) применение тонких линий одинаковой толщины (при орнаментике мотивов небольшого масштаба);

2) применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность);

3) применение линий разной толщины. Такое решение рисунка обладает большими изобразительными и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть композиция из линий разной толщины (рис. 5.46).

Пятновая трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это могут быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний (рис. 5.47).

Наиболее широко используется ли-нейно-пятновая трактовка растительных мотивов (рис. 5.48). В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна необходимо структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Но также необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.

Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа

На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.

Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.

Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.

Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению

Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.

Учебная работа

Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.

В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.

В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).

Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, - это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).

Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап - это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.

Ленточным называется орнамент, структурные элементы которого собраны в ритмический ряд с двусторонним движением, выполненный в виде ленты. Данная разновидность является одной из самых распространенных. По-другому ленточные орнаменты называются фризовыми.

Используя этот вид орнамента, можно придать вещи законченный, устойчивый и выразительный внешний вид. Подобные ленточные узоры очень часто применяются для украшения интерьера и экстерьера зданий, одежды, обуви и т.д. При этом располагаться орнамент может:

По центру;
по краю;
в важных конструктивных местах. В этом случае он служит, прежде всего, для акцентирования на них внимания.

Также этот декоративный элемент может подчеркнуть или визуально увеличить ширину, длину или высоту предмета.

Греческий меандр

Греческий меандр (греч. mαίανδρος - название одной из рек) - это самый известный вид ленточного геометрического орнамента. Использовался он еще во времена неолита. Это самый распространенный ортогональный этнический орнамент, основной особенностью которого является наличие перпендикулярных линий. Его характеризует неразрывный бордюр, представляющий собой сплошную линию. Использовался данный вид орнамента для украшения одежды, фризов и рельефов.

Одним из самых распространенных его типов является двойной меандр. Повторяющийся узор в таком орнаменте представлен двумя линиями, между которыми часто располагаются прямоугольники или квадраты. Одним из характерных элементов двойного меандра является свастика. В Греции, как и в других странах Запада и Востока, этот символ означал огонь, жизнь, вечное движение. Поэтому в меандре использовалась обычно правосторонняя (прямая) свастика. Считается, что данный символ в качестве самостоятельного был выделен именно из этого греческого орнамента.

Древние греки придавали меандру особый сакральный смысл. Каждый элемент при этом имел свое значение:

Прямая часть линии узора считалась символом добродетели;
прямые углы символизировали стремление к совершенству;
свастика, включенная в композицию, означала вмешательство в жизнь человека сверхъестественных сил.

Все остальные греческие орнаменты являются лишь разновидностью меандра. Однако этот характерный узор использовали не только греки. Находили его и на архитектурных сооружениях других народов. Орнаментом «меандр», например, украшены храм в Баальбеке и вестибюли Дамаска. Использовался такой узор и в Америке. Археологами были найдены перуанские ранние ткани, украшенные им. Меандр часто встречается на архитектурных сооружениях майя и ацтеков.

Растительный ленточный орнамент

Чаще всего растительные ленточные узоры выполняются со средней жилкой в виде волнообразно изогнутой линии. При этом от нее отходят листья, цветы, плоды и другие растительные элементы. Весьма распространен тип ленточного орнамента, в котором ветви выполнены в виде улиткообразных завитков. Жилка в таких орнаментах не используется, однако четко прослеживается симметричность. Используется также узор с прямой средней жилкой.

Очень интересна такая разновидность растительного орнамента, как фестон (фр. feston ) – это узор, очень часто применяемый в качестве декора древними римлянам. Представляет собой цепочку вязок листьев, плодов, либо цветов. Если говорить об отдельных элементах растительного орнамента, то особо стоит выделить пальметту (лат. palmete – пальмовый) и виноградную лозу. Первый представляет собой соответственно веерообразные стилизованные листья пальмы. Пальметками, к примеру, был украшен трон Филиппа Македонского.

Виноградная лоза пользовалась огромной популярностью во времена античности и в средние века. Именно она часто олицетворяла собой Древо жизни (в некоторых культурах Древо Познания). В Египте она была посвящена Осирису, в Греции и Риме – Дионису. Христиане считали ее символом Христа. Использовался этот элемент и в России. К примеру, виноградной лозой украшен саркофаг Ярослава Мудрого. Очень часто элементам растительного орнамента были лотос, акант, папирус и т.д.

Комбинированные ленточные орнаменты

Для украшения одежды, предметов быта и зданий использовались и комбинированные ленточные орнаменты. Основными видам подобных узоров можно назвать:

Арабески (итал. arabesco — арабский) - геометрический и растительный. Часто в такой узор включался витиеватый арабский шрифт. В античные времена арабеской стали называть исключительно растительный орнамент;
тератология (греч. τέρατος – уродство) – комбинация геометрических и фантастических звериных форм.

Ленточный орнамент на Руси

Орнамент этого типа использовался на Руси повсеместно. Им украшали одежду, обувь, предметы быта. Особенно стоит выделить резной русский узор. Традиционным материалом для изготовления разного рода декоративных орнаментальных архитектурных украшений была древесина березы. Очень часто для этой цели использовали сосну и кедр. Орнамент, служащий украшением домов, мог быть очень сложным и включать в себя растительные, геометрические и звериные мотивы.

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно. Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

Общие сведения

Узор , согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Узор

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).


Орнамент

Сравнение

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:

Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:



Зооморфные, стилизующие животный мир:

Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.

Орнамент Орнамент

(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов - также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Относительно происхождения орнамента нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определенным орнаментальным формам. Существенна также обрядовая, магическая роль древнейшего орнамента, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного назначения. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетической культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее место. В дальнейшем, с развитием в пластических искусствах собственно изобразительных форм, орнамент теряет своё господствующее положение и свою изначальную содержательность, навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему орнамента; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране. Особенного развития орнамент достигает там, где преобладают условные формы зрительной интерпретации действительности: в искусстве Древнего Востока и доколумбовой Америки, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

К числу определяющих формальных особенностей орнамента относятся декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, ткань с бесконечно повторяющимся узором, строго говоря, не является орнаментальной. По характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные, специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (так называемая вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм - так называемая тератология, геометрических и растительных - арабески).













Войлочный ковер - "сырмак" (фрагмент). Казахстан.
Литература: Н. Ф. Лоренц, Орнамент всех времен и стилей, в. 1-10, СПБ, 1898-99; Е. В. Кильчевская, От изобразительности к орнаменту, М., 1968; Т. М. Соколова, Орнамент - почерк эпохи, Л., 1972; Meyer P., Das Ornament in der Kunstgeschichte, Z., 1944; Evans J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert H. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957; Ornamente, (Bd) 1, Mьnch., 1981; Peesch R., Ornamentik der Volkskunst in Europa, Lpz., 1981.