Святая великомученица варвара - небесная покровительница артиллеристов и шахтеров. В чем помогает святая великомученица варвара

Есть христианские святые, которые почитаются практически всеми церквями. Они появились на рассвете христианства и прославились великой верой и преданностью Христу. Типичным примером является святая Варвара Великомученица Илиопольская.

В чем помогает молитва этой подвижнице, и какова история ее жизни?

Появилась на свет святая Варвара Великомученица в начале четвертого века в городе Илиополь, который располагался на территории нынешней Сирии.

В этот период христианство только развивалось, и действующие правители (в том числе и Максимилиан, при правлении которого родилась святая Варвара Великомученица) были яростными противниками нового религиозного течения.

Зачастую представители христианства подвергались гонениям, а основная масса людей исповедовала язычество.

Детство в языческой семье

Были язычниками и родители Варвары, которые относились к знатному роду. Такое обстоятельство еще больше мешало будущей святой узнать о новой вере. Ведь представители знатных семей, как правило, поддерживают основной курс, который есть в государстве.

На тот период христианство по большей части было религией немного маргинальной, и знать в основном сторонилась этой веры, а примыкали к ней простые люди. Хотя бывали и ситуации удивительные, к примеру, святой Варваре о христианской вере изначально никто не рассказывал.

Более того, люди, с которыми она общалась, были преданными язычниками и наставляли девушку именно в рамках этой концепции.

Варвара Иллиопольская

С раннего детства святая оказывается практически взаперти, оставшись без матери, она живет в отдельной башне, которую возвел для нее отец.

Он хочет, чтобы девочка росла целомудренной и не подвергалась различным искушениям, в том числе и проповедям христиан. Помимо этого, он активно размышляет о замужестве Варвары и хочет подыскать девушке достойного супруга.

Тем не менее, оставшаяся наедине с собой девушка начинает спрашивать себя:

  • откуда появился этот мир;
  • кто является творцом всего;
  • есть ли создатель, который придумал сущее;
  • как обратиться к этому создателю;
  • существует ли истинная вера.

Иногда будущая святая получает ответы о римских божествах от собственной прислуги, но понимает иллюзорность этих идолов, которые придуманы людьми.

Интересно узнать! Как исповедоваться в и что это такое

Обретение веры


Варвара осознала глубокое значение истинной веры и благодаря своему собственному разумению поняла идею единого Творца, который создал весь мир.

Оставалось только узнать, есть ли где-то учение, которое исповедует Создателя и позволяет к Нему приблизиться.

Со временем Диоскор, отец Варвары, начал интересоваться мыслями девушки о замужестве и получил весьма целомудренный ответ, даже более целомудренный, чем ему хотелось.

Девушка не имела намерения искать себе супруга, так как все мысли ее были о стремлении найти истинную веру. Тогда Диоскор решил предоставить ей больше свободы и позволил иногда покидать собственный дом, благодаря чему она смогла тайно общаться с христианами.

Девушка из знатного рода не стала искать праздных развлечений, а начала узнавать об истине из христианской общины в ее городе. Знакомые христианки рассказывали святой Варваре о Святой Троице и Христе. Когда в город приехал священник, выдающий себя за купца, они рассказали об этом девушке, и та крестилась.

Став христианкой, Варвара решила привносить в различные элементы собственного бытия свое вероучение. Однажды, когда рабочие строили в ее доме башню, она приказала сделать там не два, как изначально задумывалось, а три окна, которые символизировали бы Троицу.

Диоскор тогда был вне дома, а когда приехал, новость его удивила. После того как Варвара рассказала о причине таких изменений, он вообще впал в гнев и хотел отсечь девушке голову, но та сбежала. Тем не менее, в итоге Варвару отыскали, и сам Диоскор привел ее к городскому правителю и отдал на растерзание.

Мощи Великомученицы Варвары

Как водится в таких ситуациях, правитель сначала предложил отречься от собственной веры и исповедовать римское язычество. Однако девушка начала обличать то, о чем молятся язычники и кому возносят свои просьбы. Были назначены весьма жестокие пытки и заточение в темницу.

Обратите внимание! Как гласит предание, святая Варвара, когда видела ночью Господа, попросила его только об одном: дать такую благодать, чтобы люди, которым грозит опасность и которые не причастились и не исповедались, могли обратиться к ней, дабы получить заступничество перед Всевышним.

Когда девушку вывели из ночного заточения, то она оказалась полностью невредима. По преданию, ночью к Варваре явился Господь и укрепил в вере, исцелил раны.

После илиопольскую христианку много мучали, а ее подвиг решила разделить другая христианка – Иулиания, которая тоже открыто заявила о вере во Христа, когда увидела, как Господь исцелил Варвару.

После длительных пыток мучениц обезглавили. Причем Варвару – сам Диоскор, которого спустя короткий период поразила молния.

В одиннадцатом веке мощи великомученицы Варвары были привезены одноименной княжной из Константинополя в Киев, где покоятся до сих пор. Они хранятся в соборе святого Владимира.

Молитвы святой Варваре

У православных, которые разбираются в особенностях специализации разных святых, молитва Варваре великомученице звучит чаще всего с просьбой наставить других людей на путь истинный.

Православные просят эту подвижницу вразумить других людей (чаще всего близких) обратиться ко Христу и познать таинство причастия и крещения.

Подразумевается не навязывание и насаждение учения и взглядов, но забота о других людях, которая в том числе подразумевает и потребность рассказать Благую Весть и позволить присоединиться к истинной вере.

Икона святой Варвары является одной из немногих, где частью образа может являться потир (сосуд для причастия, в котором освящается вино). Этот атрибут связан с одной из основных функций подвижницы – исповедовать и причащать тех, кто не смог этого сделать нормальным образом.

Помимо этого, молитва святой бывает особенно действенна и чаще всего используется, когда просят:

  • об исцелении от различных недугов, от которых помогает образ святой, мощи и просто искренняя молитва;
  • об укреплении в вере, когда появляются какие-то смутные сомнения, уныние или нечто подобное;
  • о защите от разнообразных несчастий и опасностей, возможности получить помощь Всевышнего в трудные мгновения;
  • о благоприятных родах и вынашивании ребенка;
  • о получении достойного супруга;
  • о здоровье и нормальном воспитании детей.

Помимо этого из всего, в чем помогает мученица Варвара, также следует особым образом отметить молитвы о почивших без причастия и исповеди людях. Для того чтобы другие обрели покой в иномирье, молятся именно этой святой и просят ходатайствовать перед Господом, для того чтобы они получили снисхождение и в итоге могли причаститься к Святым Христовым Тайнам.

По сути, такая возможность практически равна благоприятному упокоению души. Поэтому в православной традиции эта подвижница особенно почитается, и с ее заступничеством связывают существенные надежды.

В православной церкви день памяти Варвары отмечается 17 декабря. В этот день особенно полезно поприсутствовать на службе и поклониться иконе, а также самостоятельно прочитать молитвы дома.

Обратите внимание! Российские ракетные войска стратегического назначения отмечают свой профессиональный праздник в день памяти Великомученицы, которая назначена Небесной заступницей этого рода войск.

Кому помогает святая

Есть профессии, для которых икона Варвары великомученицы является особенно полезной, и таким людям следует установить личную связь с этой подвижницей и чаще совершать молитвы.

В частности, речь идет о людях:

  • работа которых связана с различными опасностями и лечением различных тяжелых недугов;
  • которые работают в сфере акушерства и гинекологии;
  • которые занимаются воспитанием детей;
  • которые трудятся в службах спасения и подобных ведомствах.

Как правило, она помогает представителям этих профессий, и многие работники из указанных сфер имеют при себе фото иконы или небольшой образок.

Помимо этого святая Варвара пользуется особым почитанием у представителей горной промышленности, после того как патриарх Алексий Второй постановил считать ее благодетельницей этих специалистов. Поэтому многие горняки молятся ей, для того чтобы получить благословение и иметь возможность трудиться в благоприятных условиях.

Если говорить о мощах Великомученицы Варвары, основная часть которых покоится в Киеве, то с давних времен там фиксируются различные свидетельства об исцелении от недугов.

Также многие верующие приносят туда собственные нательные кресты, образки для того чтобы приложиться и получить благословение от девы.

Тем не менее, и остальным православным не следует пренебрегать молитвами к этой великой подвижнице. Ведь святые продолжают молить Господа о всех людях вне зависимости от каких-то деталей и особенностей.

Различия между людьми являются по большей части свойством земным, но не особенно относится к миру горнему, для которого основными значимыми факторами являются: чистота души и искренность веры.

Полезное видео

Подведем итоги

Вдохновляясь примером мученицы Варвары, многие православные укрепляются в собственной вере и получают дополнительную поддержку, которая так нужна в нынешние времена.

Конечно, сейчас отсутствуют такие гонения на христиан, как раньше, но есть другое – огромное количество искушений в этом мире и извращение нравственных устоев, которые могут быть даже опаснее, чем гонения на веру. Посему православным нужно регулярно молиться о том, чтобы хранить истинную веру и не сходить с верного пути.

Имя святой великомученицы Варвары широко известно и почитаемо среди христиан всего мира. Её короткий жизненный путь был пронизан жестокими страданиями за веру и увенчан мученической кончиной, явив собой мужественный пример истинной любви к Богу. Об этом красноречиво свидетельствуют реальные факты из жизни святой.

Житие святой Варвары

В начале IV века в Илиополе Финикийском (территория нынешней Сирии) в богатой аристократической семье родилась девочка по имени Варвара. Это были времена царствования нечестивого императора Максимина, когда общество была опутано прочными сетями тёмных языческих нравов. После смерти матери воспитанием Варвары занялся отец Диоскор, убеждённый язычник и противник христиан. Он ревностно пытался передать дочери своё мировоззрение и вырастить её в духе идолопоклонства.

Познание Творца

Маленькая Варвара отличалась удивительной красотой и большой любознательностью. Когда она повзрослела, отец, стремясь уберечь девушку от посторонних взглядов и нежелательных влияний, построил для неё отдельный замок со множеством покоев, где Варвара должна была проводить день за днём, не имея никакой возможности выходить из затвора .

Так, находясь в полном уединении, девушке ничего не оставалось, как любоваться окружающим миром из окон замка. Ночью она с восхищением рассматривала сияющие звёзды на бескрайнем небе, а с наступлением утра перед её прекрасным взором вырисовывались очертания голубых гор, дремучих лесов, извилистых рек. Наблюдая с большим интересом, как весной распускаются листья, зеленеет трава, с трепетом слушая радостное щебетание птиц, Варвара каждый день думала о том, что за этой прекрасной реальностью непременно должен стоять Тот, кто сотворил этот мир и наполнил его дыханием жизни.

Вера в бездушных истуканов, в которой воспитывалась юная затворница, не могла удовлетворить её пытливый ум. Девушка хорошо понимала, что языческие боги не способны сотворить что-либо, т. к. сами созданы руками человека. Проводя в таких размышлениях бóльшую часть своего времени, Варвара упорно искала ответ на волнующий её вопрос . И вот, наконец, в один из дней таинственная Божья благодать коснулась её сердца, и Варвара ощутила незримое присутствие Того, о существовании Которого она столько времени догадывалась.

Начало христианской жизни

Тем временем слухи о необычайной красоте Варвары быстро распространялись, и многие состоятельные женихи изъявили своё желание заполучить молодую красавицу в качестве невесты. Диоскор этому радовался и наделся, что в скором времени его дочь благополучно выйдет замуж за богатого человека. Однако, на попытку отца обсудить предстоящее замужество Варвара ответила категоричным отказом связывать себя с кем-либо брачными узами решительно заявив, что собирается провести свою жизнь в девичестве.

Ошеломлённый от неожиданности Диоскор объяснил подобное поведение дочери её юным возрастом и длительным уединением. Поэтому решил немедленно исправить свою ошибку и позволил Варваре выходить в свет, надеясь на то, что общение с другими девицами и молодыми людьми будет способствовать положительным переменам в её сознании.

Дальнейшую судьбу девушки таинственно окормлял Божий промысел. Выйдя на свободу, Варвара в скором времени познакомилась с тайными христианками , которые раскрыли перед ней учение об Иисусе Христе, о Его земных страданиях, насильственной смерти и Воскресении. Варвара с радостью встретила весть о Спасителе, не сомневаясь в истинности христианской веры и твёрдо решив при первой возможности принять святое .

По благоприятному стечению обстоятельств Диоскор был вынужден на какое-то время покинуть страну. В это время его дочь познакомилась со священником , который прибыл из Александрии под видом купца. Он подробно изложил Варваре основы христианской веры, а затем крестил её. Окончательно став христианкой, девушка ещё больше утвердилась в намерении посвятить свою жизнь Богу.

Мученический венец

Уезжая, Диоскор начал строительство новой башни, в которой по проекту должно было находиться два окна. Святая Варвара отдала строителям другое распоряжение, требуя украсить строящееся здание тремя окнами в знак почитания Пресвятой Троицы. Когда отец вернулся из поездки и попросил, чтобы дочь объяснила ему мотивы своего поступка, она спокойно раскрыла перед ним главную причину такого решения, поведав учение о Триедином Боге .

Обезумевший отец, обнажив меч, в гневе набросился на родную дочь, желая немедленно убить её. Варваре удалось убежать и спрятаться в скале, которая по молитве святой чудесным образом перед ней расступилась. Ослеплённый яростью мужчина был полон решимости во что бы то ни стало найти беглянку. Встретив на горе двух пастухов, он узнал, что девушка спряталась в пещере. Отыскав наконец свою жертву, Диоскор в гневе избил несчастную и заключил под стражу , лишив какой-либо пищи.

Через некоторое время Варвара была отдана в распоряжение городского правителя Мартиниана, который являлся ревностным гонителем христиан. Напрасно он пытался убедить девушку поклониться языческим идолам, т. к. на все его попытки Варвара отвечала решительным отказом, стойко исповедуя свою веру. Тогда, по его приказу, юную христианку бросили в темницу и подвергли самым жестоким пыткам . Бесстрашная пленница терпеливо переносила мучения, стараясь заглушить физическую боль пением псалмов.

Ночью, в перерыве между истязаниями, в темницу к молодой исповеднице явился Сам Господь Иисус Христос . Он исцелил её кровоточащие раны и спросил, какую бы награду она хотела получить за свои страдания. Варвара кротко ответила, что целью всей её жизни является служение Пресвятой Троице, а её сокровенное желание состоит в том, чтобы всякий человек, стоящий перед лицом насильственной смерти и лишённый Таинства и Святого , имел возможность обратиться к ней с просьбой о помощи и заступничестве перед Ним.

Народ, ставший свидетелем страшных пыток Варвары, а также сами истязатели были чрезвычайно удивлены, увидев на следующий день юную узницу в полном здравии и без каких-либо следов предшествующих мучений. Под влиянием этого чуда в поддержку Варвары из толпы выступила христианка по имени Иулиания, которая также открыто перед всеми стала исповедовать Христа.

Обе девушки были немедленно подвергнуты самым изощрённым издевательствам, но ничто не смогло поколебать их веру. Господь тайно подкреплял своих верных чад, помогая достойным образом вынести все испытания. А когда с христианок сорвали одежду, по молитвам святой Варвары явился Ангел Небесный и покрыл их лучезарным одеянием. В конце своих мучений юные исповедницы были обезглавлены.

Палачом Варвары стал её родной отец . После совершённой казни Диоскора и Мартиниана незамедлительно настигло возмездие – они были поражены молнией и обращены в пепел.

Всеобщее почитание святой Варвары

После мученической кончины в 306 году тело святой Варвары было погребено в её родном городе Илиополе благочестивым Галентианом, который в знак памяти и глубокого почитания самоотверженной христианки установил церковь над её могилой.

Чудотворные мощи

В VI веке мощи великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Храм, в котором они хранились, стал прибежищем для тех, кто скрывался от преследований по обвинению в преступлениях и молился святой угоднице о защите и избавлении от насильственной смерти.

В 1108 году святые мощи перевезли в Киев , где они почивали до начала XX века в Михайловском Златоверхом мужском монастыре, основанном великим князем Святополком, в крещении Михаилом. По свидетельству историков, многочисленные эпидемии, периодически возникавшие в стране и массово поражающие народ, не проникали в стены святой обители, несмотря на большое количество паломников.

У раки с мощами святой Варвары многие люди получали чудесные исцеления . Некоторые верующие прихожане рядом со святыней раскладывали различные предметы – крестики, кольца, считая, что на этом месте вещи обретают целебную силу.

В начале XVIII века киевский митрополит Иоасаф написал акафист великомученице, который до настоящего времени поётся перед её гробницей.

В 30-е годы монастырь был разрушен большевиками, а драгоценная святыня передана в музей. Сейчас мощи святой Варвары по-прежнему находятся в Киеве, покоясь во Владимирском кафедральном соборе .

Иконы с ликом великомученицы

Существует большое количество икон с изображением великомученицы Варвары. Наиболее часто встречается два её образа:

  1. Образ святой угодницы с распятием в руке, которым она как будто благословляет молящихся.
  2. Образ, на котором святая Варвара держит Потир, символизирующий источник вечной жизни.

Следует отметить, что великомученица Варвара является единственной святой, запечатлённой с Потиром в руке. Подобные изображения со Святой Чашей можно встретить только на иконах святого Иоанна Кронштадтского.

Этот образ таит в себе глубокий смысл . Молитва Варвары великомученицы перед Святым Престолом имеет большую силу помогать тем, кто боится внезапно уйти из жизни без необходимой подготовки. Верующие люди обращаются именно к ней в надежде обрести особую Божью милость, дающую возможность перед переходом в жизнь вечную очистить душу покаянием и причаститься Святых Христовых Тайн.

Память Варвары Илиопольской отмечается Православной Церковью 17 декабря по новому стилю.

Незримая помощь

Ещё во время земной жизни святой Варвары Господь удостоил Свою избранницу Личным посещением и обетованием исполнить её заветное желание помогать людям. Совершив подвиг христианского самоотречения и приняв мученическую смерть, венценосная исповедница продолжает своё служение Богу и горячо молится за тех, кто нуждается в её помощи.

О чём молятся святой Варваре?

Со времён Крещения Руси великомученица Варвара стала одной из самых любимых и почитаемых святых на Русской земле. Огромное число верующих стремится припасть к её нетленным мощам в надежде получить помощь и исцеление. К святой угоднице обращаются с самыми различными просьбами, твёрдо веря в то, что она непременно поможет. Но чаще всего к великомученице Варваре прибегают с такими прошениями:

К помощи Варвары Илиопольской зачастую взывают люди, оказавшиеся в чрезвычайно сложных или опасных для жизни ситуациях , когда остаётся единственная надежда на настоящее чудо.

Во многих домашних можно найти молитвы святой Варваре великомученице. Их читают во время различных искушений, скорбей, душевных переживаний. Девушкам, находящимся в поиске суженого, помогает молитва святой Варваре о замужестве. Матери, по-настоящему заботящиеся о своих чадах, каждый день читают перед образом великомученицы молитву о детях.

Небесное покровительство

Существует определённая категория людей, которые являются представителями опасных профессий и ежедневно рискуют оказаться перед лицом внезапной смерти. Они нуждаются в особом покровительстве святой Варвары и должны как можно чаще возносить к ней свои молитвы.

С 1998 года святая Варвара официально является небесной покровительницей российских Ракетных войск стратегического назначения, которые были сформированы 17 декабря 1959 года и отмечают свой профессиональный праздник в День памяти великомученицы. А в 2002 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитать святую Варвару, как покровительницу всех отраслей горной промышленности России.

Обращаясь за помощью к святым угодникам Божьим, необходимо помнить о том, что они являются прочной связующей нитью между человеком и Богом, и именно благодаря их молитвам люди получают просимое, т. к. Господь всегда слышит молитвы праведников. А чтобы не оказаться недостойными их небесного попечительства, необходимо прикладывать определённые усилия для собственного духовного роста и самоотверженно нести своё служение Богу и людям, как это всегда делала и продолжает делать святая великомученица Варвара.

Варвара Илиопольская (+ ок. ), великомученица

Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он позволил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил её. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара с ещё большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь .

В отсутствие Диоскора при его доме велось строительство каменной бани, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертала на мраморных плитах крест (этот рисунок, вместе с отпечатком стопы Варвары, был чётко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Когда же вернулся отец и потребовал у дочери объяснений, Варвара ответила, что три окна, через которые льётся свет, символизируют Святую Троицу. Диоскор пришел в ярость. Он бросился на дочь с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудесным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвёл её к городскому правителю и сказал: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле". Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её стали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: "Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моём". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания , открыто исповедала свою веру и изъявила желание таже пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, однако мучениц укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана . В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста , а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии , Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину , упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского , и других указана Тоскана , в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного - Рим или Антиохия .

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген .

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским . Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения , архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика , Феодора Патрикия (или Петра , епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары , которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около ) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца . Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней . Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. . Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. , имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом . В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика , которое отсутствует в русских списках.

Мощи и почитание

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии , находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии . На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Едессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. В Константинополе , в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т. е. часть города, где находится св. Варвара). В в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти. По свидетельству Анны Комнен , в храме св. Варвары спасались как в месте убежища обличённые в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. ("Аноним Меркати") и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко .

Из "Хроникона" Андреа Дандоло известно, что бо́льшая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира . Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца - начала века; в настоящее время это событие датируют - годом.

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в "Хожении на Флорентийский Собор" анонимного суздальского книжника - гг. . Другая часть мощей, принесённая из Константинополя в Венецию в г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в её церкви в - гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной , дочерью византийского императора Алексея I , вышедшей около года замуж за князя Святополка Изяславича . Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в ). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в году Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII веку в связи с прославлением мощей Варвары. Посетивший Киев в году Антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем , Крестителем Руси . Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка , а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской . В 30-х гг. в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

О руке Варвары в монастыре Святого Креста в Иерусалиме упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. . Частица её мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в Афонском монастыре Симонопетра , другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра (в частности, в Афонской обители Хиландар).

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви вмц. Варвары на Варварке . В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

Вмц. Варвара

Иконография

Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. "Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых" (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., "Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых" (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы "Богоматерь Знамение", 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., "Мадонна с Варварой и Лаврентием", художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); "Полиптих", художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); "Страсти Варвары", 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); "Дева Мария в платье с колосьями", на обороте "Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара", австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); "Святая Варвара", вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); "Варвара с башней, кубком, пером", гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); "Варвара с Иоанном и Матфеем", художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); "Бегство Варвары", художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́. .

Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48

Книга хожений. С. 174


Сегодня 4/17 декабря Русская Православная Церковь торжественно чтит память святой древнехристианской мученицы Варвары. Варвара - уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать святой потир (по канонам Церкви его не может касаться никто из мирян - только священник). В православной иконографии только святой Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

Великомученице Варваре Господь дал особый дар - молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Поэтому святой Варваре молятся о том, чтобы не умереть без исповеди и Святого причастия, просят оградить от тяжких болезней и внезапной и скоропостижной смерти. Святой молятся также о помощи и заступничестве за детей, об избавлении от тяжких недугов и болезней, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали.

В современном мире у святой мученицы Варвары появились новые области покровительства. 17 декабря 1959 года были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), поэтому этот день стал профессиональным праздником воинов-ракетчиков. Совпадение дня памяти святой Варвары с днем образования ракетных войск сделало святую Варвару небесной покровительницей ракетных войск. В любой ракетной дивизии на командном пункте есть икона великомученицы.

Широко известно, что за горнопромышленников перед Богом отвечает святая мученица Варвара. В новой России возобновление официального почитания горняками святой великомученицы Варвары связано с именем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил почитать святую Варвару небесной покровительницей всех горно-добывающих отраслей и их вузов. Благословение Святейшего Алексия II было оглашено на Втором съезде горнопромышленников России в 2002 году. И сегодня горняки, как и все православные христиане, молятся святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти, других неожиданных неприятностей и бед.

Из Жития святой великомученицы Варвары

Святая Варвара жила в IV веке в период царствования Максимиана Галерия, жестокого гонителя христиан. Рано потеряв мать, святая Варвара жила вместе с отцом в городе Илиополе Финикийском (нынешняя Сирия). Отец девочки - знатный человек, язычник Диоскор, лишившись жены, сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Рано заметив редкую красоту и способности дочери, Диоскор поселил святую Варвару в башне, скрывая от посторонних глаз.

Окруженная только служанками и языческими учителями, святая Варвара часто наблюдала за жизнью природы. Действительно, с высоты башни открывались прекраснейшие виды. У Варвары было много времени для размышлений, и она стала задумываться о том, кто создал такую красоту, созерцание которой приносило ей необъяснимое утешение. Языческие учителя рассказывали ей о своих богах, но святая Варвара не могла поверить в то, что каменные идолы, которым поклонялись учителя и ее отец, могли создать такую красоту и наполнить ее жизнью.

Слухи о необыкновенной красоте и целомудрии святой Варвары привлекали многих знатных женихов, и отец предложил Варваре выбрать себе будущего мужа. Не ожидавший столь решительного отказа со стороны дочери, который он получил в ответ на свое предложение, Диоскор решил оставить дочь на некоторое время и разрешил ей свободно ходить, где она хочет, надеясь, что разлука с ним и общение с другими людьми смогут повлиять на ее согласие вступить в брак.

Сердце святой Варвары, давно ищущее слово истины, привело ее к девушкам-христианкам, которые рассказали ей о Создателе мира, о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении. Святая Варвара сразу поверила в Единого, Животворящего Бога, Создателя Вселенной и загорелась любовью к Господу Иисусу Христу. Пресвитер из Александрии, находившийся в то время в Илиополе, научил святую Варвару основам христианства. Спустя некоторое время она приняла Святое крещение.

Согласно Преданию, перед своим отъездом «… отец святой Варвары приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды».

Когда Диоскор узнал о распоряжениях дочери, он начал гневаться, но когда при объяснении он понял, что его дочь христианка, - пришел в совершеннейшую ярость, выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Варвара бежала до тех пор, пока не уперлась в гору, преградившую ей дальнейшее бегство. Понимая безвыходность ситуации, она обратилась с молитвой о помощи к Господу. По ее молитве гора расступилась, образовав расселину, по которой девушка вышла на вершину горы. Там, в пещере она и укрылась от гнева отца.

Пастухи, видевшие Варвару на склоне горы, рассказали отцу, где прячется его дочь. Диоскор никак не мог допустить, чтобы его дочь была христианкой, он жестоко избил Варвару и посадил в темницу, оставив без еды и воды, надеясь, что она одумается и отречется от христианской веры. Когда Диоскор понял, что ничего не добьется, он передал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

Ни уговоры, ни обещания богатства и всяческих других земных благ не могли пошатнуть недавно обретенную Варварой веру, тогда Мартиан отдал приказание о пытках. Согласно Преданию, в «полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве». На следующий день, когда Варвара предстала перед судом Мартиана исцеленной, он попытался убедить ее в том, что это идолы исцелили ее, уговаривая Варвару принести им жертву. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа как истинного целителя душ и тел. Ее подвергли еще большим мукам.

Не в силах вытерпеть наблюдаемого, христианка Иулиания, стоящая в толпе, с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Пытки продолжались еще несколько дней. Когда стало понятно, что девушки не отрекутся, Мартиан приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец. Согласно легенде, Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.

Мощи святой Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина княгиня Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и сейчас - в кафедральном соборе Святого князя Владимира.

Сразу после Крещения Руси великомученица Варвара стала одной из самых почитаемых святых русского народа. И вот сегодня во всех православных церквах звучат слова:

Агнице всеблаженная Варваро,
Божественне озарившися светом Святыя Троицы Трисолнечным
и в купели ут вердившися в побеждение лести отеческия,
веру исповедала еси Христову.
Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,
исцеляти недуги и болезни вся.
Егоже моли, великомученице, да спасет души наша.

17 декабря Православная Церковь чтит память святой великомученицы Варвары.
Эту же святую почитает и Католическая Церковь, 4 декабря, как святую Барбару.


Гробница (рака) с мощами святой Варвары в Киеве перед котоыми мне сподобилось помолиться в мае 2012 года

Одна из немногих всемирных святых, нетленные мощи которой находятся в Киеве в патриаршьем соборе Святого князя Владимира, принадлежащим Киевскому Патриархату.


Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском (нынешняя Сирия ), в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки.

В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем. Кто создал всю эту красоту? Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной.

Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил 16 летней дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак.

Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мертвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение.

Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.

Вскоре вернулся Диоскор и, узнав о распоряжении Варвары, остался им недоволен. При объяснении с ней он с ужасом узнал, что его дочь — христианка. Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Когда Диоскор стал догонять ее, дорогу Варваре преградила гора. Святая обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы. Там Варвара укрылась в пещере.

Диоскор нашел дочь с помощью пастуха, жестоко избил ее, а затем закрыл в небольшой темной комнате и стал морить голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве.

На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя ее исцеленной от ран, правитель не вразу-мился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили ее. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа — истинного целителя душ и телес. Ее подвергли еще большим мукам.

В толпе стояла христианка Иулиаиия (ум. ок. 306), которая с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Ее схватили и начали истязать так же, как и великомученицу Варвару. Мучениц подвесили и стали бить воловьими жилами и скрести железными скребками. Затем великомученице Варваре отрезали сосцы и обнаженную повели по городу. Но Ангел Господень прикрыл великомученицу: ее наготу не увидели смотревшие на это истязание.

Правитель приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец. Это произошло около 306 года. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.

В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое.


======================================== ======================================== =
Некий благочестивый муж Галентиан, взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой.

Монастырь посвященный Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название Варвара (т.е. часть города, где находится св. Варвара).

В VI в. при византийском императоре Юстине мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. По свидетельству Анны Комнен, в храме св. Варвары спасались, как в месте убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.

Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей Варвары была привезена в Венецию и подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира. Это событие датируют 1005 -1006 годом. Первоначально в 1003 году они были положены в базилике Святого Марка, затем по просьбе Орсеоло, епископа Торчелло, святыня была перевезена в монастырь святого Иоанна, где оставалась вплоть до его упразднения при Наполеоне, после чего была перенесена в церковь святого Мартина на остров Бурано. В настоящее время часть мощей хранятся в оратории святой Варвары (oratorio santa Barbara) при церкви святого Мартина”
В 2007 году там побывала русская поломница и вот как она описала место в Венеции с частью мощей святой Варвары.


Венеция. Остров Бурано. Падающая Колокольня церкви Мартина с мощами Св. Варвары.

-Эту самую “ораторию” мы не смогли самостоятельно найти. Исходили весь храм, но бесполезно. Хотя нет, конечно не бесполезно, поскольку вблизи алтаря увидели заботливо охраняемую русскую православную икону Казанской Божией матери. Такая красавица! Помолились перед ней о здравии паломничающих… В конце концов обратились к местному католическому священнику. Он сразу же определил в нас русских православных паломников и молча пригласил следовать за ним. Вышли из церкви и вошли в дверь соседнего здания. Оно и оказалось той самой “ораторией”. Все в ней празднично и в цветах. Ведь идет Рождество Господне. Священнослужитель подвел нас к самым мощам, хранящимся в изящном мощевике и мы смогли не только коленопреклоненно помолиться, но и приложить к мощевику небольшие иконки святой великомученицы Варвары, которые здесь же продавались. Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас… Не хотелось уходить их этого небольшого помещения ...

Оратория в Венеции с частью мощей святой Варвары (в наши дни)

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции . Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг.. Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче.В 2003 году Папа Римский Иоанн Павел Второй передал их Элладской Православной Церкви в Грецию. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108) . Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями . Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей Варвары . Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси. Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

В 1644 г. при великом ревнителе православия Киевском митрополите Петре Могиле Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский . Придя в церковь Михайловского монастыря для поклонения честным мощам великомученицы Варвары, он рассказал следующее:

- Я питаю глубокую веру в помощь святой великомученицы Варвары, ибо многие свидетельствуют, что тот, кто вручает себя ее заступлению, не умрет без покаяния и причастия Божественных Тайн. Я был в Риме и в западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке. Мне сказали, что на Западе не обретается мощей святой великомученицы, нет их также и на Востоке, как утверждают бывшие там, но что они пребывают в здешних странах. Ныне верую, что именно здесь в Киеве находятся истинные мощи святой великомученицы Варвары .

Поклонившись с усердною молитвою святым мощам и с благоговением облобызав их, канцлер просил, чтобы ему дана была некая часть сих святых мощей. Ради его великой веры, ему была дана часть перста правой руки святой великомученицы, которую он и принял с великою благодарностью .

В 1650 г., при митрополите Киевском Сильвестре Коссове, литовский гетман князь Януш Радзивилл взял приступом город Киев. По его желанию, ему даны были две части мощей святой великомученицы Варвары, взятые от персей и от ребра . Часть от персей великомученицы гетман отдал своей жене, княгине Марии, благочестивой дочери молдовлахийского господаря Василия. Когда же Мария скончалась, то хранившаяся у нее часть мощей досталась киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому и была принесена им в город Канев, а по его смерти была перенесена в город Батурин, где и ныне почивает в монастыре святого Николая Чудотворца и, благоговейно почитаемая, источает чудесные исцеления. Другую же часть от ребра великомученицы тот же князь Радзивилл послал в дар Виленскому католическому епископу Георгию Тишкевичу, исполняя его желание и усердные просьбы. Приняв этот дар, епископ хранил его с честью в своей палате в богато украшенном ковчеге. Спустя некоторое время, дом епископа сгорел, но ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары остался цел и невредим. Узнав об этом, все пришли в великое изумление и прославили Бога и святую великомученицу Варвару. Весть об этом чуде была принесена в Михайловский монастырь в 1657 г. А за год перед этим, в 1656 г., был в Киеве Антиохийский патриарх Макарий . С великою верою и любовью и со слезами он поклонился честным мощам святой великомученицы и поведал следующее:

- В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором пострадала святая великомученица Варвара. Когда я там расспрашивал о ее святых мощах, то мне сказали, что с глубокой древности их нет не только там, но и ни в другом каком-либо месте на востоке, но что они пребывают в Русской земле, которая некоторыми называется страною варварскою. Ныне несомненно верую, что здесь почивают истинные мощи святой великомученицы.

Патриарх усердно просил, чтобы ему дана была часть от сих святых мощей. Его просьба была исполнена Киевским митрополитом Сильвестром, и патриарх принял часть святых мощей с великою радостью и благодарением.

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской . Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг.

В 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской. В 30-х гг. XX в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя Варвары. Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой. Из описей Новгородского собора Святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей Варвары и часть гроба этой святой.

О руке Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. Частица ее мощей также была в Хальберштадте. В наст. время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра .

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесенная из церкви вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882) .

В 1998 г. Варвару выбрали небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 2000 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала на борту орбитальной станции «Мир».

Жизнь и страдания ее давали материал вдохновению поэтов и художников; ее авторитетом доминиканцы защищали свое мнение в споре с францисканцами. По мнению набожных католиков, св. Варваре, кроме дара спасать от внезапной и насильственной смерти, принадлежит дар спасать от бури на море и от огня на суше; ее считают покровительницей шахтеров и артиллеристов .


Католический храм Святой Варвары в Витебске (Беларусь)


МОЛИТВА: Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собрании днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашаго ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну; и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.