Какая часть предложения является его грамматической основой. Предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным - это еще полдела.

Понимать - значит сочувствовать.

Курить - здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Оно может выражаться следующими формами глагола:

Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Формой будущего времени глагола.

Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

(здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой:

СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

Основные типы двусоставных предложений

Форма выражения подлежащего и сказуемого

Примеры

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

Основные типы односоставных предложений

Типовые форма и значение

Номинативные (назывные) предложения

Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

Большая площадь в городе.

Вот скамейка.

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

Неопределенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


Безличные предложения

Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


Хозяев нет дома.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

Продемонстрируем сказанное схемой:

По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

Ценили (что?) полотна - дополнение.

Полотна (чьи?) его - определение.

Дополнение как член предложения. Типы дополнений

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

Все остальные дополнения называются косвенными.

Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).

Предложение - основная единица вербального средства общения, главный предмет изучения синтаксиса. Ключевым смысловым и грамматическим центром предложения принято считать его предикативную основу.

Грамматическая основа предложения и её типы

Первичное понятие того, что такое грамматическая основа, даётся ученикам ещё в начальной школе. Более подробно и глубоко предикативные единицы изучаются при прохождении тем «Синтаксис простого предложения» и «Синтаксис сложного предложения». Именно тогда учащиеся узнают и учатся различать одно- и двусоставные предложения, полное и неполное предикативное ядро, разбираются в средствах выражения подлежащего и сказуемого.

Чтобы определить, что такое грамматическая основа каждого отдельно взятого предложения, нужно вычленить в нём главные члены и указать их средства выражения. При этом следует помнить, что в односоставном предложении грамматическая основа представлена только одним главным членом - подлежащим или сказуемым. А в двусоставном присутствуют оба.

  • Односоставное предложение.

Делятся на назывные и глагольные. Подлежащее, выраженное или другой частью речи в значении имени существительного, - вот чтотакое грамматическая основаназывного предложения (Вот и осень за окном; Тень от листьев на моей занавеске).

Предложения глагольного типа содержат в своей основе только сказуемые. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре (некоторые исследователи выделяют три) типа: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные. В каждом из них роль сказуемого выполняют глаголы в форме определённого лица и числа. В предложениях последнего типа роль сказуемого выполняют слова категории состояния (В дверь звонили снова и снова, не переставая; На улице морозило не на шутку).

Несколько сложнее усвоить, что такое грамматическая основа неполного предложения. Важно научиться видеть пропущенное подлежащее или сказуемое и восстанавливать его из контекста. Основная путаница происходит с неразличением односоставных и неполных предложений. Например, в предложении «Повсюду - лужи и лужи, растаял недавний снег» первая часть представляет собой неполное. Из контекста мы можем легко восстановить пропущенное сказуемое - блестят. Таким образом, в данном предложении грамматическаяоснова -этоподлежащее "лужи", выраженное именем существительным, и пропущенное, но восстановленное сказуемое "блестят", выраженное глаголом во множественном числе, настоящем времени, третьем лице, изъявительном наклонении.

  • Двусоставное предложение

В двусоставном предложении подлежащее выражается любой самостоятельной частью речи в значении существительного или словосочетанием, в том числе и неделимым, т.е. В качестве самостоятельной части чаще всего выступают, кроме существительного, местоимение, прилагательное и причастие, а также :

Животные могут страдать и плакать, как люди;

Она громко вопила и размахивала руками;

Душевая наполнилась паром;

Приехавшие ночью разместились по своим местам;

Как это глупо - палить из пушек по воробьям!

Также в роли подлежащего довольно часто выступает глагол в разных формах: Зевать в лицо собеседнику считается признаком дурного тона.

Сказуемое в двусоставном предложении тоже имеет разные формы выражения, начиная от стандартных глагольных и заканчивая именными частями речи и словосочетаниями. Важно развить у учеников так называемую синтаксическую зоркость, чтобы они могли без особых затруднений находить и определять границы и тип грамматической основы.

Грамматическая основа в словообразовании

Основы присуще не только синтаксису, но и словообразованию. В словообразовании грамматическая основа слова - это часть слова без окончания. В неё входит, прежде всего, корень, а затем и другие составляющие - приставки, суффиксы, постфиксы.

Главная часть грамматической основы слова - корень. Он содержит в себе лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слова как самостоятельной лексико-грамматической единицы не бывает.

Таким образом, термин "грамматическая основа" в языкознании многозначен и реализуется на нескольких лингвистических уровнях.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить подлежащее, нужно помнить о том, что: 1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 2) подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п. 3) подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием: - слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п. На съезд прибыло около двухсот делегатов. - слово в Им.п. + предлог ИЗ + слово в Род.п. Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе). Сестра с братом учатся в разных школах. ПОМНИ:Обращение не является подлежащим.

4 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что: 1) сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? КАКОВ предмет? ЧТО с ним ПРОИСХОДИТ? КТО ТАКОЙ предмет? ЧТО ТАКОЕ предмет? 2) сказуемые бывают простыми и составными. Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено: 1) глаголом в форме изъявительного наклонения, условного: + БЫ повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) 2) инфинитивом 3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

5 слайд

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое (СГС) СГС 1 = вспомогательный глагол + инфинитив со значением 1) начала, конца,продолжения действия Он начал кашлять. 2) желательности, необходимости, возможности действия Надо учиться языку. 3) эмоциональной оценки действия В знойный день хорошо бродить по тенистой аллее. СГС 2 = краткое прилаг. + инфинитив Она согласна выйти за него замуж.

6 слайд

Описание слайда:

Составное именное сказуемое (СИС): СИС = глагол-связка + именная часть 1) быть -имя сущ являться -имя прилаг казаться -имя числит. становиться -местоимение стать -причасти сделаться -наречие оставаться остаться считаться выглядеть 2) со значением движения, положения в простанстве Примеры: Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.). На улице становится холодно (становиться + наречие). Осень пришла дождливая (глагол движения + имя прил.).

7 слайд

Описание слайда:

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ 1. Выделите грамматические основы в предложении. 2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН; ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ; НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО. 3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

8 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. 2.Заходите, товарищ лейтенант. 3.По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

9 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества. 2. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад. 3. Все сразу начали бы глядеть на него.

10 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт. 2. Он был как все. 3. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

11 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах. 2. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками. 3. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

12 слайд

Описание слайда:

1.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 2. И моя работа делает меня молодым и счастливым. 3. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

13 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения: выпишите грамматическую основу) 1. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр? 2. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы. 3. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

14 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.И положил на её ладонь маленькую золотую медаль. 2.. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей. 3. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).

В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег .
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва - столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо .
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.