Теория социального научения. Теории социального научения

Концепция социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард) показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает нормы общества, то есть как происходит его социализация.

Социализация - это процесс вхождения ребенка в общество, становление ее полноценным его членом.

Сторонники этой теории утверждают, что все индивидуальные различия в развитии ребенка является результатом научения.

Теория социального.научиння разрабатывается тремя поколениями ученых. Представители первого - Н. Миллер и Дж. Доллард - трансформировали идеи 3. Фрейда, заменив принцип удовольствия принципом подкрепления, под которым они понимают все, что стимулирует повторение ранее возникшей реакции. Научение - это усиление связи между основным стимулом и ответом, который возникает благодаря подкреплению. Любой формы поведения можно приобрести через подражание.

Задача родителей они видели в социализации детей, в подготовке их к жизни, и особую роль в этом процессе играет мать, подает первый пример человеческих отношений.

Отношения между родителями и детьми в рамках этой концепции изучал американский психолог Г. Серое. Он считал, что природу детского развития определяет практика детского воспитания.

Р. Серое выделяет три фазы развития ребенка:

Фаза рудиментарной поведения, - базируется на врожденных потребностях и научении в первые месяцы жизни;

Фаза первичных мотивационных систем - научение в семье (основная фаза социализации);

Фаза вторичных мотивационных систем - научение вне семьи в связи с поступлением в школу.

Центральным компонентом научения в первой фазе Р. Серое считает психологическую зависимость, которая проявляется тем, что ребенок боится быть одна и стремится привлечь к себе внимание. Зависимость является сложной мотивационной системой, не врожденная, а формируется и является эффективным методом воспитания у ребенка правил социальной жизни. В результате взаимодействия ребенка с матерью производятся такие вторичные подкрепления, как улыбка, прикосновение, слова и ответная реакция на них, а также социальные ожидания. И ребенок, и мать отвечают на позу, улыбку, тембр голоса именно теми реакциями, которые соответствуют ожиданиям другого. Усваивая элементарные ролевые функции, ребенок своим поведением провоцирует маму к определенным действиям.

На развитие ребенка влияет также социальная среда. В это понятие Р. Серое включая пол ребенка, положение в семье, уровень образования родителей, психологический климат в семье. Он утверждает, что вероятность здорового развития ребенка выше, если иметь довольна жизнью.

Таким образом, первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его окружающей средой, вводит младенца в окружающую среду и является основой для расширения его взаимодействия с внешним миром.

Вторая фаза развития ребенка длится от 1,5 года до поступления в школу. Первичные потребности еще является основным мотивом поведения ребенка, но постепенно они превращаются во вторичные, ребенок перестает быть столь зависимой от матери, развивается идентификация себя с родителями.

P. Серое обнаружил, что для формирования зависимого поведения имеет знамение участие в общении с ребенком каждого из родителей и выделил пять форм зависимого поведения:

  1. Поиск негативного внимания, состоящий в результате низких требований матери и сильной участия в воспитании отца и проявляется в привлечении внимания оппозиционной поведением, то есть непослушанием, игнорированием требований.
  2. Поиск постоянного подтверждения, связанный с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей и проявляется в форме извинений, необходимости защиты, помощи, втишань, одобрение.
  3. Поиск позитивного внимания от окружающих как следствие терпимости родителей, одобрение и жидкого наказания с их стороны.
  4. Пребывание у других детей или взрослых как форма незрелой, пассивной, но положительного по своему содержанию зависимости.
  5. "Прикосновение и содержание" как форма зависимости в виде прикосновений, объятий и т.п.

Две последние формы приводят к развитию инфантилизации.

Третья фаза развития ребенка (школьные годы) характеризуется снижением зависимости от семьи и повышением - от учителей и сверстников.

Основная идея концепции Р. Сирса заключается в том, что развитие ребенка - это результат практики воспитания и научения.

Важным направлением в рамках теории социального научения является исследование критических периодов социализации, которые, собственно, тем самым вновь предприняли попытку решить проблему соотношения наследственности и опыта в развитии ребенка. Представители этого направления (Лоренц, Харлоу, Гезелл) утверждают, что влияние опыта зависит от времени его действия в определенные периоды жизни ребенка он является значительным, а в другие малозаметным. Наиболее глубоким есть опыт ранних лет, когда формируются первые социальные связи, эмоциональная привязанность (даже для детей животных важной является потребность в контактах, а не в еде).

