Урок «Образ Чичикова. «Кто же он? Стало быть, подлец? 

Чичиков-приобретатель - герой “нового времени”
В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость в появлении людей другой жизненной ориентации, ловких и предприимчивых, таких как Павел Иванович Чичиков.

В образе Чичикова мы видим “человека уже средних лет и осмотрительно-охлажденного характера”, он отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик “херсонский”, но все-таки дворянин), “не красавец, но и не дурной наружности”, “ни слишком толст, ни слишком тонок”. Этот образ постоянно находится в развитии, поэтому так неопределен; Чичиков наделен способностью подстраиваться под события, характеры, обстоятельства, он гибок, ловок, многолик.
Отец оставил в наследство маленькому Павлуше полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей и самое главное - беречь и копить “копеечку”, ибо все могут предать, только
копейка поможет и спасет. Неукоснительно выполняя советы отца, Чичиков продвигался по жизни и понял вскоре, что понятия чести, достоинства, моральных принципов, о которых отец умолчал, только мешают при достижении целей.
Стремление к приобретательству и накоплению было развито в Чичикове с детства, в жертву ему он приносил многие удовольствия, которыми мог бы воспользоваться в жизни. Ум и изворотливость помогали главному герою наживаться, обманывая товарищей, начальников, государство.
Много работая в юные годы, терпя в жизни ущемления и лишения, Чичиков начинает свою карьеру с обмана повытчика и его дочери, а затем - взяточничество, присвоение казенных денег, крупные махинации на таможне. Судьба его складывалась так, что он всякий раз терпел фиаско, однако снова устраивался и с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество, оправдываясь тем, что все пользуются своей должностью, “все приобретают” и если бы не взял он, то взяли бы другие. Мы понимаем, что в России в те времена такое поведение чиновников было естественным, но Чичиков отличался ото всех какой-то непостижимой осторожностью и расчетливостью. К своим “приобретениям” он всегда шел очень целенаправленно, планомерно, не спеша. Тщательно продумал он и аферу с мертвыми душами, которые после покупки собирался заложить в опекунский совет, как живых, и на этом деле разбогатеть.
При покупке столь необычного товара Чичиков предстает перед нами в качестве непревзойденного психолога. Он прекрасно умеет общаться с людьми, используя в своих целях как их достоинства, так и недостатки. Общаясь с чиновниками и помещиками, Чичиков с каждым из них ведет себя совершенно по-разному, умело приспосабливаясь к их характерам и социальному положению: то сентиментален, то груб, то упорен и настойчив, то льстив и вкрадчив. Своей энергичностью, деловитостью, умом он выгодно выделяется на фоне вялых, часто глупых, не имеющих определенных целей помещиков. Однако, общаясь с мерзавцами, мошенниками, бездельниками, глупцами, Чичиков не становится от этого честнее, благороднее, человечнее. Называя своего героя “мошенником из мошенников”, “подлецом”, Гоголь не только высказывает свое отношение к такому типу людей, но и старается показать нам, что приобретательство становится страшным бичом общества. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличается от “мертвых душ” помещиков и чиновников, с которыми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной нищете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость.
Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал капитал, деньги как средство, дающее независимость, положение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его никогда не интересовали, и шел Чичиков к своей единственной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки.
Гоголя тревожило и беспокоило появление чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. В своей “Авторской исповеди” писатель признался: “Я думал, что… лирическая сила… поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом”. Однако мы видим, что в наше время Чичиковы находят сферы приложения своим идеям, энергии, корыстолюбивым планам. Бороться же с ними способно не только разумное законодательство, вставшее на защиту народа, но и каждый человек в отдельности, развивая свои внутренние качества, воспитывая свои сердце и душу.

Цель. Анализируя 11 главу поэмы, привлечь внимание учащихся к одному из чрезвычайных явлений в истории русской культуры ХIХ века: на смену безусловно положительным героям ХVIII века, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли “странные персонажи”, безнравственные и предприимчивые.

Задачи.

  • Раскрыть отношение писателя к своему герою.
  • Выяснить значение образа главного героя, Павла Ивановича Чичикова.
  • Обсудить соотношение предприимчивости, изобретательности в поиске путей обогащения и дать нравственную оценку этим свойствам.

Оборудование: электронная презентация, раздаточный карточки с отрывками из 11 главы поэмы и вопросами для анализа.

