Викторина "Летят перелётные птицы" (старший дошкольный возраст). Конспект игрового мероприятия (викторины) к Международному дню птиц для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о птицах

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре - викторине «Знатоки птиц». В викторине участвуют две команды. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. Итак, начинаем нашу викторину. 1 конкурс «Разминка». Вам поочередно надо быстро ответить на вопросы. 1. Какую птицу называют «белобока»? 2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) 3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой? 4. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.) 5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.) 6. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). 7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края. 8. Как мы можем помочь зимующим птицам? По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону. 2 конкурс «Перелётные и зимующие птицы» Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно). 3 конкурс «Чей клюв лучше» Сейчас мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. Назовите, чьи это клювы (клеста – клювом достаёт семена из еловых шишек; вороны – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; орла – острый загнутый клюв, это хищная птица; лебедя – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей). 4 конкурс: «Загадки о птицах». В этой категории каждой команде предлагается ответить по 3 загадки.
1. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы (Дятел).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ….(Совы)
2 Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…..
(Снегири)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два огромных крыла
У хозяина……. (Орла)
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (Кукушка))
Игра «Кормушка» Ход и правила игры. В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники» , «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза. 5 Конкурс: «Кто как летает» По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам). Назовите, кто летит (утка, ласточка, сорока, цапля, ворона, гусь). 6 Конкурс «Узнай птицу по голосу» (Аудиозапись голосов птиц) 7 Конкурс «Из какой мы сказки?» Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится. 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»). 2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»). 3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка) 4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»). 5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша). 6 . Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»). 8 Конкурс чтецов: За каждое рассказанное стихотворение или загадку о птице дается дополнительный жетон. Игра «Ловлю птиц на лету». Один из играющих - птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по нескольку человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома. На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется. Правила:
Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке
Каждая группа занимает только свой дом.
Тот, кто ошибется, выходит из игры.
Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет место домов для птиц. (Подсчет жетонов. Вручение медальонов «Знатоки птиц»)
Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботься о них зимой, и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц.

Цель: поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, здоровье.

Участники игры-викторины: дети подготовительной к школе группы - Команда «Галчата», и их родители - Команда «Совуньи» .

(В нарядно украшенном зале напротив друг друга размещаются две команды: «Галчата» и «Совуньи» ).

Ведущая: Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…(весна).

Весна в Приангарье! Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.

Весна в Приангарье! Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшняя игра-викторина «Эти удивительные птицы». Участники игры: команда «Галчата»! И команда «Совуньи»! капитаны команд – старшие в своих командах. Это Богданова В.В. и Богданова Аня. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).

Команды готовы? Начинаем игру!

1 конкурс «Птичьи вопросы».

Команде «Галчата»:

а) каких птиц, зимующих у нас в Приангарье, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);

б) какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви);

в) назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);

г) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку («Гуси-лебеди»).

Команде «Совуньи»:

а) назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);

б) какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие);

в) любимое лакомство синиц (сало);

г) какие птицы стали героями балета? Назовите этот балет и композитора (лебеди, «Лебединое озеро», Чайковский).

2 конкурс «Конкурс чтецов».

Каждая команда приготовила по 4 стихотворения В. Степанова о птицах. Нужно чтецам выразительно рассказать стихотворение и показать свою птицу на карточке.

3 конкурс «Загадки».

Команды поочередно отгадывают загадки:

1) Чернокрылый, красногрудый, 2) На одной стоит ноге,

Не боится он простуды, А другую греет.

И зимой найдет приют - Не купила сапоги,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) А теперь жалеет. (Цапля)

3) Непоседа птица эта, 4) Ты его узнаешь сразу:

Одного с березой цвета. Черноклювый, черноглазый,

Верещунья, белобока, Он по пашне важно ходит,

А зовут ее… (Сорока) Червяков, жуков находит. (Грач)

5) На когтях на ствол сосновый 6) Всю ночь летает –

Влез монтер красноголовый. Мышей добывает.

Он трудился на весу, А станет светло –

Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел) Спать летит в дупло. (Сова)

Ведущая : Приглашаю игроков на разминку «Сорока».

Летела сорока, сорока белобока (бегут на носочках)

Летела, летела, на березу села (полуприсед)

Хвостом повертела (отводят ручки за спину, крутят кистями)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо-влево)

4 конкурс «Знатоки птиц».

