Рисунок черномора из сказки руслан и людмила. Рисование по воображению. Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка­ марша - это не только аккомпа­немент нашим шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает му­зыка­ - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, кото­рые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и бо­рода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

краткое содержание других презентаций

«Рисование фигуры человека» - Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и т.д. у всех людей разная. Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Форма носа. Голова. Вертикальная линия - это ось симметрии. Глазницы, скулы, контур лица. Часть от линии глаз до подбородка делим на два. Заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья. Черты лица у всех разные. Как рисовать лицо в профиль и пол-оборота.

«Художники-портретисты» - Портрет есть во всех видах изо искусства. Цели и задачи. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Григорий Кириллович. Крамской И.Н. Скульптурный портрет. Брюллов Карл Павлович. Что такое портрет. Портрет. Серов Валентин Александрович. Кипренский Орест Адамович. Репин Илья Ефимович. Тропинин Василий Андреевич. Русские художники-портретисты.

«Карикатура» - Сатирические образы. Народная (фольклорная) картинка. Приемы создания сатирических образов. Гротескный реализм в живописи. Разновидности. Иллюстрации Т.Мавриной. Юмористический рисунок. Немецкий стервятник. Чаепитие в Мытищах. Карикатура может быть юмористической или сатирической. Юмористический или сатирический портрет. Шарж на Игоря Ильинского. Художник-иллюстратор. Черт и Солоха. Юмористический или сатирический рисунок.

«Осенняя ветка» - Ветка липы. Осенняя ветка. Осень. Отпылало лето. Трафареты для листьев. Гербарий. Листья в поле пожелтели. Капустная синяя свежесть. Цветок. Лиловые флоксы. Лист. Последовательность рисования ветки. Ветви. Осенний лист. Ветка. Осенний романс. Осенние ветры. Листья.

«Виды изо» - Виды скульптур. Архитектура. Медиаурок по изобразительному искусству. Графика. Искусство- это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Виды декоративно-прикладного искусства. Виды изобразительного искусства. Круглая скульптура. К какому виду искусства принадлежит рельеф. Пространственно – временные виды искусств. Пластические виды искусств. Виды живописи. Живопись.

«Виды пейзажа» - Морской пейзаж. Корабельная роща. Картины Ивана Ивановича Шишкина. Пейзаж настроения. Научить различать виды пейзажа. Урок рисования. Многообразие природы. Характер пейзажа. Индустриальный пейзаж. Героический пейзаж. Дорога в лесу. Образ свободы. Анализ работ. Пейзаж. Небесный бой. Радуга. Исторический пейзаж. А. М. Васнецов. Сельский пейзаж. Проселок. Озеро. Водный партер в Версальском парке. Пейзаж с руинами.

Тема. "Рисование по воображению, зрительным и слуховым впечатлениям от иллюстраций к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" (волшебник Черномор)".

Цели. Формировать у учащихся творческую фантазию, воображение; познакомить с фрагментами из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", отрывком из одноименной оперы М.И. Глинки "Марш Черномора"; закреплять графические умения и навыки; познакомить с профессией художника-иллюстратора и значением его труда.

Оборудование. Магнитофон, записи пения птиц, фрагмента из оперы Глинки "Руслан и Людмила", рисунки с изображениями дуба, цепи, кота, русалки, Бабы Яги; портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки; разные издания поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"; принадлежности для рисования.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку?

II. Повторение пройденного материала

Звучит запись пения птиц.

У. Представьте себе, что мы с вами попали в лес. Опишите, что вы услышали?

Дети. Поют птицы, прекрасная теплая погода, светит солнце.

У. Молодцы! И вот мы вдруг оказываемся на лесной полянке, а там растет огромный волшебный дуб.

Учитель открывает на доске изображение дуба.

– А похож ли этот дуб на волшебный?

Д. Не очень похож.

У. Чего не хватает, чтобы можно было назвать его волшебным?

Д. Сказочных персонажей: кота, русалки, Бабы Яги.

У. Хорошо. Давайте посадим на дуб русалочку, повесим цепь и прикрепим к ней кота.

Учитель прикрепляет на рисунок дуба перечисленные предметы.

– Теперь можно сказать, что дуб волшебный?

Д. Да.

У. Посмотрите на него внимательно и вспомните, какой писатель рассказал нам об этом дубе?

Д. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель вывешивает на доску портрет А.С. Пушкина.

У. Кто помнит стихи Пушкина об этом дубе?

Ученик читает отрывок:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...

– Из какого произведения Пушкина этот отрывок?

Д. Этот отрывок из поэмы "Руслан и Людмила".

У. Кто скажет, почему эта поэма – сказка?

Д. Там много волшебства, есть существа, которых нет в реальной жизни...

У. В лесу подул ветерок, и один листик оторвался от веточки. Давайте посмотрим, может, листик тоже волшебный, как и дуб?

Один ученик снимает листик и читает строчки из поэмы "Руслан и Людмила":

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря.

У. А из какого произведения эти строчки?

Д. Из поэмы "Руслан и Людмила".

У. О каком колдуне идет речь?

Д. О Черноморе.

У. А о каком богатыре?

Д. О Руслане.

III. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня на уроке мы поговорим о поэме-сказке А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Кто читал это произведение? Кто смотрел художественный фильм?

Ответы детей.

– Я напомню вам начало сказки. Вступление мы уже прочитали, а дальше события разворачиваются так.
Киевский князь Владимир выдает свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла! Это злой волшебник Черномор похитил ее и унес в свой заколдованный замок.
Ребята, а каким вы представляете себе Черномора?

Д. Злой, маленький, бородатый...

У. А теперь послушайте, как его описал Александр Сергеевич Пушкин.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

С помощью чего Пушкин нарисовал нам портрет Черномора?

Д. С помощью слов.

У. А вот замечательный русский композитор Михаил Иванович Глинка (открывается портрет на доске ) написал на сюжет этой поэмы-сказки оперу. Кто знает, что такое опера?

Д. Это музыкально-театральное произведение, где артисты поют.

У. Давайте теперь послушаем отрывок из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила", который называется "Марш Черномора".

Учитель включает магнитофон с записью "Марша Черномора".

– Итак, уродливый карлик с длинной бородой хочет понравиться Людмиле: он наряжается в богатые одежды и идет к ней, окруженный толпой слуг. Повсюду играют трубы, возвещая приближение хозяина замка. Музыка здесь резкая, жесткая, отрывистая. Затем слышатся тихие, трепещущие звуки. Они поднимаются все выше и выше и замирают наверху.
Вторая часть марша звучит светло и легко. В оркестре нежно и звонко играют колокольчики. Их звучание придает музыке волшебный, сказочный характер. Видимо, это великолепный замок Черномора, полный дивных чудес и сияния драгоценных камней, которыми он щедро украшен.
Понравилась вам музыка? Каким вы представили себе Черномора?

Д. Важный, гордый, но трусливый.

У. С помощью чего Глинка нарисовал его портрет?

Д. С помощью звуков.

У. С помощью чего мы сможем изобразить Черномора на нашем уроке рисования?

Д. С помощью красок.

У. Значит, в роли кого мы будем сейчас выступать?

Д. В роли художников.

У. Как вы думаете, во что должен быть одет волшебник Черномор?

Д. В мантию или халат с блестками, на голове высокий колпак, в руках волшебная палочка, посох.

Показ иллюстраций из книг.

У. Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание. Давайте представим себе на минутку, что из этой книги исчезли все иллюстрации. Как однообразно, скучно, невыразительно будет выглядеть такая книга! Оформление книги – дело сложное, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль принадлежит художнику-иллюстратору, который делает рисунки для книги.

IV. Творческая работа учащихся

У. Вот сейчас вам, как настоящим художникам, предстоит трудная работа. Вы должны нарисовать, как представляете себе злого волшебника Черномора. Считайте, что лучшие работы будут использоваться для иллюстраций к поэме-сказке А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Рисунок сначала выполняйте в карандаше легкими штрихами, а затем аккуратно красками. Не забудьте приготовить краски к работе. Самые интересные работы мы поместим на выставку. Приступайте.

Дети выполняют задание.

V. Проверка и оценка работ

У. Трудно ли было выступать в роли художников?

Дети высказываются.

– Кто из вас захотел стать художником-иллюстратором, который создает книжные иллюстрации? Кому из вас понравился свой рисунок?

Дети отвечают.

– Может быть, кто-то из вас захотел нарисовать Черномора по-другому? Вы это можете сделать дома и показать свой рисунок в классе.

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать сказку Пушкина, как нарисовать сказку о царе Салтане карандашом поэтапно. Нарисуем 2 иллюстрации к сказке. Сказка о царе Салтане — это сказка, по которой есть много мультфильмов и фильмов. Она довольно длинная, о том, что царь встретил царицу, родила она ему сына, когда он был на войне и отослала ему гонца, чтоб он обрадовался. Однако завистники послали другого гонца и в письме было написано, что родила царица не то сына, не то дочь, не то невиданную зверюшку. Царь поверил и разозлился. Послал с ответом другого гонца. Однако те же завистники, послали своего и сказали, чтоб царевну с ребенком поместили в бочку и бросили в океан. Вот этот эпизод мы будем рисовать. Потом еще нарисуем второй эпизод, где говорится о белке, которая живет в хрустальном замке и шкарлупа от орех золотая.

Итак, начнем с белки и закончим океаном с бочкой, где сидит Царевна и сынок, который растет не по дням, а по часам.

Вот скриншот с советского мультфильма, однако мы всю картину не будем рисовать.

Нарисуйте вот такой домик, чтоб было ровненько используйте линейку. Т.е. рисуем прямоугольник, сверху него треугольник, по бокам дополняем по прямоугольнику. Дальше на внешней стороне отделяем колонны, рисуем вход и вместо лестницы будет просто спуск, на верхнем отделении будет сидеть белка.

Вот готовый рисунок хрустального замка с белочкой по сказке Пушкина «Сказка о царе Салатане».

Теперь рисуем эпизод. когда бочка плывет по морю, а там находятся Царевна и сын Царевич.

С правой стороны листа рисуем волны.

Потом бочку.

Детализируем бочку, и проводим линию, т.к. часть бочки находится в воде.

Рисуем волну, просто кривизной изображайте ее.

Стираем часть бочки под волной и дорисовываем брызги, горизонт, волну слева.

Теперь можно закрасить.

Можете использовать краски акварель или гуашь.