Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аннинская СОШ с УИОП»
Конспект урока
литературного чтения
в 3 классе
«Русская народная сказка «Белая уточка»
Составитель Муратова О.В.
учитель начальных классов
пгт Анна, 2015
Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».
Задачи:
Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;
Метапредметные:
Регулятивные:
Осознание значимости чтения для личного развития;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;
Познавательные:
Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Самооценка своей деятельности на уроке;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Технологии:
Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Технология критического мышления
Технология деятельностного метода обучения
Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.
Методические пособия: Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; э тимологический русскоязычный словарь Фасмера
(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)
СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Этапы урока | ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание положительного настроя на работу | В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди, Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге настоящий друг. Пусть герои сказок дарям нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло. Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой? Ну, тогда в путь! | Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением. | Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Р: позитивный настрой на работу. |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. | Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет». Что можете сказать о прочитанном? (это пословица) Как вы понимаете данную пословицу? Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений) Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений) Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками? Поставим задачи на сегодняшний урок. КАРТОЧКА НА ДОСКУ: Познакомимся со сказкой. Обсудим её. Попытаемся понять её основную мысль. | Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений | Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач. К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения. |
3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки. Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё. | Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения. ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту. Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …) Понравилась ли вам сказка? | Слушание и слежение по тексту за диктором. Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками. | Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
4. Словарная работа. Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей | Смысл каких слов и выражений был непонятен вам? РАБОТА ПО ПАРАМ: Соедините слова с их толкованием по карточкам: ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля) РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять. НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась. | РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием |
|
РАБОТА ПО ГРУППАМ: Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты. Озвучивание мнений от группы. Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине. С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.) Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения. (Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде) Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое) | РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки. Выборочное чтение. |
||
Физкультминутка Цель: снятие физиологического утомления и напряжения | Раз - подняться, потянуться, Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку. | Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика | Снятие физиологического утомления и напряжения |
5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию. Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла. | Вернёмся к сказке. Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым) Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок). Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала) Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно. Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая) Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие) Кто помог уточке в горе? (князь) С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок. Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок. Какие слова непонятны были вам? МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались. куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера) Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании ? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать) | Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений. Характеристика героев сказки, их поступков и последствий. Поисковое чтение Выборочное чтение Толкование слов | П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; |
6. Подведение итогов Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. | К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная) Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма) Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло. Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили? | Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения. | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь; |
7. Рефлексия Цель: оценить свою деятельность на уроке. | В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? Что нового для себя сегодня узнали? | Самооценка учебной деятельности на уроке | Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Л: самооценка своей деятельности на уроке; |
8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым. Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру. | Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка? Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок. Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом. | Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым. | П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру. |
9. Домашнее задание. | Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку. | Принятие домашнего задания | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми |
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!
— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.
— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:
— Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.
— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!
— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у нас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет-величается!
“Эге!” — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках.
Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!
— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду.
Только окунулась, женщина ударила ее по спине.
— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:
— Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.
— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!
— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у нас отца родного, Отца родного - моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет-величается!
“Эге!” — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается;
выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей.
Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки)
Возьмём ещё для анализа сказку «Белая уточка». Женился один князь на прекрасной княжне. Не успел с ней наговориться, не успел её наслушаться, а уже надо расставаться. «Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высокого терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать». Уехал князь. Заперлась княгиня в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней некая женщина. «Такая простая, сердечная!» - добавляет сказка. «Что, -- говорит, -- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила». Княгиня долго отговаривалась, не хотела слушать незнакомку, да подумала: по саду погулять не беда - и пошла. День такой жаркий, солнце палит, а вода «студеная», «так и плещет». Уговорила женщина княгиню искупаться. Скинула княгиня сарафан и прыгнула в воду, только окунулась, а женщина вдруг ударила ее по спине: «Плыви ты, - говорит, - белою уточкою». И поплыла княгиня утицей. Черное дело совершилось. Ведьма приняла образ княгини. Вернулся князь, не узнал обмана.
