Ставим спектакль с детьми. Устраиваем домашний театр своими руками. Что это такое

Поставить самим спектакль — это не только весело, но еще и модно. По всей стране идет настоящий бум любительских театров, и это подтверждают все новые фестивали и конкурсы, проходящие во всех уголках страны. Актерские школы для взрослых переполнены. С чем это связано? Устав от страшилок по телевизору и плохих новостей, все больше умных энергичных людей обращаются к искусству, которое уже много веков помогает сохранять свежий взгляд на жизнь, — к театру.

Говорят, что театр затягивает посильнее любого наркотика. С этим наверняка согласятся многочисленные участники Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», который в этом году собрал около ста талантливых семей. Все они заражены домашним театром и отдают ему все свободное время.

Впереди — длинные зимние каникулы, за время которых можно поставить и показать друзьям и родным даже не один спектакль, а несколько. А о том, как лучше это сделать, мы спросили профессионалов — основателей и руководителей Театрального дома «Домашний театр» режиссера Арсения Эпельбаума и актрису Ольгу Зейгер.

Чем домашний театр лучше профессионального?

Во-первых , в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.

Во-вторых , спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.

В-третьих , у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами. В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.

Как выбирать пьесу для спектакля?

Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира»! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено.

Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!» — то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.

Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете.

Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.

Как писать сценарий?

1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По‑настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают. 2. Разбейте пьесу на несколько самых важных, узнаваемых сцен. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего. 3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника. 4. Найдите музыку . Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов.

Как репетировать?

Прежде всего должен быть один человек, который все готовит. Должен быть главный режиссер, кто точно знает, когда спектакль будет готов и как он будет выглядеть.

Этот человек может без лишней суеты приготовить все заранее, например, мама подходит к ребенку и говорит: «Можешь мне нарисовать замок принца, череп, шпагу…» Ребенку интересно и не трудно минут двадцать порисовать, а у мамы уже есть декорации для бумажного театра.

Затем мама (которая чаще всего и бывает главным режиссером) идет к папе и как бы невзначай просит его найти в Интернете какую-нибудь торжественную музыку, что-нибудь патетическое. Папа через пять минут это находит, записывает — и вот готов саундтрек спектакля.

И совершенно необязательно всех накручивать. А уж после того как все подобрано, подготовлено, музыка записана и реквизит сделан, главный режиссер принимает решение всех собрать и «одним рывком» сделать спектакль.

Как сделать сцену и зрительный зал?

Мы играем в театр. И чем больше будет атрибутики академического театра, тем лучше это будет выглядеть и тем веселее будет всем. Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале. Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).

Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды. И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!

Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень раду тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.

Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь».

Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей.

Семья Озолиных Маргарита, Андрей, Илья

Маргарита и Андрей давно и серьезно увлечены театром. Маргарита в детстве занималась в знаменитой театральной студии ДК «ЗИЛ» и даже пробовала поступать в театральный институт на актерское отделение. А когда не получилось стать актрисой, пришла в профессию культорганизатора. Андрей по профессии инженер. Он пришел в ту же студию, но уже позже, во время учебы в техническом институте. Со временем Андрей получил второе образование — драматурга, стал писать пьесы, некоторые из которых уже поставлены в российских театрах. Теперь они вместе работают методистами в культурном центре «Южный» (ДК «АМО ЗИЛ») и надеются воплотить в жизнь проект «Театр для всех», в котором хотят дать шанс реализовать способности непрофессиональных драматургов, актеров, режиссеров.

«Мы занялись постановкой семейного спектакля в основном из-за сына Ильи. Он мечтает стать киноартистом, вот мы и помогаем ему приближаться к своей мечте», — говорит Маргарита. В фестивале семейных театров Озолины участвуют второй год. В прошлом году они дошли до финала со спектаклем по сказке Джанни Родари, а в этом — стали победителями.

