«Оконопись». Выставка произведений Александра Тихомирова

ХРАНИТЬ МИР И ПОКОЙ ВНУТРИ ДОМА ПОМОГАЛИ ИКОНЫ – ОКНА В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. ЛИК, ЛИЦО, ЛАПИЧНИК. НЕТ ДОМА БЕЗ ОКНА, ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ЛИЦА, ИКОНЫ БЕЗ ЛИКА.

C народным художником России Александром Тихомировым я знаком пять лет, а ощущение — будто целую вечность знаю этого человека удивительной душевной щедрости, всепоглощающего обаяния и нетипичной для нашего времени скромности. Меж тем он единственный в нашей стране художник, создавший самобытное направление в живописи — Оконопись.

Деревянные оконные ставни, наличники. Сегодня, пожалуй, не каждый молодой человек ответит, что это за штуковины такие. А были времена, когда редко какой дом на Руси обходился без этих плотницких творений. Ставни оберегали жилища от ветров и морозов, от злых людей и дурного глаза. Хранить мир и покой внутри дома помогали иконы – окна в Царствие Божие. Лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Тихомирову удалось связать воедино эти, казалось бы, разноплановые понятия, а затем и материализовать их в своем творчестве. На мои долгие уговоры «объяснить природу открытия» Александр однажды рассказал свой сон:

– Не знаю, как бы сложилась моя жизнь в Москве, но в 1984 году я перебрался в город Благовещенск Амурской области. Выполнял мозаичные работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке, что-то писал для себя. Однажды допоздна задержался в мастерской, там и заночевал. И во сне состоялся разговор с самим Богом. Обратился он ко мне с такой речью: хватит грешить и прозябать в суете. Вот тебе слово мое — ищи себя в творчестве духовном, иди к вере, прославляя Бога и святую Русь. Тогда и пришло решение попробовать себя в иконописи.

Слово «икона» греческое и в переводе означает «образ», «изображение». По преданию, царь, Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится «пророк и чудотворец» Иисус, Авгарь послал к нему своего придворного живописца Ананию с просьбой исцелить его и нарисовать портрет Иисуса. Живописец сделать портрет не смог «по причине сияющего блеска лица его». На помощь пришел сам Господь. Он взял у художника кусок холста, приложил к своему лицу, и на ткани запечатлелся божественный образ. Получив первую, самим Богом сотворенную икону, Авгарь приложился к ней и получил исцеление. За этим чудотворным изображением закрепилось название «Спас Нерукотворный».

Сын московского художника-живописца, выпускник двух столичных художественных училищ, «Памяти 1905 года» и знаменитой «Строгановки», Александр Тихомиров был с юности знаком с традициями и законами иконописи. Он прекрасно понимал: икона — всегда Святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А потому самое главное — соблюсти степень ответственности за свою работу перед теми, кого он изображает: образы должны быть достойны Первообразов. Нет он не стал состязаться в мастерстве с природой и Творцом. Он придумал свой неповторимый изобразительный язык — стал писать иконы на старых, давно заброшенных оконных ставнях. В 1995 году Тихомиров запатентовал новое направление в живописи ­– Оконопись.

­ – ­Для меня дерево — это канва, на которую ложится идея Бога, — говорит Александр, — оно само сотворено Господом, задача художника — несколькими штрихами выявить лик Создателя. Приоткрыть тайну творения и самому приобщиться к ней. Естественная внутренняя структура дерева, трещины и шероховатости, вызванные ветром и дождем, полностью сливаются с религиозной торжественностью, мистерией и иллюзорностью воображения. Отжившие свой век деревянные оконные ставни аккумулируют в себе душевную энергию людей, проживавших в доме. Поэтому изображенные на ставнях лики святых несут в себе особую энергетику.

Оценку творчества Александра Тихомирова мне доводилось слышать на разных выставках и в различных аудиториях: на Бурейской ГЭС, в Госдуме РФ, Дипломатической академии, храме Христа Спасителя. Большинство людей, от простых рабочих до министров и академиков, сходятся в одном — в его работах вместо внешней красивости всегда присутствует красота духовная. Оконописные творения раздвигают пространство не вширь, а вглубь. Остро чувствуя структуру материала, Тихомиров с блеском использует узоры дерева, все его разнообразные оттенки. Так и получаются шедевры. Старые ставни как бы открывают окна к познанию мира, становятся средством общения со Всевышним, помогая каждому из нас найти свою дорогу к храму.

Количество выставок оконописи Александра Тихомирова в нашей стране и за рубежом приближается уже к двум с половинной сотням. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях в США, Польше, Китае, Японии, Германии, Финляндии, Австрии, Чехии. Народный художник России дарит оконописные работы не только музеям, но и предприятиям, школам, космонавтам и артистам, чиновникам и депутатам, рабочим и журналистам. Мой дом украшает один из самых дорогих сердцу подарков работа Александра Тихомирова «Николай Чудотворец».

Отличие стилистики иконы от обычной картины — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Представьте рисунок дороги — линии сходятся в одной точке, расположенной на горизонте. Для оконописи характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед ней человеке. Параллельные линии на иконе не сходятся, а, наоборот расширяются в пространстве. Впрочем, и самого пространства как такового здесь нет. Передний и задний планы имеют не перспективное изобразительное, а смысловое значение. В них заключается идея приближения мира
Всевышнего к нашему земному миру.

Александр Евгеньевич Тихомиров

Народный художник Российской Федерации.

Член-корреспондент РАХ. профессор БГПУ, председатель Амурской Региональной Организации Творческий Союз Художников России.

Родился в городе Электросталь (Московсая область) в 1956 году.

В 1979 г. закончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1984 г. — МВХПУ(б. Строгановское).
Живет и трудится в г. Благовещенске Амурской обл.

Кавалер «Ордена Дружбы» (2013 г).

Кавалер международного ордена «Благотворение» степени (2007 г.). Обладатель Диплома Пражской Академии художеств и награды императора Рудольфа II (2000 г).
Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублёва “I степени (2006 г.)

Награжден медалью «достойному » Российской Академии Художеств (2012 г.). Золотой медалью Российской Академии Художеств(2013 г.). Серебряной медалью Российской Академии Художеств (2011 г.), Золотой медалью ТСХ России (2005 г.)

Кавалер «Ордена Планеты» в номинации «Художник Года» Академии художеств Мира «Новая Эра» (2011 г.)

Лауреат премии «Вера» VII! Московского Международного Фестиваля Искусств «Традиции и Современность»
(2013 г.)

Обладатель Гран При ХII Международной ярмарки современного искусства (2005 г.) в Пекине (КНР). Является почётным директором музея Русского Искусств в г. Харбине (КНР), почётным членом Союза Художников Китая.

Мир ошеломляет художник, ошеломивший себя…

Жизнь на сколе судьбы, жестокой ностальгии по настоящему…

Творец, не имеющий дня, который бы принадлежал ему, Апостол ренессансных палаццо Православия…

В непостижимых тайнах нематериального, в магнетизме духовного — вся материальная, схожая с микеланджеловской пластикой, творческая сущность художника Александра Евгеньевича Тихомирова. По месту жизни и творчества его, несомненно, следует считать амурским, дальневосточным художником, поскольку главная «поисковая» обитель Александра Евгеньеви-
ча и его творческой семьи — Благовещенск-на-Амуре. Но по вкладу в культуру, в искусство А.Е.Тихомиров, что тоже бесспорно, является величиной российского, мирового уровня. Россия сильна, по утверждению Н.М.Карамзина. русской провинцией. Волга. Днепр, Енисей, Ангара, Амур… Скользамечательных мастеров отечественной культуры черпали живительные силы далеко от столиц, приумножая славу Отечества!