Тем временем уточка нанесла яичек и вывела деточек, не утят, а ребят: двух хороших, а третьего - заморышка. Стали дети по берегу ходить да поглядывать на лужок, где стоял княжий двор.
Говорит им мать - утка: «Ох, не ходите туда, дети!» Но они не послушались. Увидела их ведьма, зубами заскрипела. Позвала детей, накормила их, напоила, и спать уложила, а сама велела разложить огонь, навесить котлы, наточить ножи.
Спят старшие братья, а заморышек не спит. Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает: «Спите вы, детки, иль нет?» Заморышек отвечает: «Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут каленые, котлы висят кипучие, ножи точат булатные!» - «Не спят», - решила ведьма. Пришла она в другой раз и задала тот же вопрос, слышит тот же ответ. Подумала ведьма и вошла. Обвела вокруг братьев мертвой рукой - и они померли.
Утром белая уточка звала-звала детей: детки не идут. Почуяло ее сердце недоброе дело, полетела она на княжий двор. Глядит - лежат ее дети рядышком бездыханные: «белы, как платочки, холодны, как пласточки». Кинулась к ним мать, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и завопила материнским голосом:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала.
Сладок кус недоедала!
«Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает», - обращается князь к ведьме. «Это тебе чудится! Вели утку со двора прогнать!» Ее прогонят, а она облетит да опять к деткам:
Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая.
Ведьма старая, змея лютая.
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца родного,
Отца родного - моего мужа.
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет - величается!
«Эге!» - подумал князь и велел поймать утку. Никому она не далась. Выбежал князь во двор - она сама ему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица впереди!» Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, узнал в ней князь жену. Сорока принесла им живой воды. Сбрызнули они детей - они ожили. А ведьму привязали к лошадиному хвосту и «размыкали» по полю. Не осталось от нее ни следа, ни памяти!
Вывод. Такова сказка о черном колдовстве ведьмы и о постигшей ее каре. Сказка защищает прямодушие и невинность, казнит обман и коварство. Проникновенное причитание матери над убитыми сыновьями передает ее бесконечное страдание. Дивным светом поэзии сказка осветила кроткое, преданное и трепетное сердце матери. Это поэзия высокая и чистая, характерная для сказок на стадии развитого поэтического сознания народа.
Вместе с тем сказка донесла до нас весьма древние поверья. От древних представлений, далеких от чисто художественного вымысла, идет часть повествования в сказке, где говорится о ведьме и о её черном волшебстве. Древней магией и колдовством веет от слов ведьмы: «Плыви ты белою уточкою!», от рассказа, как она хлопает свою жертву по спине. Ведьма знает магическое средство обращать все живое в мертвое: стоит ей лишь обвести жертву мертвой рукой. Этому эпизоду сказки А. Н. Афанасьев дал пояснение, воспользовавшись этнографическими наблюдениями в Курской губернии. «Есть поверье, - пишет исследователь, - что воры запасаются рукою мертвеца и, приходя на промысел, обводят ею спящих хозяев, чтобы навести на них непробудный сон». Совсем как в заговоре звучат и слова князя: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица впереди!» И по его слову все сбывается.
Таким образом, можно сказать, что сказка сохраняет древние превратные представления людей о возможности обращения человека в животное, поверья о ведьмах, о колдовстве. В сказке ясно говорится об обрядовых действиях, сопровождаемых заговором. Такие обряды должны были обезвредить чёрные силы, подчинить их воле человека. Это и есть тот древний пласт, который сказка донесла до нас с незапамятных времен.
Введение
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Что такое сказка? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
В сказках герои, и злые, и добрые, превращают или превращаются в разных зверей, птиц, насекомых. Меня заинтересовало, то почему они перевоплощаются. С какой целью? Поэтому я буду исследовать в сказках русского, якутского народов чудесные превращения.
Цель исследования : выяснить, какие чудесные превращения происходят в сказках, кто их совершает, почему это происходит; сравнить превращения в русских и якутских сказках.
Задачи:
Обратить внимание на характеры персонажей;
Выбрать из текста отрывки о волшебных превращениях и способах снятия заклятия;
Проанализировать превращения и сделать выводы.
Объект исследования: чудесные превращения
Предмет исследования: русские и якутские сказки.
Гипотеза. Превращения в сказках происходят неспроста, это поощрение за добрые дела сказочных героев или наказание за зло
Методы исследования: Размышления, чтение книг, анализ результатов.
Чудесные превращения в сказках
В своем докладе я попыталась c группировать разновидности превращений. Схематично их можно показать так:
1 группа
Превращения, которые совершил злодей
2 группа
Превращения в благодарность, которые совершает волшебник
3 группа
наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки
4 группа
Герои превращаются в кого-то или во что-то для достижения своих целей
5 группа
Превращения неодушевленных предметов в детей
6 группа
сказки, в которых персонажи имели возможность совершать волшебные превращения, но делали это необдуманно
Превращения, которые совершил злодей.
«Царевна-лягушка»
«Семеро братьев»
«Белая утка»
«Смелая девушка и двенадцатирогий олень»
А.Н.Толстой «Иван да Марья»
В русских народных сказках злодеем является Кощей Бессмертный. В сказке «Царевна лягушка» он превращает Василису Премудрую в лягушку.
«Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой…» . Но смелый и добрый Иван-царевич сумел освободить Василису. На помощь Иван царевичу пришли звери, в благодарность за то, что он их когда-то пожалел.
Злая ведьма позавидовала счастью княгини и превратила ее в белую уточку в одноименной сказке «Белая уточка».
« Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
– Плыви ты, – говорит, – белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.»
Оборотилась ведьма в молодую княгиню и стала жить поживать да добра наживать. Но счастье ее длилось недолго, узнал царь в утке свою молодую княгиню и спас ее. А ведьму прогнал.
В сказке Алексея Толстого «Иван да Марья» Марья ослушалась брата и была превращена водяным в голую липку. «Я, братец; царь водяной взял меня в жены, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду…». Иван, чтобы спасти сестрицу, пошел по свету искать Полынь-траву. Нашел и бросил травку в липку и освободил сестрицу Марью.
У тойона из сказки «Семеро братьев» была украдена любимая дочь, он не знал, кто ее украл. К нему на помощь приходят братья, каждый из которых был одарен некими способностями. Старший брат Василий имел способность видеть все насквозь и увидел, что «посреди озера растет огромный дуб, а на вершине дуба – гнездо орла. Орел превратил дочь в золотой яйцо и сидит на нем». Братья с помощью своих сил спасли дочь тойона. Обрадовавшись спасению дочери, тойон выдал ее за младшего из братьев и зажили они все счастливо.
В сказке «Смелая девушка и двенадцатирогий олень» девушка встречает оленя, который ей рассказывает, что «…черный олень врагом моим был. Спрятал он счастье людей в синюю гору, а меня оленем сделал…». Одолев все свои страхи, смелая девушка освободила счастье, и спасла белого оленя, который превратился в красивого юношу. В благодарность юноша взял девушку в жены.
Анализируя эти сказки, я пришла к выводу, что, как бы ни старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Потому что доброта, любовь, верность, самоотверженность, взаимовыручка оказались сильнее злых чар. Добро всегда побеждает зло!
Превращение в благодарность за добрые поступки
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
«Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо – прекрасный мотылек»
«Сивка-Бурка»
Резвый бегун Медвежий Глаз.
«Баба-Яга»
В "Сказке о царе Салтане" Пушкина Царевна –Лебедь в благодарность за спасение от смерти помогла Гвидону. Князь Гвидон превращался в разных насекомых, чтобы летать за море к своему отцу. Для первого полета превратила его Царевна-Лебедь в комара, для второго - в муху. В третий раз полетел князь Гвидон в образе шмеля.
"Грусть– тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца".
Лебедь князю: "Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
В конце сказки Царевна-Лебедь выходит замуж за своего спасителя.
Добрым молодцем стал добрый герой Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Сивка Бурка»:
«- Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай! Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!»
Сивка Бурка в благодарность за то, что Иванушка отпустил его на волю превратил своего спасителя в доброго молодца.
В русской народной сказке «Баба-Яга», мачеха невзлюбила свою падчерицу, все думала, как бы от нее избавиться. И, наконец, додумалась, отправила девочку к своей сестре Бабе-Яге. Так как девочка была доброй, она сумела спастись. В благодарность за ее доброту кошка Бабы-Яги дает ей полотенце и гребешок со словами «брось гребешок - вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню - брось полотенце: разольется широкая да глубокая река».
В волшебной сказке «Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо-Прекрасный мотылек» в семье Юрюмеччи Куо была волшебная корова, которая давала вместо молока еду. Жили бы не тужили, но произошло несчастье, у них умерла мама. Отец во второй раз женился на женщине, которая невзлюбила корову и захотела ее съесть. Зная,что смерть близка, корова захотела спасти сиротинушку Юрюмеччи Куо и поэтому превращала ее в серебряную пташку, тем самым облегчая ей жизнь.
В сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» богатырь Медвежий Глаз из среднего мира сразился с волшебным стариком из нижнего мира. В неравной битве наш богатырь одолел старика. Старик стал просить пощаду и взамен за свою жизнь, он подарил дом из черного золота с красавицей. Этот дом Медвежий Глаз превратил в табакерку и унес собой в средний мир.
Прочитав эти сказки, я поняла, что волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром
Наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Харах симирики»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
«Девять сестер»
В третьей группе сказок нет злых волшебников, но, тем не менее, волшебные превращения происходят. И виноваты в этом сами сказочные персонажи, так как они непослушны или совершают плохие поступки.
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец не послушался сестрицу и превратился в козленочка.
«Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком…»
Некоторые сказочные персонажи ухитряются совершить не один, а несколько скверных поступков. Таковы мачеха и ее дочка в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Они не только обидели падчерицу и двенадцать месяцев, но и ухитрились перессориться друг с другом. За что и поплатились.
Старуха: Так я и отдала, держи карман шире!
(Обе быстро одеваются, переругиваясь)
Поторопилась! Собачью шубу выпросила!
Дочка: Вам собачья как раз к лицу! Лаетесь, как собака!
Старуха: Сама ты собака!
Обе героини превратились за свое зло в собачек.
В сказке «Харах симирики» Юлесит кыыс заблудилась и забрела в дом хозяина тайги, который за доброту и трудолюбие награждает ее ценными подарками. Юлесит-Кыыс становится хозяйкой своего просторного дома, а ее ленивая сестра стала кукушкой «Она хотела сказать: «Куда? Куда я лечу?- но забыла все слова и только твердила: «Ку-ку, ку-ку!». Стала ленивая и злая Сюряга-Суох кукушкой… » , а злая мачеха кошкой «….и стала она кошкой. Сколько кошке ни дай, она все кричит: «Ма-а-а-ло, ма-а-ло!»
В сказке «Девять сестер» все сестры не умели и не желали работать. И все пожелали одно «-Да лучше бы мы зверями или птицами родились, жили бы себе беззаботно, безбедно…». Впоследствии восемь сестер превратились в разных животных, кроме младшей сестры Туллук.
Я сделала такой вывод – все персонажи в этой группе сказок поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным. Добро побеждает зло.
Герои сами себя превращают в кого-то или во что-то для достижения своих целей
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо»
«Учугэй Уедуйээн»
«Финист Ясный сокол»
«Резвый бегун Медвежий Глаз»
Я обратила внимание на сказки, где герои сами обладают волшебными силами превращения.
В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» чудо-юдовы жены хотят отомстить Ивану и замышляют сговор: «- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки!...» Три жены превращаются в три разных предмета:первая в колодца, вторая в яблоню, третья в ковер. Но в конце сказки Иван узанет про их сговор и не дает убить себя и своих братьев.
Перышко из сказки «Финист Ясный сокол» превращается в доброго молодца.
«- Любезный Финист - ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених! И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу….». Прекрасная Марьюшка спасает своего жениха и выходит за него замуж.
В русской народной сказке «Чудесная рубашка» Иван забрел в дом, где живут добрые молодцы, да совсем непростые. Каждый из них умел превращаться в разных птиц.
«Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами…»
Учугэй Уедуйээн в одноименной сказке, чтобы узнать почему его брат дома не работает, оборотился в блоху и спрятался в дверную щель «Тахсыбыта буолан баран, былахы буолан, дьиэ ааныгар сыстан турбут».
Чтобы вернуть свою жену Учугэй Уедуйээн превращается в горностая . «Учугэй Уедуйээн кырынаас буолан о5отун би4игэр киирбит..».
Чтобы спастись от богатыря среднего мира в сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» старик превратился в синий дым. « На ходу синим дымом обернувшись, нырнул в черный зев и исчез…»
Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно. В этих сказках в основном превращаются в зверей и птиц.
Превращения неодушевленных предметов в детей.
«Баба-Яга и Заморышек»
«Бэйбэрикээн эмээхсин»
«Снегурочка»
«Тесто богатырь»
«Удьур5ай Боотур»
У старика со старухою из сказки «Баба-Яга и Заморышек» не было детей. Но однажды старик встретил доброго деда, который помог им иметь детей. Для исполнения желания он посоветовал : « Я знаю, что у тебя в мыслях, ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку, что будет сам увидишь.»
Через какое-то время у старика со старухою появляются 41 детей.
В сказке «Снегурочка» у Ивана да Марьи не было детей.Поэтому они слепили из снега снежную бабу, которая превратилась в Снегурочку, живую девочку.
К этой группе можно отнести якутскую сказку «Бэйбэрикээн эмээхсин». В этой сказке старушка Бэйбэрикээн до старости лет жила одна. Однажды из поля принесла домой траву хвощ, завернула в сверток и положила под подушку. Вскоре трава превратилась в красавицу дочку « Керде5унэ - дьиэтин ханас еттугэр хандьытаал таас харахтаах, укулаат таас уостаах, икки киис атахта4ан сыппытын курдук хаастаах «…» учугэйкээн бэйэлээх кыыс о5о олорор. Били бэрдьигэс ото маннык буолан хаалбыт».
У старика со старухою в сказке «Тесто богатырь» из теста появляется ребенок. « Однажды, размешивая тесто для хлеба старуха нашла в нем маленького, словно бы игрушечного ребенка…»
В сказке «Удьур5ай Боотур »состарились старик со старухой, но Бог им не дал ребенка. Однажды, возвращаясь из работы, старик нашел большой удьур5ай. Удьур5ай был похож на ребенка, который вскоре превратился в настоящего мальчика. «Положила она однажды куклу рядом с собой и уснула. Вдруг сквозь сон услышала она плач. Просыпается старуха и видит – превратился деревянный человечек в живого ребенка…».
И в якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору, защиту.
Выводы.
Проделанная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
как бы не старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Добро всегда побеждает зло.
волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром
некоторые персонажи в сказках поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным.
Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно.
Волшебником быть не просто, надо сначала как следует подумать о последствиях.
В якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору.
Все превращения неспроста. Превращения помогают нам лучше понять смысл сказки, посмотреть себя со стороны, и подумать, а все ли я и мои друзья правильно делаем.
Сравнив якутские и русские сказки, я пришла к выводу, что все сказки имеют одинаковую идейную направленность. Но наряду со многими сходствами каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом.
Литература:
Золотая книга лучших сказок мира: «Царевна-лягушка» - русская народная сказка; М.: ТЕРРА, 1993;
А. С. Пушкин «Сказки»: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - М.: ООО «СТРЕКОЗА», 2008 г;
«Народные русские сказки»: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - М.: Детская литература, 1983;
С. Маршак: Собрание сочинений (пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»): Т. 2. - М.: Художественная литература, 1968;
Пропп В.Я.
«Якутские сказки» -Якутск, 1990
Толстой А.Н. «Сказки»-М.:Детская литература»,1991
«Иван-крестьянский сын»-М.:Детская литература, 1986
«Саха остуоруйалара» - Я.: Бичик,2011
«Сказки о животных»-М.:Планета детства, 2012