Где родился вивальди страна. Биографии, истории, факты, фотографии. Достижения Антонио Вивальди

Биография

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века , утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso ). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста .

Музыкальные фрагменты

Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
  • Весна. Часть 1 Аллегро (info)
  • Весна. Часть 2 Ларго (info)
  • Весна. Часть 3 Аллегро (info)
  • Лето. Часть 1 Аллегро нон мольто (info)
  • Лето. Часть 2 Адажио (info)
  • Лето. Часть 3 Престо (info)
  • Осень. Часть 1 Аллегро (info)
  • Осень. Часть 2 Аллегро мольто (info)
  • Осень. Часть 3 Аллегро (info)
  • Зима. Часть 1 Аллегро нон мольто (info)
  • Зима. Часть 2 Ларго (info)
  • Зима. Часть 3 Аллегро (info)

Литература

  • Боккарди В. Вивальди = Vivaldia. - М.: Молодая гвардия, 2007. - С. 272. - ISBN 978-5-235-03014-5

Ссылки

  • Произведения Вивальди на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
  • Проект «Anima Veneziana». Издание биографии Вивальди на русском языке и каталога произведений
  • Антонио Вивальди: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вивальди" в других словарях:

    - (Антонио Vivaldi) итальянский скрипач и композитор, род. вВенеции во второй половине XVII ст., умер в 1743 г., был аббатом идиректором консерватории в Венеции. В. был так предан музыке, чтооднажды во время богослужения оставил алтарь с целью… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Запрос «Вивальди» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Антонио Вивальди Полное имя Antonio Lucio Vivaldi Дата рождения 4 марта 1678 Место рождения Венеция … Википедия

    - (Vivaldi) Антонио (4 III 1678 (?) Венеция 28 VII 1741, Вена) итал. композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился у своего отца Джованни Баттисты В. скрипача капеллы собора св. Марка в Венеции и, по видимому, у Дж. Легренци. Рано… … Музыкальная энциклопедия

    ВИВАЛЬДИ - (Антонио В. (1678 1741) – итал. композитор) Не на листопадовом асфальте Будешь долго ждать. Мы с тобой в Адажио Вивальди Встретимся опять. Ахм963 (233.1) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    - (Vivaldi) Антонио (4.3.1678, Венеция, похоронен 28.7.1741, Вена), итальянский композитор, скрипач, педагог. Учился у Дж. Легренци (композиция) и своего отца Джованни Баттисты (скрипка). С 1714 руководил оркестром и хором консерватории… … Большая советская энциклопедия

    - (Антонио Vivaldi) итальянский скрипач и композитор; род. в Венеции во второй половине XVII столетия, умер в 1743 г.; был аббатом и директором консерватории в Венеции. В. был так предан музыке, что однажды во время богослужения оставил алтарь с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вивальди А. - ВИВÁЛЬДИ (Vivaldi) Антонио (1678–1741), итал. композитор, скрипач виртуоз. Создатель жанров сольного инстр. концерта (228 – для скрипки) и, наряду с А. Корелли, – кончерто гроссо (всего – 49). Его цикл Времена года (1725)… … Биографический словарь

Дата рождения: 4 марта 1678 года
Дата смерти: 28 июля 1741 года
Место рождения: Венецианская республика

Антонио Вивальди - гениальный композитор. Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), являлся признанным в Италии исполнителем на скрипке. Так же известен как композитор, преподаватель, дирижёр. Имел духовный сан. Пик известности Антонио пришелся на период с 1713 по 1718 год, когда было написано не менее восьми опер.

Антонио впервые увидел свет в марте 1678 года, и сразу стал гражданином Венецианской республики. Его отец служил скрипачом в самом известном храме Венеции, и мальчику с детства была предуготовлена судьба, связанная с музыкой. Мальчик обучался у отца с десятилетнего возраста и даже иногда заменял его в соборе св. Марка. Мнения о других преподавателях игры на скрипке в настоящее время расходятся.

Пребывание в окружении духовенства и музыкантов привело к тому, что подросток решил стать священником. Он служил мессы, но занятие музыкой не прекращал. Успехи были столь значительны, что Антонио даже преподавал в одной из лучших музыкальных школ. Впоследствии стал руководителем, а так же дирижером оркестров.