Команды получают конверты с набором картинок и чистыми бумажными квадратами, на которых должны написать первые буквы слов – названий предметов. Затем из букв сложить слово – название птицы и найти картинку с ее изображением.

(ВОРОНА КУКУШКА)

В зал влетает Скворец (ребенок в костюме).

Скворец: Рад весну встречать я с вами. Снова встретился с друзьями.

Молодой весны гонец. Как зовут меня? (Скворец)

Верно. Пролетал я над вашим детским садом и порадовался: висят ваши скворечники на тополях. Сразу видно, что ждали меня и моих друзей. Спасибо!

И хотя мы, скворцы, предпочитаем некрашеные и не струганные домики, жаль, что эти скворечники такие серенькие.

Ведущая: Ничего, скворушка, хочешь, наши игроки придумают, как украсить птичьи домики?

Скворец: Конечно! Это было бы здорово!

5 конкурс «Украсим скворечники».

Обе команды получают рисунок-силуэт скворечника и набор цветных фломастеров. Решают, как будут украшать, работают сообща и поочередно.

В это время дети из группы поддержки исполняют песню «Кукушка и лягушка». Юля З., Карина Д. и Андрей Кож. Рассказывают скороговорки: грачиную, галчиную и синичью.

Подвижная игра «Скворцы и кошка».

Под музыку скворцы (дети в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

6 конкурс «Птичьи повадки».

Команде «Галчата»:

а) какая птица охотится только ночью? (сова);

б) какая птица кашку варила и деток кормила? (сорока);

в) самая известная курочка (Ряба);

г) какая птица вьет гнездо на крыше дома? (аист).

Команде «Совуньи»:

а) какая птица может обогнать лошадь? (страус);

б) какие птицы жили у бабуси? (гуси);

в) начальник курятника? (петух);

г) какую птицу называют птицей – мухой? (колибри).

7 конкурс «Домашнее задание».

Участники команд показывают 4 миниатюры по произведениям Н. Сладкова:

«Сорока и заяц»;

«Сорока и медведь» ;

«Сорока и заяц»;

«Крот и филин».

8 конкурс «Музыкальный».

Участники команд называют песни, в которых упоминаются птицы. Засчитывается не название песни, а несколько строк, рассказанных или напетых.

Жюри подводит итоги. Вручает командам похвальные грамоты «Знатоки птиц» и шоколадные медали.

«Птичья почемучка»

Цель:

Задачи: Образовательные: Расширить кругозор детей о мире пернатых.

Развивающие: Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Ведущий:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли - не пугливы

Хоть руками их бери!

(Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

Ведущий:

1. Разминка

(Филин.)

2. «Чей нос лучше»

(Показать книгу).

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 - клёст - клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 - фламинго - по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 - ворона - очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 - пеликан - в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 - орёл - острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 - гусь - водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Подготовительная группа - инсценировка «Сорока»

Старшая группа - игра «Сорока»

3. «Кто как летает»

1 . Назовите, кто летит.

(1 - утка; 2 - ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 - сорока; 2 - цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 - ворона; 2 - гусь).

Игра «Чья стая быстрее соберётся»

4. «Птичьи загадки».

1.

2. (Еловая шишка).

3. (берёза)

«Угадай птиц по описанию»

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях - белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

(Синичка)

. (Ласточка)

«Дорисуй птицу» (на мольберте)

«В сыром бору тропина» (муз. композиция)

5. «Защитники природы»

На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

Цыплят по осени… (считают).

Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

Одна ласточка… (весны не делает).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Глупа та птица…

«Лабиринт» -

Ведущая: Жаворонки прилетайте

Весну встречайте!

Угощение

Загадки для зрителей

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

3. Птичка - звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)

4. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Просмотр содержимого документа
«Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Птичья почемучка"»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Птичья почемучка»

Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях.

Задачи:
Образовательные:
Расширить кругозор детей о мире пернатых.

Развивающие:
Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли – не пугливы

Хоть руками их бери!

(Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. В викторине участвуют три команды детей.

(дети старшей группы делятся на команды «Матки-матки, чьи отгадки?», дети подготовительной к школе группы складывают разрезные картинки «Птицы»)

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды, связанное с птицами.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

1. Разминка

1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

2. «Чей нос лучше»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Сейчас мы проверим, умеете ли вы определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – гусь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Подготовительная группа инсценировка «Сорока»

Старшая группа игра «Сорока»

3. «Кто как летает»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

1 . Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 – ворона; 2 – гусь).

