Древнегреческие драматурги. Древнегреческий поэт-комедиограф, «отец комедии Смех древней комедии

Аристофан родился примерно в 445 году до н. э.

Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными.

Свои творческие способности юноша проявил очень рано.

Уже в 12-13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.

Написал Аристофан всего около 40 произведений.

До наших дней дошло только 11 комедий, в которых автор ставил самые разные жизненные вопросы.

В пьесах «Ахарняне» и «Мир» он ратовал за прекращение Пелопоннесской войны и заключение мира со Спартой.

В пьесах «Осы» и «Всадники» критиковал деятельность государственных учреждений, укоряя бесчестных демагогов, которые обманывали народ.

Аристофан в своих произведениях критиковал философию софистов и методы воспитания молодежи («Облака»).

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления.

Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.
Но в комедиях Аристофана есть и положительный герой. Им является мелкий землевладелец, обрабатывающий землю при помощи двух-т

Рех рабов. Драматург восхищался его трудолюбием и здравым смыслом, который проявлялся как в домашних, так и в государственных делах.

Аристофан был ярым противником войны и выступал за мир.

Например, в комедии «Лисистрата» он высказал мысль о том, что Пелопоннесская война, в которой эллины убивают друг друга, ослабляет Грецию перед угрозой со стороны Персии.

В пьесах Аристофана резко заметен элемент буффонады. В связи с этим актерское исполнение также должно было включать в себя пародию, шарж и буффонаду.

Все эти приемы вызывали буйное веселье и смех зрителей.

Кроме этого, Аристофан ставил персонажей в смешные положения.

Примером может служить комедия «Облака», в которой Сократ приказал подвесить себя высоко в корзине, чтобы легче было размышлять о возвышенном.

Эта и подобные ей сцены были весьма выразительными и с чисто театральной стороны.
Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия.

За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру.

Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом.

За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями.

В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением.

В них всегда был агон – словесный поединок.

В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру.

Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

Примером самой яркой политической сатиры может служить комедия «Всадники».

Аристофан дал ей такое название потому, что главным действующим лицом был хор всадников, составлявших аристократическую часть афинского войска.

Главным героем комедии Аристофан сделал лидера левого крыла демократии Клеона.

Он назвал его Кожевником и представил наглым, лживым человеком, который думает только о собственном обогащении.

Под видом старика Демоса в комедии выступает афинский народ.

Демос очень стар, беспомощен, часто впадает в детство и поэтому во всем слушает Кожевника.

Но, как говорится, вор у вора коня увел.

Демос передает власть другому мошеннику – Колбаснику, который побеждает Кожевника.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость.

Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов.

Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа.

По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

21 года до н. э., в период мирных переговоров Афин со Спартой, Аристофан написал и поставил комедию «Мир».

Современники драматурга допускали возможность, что это представление могло оказать свое положительное влияние на ход переговоров, которые завершились успешно в этом же году.

Главным героем пьесы стал земледелец по имени Тригей, т. е. «собиратель» плодов.

Беспрерывная война мешает ему мирно и счастливо жить, обрабатывать землю и кормить свою семью.

На громадном навозном жуке Тригей решил подняться в небо, чтобы спросить у Зевса, как он намерен поступить с эллинами.

Если только Зевс не примет какого-либо решения, то Тригей скажет ему, что он предатель Эллады.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет.

Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну.

В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется.

Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира.

Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Аристофан провел красной нитью через весь сюжет комедии мысль о том, что всем грекам следует забыть вражду, объединиться и жить счастливо.

Таким образом, со сцены впервые прозвучало утверждение, адресованное всем греческим племенам, о том, что общего между ними намного больше, чем отличий.

Кроме этого, была высказана мысль об объединении всех племен и общности их интересов. Комедиограф написал еще два произведения, которые были протестом против Пелопоннесской войны. Это комедии «Ахарняне» и «Лисистрата».

В 405 году до н. э. Аристофан создал пьесу «Лягушки».

В этом произведении он критиковал трагедии Еврипида.

В качестве примера достойных трагедий он называл пьесы Эсхила, которому всегда симпатизировал.

В комедии «Лягушки» в самом начале действия на орхестру выходит Дионис со своим слугой Ксанфием.

Дионис объявляет всем, что собирается спуститься в подземное царство, чтобы вывести на землю Еврипида, потому что после его смерти не осталось ни одного хорошего поэта.

Публика после этих слов заливалась смехом: всем было известно критическое отношение Аристофана к произведениям Еврипида.

Стержнем пьесы является спор между Эсхилом и Еврипидом, происходящий в подземном царстве.

Актеры, изображающие драматургов, появляются на орхестре, как бы продолжая спор, начатый за пределами площадки. Еврипид критикует искусство Эсхила, считает, что у него было слишком мало действия на сцене, что, выведя на площадку героя или героиню, Эсхил покрывал их плащом и оставлял сидеть молча.

Таким образом, Еврипид порицал высокопарный и неудобоваримый язык, которым Эсхил писал свои произведения.

Про себя же Еврипид говорит, что он показывал в своих пьесах повседневный быт и учил людей простым житейским делам.

Такое реалистичное изображение повседневной жизни простых людей и вызывало критику Аристофана.

Устами Эсхила он обличает Еврипида и говорит ему, что тот испортил людей: «Теперь везде базарные зеваки, плуты, коварные злодеи».

Их состязание заканчивается тем, что происходит взвешивание стихов обоих поэтов.

На сцене появляются большие весы, Дионис предлагает драматургам по очереди бросать на разные чаши весов стихи из своих трагедий.

В результате стихи Эсхила перевесили, он стал победителем, и его Дионис должен вывести на землю. Провожая Эсхила, Плутон наказывает ему охранять Афины, как он говорит, «добрыми мыслями» и «перевоспитывать безумцев, каких в Афинах много».

Поскольку Эсхил возвращается на землю, то просит на время его отсутствия в подземном царстве передать трон трагика Софоклу.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление.

По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше.

В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.

В этот список можно включить таких известных античных авторов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Аристотель. Все они писали пьесы для представлений на празднествах. Было, конечно, еще много авторов драматургических произведений, но либо их творения не дожили до наших дней, либо имена их были забыты.

В творчестве древнегреческих драматургов, несмотря на все различия, было много общего, например стремление показать все самые существенные социальные, политические и этические проблемы, которые волновали умы афинян в то время. В жанре трагедии в Древней Греции не было создано значительных произведений. Со временем трагедия стала чисто литературным произведением, предназначенным для чтения. Зато большие перспективы открылись перед бытовой драмой, получившей наибольший расцвет в середине IV века до н. э. Ее впоследствии назвали «новоаттическая комедия».

Эсхил

Эсхил (рис. 3 ) родился в 525 году до н. э. в Элевсине, близ Афин. Происходил он из знатной семьи, поэтому получил хорошее образование. Начало его творчества относится ко времени войны Афин против Персии. Из исторических документов известно, что Эсхил сам принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.

Рис. 3. Эсхил

Последнюю из войн он описал как очевидец в своей пьесе «Персы». Эта трагедия была поставлена в 472 году до н. э. Всего Эсхил написал около 80 произведений. В их числе были не только трагедии, но и сатирические драмы. До наших дней в полном объеме дошло только 7 трагедий, от остальных сохранились лишь небольшие кусочки.

В произведениях Эсхила показаны не только люди, но и боги, и титаны, которые олицетворяют моральные, политические и социальные идеи. Сам драматург имел религиозно-мифологическое кредо. Он свято верил, что боги управляют жизнью и миром. Однако люди в его пьесах – не безвольные существа, которые слепо подчинены богам. Эсхил наделил их разумом и волей, они действуют, руководствуясь своими размышлениями.

В трагедиях Эсхила хор играет существенную роль в развитии темы. Все партии хора написаны патетическим языком. Вместе с тем автор понемногу начал вводить в канву повествования картины человеческого бытия, которые были довольно реалистичны. Примером может служить описание боя между греками и персами в пьесе «Персы» или слова сочувствия, высказанные океанидами Прометею.

Для усиления трагического конфликта и для более полного действия театральной постановки Эсхил ввел роль второго актера. По тем временам это был просто революционный ход. Теперь вместо старой трагедии, имевшей мало действия, единственного актера и хор, появились новые драмы. В них сталкивались мировоззрения героев, самостоятельно мотивировавших свои действия и поступки. Но трагедии Эсхила все же сохранили в своем построении следы того, что они происходят от дифирамба.

Построение всех трагедий было одинаково. Начинались они с пролога, в котором была завязка сюжета. После пролога хор вступал на орхестру, чтобы остаться там до конца пьесы. Затем следовали эписодии, которые представляли собой диалоги актеров. Эписодии отделялись друг от друга стасимами – песнями хора, исполняемыми после того, как хор взошел на орхестру. Заключительная часть трагедии, когда хор уходил с орхестры, называлась «эксод». Как правило, трагедия состояла из 3 – 4 эписодиев и 3 – 4 стасимов.

Стасимы, в свою очередь, подразделялись на отдельные части, состоящие из строф и антистроф, которые строго соответствовали друг другу. Слово «строфа» в переводе на русский язык означает «поворот». Когда хор пел по строфам, он передвигался то в одну, то в другую сторону. Чаще всего песни хора исполнялись под аккомпанемент флейты и обязательно сопровождались танцами, называвшимися «эммелейя».

В пьесе «Персы» Эсхил прославил победу Афин над Персией в морском сражении при Саламине. Через все произведение красной нитью проходит сильное патриотическое чувство, т. е. автор показывает, что победа греков над персами – это результат того, что в стране греков существовали демократические порядки.

В творчестве Эсхила особое место отведено трагедии «Прометей Прикованный». В этом произведении автор показал Зевса не носителем правды и справедливости, а жестоким тираном, который хочет стереть с лица земли всех людей. Поэтому Прометея, который посмел восстать против него и заступиться за человеческий род, он осудил на вечные муки, приказав приковать его к скале.

Прометей показан автором борцом за свободу и разум людей, против тирании и насилия Зевса. Во все последующие века образ Прометея оставался примером героя, борющегося против высших сил, против всех угнетателей свободной человеческой личности. Очень хорошо сказал об этом герое античной трагедии В. Г. Белинский: «Прометей дал знать людям, что в истине и знании и они – боги, что громы и молнии еще не доказательство правоты, а только доказательства неправой власти».

Эсхил написал несколько трилогий. Но единственной, которая дошла до наших дней в полном объеме, является «Орестея». В основу трагедии вошли сказания о страшных убийствах того рода, из которого происходил греческий полководец Агамемнон. Первая пьеса трилогии носит название «Агамемнон». В ней рассказывается о том, что Агамемнон с победой возвратился с поля битвы, но у себя дома был убит своей женой Клитемнестрой. Жена полководца не только не боится наказания за свое преступление, но и похваляется тем, что сделала.

Вторая часть трилогии называется «Хоэфоры». Здесь идет рассказ о том, как Орест, сын Агамемнона, став взрослым, решил отомстить за смерть своего отца. Сестра Ореста Электра помогает ему в этом страшном деле. Сначала Орест убил любовника своей матери, а затем и ее.

Сюжет третьей трагедии – «Эвмениды» – таков: Ореста преследуют Эринии, богини мщения, за то, что он совершил два убийства. Но его оправдывает суд афинских старейшин.

В этой трилогии поэтическим языком Эсхил рассказал о борьбе между отцовским и материнским правом, которая шла в те времена в Греции. В результате отцовское, т. е. государственное, право оказалось победителем.