Совмещать музыку и служение Антонио долго не смог. Это произошло по разным причинам – кто-то считает, что из-за слабого с детства здоровья, кто-то – что Антонио не мог всецело себя посвящать службе в храме.
С 1704 года Антонио поглощен сочинительством. Его сонаты для скрипки становятся все более известными. Венеция в те времена была известна своими международными связями – и известность молодого композитора разносится по всей Европе.

В 1713г. Вивальди берется за более крупные музыкальные формы, такие как оперы и оратории. За короткое время он пишет несколько опер, таких как «Роланд, мнимый безумец», «Коронация Дария». На венецианском карнавале зрители тепло принимают творения композитора. Наступает самый плодотворный период в его творчестве, после которого по некоторым источникам он отбывает в Мантую.

В Мантуе происходит судьбоносное знакомство композитора с исполнительницей оперных партий А. Жиро и её сестрой. Позже сестры постоянно проживали в доме Вивальди и часто были при нём во время длительных путешествий. Антонио всегда чрезвычайно почтительно отзывался о сестрах. Был благодарен Паолине, которая помогала ему в борьбе с астмой. Но духовенство не могло одобрить такое знакомство и всячески порицало дружбу композитора. Высшее духовенство запретило въезд творца в некоторые итальянские города.

После Мантуи, по свидетельству современников, Антонио отправился в столицу Италии, где с неизменным успехом представлял свои новые творения. Посетителям оперы так понравился своебразный стиль композитора, что его постановки пользовались неизменным аншлагом. Там же впервые были представлены «Четыре времени года». Именно это произведение чаще всего ассоциируется с именем композитора.

В 1740 г. Антонио отправляется в Вену. К сожалению, это было последнее путешествие из Италии. В Вене скончался Карл IV и разгорелась борьба за наследство. Заболев, композитор остается без средств к существованию и в конце концов умирает 28 июля 1741 г.

Достижения Антонио Вивальди:

Обогатил скрипичную музыку новым жанром одиночного инструментального концерта.
Написал девяносто четыре оперы.
Автор 500 концертов для разных видов инструментов. Впервые ввел духовые инструменты в состав оркестра. Еще при жизни его заслуги как композитора были признаны в Европе.

Даты из биографии Антонио Вивальди:

4 марта 1678 г. появился на свет в Венеции
1688 г. начал обучение игре на скрипке
1703 г. начал работать как преподаватель скрипки в музыкальной школе
1705 г. опубликованы несколько произведений композитора под названием «Опус 1»
1713 г. написал первое крупное произведение – оперу
1738 г. получает запрет на въезд во Флоренцию за греховное поведение
1735 г. работает капельмейстером
1740 г. уезжает из Венеции навсегда
1741 г. 28 июля скончался в Вене

Интересные факты Антонио Вивальди:

Получил признание от соотечественников за возможность создать в трехдневный срок полноценную оперу.
Мог написать множество вариаций к одной музыкальной теме.
О композиторе никто не помнил без малого 200 лет. Лишь в начале ХХ века обнаружились рукописи с сочинениями Вивальди.
Антонио оказал значительное влияние на творчество более знаменитого его последователя – Баха.
Только 40 опер из 90 имеют полностью доказанное авторство Вивальди.
Самые знаменитые четыре концерта из цикла скрипичных концертов имеют правильное название «Четыре времени года».
Имеется всего один цветной портрет художника. То, что там изображен именно Антонио Вивальди, до сих пор достоверно не подтверждено.
Имел редко встречающийся у венецианцев медный оттенок волос.
Именем композитора назван кратер на одной из планет Солнечной системы.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.

Главным учителем Вивальди был, вероятно, его отец Джованни Баттиста, который в 1685 году был Short biography Vasily Ivanovich Bazhenovтренировался для священства. Его отличительные красноватые волосы позже заработали ему прозвище Иль Прете Россо («Красный священник»). Он сделал свое первое известное публичное выступление, играя рядом со своим отцом в базилике в качестве «сверхштатного» скрипача в 1696 году. Он стал отличным скрипачом, а в 1703 году он был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà, доме для подкидышей. Пьета, специализирующаяся на музыкальном обучении своих женских подопечных, и те, кто с музыкальной способностью, были отнесены к своему прекрасному хору и оркестру, чьи многократные выступления помогли поиску организации пожертвований и наследства.

Вскоре после его рукоположения в качестве священника Вивальди отказался от празднования мессы из-за хронического недуга, который, как считается, был бронхиальной астмой. Несмотря на это обстоятельство, он серьезно относился к своему светскому священнику и даже заслужил репутацию религиозного фанатика.