А родился, меж тем. маэстро как раз близ Москвы. в г. Электросталь в 1956 году. В 1984-м кончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее графа Строганова), отделение монументально-декоративной живописи, мастерская Г.М.Коржева. И…

И далее повелевала процессом Ее величество судьба. Сразу после окончания училища молодой человек, 28 лет от роду. решает кардинально изменить жизнь. Берет билет на самолет, отбывающий на восток, и, следуя вдоль 50-й параллели на окаянных крыльях фортуны, через десять часов оказывается на берегах Амура, в пограничном Благовещенске. Известность к амбициозному бунтарю, талантливому живописцу придет. когда Александр станет автором нового направления в живописи и запатентует его под названием “Оконопись”. А большая слава найдет Тихомирова после широкого признания его исповедального творчества на многочисленных выставках. которые состоялись за минувшие тридцать два года во многих больших и малых городах России, за рубежом. Александр Евгеньевич становится сначала Заслуженным. а затем Народным художником России. За большой вклад в российскую культуру в 2014 году в Екатерининском зале Кремля Президент России В.В.Путин вручит А.Е.Тихомирову орден Дружбы. Так они и поквитались: город по имени Благая Весть и Мастер. Сначала Благовещенск с подвиг художника на свободу и духовный подвиг, потом Оконопись стала визитной карточкой города на Амуре и Зее.


Основа, душа и дух «Оконописи» глубокое проникновение в суть и смысл русской иконы. русского Православия. Художник работает в стиле религиозных сюжетов, выполненных темперой на старых деревянных ставнях. Когда смотришь на работы художника, неизбежно «включаются» ассоциации и прямые аналогии. В том смысле. что подвижническое творчество Тихомирова, обладающее силой ока духовного видения. стоит в одном ряду с творчеством христиан-иконописцев Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека. Истинная вера. традиции и современность составляют базис. первоэлемент творчества А.Е.Тихомирова. «Дерево для меня
это лист. канва. на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом. и задача художника суметь всего несколькими штрихами выявить лик Святителя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней», — говорит о своем творчестве Александр Евгеньевич.

И поведал тогда Господь: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. Поступающий по правде, идет к свету. дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны».

Сила творчества Александра Евгеньевича Тихомирова как раз в правде. Еще можно сказать — в праведности, благочестии, в мощи света и разума.

Благовещенск — это один из старейших городов Дальнего Востока, которому в этом году исполняется 160 лет. История его основания тесно связана с православием. Наш город — гор0д Благой вести, как часто его называют, вдохновляет творческих людей на создание прекрасных
полотен, стихов и песен. Особое место в этом творчестве занимает уникальная, неповторимая, заглядывающая в самую душу живопись Александра Тихомирова.

Я уверена, что выпускник знаменитой «строгановки», совершенно неслучайно более 30 лет назад приехал в наш город. Он прошел большой творческий путь, предначертанный свыше. Его работы увековечены в истории и архитектуре мозаичными полотнами на зданиях Благовещенска. Именно здесь, в нашем городе, благодаря его особой духовной атмосфере и таланту мастера родилась уникальная техника живописи — оконопись, аналогов которой нет в мире.

Работы этого неординарного художника, с которых на нас смотрят образы и лики православных святых, написанные на филенках ставен, давно известны и в России, и за рубежом и стали визитной карточкой нашего города. Связь с предками, любовь к Родине воспринимаются
особенно остро, когда смотришь на деревянные полотна художника. Его произведения это особый мир. который заставляет остановиться в быстротечном потоке времени и задуматься о вере, о душе.

От имени жителей города благодарю большого художника за его большой труд и уникальный талант. которым гордятся благовещенцы и ждут его новых работ. Я искренне рада за тех, кто уже знаком с его творчеством и за тех, кому только предстоит открыть для себя работы‚ от которых исходит свет.

Мэр города Благовещенска
В.С. Калита

Большой и яркий, художник устремился, взлетев Однажды на рукотворных крыльях, по неизведанному пути Вечности по которому никто из мастеров кисти до него в искусстве не ходил. Ни в России, ни за ее пределами. Природа гениальности — она в разительных открытиях очевидного и доступна лишь избранным. Открытие А.Е.Тихомирова следует считать глубоко русским по духу, многими критиками и искусствоведами оно по праву признается ярким, крупным вкладом в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры.