Класс предварительно разбит на 3 группы, в каждой группе один докладчик, один содокладчик, остальные дополняют.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В ХIХ веке на смену безусловно положительным героям прошлого столетия, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли “странные” персонажи, безнравственные и предприимчивые. Появление такого героя, как Павел Иванович Чичиков, стало настоящим переворотом в русской литературе. Странный герой и странная поэма. Об этом свидетельствует известная переписка В. Г. Белинского с К. Аксаковым, который сравнивал “Мертвые души” с “Илиадой” и считал Гоголя Гомером нового времени. Почему стало возможным появление такого героя? И кто он, Павел Иванович Чичиков, - ловкий “комбинатор”, герой-приобретатель или подлец, как и называет его автор? А может в России одно явление немыслимо без другого?

  1. В советах отца Павлуши каким нравственным ценностям противопоставлены деньги? Можно ли согласиться с такой системой ценностей, чем она опасна?
  2. Соответствует ли наставление отца нравственному кодексу христианства? С какими нравственными законами Библии расходятся советы отца Павлуши?
  3. Какова нравственная оценка самого автора наставления - отца Павлуши? Аргументируйте свой ответ.
  4. Подлости или предпринимательству учит отец сына, говоря о силе копейки?

3. Работа в группах.

Основной вопрос:

Как усвоил Павел Иванович Чичиков наставления своего отца?

Группа 1. Анализ эпизода о престарелом повытчике.

  1. Можно ли считать безнравственным наказание плохого начальника?
  2. Можно ли защищать добро, злом наказывая зло?
  3. Как оценить поступок Чичикова в отношении дочери престарелого повытчика – предприимчивость или подлость?

Вывод: история с повытчиком – первый нравственный порог, который переступил Чичиков. Дальше пошло по накатанному.

Группа 2. Анализ эпизода “Борьба со взятками” (от слов “Нужно знать, что в то же самое время...” до слов “Проситель, конечно, прав, но зато теперь нет взяточников...”)

  1. Кто и что более безнравственно – человек или государство, чиновничий аппарат, не уважающий интересы личности, или сам чиновник, использующий общественные пороки для личного обогащения?
  2. Как сумел Чичиков обратить в свою пользу борьбу со взятками? Предприимчивость или подлость проявились в этом эпизоде?
  3. Может ли обман быть нравственным?

Вывод: Чиновники у Гоголя грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - явления повседневные и вполне закономерные. Безнравственность чиновников Гоголь показывает даже через описание присутственных мест, где они несут службу. “На площади стоит большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел...” Автор иронически поясняет: “...белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей”. Эти “чистые души” желают только одного: широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Высмеивал писатель алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество, ограниченность – проблемы, актуальные и в наше время.

Группа 3. Анализ эпизода “Служба в должности поверенного” (от слов “Из поручений досталось ему...” до слов “Вот уж двести тысяч капиталу”).

  1. Можно ли назвать Чичикова умным человеком?
  2. Подлежат ли ум и талант нравственной оценке?
  3. Как охарактеризовать общество, которое оценивает богатство человеческими душами?

Вывод: Чичиков – явление ожидаемое и закономерное в русском чиновничьем мире, лишенном нравственных качеств. Павел Иванович – образное обобщение широкого круга явлений российской действительности.

Вопросы классу:

  • Какую же окончательную оценку герою дает сам писатель? Зачитайте.

“Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых”

  • Какой смысл вкладывает писатель в слова “приобретение”, “приобретатель”?
  • Почему подлец и приобретатель противопоставлены в этом отрывке?
  • Может ли одно явление существовать без другого?
  • Как можно объяснить тот факт, что в бричке, которая несется по просторам России, сидит Павел Иванович Чичиков, герой-подлец, предприниматель и приобретатель?

Вывод учителя. Путь Чичикова бесплоден. Бесплодность эта выражается через мудрость народного изречения о деле, не стоящем выеденного яйца. Эта пословица впервые появляется задолго до финала 1 тома, и ею же Гоголь подводит итог делу Чичикова. И этот традиционный народный вывод содержит в себе и приговор герою, и возможность, по мысли автора, грядущего возрождения. Недаром во втором томе Муразов повторяет про себя: “Презагадочный человек для меня Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!” Жаль Павла Ивановича. Ведь весь свой незаурядный практический ум, волю в преодоление препятствий, знание людей, упорство в достижение цели герой растрачивает на безнравственные, а порой и просто аморальные дела. Предприниматель, конечно, должен быть человеком ловким, энергичным, практическим, но и такие понятия, как совесть, верность слову, честность и благородство, всегда входили в своеобразный “кодекс чести” русского купца. Жаль только, что на смену им все чаще стали приходить буржуа чичиковы, у которых идеалом вместо совести прочно стала копейка.