Самые ранние музыкальные композиции Вивальди относятся к его первым годам в Pietà. Печатные коллекции его трио-сонат и скрипичных сонат соответственно появились в 1705 и 1709 годах, а в 1711 году его первый и самый влиятельный набор концертов для скрипки и струнного оркестра (Opus 3, L"estro armonico) был опубликован издательской фирмой в Амстердаме Эстейн Роджер. В годы до 1719 года Роджер опубликовал еще три сборника своих концертов и один сборник сонат.

Вивальди добился больших успехов своей священной вокальной музыкой, за которую позже получил комиссии от других учреждений. Еще одна новая область его деятельности открылась в 1713 году, когда в Виченце была выпущена его первая опера «Оттона на вилле». Вернувшись в Венецию, Вивальди сразу погрузился в оперную деятельность в роли близнеца композитора и импресарио. С 1718 по 1720 год он работал в Мантуе в качестве директора светской музыки для губернатора этого города.

1720-е годы были зенитом карьеры Вивальди. Основанный еще раз в Венеции, но часто путешествующий в другом месте, он подавал инструментальную музыку покровителям и клиентам по всей Европе. В течение этого десятилетия он также получил многочисленные комиссии за оперы и возобновил свою деятельность в качестве импресарио в Венеции и других городах Италии.

В 1730-х годах карьера Вивальди постепенно снижалась. Французский путешественник Шарль де Бросес сообщил в 1739 году с сожалением, что его музыка уже не была модной. Импресариотические набеги Вивальди стали все больше отмечены неудачей. В 1740 году он отправился в Вену, но он заболел и не жил, чтобы посещать там свою оперу L"oracolo в Мессении в 1742 году. Простота его похорон 28 июля 1741 года свидетельствует о том, что он умер в значительной бедности.

После смерти Вивальди его огромная коллекция музыкальных манускриптов, состоящая в основном из автограф-оценок его собственных произведений, была связана с 27 большими объемами. Они были приобретены сначала венецианским библиофилом Якопо Соранцо, а затем графом Джакомо Дураццо, покровителем Кристофа Виллибальда Глюка. Открытые в 1920-е годы, эти рукописи сегодня составляют часть коллекций Фоа и Джордано Национальной библиотеки в Турине.

О Вивальди

Гений итальянской музыки Антонио Лучиано Вивальди написал огромное количество произведений. Автор около 90 оперных произведений, более 500 сольных концертов в сопровождении оркестра.

Родился музыкант в семье цирюльника в Венеции 4 марта 1678 года. Отец будущего композитора Джованни виртуозно музицировал на скрипке. Выросший в окружении скрипичной музыки Антонио с 10 лет подменял отца, игравшего в капелле Святого Марка.

С 25 лет Вивальди начал заниматься преподавательской деятельности в школе- приюте при монастыре. В его обязанности входило обучение девочек приюта музыке. Деятельность по обучению предполагало написания произведений для учащихся. В этот период жизни композитором написано более 60 произведений разной направленностью: концерты, оратории, вокальная музыка.

В 1705 году были опубликованы первые 12 сонат Антонио, получившие название опус 1. В 1706 году состоялось первое публичное выступление композитора во дворце посла Франции. При выступлении в 1709 году в консерватории «Пиете» Вивальди был представлен королю Дании Фредерику IV, впоследствии которому было композиторов посвящено 12 сонат для скрипки.

С 1713 года Вивальди открыл для себя новый путь в творчестве- создание оперных произведений. По словам самого композитора им было написано более 90 произведений в этом жанре, но до наших дней дошло около 50. Первоначально оперы имели успех в светском обществе, но был он скоротечен. В 1721 году Антонио посещает Милан, где представляет публике музыкальную драму «Сильвия», после чего композитор возвращается к написанию произведений на библейские темы для церкви.

Следующие три года жизни композитора можно назвать Римским периодом жизни. Переезд в столицу Италии стал очень символичным для Вивальди. Он писал оперы, выступал перед папой римским. В этот период написаны его знаменитые концерты из цикла « Четыре времени года». Уникальность произведения заключалась в подаче звука, когда тонкими линиями музыки отражались сюжетные темы произведения (падение на льду, голос детей, лай собаки, журчание ручейка).

По мере угасания славы на Родине, росла популярность композитора в Европе. Австрийский император Карл VI, с которым Вивальди имел личное знакомство, высоко ценил его творения. По приглашению императора музыкант переезжает на постоянное место жительства в Вену. Покровительство императора длилось не долго, его кончина и война в Австрии привели к забвению Антонио.

Скончался композитор в 1741 году в бедности и одиночестве. Еще в юности, дав обед безбрачия, Вивальди не имел не семьи, не детей. Похоронили его на венском кладбище бедняков. Мир на 200 лет забыл о творчестве великого гения. Лишь И.С.Бах искренне восхищался музыкой итальянца. Возрождение имени Вивальди произошло в середине XX века. Сейчас произведения Антонио звучат на многих концертах классической музыки.

Русский писатель, публицист и философ – Александр Иванович Герцен родился 22 марта 1812 года, незаконнорожденным ребёнком одного известного московского помещика. Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию.

  • Кузьма Минин

    Кузьма Минин – это русский национальный герой, очень храбрый человек, который, несмотря на опасность смерти, и увечий, под натиском противника начал противостоять ему, и к тому же, противостоять довольно успешно

  • Дата рождения: 4 марта 1678 года
    Дата смерти: 28 июля 1741 года
    Место рождения: Венецианская республика

    Антонио Вивальди - гениальный композитор. Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), являлся признанным в Италии исполнителем на скрипке. Так же известен как композитор, преподаватель, дирижёр. Имел духовный сан. Пик известности Антонио пришелся на период с 1713 по 1718 год, когда было написано не менее восьми опер.

    Антонио впервые увидел свет в марте 1678 года, и сразу стал гражданином Венецианской республики. Его отец служил скрипачом в самом известном храме Венеции, и мальчику с детства была предуготовлена судьба, связанная с музыкой. Мальчик обучался у отца с десятилетнего возраста и даже иногда заменял его в соборе св. Марка. Мнения о других преподавателях игры на скрипке в настоящее время расходятся.

    Пребывание в окружении духовенства и музыкантов привело к тому, что подросток решил стать священником. Он служил мессы, но занятие музыкой не прекращал. Успехи были столь значительны, что Антонио даже преподавал в одной из лучших музыкальных школ. Впоследствии стал руководителем, а так же дирижером оркестров.

    Совмещать музыку и служение Антонио долго не смог. Это произошло по разным причинам – кто-то считает, что из-за слабого с детства здоровья, кто-то – что Антонио не мог всецело себя посвящать службе в храме.
    С 1704 года Антонио поглощен сочинительством. Его сонаты для скрипки становятся все более известными. Венеция в те времена была известна своими международными связями – и известность молодого композитора разносится по всей Европе.

    В 1713г. Вивальди берется за более крупные музыкальные формы, такие как оперы и оратории. За короткое время он пишет несколько опер, таких как «Роланд, мнимый безумец», «Коронация Дария». На венецианском карнавале зрители тепло принимают творения композитора. Наступает самый плодотворный период в его творчестве, после которого по некоторым источникам он отбывает в Мантую.

    В Мантуе происходит судьбоносное знакомство композитора с исполнительницей оперных партий А. Жиро и её сестрой. Позже сестры постоянно проживали в доме Вивальди и часто были при нём во время длительных путешествий. Антонио всегда чрезвычайно почтительно отзывался о сестрах. Был благодарен Паолине, которая помогала ему в борьбе с астмой. Но духовенство не могло одобрить такое знакомство и всячески порицало дружбу композитора. Высшее духовенство запретило въезд творца в некоторые итальянские города.

    После Мантуи, по свидетельству современников, Антонио отправился в столицу Италии, где с неизменным успехом представлял свои новые творения. Посетителям оперы так понравился своебразный стиль композитора, что его постановки пользовались неизменным аншлагом. Там же впервые были представлены «Четыре времени года». Именно это произведение чаще всего ассоциируется с именем композитора.

    В 1740 г. Антонио отправляется в Вену. К сожалению, это было последнее путешествие из Италии. В Вене скончался Карл IV и разгорелась борьба за наследство. Заболев, композитор остается без средств к существованию и в конце концов умирает 28 июля 1741 г.

