Правила рисования головы человека. Пропорции головы человека для художников. Правильные очертания губ и лица

Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова.

Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Второй этап

Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе - правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления.

Часто, намечая профильное сечение, рисовальщик сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Третий этап

Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Четвертый этап

Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение, следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Пятый этап

Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Шестой этап

Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повороты формы, передавая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно-конструктивный рисунок.

Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях голов, выполненных древними скульпторами, можно проследить некоторые общие закономерности.

Лицевую часть головы можно разделить на три равные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней трети лица. Начинать построение необходимо, основываясь на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время работы над рисунком обрубовки.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Седьмой этап

Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Восьмой этап

Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построения. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчинив их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь цельности рисунка.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Девятый этап

Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчиняя их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.


Аналогично рисунку гипсовой анатомической головы ведется рисунок любой другой натуры.

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Как правильно нарисовать голову человека, соблюдая пропорции. Основные закономерности в конструкции головы человека. Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

Рисование головы человека включает в себя пять этапов, но в данной статье будут рассмотрены только три, и так:

  1. Нанесение крайних точек от подбородка до макушки и центрально луча (линии). Рисование овала головы яйцевидной формы. Пометки профильных линии: линии глаз, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха и направление шеи.
  2. Нанесение основных частей лица, к которым относятся глаза, надбровные дуги, нос, губы и уши. Нанесение собственной тени.
  3. Проверка и анализ нанесенных частей лица, волос и прорисовка формы головы, и ее частей более сильными линиями.
  4. Передача теней: собственных и падающих.
  5. Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету.

Для рисования портрета можно использовать свой глазомер и не намечать никаких линий для соблюдения пропорций, просто садиться и рисовать с фотографии или натуры, как говориться “на глаз”. Но по собственному опыту знаю, что можно немного не угадать с размерами задуманного рисунка, если рисовать без нанесения крайних точек – не вместить все на листке бумаги и получить коня без копыт, а человек без ног и т.д.

В художественной практике установлены идеальные пропорции для головы человека. И хотя в жизни редко встречаются люди с идеальными пропорциями лица, все-таки их полезно знать, чтобы лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Зная эти пропорции можно нарисовать себе сетку, в которой легче будет определить и наметить основные черты лица (см. рисунок ниже). Согласно этим пропорциям от темени (верхней точки головы) до конца подбородка по горизонтали делится на две равные части линией глазных впадин. Прямоугольник, в котором будем рисовать овал головы человека, берем размером 14 х10 см.

Высота головы состоит из 7 равных частей. Верхняя часть отделяет линию волос, вторая снизу линия основания носа, а нижняя основание нижней губы. Ширина головы состоит из 5 равных частей. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей.



Когда сетка нарисована и нанесены все точки:

  • Рисуем овал яйцевидной формы в пределах прямоугольника (размер 14 х 10 см, а = 2 см).
  • Намечаем глаза, зрачки, верхнее и нижнее веко.
  • Над глазами рисуем брови.
  • Рисуем нос.
  • На линии рта (красный цвет на рисунке) рисуем губы. От середины каждого глаза можно провести вертикальную линию, между этими линиями располагаются уголки рта. Форма губ разная. Но верхняя всегда темнее, нижняя светлее, на нее падает свет.
  • Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа.
  • Рисуем шею.
  • Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
  • Рисуем волосы и создаем мужской или женский образ.

Глаза

Глаза бывают разной формы, как и другие части лица и могут отличаться: маленькие, большие, выпуклые, глубо посажены и т.д. Нижнее веко больше освещено, чем верхнее, которое темнее. Для лучшего отображения черт лица необходимо попрактиковаться. Для начала можно их срисовывать с фото.

Рисуем губы

Губы, как и глаза, являются очень выразительными чертами лица и отличаются по форме: тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе.

Рисуем нос

Леонардо да Винчи изучая строение человеческого тела и анатомию человека, классифицировал формы носа, они бывают: прямые (1), вогнутые или курносые (2) и выпуклые или горбоносые (3).