4. Домашнее задание (на выбор)

  1. Сочинение-рассуждение “Возможно ли возрождение Чичикова?”
  2. Составьте Кодекс чести современного предпринимателя.
  3. Сочинение рассуждение “Чичиков – яркая сильная личность или заурядный маленький человек?”
  4. Подготовьте цикл иллюстраций к 11 главе.
  5. Составьте систему вопросов для анализа 11 главы.

Литература

  1. Воропаев Владимир “Дело, взятое из души”, журнал “Литература в школе”, №4 1998 год.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе, Москва 2004 год
  3. Пудовкина И. “Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”, газета “Литература”, №12 2001 год
  4. Чижова Л.А. “Кто такой Павел Иванович Чичиков – подлец или предприниматель?”, журнал “Дидакт”, №5 1996 год.

«Кто такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?»

(образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя)

Цель: раскрыть особенности образа Чичикова в поэме.

Задачи:

    Образовательные :

    • сформировать у учащихся представление о герое гоголевского произведения.

    Развивающие :

    • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

      развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;

      развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;

      развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.

    Воспитательные :

    • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;

      подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.

Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами.

ХОД УРОКА

1 этап урока. Организационный момент.

Слово учителя (на фоне музыки).

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи….

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

– Нет, не эти чувства переполняли душу Павла Ивановича Чичикова, когда он въезжал в своей рессорной коляске в город N. Чем же озабочен наш герой, зачем он приезжает в обычный российский городишко и кто он, Павел Иванович: подлец, милый человек, приобретатель? Вечен ли он? Грозит ли нам сегодня чичиковщина и чем? Эти проблемы мы постараемся сегодня осмыслить.

2 этап урока

Словарная работа. (Слайд 3)

Подлец – подлый человек, негодяй.

Приобретатель – человек, стремящийся к приобретению вещей, к наживе.

3 этап урока

Учитель. А вот и наш герой. (Слайд 4)

Учитель. Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.

– Найдите описание портрета (Слайд 6) Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя? (Фраза откровенно ироническая. Описание внешности дано как будто для того, чтобы у читателя не сложилось никакого впечатления о приезжем. Построение предложения восходит к народным образцам: в русских народных сказках мы постоянно встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко».
Гротескная деталь: приезжий громко высморкался: «неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба». Приезжий господин держится с подчеркнутым достоинством, есть что-то преувеличенное, надуманное в его поведении).

– Гоголь – мастер детали. (Слайд 7) Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? (Рессорная бричка,«чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)

–Опишите его о дежду. (Слайд 8) (Чичиков очень заботится о своей внешности : «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул, вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой». Фрак Чичикова – сквозная (то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы) деталь, как и его бричка и шкатулка.)

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича. (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)

– Существенна для характеристики героя его речь . (Слайд 9) Как речь раскрывает характер Чичикова?(Автор с разных сторон и по разным поводам показывает необыкновенную ловкость, благопристойность, дипломатическую увертливость речи Чичикова. В разговорах с властителями города «он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то скользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы». При этом Чичиков не высказал лестных слов прямо в адрес губернатора: это была бы топорная работа, недостойная такого тонкого знатока правил обхождения. Чичиков не говорит, например, что губернатор заслуживает похвалы. Но те правительства, «которые назначают мудрых сановников…». Вице-губернатору и председателю палаты Чичиков опустил комплименты погрубее («сказал даже ошибочно два раза ваше превосходительство»), но, видно, уж он знал, к кому как подойти).

– Скажите. Что думают и говорят о Павле Ивановиче другие герои? (Слайд 10)(Они признали в нем своего человека. Если бы отцы города почувствовали в Чичикове честность и добродетель, они отшатнулись от него, как от чумы. Нет, они в нем видят человека своего круга, только одаренного талантами к преуспеянию. И когда Чичиков, с «заметной скромностью», употребляя «несколько книжные обороты», говорит, что«потерпел за правду», его слушателей даже слово«правда» не пугает. Они понимают, что это просто красное словцо, но очень ловко и к месту сказано.)

Вывод.

– Итак, так каким человеком Чичиков предстал перед нами? Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Слайд 12) (Чичиков может быть не менее деликатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот был еще мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».)

– Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? (Слайд 13) (Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса мимикрии демонстрирует весь его жизненный путь.)

– Из встреч с помещиками, мы узнаем о причине его приезда: покупка мертвых душ, числящихся по ревизской сказке живыми. Для чего? Что здесь плохого? (Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Покупка мертвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее действо российских буржуа, они истребляют человечность)

– Откуда это в людях? Когда мы задаем этот вопрос, мы обращаемся к прошлому людей, вся жизнь Чичикова представлена в последней 11 главе.

4 этап урока

Учитель. Вы получили задание составить развернутый план жизнеописания Чичикова и приготовить творческий пересказ текста с целью понять, что это за человек, что заставляет его сегодня торговать мертвыми душами.

Рассказ по плану (Слайды 14-17)

    Происхождение: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог его ведает»

    Детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»

    Наставления отца: в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».

    Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же».

    Служба: в казенной палате; на таможне; идея о скупке «мертвых душ»

    Характеристика другими персонажами: до появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются.

    «Говорящая фамилия». Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания

– Каков здесь Павел Иванович Чичиков? Подлец? Были же в нем и терпение, незаурядная сила воли, расчетливость. Но в то же время мошенничество, авантюризм, преступления. Но ведь он сам объясняет, что он никого не убивал, не разорял, больше всего заботится о будущем доме, семье, детишках Что же отталкивает в нас в этом герое. (Да, все хорошо в светлом будущем. Но каким путем идет наш герой. Оправдывает ли цель средства? Вечный философской вопрос, который предстоит еще решать многим поколениям).

(Слайд 18,19)

Приобретатель

Цель жизни – деньги.

Любые средства для достижения цели: спекуляция, угодничество, обман, взяточничество, махинация, жажда обогащения.

Отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души.

Знание человеческой психики

Угождает всем

Целеустремленный

Умение предпринять что-то в нужный момент

Умение вести дела

«Подлец ли, ну почему же подлец, приобретение – вина всего… Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиономию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».

– Ведь главная задача автора заставить нас с вами посмотреть во внутрь себя и спросить: «А нет ли во мне Чичикова?» И обязательно возродиться, как верил Гоголь в возрождение своего героя, (неслучайно именно Чичикову снится птица-тройка, а с ней вера, надежда и великое слово – любовь).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Кто такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?»

5 этап урока

Чтение учеником наизусть отрывка о Руси.

Учитель. Какими лексическими и синтаксическими средствами создана возвышенная, торжественная интонация лирического отступления «Русь».

6 этап урока. Итоги урока. Оценивание.

Учитель на фоне музыки читает:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

I АОЗ

1.Слово учителя.

Мы с вами почти заканчиваем изучение большого произведения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». И давайте вспомним некоторых героев поэмы.

2. Мотивация. Кроссворд.

Догадайтесь: о ком идет речь?

1.Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

2 - 6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс ).

3.… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

4.…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

5.Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

7.Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

Ч

И

Ч

И

К

О

В

Какое ключевое слово мы получили? (Чичиков)

Правильно. И сегодня на уроке речь пойдем об этом герое гоголевской поэмы.

    Слово учителя.

Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор. Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя?

Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова?

– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича.

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1гл.)

Итак, Чичиков приезжает в город NN. Но, зачем? Цель его визита. Но, прежде, чем ответить посмотрим отрывок видео «Чичиков в трактире».

Чичиков навещает помещиков. И прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Посмотрим отрывки некоторых визитов Чичикова к помещикам и дадим им слово, как же они относятся к Павлу Ивановичу Чичикову.

Визитка героя .

Помещик Манилов-

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления»

на берегу озера в поместье Маниловка.

«Чичиков у Манилова» (видео)

Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизонькой своим посещением… уж, такое право, доставил наслаждение… майский день …именины сердца… Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Визитка героя

Помещица

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша,

«дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная,

всегда ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Коробочка: А? Тот приезжий – то! Купил он тогда мертвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому наверное и плут.

Помещик Ноздрёв:

кутила, картёжник и болтун-

с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

«Чичиков у Ноздрева» (видео)

Визитка героя.

Ноздрев: Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то ей – богу повесил бы его на первом дереве. Еще хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья. Хотите знать, кто Чичиков? Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что он двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю. Я думал было прежде, что он хоть сколько – нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним никак нельзя говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности. Прямо Собакевич, такой подлец!

Манилов: Михайло Семенович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Помещик

Собакевич Михайло Семёнович-

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич : Чичиков – хороший человек!

«Чичиков у Плюшкина» (видео)

Плюшкин: Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве - то упущения… да и лошадей корми сеном.

Учитель: Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мертвые души. И что мы услышали? Приятнейший, образованнейший человек, плут, такая дрянь, великодушный. Мнения разные, но в целом – хороший человек. Как вы думаете, чем Чичиков отличается от помещиков?

Да, правильно. У Чичикова есть прошлое и о нем мы узнаем в 11 главе. Но, так же в 11 главе Гоголь ставит перед читателем интересный вопрос по отношению к Чичикову: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Давайте попытаемся ответить на это вопрос. Для этого обратимся к главе 11и поработаем с текстом по плану.

План

    Детские годы Чичикова.

    Учеба в училище.

    Служба в казенной палате.

    Участие в строительной комиссии.

    Служба на таможне.

    Изобретение нового способа обогащения.

Как проходило детство Чичикова? Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

Как воспользовался Чичиков советом отца?

Как прошли его школьные годы?

Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

Учитель: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.

Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Учитель: Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне
- Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?
- Почему она закончилась крахом?

Учитель: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.

Изобретение нового способа обогащения

Учитель: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:
- «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.

Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?

Итог урока.

Образ Чичикова - громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей - энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Гоголь задает вопрос читателям.

(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.

Справедливее всего назвать его: хозяин,

при-обретатель.

Н. Гоголь. Мертвые души

В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость в появлении лю-дей другой жизненной ориентации, ловких и предприимчи-вых, таких как Павел Иванович Чичиков.

В образе Чичикова мы видим «человека уже средних лет и осмотрительно-охлажденного характера», он отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик «херсон-ский», но все-таки дворянин), «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок». Этот образ постоянно находится в развитии, поэтому так неопределен; Чичиков наделен способностью подстраиваться под события, характеры, обстоятельства, он гибок, ловок, многолик.

Отец оставил в наследство маленькому Павлуше пол-тину меди и завет старательно учиться, угождать учите-лям и начальникам, сторониться друзей и самое главное — беречь и копить «копеечку», ибо все могут предать, только копейка поможет и спасет. Неукоснительно выполняя со-веты отца, Чичиков продвигался по жизни и понял вскоре, что понятия чести, достоинства, моральных принципов, о которых отец умолчал, только мешают при достижении целей.

Стремление к приобретательству и накоплению было развито в Чичикове с детства, в жертву ему он приносил многие удовольствия, которыми мог бы воспользоваться в жизни. Ум и изворотливость помогали главному герою наживаться, обманывая товарищей, начальников, госу-дарство.

Много работая в юные годы, терпя в жизни ущемления и лишения, Чичиков начинает свою карьеру с обмана по-вытчика и его дочери, а затем — взяточничество, присвое-ние казенных денег, крупные махинации на таможне. Судь-ба его складывалась так, что он всякий раз терпел фиаско, однако снова устраивался и с еще большей энергией осу-ществлял очередное мошенничество, оправдываясь тем, что все пользуются своей должностью, «все приобретают» и если бы не взял он, то взяли бы другие. Мы понимаем, что в России в те времена такое поведение чиновников было естественным, но Чичиков отличался ото всех какой-то непостижимой осторожностью и расчетливостью. К своим «приобретениям» он всегда шел очень целенаправленно, планомерно, не спеша. Тщательно продумал он и аферу с мертвыми душами, которые после покупки собирался за-ложить в опекунский совет, как живых, и на этом деле разбогатеть.

При покупке столь необычного товара Чичиков пред-стает перед нами в качестве непревзойденного психолога. Он прекрасно умеет общаться с людьми, используя в своих целях как их достоинства, так и недостатки. Общаясь с чиновниками и помещиками, Чичиков с каждым из них ведет себя совершенно по-разному, умело приспосабливаясь к их характерам и социальному положению: то сен-тиментален, то груб, то упорен и настойчив, то льстив и вкрадчив. Своей энергичностью, деловитостью, умом он выгодно выделяется на фоне вялых, часто глупых, не име-ющих определенных целей помещиков. Однако, общаясь с мерзавцами, мошенниками, бездельниками, глупцами, Чи-чиков не становится от этого честнее, благороднее, человеч-нее. Называя своего героя «мошенником из мошенников», «подлецом», Гоголь не только высказывает свое отношение к такому типу людей, но и старается показать нам, что приобретательство становится страшным бичом общества. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличает-ся от «мертвых душ» помещиков и чиновников, с которы-ми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной ни-щете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость. Материал с сайта

Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал ка-питал, деньги как средство, дающее независимость, поло-жение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его ни-когда не интересовали, и шел Чичиков к своей единствен-ной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки.

Гоголя тревожило и беспокоило появление чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. В своей «Авторской исповеди» писа-тель признался: «Я думал, что... лирическая сила... помо-жет мне так ярко изобразить недостатки, что их вознена-видит читатель, если бы даже нашел их в себе самом». Однако мы видим, что в наше время чичиковы находят сферы приложения своим идеям, энергии, корыстолюби-вым планам. Бороться же с ними способно не только ра-зумное законодательство, вставшее на защиту народа, но и каждый человек в отдельности, развивая свои внутренние качества, воспитывая свои сердце и душу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском