Город-музей мертвых: Катакомбы капуцинов в Палермо

Во многих странах мира есть очень необычные музеи, но всех переплюнула Италия, где есть Музей мертвых – «Catacombe dei Cappuccini». Представьте себе тысячи останков людей, в разной стадии разложения, находящиеся, как музейные экспонаты на виду у посетителей! Кому-то интересно, а другие – просто шокированы этим в музее Палермо.

Итальянский Музей мертвых, более известен под названием «Погребальные катакомбы капуцинов в Палермо», он расположен на острове Сицилия. Катакомбы находятся под зданием Монастыря капуцинов – «Convento dei Cappuccini», за пределами исторического центра Палермо. Тут находится самая знаменитая жуткая «выставка» мумий, где почти полностью скелетированные, мумифицированные и забальзамированные тела восьми тысяч усопших из местной знати и выдающихся представителей духовенства, художников – лежат в нишах и открытых гробах, стоят или висят вдоль стен и на них, образуя своеобразные композиции.

История основания Катакомб капуцинов в Палермо уводит нас в конец шестнадцатого столетия. В этот период сильно увеличилось число насельников Монастыря капуцинов, в результате чего, появилась и необходимость в обширном и приличном кладбище для захоронения братии. Для чего было решено отвести помещение крипты под храмом монастыря. Первым погребенным здесь в 1599 году стал брат Сильвестро, позже сюда перенесли останки ранее скончавшихся нескольких монахов. Помещение крипты очень быстро заполнилось, поэтому капуцинам пришлось вырыть длинный коридор, вдоль которого, до 1871 года размещали тела умерших монахов. У монастыря имелось множество богатых покровителей и благотворителей, которые тоже хотели быть похороненными в Катакомбах капуцинов в Палермо. Чтобы суметь уместить их тела, было решено прорыть несколько новых коридоров и сделать дополнительные кубикулы. До 1739 года разрешить погребение тела в Катакомбах мог архиепископ Палермо или руководитель ордена капуцинов, потом - настоятель монастыря. С восемнадцатого столетия, Катакомбы капуцинов превратились в самое престижное кладбище для захоронения духовенства и знати итальянского города Палермо. Особенно много народу хоронили в период эпидемий.

Сначала, монахи на время оставляли останки умерших в разбавленной извести или растворах с мышьяком, затем выставляли на обозрение вдоль стен. С 1837 году размещение открытых тел запретили, но уже привыкшие видеть своих родственников и знакомых и после смерти жители Палермо нашли способ, как обойти этот запрет: в гробу удаляли одну стенку или делали «окошко», чтобы видеть мертвого. Катакомбы капуцинов в Палермо официально закрыли для захоронений в 1882 году. В виде исключения после запрета было разрешено сделать только несколько захоронений, из них два тела усопших до сих пор находятся в идеальном состоянии после тщательной мумификации. Это тело вице-консула США Джованни Патернити и двухлетней Розалии Ломбардо, - это «главные» достопримечательности Музея мертвых в Палермо. Тела до сих пор нетленны, благодаря природным особенностям катакомб и таланту бальзамировщиков. К мумии Розалии мы вернемся позже, после краткого экскурса в историю развития мумификации в Палермо.

Практика мумификации начала развиваться на острове Сицилия с конца шестнадцатого века: отцы-капуцины внезапно сделали вывод, что в палермских катакомбах под монастырем есть загадочный консервант, который непостижимым образом задерживает трупное гниение. Позже, в семнадцатом столетии, стало ясно, что это особенность местной почвы и атмосферы. Чтобы приготовить тело к помещению в Катакомбы капуцинов, их восемь месяцев высушивали в специальных камерах – «Collatio», затем мумифицированные останки промывали уксусом, наряжали в красивые одежды, а если в завещании было указано, даже переодевали несколько раз за год, и размещали в коридорах или кубикулах Катакомб капуцинов в Палермо. Некоторые тела помещали в открытые гробы или гробы с окном, другие тела просто ставили вдоль стены или вешали на них, некоторых умерших укладывали в открытом виде на полках.

Итак, самой известной и прекрасной, если так можно сказать, обитательницей Музея мертвых стала последняя, похороненная тут, в виде исключения из правил в 1920 году, двухлетняя малышка - Розалия Ломбардо, умершая от воспаления легких. Ее смерть так потрясла отца, что он нашел самого талантливого бальзамировщика – доктора Альфредо Салафии, чтобы тот уберег тело дочери от тления, и она осталась столь же прекрасной и после смерти. И чудо случилось: бальзамировщик создал секретный состав, с помощью которого сотворил из тела малышки – «спящую красавицу», как называют ее все посетители палермского Музея мертвых. Благодаря трудам Салафии у девочки идеально сохранились мягкие ткани лица, глазные яблоки, ресницы, волосы. Глядя на нее, кажется, что она просто задремала. Долгие годы специалисты искали разгадку итальянского ученого и изучали сведения из найденного дневника Альфредо Салафии, они выяснили, что в состав для бальзамирования входили: формалин, спирт, глицерин, цинк и несколько других ингредиентов. Эту смесь ученый-новатор под давлением вводил через артерию, и она расходилась по кровеносным сосудам тела. В США было проведено пробное бальзамирование, с составом Салафии, результат получился выше всяких похвал. По рассказам гидов, о мумии девочки ходит несколько таинственных историй. Одна из которых случилась тридцать пять лет, когда здешний смотритель за несколько часов своего ночного дежурства сошел с ума и поседел. Когда были вызваны врачи, он словно зомбированный, твердил, что Розалия открыла глаза и посмотрела на него.

Чтобы посетителям было удобнее знакомиться с «экспонатами» Катакомб капуцинов в Палермо, залы поделены по категориям: мужчины; женщины; девственницы; дети; священнослужители; монахи; люди прочих профессий.

1. «Коридор монахов» - самая древняя часть Музея мертвых, захоронения тут производили с 1599 до 1871 года. Здесь находится сорок тел самых почитаемых монахов и других близких к религии личностей.

2. «Коридор мужчин» - место упокоения благотворителей и спонсоров монастыря мужского пола, их хоронили с восемнадцатого по девятнадцатый века. Они одеты в одежду, которая была указана в завещании: одни в погребальном саване, другие в роскошных костюмах, сорочке, жабо.

3. «Кубикула детей» - небольшая комната, где дети лежат в закрытом или открытом гробах, в нишах также находятся несколько десятков открытых детских останков. В центральной нише у стены стоит детское кресло-качалка, на ней сидит мумифицированный мальчик, который держит на руках младшую сестру.

4. «Коридор женщин» - основная часть женских останков лежит в отдельных нишах, несколько – стоят в нишах. Во время бомбардировки эта часть Катакомб капуцинов в Палермо была повреждена: стеклянные преграды и решетки разрушились, многие останки сильно повредились. Тела женщин наряжены в одежды по моде восемнадцатого-девятнадцатого веков.

5. «Кубикула девственниц» - комната для захоронения девушек и незамужних женщин. Тела лежат или стоят рядом с деревянным крестом, а на их головы надеты металлические венцы – символ чистоты усопших.

6. «Новый коридор» - самая последняя часть Катакомб капуцинов, которую стали использовать после запрета 1837 года выставлять на обзор тела усопших. В стенах нет ниш, поэтому коридор переполнен гробами. После бомбардировки, случившейся в 1943 году и вспыхнувшего затем пожара, основная часть гробов сгорела. Уцелевшие гробы поместили в несколько рядов вдоль стен коридора. Кроме того, тут имеются «фамильные группы» - тела всех членов семьи: родителей, детей - собраны вместе.

7. «Коридор профессионалов» - место упокоения тел, выдающихся ученых, юристов, художников, скульпторов, военных. Тут лежат тела: скульпторов Филиппо Пеннино и Лоренцо Марабитти; хирурга - Сальваторе Манцелла; военного - Франческо Энеа. Говорят, что в «Коридоре профессионалов» Катакомб капуцинов в Палермо нашел последнее пристанище и великий испанский живописец - Диего Веласкес.

Катакомбы капуцинов – место жуткое и загадочное для шокированных туристов, но самое обыденное кладбище – для коренных жителей Палермо. Похороненным здесь было вопросом престижа и уважения, в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие. Местные жители постоянно посещают катакомбы, ведь тут лежат останки их предков. Кроме того, некоторых усопших, согласно их завещания, приходится переодевать в свежую одежду, что их потомки усердно исполняют. Когда Катакомбы официально закрыли для погребений, сразу за стенами Монастыря капуцинов, выросло огромное «классическое» кладбище, чтобы хоть как-то продлить традицию захоронения своих усопших родных «у капуцинов».

Мы не можем вам настоятельно рекомендовать посетить этот удивительный и необычный Музей мертвых: люди бывают разные – кто-то заинтересуется, другой – побоится оказаться среди тысяч открытых человеческих останков. Но, если вы не относитесь к людям с «тонкой душевной организацией», то можете составить свое собственное мнение об этом спорном месте.

Стена в катакомбах

Катакомбы вырыты под монастырем капуцинов, который можно отыскать неподалеку от исторического центра Палермо. Он существует на данном месте на протяжении многих столетий. В конце XVI века число священнослужителей духовной обители существенно увеличилось. Срочно потребовалось создать солидное и просторное место для погребения монахов. Для этого прекрасно подошел крытый подземный ход под монастырем. Первое захоронение было сделано в 1599 году – в крипте храма упокоили тело Сильвестро де Губбио. После этого тут перехоронили тела нескольких монахов и продолжали погребать всех усопших в стенах храма.

Со временем места стало совсем мало, поэтому капуцины были вынуждены создать еще один длинный тоннель, расширив таким образов имеющуюся площадь. Состоятельные люди начали просить похоронить их здесь. Для погребения обычных граждан создали дополнительные коридоры. Была введена система выдачи разрешительных документов на получение отдельного участка в катакомбах. Подобную бумагу мог выписать архиепископ Палермо, руководитель ордена капуцинов или настоятель обители. Достаточно быстро это место обрело известность в качестве самого престижного кладбища города.

