Архитектор испания барселона. Самостоятельная экскурсия: Барселона Антонио Гауди

По легенде, Барселона была основана знаменитым героем древнегреческих мифов – Гераклом и восстановлена из руин в 3 столетии до нашей эры карфагенянином Гамилькаром Баркой, назвавшим город в честь своей семьи – Барсино. Сегодня Барселона – второй по количеству населяющих его жителей город Испании и десятый Евросоюза.

Столица Каталонии располагается на побережье Средиземного моря. Холмы, на которых был выстроен город, дали названия пяти его районам: Кармель, Монтерольс, Пучет, Ровира и Пейра. Как и большинство европейских городов, Барселона состоит из Старого города, включающего в себя Готический квартал, Нового города, времён застройки XIX века, и современных районов.

Архитектура Барселоны отражает основные историко-культурные периоды формирования каталонской столицы. Старый город включает в себя как средневековые строения, выполненные в готическом стиле, так и более древние постройки, периода римской античности. Эшампле или Новый город представляет собой классический образец модернизма конца XIX – начала XX столетия. На бульваре Грасиа можно полюбоваться шедеврами знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди и фонарями со скамьями, созданными по проекту Пера Фалькеса.

Основные достопримечательности Барселоны располагаются в историческом центре города. На холме Монжуик, расположенном рядом с морским портом, можно посетить старинную крепость (1640), архитектурный музей под открытым небом, известный как «Испанская деревня», Национальный музей искусства Каталонии и олимпийские объекты, выстроенные к Летним играм 1992 года. Сайт lonelyplanet.com знакомит нас с красивейшими достопримечательностями Барселоны.

Архитектурные достопримечательности Барселоны — ФОТО.

1. Храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства, расположенный в Эшампле Барселоны, принадлежит архитектурному гению эпохи модернизма – Антонио Гауди. Строительство собора было начато в 1882-м году. Все работы оплачивались благодаря частным пожертвованиям. Возможно, именно поэтому Храм Святого Семейства строился на протяжении не одного века. С 1882-го по 1926-ой он возводился под руководством Гауди. С 1926-го шефство над Храмом попеременно брали на себя другие известные архитекторы. Освящение храма произошло только в XXI веке. Храм Святого Семейства построен в форме латинского креста. Строение имеет пять нефов. Колокольни храма имитируют вид песчаных башен.

2. Церковь Санта-Мария-дель-Мар

Церковь Святой Марии на Море (а именно так переводится на русский название жемчужины испанской архитектуры) находится в старинном квартале Ла-Рибела, расположенном в Старом городе. Готическое строение возводилось на протяжении середины-конца XIV века – времени торгового и морского расцвета Каталонии. Санта-Мария-дель-Мар отличается чистотой архитектурного стиля, чётко придерживающегося традиционных средневековых норм. К примеру, изысканный, на первый взгляд, витраж западного фасада церкви – и тот относится к стилю пламенеющей готики.

3. Торре Акбар

34-этажный небоскрёб, расположенный на площади Глориас-Каталанес, получил своё название от владельцев – компании «Группа Акбар». Приставка «Торре» в переводе с каталонского означает – «башня». Величественное здание, напоминающее своим внешним видом космический корабль, было закончено в июне 2005 года. Уникальность фасада Торре Акбар связана с его особым устройством. Внешняя часть небоскрёба покрыта металлическими, с встроенными в них светодиодами, и движущимися под воздействием температурных датчиков стеклянными панелями. Светодиодные технологии формируют на поверхности Торре Акбар сложные цветовые комбинации в пределах 16 миллионов вариантов.

4. Дворец каталонской музыки

Палау де ла Музика Каталана – наиболее яркий представитель каталонского модерна. Знаменитый концертный зал Барселоны был построен архитектором Луисом Доменек-и-Монтанер в начале XX века. Дворец каталонской музыки единственный в Европе, где работает естественное освещение. Палау де ла Музика Каталана располагается на маленькой улочке исторического квартала Ла-Рибела. Архитектурные особенности модерна проявились в оформлении Дворца в кривых линиях, динамических формах, ярких художественных орнаментах. Отделка фасада дополнительно включает в себя элементы классической испанской и арабской культуры.

5. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла

Знаменитый больничный комплекс Барселоны располагается в Новом городе. Построенный в первой трети XX века по проекту известного каталонского архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая больница Святого Павла появилась на этом месте ещё в 1401-м году, когда шесть средневековых лечебниц были объединены в одну. В своём современном виде госпиталь функционировал до 2009 года, после чего был переоборудован в культурный центр и музей. В настоящее время на его территории устраиваются разнообразные выставки.

6. Рынок Санта-Катерина

Рынок Санта-Катерина получил своё название по имени святой, которой был посвящён ранее стоявший на этом месте женский монастырь. Религиозное учреждение было разрушено в 1835-м году революционными событиями, после чего городской совет решил отдать его земли под торговые площади, в которых город на тот момент нуждался больше. Первое здание рынка было построено по проекту Джозефа Мас Вилла и открыто в 1846 году. Современный вид Санта-Катарина приобрела благодаря работе Энрике Мирайеса. Именно он предложил оформить крышу рынка в ярких, броских тонах.

7. Дом «Ла Педрера»

На самом деле, необычный барселонский дом, построенный в начале XX века по проекту архитектора Антонио Гауди, называется дом Мила. «Педрерой», то есть «Каменоломней», его прозвали местные жители, поначалу не принимавшие модернизм как вид искусства. Странное строение, полностью лишённое прямых линий, воспринималось барселонцами как нечто ужасное. Между тем, дом Мила уникален не только снаружи, но и изнутри. В нём работает естественная вентиляция, а межкомнатные перегородки перемещаются по желанию владельцев квартир.

8. Дом Амалье

Построенный в конце XIX – начале XX века дом Амалье сочетает в себе архитектурные черты неоготики и модернизма. Здание было построено в 1875 году. В 1898-м его купил барселонский кондитер Антонио Амалье. По его поручению архитектор Ж. Пуч-и-Кадафалька переработал декоративное оформление здания. Фронтон последнего приобрёл ступенчатый вид, а на фасаде появилось аллегорическое изображение владельца. Расположенный в районе Эшампле, дом Амалье входит в состав «Квартала разногласия», названного так из-за стилистической разнородности составляющих его зданий. С 1976 года дом Амалье является памятником национального значения.

9. Дом Бальо

Дом Бальо носит фамилию текстильного магната, заказавшего проект здания архитектору-модернисту Антонио Гауди. Жилое строение было возведено в 1877-м году в районе Эшампле, рядом с домом Амалье. Второе название дома Бальо – Дом костей – связано с его необычной архитектурной формой. Как и в «Ла Педрера», в оформлении этого здания отсутствуют прямые линии. Волнистые изгибы фасада придают строению аллегорический образ дракона – излюбленного персонажа Гауди. Фактически Дом Бальо своими формами и декоративными элементами воссоздаёт знаменитую историю убийства дракона Святым Георгием, покровителем Каталонии.

10. Павильон Людвига Мис ван дер Роэ

Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ относится к числу ведущих представителей интернационального стиля, сформировавшегося внутри модернизма в 30-60-е годы XX века. Барселонский павильон был построен в 80-е годы в точном соответствии с его немецким предшественником. В оригинальном полупрозрачном здании, состоящем из стекла и разных видов мрамора, разместился музей Людвига Мис ван дер Роэ. В частности, в нём выставлены самые известные работы архитектора: скульптура Георга Колбэ и Барселонский стул.

На фоне других достопримечательностей Барселоны дом Бальо отличается своими оригинальными архитектурными решениями. До того, как за работу взялся Гауди, этот жилой дом, построенный в 1877 году, принадлежал текстильному магнату Жозепу Бальо-и-Касановасу. Тогда им интересовались только квартиросъемщики и потенциальные жильцы, никакого другого интереса для людей он не представлял. Новую жизнь и огромную славу дому Бальо подарил Антонио Гауди, который провел реконструкцию здания в период с 1904 по 1906 г. Изначально домовладелец планировал снести старую постройку и возвести на ее месте новую, но мастер решил иначе и пообещал преобразить здание до неузнаваемости.

Двумя боковыми стенами дом примыкал к соседним строениям, поэтому Гауди решил не корректировать его исходную структуру, а создать проекты двух новых фасадов. Центральный фасад смотрит на проспект Passeig de Gracia, а задний выходит внутрь квартала. Архитектор тщательно поработал над бельэтажем и нижним этажом, полностью перепланировав и специально создав для них оригинальную мебель. Кроме того, он добавил мансарду, подвальный этаж и ступенчатую террасу на крыше – асотею.

Автор внес в план дома большой внутренний двор, который был создан в результате соединения двух световых шахт. Это позволило улучшить вентиляцию и дневное освещение здания. Идея уделить особое внимание световому двору впервые возникла у каталонского мастера в ходе строительства Дома Мила.

Исследователи, занимающиеся изучением творчества Антонио Гауди, утверждают, что именно с реконструкции Дома Бальо начался новый виток его творческого пути и именно тогда было положено начало формированию уникального стиля мастера: отныне архитектор прислушивался исключительно к своему собственному видению архитектурных решений, не оглядываясь на стандарты и рамки известных архитектурных стилей.

На первом этаже Дома Бальо можно увидеть поражающие своей необычной формой полукруглые окна и расплывающиеся, словно пластилин от высокой температуры, камни. Фасад здания украшен мозаичными композициями из ломаной керамической плитки, переливающейся самыми разнообразными цветами: от золотистого и оранжевого до зеленого и голубого.

Главная отличительная черта здания, в которой наиболее ярко выражается почерк архитектора, - минимальное использование прямых линий в его оформлении. В нем практически все, начиная от интерьера и заканчивая декоративными деталями фасада, высеченными из добытого на холме Монжуик тёсанного камня, имеет волнистые очертания.

Символика главного фасада Дома Бальо имеет множество интерпретаций, но наиболее точной, скорее всего, является сравнение здания с гигантской фигурой дракона - любимым персонажем Гауди, часто встречающимся во многих его архитектурных работах. Увенчанную георгиевским крестом башенку на крыше здания, можно трактовать как вонзенный в спину дракона меч Св. Георгия, покровителя Каталонии. Триумф Св. Георгия представляет собой аллегорию победы добра над злом. Созданное Гауди фантастическое чудовище покрыто сверкающей "чешуей" и усеяно черепами и костями его жертв, которые можно разглядеть в формах балконов и колонн бельэтажа. За такую необычную внешнюю отделку данному зданию дали еще одно название - Дом Костей.

Что касается направления, к которому относится Дом Бальо, то чаще всего, как и все остальные творческие изыскания Антонио Гауди, его рассматривают в контексте модернизма. Естественно, в данном случае модернизм следует понимать в самом широком смысле этого понятия, поскольку великий каталонец не придерживался ни одного из существующих тогда направлений и в творческом процессе давал себе полную свободу, выходя за все рамки и границы.

Произведения Гауди характеризируются тщательной продуманностью всех, даже самых мельчайших, декораций и конструкций, и Дом Бальо не стал исключением. Особенно поражает оформление светового двора, где создана особая игра светотени. Чтобы освещение было равномерным, архитектор расположил керамическую облицовку таким образом, что ее цвет постепенно переходит от белого до голубого и синего, а интенсивность увеличивается по мере продвижения вверх по зданию, финишируя на отделке вентиляционных и дымовых труб настоящим взрывом насыщенного лазурного цвета. С той же целью были созданы выходящие во дворик разнокалиберные окна, которые уменьшаются с высотой. Мансарда дома, отличающаяся элегантностью и функциональностью, организована с использованием параболических арок, которые каталонский зодчий применял при реализации других своих проектов.

Внутренний дворик:

Вместе с расположенными рядом домами Льео Морера и Амалье архитектурное творение Гауди входит в "Квартал несогласия", получившего свое название из-за разнообразия стилей его модернистских зданий.

С 1962 года Дом Бальо носит звание Художественного памятника Барселоны, с 1969 года - памятника национального значения, а уже в 2005 году ЮНЕСКО внес его в свой Список Всемирного наследия.

November 19th, 2015 , 02:56 pm

Многие туристы едут в Барселону, чтобы полюбоваться архитектурными шедеврами Антонио Гауди. Но вам совсем не обязательно лететь в каталонскую столицу. Все его наследие...
Личность Антонио Гауди загадочна и таинственна. Второй человек, который, по моему мнению, обладает схожей аурой - даже не реальный человек, а персонаж романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Великий Гетсби. И с какой легкостью герой романа очаровывал свою публику зваными вечерами, с такой же легкостью работы Гауди захватывают наше сердцу, душу и память.
В чем же его гениальность?
Возможно, ответ лежит на поверхности. Он вокруг нас. Гауди обожествлял природу и черпал из нее вдохновение. Он первым решил перенеси законы природы на архитектуру.
.

Его церковные шпили завершаются снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчиваются корзинами с фруктами, а с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручиваются улитками, а заборные решетки выкованы в виде пальмовых листьев.
Все гениальное - просто!

За свою жизнь Антонио Гауди создал более 20 архитектурных шедевров, 10 из которых размещены непосредственно в Барселоне.

Приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по улицам Барселоны и познакомиться с шедеврами архитектуры Гауди, аналогов которых нет и по сей день.

А остановиться в Барселоне вы можете в этих отелях:

1. Дом Висенс (Casa Vicens)

Дом Висенс стал первой значительной работой Гауди. Он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу владельца завода керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера.

Впервые осматривая место будущей стройки, Гауди обнаружил гигантскую цветущую пальму, окруженную ковром из желтых цветов - бархатцев. Все эти мотивы Гауди впоследствии включил в дизайн дома: пальмовые листья нашли свое место на заборной решетке, а бархатцы стали узором керамической плитки.

Гауди разработал дизайн всего здания, начиная со скрупулезной отделки внешнего оформления, и заканчивая декоративными решениями внутренних помещений, вплоть до росписи стен и витражей.

Поскольку дом является частным владением, он закрыт для посещения. Однако один день в году, 22 мая, владельцы дома открывают его двери для гостей.

2. Павильоны усадьбы Гуэль (Pavellons Güell)

Именно на этом проекте встретились два великих человека, которые на много лет вперед определили образ Барселоны: архитектор Антонио Гауди и граф Эусеби Гуэль. По заказу Гуэля, Антонио должен был провести реконструкцию летней загородной резиденции мецената: переделать парк и возвести ворота с оградой, построить новые павильоны и спроектировать конюшни с крытым манежем. А чтобы показать единый замысел всего проекта, архитектор выполнил все постройки в едином стиле, используя одинаковый строительный материал и узор, напоминающий чешую дракона.

Именно при постройке павильонов Гуэль Гауди впервые использовал технику тренкадис - облицовку поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Позднее мы с вами встретим эту технологию в оформлении скамей в Парке Гуэля и многих других работах архитектора.

К сожалению, на сегодняшний день от постройки уцелела только въездная группа с воротами, украшенными драконом. По замыслу Гауди, дракон охранял сад с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

При открытии ворот голова и лапы дракона двигались, пугая и удивляя гостей и прохожих. Сегодня вы без страха можете подойти к Дракону - он останется недвижим и свободно пропустит вас на территорию усадьбы.

3. Дворец Гуэля (Palau Güell)

Следующий масштабный проект, созданный Антонио Гауди для Гуэля - это жилой дом, а точнее - дворец. Этот великолепный венецианский «палаццо» втиснут в небольшое пространство 22 на 18 метров.

Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, т.к. улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы.

Гауди считал, что один единственный архитектурный элемент не может быть достойным украшением крыши. Поэтому в замке крыша спроектирована по «сценографическому» принципу. Каждый дымоход выполнен в виде причудливой башенки, превращая крышу в волшебный сад. Этот свой любимый прием Гауди использует во многих своих будущих проектах.

На входе, между двух кованных ворот дворца, Гауди поместил герб Каталонии, а на самих воротах выгравировал инициалы Эузеби Гуэля - «Е» и «G».

4. Колледж ордена Святой Терезы (Collegi de las Teresianes)

«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — также стала одним из архитектурных шедевров Антонио Гауди. Здание колледжа было построено между 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо - священника, основавшего орден терезианок.

Изначально разработка плана была доверена архитектору Хуану Б. Понсому. Он работал над проектом целый год, и даже успел возвести здание до второго этажа, когда строительство перепоручили Гауди. Юному гениальному архитектору удалось внести значительные изменения в начальный проект и закончить строительство меньше, чем за год.

Для Гауди это был необычный проект. Во-первых, ему приходилось работать в условиях ограниченного бюджета, поэтому при строительстве использовался обычный кирпич и имитация камня. А во-вторых, его фантазию заключили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные идеи Антонио сперва согласовывал со священником, и только после этого мог воплощать их в жизнь. Не удивительно, что большая часть из задуманного была отвергнута.

Архитектор все-таки украсил школу, насколько это было возможно. Для этого он использовал многочисленные аккуратные арки и декоративные элементы на зубцах здания, которые похожи на профессорские шапочки.

5. Дом Кальвет (Casa Calvet)
Еще один шедевр архитектора Антонио Гауди в Барселоне с первого взгляда кажется обычным и непримечательным, но стоит приглядеться поближе…

Дом Кальвет Гауди построил по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, в соответствии со всеми критериями «доходного» дома. На первом этаже здесь размещались магазины, на втором этаже жила сама хозяйка, а остальные уровни были отданы квартиросъемщикам.

Парадокс, но самое «обычное» творение Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, было признано лучшим зданием Барселоны. Для многих это стало сюрпризом, так как к этому времени Антонио завершил несколько проектов, выглядящих более изысканно и утонченно. Однако властям столицы Каталонии именно это творение показалось наиболее достойным.

В оформлении фасада Гауди продумывал каждую мелочь. Так, форму дверного глазка архитектору подсказали медовые соты. При его создании гений несколько раз погружал пальцы в глиняную массу, а затем заливал полученную форму металлом.

А молотки на парадных дверях ударяют по изображению клопа. Возможно, согласно древнему каталонскому обычаю, убийство этого насекомого приносило удачу и достаток в дом. А может быть Антонио Гауди просто не любил вредителей.

Сегодня дом Кальвет все так же используется по назначению: подвал отведен под склады, первый этаж занимает офис, а на остальных этажах размещены жилые квартиры.

6. Дом Фигерас на улице Бельэсгуард, Барселона (Casa Figueras)

В начале XV века король Марти Гуманный построил на склоне горы Тибидабо великолепный дворец, который назвал Бельесгуард - в переводе с каталонского «прекрасный вид». Через пять столетий, в 1900 году, на этом же месте возник совершенно другой, более скромный дворец в неоготическом стиле руки архитектора Антонио Гауди. Впоследствии он получил имя Дом Фигерас.

Дом получился в довольно причудливом стиле. Строение словно устремлено ввысь, хотя само по себе сооружение далеко не высокое. Подобный эффект Гауди достиг использованием в конструкции острого шпиля, а также намеренного завышения каждой части дома. Высота подвала составила 3 метра, первого этажа - 5 метров, бельэтажа - 6 метров. Общая высота дома достигает 33 метров и выглядит он полностью завершённым в вертикальном направлении.

Средневековую дорогу в ходе строительных работ Гауди несколько сместил и поставил ее на своды с наклонными колоннами. Этот прием он использует и в парке Гуэль.

До 2013 года дом Фигерас был закрыт для посещения, но так как владельцам были необходимы средства для реконструкции, они приняли решение открыть его для туристов.

Не спеша, мы приближаемся к самому интересному. Это известные и популярные достопримечательности Барселоны рук Антонио Гауди, и первая из них - парк Гуэля.

7. Парк Гуэля. Город-сад (Parc Güell)

Наверное, каждый из нас хоть раз видел пряничные домики Гауди - один из символов столицы Каталонии, который встречается на открытках, магнитиках и другой сувенирной продукции. Найти их мы с вами можем на входе в парк Гуэля, или иногда его называют «парк Гауди».

Когда-то давно этот популярный парк в Барселоне начинал свое развитие в качестве коммерческого проекта. После поездки в Англию Гуэль был впечатлён парковыми зонами и загорелся мыслью создать что-то подобное в Барселоне. Для этого он приобрел большой участок на холме и попросил Антонио Гауди заняться проектом. Согласно идее Гуэля, парк должен был стать жилым поселком для каталонской элиты. Но жители города не поддержали его старания. В итоге из жилых домов были построены только 3 выставочных экземпляра, в которых поселились сами авторы проекта - Гуэль и Гауди, а также их друг адвокат. Позднее городской совет Барселоны выкупил недвижимость у наследников мецената и преобразовал его в городской парк, а в двух домах открыл муниципальную школу и музей. Дом адвоката и по сей день принадлежит его семье.

Архитектор прекрасно справился со своей работой. Он спроектировал все необходимые коммуникационные системы, распланировал улицы и площади, построил виадуки, валы, входные павильоны и лестницу, которая ведет к залу «100 колонн». На крыше зала расположилась большая площадь, окруженная по периметру яркой изогнутой скамьей.

8. Дом Бальо (Casa Batlló)

«Дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом» - все это названия, под которыми известен дом Бальо в Барселоне.
Эта достопримечательность находится в самом центре Барселоны, и вы при всем желании не сможет пройти мимо, не заметив ее. Горбатая крыша, похожая на хребет дракона, мозаичный фасад, меняющий свой цвет в зависимости от освещения, балконы, напоминающие мордашки глазастых мух или черепа - все это производит неизгладимое впечатление.

Заказ на реконструкцию дома Антонио Гауди получил от текстильного магната, который планировал полностью снести старую постройку. Сохранив исходную структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада. Главный выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

Для улучшения освещения и вентиляции здания Гауди объединил световые шахты в единый внутренний двор. Здесь архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего.

Часть фасада покрывает мозаика из ломаной керамической плитки, которая начинается золотистыми оттенками, продолжается оранжевыми и завершается зелено-голубыми.

9. Дом Мила - Педрера (Casa Milà)

Дом Мила - это последний светский проект Антонио Гауди. После его возведения архитектор всецело посвятил себя главному шедевру своей жизни - собору Саграда-Фамилия.
Первоначально барселонцы не приняли новое творение Гауди. За свой неровный и тяжеловесный вид дом Мила получил прозвище «Педрера», что значит «каменоломня». Строителей и хозяев дома даже несколько раз штрафовали за несоблюдение общепринятых норм. Но скоро страсти улеглись, к дому очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.

При строительстве Педреры Антонио Гауди использовал технологии, надолго опередившие свое время. Вместо классических опорных и несущих стен он использовался стальной каркас неправильной формы, укрепленный арками и колоннами. Благодаря этому удалось придать фасаду дома необычную плавающую форму, а планировки квартир по желанию владельца дома могли меняться в любое время. Эта технология очень популярна и среди современных строителей, которые используют ее при возведении монолитно-каркасных домов. А ведь прошло уже больше века!

Но в полной мере талант архитектора раскрылся на крыше дома Мила. Здесь Гауди создал особый, сказочный мир, украшая дымоходы и шахты лифтов необычными скульптурами.

Не смотря на свою культурную ценность, дом Мила и сегодня является жилым. Для осмотра открыты только выставочный зал с работами Антонио Гауди, квартира, отражающая быт того времени, и крыша здания.

10. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Саграда Фамилия - главный шедевр Антонио Гауди, проект всей его жизни, которому он посвятил 43 года. Строительство собора началось в 1882 году под руководством архитектора Франческо дель Вияра. Но уже через год на его место был назначен молодой Гауди. Согласно его задумке, высота собора должна быть ниже самой высокой горы Барселоны всего на один метр - 170 метров. Этим архитектор хотел показать, что созданное руками человека не может быть выше того, что создал Бог.

Искупительный храм Святого Семейства, как и многие другие творения Гауди, выдержан в духе философии единения с природой. Здание должны венчать 18 башен - это символ апостолов, евангелистов и Иисуса Христа.

Фасады собора уже сегодня украшены скульптурами с изображением не только библейских персонажей, но и животных, винограда и различных символов, отражающих факты из жизни святых.

Примечательно, что фигуры животных создавались самим Гауди. Своих «моделей» он погружал в сон, и создавал их точные скульптуры.

Внутреннее убранство собора также продумано до мелочей. Гауди предполагал, что изнутри собор будет напоминать лес, с виднеющимися сквозь ветви деревьев звездами. Как отражение этой идеи в соборе появились многогранные колонны, поддерживающие высокие своды храма.

Ближе к сводам колонны меняют свою форму и разветвляются подобно деревьям. Звездами в этом грандиозном проекте стали оконные проемы, располагающиеся на разной высоте.

Смерть Антонио Гауди была такой же необыкновенной, как и его вся его жизнь, как и его творчество. 7 июня 1926 года, в возрасте 73 лет, его сбил трамвай. Архитектор потерял сознание, но извозчики не торопились отвезти его в больницу: при нем не было ни денег, ни документов, и выглядел он крайне неопрятно. В итоге он оказался в больнице для нищих.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в своем любимом месте - в Искупительном храме Святого Семейства.

Гений зодчества. Уникальный творец. Свободный художник… Все эти фразы можно отнести к Антонио Гауди, знаменитому каталонскому архитектору, жившему в 19-20 веках и оставившему после себя много изумительных и необыкновенных зданий.

Барселона – это город, который может похвастаться самой богатой «коллекцией» архитектурных шедевров Гауди, известнейшими из них являются жилые дома, великолепный парк и грандиозный храм. Но обо всем по порядку…

Одним из почитателей таланта Гауди был граф-богач Эусебио Гуэль. Он разделял взгляды Антонио на искусство и щедро спонсировал зодчего. Так одним из первых проектов Гауди явилось строительство загородной резиденции для своего друга-мецената. Усадьба была построена в период с 1884 по 1887 гг. в стиле модерн с элементами архитектуры мавров. В комплекс резиденции входил жилой одноэтажный дом, конюшни и крытый манеж. Фасады здания были покрыты красивой декоративной плиткой, а окна оформлены клинкерным кирпичом. Особого внимания заслуживали широкие пятиметровые въездные ворота, которые за основной элемент декора получили название «Драконьи врата». В настоящее время вокруг усадьбы вырос самый элитный жилой район Барселоны – Педральбес, а в бывшем доме графа сейчас располагается Кафедра Гауди, целью которой является сохранение его наследия.

На одной из самых дорогих улиц Барселоны Пассеиг де Грасия можно увидеть много зданий, выполненных в стиле модерн. Пожалуй, самым сказочным и необычным из них является Дом Батльо, переделанный Гауди в 1904-1906 годах из постройки 19 века. Фантазия автора превратила здание в удивительное сооружение, называемое теперь Дом костей за его колонны в виде человеческих костей и странные балкончики, напоминающие черепа. Фасад дома Батльо украшен разноцветной мозаикой из стекла и цветными дисками, крыша похожа на шапку Арлекина, а ограда здания выполнена в виде карнавальных масок. Дом производит настолько чарующее впечатление, что с 2005 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На той же улице находится еще одно гениальное сооружение Антонио Гауди 1906-1909 годов постройки – Каса Мила или Каменоломня, представляющее собой огромную каменную глыбу, лишенную острых углов, с закруглёнными окошками. Особого внимания заслуживает крыша, каминные трубы которой выполнены в виде сказочных рыцарей. Прогулка по ней никого не оставит равнодушным. А внутренние интерьеры здания поразят плавностью линий.

На склонах горы Тибидадо раскинулся во всем своем великолепии прекрасный парк Гуэль – еще один плод фантазии Гауди, созданный по заказу графа Гуэля в 1900-1914 годах. Войдя в парк, посетители сразу издают возглас изумления, увидев два «пряничных» домика. По центральной лестнице, украшенной кусочками белой мозаики, туристы приближаются к скульптуре огромной пестрой ящерицы, являющейся одним из символов Барселоны. А далее их взорам предстаёт Зал Ста колонн (на самом деле их 86), которые стройными рядами разбегаются в разные стороны. Крыша этого зала представляет собой смотровую террасу с самой длинной в мире скамьёй в форме морской волны, которая вся покрыта мозаичными рисунками, их можно рассматривать часами. А вид на город и море отсюда изумительный. Прогулявшись по аллеям парка, путники подходят к красивым каменным галереям, колонны которых напоминают стволы пальм, а заостренные спинки скамеек – листья растений. Таким образом, границы между природой и каменными сооружениями словно стираются.

Храм Святого Семейства

Но самым важным творением своей жизни Антонио Гауди считал грандиозный Искупительный храм Святого Семейства, который должен был стать главной христианской святыней всего мира. Работы по возведению Саграды Фамилии начались в 1882 году и прервались в 1926 году в связи со смертью талантливого архитектора. На тот момент были построены только 4 башни фасада Рождества Христова из задуманных 12, которые должны были символизировать собой 12 апостолов. Гауди планировал возвести еще 2 фасада Страстей Христовых и Воскрешения Христа, а само грандиозное сооружение должна была увенчать огромная башня-купол, символизирующая собой Спасителя мира Иисуса. Сооружался храм медленно, а сам Антонио любил повторять фразу: «Мой заказчик не спешит», имея в виду Бога. В 20 веке несколько раз предпринимались попытки продолжения строительства по крайне запутанным чертежам Гауди, которого и похоронили в крипте Саграды. Активные работы по возведению храма начались в 90-е годы и продолжаются по сей день. Окончательной датой постройки предположительно называют 2026 год. Но и недостроенная Саграда Фамилия в окружении кранов представляет собой грандиозное зрелище. Она похожа на красивый сказочный замок, башни которого будто вылеплены из песка. Храм Святого Семейства считается визитной карточкой Барселоны, а его изображение повсеместно встречается на сувенирах.

После столицы-Мадрида, имеет множество достопримечательностей, чтобы удивить и увлечь туристов. Среди огромного количества архитектурных достоинств едва ли ​​не самыми популярными являются дворцы и постройки Барселоны-творения великого архитектора Антонио Гауди .

В молодости он был настоящим «денди»-модником, который любил раскованный стиль жизни. После сорока лет Гауди стал полной противоположностью — истинным католиком, вел почти монашеский образ жизни, придерживался строгих постов.

Понять гениального архитектора трудно, однако его творениями восхищаются все. Работы Гауди не подчинены никаким шаблонам, каждая постройка — особая, неповторимая и, в определенной степени, мистическая. Практически все произведения архитектора находятся под охраной ЮНЕСКО и вносят достойный вклад в архитектурный облик .

Дом Висенс (Casa Vicens)

Это первое помпезное сооружение в архитектурной коллекции Гауди. Уже тогда юный архитектор продемонстрировал свою неординарность и своеобразный стиль, превратив обычную частную виллу в произведение искусства. Построен дом по заказу Мануэля Висенса. Творение архитектора относят к раннему модерну. Однако в концепции и декоративных решениях просматривается испано-арабский стиль мудехар, в частности в верхней части сооружения. Фасады украшают разнообразные декоративные элементы, башенки, эркеры, балконы, поражающие своей красотой даже издалека. Экстерьер здания дополняют оригинальные решетки ворот, окон и балконов, спроектированные Гауди.

Не менее усилий потрачено и на интерьер виллы.

Годы строительства: 1883—1888.

Расположение: ул. Каролинас (CarrerdelesCarolines), 22-24, р-н Барселона Грациа.

Дом Мила (La Pedrera)

Безумные эмоции и удивление — такой была реакция граждан города после постройки здания, люди, вроде, совсем растерялись перед архитектурой Гауди. Мало кто был готов к столь смелому творению. Другим форма фасада напоминала морские волны, наступающие одна за другой. Все здание, как живое существо, движется и дышит. Барселонцы даже придумали для него ироническое название «La Pedrera» на каталонском языке означает «Каменоломня».

Дом Мила — сложный и криволинейный: ломаные очертания контрастируют с волнистой поверхностью фасада. Проект сооружения достаточно продуман: система вентиляции естественная, что позволяет обходиться без кондиционеров, отсутствуют несущие и опорные стены, есть подземный гараж. Также проектом предусмотрены лифты, правда, их установили значительно позже. Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических. В декоративном оформлении дома проявляется природная тема – которая была характерна для стиля модерн.

Годы строительства: 1906—1910.