«Оконописные» иконы А.Е.Тихомирова находятся в музеях и частных коллекциях в России, Белоруссии, Армении. Канаде, Грузии, Италии, Латвии, Турции, Израиле, Австрии, Корее, Германии. Китае, Польше. Финляндии, Чехии, Японии, США. во Франции и других странах мира. О творчестве художника рассказывалось в фильме Страна на краю света“. снятом телевидением ФРГ. Помимо Германии фильм транслировался на ряд стран Западной Европы. Александр Евгеньевич имеет Благодарственные письма Русской Православной Церкви, Правительства Амурской области, Министерства культуры России.

А еще он — Кавалер ордена Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени. Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени. Почетный директор
музея Русского искусства в г. Харбин (Китай), почетный член Союза художников КНР, почетный член Красноярской организации ВТОО СХ России.

Канонический жрец именем Александр-Амурский “задумал такую картину. чтоб висела она без гвоздя“. И это Мастеру, кажется, удалось в Благовещенске, на что ушли, с момента рождения по сегодняшний день, бездна не тщетных трудов и шестьдесят лет жизни.

Когда мне предложили посетить выставку «Александр Тихомиров. Живопись. Графика» в Русском музее, посвященную 95-летию со дня рождения художника, я поначалу отнеслась к этому с некоторой долей скептицизма. «Очередной советский художник», - подумалось мне. Известный автор ленинианы и самого большого в мире портрета Ленина (42x22 м), за который он был награжден золотой медалью на Первой Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации в 1975 году…

Но чудесная погода, намечавшаяся прогулка по ожившему весной Петербургу в Мраморный Дворец Русского музея заставили меня выбраться из дома, чтобы сходить на выставку художника с благозвучной русской фамилией Тихомиров. Пробежав по Марсову полю, пройдя памятник Александру III, важно восседающему на лошади с обрубленным хвостом, и поприветствовав хмурых гардеробщиц, я поднялась на второй этаж Мраморного дворца. То, что я увидела - заставило меня прозреть. Этот человек не мог быть советским художником! Мотивы Феллини, Бергмана, Антониони, библейские сцены и герои Шекспира - все это сливается в калейдоскоп ярких творческих образов. Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники - те, кто так или иначе противопоставлял себя массе в силу стремления к Иному…

Работы Александра Тихомирова поразили меня своим глубоким философским подтекстом, символизмом образов, мощной энергией. В них оказались творчески переплетены уроки старых мастеров, художников эпохи модерна, экспрессионистов, Павла Филонова. По словам биографа художника, искусствоведа Екатерины Гоголевой, «Тихомиров относился к официальным заказам с известной долей иронии, но выполнял их с присущими ему добросовестностью и профессионализмом. Эти заказы позволяли ему быть финансово независимым, что означало для художника - заниматься настоящим творчеством».

«На картинах, посвященных театру и цирку, - рассказала Екатерина Гоголева, - мы видим актеров, шутов, музыкантов, отдыхающих после спектакля. Это те драгоценные минуты, когда они становятся собой. Их многочисленные маски спадают одна за другой, и персонажи обращаются к своему истинному „я“. Александра Дмитриевича очень интересовал внутренний мир, духовность, психология человека. Стремясь выразить психологическое состояние своих героев, передать на фоне внешней праздничности их мучительные душевные поиски, он прибегает к таким приемам, как акцент на пластике рук, изображение персонажей в причудливых позах, погруженными в сон или забытье».

Его искусство соединяет в себе не только опыт французской живописи импрессионизма и постимпрессионизма но и традиции русской лоскутной мозаики и иконописи. Прекрасно знавший не только историю живописи, но и кинематограф (жена Александра Тихомирова работала в Кинофотоинституте, поэтому у него была редкая возможность увидеть фильмы, недоступные широкой аудитории), театр и классическую музыку, он вдохновлялся ими, создавая новые и новые образы для своих работ.