Выделяются два критических периода социализации:

  1. на первом году жизни у ребенка формируется психологическая зависимость, устанавливаются связи с близкими ему людьми;
  2. в 2-3 года, когда в поведении появляются элементы независимости. Таким признаком, социализирующим элементом г социальная улыбка ребенка, "комплекс оживления".

Этот возраст является критическим, или сензитивним для обучения и если оно не происходит в этот период, то потом будет неэффективным, а потому умственное, физическое и эмоциональное развитие детей следует осуществлять с самого раннего возраста.

Многие сторонники нашел также бихевиористичний подход в рамках теории социального научения. Так, Б. Скиннер считает, что поведение человека полностью определяется влиянием внешней среды.

Вероятность того, что определенный акт поведения повторится, считает Б. Скиннер, зависит от подкрепления, которое усиливает поведение и может быть как положительным (ребенок готовится к урокам, чтобы получить похвалу взрослых), так и отрицательным (ребенок готовится к урокам, чтобы избежать наказания).

Подкрепление может быть также первичным (пища, вода, температура) и условным (это стимул, который сначала был нейтральным, а потом, соединяясь с первичным, получил функцию подкрепления, например, деньги, одобрение, знаки любви, внимания и т.п.) .

Отрицательное подкрепление и наказание не тождественны: если первое усиливает поведение, то второе - сдерживает, и может осуществляться при лишении положительного подкрепления или применении отрицательного (наказанием за плохое поведение может быть лишение ребенка обещанного вознаграждения).

Наказание дает иногда ситуативный, но кратковременный эффект, а потому Скиннер предлагает заменить наказание акцентом на то хорошем в ребенке и тем самым закрепления его.

Некоторые психологи (Дж. Аронфрид) не согласны с тезисом о том, что процесс социализации может успешно происходить без наказания и считают такой же необходимой формой социализации, как и поощрение.

Еще одно направление теории социального научения - это научение через наблюдение и подражание, который разрабатывал А. Бандура. Для того, чтобы у ребенка сформировалась посредством подражания новая форма поведения, необходимо, чтобы она была внимательна к модели, чем отличается и имеет функциональное значение, - имела развитую память, определенные двигательные навыки для воспроизведения того, что воспринимается, и положительную мотивацию к подражанию.

В целом, в психологических исследованиях этого направления, прослеживается тенденция смещения акцентов с точки зрения ребенка как объект, находящийся под влиянием семьи и культуры, на признание его активной сущности и активного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое внимание уделяется, анализа роли семьи и социальных институтов в развитии ребенка (В. Бронфенбреннер), рассматриваются причины отчуждения, "возрастной сегрегации" современной молодежи, проявляется в ее неспособности найти свое место в обществе. Корни этого психологи видят в особенностях жизни современной семьи: высокой занятости родителей на работе, низком материальном уровню жизни, увеличении средств массовой информации, и, как следствие, снижение потребности в общении, от чего страдает, прежде всего, психическое развитие детей.

Но если анализировать глубже, то настоящим фактором, который по сути приводит и к дезорганизации семьи, является образ жизни всего общества, которое не признает семью и ребенка своей высшей ценностью.

Прошлое столетие в странах Западного мира стало настоящим веком психологии, именно в этот период зародились многие из современных психологических школ. Теория социального научения была создана в тот же исторический отрезок. сегодня остается весьма популярной в странах Западного мира, у нас же, в России, не все еще имеют о ней подробную информацию.

Рассмотрим в этой статье основные положения данной теории и историю ее развития.

О чем эта теория?

Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.

Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З. Фрейдом.

Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.

Социализация как центральное понятие концепции

Теория социального научения во многом способствовала тому, что понятие социализации, под которым подразумевалось усвоение ребенком норм и ценностей общества, в котором он живет, стало очень популярным в психолого-педагогической науке. В социальной психологии понятие социализации стало центральным. При этом западные ученые разделяли стихийную социализацию (неуправляемую со стороны взрослых людей, в процессе которой ребенок от сверстников узнает информацию, которую ему не всегда стремятся рассказывать его родители, например, об особенностях половых взаимоотношений между людьми) и централизованную социализацию (под ней ученые понимали непосредственно воспитание).