Для постановки Озолины выбрали малоизвестную сказку Острида Пройслера «Разбойник» и написали по ней пьесу «Ничего тут не поделаешь, такие уж мы есть». Главные герои этой сказки — персонажи из немецкого фольклора Каспель и Сеппель (аналоги нашего Петрушки). Их играют Маргарита и Илья. Андрей исполняет роль полицейского и вора в одном лице. Самое сложное, по их словам, было уложиться в 10 минут, а это являлось одним из обязательных условий выступления на фестивале. «У нас получилась политическая сатира на злобу дня, — говорит Андрей, — про полицейского, который одновременно был разбойником, и весь спектакль сам себя ловил. Тема эта сейчас острая, поэтому зрители принимали наш спектакль очень хорошо». Репетировали они спектакль 3 недели. Больше всего боялись, что Илья растеряется на сцене, но он показал себя как настоящий артист и не забыл ни одного слова.

Семья Дороховых Анатолий Дмитриевич, Тамара Павловна, их дети Наталья и Павел, невестка Ирина, внуки Максим и Антон


Эта большая, веселая и очень дружная семья все время живет играючи. Спектакль на фестивале семейных театров — всего лишь один из эпизодов их творческой жизни. Душа и мотор семьи — старшее поколение, Тамара Павловна и Анатолий Дмитриевич. Она — бывший преподаватель-историк, он — в прошлом электромеханик. Уехав несколько лет назад из города и став увлеченными фермерами, они все время собирают в своем доме родных, друзей, соседей. На Новый год у них — праздники с Дедом Морозом, собственный каток на пруду, на Пасху — гулянья с масками и костюмами. Да и так, без повода, собираются друзья — прочитать новые стихи, послушать, как поют Тамара Павловна и дочь Наташа, отметить дни рождения…

А на юбилей Тамары Павловны любящий муж подарил ей… театр! Он построил небольшое здание из стекла на берегу пруда, так что теперь для их спектаклей и концертов всегда есть настоящие сцена и зрительный зал.

На фестивале семья показала спектакль по трем басням Крылова — «Стрекоза и муравей», «Квартет» и «Обоз», в котором приняла участие вся семья. Анатолий Дмитриевич собственноручно сделал все декорации — целый месяц придумывал, выпиливал, красил. Тамара Павловна писала сценарий (она всю жизнь пишет и прозу, и стихи), шила костюмы и собирала всех на репетиции. «Самый талантливый артист у нас — это Максим, мой младший внук, — утверждает она. — Он просто прирожденный актер!» Семью объединяет театр

Мнение эксперта Владимир Науменко, актер, директор Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом» По ходу работы над спектаклем люди имеют возможность другого взгляда и на себя, на свои достоинства и недостатки, на отношения внутри семьи. Ведь театр обладает способностью увеличительного стекла — он укрупняет и плохое, и хорошее. Кроме того, с помощью театра родители воспитывают своих детей. Причем средствами весьма экономичными: ведь ребенок знакомится и с драматургией, и с литературой, и с музыкой, и со сценическим движением (а любое движение на сцене становится сценическим).

А еще театральное творчество объединяет семью, ведь у них появляются причины для того, чтобы собраться вместе — причем собраться не для того, чтобы поесть и выпить, а для выполнения общего дела. Именно поэтому девизом нашего фестиваля стали слова «Счастливы быть вместе».

В семейном театре главным становится не мастерство, а отношения артистов, их умение поддерживать друг друга. С другой стороны, тот контакт, который возникает на сцене, потом перемещается и в каждодневные отношения, меняя их и делая лучше. И в этом смысле театр дополняет жизнь, а жизнь — театр.

Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной ко-манды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Театр теней

От 3 до 5 участников

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

От 1 до 15 участников

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч-ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ-цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от-странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет-ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом.

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав-ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи-сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо-нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти-метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава-рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо-нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников.

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов-ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску-чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано-вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу-магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло-фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под-бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро-игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ-чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан-ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре-лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7-15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто-ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен-ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир-мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.


Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при-меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля-деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня-ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же - сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы . Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен-тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы - отвечающими современным проблемам. .

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при-ме-ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер-шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви-гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию.

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год

Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.



Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра - это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром - Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо-нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю-ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол-шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она...» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): «Влюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про-сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва-ние пере-ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка » и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

  • Анастасия Букреева. «Ганди молчал по субботам » 10 действующих лиц
  • Ирина Васьковская. «Бог ездит на велосипеде » 8 действующих лиц
  • Иван Вырыпаев. «Чему я научился у змеи » Монопьеса
  • Вадим Климовский. «Митина война » 8 действующих лиц
  • Маша Конторович. «Мама, мне оторвало руку » 12 действующих лиц
  • Серафима Орлова. «Аста » 10 действующих лиц
  • Дана Сидерос. «Всем кого касается » 13 действующих лиц
  • Юлия Тупикина. «Вдох-выдох » 6 действующих лиц

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ-чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу-лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча-стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль-ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти-воре-чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка» , 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель-ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети-ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь-ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали-стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы-вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе-сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне-ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж-дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со-средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве-дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят-но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга-ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер-нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо-нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети .

Любите ли вы с малышом сказки и интересные истории? А собираться и проводить время всей семьей? Хочется ли вам устроить себе небольшой праздник посреди будней? Тогда самое время для домашнего театра! Организовать спектакль не так уж сложно и само по себе может стать увлекательной игрой. Сегодня мы подробно расскажем, как это сделать, и предложим несколько чудесных идей, чтобы вы зарядились вдохновением.

День спектакля — очень волнительный и наполненный приятными хлопотами для всей семьи. В подготовке будет интересно поучаствовать всем от мала до велика: папе можно доверить конструирование сцены, а старшим детям наверняка захочется нарисовать афишу и получить какую-нибудь роль.

В театр очень здорово играть в пасмурный и дождливый день, когда на улицу идти не охота и хочется провести время дома весело, интересно и с пользой. Хотя в погожий день на даче можно устроить спектакль и на свежем воздухе. И это отличное развлечение в дни праздников, когда к вам приходят в гости другие семьи с ребятишками.

Выберите все вместе, какой спектакль будете ставить. Лучше выбирать сюжеты несложные, хорошо знакомые и интересные малышу. Например, хорошо подойдут народные сказки («Колобок», «Теремок», «Репка»), истории и стихи из любимых книжек ребенка.

Очень важная и увлекательная часть подготовки, которая сама по себе может стать развивающей игрой — это рисование афиши и билетов. Билетики — это просто небольшие листочки бумаги, на которых написано «Билет». Поручите ребенку разнести билеты зрителям, для него это будет почетная обязанность. Афишу можно нарисовать небольшую на листе А4, так и на бумаге форматом побольше, тогда основную часть рисуют взрослые и старшие ребята. Обязательно напишите название крупными буквами. Можно нарисовать героев или сценку из сказки, указать имена актеров.

Актеры тем временем могут готовиться, вспоминать сказку, а взрослые придут им на помощь. Как помочь малышу запоминать несложные стихотворения, мы уже писали раньше.

Оформляем сцену

Подготовить сцену для домашнего театра своими руками — очень ответственное и творческое занятие, которое потребует времени, и его лучше запланировать на один из дней перед спектаклем. Все ваши усилия непременно оправдаются, ведь красивая и сделанная с душой сцена пригодится вам для игр еще не раз.

Можно сделать сцену из коробки — как большой из-под бытовой техники, так и небольшой, например из-под посуды или игрушек, тогда у вас получится мини-театр. Украсьте сцену на ваш с малышом вкус, соорудите занавес. Можно подготовить задник и декорации специально для спектакля. Вот несколько идей, как это можно сделать.


Еще более простой вариант — занавес в дверном проеме, особенно, если вы умеете шить.

Или же можно просто накрыть покрывалом пару стульев или столик — вот и сцена готова!

Мастерим куколок-актеров

Еще одна интересная и очень простая в исполнении идея — нарисовать личики или мордочки на пластиковых ложках.