    Достижения Антонио Вивальди:

    Обогатил скрипичную музыку новым жанром одиночного инструментального концерта.
    Написал девяносто четыре оперы.
    Автор 500 концертов для разных видов инструментов. Впервые ввел духовые инструменты в состав оркестра. Еще при жизни его заслуги как композитора были признаны в Европе.

    Даты из биографии Антонио Вивальди:

    4 марта 1678 г. появился на свет в Венеции
    1688 г. начал обучение игре на скрипке
    1703 г. начал работать как преподаватель скрипки в музыкальной школе
    1705 г. опубликованы несколько произведений композитора под названием «Опус 1»
    1713 г. написал первое крупное произведение – оперу
    1738 г. получает запрет на въезд во Флоренцию за греховное поведение
    1735 г. работает капельмейстером
    1740 г. уезжает из Венеции навсегда
    1741 г. 28 июля скончался в Вене

    Интересные факты Антонио Вивальди:

    Получил признание от соотечественников за возможность создать в трехдневный срок полноценную оперу.
    Мог написать множество вариаций к одной музыкальной теме.
    О композиторе никто не помнил без малого 200 лет. Лишь в начале ХХ века обнаружились рукописи с сочинениями Вивальди.
    Антонио оказал значительное влияние на творчество более знаменитого его последователя – Баха.
    Только 40 опер из 90 имеют полностью доказанное авторство Вивальди.
    Самые знаменитые четыре концерта из цикла скрипичных концертов имеют правильное название «Четыре времени года».
    Имеется всего один цветной портрет художника. То, что там изображен именно Антонио Вивальди, до сих пор достоверно не подтверждено.
    Имел редко встречающийся у венецианцев медный оттенок волос.
    Именем композитора назван кратер на одной из планет Солнечной системы.

    Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

    Краткую биографию Антонио Вивальди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

    Краткая биография Вивальди

    В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.


    Антонио с рождения страдал физическим недугом - одной из форм астмы. Но из всех шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное - умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность Антонио Вивальди дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.


    В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж - по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы - по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой - опять же из-за пристрастия к музыке.

    Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале делла Пиета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел уникальную возможность осуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи. По долгу службы ему приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания - кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать - у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.

    Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.

    Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.



    Но Антонио уже был увлечен другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год. Его слава как оперного композитора растет, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать капельмейстером при его дворе.

    В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.

    На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.

    Согласно биографии Вивальди, композитор в 1740 году в поисках выхода из положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар - не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных.



    Интересные факты:

    • После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Некоторые ноты попали в руки его коллег- композиторов, а также близких родственников.
    • Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском произведений композитора. В 20-е годы XX века до него дошел слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике - 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов.
    • Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой. В 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
    • Почитателями искусства Вивальди являлись известные современники музыканта. Среди его слушателей были король Дании Фридрих IV и Папа Римский Бенедикт.
    • В венецианском путеводителе для иностранцев, датированном 1713 годом, отец и сын Вивальди упоминаются как наиболее искусные скрипачи среди музыкантов Венеции.

    • Наиболее популярным изображением композитора считается полотно французского портретиста Франсуа Морелон де ля Кавэ. Для портрета Антонио пришлось надеть белый парик - этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете без парика.
    • «Визитная карточка» Вивальди - цикл скрипичных концертов «Времена года» - в оригинальной версии именуется «Четыре времени года» «Le quattro stagioni».
    • Только у 40 опер из 90, о которых упоминает композитор, удалось подтвердить его авторство.
    • Эпиграфами к концертам, составляющих цикл «Времена года», поставлены сонеты. Автор их неизвестен, но предполагают, что они тоже принадлежат Вивальди.
    • В 1939 году была возрождена «Глория». Она прозвучала в Сиене в рамках «Недели Вивальди», организованной итальянцем Альфредо Казелла.
    • Сиенский институт носит имя Вивальди.
    • В здании бывшей школы «Оспедале делла Пиета» в настоящий момент располагается ресторанно-гостиничный комплекс.
    • Вивальди и Моцарт похоронены на одном кладбище в Вене, там хоронили одних из самых бедных представителей населения.


    • «Под музыку Вивальди» - так называется песня корифеев авторской песни В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. Музыка Вивальди в этом песенном тексте является символом душевной гармонии лирического героя.
    • Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий.
    • «Вивальди-оркестр» - так называется коллектив, создателем которого в 1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана Безродная. Его уникальность в том, что в его состав входят исключительно женщины. Это такой своеобразный «ремейк» оркестра воспитанниц, организованного Вивальди при школе «Оспедале делла Пиета» в начале XVIII века.
    • В знаменитом фильме «Красотка» музыка Вивальди, по замыслу режиссеров, стала одной из иллюстраций мира высшего общества. В ленте звучат вивальдиевские «Времена года» - три концерта из четырех.


    • Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
    • Итальянские ученые около трех лет назад сделали потрясающее открытие - выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание «Времен года» укрепляет память у людей преклонного возраста.
    • Швейцарский фигурист Стефан Ламбьель выиграл серебряную медаль на Олимпиаде в Турине в 2006 году, катаясь под «Времена года» Вивальди.

    «Подруга рыжего священника»


    В биографии композитора немало «белых пятен», и личная жизнь не является исключением. Его имя тесно связывают только с одной женщиной - певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию он вернулся уже вместе с нею. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав ее своей ученицей. Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника», и не без основания. Композитор ей явно благоволил, с момента их знакомства писал оперы специально для нее, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Кроме того, Анна вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках, и это породило кучу кривотолков насчет того, что композитор ведет образ жизни, не подобающий духовному лицу.

    Прямых доказательств их романтической связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он нуждается в помощи, и Анна с Паолиной, которая была медсестрой, лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намеком на то, что Анна все же была музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после знакомства с ней. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория».

    Кем бы ни являлась для Вивальди Анна, надо отдать ей должное - она не оставила композитора в трудное для него время и была его преданной спутницей и подругой до последнего его вздоха.

    Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства

    Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.

    • Именно благодаря Вивальди была укреплена совершенно уникальная по драматическому накалу техника исполнения, которая носит название «ломбардская», когда укорачивалась длительность первой ноты и ритмически опорной становилась последующая.
    • Композиторскому гению Вивальди принадлежит идея нового жанра сольного инструментального концерта.
    • Он поставил на новую ступень развития популярный в Италии жанр кончерто гроссо - ансамблево-оркестрового концерта, за которым закрепил трехчастную форму и вместо группы солистов выделил отдельный солирующий инструмент, наделив оркестр функцией сопровождения.
    • Огромен вклад Вивальди в эволюцию искусства оркестровки - он первым ввел в оркестровый состав гобои, валторны, фаготы и другие инструменты в качестве самостоятельных.
    • Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин.

    Большое влияние сочинения Вивальди имели на известнейшего представителя музыкального искусства эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха . Он всерьез увлекался и детально изучал сочинения Вивальди, активно применял приемы музыкального языка и символику своего предшественника, делая их смысл более глубоким. Некоторые музыковеды в знаменитейшей мессе h-moll Баха находят несомненные отзвуки произведений итальянского мастера композиции. Впоследствии Бах переложил для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, еще 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочиненными Бахом.

    На рубеже XIX -XX веков австрийский композитор и музыкант Фриц Крейслер, признанный мастер стилизации, пишет Концерт для скрипки с оркестром до мажор, к которому ставит подзаголовок «В стиле Вивальди». Огромный успех, сопутствующий этому яркому творению Крейслера, по инерции вызвал интерес и к сочинениям Вивальди, основательно подзабытым. Так началось победное возвращение знаменитого венецианца и его шедевров на музыкальный Олимп. Сегодня музыка Вивальди является одной из самых любимых у скрипачей всего мира.


    Великие и знаменитые о творчестве Вивальди

    • Скрипач и дирижер Владимир Спиваков поэтически именовал «Времена года» «фреской человеческой жизни», поскольку человеку предстоит преодолевать тот же путь, что и природе - от рождения до смерти.
    • По мнению австрийского ученого В. Коллендера, Вивальди на несколько десятилетий опередил развитие европейской музыки в части использования динамики и чисто технических приемов игры на скрипке.
    • Способность Вивальди написать бесконечное количество вариаций на одну и ту же музыкальную тему стала основанием для саркастического замечания И. Стравинского, назвавшего Вивальди «занудой, способным шестьсот раз подряд сочинить один и тот же концерт».
    • «Вивальди - это праздник инструментальной музыки, скрипичная феерия. Он сам был виртуозным скрипачом и лучше других знал, как показать самое эффектное в звучании скрипки», - так отозвался о творчестве великого маэстро современный скрипач, победитель конкурса старинной музыки в Брюгге Дмитрий Синьковский.