Законы Яровой: россиянам пора быть аккуратнее в разговорах по телефону и переспиках в социальных сетях. Под закон яровой подпадают все облачные сервисы и интернет-магазины

Я помню:

В начале июля в России были приняты резонансные антитеррористические законы. В СМИ их стали называть по фамилии одного из авторов - депутата от «Единой России» Ирины Яровой.

Самый большой резонанс вызвали изменения, касающиеся хранения информации и доступа к ней. Операторов сотовой связи обязали полгода хранить содержание всех звонков и сообщений абонентов. Столько же будут храниться все сообщения и действия пользователей в интернете. Данные о том, что разговор или переписка состоялись, но уже без содержания, будут храниться еще дольше. С июля 2018 года спецслужбы и правоохранительные органы получат беспрепятственный доступ к этой информации, даже если она зашифрована.

Также согласно новому закону в Уголовном кодексе появилась статья о международном терроризме. По ней за покушение на здоровье или жизнь граждан РФ за пределами страны предусматривается наказание от 10 до 20 лет тюрьмы или пожизненное заключение.

Несообщение о преступлении стало уголовно наказуемым. За «недоносительство», международный терроризм, обучение или участие в террористических сообществах, незаконных вооруженных формированиях и массовых беспорядках уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Усилено наказание за экстремизм. Пользователи соцсетей, «оправдывающие терроризм», будут отвечать за свои слова так же, как и СМИ: им грозит до 7 лет лишения свободы.

Закон ужесточил проверку почтовых отправлений и грузов. Значительно ограничена миссионерская деятельность - например, проповедовать в квартирах и жилых домах теперь запрещено.

«Пакет Яровой» подвергся резкой критике за вмешательство в личную жизнь граждан и беспрецедентные затраты компаний, которые вынуждены будут приобретать дорогое оборудование и строить дополнительные дата-центры.

Мнение эксперта

Цель «Пакета Яровой» - обеспечить большую безопасность государства в информационной сфере. Я разговаривал с людьми, которые отвечают за эту безопасность. Господа генералы говорили мне, что у них все есть. Все, что нужно, у них уже есть. Им не нужен этот пакет, чтобы выполнять функции, которые в нем заложены.

Алексей Венедиктов
главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

О неэффективности «пакета Яровой»

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

  • три года – сведения о звонках абонентов мобильной связи;
  • один год – данные об электронной переписке россиян.

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

24 июня Госдума РФ приняла во втором и третьем чтении группу законопроектов, направленных на борьбу с террористической угрозой. В частности, «пакет Яровой» позволит государству сажать людей за посты в социальных сетях, может сделать гражданина невыездным и разрешит правоохранительным органам читать личные сообщения. Отвратительные мужики по пунктам разъясняют, как уже совсем скоро принятые поправки будут мешать тебе спокойно сидеть в интернете.

Что происходит?

Ирина Яровая - депутат Государственной думы от партии «Единая Россия», которая в апреле 2016 года вместе с членом Совета Федерации Виктором Озеровым внесла ряд законопроектов. Их направленность они объяснили «ужесточением наказания за экстремизм и терроризм». Там содержатся правки, усиливающие уголовные наказания, повышающие сроки хранения личной информации у сотовых и интернет-операторов, а также вводящие дополнительные причины на въезд и выезд из страны, разрешающие следователям читать электронную переписку.

13 мая законопроект приняли в Госдуме в первом чтении, несмотря на претензии со стороны Совета по правам человека при президенте РФ, критику от депутатов КПРФ и разнос от СМИ за нарушение прав граждан. 24 июня Госдума одобрила поправки во втором и третьем чтении разом. Накануне оттуда убрали норму о запрете на выезд из России для граждан с судимостью о экстремизме и терроризме. Теперь документ должны подписать в Совете федерации и лично президент России, после этого он станет законом. Действие начнется условно - с 20 июля 2016 года.

Компании обяжут сдавать информацию о пользователях

Принятые поправки обязывают операторов расшифровывать защищенные сообщения пользователей. Это придется сделать, к примеру, владельцам мессенджераTelegram, в котором существует возможность вести защищенную переписку. В случае если Павел Дуров или любой другой «организатор распространения информации в сети интернет», то последует штраф от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. А если согласятся, то нарушат тайну личной переписки пользователей без судебного решения.

Дополнительные 40 тысяч рублей штрафа взыщут с тех компаний, в которых шифрование данных происходит через не сертифицированные в России системы кодирования. Коснется это, например, банков и платежных систем: большинство сервисов работает за счет безопасной передачи защищенных данных, в которых используются иностранные протоколы шифрования. Усложнятся не только финансовые операции, но и покупка билетов в отеле, организация электронных услуг на порталах и работа вообще всех сайтов с установленным протоколом HTTPS. Он функционирует не за счет организатора, а формируется между отправителем и получателем, то есть, пользователями. Каким образом будет вводиться ограничение - до сих пор не очень понятно.

На почте будут досматривать посылки

Яровая и Озеров хотят ужесточить обязательную систему досмотра посылок на предмет запрещенных при пересылке предметов: наркотиков, ядовитых веществ, вредных растений или животных, а также оружия и быстропортящихся продуктов. Подобный контроль осуществляется и сейчас, разница будет в том, что досмотр станут проводить с помощью оборудования. Не говоря уже о том, что дополнительная волокита сильно замедлит работу и без того медлительного органа.

Операторы почтовой связи, в большей степени «Почта России», станут проверять посылки с помощью специальной техники, на которую нужны дополнительные средства. Покупка рентгена или металлоискателей обойдется бюджету в крупную сумму. Она, скорее всего, будет сформирована из увеличения стоимости на письма и посылки.

Серьезные сроки за «сетевой экстремизм» и призыв к массовым беспорядкам

«Пакет Яровой» увеличит сроки в «экстремистских» статьях Уголовного кодекса. Законы подобной направленности, вроде 282-й статьи, сейчас предусматривают как штрафы и запреты на деятельность, так и реальное лишение свободы. О тех, что касаются интернета: часть вышеуказанной статьи подразумевает наказание за «Организацию экстремистского сообщества», под нее легко подпадет то, что пользователь числится в «нежелательных» группах во «ВКонтакте».

Раньше можно было получить 4 года, теперь - от 2 до 6 лет. Также, за организацию подобных объединений дадут от 6 до 10 лет, а не от 2 до 8 лет, а за финансирование - от 3 до 8 лет, хотя раньше было до 3 лет. Неизвестно, будут ли оппозиционные паблики входить в перечень запрещенных. Однако по новым поправкам появится строка про «вербовку или иное вовлечение» в массовые беспорядки. По ней можно получить лишение свободы от 5 до 10 лет.

Увеличенные сроки на хранение переписки и разговоров

Введенные поправки строго обяжут операторов связи и интернета хранить как текстовые, так и голосовые сообщения пользователей на срок до полугода. Доступ к информации правоохранительные органы смогут получать без решения суда, а операторы станут хранить информацию о фактах приема и обработки сообщений и звонков до 3 лет. Помимо нарушения приватности переписки и вторжения в личную жизнь, законопроект повлечет за собой крупные финансовые траты на реализацию банков хранения, системы обработки данных и прочей инфраструктуры. Платить за это будут как операторы, так и пользователи - план реализации пока не понятен.

Еще один повод посадить за пост или репост

Реализация уголовного наказания за сообщения в социальных сетях - уже сейчас часть нашей реальности . Теперь можно будет сесть в тюрьму не только за призыв к террористической деятельности, но и за оправдание терроризма. Интернет приравнивается к средству массовой информации: 7 лет лишения свободы с вероятным запретом на занимание некоторых должностей. До 23 июня в документе присутствовала строка и про лишение гражданства, которой сейчас уже нет.

Хоть полный список статей за которые уже сейчас судят людей есть в открытом доступе , не очень ясно, что именно подпадает под запрет. И как от этого будет зависеть срок: одинаковое наказание и для тех, кто призывает взорвать Кремль и для тех, кто запостил смешную картинку с Путиным?

Что говорят эксперты

«Массовая слежка не работает. Этот закон заберет деньги и свободу у каждого россиянина без какого-либо улучшения безопасности. Он не должен быть подписан», - написал в своем твиттере бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден.

«Помимо Яровой над законом работал сенатор Озеров. Он внимательно прислушивался к замечаниям других сенаторов. Мы исходили из того, что при всей важности защиты от терроризма недопустимо создавать закон, который может нарушить конституционные права граждан. Шла острая дискуссия, в результате которой пункты, вызывающие наибольшую озабоченность, были из документа удалены. Сейчас этот пакет еще раз рассматривается профильными комитетами, во вторник его обсудит совет палаты. Если выяснится, что он нарушает хотя бы одну конституционную норму - мы не имеем права его одобрить. Будем изучать его еще два дня, но пока есть ощущение, что в среду он получит одобрение Совета Федерации», - высказалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«Telegram не выдает данные или ключи шифрования третьим лицам, включая правительства. Законы, принимаемые в отдельных странах, не повлияют на эту политику», - сказал создатель мессенджера Telegram Павел Дуров.

«Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров - это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников. Чтобы на должном уровне обеспечить безопасность такого массива данных, нужны ресурсы, которые есть лишь у крупных игроков. Более мелкие компании просто не могут себе такого позволить. В результате новый закон может очень быстро привести к ситуации, когда за небольшую сумму можно будет купить записи телефонных разговоров абонентов мелких операторов связи. По сравнению с этим все прежние скандалы, связанные с утечками данных, просто померкнут», - написал в своей колонке на РБК вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

«Сейчас нет оборудования, которое может обеспечить сбор и хранение голосовой информации в соответствии с требованием законопроекта. Создание такой системы хранения поставит отрасль на грань коллапса», - считает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Поправки в антитеррористический закон, внесенные группой депутатов во главе с Ириной Яровой, в сегодняшнем виде отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-отрасли. Вот шесть основных причин

Непомерная дороговизна — для компаний, для государства и для граждан

Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн руб.: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете — или, говоря проще, интернет-компаний — составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн руб. — для отрасли это непосильное бремя.

Госбюджет тоже недосчитается денег. На данный момент в законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству, но в действительности это не так. Сегодня большинство интернет-компаний и операторов являются прибыльными и, соответственно, платят налоги на прибыль. Если закон примут, государство автоматически лишится этих поступлений в бюджет.

Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи .

Невозможность реализации

Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию.

Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра — три-четыре года. Работа новых дата-центров потребует дополнительных затрат электроэнергии: более полугигаватта дополнительно — примерно столько вырабатывает блок АЭС. В европейской части России этой электроэнергии просто нет. Свободные генерирующие мощности есть в восточной части страны, и логично размещать центры хранения данных ближе к генерации, однако при этом для доставки данных необходимо будет проложить новые каналы связи — по сути, увеличив их количество вдвое.

Надо понимать, что сети операторов связи и интернет-компаний не подразумевают наличия единой точки, в которой обрабатывается вся информация. Как правило, точек входа и выхода информации очень много. На каждой такой точке придется установить съемник информации, который будет записывать ее и отправлять в место хранения. Это дополнительно усложнит инфраструктуру. При этом у операторов фиксированной связи существуют аналоговые линии, оцифровка и запись звонков по которым является достаточно нетривиальной задачей.

Согласно последней редакции закона, организаторы распространения информации (то есть интернет-компании) также обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы, обеспечивающие безопасность страны. Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет.

Огромные инвестиции в экономику. Не в российскую

Как уже говорилось выше, для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн руб. Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем. Соответственно, принятие закона ведет к тому, что российское государство силами бизнеса проспонсирует западные компании и триллионы рублей уйдут прямиком за рубеж.

Понижение конкурентоспособности российских интернет-компаний

Россия — одна из немногих стран в мире, где в национальном сегменте интернета лидируют национальные же компании. Это уникальный феномен, таких стран во всем мире почти нет. Поскольку российский рынок заведомо меньше, чем мировой, отечественным компаниям намного сложнее конкурировать с глобальными игроками в этой области, чем глобальному игроку реинвестировать свою выручку со всего мира в одну конкретную страну. При этом закон ставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми: понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически. Получается интересный кейс, когда, например, российский сервис по сравнению с нероссийским сопоставимого уровня будет, во-первых, убыточным, во-вторых, менее интересным для пользователей с точки зрения безопасности.

Утечки данных от мелких операторов

Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров — это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников. Чтобы на должном уровне обеспечить безопасность такого массива данных, нужны ресурсы, которые есть лишь у крупных игроков. Более мелкие компании просто не могут себе такого позволить. В результате новый закон может очень быстро привести к ситуации, когда за небольшую сумму можно будет купить записи телефонных разговоров абонентов мелких операторов связи. По сравнению с этим все прежние скандалы, связанные с утечками данных, просто померкнут.

Бесполезность с точки зрения борьбы с терроризмом

На данный момент 40% трафика в интернете зашифровано. Хранить эти 40% трафика бесполезно, потому что расшифровать его невозможно. Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами.

Кроме того, никто не мешает субъекту использовать дополнительные системы шифрования данных, которые предоставляют некрупные компании. Есть огромное количество ПО, которое позволяет зашифровать сообщение, и только другой обладатель ключа сможет его расшифровать. Нет никакого единого хранилища ключей, которое позволит расшифровать всю информацию. Таким образом, получается, что законопроект не только вреден с точки зрения финансов, но еще и бесполезен с точки зрения борьбы с терроризмом.

Владимир Габриелян вице-президент и технический директор Mail.Ru Group