Многим малышам нравятся пальчиковые куклы. Играя с ними, мы к тому же тренируем мелкую моторику. Мамы-мастерицы могут сшить или связать таких куколок. А можно за пару минут вырезать их из обычных хозяйственных перчаток или просто нарисовать рожицы на пальцах.


Домашний театр теней

Спектакль теневого театра — это всегда особенное таинство. А между тем добавить в вашу жизнь немного волшебства не так уж сложно. Сначала нам потребуется смастерить экран. Для этого пригодится крышка от коробки (например, обувной), в стенке которой мы вырезаем окошко и приклеиваем поверх лист бумаги (обычной офисной или кальки). Кроме того, можно использовать в качестве ширму белую ткань в дверном проеме. Фигурки для театра теней вырезаем из картона. Вы можете сами их нарисовать, распечатать шаблоны из интернета или купить готовые . Картонную фигурку нужно будет прикрепить на палочку, например, от «Чупа-чупса».

Также тени зверей можно получить с помощью рук. В солнечный день или в темной комнате с включенной настольной лампой покажите малышу, как это делается. И это тоже отличный способ размять пальчики.

Ну вот и все, приготовления окончены, гости на местах, гаснет свет, а сцена подсвечена настольной лампой. Поддержите маленького кукловода, ведь он очень волнуется в этот момент. И будьте готовы взять большую часть спектакля на себя. Если ребенок где-то запнулся, помогите, подхватите. Сам спектакль может быть совсем коротеньким, на несколько минут. В любом случае родные будут в восторге и не поскупятся на похвалы и аплодисменты, ведь все отлично справились!

Полина Кондратюк

Кубики Зайцева, игры Никитина, шнуровки - все эти слова хорошо знакомы мамам. Современное общество очень сильно увлеклось ранним развитием детей . Кажется, что каждый год появляются какие-то новые методики, которые сразу же начинают применять заботливые мамы, а бабушки лишь разводят руками, удивляясь как они смогли вырастить своих детей без всех этих умных методов.

Но неужели раньше не было способов развития малышей? Конечно же были! Более того, некоторые из них и сейчас очень популярны. Один из таких методов — кукольный театр . Он помогает не только развить различные навыки у ребенка, но и позволяет взрослым вновь заглянуть в такую желанную страну детства.

Чем полезен кукольный театр для детей?

Кукольное представление - захватывающее, яркое зрелище, позволяющее зрителям и участникам перенестись в сказочную страну. Но помимо того, что такое мероприятие приносит радость и удовольствие, кукольный театр поможет также:

1. Развить память и воображение. Готовясь к своей роли, малыш слушает, запоминает и повторяет слова своего героя, что способствует тренировке памяти. В дальнейшем он научится не только запоминать, но и придумывать и строить свои правильные предложения. А там, может, и придумает свой собственный сценарий.

2. Развить моторику рук. Беря куклу в руки, ребенок начинает ее ощупывать, примерять, что способствует развитию мелкой моторики рук. А управляя своим героем, приводя его в движение, ребенок учится контролировать и свои действия.

3. Понять, что такое хорошо, и что такое плохо. Сказка ложь, да в ней намек…С помощью сказки можно не только развлечь ребенка, но и объяснить ему какие поступки хорошие, а какие плохие.

4. Научить навыкам общения. В процессе игры малыш общается с другими детьми и учится с ними сотрудничать - не отбирать игрушки, не выкрикивать свои слова первым.

5. Побороть стеснительность. Войдя во вкус игры малыш сможет почувствовать себя настоящим маленьким актером, выступающим на своей импровизированной сцене, что, несомненно, научит его и в дальнейшим быть более уверенным в себе.

6. Получить радость от общения с близкими. Время проведенное с родителями - самое ценное для ребенка, а если это время проходит так увлекательно - это интересней втройне.

Как организовать детский кукольный театр в домашних условиях

Решив организовать кукольное представление у себя дома, нужно определиться со следующими вещами: где играть и чем играть.

Место проведения для домашнего театра кукол

Удобство кукольного театра заключается в том, что в него можно играть везде. Даже если квартира совсем маленькая, всегда можно найти место, где можно поимпровизировать с куклами. Это может быть:

— Любая плоская поверхность - стол, стул, пол. Такой театр больше подойдет для совсем маленьких деток, когда родитель берет любую игрушку и оживляет ее своими руками и словами.

— Картонный ящик. Взяв такой ящик и вырезав одну из стенок, можно получить замечательную сцену. А если еще проделать дырочки и повесить на проволочке ткань, то получится настоящий занавес.

— Готовый кукольный театр. Сегодня в магазине игрушек можно найти уже готовую ширму для кукольных представлений. Причем бывают они разных размеров: от самых маленьких, помещающихся на столе, до больших, занимающих полкомнаты.

Выбор героев для театрального представления

Определившись с местом проведения, нужно «нанять актеров».

Выбор игрушек для кукольного театра очень велик, это могут быть:

— Повседневные игрушки ребенка . Любимая кукла Маша, плюшевый медвежонок и даже трактор - все это может быть задействовано в кукольном представлении. Хорошо, если у кукол будет несколько нарядов, которые можно будет менять в течении представления.

— Подручные материалы. В волшебных сказках все оживает, а значит, их персонажами может быть все что угодно: веточки, шишки, листочки, каштаны - главное, проявить фантазию. Получится такой себе эко-театр.

— Куклы-перчатки. Это, пожалуй, самые популярные актеры кукольных представлений. Надев на руку такую перчатку, можно оживить лягушонка, медвежонка и даже дракона. Приобрести их можно в магазинах, а можно сделать и самим - в интернете можно найти массу инструкций по пошиву таких кукол.

— Пальчиковые куклы. Такие куклы предназначены для мини-театра. Они очень удобны для маленьких пальчиков, даже самым маленьким начинающим актерам не составит труда ими управлять.

— Куклы на палочках. Подходят для верхового театра, когда кукловоды скрыты за ширмой. Такие куклы делаются, в основном, своими руками. К основе из бумаги или дерева (а можно взять и пальчиковую куклу) прикрепляется палочка, с помощью которой и управляют будущим персонажем.

— Марионетки. Самые интересные и сложные куклы. Дергая за нити, которые прикреплены к рукам, ногам и голове куклы, кукловод приводит ее в движение. Но чтобы научиться управлять таким персонажем, нужно время и ловкость. Подойдет для детей от 4-5 лет и взрослых.

Создать свой домашний кукольный театр совершенно несложно, нужно только проявить фантазию и воображение. И обязательно стоит подключать к этому увлекательному делу детей - делая вместе игрушки и сцену, можно не только с интересом провести вместе время, но и приучить малыша к творчеству и самостоятельности. И так замечательно будет потом сказать: «Внимание, занавес!»

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить малыша. Домашний театр — это отличный способ речевого, эмоционального, творческого развития. И самое главное — это совместная деятельность, которая объединяет всех членов семьи. Ролей хватит всем!

Организация домашнего театра не требует больших финансовых затрат, многое можно изготовить из подручных материалов своими руками. Будьте готовы лишь пожертвовать своим временем. Но оно того стоит, поверьте! Горящие глаза ребенка, буря эмоций, бесценный опыт, забавные фотографии в семейном архиве, аплодисменты зрителей — это далеко не весь перечень будущих «дивидендов».

Прячась за куклами, вживаясь в образы героев, дети часто говорят то, что не сказали бы в обычной жизни. Играя в театре, ребенок проигрывает то, что его волнует в данный момент, от имени сказочного персонажа рассказывает собственные проблемы, переживания, страхи. Постановка спектаклей помогает усовершенствовать навыки общения, развивает выразительность речи и умение формулировать свои мысли.

Давайте рассмотрим, каким может быть домашний театр, из чего и как можно сделать кукол.

Как сделать кукол для театра

В продаже очень много всевозможных пальчиковых кукол, кукол-перчаток. Мы расскажем о куклах, которые легко можно сделать самим, в домашних условиях. Иногда для этого вовсе не обязательно уметь шить.

Вам не понадобится изготавливать много кукол. Серый волк, лиса, медведь, заяц и другие «ходовые» герои могут участвовать в огромном количестве сказок.

Пальчиковые куклы для домашнего театра


live-and-learn.ru

Знакомить малышей с театром можно с самого раннего возраста. Роли главных актеров сыграют наши пальцы. Их нужно только слегка принарядить. Со временем карапуз и сам будет разыгрывать коротенькие сценки.


detskij-dvorik.ru

Кукол для домашнего театра можно связать ключком.


natalytkachenko.ru


nhpko.ru

Пальчиковых кукол можно пошить из обрезков флиса, фетра или ярких х/б и трикотажных тканей.


cs1.livemaster.ru


cs5.livemaster.ru

Пальчиковых кукол можно сделать из бумаги в технике оригами.

ejka.ru

Специальные развертки позволяют сделать фигурки посложнее.

Куклы-топотушки

Интересны и просты в изготовлении куклы-топотушки. Подойдет плотный картон. Получается настоящая шагающая кукла!

olgagre.ru


olgagre.ru


mamadelki.ru

Любая плоская картинка с двумя отверстиями для указательного и среднего пальцев в считанные минуты станет талантливым актером вашего домашнего театра, сможет смешно шагать, прыгать и бегать.

Перчаточные куклы для театра


belzo.ru

В ход пойдут перчатки-потеряшки, носки без пары, варежки, остатки ткани, фетра, пряжа и др.

kubirubi.livejournal.com


iledebeaute.ru

Носок может превратиться в кого угодно, если пришить глазки, чубчик и прочие недостающие детали образа.


st.stranamam.ru

Если кукла сделана таким образом, что может открывать рот — это здорово! Персонаж, говорящий и правдоподобно шевелящий губами (ртом), способен на многое.

ic.pics.livejournal.com

Простая выкройка в виде прихватки. На лицевой стороне нарисовать героев.

Вязаные куклы в виде рукавички.


liveinternet.ru


cs5.livemaster.ru


www.toysew.ru


livemaster.ru

Перчаточных кукол можно сделать из сломанных игрушек. Достаточно прикрепить голову к чехлу-перчатке. Отлично подходят головы от резиновых игрушек.

Куклу на руку можно не только пошить, но и свалять из шерсти.

Марионетки

st.stranamam.ru

Управлять марионеткой нужно научиться. Тут важна координация и сноровка.

www.toysew.ru

Сделать куклу можно из клубочков, крупных бусин, куска ткани. Обязательно крестовина и леска.

tehnologi.su

Куклы на палочке

www.nevworker.ru

Куклы из одноразовых ложек. Быстро — и держать удобно!


rusbatya.ru

В качестве держателей можно использовать деревянные шпажки или палочки от мороженого.


www.emeraldday.com


zaitseva-toys.ru


www.lapsik.ru

Куклы на подставках

Вырезать героев для домашнего театра можно из журналов или сделать фигурки самостоятельно. Обязательно наклеить на плотный картон и сделать подставки.


ezhikezhik.ru


brestcity.com

Театр теней

pumbr.ru

Домашний театр теней устроить несложно – в качестве экрана подойдет белая простыня, а вместо проектора можно взять обычную настольную лампу.

Придумывать и показывать героев можно и при помощи рук.

puppentheater.ru

Фланелеграф

Сделать фланелеграф просто – кусок фанеры или дощечка обтягивается однотонной фланелью. Персонажи наклеиваются на плотный картон (можно вырезайте картинки из журналов или скачать из Интернета). С обратной стороны приклеивается бархатная бумага или швейная «липучка».

3.bp.blogspot.com

Пусть сказка оживет!

Уважаемые читатели! Есть ли у вас опыт организации домашнего театра? Возможно, вы присутствовали на постановках, которые организовывали ваши знакомые мамы и папы со своими детьми? Может умеете делать декорации и кукол для театра? Расскажите в комментариях об этом.