Сценарий литературно-музыкальной композиции «Письма с фронта. Сценарий литературно музыкальной композиции «письма с фронта

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13

ИМЕНИ Н.И. БАРАНОВА

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта»

Подготовила:

педагог-организатор

Анищенко Н.В.

ШАХТЕРСК 2015

Письма с фронта

Дети исполняют песню «Шел солдат…»

Ведущая: Шел солдат с войны домой,

Шел дорогою прямой,

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат бывалый.

И пройдя огонь и бой,

Что солдат принес с собой.

Ведущий: Два раненья, три медали.

Имена друзей, что пали.

Фляжку спирта для беседы,

А еще принес Победу…

Ведущая: Сегодня у нас праздник. Вернее, приближается Праздник Победы, день радости и торжества, день гордости и скорби, праздник славы и памяти всех тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей земли. В нашем зале присутствуют дорогие наши земляки, убеленные сединой ветераны войны. Им низкий поклон и слова благодарности.

С праздником Победы!

Дети исполняют песню «День победы…» (Поют все)

Ведущий: Солдат Отечественной, тогда в 45-м, отвоевали миру солнце, весну, мечту…Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

(Песня «Журавли»)

Ведущая: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие памяти тех кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых за Родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

И предлагаем вспомнить всех, кто погиб защищая наш поселок, защищая нашу Родину поименно.

(выходят дети с фотографиями участников боевых действий)

Ведущий: Главные герои сегодняшнего мероприятия – письма. Письма одного поколения к другому…

Ведущая: Письма с фронта… Они были порой очень скупы, буквально в несколько строчек, потому что писались в короткие минуты отдыха между боями. Но они могут рассказать о многом.

Я шлю письмо из сорок первого,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущий: «Здравствуйте мои родные. Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные, я целую вас! Не думайте, что я ушел на эту страшную войну из-за желания блеснуть своей храбростью. Я знал, что иду почти на верную смерть… За вас мои родные, за ваше счастье. Я ушел на смерть во имя жизни!»

Ведущая: Письма с фронта… Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в памяти о родных и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость долгожданной встречи. Письма с фронта!

Ведущий: Их ждали долгими, тревожными днями, каждый из которых мог стать последним днем ожидания, последним днем надежды.

Выходит почтальон.

Ах, должность горестней была ли

В войну еще, чем почтальон…

Как дружно бабы замирали,

Когда в деревню входит он.

Какая им была несчастным мука,

Зажав ладонью рот, гадать,

Когда он до проулка,

Пройдя, свернет иль не свернет.

Как им хотелось, чтоб свернул он.

Как было страшно, что свернет,

Как было трудно встать со стула,

Когда стучал он у ворот.

И каждый раз, как баба рухнув,

Снопом бывало заревет,

Он говорил: «Поплачь горюха…

Поплачь, скорее заживет!»

(звучит «АВЕ МАРИЯ», выходит солдат и мать).

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновский привет,

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Мы были беспечными, глупыми были.

Мы вс
е, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры.

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

(становится на пьедестал)

Мать.

«Здравствуйте, родные мои сыночки, воины красной армии! Милые мои, если бы вы знали, как облегчили материнское горе своим участием и письмами. Как я узнала, что наделали эти изверги над моим Юрой, места себе найти не могла, почти не спала, хлеба не смела, взять в руки! И на это я растила и ходила сына? Как подумаю о его смертных мучениях, заплачу и вспоминается мне Юра маленьким, 3-х годов, здоровый, веселый, и страсть озорной мальчишка. Хочется его понянчить, погладить по головке и помыть рученьки и ноженьки. И снова я читала страшные слова: «Распят на кресте: Господи! В ноги, в руки, в голову моего мальчика вколотили немцы гвозди.

Милые мои, прошу, отомстите фашистам за Юру, за его страдания и боль, за мое неутешное горе»»

(Подходит к постаменту солдата и кладет цветок)

Ведущая: Опять похоронка и снова беда.

Лишилась я сына, попал в никуда,

Могила его там, где ветер шумит,

А память о нем наш народ сохранит.

Ведущий: Казалось бы трудно совместить эти два понятия – женщина и война. Но если на родную землю надвигается смерть, если вражеская чума угрожает родительскому дому, разве не естественно желание женщины защитить родину, детей своих, чужих и еще не рожденных, сохранить для них тишину и ясное небо?

История не знала такого массового участия женщин, такого мужества в военных действиях и героизма.

(Фонограмма мелодии «Священная война»)

Что случилось, скажи мне, ветер.

Что за боль у тебя в глазах.

Разве солнце не также светит?

Или вянут травы на лугах?

Разве звезды не так искрятся?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастье алые паруса?

Как тревожно стонет планета,

Как угрюмо висит тишина.

Что случилось? Скажи мне, ветер.

Неужели это война?

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ТИХИЕ…

1-ая девушка-солдат . Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-ая девушка-солдат. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

3-ая девушка-солдат . Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-ая девушка-солдат . Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

5-ая девушка-солдат . Родина? Славы никак у тебя не выпрашивали, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина!

(девушки стали на пьедестал)

Ведущая . Они по зову Родины надевали военные гимнастерки, уходили на передовую! Лицом к лицу встречались с врагом.

Ведущий . 5 девчонок было, всего 5. А ведь не прошли фашисты. Жизнями своими закрыли девчонки дорогу к своей Родине.

Диктор. Стоят они в молчанье строгом

И зори тихие молчат.

А в окружении безмолвном

Березки песнь хотят начать.

(Фонограмма «Темная ночь»)

Диктор. Огонек чадит в жестянке.

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают, кто о чем.

1 солдат. В тишине да на покое

Помечтать – оно не грех.

Вот один боец с тоскою

Глаз сощурил, молвил «Эх!»

2 солдат. И замолк. Второй качнулся,

Подавил протяжный вздох.

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

3 солдат. Да – ответил третий,

Взявшись за починку сапога.

4 солдат. А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

5 солдат. Не могу уснуть, нет мочи!

Пятый вымолвил солдат.

— Ну, чего вы братцы к ночи,

Разболтались про девчат!

Солдаты затихают, припоминая свое. На сцене появляется танцующая пара: девушка в белом и солдат.

Солдат. Что, Андрей, любимую вспомнил?

Солдат (достает письмо) Да!

(поют «Темная ночь»)

Звучит вальс.

Солдат. Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди…

Девушка. Я знаю – ты скоро вернешься.

Я верю, что вре
мя такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем

И письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

    й Продолжается жизнь.

    й И опять начинается день.

    й Продолжается время дождей.

    й Нарастающий ветер колышет большие хлеба.

    й Это ваша судьба!

ВСЕ: Это – общая наша судьба!

исполняют песню День Победы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Лидия Трифонова

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувства к Родине.

Задачи :

1. Познакомить детей с героизмом русских людей в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Развивать у детей умения эмоционально выражать свои чувства в пластике, слове, пении.

Оборудование : костюмы – военная форма для солдат и девушки-почтальона, костюмы голубей, платье для солистки, красные ленты; атрибуты – письма-треугольники, большой бутафорской конверт, пенек, гармошка; фонограмма – в данной композиции использован следующий музыкальный материал: звуки войны (метроном, выстрелы, взрывы, мелодия «В землянке» К. Я. Листова, «Солдатская пляска» А. Г. Новикова, «Вокализ» В. Толкуновой, песня «Я хочу, чтобы не было больше войны» сл. и муз А. Петряшевой, а также авторские стихи О. Кристесашвили, С. Удаловой и Л. Трифоновой.

Ход мероприятия :

Вдали слышатся звуки стрельбы, выстрелов, бомбежки. Все стихает.

Звучит тихая мелодия «В землянке» фоном.

Выходят три бойца, располагаются на сцене.

Один из них чуть в стороне садится на пенек и играет на гармошке.

Солдаты пишут письма родным.

1-й боец :

Дорогая моя

Вот на фронте уж я.

Уже слышу стрельбу,

Вижу пламя огня.

Храбрость, силушка есть.

Бить врага – это честь.

Можем жизни отдать,

Чтоб страну отстоять!

2-й боец :

Только кончился бой.

Вот пишу тебе, брат.

Много пало людей –

Офицеров, солдат.

И не страшно ничуть,

За победой одной.

Третий солдат грустит, перестает «играть».

Выбегает девушка-почтальон, в руках у нее письмо-треугольник.

Почтальон :

Эй, солдат, не скучай!

Вот, письмо получай.

За конверт попляши

Для меня от души.

Солдатская пляска

(Девушка дразнит солдата письмом, заставляя танцевать. Солдат зовет на помощь боевых товарищей, они танцуют. В конце пляски все замирают. Звучит метроном, а затем вокализ Валентины Толкуновой. На его фоне – голос за кадром.)

Отшумели бои, далеки те года,

Где бойцы за Победу сражались…

Только письма солдат не забыть никогда,

Они в сердце на веки остались.

И сегодня, в наш быстрый компьютерный век

Ветераны те письма читают.

Сквозь огонь и сквозь смерть их пронес человек.

Они жить и сейчас помогают.

Танец почтовых голубей с солдатами .

(Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны», муз. и сл. А. Петряшевой)

В конце танца солдаты выносят большой макет конверта, где с обратной стороны прикреплены несколько подарочных конвертов для ветеранов.

Девочки-голуби и солдаты выстраиваются в центральную «фотографию», выходят два ребенка (мальчик и девочка) младшей группы, встают по обе стороны.

Мальчик :

Да, позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Девочка :

Спасибо Вам, мы очень любим вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Звучит любая празднично-маршевая музыка, дети дарят письма-треугольники с пожеланиями ветеранам.

ВИДЕО с конкурса:

Методическая разработка мероприятия

Тема: «Фронтовые письма или о любви и о войне»

Цели:

Развивающие:

Развитие интереса к литературе и музыке;
- формирование положительного отношения, уважения к людям старшего поколения, ветеранам ВОВ, одноклассницам;
- сплочение групп.

Познавательная:

Расширить знания воспитанниц о Великой отечественной войне
- изучить историю своей семьи
- изучить стихи, музыку военных лет.

Воспитательная:

Воспитание у воспитанниц любви к его героическому прошлому, любви к Родине;
- воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне, как явлению
- развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;

Задачами мероприятия являются :

Закрепить и расширить представление учащихся о любви - вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры
- Укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа.
- Закрепить и расширить у воспитанниц любовь к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине.
- Расширить знаний воспитанниц о Великой отечественной войне.
- Привлечь ветеранов, общественность к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи
- Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувство других.

Время мероприятия : 45 минут
Оформление : …. обстановка, затемненные окна, погашенный свет, маленький столик для …., высказывания о любви.
Место проведения : актовый зал
Средства :

Мультимедийная презентация;

Свечи;
- стихи;
- высказывания поэтов о любви.

Предварительная подготовка:

Поиск стихотворений, посвященных любви.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Подборка книг.
- Создание презентации

Основой сценария являются письма, стихи и песни участников Великой Отечественной войны, многие из которых не дожили до Победы.

Литературно-музыкальная композиция о любви и о войне.

1. Пока люди рассаживаются по своим местам, звучит музыка.

2. Звучит музыка (минус) «Фронтовые письма» (Непоседы)

1 куплет:

Сколько писем солдатских с той последней войны.

До сих пор адресатам так и не вручены.

Может нет адресата и писавшего нет..

Так кого же он ищет треугольный конверт.

Припев:

Треугольная повесть, повесть в несколько строк

"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."

2 куплет:

Желтым пеплом покрыла треугольники осень

Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой

И слова уже стали неразборчивы очень

Но до боли понятен смысл тех писем простой

Припев:

Треугольная небыль, невозможная быль

В три погибели неба, пуль шальная кадриль

Треугольная радость, треугольная грусть.

Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."

3 куплет:

Мы хотим,чтобы знали люди нашей страны

Эти письма писали нам солдаты с войны

Это так завещали все сполна любить

Что они защищали и смогли защитить

Припев:

Треугольная небыль невозможная быль

В три погибели неба пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный есть мечты и держись

Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"

3. Взрослые ведущие:

2- й ведущий

Вы когда-нибудь писали письма родным, друзьям, любимым… Они всегда рады вашим посланиям. Письма актуальны в любые времена. Читая письмо, мы получаем частичку душевной теплоты.

1-й ведущий.
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
2-й ведущий.
Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время.
1-й ведущий.
Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
2-й ведущий.
Это написанная кровью, храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.
1-й ведущий.
Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.
2-й ведущий

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени неизбежности перед лицом близкой смерти. Солдатские письма - бесценны, как их ждут матери, жены, подруги… А письма близких помогали бойцам выжить на фронте.

Начало мероприятия

Танцевальная площадка. Звучит вальс.

Танцуют пары. Девочки в сарафанах, мальчики в форме. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война". Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет.

Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.

Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки и юноши. Девушки снимают письма и начинают читать их, голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека).

1. Письмо (Маруся) (звуковое)

2. Письмо «Здравствуй Тася» (звуковое)

Чтец.

Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат
На окон черные подвалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.

3.Письмо «Родные мои» (звуковое)

Одновременно с чтением женщины выходят родные и читают вместе с ней письмо, радуются.

Гаснет свет и выходят на сцену девушки. Танец «Маруся»

На последние аккорды выходит солдат, садится

На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены. Мужской голос поет вопросы (две первые строки куплета ("Почтальонка". Слова Д. А. Сухорева Музыка С. Никитина), а почтальонка отвечает.

Песня: - Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
Все газеты да газеты.
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди. Серый камень на груди.

Выходят на сцену трое подруг. Одна берет похоронку, читает, другие ее утешают

Стопудовый на груди Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
"В почтальонки не ходи!"
Почтальонка! Почтальонка!

Он не писал с передовой,
она - совсем подросток -
звалась соломенной вдовой,
сперва - соломенной вдовой,
потом - вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес
война ее водила,
и было как-то не до слез,
не до раздумий было.

Лежит в шкатулке медальон
убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
где он служил когда-то.

Но так устроено уже:
не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.

Не то чтоб вдаль, дорог глядят
с надеждою на чудо,
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится

Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.

Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.
Вторая сцена. Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух:
"Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша".

Третья сцена. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка, пачка писем, стакан, накрытый куском черного хлеба.

Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто…

Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Облака»

Над землей бушуют травы
Облака плывут, как павы
А одно, вон то, что справа-
Это я, это я, это я,
и мне не надо славы.

Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить- и вся награда
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,
а мы плывем по небу.

Мимо слез, улыбок мимо,
облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака, облака, облака...
И нету им предела.

Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем?
Зачем нас убивают?
А дымок над отчей крышей
всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой.
Всё дальше он и тише.

Кадры из к/ф с войны + Письмо «Весна»

Мы победим. Мои - слова,
Моя - над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,
Вопит, и злобствует, и гонит -
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю - мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я - человек, я - все смогу!

В это время выходят девушки зажигают множество свечей. Застывают и слушают - Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны.

Выходят 4 человека в военной форме и начинают танцевать вальс.

Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она. Не разрыдалась

И даже не сказала ничего -

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Песня «Старые люди» ( Группа Р)


С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу, как смотрят с тоской

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,
Опять не увидеть тепла!
Он был, или не был, ваш солнечный год:
Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,
Вы ж защищали царство печали...
Верили свято в лучшие годы,
Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю!..
Старые люди! Строгие судьи -
Кто вас помянет, кто вас забудет?
Жизнь догорает, но боль не стареет,
Время проверит, кто что умеет!

Итоговый слайд


Литературно-музыкальная композиция «Фронтовые письма»

(Слайды презентации можно распределить на свое усмотрение)

1. Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

(С. Герасимов)

2 .Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

За ласковые письма для солдат!

3 . Фронтовые письма…Кажется, и сегодня они по – прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

Входит почтальон. Раздает письма.

4. Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может, есть и вам?!
От сестер от братьев от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они - долгожданные, нужные,
Есть веселые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать,
И страшно порой получать…

5.- Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась…И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и холодящая душу тревога: «Не случилось ли чего?»

А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

6 .Здравствуй, папа!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немного даже удивился,

До чего ты прежний был во сне.

Ты вернёшься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдёт.

Миленький! Голубчик мой родимый!

Скоро майский праздник к нам придёт.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

(Е. Благина)

Юноша в солдатской форме, сидит у свечи, читает стихотворение.

7 .Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить! (В.Якуш)

8 . Старая бумага упорно заворачивается по сги­бам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чер­нила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно храпят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печаль­ная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что род­ной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошиб­ке. И ждали – годами...

Девушка.

9 .Помятый пожелтевший треугольник,

Листок тетрадный в клеточку, простой.

Кривые строки по сердцу - так больно,

Написаны мальчишеской рукой:

Юноша (в солдатской форме).

10 .- Везут на Запад. Нас в вагоне много.

Мальчишки все такие же, как я.

Беседуем, чтоб скоротать дорогу.

Здесь все свои, мы как одна семья.

Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!

За Родину, за братьев, за отцов

Мы повоюем, верь. А жить охота!

Но за тебя я жизнь отдать готов!

Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.

И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.

Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то...

Вот я вернусь, и будет всё ладом.

Девушка.

11 . Письмо ушло, а поезд под бомбёжку

Попал всего лишь через два часа.

Тела, припасы, котелки и ложки...

И сгустки крови в светлых волосах...

А фронт далёко, здесь не поле боя,

Здесь братская могила... Сотни душ.

И только ветер по погибшим воет,

Да вороньё спешит сорвать свой куш...

Помятый пожелтевший треугольник

За образами. Нет ему цены.

Кривые строки по сердцу - так больно...

Как весточка проклятой той войны...

Т. Лаврова

12 . Письма с фронтов Великой Отечественной вой­ны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта – это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.

( Видеоролик песни в исполнении Е. Мартынова «Письмо отца»)

Учащиеся читают строки из подлинных солдатских писем:

«Мама, сейчас я нахожусь на станции Белгород. Город разрушен. Не знаю, как в центре, а например, здесь, где я стою, только один дом целый. Вокзал весь разбит, стоит только одна стена, и остальные дома все разбиты и без крыш. Но народ не падает духом. Снова город оживает. Обо мне не беспокойтесь. Я буду жив. Я буду мстить за все эти злодеяния».

«Здравствуй моя милая, дорогая!

Наконец представилась возможность написать тебе письмо. Пишу тебе прямо под обстрелом зенитных пушек, под грохот рвущихся снарядов. Как видишь, я ещё жив и невредим, и буду жив. Я не должен умереть. Ведь у меня есть ты и милый сын.

Фронтовая жизнь моя, конечно, тяжела и сурова. Часто приходится быть под обстрелом вражеских самолётов. Они бомбят и обстреливают нас из пушек и пулемётов. Но и им, этим стервятникам, достаётся от нас».

«Пиши, моя милая роднуля, не забывай меня в суровые фронтовые дни. Весточка от родных сейчас, здесь – это выше всякой радости. Пиши много, о Вадике, о себе, о родине, о городе, о друзьях. Как твоё здоровье и Вадика? Пиши всё. Если думаешь много обо мне, особенно не убивайся – я скоро вернусь цел и невредим. Целую вас крепко, крепко и милого сына. Анатолий».

«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

«Дорогая доченька, вчера в газете прочитала стихотворение Юлии Друниной «Зинка». С тех пор тревожные мысли не покидают меня. Береги себя! Защищая Родину и помни о своих близких. Пусть материнская любовь хранит тебя».

«Дорогой мой, Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Очень волнуюсь и скучаю».

«Я с тобой, мой друг. Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, стараюсь сказать тебе что-то теплое, ласковое, но не могу. Любочка! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту перечитал твое последнее письмо и сразу сделалось теплее, даже руки согрелись».

«Дорогая, получил от тебя вчера вечером письмо, но не мог прочитать до сегодняшнего рассвета, так как был в пути. Ехали с боя. Сегодня выдался хороший день. Мы с бойцами вспоминали мирную жизнь. Как же мы счастливы были тогда».

« Дня через два-три я вступаю в бой. Придется остаться живым, значит, через полмесяца напишу вам письмо и сообщу о всем случившимся. Сейчас слушаю артиллерийскую канонаду и думаю разные думы. В бой иду честно, как сын нашей справедливой семьи, и думаю сражаться также честно до тех пор, пока будут силы».

«Война кончится – я приеду, будем жить. Пишите все новости, кого взяли в армию. Мама, никак не привыкну к военной жизни.

Ну, пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю: быть здоровыми навсегда.

Пишите ответ. Ваш сын Василий».

13. На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

14 .О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за своё счастье, как трудиться, как беречь своё доброе имя.

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

15. Как хорошо влюбляться и смеяться!

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться.

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

(Видеоролик песни «Солнечный круг»)

Литературно - музыкальная композиция «Письма с фронта».
Разработка Москвиной Ольги Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 44 г.
Реж Свердловской обл.
Цели и задачи:
1.воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
2. формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
3. вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников;
4. развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся;
Оборудование: мультимедиа сопровождение, презентация
Сценарий
Звучит песня «Журавли» Я. Френкеля. На её фоне читают
1 слайд
Прошу Вас: храните солдатские письма Они и просты, и порою грустны.В них столько надежды и вечного смысла - Тревожная память людской доброты

9 мая 2015 года вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И это поистине великая дата: 70 лет мы живём под мирным небом.

Мы можем спокойно учиться, работать, отдыхать благодаря тем, кто сумел, превозмогая боль, страх, усталость, голод и холод, отстоять наше право на мир, даже ценой собственной жизни.

С первого дня уходили на фронт от мала до велика, следуя одной великой цели – освобождение Родины. Тогда никто даже предположить не мог, какую страшную цену надо будет заплатить за мир и свободу. Дома ждали и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся.

Единственной ниточкой, соединявшей людей, были вот такие треугольники – письма с фронта, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, и бессонную правду фронтовых голосов.
У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали наши славные воины? О чём они писали в редкие минуты затишья, о чём мечтали?

Когда рвутся бомбы и снаряды, совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Да и писали чаще на коленях, присев где-нибудь в уголке в редкие минуты затишья. Наверное, поэтому они предельно искренни и правдивы.

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
О, письма фронтовые грозных лет
Бесценней документов в мире нет! (Е. Кирпонос)
(Звучит песня «Письмо отца»)
В сотнях посланий с фронта, из действующей армии, в датах их написания, в названии мест их отправки, в их настроении – отражены все этапы войны, человеческие страдания, страхи, надежды, уверенность в победе.
Слайд 4
Все без исключения личные письма с фронта пронизаны заботой о родных и близких: вопросы о здоровье родителей, жен, детей, о трудоустройстве и благоустройстве, об учебе. Не желая расстраивать близких, солдаты почти не говорили о собственных трудностях, настоящих лишениях и физических страданиях.
(Звучит мелодия песни «Темная ночь» муз. Н. Богословского)

Совсем недавно (случайно!) мы увидели уникальный документ Великой Отечественной войны. Это тетрадь со стихами участника войны Моричева Дмитрия Яковлевича, отца нашей учительницы географии Шаринской Лидии Дмитриевны. В их семье свято хранят эти тетради как память о тех, кто дал жизнь не только им, но и миллионам других людей.

Слайд 5
Дмитрий Яковлевич родился 22 октября 1918 года. Рос шустрым, бойким, сообразительным мальчишкой. Любил математику, много читал, сочинял стихи.
Свою трудовую деятельность начал учителем начальных классов. В школе работал до войны.

Слайд 6
На фронт был призван по демобилизации в 1941 году. По окончании курсов радистов – телеграфистов назначен командиром отделения связи в 562 миномётный полк.

Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии. Награждён медалью «За боевые заслуги» и знаком «Отличный миномётчик».

Слайды 7 - 10
А оттуда, с фронта, в редкие минуты затишья, писал своей невесте, Оленьке

Здравствуй, дорогая. Ты чудное созданье!
Здравствуй, сизокрылая моя.
Не знаю, почему так часто вспоминаю
О тебе, хорошая моя.
Я вышел из окопа и присел на бруствер
Ветер дул с восточной стороны,
С той сторонки милой, где живут родные
И где проживал я до войны.
Ветерок восточный, быстро пробегая,
Шевелил соседние кусты.
Шелест тот приятный веток ароматных
Мне твердил, что это шепчешь ты.
Из кутов зелёных весело и нежно
Доносилось пенье соловья.
И под эту песню вспоминал невольно
О тебе, хорошая моя.

И, конечно, письма домой, родным и близким: маме, сестре

Далёк переход. На пути – остановка.
И я карандаш наконец – таки взял.
Сегодня прикинул – и стало неловко:
Давненько, родная, тебе не писал.
Ну, что о себе? Нахожусь я на юге.
Теперь уж не тот я, как раньше, пострел.
Давно я на фронте. Имею заслуги
И званье сержанта. Чуть-чуть постарел.
Мы славно живём. Как положено служим,
Частенько свою вспоминаем страну.
С врагами воюем, с оружием дружим:
Мы с ним начинали и кончим войну
Мы с ним неразлучны, как сжатые руки,
И здесь я воюю под гул батарей
За вас, далеко там живущих в разлуке
И горя хлебнувших седых матерей.
Эх, если б ты видела, милая мама,
Какие у вас, матерей, сыновья.
Ну, это не дети, не парни, а прямо
Мужчины вполне, дорогая моя.
Слайд 12
Когда ехал из Болгарии домой, писал своему другу, с которым вместе, бок о бок, войну прошагали

Мой друг, нельзя забыть те дни,
Когда с тобой мы вместе были,
В условиях войны судьбу
Мы пополам всегда делили
Друг, вспомни грозные деньки
В Сергеевке мы проживали
И сводки совинформбюро
С тобою вместе принимали.
А помнишь в Дачном наш блиндаж?
В него снарядом угодило,
И нас с тобою, милый друг,
Бревном немножко придавило
А Вознесенск Ведь помнишь ты:
С тобой под хатой мы лежали,
Рвались снаряды, а над нами
Осколки с визгом пролетали.
Потом в окоп перебрались,
И нам с тобой не пофартило:
Снаряд взорвался близко так,
Что нас землёю привалило.
Но счастье улыбнулось нам:
Товарищи вмиг прибежали,
Разрыли нас. А то бы мы,
Наверно, там сейчас лежали

Войну закончил в Болгарии в звании сержанта. О войне рассказывать не любил: слишком тяжело и больно было вспоминать. Много потерял товарищей, да и самому нелегко далась победа. Собирался написать поэму о войне.

Слайд 13
После войны продолжил работать в школе. Свадьбу сыграли в 1946 году. Семья была крепкая, дружная, большая (четверо детей народилось). И сейчас дети, внуки и правнуки берегут письма как живую память войны.

Вечно живые в письмах, они знали, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.
(Звучит музыка песни Л. Гурова “ Тишина”)

Память всегда жива! Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.

Прошу вас, храните солдатские письма.Они и просты, и порою грустны,В них столько надежды и вечного смысла,Прошу вас: храните солдатские письма,Тревожную память людской доброты! М.Львов

ьђЗаголовок 1ьђЗаголовок 2ЭђЗаголовок 315



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами… А.И.Лактионов. Письмо с фронта г.Абакан 1937г. Лесозаводская школа 1. Учитель (в центре) Моричев Дмитрий Яковлевич Моричев Дмитрий ЯковлевичМай 1945 года Давыдова Ольга Петровна, невеста, которой посвящал свои строки Дмитрий Яковлевич Письмо Ольге Петровне Моричев Д.Я. и О.П. Письма с фронта сестре Нине Письмо другу Сергею Гаврину Май 1945 боевые друзья Мы помним!


Приложенные файлы