«Тихомиров сам, подобно шуту в трагедии, будоражащему спящую совесть, провоцирует, интригует, намеренно сталкивает, перемешивает в поле одной картины элементы карнавальной и христианской символики, превращая изображение в своего рода ребус и одновременно увлекая зрителя прихотливой игрой в ассоциации», - говорит искусствовед Екатерина Алленова. «Однажды уже изгнанный за инакомыслие в 1944 году, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен», - рассказывает Екатерина Гоголева. Официальная работа давала Александру Дмитриевичу финансовую свободу, что была так нужна ему для творчества и воплощения собственных замыслов. Мало кто знал, что в остальное время он создавал картины на темы сказочного Востока, театра и цирка».

Неудивительно, что основные работы, выражающие истинное «я» художника, становятся известны лишь теперь. О том чтобы сделать персональную выставку и речи не могло быть в советское время. Да он и не стремился к этому и всю жизнь писал в стол, без надежды на встречу с широкой публикой. Творческий путь художника Александра Тихомирова позволяет распознать в нем символиста, трагически разминувшегося со своим временем.

Вас когда-нибудь просили рассказать о нашем городе за границей Амурской области или даже страны? Если да, то о чем вы говорили? Китай, набережная, торнадо — все это не делает наш город чем-то особенным. Немногие знают, но нам на самом деле есть, кем гордиться. Корреспондент журнала «сайт Mojo» побеседовал с очень добрым и интересным человеком, Художником с большой буквы, создателем собственного направления «оконопись» в искусстве! Все это об Александре Евгеньевиче Тихомирове.

Небольшая биографическая справка. А.Е. Тихомиров родился под Москвой в городе Электросталь в 1956 году. В 1979 окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, затем в 1984 году окончил МВХПУ (б. Строгановское), мастерскую Г.М. Коржева. После учебы переехал в Благовещенск, где по сей день живет и работает. Автор нового направления в живописи, запатентованного в 1995 году, под названием «оконопись».


Александр Евгеньевич лауреат многочисленных премий и обладатель огромного количества призов, дипломов и званий. Он заслуженный и народный художник РФ, кавалер Русской Православной Церкви Преподобного Андрея Рублева III степени, Кавалер международного ордена «Благотворение» III степени, а также обладатель многих других почетных званий. Его работы выставлялись не только в России, но и в Азии, Европе и даже Америке. О его заслугах говорить долго. Поэтому мы и решили лично побеседовать с Александром в его мастерской.

— Александр Евгеньевич, Вы родились и учились в столице. Почему после учебы решили переехать на Дальний Восток?

— Вообще, мне хотелось уехать подальше от Москвы. К тому же, мой переезд был связан с моей деятельностью. В столице я учился на монументалиста, и в Благовещенске как раз нужен был такой человек. До меня здесь работал Александр Князев, мой друг. Он переехал жить в Ленинград, а я занял его место. Благовещенск, природа этого места, здешние люди — все мне очень понравилось. Сейчас, положа руку на сердце, я могу сказать, что Благовещенск — моя Родина! Именно здесь я состоялся как художник.


— Скажите, а с чего вы начинали в Приамурье?

— Так как по образованию я художник-монументалист, я украшал фасады некоторых зданий Благовещенска. Моими трудами украшены Дом быта «Элегант», здание «Амурской правды», ДК Профсоюзов, внутренний дворик ДОСААФ. Кроме того, я работал в Тынде и в Новобурейске. Именно с этого я и начинал. Еще писал пейзажи и натюрморты. А потом уже начал творить в своем собственном направлении — «оконопись».

— Александр Евгеньевич, как вы пришли к «оконописи»?

— Это было благословение свыше. У меня был сон, после которого и родилась оконопись. Она стала смыслом моей жизни! Это мое авторское направление. Благодаря ему, я и состоялся как художник. Понимаете, существует много направлений, и найти что-то новое очень сложно, особенно, когда речь идет о классике. Поначалу было очень сложно — многие критиковали. Но я упорный, я понимал, что делаю. Господь помогал мне. И я продолжал творить, я продолжал прославлять нашего Бога и наше Отечество. Позже люди стали одобрять мои работы. Организовывали выставки. Самые значительные были в Храме Христа спасителя в честь юбилея Патриарха Алексия II, оттуда работы отправили в Иерусалим. Вообще, в храме Христа Спасителя у меня было 3 выставки.