Расположение: пересечение бульвара Пассеч де Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (Carrer de Provença).

Парк Гуэль (Parc Güell)

Parc Güell решил создать каталонский промышленник Аузеби Гуэль, как зеленую парковую зону в стиле модной для того времени английского концепции города-сада. Гуэль был поклонником таланта и стиля гениального художника и настоящим меценатом Гауди. Именно его финансовая поддержка помогла реализовать много проектов мастера.

Интересным уголком парка считают центральный вход с двумя фантастическими домиками. Парадная лестница с фонтанами ведут в гипостильный зал – «Зал ста колонн», где размещены 86 дорических колонн. От главной площади парка, вокруг протянулась сеть пешеходных дорожек и троп. Все дороги задуманы так, чтобы отделить транспортные средства от пешеходов. На территории парка находится дом-музей Гауди, где когда-то проживал архитектор. В музее есть образцы мебели, созданные Антонио Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.

Годы строительства: 1900—1914.

Расположение: улица Улот (Carrer Olot), за 15-20 мин. езды от центра города.

Парк работает в ноябре-феврале с 10 до 18 часов, в марте и октябре с 10 до 19, в апреле и сентябре с 10 до 20 ч, с мая по август с 10 до 21 ч, ежедневно, включая праздничные дни.

Дворец Гуэля (Palau Güell)

Дворец Гуэля — жемчужина Каталонского Арт Нуво, ранняя работа Антонио Гауди в Барселоне. Дворец-резиденцию архитектор спроектировал для семьи Гуэль.

Фасад здания чем-то напоминает известные на весь мир венецианские палаццо, две округлые арки из кованого железа предназначенные для проезда экипажей. Внутренняя отделка Дворца Гуэля говорит об индивидуальности автора — мраморные колонны, крыша покрыта драгоценными камнями в стиле мудехар, гигантский купол обеспечивает естественное освещение, венецианские деревянные жалюзи украшены керамикой, на крыше — дымоходы в форме причудливых фигур.

Годы строительства: 1885—1890.

Расположение: улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла (CarrerNoudelaRambla).

Колония Гуэль (Colonia Güell)

Гауди разработал церковь и склеп нестандартной формы для своего товарища и постоянного заказчика Аузеби Гуэля. Склеп имеет пять проходов: центральный и по два в противоположных сторонах. Оригинальность стиля Гауди проявляется внутри и снаружи здания. Окна выступают за стены, а в верхней части двери имеется композиция из мозаики.

Склеп построен из базальтовых кирпичей с каменной мозаикой, что придает сооружению архаический вид.

Годы строительства: 1898—1914.

Расположение: Санта Колома де Сервельо (Santa Coloma de Cervellóó) недалеко от Барселоны.

Дом Бальо (Casa Batlló)

Дом Бальо построен в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. В 1904—1906 годах Антонио Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создал оригинальную мебель, добавил подвальный этаж, мансарду и ступенчатую крышу.

Главный фасад впечатляет: как будто гигантский дракон улегся на всю длину здания. В оформлении мы не увидим прямых линий, повсюду волнистые очертания. Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, которые повторяются и при реализации других проектов.

Расположение: ул. Пассеч де Грасиа (Passeig de Gràcia), 43 в районе Эшампле (Eixample).

Храм Святого Семейства (La Sagrada Familia)

Храм Святого Семейства — самая известная и последняя незавершенная работа Гауди. Церковь спроектирована еще в 1892 году, но до сих пор не достроена. С тех пор собор периодически реставрируют и достраивают на пожертвования прихожан. Завершение строительства ожидается не ранее 2026 года. Антонио Гауди посвятил много лет работе над этим проектом. Благодаря его амбициям Церковь Святого Семейства стала уникальным сочетанием модерна и готического стиля.

Гауди не составлял предварительных планов работы, он импровизировал. Он постоянно находился на строительной площадке и вмешивался в ход работ. Иногда Гауди даже останавливал работы и сносил построенное, придумав что-то интереснее. По его замыслу церковь имеет три фасада: южный фасад «Страсти Христовы», восточный – «Воскресение», северный – «Рождество Христово», и двенадцать башен — каждая из которых символизирует одного из двенадцати апостолов.

Расположение: Carrer de Mallorca, 401, метро Mallorca.

Фонтан «Каскад» (Cascada Fountain)

Cascada разработал Джозеф Фонтзере в 1881 году, специально для Всемирной выставки 1888г. Тогда юный Гауди был помощником мастера. Источник вдохновения — знаменитый фонтан Треви в Риме. Творения Фонтзере и Гауди находится в парке Сьютаделья (Park de la Ciutadella) — известном месте в Барселоне.

Расположение: северо-восточная часть Старого города, Passeig Picasso 5.