Подобное понимание воспитания, как специально организованного не нашло понимания в среде отечественной педагогике, поэтому это положение до сих пор оспаривается в российской педагогической науке.

Теория социального научения утверждает, что социализация - это понятие, равное феномену воспитания, однако в других психолого-педагогических школах Запада социализация получила и иные качественные трактовки. Например, в бихевиоризме оно трактуется как непосредственно само социальное научение, в гештальтпсихологии - как последствие между людьми, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации.

Кто разработал эту теорию?

Теория социального научения, основные идеи которой были озвучены учеными в начале прошлого века, создавалась в американских и канадских трудах авторов, таких как А. Бандура, Б. Скиннер, Р. Сирс.

Однако даже эти психологи, будучи единомышленниками, по-разному рассматривали основные положения созданной ими теории.

Бандура изучал данную теорию с точки зрения экспериментального подхода. Путем многочисленных экспериментов автор выявил прямую зависимость между примерами различного поведения и подражанием ему детьми.

Сирс последовательно доказывал, что ребенок в течение своей жизни проходит через три фазы подражания взрослым, первая из которых является бессознательной, а вторые две - осознанными.

Скиннер создал теорию так называемого подкрепления. Он полагал, что усвоение новой модели поведения у ребенка происходит именно благодаря такому подкреплению.

Таким образом, нельзя ответить на вопрос о том, кто из ученых разработал теорию социального научения, однозначно. Это было сделано в работах целой группы американских и канадских ученых. Позже эта теория стала популярна и в странах Европы.

Эксперименты А. Бандуры

Например, А. Бандура полагал, что целью воспитателя является необходимость сформировать у ребенка новую модель поведения. При этом в достижении этой цели нельзя использовать только традиционные формы воспитательного воздействия, такие как убеждения, награды или наказания. Необходима принципиально иная система поведения самого воспитателя. Дети, наблюдая за поведением значимого для них человека, будут на бессознательном уровне перенимать его чувства и мысли, а затем и всю целостную линию поведения.

В подтверждение своей теории Бандура проводил следующий эксперимент: он собирал несколько групп детей и демонстрировал им фильмы с разным содержанием. Дети, которые смотрели фильмы с агрессивным сюжетом (агрессия в конце фильма вознаграждалась), после просмотра кино в своих манипуляциях с игрушками копировали жестокое поведение. Дети, смотревшие фильмы с таким же содержанием, однако в которых агрессия наказывалась, также демонстратировали ярко выраженную враждебность, но уже в меньших объемах. Дети, которые смотрели фильмы без агрессивного содержания, не показывали ее в своих играх после просмотра кино.

Таким образом, экспериментальные исследования, проведенные А. Бандурой, доказывали основные положения теории социального научения. Эти исследования выявили прямую связь между просмотром различных кинолент и поведением детей. Вскоре положения Бандуры были признаны в качестве истинных положений во всем научном мире.

Суть теории Бандуры

Автор теории социального научения - Бандура - полагал, что личность человека следует рассматривать во взаимодействии его окружения и познавательной сферы. По его мнению, именно факторы ситуационные и факторы предрасположенности детерминируют поведение человека. Ученый считал, что сами люди сознательно могут многое изменять в своем поведении, однако для этого очень важно их личное понимание сути происходящих событий и желание.

Именно этому ученому принадлежит мысль о том, что люди являются как продуктом собственного поведения, так и творцами собственного социального окружения и, соответственно, его поведения.

В отличие от Скиннера, Бандура не указывал на то, что все зависит от внешнего подкрепления поведения человека. Ведь люди могут не просто копировать чье-то поведение, наблюдая за ним, а читать о таких проявлениях в книгах или видеть их в кинолентах и прочее.

По мнению А. Бандуры, центральным понятием в теории социального научения выступает именно научение, сознательное или бессознательное, которое перенимает каждый рождающейся на земле человек от своего ближайшего окружения.

При этом ученый указывал на то, что поведение людей регулируется главным образом тем, что они понимают последствия своих действий. Даже преступник, идущий грабить банк, понимает, что последствием его действий может стать длительный тюремный срок, однако он идет на это дело, надеясь, что избежит наказания и получит крупный выигрыш, который выражается в определенной сумме денежных средств. Таким образом, психические процессы человеческой личности дают людям, в отличие от животных, способность предвидеть свои действия.

Работы психолога Р. Сирса

Теория социального научения нашла свое воплощение и в трудах психолога Р. Сирса. Ученый предложил концепцию диадического анализа личностного развития. Психолог говорил, что личность ребенка формируется в результате диадических отношений. Это отношения между матерью и ее ребенком, дочери и матери, сына и отца, учителя и ученика и т. д.

При этом ученый полагал, что ребенок в своей развитии проходит как бы три стадии подражания:

Рудиментарное подражание (происходит в раннем возрасте на бессознательном уровне);

Первичное подражание (начало процесса социализации внутри семьи);

Вторичное мотивационное подражание (начинается с момента поступления ребенка в школу).

Важнейшей из этих фаз ученый считал вторую, которая была связана с семейным воспитанием.

Формы зависимого поведения ребенка (по Сирсу)

Теория социального научения (кратко называющаяся теорией научения) в работах Сирса предполагала выделение несколько форм зависимого поведения детей. Их формирование зависело от взаимоотношений между ребенком и взрослыми (его родителями) в первые годы жизни малыша.

Рассмотрим их более подробно.

Первая форма. Негативное внимание. При этой форме ребенок старается привлечь внимание взрослых людей любыми способами, пусть и самыми негативными.

Вторая форма. Поиск подтверждения. Ребенок ищет постоянно утешения со стороны взрослых.

Третья форма. Позитивное внимание. Поиск ребенком похвалы со стороны значимых взрослых.

Четвертая форма. Поиск особой близости. Ребенок требует постоянного внимания со стороны взрослых.

Пятая форма. Поиск прикосновений. Ребенок нуждается в постоянном физическом внимании, выражающим любовь со стороны родителей: ласке и объятиях.

Ученый считал все эти формы достаточно опасными тем, что они являли собой крайности. Родителям он советовал придерживаться золотой середины в воспитании и не доводить дело до того, чтобы эти формы зависимого поведения стали прогрессировать в ребенке.

Концепция Б. Скиннера

Теория социального научения нашла свое воплощение и в работах Скиннера. Главным в его научной теории выступает феномен так называемого подкрепления. Он предполагает, что подкрепление, выраженное поощрением или наградой, в значительной степени усиливает вероятность усвоения ребенком предложенной ему модели поведения.

Подкрепление ученый разделяет на две большие группы, условно называя его положительным подкреплением и отрицательным. К положительным он относит то, что позитивно воздействует на развитие ребенка, к отрицательным - то, что приводит к сбоям в его развитии и формирует социальные девиации (например, увлечение алкоголем, наркотиками и прочее).

Также, по мнению Скиннера, подкрепление может быть первичным (природное воздействие, пища и прочее) и условным (знаки любви, денежные единицы, знаки внимание и прочее).

К слову сказать, Б. Скиннер являлся последовательным противником любых наказаний в воспитании детей, считая, что они абсолютно вредны, так как представляют собой отрицательное подкрепление.

Работы других ученых

Теория социального научения, кратко рассмотренная нами выше, нашла свое воплощение и в трудах других психологов в США и Канады.

Так, ученый Дж. Гевирц занимался изучением условий рождения социальной мотивации у детей. Психолог пришел к выводу о том, что такая мотивация создается в процессе взаимодействия взрослых и детей и проявляется с младенчества у последних в том, что дети смеются или плачут, кричат или, наоборот, ведут себя умиротворенно.

Коллега Дж. Гевирца, американец У. Бронфенбреннер, особое внимание уделял проблеме развития личности в семейной среде и указывал, что социальное научение происходит в первую очередь под воздействием родителей.

Как автор теории социального научения, Бронфенбреннер описал и подробно рассмотрел феномен так называемой возрастной сегрегации. Суть его заключалась в следующем: молодые люди, выйдя из определенных семей, не могут найти себя в жизни, они не знают, чем им заниматься, и чувствуют себя чужими для всех окружающих.

Работы ученого по этой тематике оказались очень востребованными в современном ему обществе. Причинами такого социального отчуждения Бронфенбреннер называл необходимость женщин-матерей проводит очень много времени в отрыве от семьи и детей на работе, рост разводов, приводящих к тому, что дети не могут полноценно общаться со своими отцами, дефицит общения с обоими родителями, увлечение членов семьи продуктами современной технической культуры (телевизорами и прочее), что тормозит взаимодействие взрослых и детей, уменьшение контактов внутри большой межпоколенной семьи.

При этом Бронфенбреннер полагал, что подобная организация семьи отрицательно влияет на личности детей, что приводит к их отчуждению как от членов семьи, так и от всего общества.

Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия

Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.

Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.

Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.

Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?

Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.

Итоги: что же нового внесла эта концепция в науку?

На Западе данная концепция остается в ряду популярных теорий развития личности. По ней написано множество книг, защищены научные работы, сняты киноленты.

Каждый представитель теории социального научения - это ученый с большой буквы, признанный в научном мире. К слову сказать, во многих популярных книгах по психологии используется эта теория либо целиком, либо частично. В этой связи уместно вспомнить книгу популярного когда-то психолога Д. Карнеги, в которой давались простые советы о том, как завоевывать расположение людей. В этой книге автор опирался на труды представителей изучаемой нами теории.

На основе данной теории были разработаны принципы работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми. На нее до сих пор опираются при обучении военнослужащих, работников медицины, работников образования.

Психологи, обращаясь к проблемам семейных взаимоотношений и консультируя семейные пары, прибегают к основам этой концепции.

Первый автор теории социального научения (является им А. Бандура) многое сделал для того, чтобы его научные изыскания получили такое широкое распространение. И действительно, сегодня имя этого ученого известно во всем мире, а его концепция вошла во все учебники по социальной психологии!

В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

Как полагает Дж. Роттер, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

  1. Поведенческий потенциал : каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.
  2. На поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность , с какой, по мнению человека, определенное подкрепление произойдет после того или иного поведения в определенной ситуации (в случае высокой вероятности его получения он быстрее усваивает необходимое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению).
  3. На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то - похвалу, уважение со стороны других, кто-то - деньги, кто-то более чувствителен к наказанию и т. п.).
  4. На поведение человека влияет тип его личности, его локус контроля , он либо экстернал, либо интервал - т. е. чувствует ли он себя «пешкой» или считает, что достижение целей зависит от собственных усилий. Экстерналы приписывают ответственность за все происходящие с ними события другим людям и внешним обстоятельствам.

Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события своей жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.

Поведенческий потенциал, как утверждает Роттер, включает пять основных блоков реакций, «техник существования»:

  1. Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха , результата, служат основанием социального признания.
  2. Поведенческие реакции приспособления, адаптации - это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.
  3. Защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).
  4. Техники избегания - поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.
  5. Агрессивные поведенческие реакции - это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.

Теория социального научения показывает, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Этого возможно добиться благодаря имитации, подражанию, идентификации, которая представляет собой важнейшую форму научения. Идентификация - это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повторяет эти действия - таково научение через наблюдение или пример (А. Бандура).

В схему «стимул-реакция» А. Бандура включает четыре промежуточных процесса, позволяющих объяснить, как подражание приводит к формированию новой реакции:

  1. Внимание ребенка к действию модели-образца для подражания. Требования к модели - ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное значение.
  2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
  3. Наличие у ребенка необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что он воспринимает у модели подражания.
  4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Ребенок в раннем детстве ощущает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие; он начинает осваивать действия, приносящие удовлетворение ему и устраивающие его родителей, и обучается действовать, «как другие».

Бандура, предлагая свою социально-когнитивную теорию, отмечает, что хотя на поведение человека влияет внешнее и социальное окружение, оно также является продуктом деятельности человека. Это значит, что люди своим поведением могут изменять окружение, влиять на свою среду и собственное поведение. Человек способен представить символически и осознать последствия, исход своих действий, заранее предпринять необходимые меры предосторожности, сформировать образы желаемых будущих результатов и бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы достичь желаемых результатов (такова способность человека к саморегуляции, к научению через наблюдение и моделирование).

Люди формируют образ определенной поведенческой реакции, наблюдая поведение модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Поведение модели сохраняется в памяти человека благодаря образному (мысленные визуальные образы) и вербальному кодированию (наблюдая модель, человек может повторять про себя увиденный порядок действий). Польза от наблюдения успехов и поражений других бывает такой же, как от собственного непосредственного опыта. Наблюдаемые или косвенные последствия чужих действий (наказания или поощрения) часто играют важную роль в регуляции нашего поведения.

Косвенное подкрепление происходит в том случае, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом:

  • косвенное позитивное подкрепление (наблюдатели затем ведут себя так же, как наблюдаемые ранее модели, потому что те достигли успеха, получили положительное подкрепление);
  • косвенное наказание (наблюдатель видел, что модель была наказана после своих действий, в результате и он сам не склонен повторять такие действия).

Люди оценивают свое поведение, поощряют, или критикуют, или наказывают себя. Бандура назвал этот процесс самоподкреплением: человек поощряет себя тем, что находится в его распоряжении всякий раз, когда он добивается установленной им самим нормы поведения. Саморегуляция поведения включает процессы самонаблюдения, самооценки и самоподкрепления (самопоощрение или самокритика, самонаказание).

В 90-е гг. XX в. Бандура ввел в свою теорию и понятие самоэффективности . Люди способны осознавать и оценивать уровень своих способностей, выстраивать успешное поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации, оценивать свою эффективность. Осознающие самоэффективность прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем сомневающиеся в своих возможностях. Активно осваиваемые знания, действия, прошлый опыт успехов являются мощным источником самоэффективности. Также человек может убедить себя в том, что он обладает необходимыми способностями и умениями для успешного достижения цели, и тем самым поднять свою самоэффективность. Он с большей вероятностью добьется успеха, если не напряжен и спокоен, т.е. эмоциональное состояние прямо влияет на самоэффективность.

Бихевиористы выявили факторы, мешающие человеку управлять своим поведением. Во-первых, наказание - препятствие для развития человека, так как запрет (отрицательная функция) не объясняет, что нужно делать, как вести себя. Жертва наказания, выполняя внешние требования и избегая угроз, проблему не решает, и она рано или поздно опять проявится, а человек снова совершит неправильные действия. Во-вторых, большую роль играет незнание причин. Если мы хотим понимать истинные причины поведения, необходимо отказаться от множества слов, которые ничего не объясняют; т. е. оправдания, объяснения человеком своих действий не соответствуют подлинным причинам поведения.

Теория социального научения.

7.1.Различные точки зрения на научение.
В американской психологии считается, что теории социального научения – это самое значительное направление в исследовании развития детей.
Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности.
Центральной проблемой социального научения является проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация происходит в процессе или в результате научения: Так, например, новорожденные похожи, а уже в 2-3 года разные.
Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления. Третья форма научения: научение через наблюдение, имитацию (представление себя на месте модели), идентификацию (заимствование у другой личности).
В теории социального научения рассматриваются не только «как» происходит социализация, но и «почему» она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
Первое поколение – Н.Миллер и Дж. Доллард. Они разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение, как животного, так и человека является следствием некоторых первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но не угашаны.
Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как, то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникающей реакции.
Научение – это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению, если в репертуаре человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок. С помощью подражания лидеру, можно уменьшить количество проб и ошибок. Через наблюдение поведения лидера. Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, неспособного к высшим психическим функциям (процессам). С их точки зрения ребенок – это миф! Отсюда задача родителей: социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Мама играет решающую роль, она пример человеческих отношений. Четыре ситуации, которые могут служить источником конфликтов: кормление; приучение к туалету; сексуальная идентификация; проявление агрессивности.

7.2.Воспитание и развитие.
Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития (влияние родителей).
Три фазы развития ребенка:
1.фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научение в раннем младенчестве (в первые месяцы);
2 фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научение внутри семьи (основная фаза социализации);
3 фаза вторичных мотивационных систем; основывается на научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу);
По Сирсу, центральный компонент научения – это зависимость (от контактов с другими). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать. Физически ребенок зависит от нее с рождения (забота). Психологическая зависимость после нескольких месяцев с момента рождения и сохраняется во взрослой жизни.
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: быть рядом. Подкрепление – получение внимания. При каких обстоятельствах формируется у ребенка зависимое поведение?
1) Оперантное поведение мамы (уход за ребенком);
2) развитие у матери и ребенка социальных ожиданий;
Ожидания у ребенка это опосредованная, внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери: невыполнение – фрустрация, сердитый плач.
1фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием;
2 фаза – со второй половины 2-го года жизни и до поступления в школу;
Мама помогает в усвоении ребенком большинства зрелых форм поведения. Действия ребенка становятся самомотивированными (вести себя так, как от него ожидают другие). Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности.
На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями (ролевая игра).
Пять форм зависимого поведения:
Наиболее существенное значение имеет участие в уходе за ребенком каждого из родителей.
1. «Поиск негативного, отрицательного внимания» - привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Эта форма зависимости – прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений со стороны матери (к девочке), сильное участие отца. То есть отец не доверяет матери. Девочек отцы любят, а мальчиками пренебрегают.
2. «Поиск постоянного подтверждения» - извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, комфорта. Эта форма зависимого поведения прямо связана с высокими требованиями обоих родителей.
3. «Поиск позитивного внимания» - более зрелая форма зависимого поведения; усилия на получение одобрения от окружающих.
4. Форма поведения «пребывание поблизости» - это постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). «Незрелая» зависимость. Нежелание взрослеть – инфантильность.
5. «Прикосновение и удержание». Родители не требовательны – инфантильность. Должны быть средние: ни слишком сильное, ни слишком слабое давление;

7.3. Критические периоды социализации.
Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии личности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренс обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных связей у животных. В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Исследования показали, что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важна интенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивость реакции следования за матерью. Был сформулирован «закон усилия», согласно которому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период запечатления. Были разработаны критерии продолжительности критических периодов: начало периода определяется зрелостью двигательных способностей; конец – развитием реакции страха.
Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Например, реакция цепляния у обезьян; следование в стаде; махание хвостом; улыбка у младенца. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Например, в 8 месяцев ребенок – по отношению к незнакомцу.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимались привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Социализация у собак – с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям; первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.
По отношению к детям было высказано, что существуют два критических периода социализации:
1) в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда учится зависимости;
2) в 2-3 года – когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях;
Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, достигает максимума в 4-5 месяцев – сознательная улыбка. Были выделены также критические периоды обучения. Их еще называют сензитивными периодами для обучения. Если обучение не происходит в этот период, то оно может никогда не произойти.

7.4.Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
Б. Скиннер подчеркивал, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды. Поведение человека можно «сделать» и осуществить контроль над ним. Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.
Подкрепление может быть положительным (работа – деньги; ребенок – одобрение взрослых) и отрицательным (надоевшая работа – чтобы избежать гнева взрослых; человек – лекарство, закрепить боль). Первичное подкрепление (пища, вода, холод, жара и т.д.) и условное (первоначально нейтральный стимул, который приобрел подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первой формой подкрепления). Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, а наказание подавляет его. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение ранее обещанного удовольствия, лишение прав). Однако меры наказания часто не подавляют нежелаемое поведения. Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что наказание не имеет устойчивого эффекта, ибо нежелаемое поведение может возобновиться (если наказание отсрочено). Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Скиннер отдает предпочтение использованного положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Акцентировать внимание на хорошем поведении.

7.5.Роль подражания в формировании нового поведения.
Основное внимание исследователями уделялось феномену научения через подражание. По их мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подкреплению. Процедура визуального научения особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Научение посредством наблюдения важно потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. Лабораторные исследования показали, что дети смотрели фильм с агрессивным поведением взрослых, с различными последствиями (вознаграждения и наказания); после просмотра детям давались игрушки, похожие на те, которые использовались в фильме; агрессия проявлялась больше у детей, которые смотрели фильмы, где поведение взрослых получало вознаграждение; где было наказание – агрессия уменьшалась.
Четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:
1. Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели: ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение.
2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнять то, что он видит.
Таким образом, признается роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира». Испытуемый наблюдает образец поведения или узнает о нем, но не воспроизводит его до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия.
Теория социального научения признает, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит.
Научение – это стихийно совершающейся процесс. Количественный процесс накопления навыков, связей, приспособлений.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2000.-623с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Теория социального научения»:
1. Дайте определение понятию научения.
2.Назовите три фазы развития по Р.Сирсу.
3. Что имеется в виду под критическим периодом социализации.
4. Чем по Б. Скинеру определяется поведение человека.

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.

В социальной психологии давно и прочно утвердилось понятие социализации - процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940- 1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Колмана и др. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия; в "гуманистической психологии" - как самоактуализация "Я-концепции".

Явление социализации многоаспектно, поэтому каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые.

Альберт Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т.е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т.е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.

Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослых (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, усилилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы

детей, смотревших фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Бандура выделил диаду "стимул - реакция" и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:

  • 1) внимание к действию модели;
  • 2) память о воздействиях модели;
  • 3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;
  • 4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.

Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.

Известный американский психолог Р. Сирс (1908-1998) предложил принцип диадического анализа развития личности , заключающийся в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых диадических ситуациях, потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка".

  • 1) фазу рудиментарного поведения, базирующуюся на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни;
  • 2) фазу первичных мотивационных систем - научение внутри семьи (основная фаза социализации);
  • 3) фазу вторичных мотивационных систем - научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей.

Центральным компонентом научения, по мнению Сирса, являлась зависимость, т.е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, - это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения.

  • 1. "Поиск негативного внимания" (ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку).
  • 2. "Поиск постоянного подтверждения" (это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск зашиты, комфорта, утешения. Причина - завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей).
  • 3. "Поиск позитивного внимания" (выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее).
  • 4. "Пребывание поблизости" (постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать "незрелой", пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости).
  • 5. "Прикосновение и удержание" - это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о "незрелой" зависимой форме поведения.

Р. Сирс считал, что родителям необходимо найти средний путь в воспитании и придерживаться следующего правила: не слишком сильная, не слишком слабая зависимость; не слишком сильная, не слишком слабая идентификация.

Роль поощрения и наказания в формировании нового поведения рассматривал американский психолог-необихевиорист Б. Скиннер (1904-1990). Главным понятием его концепции является подкрепление , т.е. уменьшение или увеличение вероятности того, что данное поведение повторится. Исследователь рассматривал и роль награды в данном процессе, но разделял роль подкрепления и награды в формировании нового поведения, считая, что подкрепление усиливает поведение, а награда не всегда способствует этому. По его мнению, подкрепление бывает положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т.д.).

Б. Скиннер выступал против наказания и считал, что оно не может дать устойчивого и продолжительного эффекта, а игнорирование плохого поведения может заменить наказание.

Американский психолог Дж. Гевирц большое внимание уделял изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому, а взрослого - к ребенку. Он основывался на достижениях в области социальной психологии и идеях Сирса и Скиннера. Гевирц пришел к выводу, что источником мотивации поведения ребенка выступают

стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления, а также разнообразные реакции ребенка, например смех, слезы, улыбка и т.д.

Американский психолог У. Бронфснбреннер считал, что результаты лабораторных исследований необходимо проверять в естественных условиях (в семье или группе сверстников).

Особое внимание он уделял структуре семьи и других социальных институтов как важнейшим факторам развития поведения детей. Поэтому свои исследования он проводил, наблюдая за семьями.

Бронфенбреннер изучил происхождение феномена "возрастной сегрегации" в американских семьях, заключающегося втом, что молодые люди не могут найти свое место в обществе. В результате человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже испытывает враждебность по отношению к ним. Найдя в конце концов дело по душе, он не получает удовлетворения от работы, и интерес к ней вскоре угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.

Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:

  • работа матерей;
  • рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов;
  • дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе;
  • недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат;
  • редкое общение с родственниками и соседями.

Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные условия сказываются на психическом развитии ребенка, что и приводит к отчуждению, причины которого - в дезорганизации семьи. Однако, как считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми сталкиваются семьи.