— А какая была самая значимая?

— Самая важная из всех для меня была в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Я был первым художником, чьи работы там выставлялись при жизни. Это исключительный случай. Обычно работы мастеров туда попадают уже после их смерти.

— А где еще выставлялись Ваши работы и как к ним относятся люди?

— Во многих странах: Америке, Чехии, Австрии, Израиле, Китае, Германии, на Кипре. Так сразу тяжело вспомнить. Отношение людей к моим работам самое хорошее! Им нравится, некоторые работы покупают, а главное ценят то, чем я занимаюсь. Например, в Чехии я был удостоен диплома Пражской Академии Художеств и награды императора Рудольфа II. С XVI века я стал третьим россиянином, кому выпала честь быть удостоенным такой высокой награды. Приятно, что люди ценят мой труд. Мои работы очень сильно понравились Патриарху Кипрскому Хризостому II. Он даже приобрел несколько работ. Многие покупают мои работы, многим я дарю.


— Думаю, читателям будет интересно узнать, сколько времени уходит на создание одно такого произведения? И как происходит создание?

— По времени могу сказать, что одного дня хватает для создания одной работы. А сюжеты...они приходят свыше. Я вижу образ и потом воплощаю его в красках. Некоторые работы украшаются золотом и серебром. Понимаете, золото и серебро — это металлы, которые олицетворяют нетленность. Раньше, при написании икон, мастера использовали большое количество этих металлов. А для меня главное, чтобы металлы не мешали восприятию самой духовной сущности работы. Дело в том, что оконопись — это притчево-метафорическое искусство. Тут важны эмоции, нравственность, мораль.

— Извините за нескромный вопрос, а сколько стоила самая дорогая Ваша картина?

— Она стоила 35000$. Понимаете, для меня деньги это мерило отношений. Я учился живописи так же, как и любой другой человек учится чему-либо. Потом работает и зарабатывает себе на жизнь. Я учился писать картины, и это стало моим основным занятием в жизни. Нужно и любить искусство, и знать цену. Когда произведения приобретают, то это можно считать оценкой проделанного труда.

— Это интересно! Ваши работы выставлялись во многих странах. Вы художник, и наверняка объездили и посетили многие галереи, расскажите, где вам больше всего понравилось и что больше всего запомнилось?

— Действительно, я много где был: в Вене, в Дрездене, в Берлине, и знаете, мне везде понравилось! В каждой галерее есть какая-нибудь особенная работа. Например, в Дрездене это, несомненно, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Потрясающее произведение искусства! В Вене меня на меня особое впечатление произвели работы Брейгеля «Картины месяцев или времен года». В Берлине я был поражен работами итальянских мастеров: Боттичелли, Мантенья, Пьеро делла Франческа.

— Александр Евгеньевич, когда я звонил Вам первый раз по поводу интервью, вы были в Харбине на международной торгово-экономической ярмарке. Расскажите, поподробнее об этом событии.

— В Харбин я ездил в составе делегации Российской Академии Художеств. Мы организовали там выставку работу наших русских художников. Были работы Сергея Горяева, моего друга Евгения Ромашко, Константина Петрова, Ревеля Федорова, наших классиков Обросова и Зверькова и многих других русских художников. В общем, 114 работ. Это было масштабное мероприятие. Там же меня наградили Золотой медалью Российской Академии Художеств. Это самая высшая награда для художника.

— А на будущее какие планы?

— 25-го июня я лечу в Москву на выставку «Традиции и современности», которую организовывает Московский Общественный Фонд поддержки культуры и развития современного искусства. Потом там же пройдет выставка «Ars longa», а осенью, уже в Благовещенске, пройдет выставка, посвященная «Амурской осени» и юбилею нашей области. Это будет совместная экспозиция художников, музейщиков и актеров, которые пишут картины.

— Давайте теперь поговорим о Благовещенске. Как человек опытный скажите, как у нас обстоят дела с искусством? Есть ли молодые мастера?