Игра «Чья стая быстрее соберётся»

4. «Птичьи загадки».

«Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят, есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

3. В конверте лежит картинка дерева, которое поит дятла. Что это? (берёза)

«Угадай птиц по описанию»

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях – белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

3. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный серый галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка жёлтая, будто она в жёлтую жилетку нарядилась. (Синичка)

4. Сверху они чёрные, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (Ласточка)

«Дорисуй птицу» (на мольберте)

«В сыром бору тропина» (муз. композиция)

5. «Защитники природы» «Пословица недаром молвится».

На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

Цыплят по осени… (считают).

Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

Одна ласточка… (весны не делает).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).

«Правила поведения на природе - девять «Нельзя».

На мольберте прикреплены 3 ряда карточек лицевой стороной вниз по 3 карточки в каждом ряду.

«Лабиринт» - у нашего воробья есть братья и сестры, их нужно довести до корма, провести через лабиринт, давайте выполним и это задание.

Музыкальная композиция «Голуби»

Ведущая: Жаворонки прилетайте

Весну встречайте!

Угощение

Загадки для зрителей

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

3. Птичка – звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)

4. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой (дятел)

Интересные и познавательные викторины для младших школьников и школьников среднего школьного возраста. Викторины по теме «Всё о птицах». Все вопросы викторины с ответами. Викторины на знание разновидностей птиц, на знание исторических сведений о птицах, о биологических особенностях птиц.

Викторина «Все о птицах»

■ Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

■ Какая лесная птица делает гнездо на земле? Пеночка.

■ Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.

■ Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны).

■ Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка - единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)

■ Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

■ Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая - никогда.)

■ Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

■ Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)



■ Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

■ Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)

■ У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

■ Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)

■ Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей.)

■ У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)

■ Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)

■ Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон - это совсем другая птица, хотя они и родственники.)

■ Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле - быть дождю. (Ласточка.)

■ Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)

■ В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)

■ Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин.)

Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

■ Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)

■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)

■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Яндекс.Директ

Блиц викторина «Из жизни птиц»

■ Птичий домик. (Гнездо.)

■ Массовое поселение птиц. (Рынок.)

■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)

■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)

■ Руки птицы. (Крылья.)

■ Ноги утки. (Лапы.)

■ Лесной доктор. (Дятел.)

■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)

■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)

■ Рот и нос птицы. (Клюв.)

■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)

■ Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)

■ Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий попугай. (Ара.)

■ Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)

■ Северная водоплавающая птица. (Гагара.)

■ Птичка, похожая на ласточку. (Стриж.)

■ Лесная курица из поговорки: «Глухой, как...». (Тетерев.)

■ Пингвин - это птица? (Да.)

■ За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)

Викторина "Птицы"

1. Какая птица живет от двух до четырех лет: ест, пьет, спит и спаривается на лету? (Стриж обыкновенный)

2. Какие птицы размножаются на льду при средней температуре минус двадцать градусов по Цельсию и скорости ветра - двадцать пять - семьдесят пять километров в час? (Пингвины)

3. У какой птицы при беге на полной скорости каждый шаг может равняться семи метрам? (У африканского страуса)

4. У какой современной птицы самый большой размах крыльев? (У альбатроса, странствующего в южных морях, размах крыльев достигает трех метров шестидесяти трех сантиметров)

5. Какие птицы совершают самые дальние перелеты? (Полярные крачки размножаются за Северным Полярным Кругом, улетают на зиму в Антарктиду, а затем возвращаются обратно, совершая перелет в тридцать пять тысяч километров)

6. Какая птичка чаще других машет крыльями? (Колибри. Обычная частота взмахов - девяносто взмахов в секунду, во время ухаживаний - двести взмахов в секунду)

7. У каких птиц каждое перо снабжено небольшой мышцей, управляющей его движениями: на суше перья топорщатся, создавая изолирующую воздушную прослойку, а в воде они крепко прижаты к телу, как водонепроницаемый барьер? (У пингвинов самые плотные перья: на один квадратный сантиметр приходится одиннадцать-двенадцать перьев)

8. У какой птицы длина клюва достигает сорока семи сантиметров? (У австралийского пеликана)

9. Какая удивительная птица, покинув гнездо, не возвращается на землю до полного созревания, которое занимает от трех до десяти лет; она все время летает, лишь иногда отдыхая на воде? (Темная крачка)

10. Какие хищные птицы - самые зоркие и способны разглядеть голубя на расстоянии восьми километров? (Сапсаны)

11. Эта маленькая птичка вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее птенцами, она мастерски изображает змею - вытягивает шею, шипит. За такое виртуозное управление своей шеей она и получила свое название. Какое? (Вертишейка)

12. Какая птица получила свое название за большой зоб, увеличивающий в размерах ее горло? (Горлица)

13. Зяблик вовсе не боится холода, прилетает ранней весной, когда на полях лежит снег и улетает поздней осенью. Почему же его прозвали зябликом? (Он улетает и прилетает в холодное, «зяблое» время)

14. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он, как будто, сжат, сдавлен. За форму своего клюва, похожего на инструмент, и получила эта птичка свое название. Какое? (Клест. Русское слово «клестить» означало «сжимать, сдавливать, стискивать». От этого глагола произошло и слово «клещи»)

15. Клюв у этой птицы огромный, как сачок. Слепни, мухи, комары, которые так тревожат скот, не минуют этой ловушки. Вот и прилетает эта птица туда, где много скота, и лакомится насекомыми. А люди подумали, что она прилетает доить скотину, поэтому и назвали ее... Как? (Козодой)

16. Название какой болотной птицы произошло от древнего русского глагола, обозначавшего «медленно передвигаться»? («Цапля» от глагола «чапать» - медленно идти)

17. Название какой птички говорит о том, что она подрагивает одной частью своего тела? (Трясогузка)

18. К какому семейству птиц относится павлин? (К семейству куриных)

19. Какая птица может лучше плавать, чем летать и бегать? (Пингвин

20. Какая священная птица, согласно древней легенде, могла возрождаться из пепла, почему и стала символом бессмертия? (Феникс)

21. У какого попугая есть хохолок? (У какаду)

22. Прилет каких птиц мы считаем началом весны? (Прилет грачей)

23. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка)

24. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)

25. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)

26. У какой птицы глаза сдвинуты к затылку и почему? (У вальдшнепа, потому что он достает себе пищу, втыкая клюв глубоко в землю)

27. Какой летающий ночной хищник появляется у нас только зимой? (Полярная белая сова)

28. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок)

29. Какая лесная птица зимой белая, а летом - пегая? (Белая куропатка)

30. Какие птички в нашей стране - самые маленькие? (Подкоренник (крапивник) и королек. Они почти одинакового роста: меньше стрекозы-коромысла)

31. У каких наших лесных птиц самцы желтые, а самки - зеленые? (У клестов)

32. Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга)

33. Какая птица «лает»? (Самец белой куропатки весной во время тока издает звук, похожий на собачий лай)

34. Назовите птицу розового цвета, о которой в песне поется, что это «дитя заката». (Розовый фламинго)

35. Волосатые гусеницы опушены ядовитыми щетинками, и птицы избегают их трогать. Даже человеку эти гусеницы способны доставить болезненные ощущения, если попадут на кожу, в глаза, в рот или нос. И только лишь одна птица их с удовольствием поедает без вредных для себя последствий. Что это за птица? (Кукушка)

36. Австралийское радио начинает свои передачи с весьма необычных позывных, позаимствованных из мира живой природы. Каждое утро по радио звучит голос птицы кукабарры (или кукабурры). Что необычного в криках этой птицы? (Она громко и заразительно хохочет. Этот звук призван всем просыпающимся людям придать хорошее настроение на весь трудовой день)

37. Какая птица является символом педагогики? (Пеликан. Замечено, что в голодное время пеликаны могут самоотверженно выклевывать мясо из своего тела, чтобы накормить своих птенцов)

38. Какая птица на Руси символизирует супружескую верность? (Лебедь. Так как пара лебедей, встретившись однажды, живет вместе всю жизнь)

39. Какая птица «оберегает семейный очаг», служит символом семейного благополучия и заботится о том, чтобы в семье прибавлялось потомство? (Аист)

40. Какие птицы весной бормочут: «куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»? (Тетерева-самцы (косачи). Слова эти подобраны в подражание к весеннему и осеннему бормотанию косачей)

41. Когда говорят про птицу: «За море помирать полетела»? (Когда по ней «промажет» охотник)

42. Какая птица ударом ноги может убить человека? (Страус)

43. У какой птицы самые длинные ноги и самая длинная шея? (У фламинго. Он летит, вытянувшись, как стрела)

44. Каких птиц на земном шаре больше всего? (На первом месте по численности - отряд куриных. На втором - воробьиных)

45. Какие птицы большую часть пути с юга шагают пешком? (Коростель, болотная курочка)

46. Что такое «кузница дятла»? (Так называют дерево, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обработать их клювом. На земле под такой «кузницей» часто накапливается целая гора развороченных шишек)

47. Какая птица получила свое название от острова, на котором она обитает? (Канарейка с Канарских островов)

48. Древние индейцы называли эту птицу парапушта, что значит «выкормленная другим». А как называем эту птицы мы? (Кукушка)

49. Без какой птицы у американцев не обходится ни один день Благодарения? (Без индейки)

50. Какая птица из семейства вороновых умеет подделывать голоса других птиц? (Сойка)

51. Эта птица стала известна после открытия Америки, а называется она именем азиатской страны. Что это за птица? (Индюк, индюшка)

52. Какие птицы, согласно легенде, спасли город Рим? (Гуси)

53. Как называются американские страусы? (Нанду) А африканские? (Эму)

54. За что ворон попал в разряд нечестивых, по христианскому вероучению? (В Библии сказано, что по окончании дождя ковчег Ноя остановился у горы Арарат. Первым Ной выпустил с ковчега ворона, чтобы тот облетел окрестности и разведал, есть ли где места, с которых сошла вода. А ворон улетел и не вернулся, так как занялся поисками трупов)

55. Какую вторую птицу отправил Ной с ковчега на разведку? (Голубя. Он вернулся с масляничной веткой в клюве и был причислен к священным птицам)

56. Какие птицы, согласно легенде, вскормили вавилонскую царицу Семирамиду? (Когда мать Семирамиды, богиня Деркето, отказалась воспитывать девочку, ее вскормили голуби, воруя молоко у пастухов)

57. Какой художник сделал рисунок «Голубь мира» в 1947 году? (Пабло Пикассо)

58. Песню о какой птице пел Василий Иванович Чапаев с товарищами в известном кинофильме? («Черный ворон, черный ворон, что ты въешься надо мной? Ты добычи не дождешься. Черный ворон, я не твой...»)

59. Кто кукует у кукушек: самец или самка? (Кукует только самец)

60. Предание гласит, что знаменитый государственный деятель, архонт, стратег и полководец Фемистокл во время войны предложил включить в программу боевой подготовки молодых афинян бои птиц. Каких? (Петушиные бои, чтобы воины учились у них самоотверженности, стойкости и отваге)

61. Какая европейская страна долго носила петушиное название? (Франция раньше называлась Галлией от латинского слова «галл» - петух)

62. Каких птиц нещадно истребляли в Китае в 1959 году как уничтожителей урожая? (Воробьев. Когда этих птичек истребили, пришла саранча и съела весь урожай)

63. Каких птиц китайцы специально обучают захватывать рыбу клювом и приносить хозяину? (Бакланов)

64. А почему же дрессированный баклан не проглатывает пойманную рыбу? (На горло им надевают специальный поводок, который не позволяет это сделать)

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

Развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

Развивать внимание, мышление, память.

- умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

Совершенствовать г рамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов;

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, посылка с кормом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход викторины.

Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Д/и «Собери картинку»

Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».

Появляется Каркуша.

А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

1 тур «Разминка»

Чья команда назовет больше птиц.

2 тур «Загадки»

На ветвях, украшенные снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают.

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

3 тур «Узнай по описанию»

Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.

У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.

Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.

Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.)
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх.)

Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы.)
Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены.)
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.)
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось на землю сесть.
Присесть.

4 Тур «Ответь на вопрос»

Какая птица умеет дразниться? (попугай)

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)

Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

Какую птицу называют символом мира? (голубь)

Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)

Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)

Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)

5 Тур Игра «Летает не летает»

Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.

6 тур "Из какой мы сказки?"

Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

А) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?

А) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

7 тур: «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

8 тур: «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2.Одна ласточка… (весны не делает).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
9 тур- «Найди птицу».( вывешиваются 2 макета деревьев)

Воспитатель : Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих

10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».

Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.

(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)

Воспитатель:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь

Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?

Дети: Они погибнут.

Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?

Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.

Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!

Подведение итогов . Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.