В «Орестее» драматургическое мастерство Эсхила достигло своего пика. Он так хорошо передал гнетущую, зловещую атмосферу, в которой зреет конфликт, что почти физически зритель ощущает этот накал страстей. Хоровые партии написаны четко, в них прослеживается религиозно-философское содержание, присутствуют смелые метафоры и сравнения. В этой трагедии намного больше динамики, чем в ранних произведениях Эсхила. Характеры выписаны более конкретно, намного меньше общих мест и рассуждений.

В произведениях Эсхила показана вся героика греко-персидских войн, которые играли важную роль при воспитании патриотизма у народа. В глазах не только своих современников, но и всех последующих поколений Эсхил навсегда остался самым первым поэтом-трагиком.

Умер он в 456 году до н. э. в городе Гел, что на Сицилии. На его могиле имеется надгробная надпись, которая, по преданию, была сочинена им самим.

Софокл

Софокл (рис. 4 ) родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье. Его отец имел оружейную мастерскую, которая давала большие доходы. Уже в юном возрасте Софокл проявил свою творческую одаренность. В 16 лет он руководил хором юношей, которые прославляли победу греков в сражении при Саламине.

Рис. 4. Софокл

Поначалу Софокл сам принимал участие в постановках своих трагедий в качестве актера, но затем из-за слабости голоса ему пришлось отказаться от выступлений, хотя он и пользовался большим успехом. В 468 году до н. э. Софокл одержал свою первую заочную победу над Эсхилом, которая заключалась в том, что пьеса Софокла была признана лучшей. В дальнейшей драматургической деятельности Софоклу неизменно везло: он за всю жизнь ни разу не получил третьей награды, а практически всегда занимал первые места (и только изредка вторые).

Драматург активно участвовал в государственной деятельности. В 443 году до н. э. греки избрали знаменитого поэта на должность казначея Делосского союза. Позднее он был избран на еще более высокую должность – стратега. В этом качестве он вместе с Периклом принимал участие в военном походе против острова Самос, который отделился от Афин.

Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес. По сравнению с Эсхилом Софокл несколько поменял содержание своих трагедий. Если у первого в пьесах действуют титаны, то второй ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.

Человек со своим духовным миром, разумом, переживаниями и свободной волей стал главным действующим лицом в трагедиях. Конечно, в пьесах Софокла герои ощущают воздействие на свою судьбу Божественного провидения. Боги у него такие же могущественные, как и у Эсхила, они тоже могут низвергнуть человека вниз. Но герои Софокла обычно не полагаются безропотно на волю судьбы, а ведут борьбу за осуществление своих целей. Эта борьба иногда заканчивается страданиями и гибелью героя, но отказаться от нее он не может, так как в этом он видит свой нравственный и гражданский долг перед обществом.

В это время во главе афинской демократии был Перикл. При его правлении рабовладельческая Греция достигла огромного внутреннего расцвета. Афины стали крупным культурным центром, в который стремились писатели, художники, скульпторы и философы всей Греции. Перикл начал застройку Акрополя, но закончена она была только после его смерти. К этой работе были привлечены выдающиеся архитекторы того периода. Все скульптуры были выполнены Фидием и его учениками.

Помимо этого, бурное развитие наступило в сфере естественных наук и философских учений. Возникла потребность в общем и специальном образовании. В Афинах появились учителя, которых называли софистами, т. е. мудрецами. За плату они обучали желающих разным наукам – философии, риторике, истории, литературе, политике – учили искусству выступать перед народом.

Некоторые софисты были сторонниками рабовладельческой демократии, другие – аристократии. Самым знаменитым среди софистов того времени был Протагор. Это ему принадлежит высказывание, что не бог, а человек является мерой всех вещей.

