Что такое частушки определение. Значение слова частушка

Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки появились во II половине XIX века, они являются образцом поэтического примитива, в них соединены архаичные черты и новые идеи, они вытеснили многие жанры народного творчества. Ввёл этот термин в литературу Глеб Успенский, в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» он дал краткий анализ частушек и опубликовал первые тексты. На первых порах частушки в разных местах назывались по-разному. Частушка возникла на стуке между городом и деревней. Из литературы в частушку перешли рифма и форма строения.

Как миниатюра, частушка откликалась на самые разные события. Основная тема - любовная. Частушка показана изменившееся состояние молодёжи. Главные герои - молодые люди, юноши, девушки, подруги, друзья, соперницы. Взрослые остаются в стороне, над ними в частушками подсмеивались.

В XX веке появились частушки на социально-политические темы. Частушки популярны в течении двух столетий, они легко забываются/появляются, они текстуально устойчивы. Частушка - поэтический экспромт, она не поётся одна. При исполнении частушек исполнялись готовые формы. Частушка, как и пословица, афористична. В частушках нет ни одного лишнего слова, и особую роль в частушке играет подтекст.

Классификация частушек:

  1. 1) Лирические частушки (припевки) - 4х-строчная частушка на разные темы..
  2. 2) Плясовые - 4х-строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок , строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  3. 3) Страдания - 2х -строчные частушки на любовную тему. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  4. 4) «Семёновна » - 2х-строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. Они называются по имени главной героини, в частушках это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты/непорочности.

Сборники частушек:

  • - «Частушка в записи современного времени», сост. Власова З.И./Горелов А.А. Мск, 1968 г .,
  • - «Прикамские посиделки», «Уральские посиделки».

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова частушка

частушка в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

частушка

частушки, ж. (лит.). Произведение устной народной поэзии - четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

частушка

И, ж. Народная песенка - четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. Петь, играть частушки.

прил. частушечный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

частушка

ж. Произведение народной поэзии лирического, злободневного или шутливого содержания, исполняющееся на определенный напев и представляющее собою четверостишие или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

частушка

короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества 2-й пол. 19-20 вв.

Частушка

жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон ≈ мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. ≈ хореический, рифмовка ≈ перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже ≈ двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.

Изд.: Симаков В. И., Сборник деревенских частушек, Ярославль, 1913; Елеонская Е. Н., Сборник великорусских частушек, М., 1914; Частушка. Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, М.≈Л., 1966; Власова З. И. и Горелов А. А., Частушки в записях советского времени, М.≈Л., 1965.

Лит.: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, ╧4≈5, М.≈Л., 1936; Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, ╧4; Лазутин С. Г., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960; Власова З. И., Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971; Буртин Ю., О частушках, «Новый мир», 1968, ╧ 1; Зырянов И. В., Поэтика русской частушки, Пермь, 1974.

С. Г. Лазутин.

Википедия

Частушка

Часту́шка (припевка, коротушка ) - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки , свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность , неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

Примеры употребления слова частушка в литературе.

По-скотски -- Бродский и по-свински -- Басинский -- рифмы из частушки , сочиненной Викторией Волченко.

Смотри, Гавриил, какая цепочка выстраивается: появляется Иуда, и апостолы с Троицей устраивают Тайную Вечерю, на которой распевают антирелигиозные частушки и балуются отнюдь не амброзией или нектаром.

Сейчас Платон Николаев тихонько вытренькивал на балалайке немудрящий мотив, а Федя Апришко тоненьким голосом подпевал ему частушки : Шли япошки на Тигровку, батюшки, Но нарвались на дюймовку, матушки.

Порой частушкой , словно в коляде, Сознанья кратковременную вспышку Он вызывал, чтоб исчезать в нигде, Ах, только Ваш язык один, вот где Я мог бы длиться вечно, существуя В минуты те, когда по существу я Скорее, нежли тут, был на звезде.

До ночи оставалось много часов, солнце еще не устало, и люди не больно утомились за весь этот хлопотный, нескончаемо долгий день - их хватало и на работу, и на веселье, и на множество всяких других незаметных дел - должно быть, и прощавшееся с морем утомленное солнце, и немудрящие частушки пулеметчика Яши Лабойко, исполняемые хриплым баском под аккомпанемент балалайки, и шуточки, которые выпаливал Черненко между бритьем и намыливанием щек, были людям нужнее всего.

В основу музыкального коллажа войдут детские хоры, частушки , переплясы, церковные песнопения.

Вся музыка пронизана народным колоритом - рабочие, солдатские песни, частушки вспыхивают, сменяя друг друга, сочетаясь с главной темой, обрамляя ее.

Бытовая лирическая песня и горская частушка , эпические старинные мотивы и партизанские песни революционной эпохи, мужской монолог-раздумье, хоровые культовые песнопения, обрядовые танцевальные напевы, плачи-причитания - все это переплавилось в гибком мелосе и в драматургии оперы, свободной от традиционных внутренних членений, воссоздающей сам дух народных эпико-драматических повествований.

Его конкурентка с крикливым подвизгиванием выводила что-то веселое, разухабистое, наверное какие-то частушки .

Плясунья плавно отмахивала в стороны руками, дурашливо подкрикивала, смеялась над частушкой и над баянистом, который очень уж серьезно относился к своему делу.

Вдруг Дарья вскочила, подбоченилась и принялась выкрикивать веселую частушку , с плясом и прищелкиванием пальцами: Уходи-т-ка, парень, прочь, - Я разбойницкая дочь.

В ушах частушка ли, гармошка, луной в углу озарена скоропечатная иконка.

На этом близость с частушками и заканчивается, поэтому хайку ни в коем случае нельзя перевести в частушечном рифмованном виде, это не только опустит высокую поэзию до плебейского восприятия, но и погубит все то, что отличает человеческую сущность от животного братства.

Все обернулись на эту охрипшую частушку : по выгону к правлению двигалась толпа, человек двенадцать Кузькиных родичей и гостей, в основном баб, наехавших из окрестных околотков, и в середине сам Кузьма, поддерживаемый под левый закрылок Давыдкой, а под правый - своей бабой Степанидой.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Проект « История появления частушки на Руси» Подготовили: Мухаметгалиева Алина Малютина Ольга-6 класс Руководитель: учитель русского языка и литературы Кравченко Людмила Михайловна

Цель проекта: развитие творческой инициативы у учащихся, формирование умения ставить и решать задачи, умения самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, учить детей самостоятельно работать с информацией, находить источники, из которых можно почерпнуть знания. Воспитывать у учащихся значимые общечеловеческие ценности, толерантность, чувство ответственности, развивать исследовательские творческие способности учащихся. Задачи проекта: воспитывать у детей любовь к русской литературе, к устному народному творчеству, уважение к традициям своего народа, научить детей знать происхож дение и появление частушки на Руси.

Частушка(припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый распространенный ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку, потому говорят, что частушки сложил русский народ. Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки - гармоника, гармошка. Встает вопрос: А когда же появилась частушка? Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи – ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки,белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. .

У этих народов такие песенки появились раньше. Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные, получилась удобная, легкая для запоминания песенка. В частушке объединились стихи лирической песни с афористичностью пословиц и поговорок.

Первоначально частушки возникли в мужской среде. Парни собирались тесным кружком и горланили их. Толкование слова «частушка» в «Словаре живого великорусского языка В.И.Даля» нет. В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, тараторка, переберушка, скоморошина, проходная. Ещё есть частушки, возникшие от возгласа и называются они « ихохошка ».Вот пример: А вот частушка-хохотушка» Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися. Да и в рот катилися! Я иду, иду, Самовар в руках несу. Ей,чай,чай, чай, Уж, ты матушка, встречай!

Часту́шка - короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. Текст частушки - обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «яблочко». Говорится в частушках и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним нравится новая жизнь, другим – нет.Кто-то поёт о Ленине, кто-то о Сталине. Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Мне не надо ничего, Про войну рассказывать, Я сама туда поеду Раны перевязывать.. пастушка в военное время поддерживала народ и в тылу, вЧ основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Частушка в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить победу. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа.

Сейчас много частушек, отражающих современную жизнь, поют их и в школах на праздниках, вечерах, на уроках музы ки

Частушка существует и в наши дни. В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не теряла смысла любовь и всё , что с ней связано. Но жизнь меняется, поэтому меняются и переделываются частуш ки.

В отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор. Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Школьные частушки *** ВЫ КРАСИВЫЕ ВСЕГДА: « ХВОСТИКИ», КОСИЧКИ. МЫ ЗА НИХ, БЫВАЕТ, ДЁРНЕМ,ТОЛЬКО ПО ПРИВЫЧКЕ! *** КАК ПРИХОДИТ ПЕРЕМЕНКА ЛЮБИМ С ВАМИ ПОИГРАТЬ: УБЕГАЕМ, ЧТО ЕСТЬ СИЛЫ, ЧТОБ МОГЛИ НАС ДОГОНЯТЬ!

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Частушка это жанр русского фольклора, оформившийся в последней четверти 19 в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. С начала 20 в. частушки начали проникать к украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам. Сборники частушек стали появляться только в 20 в.: Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909; Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - 4 строчный - сформировался во второй половине 19 в., он исполнялся под пляску и без нее. Частушки собственно плясовые, исполняемые только под пляску (например под кадриль), также являются 4 строчными. Кроме того, существуют 2 строчные частушки: «страдания» и «Семёновна». Частушки принято называть поэзией малой формы, однако она никогда не поется одна («Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу…»). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (до 100). Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы - как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушке свойственна речитативность. Каждый регион имел особый словесного текста и напева, особую манеру исполнения и приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Их называли «припевки», «пригудки», «прибаски», «коротушки», «собирушки» и пр. Термин «частушка», также народный, был введен в научный обиход в 1889, когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа (Успенский Г. Новые народные песни (Из деревенских заметок). Частушки имеют сельское происхождение и бытование. Их ответвлением, трансформацией стали, частушки исполнявшиеся в городских «низах» и среде рабочих. Их высокую популярность и продуктивность сохраняют в современном фольклоре.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам , однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи -девушка и парень, а самая популярная тема -любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание. Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разно­ образные жизненные явления, выражая положительную или отрицательную их оценку . Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип частушки- четырехстрочный - сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно пля­совые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки : "стра дания" и "Семёновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устой­ чивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно ис­полнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к на­певной декламации). В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают им­провизацию, занимающую в частушке значительное место.

Частушка – один из немногих жанров традиционного русского фольклора, тексты которого не заучиваются наизусть специально и не разучиваются предварительно, а во многих случаях сочиняются на ходу. Частушка – это почти всегда импровизация.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но час тушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек происходит объединение частушек, возникает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудо­вых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.

Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармо­нисту. Например:

Играй, гармонист.

Играй, не ломайся!

Для кого-нибудь не надо -

Для нас постарайся! (В начале).

Ой, спасибо, гармонист.

За игру отличную!

Я еще тебе желаю

Милку симпатичную! (В конце) 1 .

Спевы, построенные на диалоге - перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов - частушки, име­ющие общее начало (запев): Эх, яблочко..., Самолет летел..., Не ходите, девки, замуж... и др. Особый способ циклизации имеют частушки "Семеновна": он напоминает цепочную композицию народных лирических песен. Например:

Самовар с трубой начинал кипеть,

А я "Семеновну" начинаю петь.

Частушки имели сельское происхождение и бытование . От­ветвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских "низах", в среде рабочих. Свою высокую популярность и про­дуктивность частушки сохраняют и в современном фольклоре.

Когда появились частушки?

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерни­ях. Ученые предполагают, что возникла частушка первоначально в крестьянской девичьей среде, а исполнялись они на девичьих посиделках, между хороводами, на праздниках, во время народных праздничных гуляний.

Каждый регион имел особый характер текстов частушек и напева , особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: "саратовские", "тамбовские", "воронежские", "рязаночка", "елецкая". В народной среде выделялись частушечники - знатоки частушек, их исполнители и создатели, владеющие основным репертуаром своей местности. С начала XX в. русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чу­вашам, татарам и другим. В местах русско-мордовского пограничья протяжные двустрочные частушки стали называть по-мордовски - матани (в переводе - "песенки").

В разных местах частушки называли по-разному: песни, ко­ роткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собируш к, сбирушки и проч. Термин частушка, также народный, был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор - писатель-демократ Г.И. Успенский 2 .

В отличие от Г.И. Успенского, проявившего живой интерес к час­тушке, многие находили в ней "упадок истинного творчества" народа. Вот что писал Ф.И. Шаляпин: "Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гар­моника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель..." 3 .

Частушка - показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи. Ускорившиеся темпы жизни, постоянный приток новых впечатлений, частая смена переживаний - все это сделало актуальной короткую подвижную песенку.

Частушки - главный жанр крестьянской лирики в позднем традиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни. Короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (в Курской и Тамбовской областях частушки называли скоморошника ми или скоморошными песнями).

Очевидно, что часть скоморошьего репертуара была воспринята так называемыми нескладухами - частушками, в которых основную художественную роль играет комический абсурд. Например:

Вы послушайте, девчата,

Нескладушу буду петь:

На дубу свинья кладется,

В бане парится медведь.

В песенниках XVIII в. зафиксированы плясовые песни, по размеру напоминающие частушки. Иногда частушки исполнялись на напевы известных плясовых песен "Камаринская " и "Ба рыня". Короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядово­му фольклору утилитарная направленность, они - чисто лири­ческий жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb).