Миф про ареса краткое содержание. Бог войны арес - чему покровительствовал, силы и способности. Семья и окружение

Бог войны.

Война - вещь слишком сложная и слишком частая, поэтому одного бога войны грекам было недостаточно. Однако они не стали создавать специальных богов, скажем, для войны наступательной или оборонительной, справедливой или и т. п. Зато (в полном соответствии с практическим опытом) у них был один бог войны, которая ведется с умом и поэтому заканчивается победой, и другой бог войны, которая ведется со слепой яростью, и потому исход ее неясен. Богом, вернее, богиней первой из этих войн стала дочь Зевса , богом второй войны - Арес.

Таким образом, Арес был богом яростной войны, убийства, кровавой резни на поле боя. Он обожал войну ради самой войны, схватку ради схватки. Для него было неважно, из-за чего разгорелась война, и в большинстве случаев его не интересовало, чем она закончится. Его радовали воинственные вопли, бряцание оружия и запах крови, гибель бойцов тешила его так же, как и их отвага. Изнанкой этой любви к войне (или логичным ее дополнением) была ненависть к порядку, который мешал эту войну разжечь; Арес всегда помогал тому, кто норовил нарушить мир. Из-за этих качеств его не любили ни боги, ни люди. Сам не раз говорил Арес в глаза, что он ему противен и, не будь он его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар.

Не было такого боя, в который не вмешался бы Арес с большим щитом, с бронзовым мечом, в медных латах, он внезапно появлялся на поле боя, сея вокруг себя смерть. Обычно его сопровождали сыновья и Фобос, воплощение ужаса и страха, впереди его колесницы носились богиня раздора Эрида и богиня неистовой резни Энио. Воинским ремеслом Арес владел в совершенстве, в этом можно было не сомневаться, но в бою он был ненадежен, мог поддерживать то одну, то другую сторону.

Иллюстрация по картине Рубенса «Марс и Рея Сильвия», ок. 1616-1617 гг., Вена, Дворец Лихтенштейнов.

Несмотря на свою силу и ловкость, непобедимым он не был. Когда ярость затемняла его разум, он нередко бывал бит. Афина, никогда не поддававшаяся слепой страсти, неизменно брала над ним верх; однажды его победил даже смертный: в битве под стенами Трои его с помощью Афины тяжело ранил вождь аргивян . Арес тогда заревел от боли, как «десять тысяч мужей», от геройства не осталось и следа, и он с воплями сбежал с поля боя на самый Олимп. Кроме того, однажды его одолел , а еще раньше два юных гиганта, и Эфиальт, связали его цепями и тринадцать месяцев продержали в медной бочке. Если бы его не вызволил бог торговцев и мошенников Гермес, он так бы и остался там навсегда на радость всем добрым людям.

Что касается внешности, то Арес выглядел вполне интересным, статным молодым мужчиной, правда, манеры у него были по-солдатски грубоваты, но многим женщинам это даже нравится. В него влюбилась сама богиня любви и красоты , супруга добродушного, но неказистого бога , и даже имела от него пятерых детей: Деймос и Фобос унаследовали все неприятные черты Ареса, Эрот и пошли в мать; пятым их ребенком была прекрасная Гармония. Арес считался также предком воинственных .

Фото: Венера (Афродита) и Марс (Арес)

Арес, скорее всего, был богом фракийского происхождения, который уже в микенскую эпоху попал в греческий пантеон. Греки почитали его меньше, чем остальных богов. Правда, в Афинах ему посвятили храм на Агоре и холм Ареопаг, на котором находилась резиденция верховного суда, но такие знаки уважения были скорее исключением, чем правилом. Нам известны еще храмы Арес в Арголиде и в малоазиатском Галикарнассе - вот, пожалуй, и все. Перед боем греческие полководцы старались скорее расположить к себе Афину; даже в милитаристской Спарте Арес приносили в жертву, как максимум, молодых собак. Зато римляне чрезвычайно его уважали, у них он стал вторым по значению богом; однако римский Марс далеко не во всем совпадает с греческим Арес (см. статью «Марс»).

Наиболее известные из сохранившихся античных статуй Арес: так называемый Арес Боргезе, римская копия греческого оригинала, приписываемого Алкамену (около 430 до н. э., Париж, Лувр), и так называемый Арес Лудовизи, тоже римская копия греческого оригинала (2-я пол. 4 в. до н. э., Рим, Национальный музей в Термах). Известная этрусская бронзовая статуя, так называемый Марс из Тоди (сер. 4 в. до н. э., Ватиканские музеи), скорее всего, не изображает Марса; это всего лишь традиционное ее название. На вазах изображение Ареса встречается на удивление редко. Сюжет «Арес и Афродита» имеется на нескольких помпейских фресках 1 в. н. э.

Современные каминные часы «Арес и Афродита»

Из произведений искусства нового времени, посвященных Аресу, или Марсу, упомянем наиболее известные: «Венера и Марс» С. Боттичелли (ок. 1483, Лондон, Национальная галерея), «Минерва и Марс» Я. Тинторетто (1578, Венеция, Дворец дожей), «Венера и Марс» П. Веронезе (1560-1570, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Марс» X. В. Р. Рембрандта (1655, Глазго, Картинная галерея), две картины П. П. Рубенса: «Марс, коронованный богиней победы» (1612, Дрезденская галерея) и более поздний «Триумф Марса» (Рим, Ватиканские музеи); скульптуры: «Марс и Амур» Б. Торвальдсена (1809-1810), «Марс и Венера» Арес Кановы (1816). В Праге есть скульптура «Марс и Венера» Арес де Фриза (ок. 1600, картинная галерея Пражского Града) и плафонная роспись с изображениями Марса в Вальдштейнском дворце и дворце Клам-Г алласа.

Изображениями и статуями этого античного бога войны изобилуют аристократические резиденции времен позднего феодализма и военные министерства во многих странах Европы и Америки. В музеях и замках в основном представлены копии Ареса Боргезе и Ареса Лудовизи сравнительно позднего происхождения.

В посте использованы кадры фильма ««Гнев титанов» (Wrath of the Titans) 2012 года, продолжение фильма-фэнтези Джонатана Либесмана «Битва титанов». В роли бога войны Ареса – венесуэльский актер Эдгар Рамирес (Édgar Filiberto Ramírez Arellano).

Продолжая тему древнегреческой мифологии, герой нашего сегодняшнего повествования – греческий бог войны Арес. Среди всех жителей Олимпа Арес был у античных греков далеко не самым любимым Богом, и это неудивительно с оглядкой не сферу его ответственности — жестокую, кровопролитную и вероломная войну. Одно его имя нагоняло ужас на мирных обывателей.

Бог Арес был чужд обоим родителям-олимпийцам и остальным богам из-за своей немотивированной жестокости, любви к смертельной битве ради самого убийства и неутолимой жажды крови. Воины, которым покровительствовал этот бог, были сродни берсеркиерам, о которых говорится в более поздних скандинавских мифологиях.

Внешность:

Греческого бога Ареса изображали суровым мужчиной средних лет, увенчанным боевым шлемом, с хищным и жестоким выражением лица и могучей мускулатурой – воплощением брутальности и воинственной ярости.

Символы и атрибуты Ареса:

Бог войны немыслим без копья, горящего факела и своего воинского шлема. Свиту его составляют коршун Арея – предвестник безумной битвы и собаки, готовые рвать и терзать все живое.

Бога войны изображали суровым мужчиной средних лет, увенчанным боевым шлемом, с хищным и жестоким выражением лица и могучей мускулатурой

Сильные стороны:

Неукротимая целеустремленность, решительность и бесстрашие. Качества истинного воина, но не стратега. Греки более уважали прагматичность и расчетливость, а потому между богом Аресом и Афиной выбирали все-таки богиню, тяготеющую к справедливости и договоренности в решении конфликтов. Буквально звериной чертой Бога войны была мстительность на почве чадолюбия. За своих детей Арес вступался всегда, невзирая на превосходящие силы противника, и не успокаивался, пока не видел мертвого тела врага.

Слабости:

Импульсивность, дикость и кровожадность, неспособность к компромиссу и выбору менее затратных решений. Именно эти качества и вызывали негодование Зевса, который не раз грозился низвергнуть сына в глубины Тартара как недостойного находиться в пантеоне богов. Ареса не раз побеждали в бою боги и смертные – он редко обдумывал последствия и часто ввязывался в драку только из потребности сражаться.

Родители греческого бога Ареса:

Есть две версии о том, как родился греческий бог войны Арес. С одной стороны, он признан законным сыном Зевса от его жены Геры. Но бытовал и вариант, согласно которому Гера, обиженная частыми изменами своего ветреного Зевса и еще более уязвленная рождением детей у супруга то из бедра, то из головы, без необходимости в ее материнстве, решила достойно отомстить и зачала будущего бога войны от прикосновения к волшебной траве. Траву эту, заручившись клятвой богов от Геры, передала ей малозаметная богиня Хлорида, позднее у римлян – Флора.

Сильные стороны — неукротимая целеустремленность, решительность и бесстрашие. Качества истинного воина

Место рождения:

По некоторым мифологическим данным, греческий бог Арес был рожден на Олимпе. Но в течение своей жизни он предпочитал находиться в горах Фракии. Поэтому и возникали слухи о том, что его родиной является именно эта местность. Зачатие бога без участия его небесного отца только порождало досужие толки.

Женщины и богини бога Ареса

Самой прочной любовной связью, после которой осталось много мифологических упоминаний, был роман Ареса с богиней любви и страсти – . Остальные романтические эпизоды носили больше мимолетный характер, но потомство от них было и славным, и обильным. Женой Арес не обзавелся и остался убежденным холостяком, как и всякий мужчина, посвятивший себя войне. Неутолимый в битве и неутомимый в любви греческий бог войны почтил чувственным вниманием многих, но имена их связываются в основном с теми, кого они сумели породить.

Дети:

Плодовитостью с Аресом могут сравниться разве что его официальный отец Зевс и дядя Посейдон. От Афродиты были рождены его дети – , маленький божок любви, заменивший изначальную силу Вселенной – Эрос, Антерос – его брат-антипод, символизирующий разрушающую страсть, Деймос и Фобос – ужас и страх, Гармония и Гимерос – символы сочетанности и согласия. От смертных женщин у Ареса рождались дети, а от нимф, эринний и прочих сверхъестественных существ – драконы, оборотни, амазонки и одержимые, перечень которых занял бы не одну страницу.

Самой прочной любовной связью роман с богиней любви и страсти – Афродитой

Основные мифы

Арес часто упоминается в троянском цикле мифов, где роль его представляется неблаговидной – он сражается на стороне троянцев против родственных по крови богов. Пикантные подробности интимной жизни выдает сказание о пленении их с Афродитой на месте преступления (прелюбодеяния) законным мужем Афродиты Гефестом.

Среди олимпийских богов Древней Греции бог войны Арес стоит как бы особняком. Эллины всегда относились к нему двояко. Они восхваляли в нём физическую силу, отвагу, доблесть, но в то же время отмечали паталогическую жестокость, беспощадность к побеждённым и ненасытное желание войны ради войны. Этим Арес кардинально отличался от Афины, которую олицетворяли со справедливой войной, основанной на военное стратегии и разумной гуманности.

Аналогом кровожадного древнегреческого бога был римский бог Марс. Но он, как и Афина, пользовался уважением римских граждан. Его считали надёжным защитником, мужественным, храбрым и справедливым воином, разящим врагов ради мира и благополучия римлян. С Аресом его объединяла только отвага, но направлена она была не на разрушение, а на созидание.

В соответствии с древнегреческой мифологией Арес приходился сыном Зевсу и Гере. Но отец относился к своему жесткому сыну с явной неприязнью. Он даже как-то хотел отправить его в Тартар, где пребывали поверженные титаны, но не стал этого делать, так как жесткость и насилие во все времена востребованы ничуть не меньше, чем доброта и гуманность.

Женой Ареса была самая красивая из богинь Афродита. Но она была слишком любвеобильна, чтобы хранить верность своему супругу. До бога войны мужем у неё был Гефест. А затем она встречалась с Дионисом, Гермесом, и от всех этих богов рожала детей. Помимо небожителей у Афродиты были и смертные любовники. Это красавец Адонис, Анхис, Фаон (тёзка Фаона, в которого влюбилась Сапфо).

От бога войны Ареса Афродита родила Антероса (ненависть и страсть), Эрота (любовь), Гимерота (влечение), Гармонию (согласие), Деймоса (ужас), Фобоса (страх). Два последних ребёнка всегда сопровождали жесткого бога войны в его походах. Вместе с ними неотлучно находилась и сестра Ареса по имени Энью (раздор). В древнеримской мифологии Энью отождествляли с Беллоной.

В некоторых мифах утверждалось, что от связи жестокого бога с любвеобильной богиней пошли амазонки – женщины воительницы. В частности, пара произвела на свет Ипполиту, ставшую впоследствии царицей амазонок. Но по некоторым преданиям её матерью была не Афродита, а Отрера. Последняя также родила амазонку Пентесилею, тоже впоследствии ставшую царицей.

Арес, Афродита и их дети

Как уже говорилось, в Древней Греции не любили жесткого небожителя. Исключением являлась лишь Спарта. Там бог войны Арес пользовался уважением и почитанием. Спартанцы восхищались его физической силой, стойкостью духа, а в желании воевать и уничтожать побеждённых не видели ничего ужасного.

Этому богу даже делались человеческие жертвоприношения, что считалось противоестественным для Древней Эллады. В самой Спарте стояла статуя, изображавшая Ареса, закованного в цепи. Этим спартанцы как бы подчёркивали, что боевой дух и желание победы никогда не смогут покинуть город.

То, что Спарта восхищалась патологически жестоким богом, свидетельствует о большом культурном различии, существовавшем между спартанцами и другими греками, особенно афинянами. Во всех городах-полисах культовой богиней считалась Афина. На это указывает огромное количество памятников и древних текстов, посвящённых ей.

Противодействие жесткого бога и добродетельной воительницы отразилось в Троянской войне. Троянцы, защищая город, пользовались поддержкой Ареса, а Афина выступала на стороне греческой армии, осадившей Трою. Все мы знаем, что, в конце концов, Троя пала, а это означает, что бог войны Арес проиграл Афине, и разумная добродетель восторжествовала над жестокостью, коварством и желанием убивать ради убийств.

Символами одиозного бога являлись копьё, шлем, собака и стервятник. Именно этот небожитель внёс заметный вклад в создание Фив. У него возник конфликт с Кадмусом (греческий герой до Геракла, убивавший монстров). Тот убил водного дракона, воссозданного Аресом, и навлёк на себя гнев жесткого бога. Чтобы задобрить разгневанного небожителя, Кадмус женился на его дочери Гармонии. В знак примирения и был основан город Фивы, в котором Кадмус или Кадм стал первым царём.

В наши дни к жестокому древнегреческому богу войны относятся вполне терпимо. Его ставят в один ряд с другими олимпийскими богами и никак не выделяют. А, к примеру, NASA назвала в его честь свой транспортный корабль. У этой организации давно практикуются римские и греческие названия для ракет и программ. У них есть программы Сатурн, Меркурий, Аполлон, а теперь вот и Арес. Это просто название, и оно никак не связано с подлинной сущностью безжалостного бога войны.

Арес (Аре́й), в мифах древней Греции бог военного дела, бог войны ради самой по себе драки, в отличие от богини Афины , которая является богиней честной битвы, богини стратегии и тактики. Арес бог кровопролития, схватки. Он - один из двенадцати правящих богов Олимпа.

Семья и окружение

Вначале само рождение Ареса представлялось исключительно хтоническим - Гера родила Ареса сама от прикосновения к цветку (по Овидию). Позднее Арес в представлении древних авторов представлялся как сын Зевса и Геры . Причем Отец-Зевс недолюбливал Ареса, он называл своего сына самым ненавистным, и если бы Арес не был его сыном, то он наверняка заключил бы его в Тартар , ещё глубже той темницы, где находятся потомки Урана .

С эринией Тильфосой Арес породил фиванского дракона, убитого позже Кадмом, в этом мифе также отражаются древние хтонические черты этого бога. Дети Ареса чаще всего дикие, жестокие и необузданные - Мелеагр от Алфеи, Флегий от Хрисы (или Дотиды), Эномай от Астерии (Стеропы), фракиец Диомед от Кирены и амазонки от Афродиты .

Спутницами Ареса были также богиня раздора Эрида и жестокая Энио (то ли сестра, то ли дочь, то ли кормилица Ареса по разным версиям). Кони Ареса - его неизменные спутники Пламя, Ужас, Блеск и Шум, их отец Борей, а мать одна из эриний.

Арес влюбился в прекрасную и самую нежную богиню Олимпа - Афродиту . В мифах часто упоминается эта странная любовь, их дети: Эрот ("любовь") и Антэрот ("страсть, ненависть"), Деймос ("ужас"), Фобос ("страх"), Гармония, Пофос (бог любовной тоски) и Гимерос.

Арес имел связи и со смертными женщинами, например, от афинской царевны Агравлы у него дочь Алкиппа, от Астиохи - Аскалаф и Иалмен, от Демоники (или Демодики) - Мол, Евен, Пилос и Фестий.

Возлюбленной Ареса была и богиня утренней зари Эос, Афродита в отместку своей сопернице внушила ей неразборчивую страсть к молодым смертным. Этим объясняется пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

В Троянской войне Арес выступал на стороне Трои, но его участие в битве закончилось, благодаря Афине .

Несмотря на свою воинскую удаль Арес постоянно проигрывает в схватках с Афиной , которая побеждает его за счет своей гениальности, ума и холодной расчетливости. Афина побеждала Ареса как в прямых схватках, так и с помощью смертного героя Диомеда, который сумел ранить Ареса медным копьём на поле битвы под стенами Трои. Рассказывают, что сама Афина направила руку Диомеда и над полем битвы далеко разнёсся крик раненого бога, слово десять тысяч солдатских глоток закричали сразу (по Гомеру), вступая в яростную битву, раненый Арес распластался по земле аж на семь десятин. Воины с обоих сторон вздрогнули от ужаса, услышав этот вопль, а израненный Арес, окутанный мрачным облаком, понёсся к своему отцу Зевсу с жалобами на Афину . Но Зевс не стал слушать своего сына, которого он недолюбливал потому, что Аресу были приятны лишь распри, убийства и битвы. На помощь Аресу пришла лишь его жена Афродита , но Афина одним ударом повергла прекрасную богиню, далёкую от битв. Афродите пришлось отступить, а вслед ей раздались торжествующий смех и насмешки любимой дочери Зевса Афины .

Арес умудрился проиграть и смертному полубогу Гераклу в битве за Пилос. Когда Геракл ранил его в бедро, Аресу пришлось отступить на Олимп, чтобы залечить свою рану.

Несмотря на кровожадность и жестокость Аресу не чужды отцовские чувства, он мстил за своих детей их обидчикам. Когда Галиррофий (сын Посейдона и нимфы Эвриты) пытался овладеть Алкиппой (дочерью Агравлы от Ареса) Арес убил его на месте преступления. Миф рассказывает, что Посейдон обратился в суд к 12-ти олимпийским богам, чтобы наказать убийцу своего сына, но суд оправдал Ареса. Считается, что это был первый в истории суд, в котором судили убийцу, и именно поэтому суд стали называть "ареопагом" (буквально "Холм Ареса"). В другом мифе (в одном из вариантов) рассказывается, что Арес пытался отомстить за смерть своего сына Кикна Гераклу , убившему его. Но Геракл и в этот раз сумел ранить Ареса.

Еще один миф рассказывает о том, как Арес превратил Кадма и его жену Гармонию (свою дочь) в змей. Однажды Кадм убил страшного змея, сожравшего его друзей, и услышал голос предвещающий, что сам он тоже станет змеем. Только позже он узнал, что это был Змей Ареса. Много лет спустя, после того как Кадм женился на прекрасной Гармонии, его дом постигли страшные несчастья, богиня Артемида всячески вредила Кадму и его родне только потому, что имела давние счеты с матерью Гармонии Афродитой . Когда Кадм потерял всякую надежду он взмолился к богам, что лучше бы боги и в правду превратили его в змея и тут же начал превращаться. Гармония увидев, что происходит с её мужем, возопила в небеса, что боги и её должны сделать змеёй, и Арес откликнулся на этот зов. Так Кадм и Гармония окончили свою жизнь в облике змей.

Имя, эпитеты и характер

Этимология имени Ареса по традиции связывается с греческим словом в переводе "бич, разруха, проклятие". Вальтер Буркерт считает, что само слово "Арес" скорее всего является древним абстрактным словом, означающим сражение или войну. Например, в Илиаде, это слово используется как нарицательное имя для обозначения "битвы" во избежание повторов.

Имена Арей и Арейон варианты имени Ареса, менее распространённые. Они встречаются в микенскую эпоху как Ареймен (a-re-me-ne), Аритсевехи (a-re-i-ze-we-i), Панарей (pa-na-re-jo). Существуют свидетельства о том, что культ Ареса имел не греческое происхождение, а фракийское. Софокл считает, что Арес рождён во Фракии.

Изначально Арес отождествлялся с войной и оружием. Его эпитеты: "губитель людей", "сильный", "огромный", "беснующийся", "быстрый", "вероломный", "вредоносный", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

Буйный и аморальный, он едва может уживаться с другими олимпийскими богами. Сердце Ареса радостно бьётся только в жестоких битвах. Свирепый, он неистово носится среди грохота, стонов и криков, которые сопровождают битву, в сверкающих доспехах и с огромным щитом. За ним следуют Фобос и Деймос (страх и ужас) его сыновья, а рядом с ним богиня раздора Эрида и смертоносная богиня Энио. Арес несет гибель и разрушения, он свиреп, неистов и грозен, только смерть людей и текущая рекой кровь радуют этого бога.

Софокл называет Ареса "презренным" и взывает к Зевсу , Артемиде , Аполлону и Вакху с мольбой поразить молниями и стрелами Ареса и уничтожить его огнём.

Ареса отождествляют с Марсом - богов войны римлян.

Культ и символика

Арес - древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами греческого пантеона он пользовался меньшим почётом. Атрибутами воинственного Бога считают копьё, факел, коршун и собаки. Священное дерево Ареса - дуб.

Племена Фракии обладали воинственным характером, это привело к утверждению, что Бог Войны жил в здесь, и именно поэтому во Фракии и в Скифии были основные места почитания Ареса.

Скифский культ меча был хорошо описан древним историком Геродотом, он делал свои записи по рассказам очевидцев. Этот культ предназначался в первую очередь богу войны Аресу, и назывался еще культом бога Ареса. Вот, что пишет Д.С. Раевский:

"Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. Скифский Арес входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом "), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис"), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов."

По мнению болгарской исследовательницы З. Гочевой Арес занимал особое место в скифском пантеоне и даже являлся верховным божеством скифов, так как скифы жили в основном войной. Аресу был посвящен особый, весьма пышный ритуал жертвоприношения лошадей, ослов и даже людей. Изучению культа Ареса также значительное место отводится в монографии Ф. Артога.

В Колхиде также поклонялись Аресу, именно здесь на дубе висело Золотое руно. В самой Греции был также распространен культ Ареса. В Афинах стояла статуя Ареса в посвященном ему храме. Лаконийский храм Ареса находился в роще, там греки ежегодно проводили фестиваль. Ни одна женщина не имела право подходить к храму в это время.

В Спарте Аресу приносились человеческие жертвы, здесь он изображался в виде статуи с цепями. Ему поклонялись жители Тилоса на Аравийском полуострове. Храмы в честь Ареса возводились на подступах к городам, вероятно для того, чтобы воинственный Бог защищал их от нападающих.

Арес в искусстве и культуре

LXV орфический гимн и VIII гимн Гомера посвящены Аресу.

Самые примечательные из сохранившихся античных статуй: "Арес Боргезе" и "Арес Лудовизи" в римских копиях. Арес изображался в сюжетах о гигантомахии (рельеф на восточном фризе Парфенона и рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, а также в вазописи). Сюжет "Арес и Афродита" был найден на нескольких фресках из Помпеи.

В средневековых книгах Арес предстаёт на иллюстрациях как бог войны и как символ планеты Марс.

В искусстве Возрождения и особенно барокко - главным образом благодаря влиянию Овидия - в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена). Иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью.

Другой сюжет "Арес и Афродита, застигнутые Гефестом" (в произведениях Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и других) не утратил популярности в новое время (Л. Коринт "Марс в сетях Вулкана").

Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство ("Поединок Минервы и Марса" Ж.Л. Давида).

Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 г. в Петербурге на Марсовом поле.

В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об Аресе послужили сюжетом для либретто ряда опер ("Обманутый Марс" М.А. Циани; "Любовь Марса и Венеры" Г. Фингера, одноимённая опера А. Кампра; "Умиротворённый Марс" А. Ариости).

Арес – бог, в которого верили жители Древней Греции. Римляне называли его . Покровитель войны и агрессии, он неоднократно влиял на ход истории. Легендарный любовник и поборник распрей, он предстает в этих ролях в мифологии и в произведениях искусства, оставленных предками.

История происхождения

Греки, не склонные к безрассудству и незапланированным боям, любили Ареса меньше других богов. Страстный поклонник драк и смертоносных схваток был не так сильно востребован в Греции. Римляне же возносили ему хвалу и почитали чуть меньше, чем Юпитера, верховного бога. В мифологии скифов тоже упоминался бог войны.

Арес был единственным общим сыном и . Мифы гласят, что он оказался плодом волшебного соития. Гера забеременела от прикосновения к волшебному растению, которое наделяло чудом плодоношения даже в сложных случаях. Подробности не описаны в легенде.

Известно, что в младенчестве Арес был вынужден противостоять великанам-близнецам Алоадам. Потомки , они грозили передвинуть гору Осса на Олимп и достать до неба. В планах великанов значилось и свержение Зевса. Будучи детьми, они сковали Ареса и погрузили в бронзовую емкость, где малыш находился больше года. Освободителем ребенка стал , прознавший о заточении Ареса от мачехи близнецов.


После возвращения Ареса мать поручила его обучение Приапу. Первым навыком, который обрел бог войны, стал танец. Следующим шагом в воспитании мальчика стало знакомство с воинскими премудростями.

Мифология


Биография Ареса описана в мифах древних греков. Бог проживал на Олимпе и частенько появлялся на публике в сопровождении Энио или Эриды. Первая богиня с легкостью вызывала ярость соперников, а вторая олицетворяла собой распри и вражду. Атрибутами Ареса считаются копье и горящий факел. Ему часто сопутствуют собаки или коршун.

Арес славился применением хитростей в бою. Он не гнушался коварными выходками и вероломством. В арсенале божества – сила и суровость, способность вызывать страх и кровожадность. Его характер отличался непреклонностью. Волевой темперамент и стойкость героя не вызывали уважения среди собратьев. Его не любили за склонность к агрессивному пути решения проблем.

Древнегреческая мифология изобилует сказаниями об Аресе. Воинственный хитрец становился участником событий, в которых фигурировали смерть и вражда. Арес – настоящий символ мужественности и непоколебимости, но даже такой серьезный противник сталкивался с персонажами, которые могли дать отпор.


Будучи покровителем сражений, бог часто ставил под угрозу собственную жизнь. Подобно другим жителям Олимпа, он обладал бессмертием, но ранения не обходили его стороной. Во время Троянской войны ранил Ареса с помощью . наносил богу увечья в битве за Пилос и в схватке против сына Ареса, Кикна.

Сложно представить легенды о сражениях и войнах без упоминания их покровителя. Отрицательный персонаж, Арес провозглашал принципы, которые не поощряли добрые и порядочные жители Олимпа.

Семья

Вопреки неприятной репутации, Арес пользовался невероятной популярностью у представительниц прекрасного пола. Он славился привлекательной внешностью и одаривал любовью смертных женщин и богинь. Нимфы и эринии тоже были в его списке любовных побед. Арес был против связей по принуждению, что выделяло его среди других олимпийцев. Страстный любовник оставил после себя 50 отпрысков.

Романы бога были скоротечными. Единственная связь, сохранявшаяся долгие годы, существовала между ним и , супругой . Арес не намеревался сковывать себя узами брака, но его любовь с Афродитой принесла миру семерых малышей. Эрот и Гармония, Антерос и Фобос, Гимерос, Деймос и Пофос появились на свет втайне от законного мужа богини.


Гефест решил проучить любовников. Выковав тонкую бронзовую сеть, он натянул ее над кроватью Афродиты. Арес, наносивший визит избраннице, запутался в сети. Свидетелями измены стали все боги, призванные на суд Гефестом. Оскорбленный рогоносец потребовал у Зевса возвращения свадебных подношений, но Громовержец отказался.

Союз супругов сохранили, а дети Ареса и Афродиты стали знаменитыми персонажами мифов. Трое сыновей плавали за золотым руном. Дочь Ареса и Афродиты стала предводительницей амазонок. Ее образ использовала кинокомпания «Марвел», снимая фильм « ». Своих детей бог любил и помогал им при возможности.

  • Афину противопоставляли Аресу, так как та ратовала за честное соперничество. Арес же предпочитал брать противника хитростью. Мудрость и справедливость были главными заветами Афины, поэтому она постоянно вступала в спор с оппонентом. Она и Арес постоянно отстаивали собственные убеждения и боролись за место на Олимпе. Древние греки больше любили богиню, потому что выступали против злых умыслов.
  • Ареса упоминают и в дуэте с . Богиня плодородия, семейного очага и целомудрия покровительствовала охотникам. Кровожадность богини проявлялась во время наказаний, в ходе которых она использовала стрелы. Гнев Артемиды провоцировал всевозможные беды и катаклизмы. Жестокость богини в плохом расположении духа сравнима с кровожадностью, проявляемой Аресом.

Бог Арес в "Марвел"
  • Бог войны проник в сериалы, компьютерные игры и комиксы, в которых речь шла о – королеве воинов и об удивительных приключениях Геракла. В телесериалах героя, названного так же, как древнегреческий бог войны, сыграл актер из Новой Зеландии .