Такие противоречия в столкновении гуманистических и демократических идеалов с эгоистичными и корыстными побуждениями были отражены и в творчестве Софокла, который не мог принять утверждения Протагора, потому что был очень религиозен. В своих произведениях он не раз говорил о том, что человеческие знания очень ограниченны, что по неведению человек может совершить ту или иную ошибку и быть за это наказанным, т. е. претерпеть муки. Но ведь именно в страданиях выявляются лучшие человеческие качества, которые Софокл описал в своих пьесах. Даже в тех случаях, когда герой погибает под ударами судьбы, в трагедиях чувствуется оптимистическое настроение. Как говорил Софокл, «судьба могла лишить героя счастья и жизни, но не унизить его духа, могла сразить его, но не победить».

Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие. На сцене теперь было три персонажа, которые могли вести диалоги и монологи, а также выступать одновременно. Поскольку драматург отдавал предпочтение переживаниям отдельной личности, то он не писал трилогий, в которых, как правило, прослеживалась судьба целого рода. На состязания выставлялось по три трагедии, но уже теперь каждая из них была самостоятельным произведением. При Софокле также были введены расписные декорации.

Самыми известными трагедиями драматурга из фиванского цикла считаются «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона». В основе сюжета всех этих произведений лежит миф о фиванском царе Эдипе и о многочисленных несчастьях, обрушившихся на его род.

Софокл старался во всех своих трагедиях вывести героев с сильным характером и несгибаемой волей. Но в то же время этим людям были присущи доброта и сострадание. Такой была, в частности, Антигона.

Трагедии Софокла ярко показывают, что рок может подчинить себе жизнь человека. В этом случае герой становится игрушкой в руках высших сил, которые у древних греков олицетворялись с Мойрой, стоящей даже над богами. Эти произведения стали художественным отображением гражданских и нравственных идеалов рабовладельческой демократии. В числе этих идеалов были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, патриотизм, служение Родине, благородство чувств и побуждений, а также доброта и простота.

Умер Софокл в 406 году до н. э.

Первый поэт-комедиограф, «отец комедии». Родился в Афинах. Его взгляды на злободневные проблемы эпохи, ярко выраженные в творчестве, отвечали настроениям простых людей того времени. Он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы.

В V в. до н. э., когда еще не было телевидения, радио и газет, их функции в Греции выполнял театр. В Афинах устраивали театральные соревнования – дионисии. Они проходили раз в год на протяжении трех дней от восхода до заката. И каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сиденья, практически все жители Афин собирались на представление. Амфитеатр вмещал 30 тысяч зрителей. До полудня народ сострадал героям трагедии, а ближе к вечеру покатывался со смеху от выходок комедийных персонажей.

Из всех произведений античных комедиографов до наших дней дошли только произведения Аристофана. Его величают «отцом комедии» и одним из первых литературных критиков. А еще называют «неблаговоспитанным любимцем муз», поскольку реплики персонажей в его произведениях казались порой слишком резкими. Аристофан использовал любые средства для того, чтобы вызвать у публики смех. Однако за едкими комментариями и грубыми шутками поэта в его комедиях проглядывает искреннее желание помочь людям стать лучше.

Ненавистных он ненавидит душой,

Он правдивых речей не боится...

Точная дата рождения Аристофана, как и дата смерти, неизвестны. Вероятно, он появился на свет в 445 г. до н. э.

Еще есть предположение, что у Аристофана было то ли двое, то ли трое, то ли четверо сыновей. Вероятно, они писали стихи, а может, и комедии в стихах, продолжая дело своего знаменитого отца. Уверенно можно сказать только то, что сам поэт сообщил о себе в одной из своих комедий, – он был лысым.



Писать комедии Аристофан начал, не достигнув еще и двадцати лет, по афинским меркам – довольно рано.

Вначале с юношеским максимализмом он высмеивал соотечественников: их малодушие, легкомыслие и доходящую до абсурда доверчивость. Не стесняясь в выражениях, нападал и на могущественных политиков. Плутарх писал, что при постановке комедии «Всадники» все актеры наотрез отказались играть роль, сатирически изображавшую правителя Афин Клеона. И Аристофан сам вышел на сцену в маске могущественного и мстительного политика. Все Афины услышали из его уст признание: «Крал я, а ты, что ли, – нет?».

Оскорбленный правитель Клеон в отместку обвинил поэта в том, что он незаконно носит звание афинского гражданина. На суде Аристофан привел в свое оправдание цитату из Гомера: «Моя мать уверяет меня, что этот человек – мой отец. Но могу ли я утверждать то же, если сам не видел, кто меня произвел на свет?». Аристофан выиграл тяжбу. Афиняне признали за ним право на критику, поскольку считали, что свобода слова – это опора демократии.

Но с началом пелопоннесской войны между Афинами и Спартой все же был принят закон об ограничениях осмеяния личности. Увы, это не помогло победить спартанцев. Война, против которой в своих комедиях так истово выступал Аристофан, принесла Афинам поражение.

Самые знаменитые комедии Аристофана, сохранившиеся до наших дней – это «Птицы», «Лисистрата» и «Лягушки». Возмужав, Аристофан старался больше не вмешиваться в политику и обращал свой критический взгляд на деятелей науки и искусства. Он не жалел даже великих трагиков – Эсхила, Сократа и особенно Еврипида. Кстати, с легкой руки комедиографа многие до сих пор считают, что Еврипид закончил свои дни, растерзанный женщинами. Хотя это была всего лишь едкая шутка, доведенная Аристофаном до абсурда.

А в комедии «Облака» Аристофан не побоялся критиковать самого Сократа:

Город спятил с ума, если кормит тебя,

Развратителя юношей, язву страны.

И хотя Аристофан не отличался жестокостью, его комедия «Облака» стала одной из причин трагической смерти философа Сократа. В 399 г. до н. э. народное собрание Афин обвинит Сократа в «поклонении новым божествам», «развращении молодежи» и приговорит к смерти.

На склоне лет Аристофан стал еще осторожней и обратился к мелодраме. Элементы сюжета его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы: знатный юноша соблазняет простую девушку, вскоре выясняется, что девушка на самом деле – знатного рода и что в детстве ее потеряли, потом искали долгие годы. Заканчивается все счастливой свадьбой.

Но, как бы там ни было, до конца жизни Аристофан неизменно следовал одному принципу: поэт – это учитель граждан. В комедии «Лягушки» он утверждает, что поэтов ценят.

...за правдивые речи, за добрый совет и за то,

Что разумней и лучше

Они делают граждан родимой земли.

С течением времени у Аристофана становится все больше и больше последователей – тех, кто посредством смеха делает сограждан «разумней и лучше». Они идут к сердцам зрителей своим путем: на помощь древней комедии пришли телевидение, радио и газеты.

VOCABULARY PRACTICE

I. Find in the text equivalents for the following.

Aristophanes – comedy «Horse riders» –

Athens – comedy «The Clouds» –

Greece – Aeschylus –

The year of 445 B.C. Sophocles –

Plutarch – «The Birds» –

The ruler of Athens, Cleon «Lysistrata» –

Homer – «The Frogs» –

Socrates – Euripides –

II. Match the following words and word combinations to their correct meaning:

1. audience тяжба, служебный процесс, спор

2. supposition аудитория, слушатели публика

3. frivolity божество, Бог, божественность,

богословие, теология

4. credulity признание, исповедь

5. confession осмеяние, посмешище

6. litigation зрители

7. tragedian предположение, гипотеза

8. ridicule легковерие, доверчивость

10. viewers легкомыслие, легкомысленный поступок

III. Translate the given adjectives, suggest their synonyms and word combinations, make up sentences of your own:

IV. Memorize the following collocations.

Выступать на сцене – to appear on the stage, to perform, to walk the boards, to play, to act;

свобода – liberty, freedom;

с. действий – freedom of action;

с. печати – freedom of the press (of speck);

с. совести – liberty of conscience;

с. собраний – freedom of meeting (assembly);

с. торговли – free trade;

предоставлять свободу выбора (действий) – a free hand, to give smb. carte blanche.