— У нас в Благовещенске как таковой школы нет. Есть Художественное училище. Там учат живописи, таланты появляются, но уезжают во Владивосток или Красноярск. В этих городах есть свои школы. Если говорить об АмГУ, то там учат дизайнеров, а это совсем другое. В БГПУ учат педагогов рисования и черчения, следовательно, уклон больше идет на педагогику. Сейчас мы с ректором БГПУ Юрием Сергиенко и Президентом Российской Академии Художеств Зурабом Церетели работаем над созданием отделения РАХ в Благовещенске.

Важно, чтобы были традиции, была школа. Нужен опытный наставник. Мало одного таланта. Это как с алмазом. Он сам по себе уже драгоценный камень, но в руках мастера он обретает истинную ценность. У нас если за несколько лет хоть один талантливый ученик попадется — это уже хорошо! Один из молодых талантов у нас это Алексей Сидоров, он резчик. Минувшей зимой взял Гран-при в Харбине по ледовым скульптурам. Обошел многих опытных мастеров.

— Давайте вернемся к началу нашего разговора. Вы сказали, что Благовещенск — это Ваша родина. Расскажите нашим читателям о своем любимом месте в этом городе.

— Самое любимое — это моя мастерская. Это то место, где я творю. Здесь я чувствую себя защищенным именно духовно. Мне предлагали и другие места, но я отказался. Мне предлагали работать за границей, обещали золотые горы, и я все равно не согласился. Я решил остаться здесь. Я люблю это место.

Второе любимое место — мой дом. Там моя семья, моя супруга, которая меня всегда поддерживает. Говорят, что счастье — это идти на работу и домой с одинаковым удовольствием. У меня так и получается. В Благовещенске я живу уже 29 лет, и мне никуда не хочется переезжать. Любимая работа, семья, дом — наверное, это те вещи, из-за которых я могу назвать этот город своей родиной.

— Александр Евгеньевич, вы много работаете, посещаете разные места, а как проводите свое свободное время, как любите отдыхать?

— Для меня отдых — это рыбалка и гитара. Я очень люблю рыбалку! Мы с друзьями любим ездить на Талакан ловить щуку. Я большой поклонник спиннинговой рыбалки. У меня уйма разных удилищ и снастей. Я такой по характеру человек, даже когда пишу. У меня всегда много холстов, масла и кистей на две жизни. Потому что если вдруг на меня снизойдет вдохновение — все должно быть под рукой и всего должно хватать.

Кроме того, что я художник, я еще автор и исполнитель собственных песен. У меня есть песни на стихи Тютчева, Есенина и Блока. Был у меня период, когда я глубоко погрузился в поэзию. Читал и учил наизусть. Позже сам исполнял. Потом даже и на мои песни писали свои варианты песен другие люди и артисты.

— Александр Евгеньевич, может быть, вы пожелаете что-нибудь нашим читателям и жителям Благовещенска?

— Знаете, я недавно стал интересоваться небом и стал писать его. Небо — это метафора. Художников много: кто-то писал горы, кто-то поля, кто-то леса, кто-то писал истории. Много лет я посвятил оконописи, и после всех этих лет я решил писать небо. Создание некоего образа между иконой и небом, небо это как разговор о душе и о Боге. Пусть люди обращают свой взор на небо, чаще улыбаются. Я хочу пожелать всем чистого, красивого, глубокого, а главное мирного неба над головой.

В выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) состоится открытие выставки произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Тихомирова «Оконопись».


Александр Тихомиров – автор нового направления в живописи «Оконопись», зарегистрированного в Российском авторском обществе в 1995 году. Художник продолжает лучшие традиции мастеров русского иконописания, но не форме, не по канонической технологии, а по глубине созданных и пережитых образов. «Оконопись» – это религиозные сюжеты, выполненные темперой на старых оконных ставнях.

А. Тихомиров родился в 1956 году в г. Электростали Московской области в семье художника. Окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, в 1984 г. – отделение монументально-декоративной живописи МВХПУ (б. Строгановское), мастерскую Г. М. Коржева. Более тридцати лет живет и работает в г. Благовещенске Амурской области. Выполнил целый ряд успешных монументальных проектов – мозаик, украсивших общественные здания дальневосточного региона. Кульминацией творческого развития художника стал авторский стиль «Оконопись», который не имеет аналогов в мире.

Художник в своей технике подчеркнуто идет от природы – основной материал для его произведений – натуральное дерево, ставни со старых жилых домов. Из снятых ставен выпиливаются филенки (составные части ставен), а дальше идет долгий творческий процесс создания образа.

Как отмечает искусствовед Т. Кочемасова, художник «…идет при создании образа именно от особенностей материала – его выразительности, фактуры, структуры. Все эти трещины, сучки, шероховатости становятся основой для композиции, образуют особую эстетику, подчеркивают красоту времени, которое в этих знаках обретает свою плоть. Именно в замысловатой игре линий дерева Тихомиров ищет ключ к новому образу».

«Дерево для меня – это лист, канва, на которые ложится идея Бога. Само дерево сотворено Богом, и задача художника – суметь несколькими штрихами выявить лик Создателя, приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней». А. Тихомиров.




«Спас», «Рождество Христово», «Благовещение», «Богоматерь Владимирская», «Св. Николай Чудотворец», «Троица», «Св. Георгий», «Св. Великомученик Пантелеймон», «Сергий Радонежский» – работы Тихомирова камерны и монументальны одновременно. В них соединены душевная теплота, лиризм и высокая духовность, запечатленная в образах и ликах святых. По мнению искусствоведа Н. Аникиной, «нужно обладать огромной человеческой и творческой смелостью, чтобы предложить свою личную интерпретацию священных канонических образов, живущих в сердце каждого православного человека».

Картины художника отмечены особой пластической выразительностью, изысканностью цветовой палитры. «Цвет в экспериментальном пространстве «Оконописи» Тихомирова играет особую роль. С помощью него окончательно «проявляются» лики, словно они наполовину вышли из пространства мира горнего к нам, в мир дольний… Цвет не доминирует, не акцентирует, он освобождает энергию образа», – пишет искусствовед Т. Кочемасова.

Уникальные работы художника хорошо известны у нас в России и за рубежом. Они находятся в музеях и частных коллекциях в России и во многих странах мира, включая Израиль, Кипр, Чехию, Португалию, Австрию, КНР. А. Тихомиров уже трижды выставлял свои произведения в Храме Христа Спасителя, была выставка в ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Александр Тихомиров – народный художник Российской Федерации, кавалер Ордена Дружбы, член-корреспондент РАХ, член Творческого Союза Художников России, председатель Правления АРОО ТСХ РФ, вице-президент Академии Художеств Мира «Новая Эра», профессор БГПУ. Обладатель Ордена Русской Православной Церкви «Преподобного Андрея Рублева III степени», кавалер ордена «Благотворение» III степени, награжден золотыми медалями РАХ и ТСХ России и другими наградами. Почетный Гражданин города Благовещенск.

«Концепция «оконописи» пришла ко мне во сне и стала для меня смыслом жизни. Это мое авторское направление. «Око», «окно», «оконопись» - слова звучат как однокоренные. Суть иконописи в том, что я стал писать работы на православные темы, используя в качестве материала оконные ставни. Ведь окна – глаза дома. А ставни – своего рода ресницы, защищающие глаз от сглаза, от камня, брошенного злой рукой. В Евангелии от Луки сказано: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло, а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Это для меня – своего рода эпиграф к оконописи, потому что я занимаюсь живописью религиозной, духовной. Если говорить совсем определённо, то оконопись – та же иконопись, только вне монастыря. Каждая моя работа – это, по сути, икона, писанная хоть и светским, но глубоко верующим человеком, каковым я стал ещё в студенчестве, тайно крестившись (времена-то были люто атеистические) в Тарасовской церкви. С тех пор мою жизнь сопровождают пост и молитва, а моим «монастырем» стала мастерская». А. Тихомиров.