Сценарий Дня поселка «С любовью к людям и земле. Сценарий вечера день края

Цели и задачи:

  • Познавательные : ознакомление учащихся с народными традициями русской, башкирской и казахской культуры, с историей родного края, предметами старинного быта;
  • Воспитательные : воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своему родному краю, формирование толерантного сознания учащихся, принятия уважительного отношения к разным национальностям;
  • Развивающие : развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

Оформление: название праздника «Мой край – мой дом родной», в центре карта Оренбургской области, вокруг карты картинки народов, населяющих область в национальных костюмах

Оборудование:

  • костюм для домовёнка Кузи,
  • бабушкин сундук с реликвиями,
  • карточки с ситуациями для пап
  • карточки с вопросами викторины
  • бумага, ручки для команд

Ведущий 1:

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

Ведущий 2 : Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наше Оренбуржье.

Ученик 1 : (читает стихотворение)

Край родной
(Р.П. Герасимов)

На карте – с ладонь или даже поменьше,
А пешим – попробуй его обойди!
Смотри: бесконечные- бесконечные
Все степи да степи бегут впереди.

А реку мне выразить словом?
Я лучше сравнения не отыскал –
По жёсткой руке Оренбуржья родного,
Как синя жилка, струится Урал…

Народ корневой, работящий, плечистый,
Душа у народа, как степь, широка.
На пляску выходят:
Движенья, что выстрелы.
А песни – медлительней, чем облака.

Я всё здесь люблю,
И мне всё здесь знакомо:
И небо, и солнце, что бродит в хлебах.
Запомнил навек,
Как в родительском доме
Пахуч каравай в материнских руках.
И зной ли нас сушит,
Бураны ли вьюжат,
Гордимся, поля щедро потом умыв,
Что в Герб нашей Родины
Хлеб Оренбуржья
Вплели золотыми колосьями мы.

Ведущий 1 : (читает стихотворение)

Мой край

Край мой Оренбургский,
Край полынный!
Мир осин дрожащих и берёз.
Над степной дорогою суглинной
Высверк соли,
Отцвет белых рос.
В давний год едва ли не былинный
От приволжской сумрачной земли
По дороге этой длинной-длинной
Мой отец и дед сюда пришли.
Я по ней и хаживал и бегал,
Падал ниц на дальнюю межу.
К их теперь последнему ночлегу
Постоять в молчанье прихожу.
Я душою землю обнимаю
Дорогую до скончанья дней.
Облака, что вишни в белом мае,
Проплывают медленно над ней.

Ведущий 2 : Но у каждого человека есть ещё и малая родина.

Ученик 2 : (читает стихотворение)

Малая родина
(В. Тихомиров)

Малая родина!
Отчий мой край, я – травинка твоя.
Можно уехать…
Никто не осудит.
Сколько людей на вокзалах сидит,
В светлое будущее верится людям.
Что ожидает их впереди?
Может я тоже уеду однажды
Лучше я видел в России места.
Но неужели для сердца не важно,
Где расцветут два вишнёвых куста.

Малая родина!
Отчий мой край, я – кровинка твоя.
Солнце печёт или бьёт непогода,
Я без тебя, что костёр без огня.

Ведущий 1 : На слиянье речушек - Кураганки и Блявы – Расположен посёлок, Блявтамак мой родной.

Ведущий 2 :

Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая,
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.

Ведущий 1 : Малая родина, отчий дом, семья – вот начало всех начал.

Мы – семья.
По-отечески строги
К нам бывают родные края.
И Отечество тоже в итоге –
Нет, не просто народ, а семья.

Мы едины любовью и верой,
Мы едины землёй и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.

Ведущий 2 : Сегодня для нас свои дружеские двери распахнут наши семьи.

(Представление семей).

Ведущий 1 : Оценивать наши семьи будет Семейный совет в составе:

(Представление членов жюри).

Итак, мы начинаем наш праздник «Мой край – мой дом родной».

Ведущий 2 :

Семья как крепость – непреступна, нерушима,
И с каждым годом всё надёжней и прочней.
У каждого своя – едина и любима,
И славится устоями, традицией своей.

Ведущий 1 : Итак, по традиции первый конкурс «Визитная карточка».

(Семьи представляют свои визитные карточки.)

Ведущий 2 : Этническая картина нашего края многолика. Земля Оренбуржья очень древняя, сохранившая память многих поколений, исторических событий. На территории области насчитывается около 80 национальностей. В составе многонационального населения Оренбуржья проживают в частности русские, башкиры, казахи. Поэтому сегодня в конкурсной программе участвуют семьи разных национальностей.

Ведущий 1 : Культура Оренбуржья складывается из старинных традиций и обычаев разных наций, которые бережно хранятся, соблюдаются и передаются из поколения в поколение. И сегодня особенности национальной песни, танца и кухни вам продемонстрируют наши конкурсанты. Вы наверно уже заметили, что наши участники конкурса в национальных костюмах. Просим продемонстрировать их.

(Семьи демонстрируют свои национальные костюмы, исполняют национальные песни, танцы, предлагают на суд зрителей и жюри свои блюда).

Ведущий 1 : Предоставляется слово Семейному совету (оценки за визитку).

Ведущий 2 :

Я счастлив: моя Родина – село.
Оно мне радость творчества дало.
И черпаю я силы от земли,
Которую отцы сберечь смогли.

Я рад, что край родимый в жизни есть.
Любимых мест мне в нём не перечесть.
И если спросят, где моя душа,
Отвечу: «Дома, где родился я!»

А сейчас нашим конкурсантам предстоит ответить на вопросы викторины, посвящённой родному краю.

Краеведение:

  1. Когда образовался п. Блявтамак?
  2. Где берёт начало река Кураганка, и почему она так называется?
  3. В каком году была открыта Блявтамакская средняя школа?

Топонимика:

  1. Как с башкирского языка переводится название реки «Блява»?
  2. Как с башкирского переводится название посёлка «Блявтамак»?
  3. Как переводится с башкирского языка месторождение медной руды Яман-Каса?

Экология:

  1. Назовите реки, которые протекают по территории нашего города и загрязняются промышленными стоками, бытовыми отходами.
  2. По какой причине были спущены воды Херсонского водоёма?
  3. Назовите предприятия города, производство которых пагубно влияет на экологию города Медногорска.

Ведущий 1 : Слово семейному совету (оценки за костюмы, танец, песню, блюдо).

Ведущий 2 : В сегодняшнем мире сложно, неуютно. Люди порой, не замечая друг друга, бегут куда-то, невнимательны друг к другу. Мы спорим, жалеем доброго слова и душевного тепла для своих близких и родных.

Ведущий 1 : И только от нас зависит, чем станет наш дом – продолжением этих проблем, неурядиц, неуверенности и беспокойства или источником бодрости, оптимизма, душевного тепла и терпимости.

Ведущий 2 : Правильно говорили англичане, запирая дверь: «Мой дом – моя крепость»

Ведущий 1 : А я предлагаю открыть ворота, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в ваши крепости побольше света и тепла.

(Вдруг на сцене начинает мигать свет, слышатся улюлюканье, звон разбитой чаши).

Ведущий 2 : Что это? Кто это?

(Раздаётся «покрякивание» и на сцене появляется «Домовой»).

Домовой (оглядывает всех, ведущих, изучает декорации сцены): Неужто про меня забыли? Все хорошо знают, что домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких-то кто и забудет накормить коровушку или просто выключить чайник на плите, то сам домовой за него позаботится. Разве вы не согласны?

Ведущий 1 : Нет, нет, дедушка Домовой! Знаем и верим, что ты свидетельствуешь о живучести домашнего духа и близок к добрым людским интересам!

Ведущий 2 : Да, дедушка Домовой, посмотри, ведь сегодня к нам в гости пришли замечательные семьи: учащиеся нашей школы вместе с папами и мамами, с братишками и сестрёнками, бабушками и дедушками. Семьи дружные, весёлые, талантливые: все поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах.

Домовой : А вот сейчас мы это проверим!

Ведущий 1 : Сколько угодно!

Домовой : В старину, какие детки были смышленые!

Ведущий 2 : И наши тоже не хуже!

Домовой : Есть у меня сундучок. Это сундучок ещё моей прабабушки. Я часто нахожу в нём подарки от хозяев: то интересную книгу, то конфетку, то кусочек пирога… Ой! Сколько здесь сюрпризов! Но так и быть, я с вами поделюсь.

(Домовой вытаскивает содержимое сундука).

Ведущий 1 : Сдаётся мне, что это предметы старины, которыми мало кто сейчас в наше время пользуется.

Ведущий 2 : Но несмотря на это мы должны знать, как они называются.

(Дети отгадывают, как правильно называется тот или иной предмет старины и для чего он предназначен).

Ведущий 1 : Что скажешь, дедушка Домовой, смышлёные дети?

Домовой : Так-то оно так, да будут они здоровы. Кстати, я вот хочу проверить: все ли мамы умеют хранить здоровье детей сами, без помощи врача. К примеру, малая хворь напала. Завтра в школу, а за ночь детей на ноги поставить надо.

Ведущий 2 : Так испытайте. Думаю, что наши мамы знают секреты народной медицины и скажут сейчас, как помогают при болезнях чеснок, редька, картофель.

(Мамы рассказывают рецепты народной медицины, например: Чеснок лечит ангину, гипертонию, бессонницу, грипп, служит для выведения бородавок и мозолей. Редька помогает от кашля, камней в почках, невралгии, противоглистное средство, удаляет веснушки. При болезнях желудка противопоказана. Картофель применяют при ожогах, экземе, для лечения верхних дыхательных путей, при гастрите и язве в сыром виде, как косметическое средство с молоком и желтком.)

Ведущий 1 : Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья». От того, сколько совпадений будет в ответах родителей и детей, зависит результат этого конкурса.

(Эта информация, полученная одновременно и от детей, и от родителей, помогает определить положение ребёнка в семье, желание родителей знать своего ребёнка, его проблемы, его внутреннее состояние.)

Ответы зачитывают по очереди родители, потом – дети.

Ведущий 2 : «Природа в доме – семейный лекарь». А сейчас послушаем частушки, которые нам споют весёлые девчушки.

Ведущий 1 : Но забудем о болезнях, мы здесь, слава Богу, здоровы, и пусть болезни не омрачают праздника.

Домовой: Согласен! А теперь пришла очередь посмотреть, на что способны главы семей. Часто бывает так, что папы принимают пассивное участие в жизни семьи, им некогда уделить внимание детям, жене…

Ведущий 2 : Нет, наши не такие, они умеют поддержать компанию, веселы, находчивы, общительны и внимательны.

Домовой: Утешьте, пожалуйста, пословицей или поговоркой моё состояние души. Подбодрите меня!

  1. Я потерял большую сумму денег.
  2. Я забыл купить жене подарок на 8 Марта.
  3. Меня опять вызывают в школу.

(Папы вспоминают пословицы или поговорки, соответствующие данной ситуации, например:

  1. Не в деньгах счастье.
    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
    Что ни делается, всё к лучшему.
  2. Лучше поздно, чем никогда.
    Сам как подарок.
  3. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Маленькие дети – меленькие проблемы, большие дети – большие проблемы.
    У семи нянек – дитя без глазу.)

Ведущий 1 : Слово Семейному совету. (Жюри оценивает предыдущие конкурсы).

Как лечат наши мамы, мы слышали. А смогут ли они вспомнить, какими были маленькими их дети, рассказать сказку или же спеть колыбельную? Мне очень приятно объявить конкурс «Вечерняя сказка или колыбельная».

Домовой : Молодцы! Выдержали испытания. Теперь я уверен, что гости, придя в любую из ваших семей, не заскучают, приболев – оздоровятся, и будут удивлены умными детишками. А значит, вас можно допускать к любому празднику.

Ведущий 2 : И сейчас он пришёл в дом семьи (назвать фамилию семьи). Мы готовы послушать и побывать на их празднике, но прежде каждая семья расскажет об одном из своих национальных праздников.

Ведущий 1 :

Ведущий 2 : Просто здорово! Сколько было гостей, а ещё больше веселья! Но мы, к сожалению, должны подвести окончательные итоги нашего «Праздника Семьи».

Ведущий 1 : Слово Семейному совету.

Ведущий 2 : Победила дружба! А иначе и быть не могло. Это значит, что мы ещё не раз встретимся дружным многонациональным коллективом. Будем петь и танцевать, плакать и смеяться, а значит жить, все вместе русские, башкиры, казахи… Жить дружно!

Ведущий 1 : Большое спасибо семьям, всем участникам, тем людям, которые помогли нам в подготовке и проведении этого большого светлого праздника!

Ведущий 2 :

Пусть всех весенний ветер дразнит,
Нам жить без праздников нельзя.
Не уходи из сердца, праздник,
До новых праздников, друзья!

ДЕНЬ РОДИНЫ.ВЕДУЩИЙ. С чего начинается Родина? Каждый из нас рано или поздно пытается найти для себя ответ на этот вопрос и каждый решает его по-своему. Для кого-то родина – это дом, двор, улица в большом городе, другой назовёт маленькую, тихую деревушку, где проводил каждое лето своего счастливого детства. Но у нас есть и общая, большая Родина – страна, в которой мы родились и выросли. Она подарила нам язык, в котором столько добрых слов, на котором написаны любимые книги и песни. Родная земля влила в нас огромную, буйную силу с воздухом, водой и хлебом, выращенным хлеборобом и испечённым русской женщиной с любовью.

    Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо.Это травы сочные, это реки быстрые,Это степи пыльные и луга душистые.
    Что такое Родина? Всё, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.Пусть выходит солнце над Отчизной нашей,Нет любимей Родины, и милей, и краше.
    Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.Я хотел бы затерятьсяВ зеленях твоих стозвонных.
    Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,И берёзки у дороги,По которой мы идём.
    Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубомИ душистый, золотистыйХлеб за праздничным столом.
    Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,И рубиновые звёзды –Звёзды мира над Кремлём.ВЕДУЩИЙ.А как вы представляете свою родину? За что вы её любите?Дети показывают свои рисунки и зачитывают отрывки из сочинений. ВЕДУЩИЙ.Откуда произошло само слово «родина»?
    Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего славянского бога Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит
земля.
    Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
    Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изу
чают её.
    Родина – это и Отечество, и страна, и место рождения человека. Народ – нация, народность, жители страны. Есть ещё много слов с корнем –род- :народность, народить, родственники, родник и другие.
ВЕДУЩИЙ.Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?
    Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
ВЕДУЩИЙ.Назовите основные символы государства.
    Герб – это государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы. У нас очень красивый герб. Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой сжимает орёл скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость его от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Наш герб очень древний. Он появился более пятисот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, так его называли. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
ВЕДУЩИЙ.Каково значение цветов российского флага.
    Есть разные версии. По одной это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, верность. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, красный – любовь. Эти цвета чаще других используют в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве. Бело- сине-красному флагу России уже более трёхсот лет. У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
(исполняется первый куплет и припев гимна)
    Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я сними жил и рос,Потому и набегают слёзыНа глаза, отвыкшие от слёз.
    Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обозИ на холме средь жёлтой нивыЧету белеющих берёз.
    Ты до того берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы,Что без тебя немыслима РоссияИ я не мыслим без твоей красы.
    На поляне, на пригорке,
Под окном среди полейБелокурая берёзка –Символ Родины моей.ВЕДУЩИЙ.Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.
    Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь. Какое милое очаровательное дерево! Не одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты не был, всматриваясь в берёзовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину. Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами. Зелёная причёска,
Девическая грудь,О, тонкая берёзка,Что загляделась в пруд?Что шепчет тебе ветер?О чём звенит песок?Иль хочешь в косы-ветвиТы лучший гребешок?
    Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,Я полюбил печальный Твой предосенний шум. И мне в ответ берёзка: «О, любопытный друг, Сегодня ночью звёздной Здесь слёзы лил пастух.
    Луна стелила тени,
Сияли зеленя.За голые колениОн обнимал меня.И так вздохнув глубоко,Сказал под звон ветвей:«Прощай, моя голубка,До новых журавлей».ВЕДУЩИЙ.Нельзя представить жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала жилища. И всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётла и веники. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.
    Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас? Целебными свойствами обладаю молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые наросты с чёрной поверхностью. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных тропЯ узнал знакомые берёзки,У которых рыл себе окоп.И невольно вспомнил, как стоналиВетки их от взрывов и огня…Возле тех берёзок подобралиЧуть живым товарищи меня.С той поры остались на берёзкахЧёрные глубокие рубцы,С той поры с любовью о берёзкахГоворили часто мне бойцы.- Ты бы злую смерть не пересилил,Ты бы тяжких ран не перенёс,Если б мы тебя не напоилиСветлыми слезинками берёз …ВЕДУЩИЙ.Россия всегда славилась своими песнями и танцами. В песнях русский человек грустит и радуется, баюкает детей, оберегает дом, воспевает родную природу. Песня – это тоже символ России. Мы должны знать, любить и передавать песню из поколения в поколение.
    О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…О России петь – что весну встречать,Что невесту ждать, что утешить мать…О России петь – что тоску забыть,Что любовь любить, что бессмертным быть…
    Русская песня прославляет родную природу.
Песня русская в берёзах,Песня русская в хлебах –На покосах, на морозах,На санях и на лугах.
    На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов.Сколько песен у России,Сколько во поле цветов.
    Русская песня воспевала животных, которые помогали жить.
«Ох, утушка моя луговая!»Кто сложил её, не знаю,Только песня та добра,Песня с детства мне роднаяИ подруга, и сестра!
    Русской песней успокаивали и баюкали, оберегали. С русской песней тужили и плакали.
А слова её простыеДушу трогают до слёз.Столько песен у России!Сколько в рощицах берёз!
    С русской песней радовались и веселились.
Ярмарка – « Ой, блины!»Мы давно блинов не ели,Мы блиночков захотели.
    Песни русские такие,
Что охота подпевать.Сколько песен у РоссииНикому не сосчитать!ВЕДУЩИЙ.Что же такое Родина, что значит для вас это слово? Оказывается очень многое. Сегодня мы затронули только малую толику того, что мы называем Родиной.
    Берегите Россию –
Нет России другой.Берегите её тишину и покой,Это небо и солнце,Этот хлеб на столеИ родное оконцеВ позабытом селе…
    Берегите Россию,
Без неё нам не жить.Берегите её,Чтобы вечно ей быть.Нашей правдой и силой,Всею нашей судьбой.Берегите Россию –Нет России другой.
    Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!
В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.Я бы только одно у судьбы попросила –Чтобы снова враги не пошли на Россию.
    О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце одна.Я и другу скажу, скажу и врагу:Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.
    Почему мы любим все Родину Россию?
Потому что нет нигде Родины красивей.Потому что нет нигде лучше наших пашен,Лучше наших синих рек и полянок наших.Мы о Родине своей распеваем песни,Потому что нет нигде Родины чудесней.

Сценарий праздника

«Нет милей Родины моей!».

Костенкова Наталья Николаевна

МБОУ «Заревская ОШ»

Учитель начальных классов

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
обобщить понятия: Родина, малая родина
развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки, поделки учащихся.

Ход занятия

С чего начинается Родина?” (песня)

Ученик:

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Ученик:

« РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)

Ученик:

Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик : Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах.

Составление пословиц о любви к Родине.

Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

7)Где родился, там и пригодился.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия огромная страна.

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да)
Ученик:

« РОССИЯ»
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь. (С. Васильев)

Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

Объясните, что символизируют цвета российского флага.

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет мужество, смелость, великодушие и любовь.

Россия это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Что вы знаете о своем селе?

Совсем мало знаем, поэтому в этом учебном году будем изучать историю нашего города.

Вывод : Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Учитель: - Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Учитель:

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик:

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

1. Расскажите о вашей «поляне детства».

2. Какие цветы на ней растут?

3. Какие деревья и кусты её окружают?

4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик:

«Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»

«Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли…»

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Учитель:

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно ( В. Духанин)

Сценарий праздника

(посвящённого Дню рождения

города Павловского Посада).

Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

Цели:

1.Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного города.

2.Воспитание чувства любви и

гордости за свою малую родину.

Задачи:

1.Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.Содействовать моральному развитию детей.

Ход мероприятия

Ведущий: 06.06.15 исполнился 171 год Павловскому Посаду, и этот праздник мы посвящаем нашему любимому городу.

Ребята исполняют песню:

Музыка П. Аедоницкого
Слова А. Поперечного

Вдоль берегов нашей речки Клязьмы
Травам цвести и шуметь ветрам.
Из-за лесов, словно в русской сказке,
Выплывает город навстречу вам.

Павловский Посад,
Павловский Посад,
Городок задумчивый, старинный.
Тихий палисад, чей-то нежный взгляд
И такой родной огонь рябины.

Если б меня вы о нем спросили,
Я бы ответил, что город мой
Рядом с Москвой, посреди России,
Словно озаренный самой Москвой.

Краски земли и ее узоры
Вспыхнут в платках расписных твоих.
У мастериц свет зарниц во взорах,
Просто не влюбиться нельзя в таких!

Вот он стоит над рекою Клязьмой,
Город, в который я так влюблен.
Как хорошо был по-русски назван,
Павловским Посадом был назван он.

Припев.

Ведущий:

Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

1 Конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, реке. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. А что для вас «малая родина»?

Участник праздника читает стихотворение:

Малая Родина, малая Родина,
Наша весна и любовь,
Горечь рябины и сладость смородины,
Осени хмурая бровь…
Сколько бы ни было читано - пройдено
Лет, километров и строк,
С нами всегда наша малая Родина-
Наш благодатный исток.

Конкурс «Составь пословицы».

Родину, как и родителей

своя сторона

Любовь к Родине

и в горсти мила

На чужой стороне Родина

тот и герой

Одна у человека родная мать

авось, небось да как-нибудь

Всякому мила

чужая насупротив

За морем теплее

дороже всякого богатства

Кто за Родину горой

того обычая держись

Своя земля

чем страна наша

Скучно Афонюшке

и весна не красна

Где сосна взросла

сильнее смерти

Русский крепок на трех сваях

и полынь не растёт

Своя сторона по шерстке гладит

каменных стен

На родной стороне

свой дым глаз не ест

Жить

которой гнездо свое немило

В каком народе живёшь

будь и сыном своего народа

Народная дружба и братство

что своего гнезда нет

Наша сила

и камешек знаком

С родной сторонки

милей вдвойне

Нет земли краше

семья едина

На чужой стороне

там она и красна

Без корня

а у нас светлее

Своя ноша не тянет

на чужбине не найдёшь

Согласие крепче

Родине служить

О том кукушка и кукует

и ворона мила

Глупа та птица

на чужой сторонушке

Будь не только сыном своего отца

одна у него и Родина

Конкурс «Поединок». Ребята делятся на 2 команды и называют пословицы о Родине.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

· Любовь к Родине сильнее смерти.

· На чужой стороне Родина милей вдвойне.

· Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

· Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

· Береги землю родимую, как мать любимую.

· Всякому мила своя сторона.

· Где жить, тем и слыть.

· За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

· Где кто родится, там и пригодится.

· Если народ един, он непобедим.

· Кто за Родину горой, тот и герой.

· Прилетел гусь на Русь - погостит да улетит.

· Худая та птица, которая гнездо своё марает.

· Своя земля и в горсти мила.

· В чужом доме побывать - в своем гнилое бревно увидать.

· Чего не знаешь, туда и тянет.

· Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

· На одном месте и камень мохом обрастает.

· Земля русская вся под богом.

· И лес шумит дружней, когда деревьев много.

· Своя печаль чужой радости дороже.

· Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

· Горе в чужой земле безъязыкому.

· Чужая сторона прибавит ума.

· Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

· На родной стороне и камешек знаком.

· Где сосна взросла, там она и красна.

· Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

· Если вздохнуть всем миром - ветер будет.

· Жить - Родине служить.

· В каком народе живёшь, того обычая держись.

· Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

· Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

· На родной стороне и кумушек знаком.

· Наша сила - семья едина.

· Что русскому здорово, то немцу смерть.

· Зачем далеко и здесь хорошо.

· С родной сторонки и ворона мила.

· Чужая сторона дремуч бор.

· Нет земли краше, чем страна наша.

· На чужой стороне и весна не красна.

· Без корня и полынь не растёт.

· В каком народе живешь, того и обычая держись.

· Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

· Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.

· О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

· Согласие крепче каменных стен.

· С родной земли - умри, не сходи.

· Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

· На Руси не все караси - есть и ерши.

· За морем теплее, а у нас светлее.

· Чужая сторона - мачеха.

· Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.

· Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

· Полетели за море гуси, прилетели тоже не лебеди.

· Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа.

· За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да своё.

Конкурс презентаций

«Достопримечательности Павловского Посада».

Музей «Истории русского платка и шали».

Стоит отметить, что в городе есть музей «Истории русского платка и шали». Здесь собраны лучшие платки с разных мануфактур Московской области, по которым можно смело изучать историю развития российской текстильной промышленности. Особой гордостью экспозиции являются платки, шитые золотом, набивные платки из шерсти и всевозможные шали.

Покровско-Васильевский мужской монастырь

Покровско-Васильевский мужской монастырь до 1917 года был женским. Он был построен по инициативе одного из основателей платочной фабрики Яковом Лабзином в честь своего компаньона - Василия Грязнова, человека очень набожного, который всю жизнь искупал грехи своей юности многочисленными добрыми делами. Изначально Лабзин инициировал строительство двухэтажного храма на месте, где были похоронены супруги Грязновы. После освящения всех трех пределов этого храма, при нем была организована женская богадельня, которая в будущем и должна был стать монастырем.

В революционные годы монастырский комплекс был сильно поврежден, но в 90-х годах прошлого столетия начались работы по его восстановлению, которые были успешно завершены к 2002 году. За это время было отреставрировано множество уникальных фресок и икон, из Киево-Печерской лавры и горы Афон были привезены частички мощь святых, построена еще одна церковь и восстановлено довольно богатое подсобное хозяйство. Теперь монастырь утопает в зеленее фруктовых садов и цветах.

Воскресенский собор

Одной из самых древних архитектурных достопримечательностей Павловского Посада считается Воскресенский собор, который был возведен в начале 18 века на месте одного из первых еще деревянных православных храмов в этом регионе в честь Георгия Победоносца. Спустя сто лет после его возведения храмовый комплекс был дополнен колокольней и трапезной. К сожалению, до наших дней сохранилась только 58-метровая колокольня. В начале 21 столетия она была полностью отреставрирована и теперь является одним из главных украшений города, возвышаясь на зеленом холме.

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Важное место в архитектурном ансамбле города занимает также храм Казанской иконы Божьей Матери, возведенный на заре 20 века на средства купца-мецената Федора Манаева. Здание этого храма имеет два этажа, и вроде бы неприметно, но облик его очень своеобразный.

Дом купца первой гильдии Дмитрия Ширкова

Еще одним интересным памятником в Павловском Посаде можно назвать дом, в котором когда-то жил купец первой гильдии Дмитрий Ширков. Это очень красивое здание с щедро декорированным фасадом и не менее богатым внутренним убранством Ширков завещал городу, теперь здесь находиться своеобразная галерея, где размещены экспонаты, посвященные городу.

Конкурс стенгазет «Из истории Павловского Посада» и рисунков «Мой город».

Конкурс «Знаменитые люди нашего города».

Ведущий показывает фотографии, ребята рассказывают о знаменитых людях Павловского Посада.

Тихонов Вячеслав Васильевич

(р. 8.2.1928, Павловский Посад Московской области), советский киноактёр, народный артист СССР (1974). В 1950 окончил актёрский факультет ВГИКа. Дебютировал в фильме "Молодая гвардия" (1948, по А. А. Фадееву, роль Володи Осьмухина). Получил известность в острохарактерных ролях Матвея Морозова ("Дело было в Пенькове", 1958) и Виктора Райского ("Чрезвычайное происшествие", 1959). Создал ряд лирических и героических образов; наиболее значительны: Алексей ("Оптимистическая трагедия", 1963), Князь Андрей ("Война и мир", 1966-67), Мельников ("Доживём до понедельника", 1968). Крупнейшей работой Тихонова стал образ советского разведчика полковника Исаева (Штирлица) в многосерийном телефильме "Семнадцать мгновений весны" (1972). В лучших ролях актёр глубоко раскрывает внутреннюю жизнь героя - его психологическую, эмоциональную, интеллектуальную сущность. Государственная премия СССР (1970).

Быковский Валерий Федорович

(р. 2.8.1934, Павловский Посад Московской области), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза (1963). Член КПСС с 1963. Окончил школу московского аэроклуба, в 1955 - Качинское военно- авиационное училище лётчиков. Был военным лётчиком. В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского (Москва). 14-19 июня 1963 на космическом корабле "Восток-5" совершил за 119 ч 81 виток вокруг Земли, пролетел свыше 3,3 млн. км. С 16 июня полёт Быковского происходил одновременно с полётом космического корабля "Восток-6", пилотируемого В. В. Николаевой-Терешковой. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.

Курин Герасим Матвеевич

Организатор и руководитель крупного крестьянского партизанского отряда во время Отечественной войны 1812; крепостной крестьянин. После захвата г. Богородска наполеоновскими войсками (23 сентября) создал из крестьян Вохновской волости отряд (5300 пеших и 500 конных), привлек к командованию вохновского голову Е. С. Стулова и сотенного И. Я. Чушкина и установил связь с начальником Владимирского народного ополчения князем Б. А. Голицыным. С 23 сентября по 2 октября отряд имел семь столкновений с наполеоновскими войсками, на его счету было большое количество пленных и 3 французских орудия. Курин был награжден знаком Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник. Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место- это наша малая Родина.
Это место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной город.

Танец девочек в Павлово- Посадских платках.

Подведение итогов конкурсов. Поздравление и награждение победителей.

Главный приз для всех участников-экскурсия в краеведческий музей.