V. Make a list of key words and word combinations from the text with their translation equivalents.

зрители – spectators;

вызвать у публики смех – to make the audience laugh;

юношеский максимализм – youth extreme judgement (maximalism).

TRANSLATION/INTERPRETING PRACTICE

I. Snow-ball interpreting.

Train your memory and repeat after the speaker (without looking into the text)

a) in Russian b) in English

1. И каждое утро практически все Афины собирались на представление. И каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сиденья, практически все жители Афин собирались на представление. 1. And every morning almost the whole Athens (all the residents of Athens) gathered for the performance. And every morning almost the whole Athens (all the residents of Athens) having taken food and a cushion to sit on gathered for the performance
2. До полудня народ сострадал героям трагедии. До полудня народ сострадал героям трагедии, а ближе к вечеру покатывался со смеху от выходок комедийных персонажей. 2. People sympathized with the characters of a tragedy till noon. People sympathized with the characters of a tragedy till noon, and closer toward evening they roared with laughter at the tricks of comedy characters.
3. Афиняне признали за ним право на критику. Афиняне признали за ним право на критику, поскольку считали, что свобода слова – это опора демократии. 3. The residents of Athens recognized his right to criticism. The residents of Athens recognized his right to criticism as they believed freedom of speech to be the basis of democracy.
4. Аристофан старался больше не вмешиваться в политику. Возмужав, Аристофан старался больше не вмешиваться в политику и обращал свой критический взгляд на деятелей науки и искусства. 4. Aristophanes did not interfere into politics (tried not to…). Having become mature, Aristophanes did not interfere into politics but turned his critical look to the men of science and art.

Продолжение табл.

5. Элементы сюжета его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы. Элементы сюжета его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы: знатный юноша соблазняет простую девушку. Элементы сюжета его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы: знатный юноша соблазняет простую девушку; вскоре выясняется, что девушка на самом деле знатного рода. Элементы сюжета его последних комедий напоминают современные слезливые телесериалы: знатный юноша соблазняет простую девушку, вскоре выясняется, что девушка на самом деле знатного рода, и что в детстве ее потеряли, потом искали долгие годы. 5. The details of his final comedies remind of modern sentimental (tearful) TV serials. The details of his final comedies remind of modern sentimental (tearful) TV serials: a youth from a noble family tempts a simple young girl. The details of his final comedies remind of modern sentimental (tearful) TV serials: a youth from a noble family tempts a simple young girl, and then it turns out that the girl is of noble origin. The details of his final comedies remind of modern sentimental (tearful) TV serials: a youth from a noble family tempts a simple young girl, and then it turns out that the girl is of noble origin and that she was lost as a child and that she was searched for a long time.

II. Résumé making (text compression).

Listen to the recorded text, make notes and write a résumé in Russian /Ukrainian/ English.

(Reduce the text to the core, and then develop it back without consulting the text).

Translate into English using text compression (omit redundant words, convert nominative structure into verbal, use noun clusters etc.)

First, do it in writing; then orally, observe transformations in translation.

III. Textdevelopment.

Develop a text from the given core (first do it in one language in writing, then with interpretation – orally).

Аристофан - древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 444 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 386 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин , Гейне , Филдинг , Шелли, Гёте , Фейхтвангер , Маяковский , испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Три крупнейших трагика Греции - Эсхил, Софокл и Еврипид. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).

Древнегреческая комедия

Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть представления актёры танцевали. Непохожи были костюмы актёров комедии на костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, ртом до ушей и т. п.).

Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид. Поэты брали сюжет из мифов, сатирически их преломляя.

древнегреческий танцы театральный

Комедиографы

Первый комедиограф - Эпихарм. У него боги играли шутовские роли. Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии - Кратина, Евполида и Аристофана - самым крупным был последний.

Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией. В карикатуре изображал Сократа, Еврипида. Он часто пародировал Еврипида. Менадор является одним из самых выдающихся комедиографов этого времени. Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения.