Рерихи — отец и сын: выставка картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Великий мистификатор: открылась знаковая выставка Николая Рериха Музей николая рериха

МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Выставка "Николай Рерих. Восхождение", которая откроется 19 декабря в Музее Рерихов (филиале Государственного Музея Востока, расположенного в усадьбе Лопухиных), впервые продемонстрирует все творческие этапы жизни художника. Об этом сообщил ТАСС директор музея Востока Тигран Мкртычев.

"Это будет первая выставка, на которой творчество Николая Рериха будет демонстрироваться по этапам, согласно тому, как проходило развитие художника", - сказал Мкртычев.

В экспозицию войдут около 190 произведений, которые музей разделил на несколько разделов. "Дореволюционный этап творчества Николая Рериха связан с жизнью в Российской империи, когда он был академиком и директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. Второй этап приходится на 1917 - 1920-е годы, когда семья Рерихов оказалась в финской эмиграции и Николай Константинович вынужден был искать новые направления и жизненные опоры для своего творчества", - сказал директор Музея Востока.

Он также объяснил, что еще один экспозиционный зал посвящен американскому периоду художника, когда Рериха пригласили в США для чтения лекций и проведения выставок. "Здесь состоялось возвращение его в статус известного художника, общественного деятеля и педагога. Затем Рерих отправляется в Индию, а потом в экспедицию в Центральную Азию, после которой семья поселилась на севере Индии в местечке Нагар в долине Кулу", - сказал Мкртычев.

Произведения для выставки, которая продлится до 17 января 2018 года, предоставлены Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока и Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. В рамках экспозиционной программы предполагается проведение лекций, посвященных жизни и творчеству Николая Рериха и членов его семьи.

Арбитражный суд Москвы 20 марта удовлетворил иск музея Востока о выселении Международного центра Рерихов (МЦР) из двух зданий в центре столицы, до революции принадлежавших семейству Лопухиных. Позже, 4 апреля, Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею искусств народов Востока бывшей усадьбы Лопухиных, принятое в 2015 году. 28 апреля состоялось выселение МЦР. А в октябре 2017 года в усадьбе Лопухиных уже открылась первая выставка Музея Рерихов.

Николай Рерих (1874 - 1947) - русский художник, путешественник, писатель, философ-мистик, сценограф и общественный деятель. Совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии. Автор серий картин "Гималаи", "Шамбала", "Тибет", книг "Сердце Азии", "Врата в будущее", сборника стихов "Цветы Мории". Он также является автором идеи и инициатором принятия международного соглашения по охране памятников культуры (т.н. "Пакт Рериха", подписан рядом стран в 1930 - 1940-х годах). Его работы лежат в основе коллекции Международного центра Рерихов.

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов расположен в самом сердце Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван.

Инициатива создания первого в стране культурного учреждения нового типа, общественного Музея имени Н.К. Рериха, принадлежит Святославу Николаевичу Рериху - великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю. Создание Музея в статусе общественного культурного центра было связано с представлениями Святослава Николаевича о культуре, организация которой, по его мнению, должна быть не государственной, а общественной. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр - Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности - Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества.

Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников и знакомит посетителей с их поистине подвижнической деятельностью. Уникальные экспонаты, насыщенные духовными энергиями, наполняют старинные сводчатые залы особой аурой.

Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. В них - в цвете и символах отображение заложенных в Живой Этике философских идей. Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу - все это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха, расширяя круг привычных образов, устремляя к познанию новой космической реальности. Благодаря меценатам музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, в том числе бесценными картинами Рерихов.

Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. Музей имени Н.К. Рериха единственный из музеев страны, который проводит передвижные выставки в самых удаленных уголках России, не ограничиваясь крупными городами и культурными центрами. Это дает возможность соприкоснуться с удивительными полотнами Рерихов миллионам людей.

Отличительной особенностью Музея имени Н.К. Рериха является его многогранная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. В залах Музея проводятся ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера. Вместе с тем Музей активно сотрудничает со многими культурными государственными и общественными организациями, в том числе международными.

Таким образом, за годы своего существования динамично развивающийся негосударственный Музей имени Н.К. Рериха превратился в поистине уникальный духовно-культурный Центр России по сохранению, развитию и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов и главного итога их жизни - философии космической реальности - Живой Этики.

Невозможно не отметить исключительную, ведущую роль в основании и развитии Музея имени Н.К. Рериха его бессменного Генерального директора, доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, определяющей все главные направления его жизнедеятельности.

Именно ей, выдающемуся ученому и талантливому организатору, истинному подвижнику Культуры, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя Музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

Восстановленная из руин и с любовью отреставрированная усадьба Лопухиных (XVII - XIX вв.), в главном доме которой располагается Музей имени Н.К.Рериха, воссозданное «Красное» крыльцо (XVII в.) и мемориальный скульптурный комплекс семьи Рерихов превратили Музей в подлинный архитектурно-художественный ансамбль российской столицы. Все работы выполнены благодаря помощи меценатов и многочисленных друзей Музея, без какого-либо финансирования со стороны государства, что подтверждает жизнеспособность и эффективность общественной формы организации культуры.

Вместе с тем, Министры культуры (Н.Н. Губенко, Е.Ю. Сидоров, Н.Л. Дементьева, В.К. Егоров, М.Е. Швыдкой) и Государственный музей Востока (В.А. Набатчиков, О.В. Румянцева) не желали мириться с потерей возможности распоряжаться культурными ценностями, переданными С.Н. Рерихом общественному музею. Чиновники не только отказывались выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуть Международному Центру Рерихов 288 полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, но и стремились завладеть остальной частью завещанного МЦР наследия Рерихов. Пожалуй, в мире не найдется больше примеров, чтобы министерство, призванное защищать культуру, и вместе с ним государственный музей стремились уничтожить другой музей - общественный. И в этом тоже есть своя «неповторимая» уникальность.

20 декабря 2017 года Музей Рерихов — филиал Государственного музея Востока в Москве открывает выставку «Николай Рериха. Восхождение». Авторы концепции выставки — директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев и главный хранитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов впервые представят поклонникам искусства все творческие этапы одного из самых загадочных художников XX века. Помимо творческих этапов на выставке выделены два раздела, на которых будут показаны картины, связанные с большими темами, проходившими через всю жизнь художника — защита и сохранение памятников культуры, а также тема духовных поисков. На выставке будут собраны более 190 работ Николая Рериха из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея Востока. Десять картин Николая Рериха предоставит для выставки Музей Николая Рериха в Нью-Йорк, среди которых такие две знаковые работы «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск Ассизский». К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий о творческих этапах жизни художника, о его большой общественной работе по защите памятников культуры, а также сложных духовных поисках, создавших Николаю Рериху скандальную известность как «мистика», «буддиста» и «шпиона» разных разведок. Читатели каталога, а также посетители выставки смогут получить целостное впечатление о жизни и творчестве талантливого художника и многогранного человека. Это первый опыт выставки-исследования, подготовленный на основе работ художника, с целью максимально объективно показать творчество и личность Николая Рериха. На время проведение выставки запланирован цикл лекций о творчестве Николая Рериха и его мировоззрении, которые прочтут ведущие специалисты по творческому наследию художника.

Лекции во время выставки

В рамках проведения выставки Выставка «Николай Рерих. Восхождение» в Музее Рерихов запланирован цикл из 11 лекций о жизни и творчестве удивительного человека, выдающегося исследователя, путешественника, художника и мыслителя, имевшего совершенно необычный взгляд на окружающую нас действительность, Николая Рериха. В данном лекционном курсе ведущие специалисты по изучению рериховского наследия расскажут о трансформации мировоззренческих взглядов художника, нашедших отражение в его картинах; проведут анализ произведений восточного искусства из семьи Рерихов, и помогут Вам увидеть многогранность выдающейся личности.

Лекции прочтут ведущие специалисты по изучению рериховского наследия, как сотрудники Музея Рерихов, так приглашенные лекторы из Санкт-Петербурга и других городов.

Расписание лекций:

21 декабря 2017. 19:00 — Тютюгина Н. В. «Древнерусская традиция в живописи Николая Рериха».

23 декабря 2017. 17:00 — Ключников С. Ю. «Религии мира в художественном творчестве Н. К. Рериха».

6 января 2018. 17:00 — Чернявский В. Е. — «Выставки Рерихов в СССР — феномен культурной жизни Советского Союза».

11 января 2018. 19:00 — Герсимова И. А. «Символика пространства в художественном творчестве Н. К. Рериха».

В самом центре столицы, в усадьбе Лопухиных, за чугунным узором старинных ворот, расположен музей Рериха. Вся архитектура здания, аллея, к нему ведущая, и прочие приметы говорят нам о том, что это русская дворянская усадьба. Но экспозиция внутри не похожа на прочие галереи и художественные музеи. Несмотря на скромные размеры здания, хорошо осмотреть все экспонаты невозможно за одно посещение. Нужно будет приходить не один раз. История музея такая же удивительная, как и судьба человека, именем которого он назван.

Идея создания первого в мире культурного учреждения новой формации принадлежит самому Святославу Рериху, сыну выдающегося мыслителя и замечательного художника разнопланового ученого и талантливого педагога, Николая Рериха. Впрочем, и сам Святослав тоже был выдающимся художником и общественным деятелем. Музей задумывался как культурный центр, который должен быть не государственной, а общественной организацией. Мыслитель считал, что большая независимость, применение новых идей, культурная инициатива и сотрудничество с мировым сообществом, без чиновничьих барьеров, позволят создать в Москве музей XXI века. Рождение такого центра предопределено новым временем и новейшими историческими и культурными требованиями – таково было видение философа. Для воплощения в жизнь своей мечты Святослав встречался в Москве с М. Горбачевым, который и дал «добро» на открытие музейного центра.

Если говорить о содержательной части музейной экспозиции, то основная его часть – драгоценное культурное наследие семейства Рерихов, которое было ими передано центру. Здесь представлены картины, книги и научные изыскания, несущие в своей основе новейшее космическое видение мира, интерес к которому не угасает с годами. Всего творцом новой философской этики было написано более 7 тысяч картин и три десятка книг. Но среди экспонатов представлены не только его произведения и личная библиотека Николая Константиновича, но и произведения многих других талантливых членов его семейства. Все эти духовные богатства последний представитель семьи Рерихов еще в 1990 году завещал государству. Сразу же после подписания завещания специальным рейсом работы были отправлены из Индии в Москву.

Впечатления от экспозиции остаются очень сильные, особенно воздействует на эмоции необыкновенная живопись, а в особенности – гималайские этюды. Кроме тематических выставок в центре проводятся концерты, для которых приготовлен очень уютный зал. Передать все впечатления в статье – невозможно, лучше посетить этот замечательный музей самостоятельно.

По многочисленным просьбам ценителей творчества Николая Рериха и Святослава Рериха открылась уникальная выставка живописи и графики из фондов Музея имени Н.К. Рериха. Представленные полотна, многие из которых экспонируются впервые, позволяют в полной мере раскрыть творческие замыслы выдающихся художников.

Творчество Николая Константиновича Рериха (1874–1947) представляет собой исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Кроме 7000 живописных полотен он оставил нам богатое литературное и научное наследие. Во многих странах имя Н.К. Рериха является символом культуры и созидания. Он – инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества – Пакта Рериха. В 2015 г. Пакту Рериха исполнилось 80 лет. Подписание Пакта академик Н.К. Рерих встретил на маршруте Маньчжурской экспедиции, со времени окончания, которой прошло уже 80 лет.

В состав выставки вошли картины раннего периода творчества художника, созданные в Финляндии (1916–1918), картины американского периода (1920–1922), а также работы, созданные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) и в гималайской долине Кулу (1930–1947).

