Шедевры мировой классики. Танец, вошедший в историю. Основная программа фестиваля Направления современного танца

Закрытие Платоновского фестиваля ознаменуется спектаклем «Шедевры современной хореографии», состоящим из одноактных балетов «Затачивая до остроты» Йормы Эло, «В лесу» Начо Дуато, «Маленькая смерть» и «Шесть Танцев» Иржи Килиана.

«Затачивая до остроты» (Slice to Sharp)

Музыка - А. Вивальди, Г. Бибер

Хореограф - Йорма Эло

Художник по свету - Марк Стенли
Художник по костюмам - Холи Хайнс
Дирижер - Феликс Коробов

«Na Floresta» (В лесу)

Музыка - Э. Вила-Лобос, В. Тисо
Хореограф - Начо Дуато
Художник - Вальтер Ноббе
Художник по костюмам - Начо Дуато

"Маленькая смерть" (Petite Mort), "Шесть танцев" (Sechs Tanze)

В апреле 2011 года спектакль был удостоен Национальной театральной премии "Золотая маска" как лучший балетный спектакль сезона.

Музыка - В. А. Моцарт

Хореограф - Иржи Килиан

Художник-постановщик - Иржи Килиан
Художники по костюмам - Иржи Килиан, Йоуке Виссер
Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Феликс Коробов

Балет «Затачивая до остроты» поставлен на музыку композиторов XVII-XVIII веков Антонио Вивальди и Генриха Бибера. Головокружительный каскад виртуозных танцев, рискованная игра на грани возможного - так воплощает в танце мир барокко финский хореограф Йорма Эло.

Балет «Na Floresta» - хореографическая композиция, воспевающая красоту амазонской сельвы. Энергия страсти наполняет балет, делает его хореографию материально осязаемой и в то же время невесомой. Успех спектакля, впервые поставленного Начо Дуато в 1990 году в Гааге, был феноменальным. Бессюжетная постановка на музыку Эйтора Вила-Лобоса сочетает в себе тонкость человеческих чувств и восхищение величием природы, с которой мы связаны неразрывными узами.

Оба балета Иржи Килиана («Маленькая смерть», «Шесть Танцев» ) давно причислены к шедеврам. «Маленькая смерть» - любовная лирика самой высокой пробы. О бессмертии искусства "Маленькая смерть" говорит не меньше, чем о сексуальности и эротизме.

«Шесть танцев» - разновидность комического балета, чей юмор базируется не на сюжетных коллизиях, а на чистой хореографии. Спектакль близок духу театра, издавна славящегося своими комедийными балетами и капустниками. Отправляя нас в галантный век кринолинов, париков и пудры, Килиан с виртуозностью лавирует между фарсом и утонченным изыском.


Йорма Эло
- один самых известных хореографов наших дней. "Образцом для подражания" назвала его творчество балетный обозреватель газеты "New York Times" Анна Кисельгоф. Постоянно работая в Бостонском балете, Йорма Эло также осуществляет постановки во многих странах мира.

Йорма Эло родился в Финляндии. Учился в Финской Национальной балетной школе и Академии Русского балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге. В качестве балетмейстера сотрудничал с Базельским балетом, Балетом Альберты, Норвежским национальным балетом, Финским национальным балетом, Нидерландским театром танца, Датским Королевским балетом. Также активно сотрудничает с «Нью-Йорк Сити балетом», Американским балетным театром, «Хаббард стрит данс Чикаго», Балетом Сан-Франциско и другими американскими танцевальными компаниями.

С 2005 года Йорма Эло - резидент-хореограф Бостонского балета (США). Здесь он поставил спектакли "Sharp Sideo fDark" (2002), "Planto B" (2004), "Кармен" (2006), "Задержи взгляд" (2008), "In On Blue" (2008), "Весна священная" (2009).
Йорма Эло сам создает костюмы, свет, видео для своих постановок.

Выдающийся хореограф Начо Дуато родился в Валенсии (Испания). Обучался танцу в школе «Рамбер» в Лондоне, затем продолжил учебу в Брюсселе в школе "Мудра" Мориса Бежара и в Американском центре танца Элвина Эйли в Нью-Йорке.
Первая же работа Дуато в качестве хореографа «Jardi Tancat» («Огражденный сад») приносит ему большой успех и завоевывает первый приз на Международных хореографических мастерских в Кельне. Не прекращая выступать как танцовщик, Дуато создает свыше десяти постановок, в том числе "Танец и ритуал", "Птицы", "Синафай", "Болеро" и другие. Надежным союзником хореографа почти всех этих работах выступил художник Вальтер Ноббе.

Хореографические сочинения Начо Дуато входят в репертуар Кульберг-балета (Швеция), NDT, Большого балета Канады, балетной труппы Дойче Опер, балета Финской национальной оперы, Балета Сан-Франциско, Американского театра балета, Штутгартского балета, Австралийского балета и других театров. В 1990 году Начо Дуато возглавил Национальный театр танца Испании, где создал десятки спектаклей. В 1995 году Начо Дуато получил титул кавалера французского Ордена искусств и литературы. В 1998 году правительство Испании наградило его Золотой медалью за заслуги в области искусства. В 2000 году Начо Дуато получил международный балетный приз Benois de la danse как лучший хореограф года за постановку балета "Многогранность. Формы тишины и пустоты".
С 2010 года возглавляет балетную труппу Михайловского театра (Санкт-Петербург).

Выдающийся современный хореограф Иржи Килиан - выпускник Национальной школы балета в Праге. В 1967 Килиан получил стипендию для учебы в Королевской балетной школе в Лондоне, где познакомился с хореографом Джоном Кранко, предложившим ему контракт танцовщика в Штутгартском балете. Вскоре Килиан возглавил специально созданную при театре танцевальную компанию, занимающуюся исключительно современной хореографией. В 1974 году Килиан был приглашен в Нидерландский театр танца (NDT). Для реализации своих идей Килиан создает при театре хореографические мастерские, а так же активно проводит мастер-классы по всему миру. С середины 80-х стиль Килиана тяготеет к абстракции и сюрреалистическим образам. Так появились балеты «Черное и Белое», «No More Play», «Маленькая смерть», «Сарабанда», «Падение ангелов», «Арчимбольдо» и другие. Килиан и NDT инициировали взлет танцевальной культуры Голландии и определили ее лидерство в жанре современного танца.

«Шедевры мировой классики.

Танец, вошедший в историю»

Московский симфонический оркестр

Дирижер - Андрей Яковлев

В программе: А. П. Бородин И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, М. де Фалья, М. И. Глинка, К. Сен-Санс, Ж. Бизе, Л. Бернстайн.

18 ноября, на сцене Большого зала Московской консерватории пройдёт концерт, полностью посвящённый стихии танца и её преломлении в творчестве крупнейших композиторов разных времён и мировых культур. «Шедевры мировой классики. Танец, вошедший в историю» - захватывающие музыкальные полотна, отличающиеся концептуальным смыслом, ярким красочным колоритом, несомненным мелодическим обаянием и стихийной динамичностью. От прихотливой и вызывающе-обаятельной Хабанеры и Сегидильи из оперы «Кармен» Жоржа Бизе до постепенно разгорающегося «Ритуального танца огня» из балета «Любовь-волшебница» испанца Мануэля де Фальи, от обворожительной гротескной сцены «Пляски смерти» Сен-Санса до лёгкого зажигательного танца «Мамбо» из американского мюзикла «Вестсайдская история» знаменитого дирижёра и композитора Леонарда Бернстайна. Московский симфонический оркестр и Андрей Яковлев представят всем слушателям этого замечательного вечера сочную палитру из выдающихся классических танцев, хореографических сцен, балетных номеров, отличающихся поистине огненным темпераментом и неповторимым мелодическим богатством, а также ритмической рельефностью и оркестровым тембровым многообразием.

Помимо перечисленных сочинений, большое место в программе концерта занимают произведения русских композиторов - это и сказочный иронично-триумфальный «Марш Черномора» из гениального «Руслана и Людмилы» Глинки и по-степному дикие, хищные «Половецкие пляски» великого мастера, участника «Могучей кучки» Алекасандра Порфирьевича Бородина. По-настоящему энергетически мощные, наполненные сложными ударными ритмами, передающими дикую архаическую стихию танцы Стравинского - демонический «Поганый пляс Кощеева царства» (из «Жар-птицы») и «Игра умыкания» из легендарной «Весны священной» будут чередоваться с балетными танцами великих русских-советских композиторов: Прокофьевым и Хачатуряном. Восточный, ликующе-красочный колорит кавказских танцев в «Гаянэ»: знаменитый «Танец с саблями» и безудержная «Лезгинка» с использованием народного барабана и грандиозная сцена Adagio из «Спартака» с божественной лирической мелодией, доходящей до восторженного апофеоза в кульминации, представят слушателям искусство всемирно известного классика армянской музыки; а трагическая, наполненная высоким театральным пафосом «Смерть Тибальда» из величайшего балета «Ромео и Джульетта» - творчество русского гения Прокофьева. Кульминационным номером вечера станет хореографическая сцена «Болеро» Мориса Равеля - произведение, допускающее массу трактовок - от подражания испанскому народному танцу до концепции постепенного, от вариации к вариации, становления некоей роковой силы.

Образное разнообразие программы, её насыщенность и достойное исполнение - весомая причина посетить этот прекрасный концерт.