Катакомбы капуцинов закрыли лишь в конце XIX века. За все время здесь было захоронено множество жителей Палермо, среди которых фигурировали как представители духовенства, так и обычные миряне. После прекращения деятельности монастырского кладбища тут по специальной просьбе упокоили некоторых людей, среди которых указывается имя вице-консула США Джованни Патернити и упоминается двухлетняя девочка Розалия Ломбардо.

На сегодняшний день катакомбы Капуцинов являются популярнейшей выставкой мумий, привлекающей людей со всех уголков мира. Разветвленные туннели склепа разделены на отсеки – имеются залы для мужчин, женщин, детей, девственниц, священников и монахов. Таинственный полумрак, леденящий холод и особая мрачная атмосфера в этом месте добавляют остроты ощущениям и вызывают выброс адреналина даже у самых флегматичных посетителей.

Методы погребения

Розалии Ломбардо

Уже при открытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошему сбережению тел. Наиболее распространенным методом подготовки останков человека к сохранению была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Мумифицированные тела затем протирали раствором уксуса, наряжали в красивые одеяния и располагали в определенных местах Катакомб. Родственники могли попросить положить труп в гроб, но зачастую останки выставляли в углублениях стен и на полках. Во время вспышек эпидемий начали использовать другой способ сохранения тел – на некоторое время их помещали в известковый раствор, либо раствор мышьяка. В 1837 году размещение тел в подобном виде запретили, но это препятствие удавалось обойти, удалив одну из стенок гроба или вставив в деревянный ящик окошко.

Вход в монастырь капуцинов

Особый интерес для посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутого ребенка – Розалии Ломбардо. Согласно записям доктора, проводившего её бальзамирование, в артерию умершей девочки ввели формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением распределили по всем сосудам девочки. Результат оказался потрясающим – тело ребенка сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что малышка просто спит.

Многочисленные коридоры Катакомб Капуцинов

Схема Катакомб несложная, коридоры и кубикулы делятся по нескольким признакам – половому, социальному, возрастному. Существуют коридоры: мужчин, женщин, монахов, священников, профессионалов, новый коридор. Также в Катакомбах Капуцинов есть кубикулы детей и девственниц (на их головах можно увидеть металлические венцы в знак их чистоты).

Мумия ребенка

Если посмотреть общий план Катакомб Капуцинов, то он выглядит в форме прямоугольника, каждая сторона которого является коридором, в нижней части этой фигуры находится еще одна линия – коридор священников. На пересечении каждой стороны можно найти одну из кубикул или часовню.

Коридор женщин

Самую древнюю линию образует коридор монахов. Наиболее почитаемые капуцины размещены в первой части коридора, их шеи обвиты веревками. Все умершие одеты в простые рясы.

Самая маленькая линия – коридор женщин. Большая часть тел покоится в специальных нишах. До середины двадцатого века ниши были защищены стеклом. Останки женщин облачены в модные (для своего времени) платья из шелка с оборками из кружева, на их головах шляпки.

Коридор мужчин – первая длинная линия прямоугольника Катакомб. Тела были сохранены согласно завещанию, кто-то одет скромно, а кто-то в самые роскошные наряды своего времени. Большая часть усопших – благодетели монастыря.

Жуткие экспонаты

Информация для посетителей

Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят по-настоящему жутко, поэтому слабонервным людям и детям крайне не рекомендуется посещение данного места. Если вы все же отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, что она надолго останется в вашей памяти. Все желающие могут посетить катакомбы Капуцинов с 8.30 до 18.00. Цена входного билета является символической и составляет 1.50 евро.

Катакомбы Капуцинов (итальянское название Catacombe dei Cappuccini) - музей смерти, место не для слабонервных, где можно лицом к лицу встретиться с мертвыми.

В этом таинственном месте витает особая атмосфера, температура ниже, чем за стенами, а царящие в склепе полумрак и тишина лишь добавляют остроты ощущений. Несмотря на всю кажущуюся жуткость, музей пользуется особой популярностью среди гостей города и является одной из выдающихся достопримечательностей не только Сицилии, но всей Италии.

В настоящее время Катакомбы капуцинов представляют собой музей - погребальное место (крипта), где в едином крытом помещении, расположенном под монастырем Convento dei Cappuccini, в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек.

Катакомбы Капуцинов в Палермо возникли в месте захоронения монахов монастыря. Некогда обосновавшиеся в данном месте монахи-капуцины, в 1534 году под алтарем Святой Анны в церкви Санта - Мария - делла - Паче создали кладбище, где в братской могиле хоронили умерших монахов. Однако к 1597 году сообщество капуцинов возросло и уже одной могилы для захоронения стало недостаточно. После чего было принято решение создать кладбище более больших размеров позади главного алтаря, используя имеющиеся тогда на данной местности древние пещеры. После завершения создания крипты, усопшие братья-монахи были перемещены из старого склепа в новый. Однако, во время эксгумации, было отмечено, что тела некоторых монахов остались в хорошо сохранившемся состоянии и были естественным образом мумифицированы. Капуцины посчитали такой случай актом Бога, и, вместо того, чтобы хоронить останки, они решили оставлять тела своих братьев как реликвии и расставляли их в нишах вдоль стен коридора нового кладбища.

Такое «чудо» принесло немалую известность монастырю, в крипте стали хоронить не только представителей духовенства, но также влиятельных вельмож, знать, элиту и выдающихся граждан того времени, а в 1783 году было принято решение предоставить погребение всем, кто был в состоянии позволить себе расходы на подобное захоронение. Быть похороненным в подземной крипте стало весьма престижной традицией среди горожан.

Так, в настоящее время, катакомбы капуцинов представляют собой довольно больших размеров подземное кладбище, состоящее из коридоров, где вдоль стен стоят, лежат и даже сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Есть коридоры мужчин и женщин; детей и невинных девушек (кубикулы детей и девственниц); а также коридоры, где покоятся монахи, выдающиеся люди искусства и науки тех времен.

В Катакомбах можно видеть тела усопших всех возрастов, начиная от стариков и заканчивая маленькими детьми. Некоторые тела лежат в открытых или закрытых гробах.

Все тела расположены так близко к посетителям, что до них можно дотянуться, стоит лишь протянуть руку, разглядеть каждую сохранившуюся часть тела и скелета усопшего, а также наряды прошлых веков.

В часовне Святой Розалии в одном из гробов можно видеть тело двухлетней девочки - Розалии Ломбардо. Тело юной Розалии сохранилось в таком виде, что взглянув на него можно подумать, что это вовсе и не усопший человек, а кукла. На теле видны ресницы, есть все волосы, глазные яблоки и кожный покров.

Вокруг тела Розалии ходит множество легенд, одни из которых гласят, что девочка находится в летаргическом сне, другие - что после кончины малышки Розалии безутешный отец не смог принять факт смерти и расставания с любимой дочуркой. Тогда он обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело нетленным. После проведенных Альфредо процедур, тело девочки перестало подвергаться каким-либо изменениям, а секрет сохранения тела великой мастер так и унес с собой в могилу.

Где находится музей Капуцинов

Музей капуцинов расположен в городе Палермо на Сицилии, по адресу: Piazza Cappuccini, 1, 90129 Palermo PA. Возле церкви Parrocchia Santa Maria della Pace.

Фото церкви

Часы работы, стоимость билетов

Катакомбы капуцинов открыты для посещения ежедневно (включая праздники).

Внимание! Катакомбы закрыты в воскресенье после обеда с конца октября до конца марта.

Часы посещения: 9-13 и 15-18 часов.

Стоимость входного билета составляет 3 евро.

Правила посещения

Для того чтобы обеспечить состояние сохранности мумий и в соответствии с требованиями биоэтики - запрещено делать фотографии, снимать видео и трогать экспонаты.

Катакомбы Капуцинов входят в число религиозных памятников, поэтому, во время посещения рекомендуется соблюдать нормы поведения и дресс-код, а также избегать использования мобильного телефона и потребление продуктов питания или напитков.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

На знаменитом прибежище итальянской мафии о-ве Сицилия находится уникальное подземное захоронение – Катакомбы Капуцинов в столице о-ва Палермо. Этот своеобразный Музей мёртвых находится под монастырём Капуцинов (Convento dei Cappuccini) и вмещает в себя около 8 тысяч мумифицированных останков монахов, представителей местной аристократической элиты, духовенства прошлых эпох, являясь зрелищным и отчасти научным объектом исследований.

Исторические корни сицилийского «царства Аида» тянутся из XVI века. В то время, основанный на Апеннинском полуострове орден Капуцинов подался на о. Сицилия, где стал довольно востребован. Его представители были против погребения вдалеке от родного монастыря, потому было принято решение организовать кладбище непосредственно на его территории. Первая могила в катакомбах появилась в конце XVII века, позже сюда переместили и другие останки прежде почивших монахов. Со временем в крипте стало не хватать места, и Капуцины понемногу выкопали довольно протяженный коридор. Со временем здесь же стали хоронить покровителей монастыря. Для их погребения также были выкопаны добавочные коридоры и кубикулы.

До 1739 года захоронения в склепе санкционировались либо местными архиепископами, либо руководителями ордена. Позже это право перешло к настоятелям монастыря. С XVIII по XIX века капуцинское подземелье взяло на себя роль престижного кладбища, где хоронили духовенство и высокопоставленных жителей Палермо. В 1837 году запретили погребение усопших в обозримом виде. Несмотря на это запрет зачастую обходили, оставляя «окошко» либо убирая стенку гроба, чтобы видеть покойного.

Погребать в катакомбах перестали только в конце XIX века (1882). После 1880 года были сделаны исключения для некоторых подавших прошение, и здесь было размещено еще несколько забальзамированных тел, среди которых находилась Розалия Ломбардо. Именно это дитя стало финальным человеком, погребенным в катакомбах Капуцинов.

Неординарность музея

Необычен этот музей тем, что представляет собой не что иное, как погребальные галереи, находящиеся под землей. Они заключают в своих стенах массовое захоронение - более 8 тыс. знатных людей Сицилии XVI-XIX веков. Склеп и в наши дни пользуется большим спросом у туристов. На палермской экспозиции мумий тела погибших лежат, сидят, стоят и даже подвешены на крюках, образуя композиции. Останки усопших покоятся в открытом, доступном для обозрения виде. По одетых на них вещах без труда угадывается мода тех эпох, в которые они были захоронены.

Сами катакомбы больше напоминают лабиринт - сеть из коридоров и отсеков, в которых каждый сантиметр заполнен мумифицированными мертвецами. Зрелище не для слабонервных, порой возникает ощущение, что мумии вот-вот придут в движение. Все «экспонаты», находящиеся в капуцинских монастырских катакомбах, разделены: по статусу, занимаемому при жизни, профессиональным, половым и другим признакам. Здесь вы обнаружите коридоры: для монахов, священников, мастеров, мужчин и женщин, девственных девушек и непорочных малышей. Кроме того, здесь присутствуют: «новый» коридор, в коем хоронили с 1837 года, после принятия решения о запрете на выставление тел почивших в открытом виде, и часовня.

Описание катакомб

Образовался такой огромный склеп под монастырём Капуцинов в 16 веке, когда возникла необходимость хоронить монахов-капуцинов. Число обитателей монастыря с каждым годом увеличивалось, а, соответственно, и число умирающих, поэтому подземелье продолжало удлиняться, превратившись в грандиозные катакомбы, разделённые на коридоры.

Сначала в них хоронили монахов, тела которых предварительно препарировали, бальзамировали уксусом и высушивали. Когда было установлено, что состав почвы в катакомбах способствует сохранению останков, много родственников умершей знати Палермо также стали желать, чтобы тела их родных заняли место в нишах катакомб. Так образовались специальные коридоры, где покоятся люди с разным социальным статусом. Посещение катакомб капуцинов – зрелище не для слабонервных, но и в то же время захватывающе интересное. Сейчас доступ запрещён в коридор с останками особо чтимых монахов, не выставляются на обозрение мумии самого жуткого вида.

Коридор монахов

Первым в коридоре монахов, образовавшемся из крипты, был захоронен капуцин Сильвестро, после чего сюда были перемещены останки ранее умерших монахов. В самом древнем коридоре нашли свой приют особенно уважаемые монахи, внесшие значительный вклад в развитие ордена Cappuccini и монастыря. Мумии одеты в традиционные капуцинские рясы с капюшоном из холста и с верёвкой на шее. Сегодня сюда доступ для посещений закрыт по религиозным и научным соображениям.

Коридор мужчин

В довольно обширном помещении с выбеленными известью каменными стенами размещены мумии рядовых граждан мужского пола, жертвовавших немалые деньги на содержание монастыря. На многих из них хорошо сохранились погребальные одежды, контрастирующие со страшным видом пустых глазниц на черепах. По виду одежды можно сделать вывод о социально-финансовом положении умерших людей. Одни из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие – в роскошные фраки и смокинги, тонкие сорочки с жабо или с галстуками. Некоторые из останков установлены группами, некоторые расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям безобразные проявления смерти.

Кубикула детей

В небольшой угловой комнате со стенами, облицованными расписными панелями, погребены останки маленьких детей как олицетворение самого страшного горя родителей. Их тела расположены в гробах, установленных на постаменты, и в нишах. На табличках, размещённых у отдельных гробов, указаны имена и фамилии усопших детей. По детским одеяниям можно судить, с какой мученической любовью родители хоронили своих крох именно здесь, чтобы приходить сюда, надеясь преодолеть страшное горе.

Огромное впечатление производит центральная ниша, в которой на кресле-качалке «сидит» мальчик, держащий на руках свою младшую сестрёнку. Мороз пробегает по коже не только от вида мёртвых деток, но и масштабов родительского горя, потерявших свои «сокровища».

Коридор женщин

Авиационные обстрелы 1943 года над Сицилией были настолько мощными, что коснулись и катакомб, частично разрушив Коридор женщин, повредив часть мумий. Но и по сохранившимся останкам можно составить представление о погребальных традициях, связанных с женщинами. Предварительно подготовленные тела одевались в яркие красивые платья, кружевные чепчики. На ноги надевались изящные сандалии или туфли, на руки – кокетливые перчатки, то есть, весь дамский антураж. Конечно, при посещении жутковато видеть чёрный оскал рта и зияющие пустотой глазницы на фоне белоснежных кружев чепчика той или иной мумии, но надо отдать должное родственникам, заботившимся о респектабельном виде покойницы.

Большинство женских тел покоится в открытых деревянных нишах-полках или гробах, меньшая часть находится в положении стоя. Надо отметить хорошо сохранившиеся одеяния обитательниц женского коридора. Это лишний раз подтверждает особую атмосферу катакомб, препятствующую разложению. Чувство печали, смешанной с отвращением от неприятного зрелища, утешается слабой надеждой, что, действительно, душа человека вновь обретает прекрасную плоть.

Кубикула девственниц

Такая же небольшая угловая комната, как и для детей – кубикула вмещает мумифицированные тела девственниц. Наверно, как символ непорочной девственности, их огораживает металлическая решётка, преграждающая свободный доступ к ним. На головах девственниц надеты венки из металлических цветов, олицетворяющие невинную чистоту.

С грустью можно рассмотреть красивые яркие наряды тех, кто в полной мере не успел испытать блаженства чувственной любви, не познать счастья материнства. Причудливые чепчики, обрамляющие некогда пленительные личики, усугубляют и без того мрачное созерцание. Если бы эти бывшие красавицы могли представить, что когда-то они станут объектами такого нелицеприятного зрелища, наверно, не согласились бы быть погребёнными в открытом виде!

Новый коридор

Несмотря на запрет хоронить усопших в катакомбах (1837 г.), находилось немало желающих поместить там тела своих родственников, поэтому пришлось образовывать Новый коридор, принимавший умерших до 1882 года.
Здесь отсутствуют ниши в стенах – вся площадь коридора вдоль стен заставлена гробами. Они установлены в несколько рядов, независимо от пола и социального статуса мумий. Примечательная особенность Нового коридора – несколько фамильных погребений, где тела обоих родителей покоятся вместе с телами своих детей подросткового возраста. Есть и супружеские пары, не разлучившиеся и после смерти.

Коридор профессионалов

Красноречивое название коридора свидетельствует о захоронении в нём выдающихся граждан различных профессий, внёсших при жизни немалый вклад в развитие общества. Здесь покоятся тела скульпторов Ф. Пеннино, Л. Марабитти, украшавших своими произведениями соборы Монреаля и Палермо. Нашли здесь приют хирург Сальватор Манцелла, полковник Ф. Энеа, лежащий в роскошном военном мундире (прекрасно сохранившемся). Не даёт покоя исследователям бытующая легенда о погребённом здесь знаменитом испанском художнике Диего Веласкесе. Но точно установить это сейчас просто невозможно.

Коридор священников

Проповедникам божьего слова – священникам также посвящён отдельный Коридор, идущий параллельно Коридору монахов. В основном здесь похоронены представители Палермской епархии. Их тела, облачённые в пышные церковные ризы разных расцветок, размещены вдоль стен в 2 ряда. Яркость одеяний, строго вертикальное расположение мумий как бы подчёркивает былое величие и влияние деятелей церкви. Но созерцание изуродованных следами тления лиц в обрамлении риз навевает противоречивые чувства. Почётную и единственную здесь нишу занимает мумия епископа итало-албанской церкви Франко де Агостино.

Часовня святой Розалии

Этот уголок катакомб – Часовня святой Розалии – самое удивительное и мистическое место, вызывающее, пожалуй, самые светлые чувства. В центре помещения в стеклянном гробу лежит нетленное тельце 2-летней девочки Розалии Ломбардо (13 декабря 1918 - 6 декабря 1920), одна из наиболее прославленных мумий музея, когда-то не дожила до своего двухлетия всего неделю, скончавшись от воспаления легких). Её похоронили здесь в 1920 г. по просьбе убитого горем отца, умолявшего забальзамировать тело дочери так, чтобы оно как можно дольше сохранилось.

Доктор Салафи, бальзамировавший тело, так искусно это сделал, что даже по истечении века все внутренние и внешние органы ребёнка не поддались тлению. Существует версия о разгадке способа доктора, по которой смесь спирта, формалина, глицерина, цинка и других веществ закачивалась в кровеносные сосуды. Розалия лежит как живая: щёки, глазницы, кудри, ресницы, брови прекрасно сохранились, что доказывает эффективность бальзамирования по Салафии. Проводимые в США опыты с применением подобного метода подтвердили его эффективность. Но некий флёр мистической загадочности продолжает витать над часовней Розалии.

То, как хорошо сохранилось тело малышки, вызывало сомнения у многих специалистов в том, что эта мумия когда-то была живым ребенком. Однако изучение ее тела с помощью рентгеновского аппарата доказало, что в гробике покоится девочка, а не кукла. Кроме того, исследование выявило, что все органы малютки спустя почти столетие находятся в сохранности.

Ранее останки ребенка экспонировались в выполненном из стекла гробу, стоящем на постаменте из мрамора в центре одноименной часовни. Однако в 2000 годах на мумии все же проявились признаки тления. Дабы предотвратить последующее разрушение тканей, тело малышки было перемещено в более сухое место и заключено в стеклянное вместилище, заполненное азотом.

Приемы погребения

В XVII веке было обнаружено, что химический состав почвы и воздуха капуцинских катакомб не дает телам почивших разлагаться. Принципом подготовки останков к помещению в склеп являлось их засушивание в специализированных камерах. Сушка занимала 8 месяцев, после чего тела протирали уксусом и наряжали в лучшие одеяния. После всех манипуляций мумии перемещали в коридоры и кубикулы подземного склепа. Во времена эпидемий способ консервации останков модифицировали: тела усопших окунали в растворы извести или мышьяка. Затем их, как обычно, размещали в открытом виде в коридорах.

Время работы и стоимость билетов

Катакомбы открыты для посещений каждый день, с 9 утра до 18 вечера. Перерыв – с 13.00 до 15.00. Закрыт подземный музей по воскресеньям (конец октября — конец марта).

Плата за вход – 3€ (цена 2017 г.) Не разрешено фотографировать и делать видеосъёмку.

Где находятся катакомбы и как до них добраться

Музей мёртвых (катакомбы) находится по адресу: площадь Капуцинов. Хотя площадь расположена вне исторического центра города, к ней можно легко добраться пешком. Чтобы дойти к Piazza Cappuccini, нужно пройти от центральной площади Индепенденца, где расположены Норманнский и Орлеанский дворцы, по ул. Корсо Калатафимии пройти 2 квартала, свернуть на ул Виа Пиндемонте и дойти по ней до пл. Капуцинов и монастыря с катакомбами.

08.12.2015 by Виктор Комлев

Катакомбы Капуцинов и мумия Розалии Ломбардо


Что представляет собой музей мертвецов в Палермо

Место, которое уж точно не способно оставить равнодушным никого. Многие туристы со всего света приезжают в Палермо только для того, чтобы посетить это удивительное место. Если вы обладатель уязвимой нервной системы и слабого желудка, лучше просто прочитать эту статью, посмотреть фотографии и видео о Катакомбах Капуцинов, но вот посещать этот музей мертвецов не советую.


Конечно, нежелательно Катакомбы в Палермо посещать с детьми . Фото и видеосъемка на территории запрещены , поэтому выложить фото в Инстаграм на фоне мумий вам вряд ли удастся. Катакомбы Капуцинов остаются одним из самых больших музеев мертвецов в мире. Жуткое впечатление производит еще и не стандартное расположение мумий в Катакомбах, здесь мумии стоят, висят, сидят и лежат, поэтому и ощущение, что находишься не на кладбище, а в настоящем городе мертвых. Многие мумии даже одеты по последней, на момент захоронения, моде. Катакомбы Капуцинов завораживают еще и тем, что здесь присутствуют мумии всех трех типов как забальзамированные и мумифицированные, так и скелетированные.

Помещение, где располагается музей огромно, здесь похоронено порядка восьми тысяч человек. Они представляют собой узкие коридоры, образующие два схематичных прямоугольника.


Надо отметить, что доступ разрешён не во все помещения Катакомб. Например, коридор с останками самых почитаемых монахов Капуцинов к посещению закрыт .

Также, не выставлены на обозрение наиболее жуткие мумии, чтобы не травмировать посетителей, хотя, жути в этом месте вам хватит и без них. Когда идешь по музею, не покидает ощущение, что мумии смотрят на тебя и даже двигаются. Они все застыли в разных позах, с разным поворотом головы, на некоторых сохранились остатки волос и усов. Брррр! Зрелище захватывающее и отталкивающее одновременно! Ты видишь остатки плоти и фактически тебя от мумии не отделяет ни саркофаг, ни даже перегородка.

Многие мертвецы одеты в дорогую одежду, некоторые даже завещали своих потомков приходить и менять платье каждые полгода. Фактически, Катакомбы Капуцинов являются кладбищем, потомки некоторых захороненных здесь жителей Палермо до сих пор приходят навещать своих родственников. Причем, 2 века назад покоиться здесь, считалось очень престижным и люди платили немалые деньги за возможность быть захороненным тут.


История Катакомб Капуцинов

От жуткого описания, перейдем к истории этого захоронения. Почему Капуцины мумифицировали людей и хранили в катакомбах?

Орден Капуцинов был основан в 16 веке, как одно из ответвлений Католической церкви. Орден был широко распространен в 17-18 веках по всему миру, помимо Италии монастыри присутствовали в Австрии, Швейцарии, Испании, США, Азии, Африке и даже в России (недалеко от Астрахани был небольшой Католический приход). Ордер активно развивался и в Палермо, многие жители жертвовали ему свои деньги и даже отдавали в дар целые здания. В одном из таких зданий и расположился монастырь. Под монастырем были организованы Катакомбы. Сначала, это был лишь небольшой коридор, в котором оставляли тела первых ушедших из жизни монахов Капуцинов.

Дело в том, что пространство под монастырем обладает уникальной естественной средой (влажность, температура, химический состав воздуха), которая приостанавливает процесс разложения плоти. Сначала то, что первые останки сохранились очень хорошо, было воспринято как чудо. Поэтому и было принято решение производить захоронения монахов подобным образом. Для лучшего сохранения применялись различные методы мумифицирования.

Поначалу, тела просто высушивали в специальной камере, затем обрабатывали раствором уксуса и помещали в Катакомбы, чаще подвешивали на крючки, так тела сохранялись лучше. Затем, уже не только монахов, ну и известных деятелей и просто знатных жителей города Палермо начали хоронить здесь. Сохранить тело нетленным на более долгий срок, как бы победить смерть, считалось престижным. Тогда же стали применять и другие методы бальзамирования, тела помещали в известь или мышьяк. Постепенно Катакомбы Капуцинов расширялись, строились новые коридоры и залы, пока в 1882 году власти не внесли запрет на погребение в Катакомбах. После этого здесь было похоронено еще только несколько человек и то по специальному разрешению властей.

Кто захоронен в музее мертвых в Палермо

Интересно, что все мертвецы разделены по социальным, половым и возрастным категориям. Женщин и мужчин хоронили отдельно, в разных же помещениях находятся дети, девственницы и монахи. Об этом чуть подробнее, как видно на схеме, данное кладбище разделено на различные участки:

  1. Коридор женщин

Здесь похоронены только женщины. Не удивлюсь, что многие из них были модницами и настоящими красавицами, сейчас же это абсолютно жуткое зрелище. Многие из них одеты в великолепные одежды по моде прошлых лет (платья, чепчики, туфли). Особенно впечатляет сохранившееся белоснежное кружево из которого торчат обезображенные темные останки тел.

  1. Кубикула девственниц

Девственниц почитают во всех религиях и хоронят особым образом. Так и здесь, останки девушек располагаются в отдельном небольшом зале. Надо отметить, их немного. На каждом из тел присутствует венок из металла, как знак чистоты.

  1. Коридор священников

Здесь покоятся различные служители церкви, все одеты в нарядные рясы и нельзя не отметить, что становится особенно жутко, когда видишь скелет (символ смерти) одетый в религиозную рясу (символ бессмертия).


  1. Новый коридор

В этой части Катакомб Капуцинов находятся последние захоронения, произведенные после 1837 года. Здесь все тела располагаются в гробах.

  1. Коридор мужчин

Здесь расположились мужчины, в основном, обычные жители Палермо, кто жертвовал хорошие деньги на поддержание монастыря. Но за деньги, как известно, бессмертие не купишь, и теперь эти, некогда успешные люди, лишь вынуждены показывать страшное лицо смерти.


  1. Коридор монахов

Здесь захоронены наиболее почитаемые монахи Капуцинов. Эта часть является самой древней и закрыта для посещения. Надо отметить, что все монахи хоронились в простых холщовых рясах с капюшоном, типичных для этого ордена, вокруг шеи накинута веревка. Таковы традиции захоронения Капуцинов.

  1. Кубикула детей

Здесь захоронены малыши. Все покоятся в открытых или закрытых гробиках. Самое глубокое впечатление от этого зала производит центральная композиция — старший брат сидит на кресле и держит на руках останки своей младшей сестры.

  1. Коридор профессионалов

В этом коридоре захоронены известные деятели из различных профессиональных областей: врачи и юристы, деятели искусства, профессора университетов, военные. Наиболее известные: Франческо Энеа (военный полковник), Филиппо Пеннино (скульптор), Сальваторе Манцелла (известный хирург), Лоренцо Марабитти (скульптор).

  1. Часовня святой Розалии Ломбардо

Здесь находится пожалуй самая известная и удачная мумия в мире. Это останки двухлетнего ребенка Розалии Ломбардо . Известна эта мумия тем, что осталась совершенно нетленной, ощущение, что девочка просто заснула. Сохранилась Розалия так удачно, благодаря великолепной работе известнейшего профессионала в области бальзамирования Альфредо Салафия, который унес секретную формулу с собой в могилу.


Часы работы Катакомб Капуцинов, стоимость посещения и как добраться

  • Располагается музей недалеко от исторического центра Палермо по адресу: Пьяца Капучини 1 (PiazzaCappuccini 1).
  • Добраться от центральной ж/д станции можно на автобусах №109 или №318 , остановка пьяца Индепенденца (Piazza Indipendenza), дальше немного пройти пешком до Piazza Cappuccini.
  • Можно также воспользоваться метро, остановка Палаццо Реале-Орлеанс (Palazzo Reale-Orleans), далее пешком до Piazza Indipendenza и далее по via Cappuccini добраться до Piazza Cappuccini.
  • К посещению Катакомбы в Палермо открыты с 9.00 -13.00 и с 15.00- 18.00.
  • Стоимость посещения 3 Евро (информация актуальна на декабрь 2015 года).
  • Официальный сайт: http://www.catacombepalermo.it/ .

Видео из музея мертвецов Палермо

Несколько документалистов все же имели разрешение на съемку в Катакомбах Капуцинов, вот наиболее интересные видео:

Надеюсь, что не очень запугала вас своими впечатлениями от этого места. На самом деле, Катакомбы Капуцинов действительно крайне интересны и, если не обращать внимание на жуткий запах и не включать воображение, можно найти это место очень интересным для понимания истории и культуры Католицизма и Палермо. Однако рекомендую посещать это место все же в дневное время и лучше на пустой желудок. Я же пока писала статью и выбирала чудесные фотографии для вас окончательно аппетит потеряла, вместо ужина сегодня только бокал хорошего , может оно и неплохо! Ваше здоровье!