Еще носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Ос­нование носа равно ширине глаза. При нанесении контуров носа стоит знать, что середина лицевой линии носа проходит через середину его ос­нования и кончика. Отличаются также крылья носа, при нанесении теней стоит внимательно изучить строение и особенность этой части лица вашего объекта изображения. Говорят: если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Рисуем волосы

Начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени. Волосы состоят из многочисленных прядей. Можно не прорисовывать отдельные прядки, а набрасывать отдельные их группы и пучки.

Продолжение темы- как научиться рисовать голову человека, принцип рисования головы человека. И, как иногда здесь бывает, небольшое предисловие... Когда- то мне пришлось наблюдать такую картину: абитуриент сдает экзамены, задание- рисунок головы человека. И представьте: перед ним сидит живой человек, живая голова, объем его полон мышц и костей, сверху естественно светотень, распределяющаяся по всему этому богатству. Абитуриент видит все это и рисует...череп этого человека. Ничего нет, одна черепушка. Нарисовав его, притом полностью заполнив рисунок тоном, начинает подтирать поочередно фрагменты черепа и наполнять их мышечной массой. Так он накладывал на основу объемы мышц и кожу, пока не решил, что рисунок закончен. Если честно, это страшно. Просто не знаешь, что сказать. Я его ни в коем случае не ругаю и не смеюсь, и имен не называю, просто констатирую факт. Экзамен для него прошел благополучно, он его сдал на мягкую троечку, поступил и отучился, так что все в порядке. Но вы постарайтесь так не делать.

Даю рисунок черепа:

Вы можете просматривать его и частенько проверять себя во время рисования головы человека или ее деталей.

Почему: я считаю, что для хорошего рисунка головы человека конечно нужно знание костной основы, еще лучше, когда вы можете запомнить хоть третью часть названий костей черепа. Плюс к этому- знание мышечной структуры головы человека, как они изменяют форму при сокращении.

Но это все начинает пониматься со временем, на протяжении длительного времени практических занятий. В противном случае и получаются такие казусы, как с тем абитуриентом. Он хотел показать знание строения и рисования черепа человека? Он их показал, но немного не так как нужно было и не в этом случае.

С другой стороны, представьте следующую картину: на одном очень хорошем форуме для художников человек выложил свой рисунок, рассказал и показал как он его делал. Он поделился своей работой, как делал рисунок, вернее- перерисовывал с фотографии. Проще сказать- он срисовывал. Картинка получилась очень красивой. В добавок ко всему прекрасно были найдены пропорции головы, схожесть с фото практически один в один. И получил в свой адрес много отзывов, разных, хороших и не очень, а за один отзыв мне просто стало обидно. На мой взгляд очень обидный комментарий в плане того, что: "хорошая картинка на могилку". Получается один неприятный факт, вытекающий из срисовывания, не зная конструктивных особенностей предмета и не зная, как ведет себя рисуемый предмет в пространстве- делается с огромной любовью, трудов масса, а результат далеко не тот, что ожидается.

Нам бы с вами найти что- то среднее. Что- бы вы смогли получать информацию и с конструктивной точки, и с эстетической, то- есть, приближаясь к документальной передаче человека. Важно, что- бы вы смогли развиваться в этих двух направлениях одновременно. Мы учимся понимать голову человека как общего объема, так и стараемся рассматривать конкретнее- изучаем детали, но при этом они также подчиняются основному- общему объему. Мы и не детализируем, и не занимаемся срисовыванием. В таком процессе любая детализация не выходит за рамки основ. Такой процесс позволяет нормально нарисовать и череп, и живую голову человека, и ее детали как гипсовые, так и живые фрагменты, и позволяет нарисовать портрет. А опыт и практика, для получения коих нужно время, обагащают знания в обеих направлениях одновременно.

Итак, предисловие закончилось, приступаем к работе. Вам дан рисунок черепа человека. Посматривайте на него.

Как нарисовать голову человека

Все слышали о таком человеке, прекрасном рисовальщике, как Готфрид Баммес. Он работал с объемом головы очень просто, и в то- же время умно. Посмотрите, как он работал с изучением объема головы, находил общий объем ее:

Это не оригинальные его работы, а срисованные мной и "подтасканы" для лучшего понимания. Он ведь не рассчитывал тогда, что его работы будут изучаться учениками. Это копии поисковых рисунков объема головы Готфридом Баммесом.

Смотрите слева- он как- бы отсекает ненужные области и выстраивает болванку из общего объема намечая главные плоскости. Также вы можете увидеть, как он цеплялся за конструктивные точки, которые мы разбирали с вами на прошлом уроке. Он основывался на понимании их при построении объема головы таким образом. Не вырисовываются детали, он не вдается в документализацию, он ищет главное.

Теперь посмотрите на рисунок справа. Это тоже его работы, но здесь Баммес к поиску формы головы при помощи основных плоскостей добавляет конструктивный рисунок линией для поиска пропорциональных соотношений и проверяет таким образом себя для построения невидимых областей головы человека.

Вы можете покопировать эти рисунки, прям так как показано здесь. Потом, используя для наглядности свою натуру, также попробовать анализировать объем ее головы. Это все поможет вам при рисовании живой головы человека.

Это не единственный способ рисования объема головы. Время ушло далеко вперед и наработки в области рисунка также. Сейчас мы еще раз пройдем тот путь, который нарабатывали на прошлом уроке и продвинемся дальше в понимании объема головы человека, в создании рисунка головы человека простым обычным карандашом.

На чем мы с вами тогда остановились? Смотрите как нарисовать голову человека первую часть материала. Мы поняли, что существуют конструктивные точки, оси, плоскости, на основании которых можно находить пропорциональные соотношения частей головы и построить ее. Сегодня мы добавим следующий материал- будем учиться понимать форму- голову как объем, на котором уже существуют деления общего объема на мелкие. От общего к частному- главное правило. Будем учиться не детализировать рисунок головы человека на начальном этапе работы.

Рисование головы человека простым карандашом

Начинаем рисовать голову человека простым карандашом. Натяните бумагу на планшет обязательно, посадите перед собой натурщика. Рассмотрите хорошо голову этого человека и берите в руки карандаш.

Возможно ваш человек по характеру черепа отличается от моего, возможно даже сильно- все люди разные. Но основа остается неизменной , то, что есть у моего человека также есть у вашего, только со своими особенностями.

1. Находим место композиции, портрета в листе. Не используйте ракурс, не используйте точку зрения слишком высоко или низко- берите примерно на уровне глаз натуры. Желательно, что- бы были хорошо видны основные конструктивные точки. Потом будете экспериментировать. Отступ от верха меньше чем с низу, отступ от лица больше чем с затылка.

2. Находим место для объема головы, для шеи и плечевого пояса.

3. Находим объем болванки головы, обобщенная форма, где учтены высота ее и ширина, а также характерные особенности- форма головы, например: грушевидная, овальная, круглая, ну или квадратная (шутка). Заметьте пропорции ширины- высоты болванки, форма может находиться при помощи тех конструктивных точек, которые мы изучали- самые выпуклые части на черепе- высокая, височная точка, точка подбородка, длины между скуловой и височной точкой, и так далее. Пропорции ищем при помощи условных трех точек, образующих условные углы:

4. Находим ось симметрии, которая разделяет голову на две равные симметричные части- левую и правую. Ось симметрии находим по красной линии (помните первое занятие по рисованию головы человека?), цепляемся за высокую точку на черепе и на точку подбородка- смотрите:

5. Находим линию трехчетвертного поворота. Она будет проходить через скуловую точку- точку скулы, которая хорошо видна и через височную точку, ее тоже находим визуально. Это как в кубике- грань, которая делит его на стороны- переднюю и боковую:

6. Находим линию надбровных дуг. Ее можно проводить по бровям, по выпуклой их части, по точкам излома и ведем дальше. Если вы помните, проведя по форме эту линию дальше, она будет определять верхушку уха- значит вы будете знать исход, проверяйте пропорции и не забывайте о перспективном искажении:

7. Находим линию, которая будет проходить по нижней части пирамиды или по другому- призмы носа. Проведя ее дальше определяем нижнюю часть уха- ищите пропорции:

8. Ищем линию, которая разделяет голову на лицевую и затылочную части, проходит она через высокую точку, височную точку и ушное отверстие:

9. Находим объемы пирамиды носа и уха, которое мы можем видеть, место для них уже уготовлено, единственное замечание: если ухо можно наметить окончательно, то нос пока предварительно. Дальше его месторасположение будет уточняться. Пока он у нас несколько "зависает" в воздухе. Но пирамида носа видна достаточно отчетливо, так что, включаем свой глазомер и работаем:

10. Находим скуловые точки. Месторосположение и пропорции замечаем по условной плоскости, которую образовывают эти точки и точки излома. Ну а также по пропорциональным отношениям с другими найденными объектами:

11. Находим место для глаз. Предварительно они будут располагаться на одной горизонтальной линии (с учетом того, что линия проводится по форме и с учетом перспективного искажения), к этому добавим следующее: угол наклона от внутреннего края глаза до внешнего может быть различным и не всегда бывает так, что внешний край глаза выше внутреннего, что и уточняем на своей натуре. Также, между двух глаз должен поместиться еще один. Также, если провести линию по форме от края носа вверх, то она будет сопрекасаться с внутренним краем глаза- проверяем себя:

12. Теперь давайте подумаем вот над чем: голова человека это цельный объем, здесь не бывает так, что какая- то плоскость или точка, или линия появляется вдруг ниоткуда и куда- то, неизвестно- куда пропадает, здесь все связано и взаимоповязано . Если коснуться за один "кусок", то он всегда приведет к поиску или изменению второго. Если смотреть на нашу работу, то не совсем понятно месторасположение нашего носа и не видно, как он вписывается в общий объем головы. Давайте исправим этот недочет, возможно и конструкцию или пропорции носа нужно будет немного подправить. В любом случае, нужно увидеть откуда он появляется и разобрать это конструктивно, возможно к носу у нас добавится еще кое- что.

Нужно зацепиться за что-то, на прошлом уроке мы изучили с вами надбровные бугры, давайте найдем их на натуре. А где расположены надбровные бугры? На надбровных дугах. А где располагаются надбровные дуги? На линии надбровных дуг. И если присмотреться поближе, то становится ясно, что это все богатство образует еще одну плоскость, которую мы с вами и обозначаем, тем самым соединяем объем носа с нависающей над ним объемом лба:

13. Дальше посмотрим на черепную коробку. Очевидно то, что точки надбровных дуг можно соединить с точками лобных бугров, а лобные бугры с высокой точкой на черепе, в результате мы прорабатываем, прощупываем, изучаем и выстраиваем объем мозговой части головы. Ну и можно пройтись глазом от лобных бугров до височной точки:

14. Работаем дальше. Совсем не понятна для нас остается височная часть головы. Попробуем разобраться. На прошлом занятии мы просто создали дополнительную вспомагательную плоскость- соединив точку излома (для удобства мы так ее назвали, в пластанатомии такого названия нет, есть названия двух костей, которые соединяются между собой образуя излом) и серединой уха, помните? Разбираем детальнее, смотрим:

Если посмотреть на этот участок на черепе, то можно видеть, как две кости образуют излом, видна сама скуловая кость, видно, как поднимаясь к излому она несколько изгибается вглубь.

У нас с вами не череп, у нас сам человек, с полным набором мышечной ткани и кожным покровом, так- что, таких четких градаций как в черепе не будет, но подразумевать и понимать все происходящее под слоем мышц не помешает.

Кстати, посмотрите на область виска- он отчетливо расположен ЗА скуловой костью, ЗА точкой излома, несколько вдавлен в черепную коробку. Мы называем его- висок, на самом деле там сочленяются клиновидная кость, которая располагается сразу за скуловой и височная кость.

Вот берем и как можно приближеннее к натуре обозначаем эту височную область, височную кость под телом, нанося условные плоскости, которые будут образовывать для нас объем.

15. Дополнительно можем разбить на меньшие плоскости одну большую- плоскость, которая образуется надбровными дугами над линией надбровных дуг:

16. Ну и проработаем окончательно надбровные дуги, найдем их строение, характер, объем. Как видите, мы не цепляемся за одну какую- то область головы и не доводим ее окончательно ни конструктивно, ни в тоне. Мы плавно переходим от одного к другому, так как все взаимосвязано, прорабатываем общий объем, потом меньшие и более детально, потом снова возвращаемся к общему объему. В результате получаем плавное поэтапное ведение рисунка. Итак, надбровные дуги...
Находим следующие плоскости, смотрите:

Ну и можем прорисовать эти надбровные дуги во всей их красе- обозначьте их, а заодно пройдитесь по лобным буграм- прочувствуйте их форму, пройдитесь по виску- наметьте ту область на объеме головы, которая будет "уходить" в глубь объема черепа. У каждого человека она разная, смотрите на свою натуру и ловите ее характерные особенности:

17. Ну вот, верхнюю часть головы мы вроде как проработали, выстроили, давайте перейдем к нижней. Хотя вы можете делать все не поочередно, просто переходить от одного к другому- только поймите сам процесс. Итак, переходим к нижней части объема головы человека. А здесь дела обстоят также: любые плоскости между собой взаимосвязаны, одна форма "вытекает" из другой, потому- что голова человека- один цельный объем. Берем и соедняем скуловую точку с углом нижней челюсти, скуловую точку с уголком рта, опять- же, скуловую точку с точкой подбородка, а еще лучше с точками, которые образуют фронтальную плоскость подбородка, смотрите:

Таким образом, мы один большой сложный объем разбиваем на несколько небольших областей, но уже не таких сложных. Тем не менее, которые по преждему составляют один сложный большой объем головы.

18. Дальше работаем. У нас осталась непонятна область рта и подбородка. Для начала давайте найдем область рта. Если посмотреть на череп человека, то можно отчетливо увидеть, что рот (дальше детальнее смотрите как нарисовать рот) располагается на встрече двух костей- нижнечелюстной и верхнечелюстной, образующих дугообразный участок, где располагаются наши зубы. Если посмотреть на живого человека, то область рта также обозначена краями мышечной массы, окаймляющей этот участок дугами. Вот и мы покажем эти дуги:

19. Прорабатываем область рта- нижнюю часть и подбородок (детальнее- как нарисовать подбородок). Он не обрезан, не плоский, он также имеет толщину, объем, форму, которую можно заметить визуально по распределению света по его форме. Давайте покажем и его толщину- проведите линию от выступающей точки подбородка к углу нижней челюсти, вы увидите, как он "завернется" вниз к цилиндру шеи:

И верхнюю часть, которая будет сопрягаться с объемом носа при помощи носогубных складок:

20. Перейдем к области глаз. Для начала наметим место для них в нашем объеме головы, в пространстве листа. Пока определяем только место для глаз:

Что мы наблюдаем? Мы наблюдаем характерные точки на черепе, которые воспроизводятся на живой натуре, с той только разницей, что это- живая голова, с мышцами и кожным покровом, потому и границы этих точек будут нечетки, костная основа будет под пластикой кожи, но она несомненно должна учитываться при строении и дальнейшей работе с объемом головы, в частности с глазницами и глазами в них.

21. И наконец, немного проработав цилиндр шеи, на который посажена наша голова, объем плечей, которые держат все это богатство, получаем вот такой конструктивный рисунок:

Не забывайте, что шея- тоже объем, также имеет основу- часть позвоночного столба и мышечную массу.

Как вы можете заметить, если смотреть на весь объем головы человека, четко прочитывается ее сходство с нашим кубиком, что очень видно, допустим, в области скуловой кости.

Разобрав визуально таким образом строение объема головы, можно понимать, как свет будет ложиться по ее форме, создавая тональные градации. Лучше понять- как "вылепливать" форму головы и ее деталей. И можно понимать и обосновывать каждое свое действие этими знаниями. Эту работу не забрасывайте далеко в угол, когда научитесь рисовать детали- рот, нос , глаза , подбородок, шею (смотрите детальнее- как нарисовать шею), продолжите работу над ней. Ну а если сильно зачернили как я- начните сначала. Таких сильных линий построения в рисунке быть не должно.

Как вы понимаете, всех знаний этого материала не достаточно, дабы создать полную картину, рисунок головы человека, портрет. Но сейчас нужно "переварить" объем этой информации, прежде чем приступать к следующему- как нарисовать портрет . Отдохните, вникните в суть, поймите принцип работы, порисуйте потом еще самостоятельно. Нам ведь не достаточно каждый раз создавать рисунок нового человека с нуля, нам нужно понять способ создания, понять принцип. Тогда любой человек, со своим, присущим только ему набором характерных особенностей в строении головы, поддасться воспроизведению на бумаге. Все люди разные, как и строение их голов, но все можно обобщить, сравнить, найти ключ для передачи сложного, набором простых вещей.

О пропорциях головы.

Для того чтобы научиться рисовать человеческую голову карандашом, необходимо выучить необходимые пропорции.
Мужская голова: определение пропорций

Использование сетки для правильного построения головы и уточнения пропорций особенно полезно для начинающих. Несмотря на разнообразие лиц основные пропорции применимы практически для любой расы.

Голова анфас - 5 клеток по горизонтали на 7 клеток по вертикали. Центральная вертикальная линия симметрии.

Горизонтальная шкала

1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка

Вертикальная шкала: анфас

1.Глаза: располагаются посередине всей высоты головы.
2.Линия волос: 1 клетка от верхней границы головы.
3.Нос: 1,5 клетки вниз от уровня глаз.
4.Граница нижней губы: 1 клетка вверх от нижней точки подбородка
5.Уши: от кончика носа до бровей - 2 клетки.

Горизонтальная шкала: профиль

1.Голова в профиль: длина 7 клеток и ширина 7 клеток
2. Расстояние между передней границей глаза и кончиком носа составляет 1 клетку.
3. Ширина уха составляет 1 клетку. Его фронтальная часть расположена на 5 клеток дальше от кончика носа и на 2 клетки от границы головы.
4. Нос выступает на полклетки от основной формы черепа, размер которого приблизительно составляет 6,5 клеток.

Женские пропорции такие же как и у мужчин.

Рисуем голову и черты лица - упражнения

Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза

Вид в три четверти оборота
Дальний глаз имеет укороченную форму по сравнению с ближним, потому что мы не видим его внутренний уголок.
Дальняя половина рта короче, чем ближняя
Эти же наблюдения относятся к бровям.

Вид анфас
Глаза расположены относительно друг друга на расстоянии длины одного глаза.
Одна сторона головы является зеркальным отображением другой.
Наиболее широкая часть головы - выше ушей.
Наиболее широкая часть лица - на уровне скул.
При таком ракурсе форма ушей менее выразительна.

Черты лица «крупным планом»

1.Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока - иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ¼ радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы - не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

1.Вид в профиль
В данном ракурсе линия смыкания губ - наиболее короткая.
2. Вид в три четверти оборота
Ближайшая к нам сторона губ напоминает вид рта анфас, в то время как удаленная сторона оказывается укороченной из-за перспективного сокращения.
3.Вид анфас
Нам хорошо знаком именно этот ракурс. Очень важно точно и правильно нарисовать линию смыкания губ, в противном случае, вы не добьетесь точного воспроизведения формы рта.

Уши - существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.

Определение черт лица.
Глаза имеют первостепенное значение, поскольку очень часто именно они определяют выражение лица человека и делают его столь узнаваемым для нас. Следующими по значимости элементами являются рот и нос.

Линия смыкания губ - строго прямая.
Улыбка: изгиб линии вверх.
Печаль: изгиб линии вниз

Губы - тонкие или полные?
Веки - узкие или широкие?
Бровные дуги - изогнутые или прямые?

Пропорции без сетки

1.Уровень глаз.
2.Центральная ось и линия уровня глаз под прямым углом к центральной оси.
3.Кончик носа находится чуть ближе к глазам, на расстоянии чуть большем третьей части, но меньшем половины.
4.Центральная линия рта. Приблизительно на одной трети расстояния от кончика носа до подбородка.
5.Расстояние между глазами - равно ширине одного глаза.
6.Опустив прямые линии от внутренних уголков глаз они соприкоснутся с краями ноздрей.
7.Опустив прямые линии из центра глазных зрачков - они соприкоснутся с внешними уголками рта.
8.Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз - определите верхние кончики ушей.
9.Проведя линию от нижних кончиков ушей - вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше чем вы думаете.
10.Ширина шеи.
Расстояние от уровня глаз до подбородка равняется расстоянию от внешнего уголка глаза до заднего края уха.

Упражнения

Ну что же, теперь попробуем нарисовать портрет на основе полученных знаний. Для начала сделаем женский портрет - все таки дамы)

Сперва обозначьте общую форму головы и убедитесь в том, что она правильно соотносится с формой шеи. Форма головы может быть округлой, вытянутой и суженной. Но какой бы она ни была, вы должны определить ее в самом начале работы.

Представьте и решите, каким образом волосы покрывают голову и как они соотносятся с ее общей формой. Обозначьте только их положение.

Теперь разметьте основную форму головы, начиная с линии глаз. Их уровень и размер должны быть выверены, как и расположение бровей.

Затем приступайте к наброску общей формы носа обусловленной его анклоном и степенью выступа относительно общей поверхности лица.
Определите длину и ширину рта, убедитесь что вы правильно арсположили его по отношению к подбородку.

На данном этапе четче прорисуйте форму головы и черты лица. Затем выберите тоновый диапазон и наметьте участки теней.

Теперь проработайте над светотенью лица, исходя из положения головы относительно источника света и выбранного ракурса. При проработке обращайте внимание на плавный переход темных валеров в светлые. В конце выделите глаза.

Ваш портрет готов!

А теперь попробуем нарисовать мужской портрет.

Существует также альтернативный метод написания портрета: работу следует начинать с центральной линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички.
Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы.

Уточните пропорции.
1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица.
2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках.
3. Уточните высоту уха - при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму.
4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка.

Обозначьте черты лица
1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз - она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз.
2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос.
3. Также обозначьте нижнюю часть носа - она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа.
4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними.

Покажите участки теней
1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней.
2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Затем четче определите абрис лица. Завершите зигзагообразными штрихами изображение формы головы в верхней части.
3.Еще раз проработайте контур лица справа. Будьте внимательны: участок подбородка не должен слишком выступать в фронтальном направлении.

Поработайте над светотенью
1.Начните работу с углубления тонов наиболее акцентированных участков. Осторожно моделируйте формы тоновыми нюансировками: на одних участках повышайте контрастность глубиной тона, на других - смягчайте переходы, используя в случае необходимости ластик.
2. Наиболее акцентируются на рисунке, как правило, контуры глаз (иногда бровей), теневой участок между носом и глазом, а также область ноздрей. Линию смыкания губ, участок под нижней губой, а также край подбородка (в зависимости от условий освещения) выделяют достаточно резко.
3. Четче обозначьте пряди волос, проработайте форму уха. Выверите положение головы относительно плеч.
4. К конце обратите внимание, чтобы на неосвещенной стороне более темные тона зрительно отодвигали массив волос вглубь, а выделенные ластиком блики способствовали выдвижению лица на передний план.

Портрет готов.

Каждый начинающий художник должен научиться рисовать человека пропорционально.

Урок подготовлен по материалам книги Б.Барбера.