К русскому периоду относятся следующие картины: архитектурный этюд «Башня Нижегородского кремля» (1903), эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского «Весна Священная» «Великая жертва» (1912), величественный финский замок «Нейшлот. Олафсборг» (1910-е), поэтические пейзажи Севера, по мотивам скандинавских саг.

Картины 1920–1922гг. знакомят с малоизвестным в России творчеством художника. В собраниях российских музеев крайне мало картин этого периода. Преимущественно они находятся у частных коллекционеров и зрителю недоступны. В США Н.К. Рерих не забывает о Родине и своих устремлений к Востоку, в Индию. Об этом свидетельствуют такие картины как «Язык леса» (1922), «Сон Востока» (1920), «Тайные знаки» (1921). Красота североамериканской природы нашла отражение в работах: «Санта-Фе. Нью Мексико» (1921) и «Монхеган. Мэн» (1922). Н.К. Рерих всюду старался выделить общие культурные элементы, то, что способно объединить человечество даже через пространство океанов и высоких горных хребтов.

Произведения периода 1924-1947гг. наглядно иллюстрируют маршруты научных экспедиций – Центрально-Азиатской и Маньчжурской (1934–1935), красоту горных кряжей Западных Гималаев – долины Кулу, Спити, Лахула и Ладака. Среди экспедиционных работ такие известные произведения, как «Ладак. Лэ. Королевский дворец» (1925), «Исток Инда» (1925), «Перевал Сассер» (1925), «Грядущее» (1927) – эскиз к картине «Красный всадник» (1927).

Большая часть работ – гималайские этюды. Сам мастер называл картины этой серии «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За 1500 гималайских этюдов Рериха стали называть в Индии «Мастером гор». В результате научно-исследовательской работы сотрудников Музея имени Н.К.Рериха картины серии «Гималаи» будут представлены с авторскими названиями, в их числе «Дозорный» (1938), «Гора духовного отдохновения» (1931), «Ковер-самолет» (1935–1936), «Тревога» (1939), «Ведущая» (1944), «Вестник от Гималаев» (1940), «Меч Гесер Хана» (1943), «Корабль пустыни» (1935–1936), «Каменная баба. Монголия» (1935-1936), «Сиссу» (1945) и др.

Значительный интерес представляют несколько графических произведений художника, отражающих период его творчества от самых ранних студенческих работ до картин 1930-х гг. Это эскизы: «Старцы сходятся» (1898), «Слепые» (1905), «Распорядитель пира» (1912), «Молитва» (1930), «Дева на костре» (1930), «Св. Франциск» (1931). Эти работы экспонируются впервые.

Творчество Святослава Николаевича Рериха (1904–1993) являет собой высокий пример служения подлинному Искусству и Красоте. Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен. Выдающийся портретист и пейзажист, всю свою жизнь он отдал проблеме изучения Красоты как важнейшего явления в процессе эволюции человечества. На выставке представлена пейзажная живопись художника, в которой отражена яркая палитра красок индийской природы, эскизы из серии «Мои соседи», эскиз к триптиху «Распятое человечество» (1930–1940-е), портрет Н.К. Рериха, многочисленные картины священных гималайских вершин, а также уникальные картины из серии «Тонкий мир» (1980-е).

Творческая мастерская художника в полной мере раскрывается благодаря впервые представленным графическим работам С.Н. Рериха, поступившим из коллекции индийских почитателей таланта С.Н. Рериха.

Святослав Николаевич был не только мастером живописи, удостоенным звания Почетного члена Академии художеств СССР, но и ученым-педагогом, мыслителем, крупным общественным деятелем. С.Н. Рерих воплотил в жизнь идеи отца и стал инициатором создания Международного Центра Рерихов. Именно он передал в 1990г. в Россию уникальное художественно-научное наследие своей семьи, которое бережно хранится в Музее имени Н.К. Рериха. «Будем стремиться к Прекрасному» – этот девиз особенно часто звучал из уст художника. Он, как и все члены семьи Рерихов, неизменно верил в великое будущее своей Родины.



С.Н. Рерих. Вестник. Эскиз. 1958 С.Н. Рерих. Ритм жизни невидимой. Эскиз. 1980-е.