Литераторские мостки. Волковское кладбище, музей-некрополь "литераторские мостки" История кладбища «Литераторские мостки» в СПб

Литераторские мостки (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Так сложилось, что на севере Волковского кладбища, на берегу речки Волковка, впадающей в Обводный канал , нашли последнее пристанище многие русские литераторы, актеры и ученые. Первым похороненным здесь писателем в 1802 г. был А. Н. Радищев, но место его погребения утеряно. В то время участок был сильно заболочен, по дорожкам проложили деревянные мостки. После того, как тут упокоились В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, за местом закрепилось название «Литераторские мостки».

Более 500 надгробных памятников, созданных известными и талантливыми скульпторами, представляют собой обширную галерею мемориального искусства 18-20 веков. В 1933 г. кладбище закрыли, преобразовали в некрополь и передали в ведение Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга.

В 1953 г. территория была осушена и обустроена. Сюда перенесены надгробия многих выдающихся людей с закрытых Питерских погостов. Самое известное перезахоронение - поэт Александр Блок.

Хотя кладбище давно закрыто, тут все еще хоронят выдающихся деятелей искусства. Последними были актеры Н. Н. Трофимов и Б. А. Фрейндлих, певец Б. Т. Штоколов, композитор А. П. Петров.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 30. Веб-сайт .

Как добраться: от ст. м. «Волковская», на трамваях №№ 74, 91 или автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 до ост. «Старообрядческий мост»; от ст. метро «Обводной канал» на трамваях №№ 16, 25, 49 до ост. «Кожный диспансер»; от ст. метро «Лиговский проспект», на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44. На маршрутке № К170 до остановки «Старообрядческий мост».

Время работы: с пятницы по среду с 11:00 до 19:00, выходной день - четверг. Вход бесплатный. Групповые экскурсии проводятся по предварительной записи со вторника по субботу. Цена билета для взрослых - 100 RUB, для студентов, курсантов, пенсионеров - 50 RUB. Минимальная стоимость экскурсии - 1000 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

устраивайтесь поудобнее, рассказ о Литераторских Мостках займет определенное время, но он несомненно достоен внимания истинных тафофилов...

для начала немного истории:

Литераторские мостки являются частью Волковского кладбища и располагаются в его северо-восточной стороне. Это кладбище было основано в 1756 году по указу Сената и названо по располагавшейся рядом Волковой деревне (в то время эта территория находилась за чертой города). Название "мостки" происходит оттого, что в 18 веке на кладбище было довольно грязно и на дорожки между могил укладывали доски - мостки. Существовали Цыганские, Немецкие, Духовные мостки и другие. Вообще, в 18 веке на Волковском кладбище хоронили преимущественно крестьян и городскую бедноту. В 1802 году здесь был похоронен опальный литератор А. Н. Радищев (к сожалению, могила автора "Путешествия из Петербурга в Москву" была утеряна еще в 19 веке). В 1848 году на так называемых Надтрубных мостках был погребен известный литературный критик В. Г. Белинский , в 1861 году рядом с ним похоронили Н. А. Добролюбова , а в 1868 году - Д. И. Писарева . Так была создана традиция хоронить литераторов вблизи могилы Белинского. Рядом с дорожкой, ведущей к этим могилам, впоследствии были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, литературы и искусства 19-20 веков.


В 1850х годах проведена перепланировка некрополя. Постепенно название "Надтрубные мостки" сменилось на "Литераторские", которое затем распространилось на всю прилегающую территорию кладбища.

С 1933 года кладбище официально считается закрытым, однако редкие захоронения здесь проводятся и в наше время. Так, например, здесь был похоронен М. В. Маневич - глава комитета по управлению государственным имуществом, убитый в 1997 году.

С 1935 года Литераторские мостки является филиалом Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находятся также музейный некрополь Александро-Невской лавры. На сегодняшний день на Литераторских мостках можно увидеть около 500 надгробных памятников, имеющих большую историческую и художественную ценность. В некрополе располагается и погребальное место семьи Ульяновых, где похоронены мать В. И. Ленина и его сестры.

На Литераторских мостках похоронены: писатели и поэты Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, В. Г.Белинский, И. А. Гончаров, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. А. Блок, В. А. Рождественский; ученые В. М. Бехтерев, Д. И.Менделеев, А. Ф. Иоффе, И. П. Павлов, Н. Н. Павлов, А. С.Попов; путешественник-географ Н. Н. Миклухо-Маклай; композиторы П. И. Чайковский, С. М. Майкапар, В. П. Соловьев-Седой; художники и архитекторы И. И. Бродский, А. С. Никольский, А. И. Куинджи, К. С. Петров-Водкин.

Пара легенд/мифов, связанных с кладбищем:


  1. В начале 1990-х годов активно обсуждали предложение о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучшее, чем Литераторские мостки в Петербурге, где похоронены родственники вождя мирового пролетариата, предложить было трудно. 20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалась ложной. Но для того, чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

  2. Растанная улица: в Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершими. Поэтому и улица в последствии стала называться Растанной. На улице также находился трактир “Расстанье”, который и мог дать название улице…(via “Легенды и Мифы Санкт-Петербурга” Н.А. Синдаловский)

рассказ rakshas "а о нашем походе:

"Литераторские Мостки, как я уже говорил, понравились нам чрезвычайно. Во-первых, там, как и на лютеранской части Смоленского кладбища, похоронены в основном серьезные люди под солидными надгробиями. Никаких ржавых труб или сгнивших досок, только большие, добротные кресты и внушительные каменные монументы. Во-вторых, там проложены удобные, предназначенные для прогулок дорожки, идти по которым было бы удовольствием даже в обычном дышащем жизнью парке. И в-третьих, за кладбищем организован надлежащий уход, что просто таки совершенно удивительно, особенно на контрасте со Смоленкой. Мусор на кладбище отсутствует как класс, листья и ветки с деревьев собраны в аккуратные кучи и приготовлены к ритуальной кремации вдали от могил. Никаких гопников и бродяг на кладбище встречено не было, вместе с нами прогуливались люди вполне чинного и интеллигентного вида.

Идиллическая прогулка была нарушена только одним неприятным эпизодом, да и тот в результате комичного своего завершения не оставил негативных эмоций.

На Литераторских Мостках мы встретили мента потрясающей степени тупоумия. Мы неспешно гуляли по кладбищу, где, как потом выяснилось, запрещена фотосъемка, периодически снимая красивые надгробия. Остановились возле особо примечательного креста, marielf настроилась его запечатлеть, расчехлила технику и погрузилась в процесс выстраивания гениальной композиции. Я стоял рядом, греясь на солнышке, и обозревая окрестности, и вдруг увидел, что к нам по дорожке бежит, пыхтит и свистит какой-то придурок в фуражке. Я предупредил об этом увлекшуюся marielf , она убрала фотоаппарат, и мы спокойно пошли дальше. Тут "фуражка" таки добегает до нас и закатывает истерику: "Вы что не видите, что я к вам бегу, я к вам обращаюсь, здесь снимать нельзя и т.д.".

Мы совершенно спокойно ему отвечаем, что его видим, снимать прекратили, запрещенность съемки осознали. Однако его, видимо, разозлило наше равнодушие к его персоне, и он сказал что-то в духе: "Ну что ж, будем засвечивать пленку/отбирать фотоаппарат". И тут marielf меня убила. Она достала свой маленький сотовый и на глазах мента с умным видом нажала там пару кнопок, типа она на телефон снимала и теперь удаляет снимки!!! Мент довольно крякнул и ушел. Я стоял в шоке, не веря своим глазам и ушам. Мент же сам видел, как marielf снимала здоровенным фотоаппаратом, к которому была привинчена гигантская вспышка. Честно говоря, никогда не представлял, что бывают настолько тупые люди, что им можно так легко запудрить мозг парой быстрых непонятных фраз и ловкостью рук. Эта история заставила меня предположить наличие скрытых сверхспособностей у одного из смотрителей данного комьюнити."


Свою историю некрополь, расположенный между Расстанной улицей и Монастыркой, ведет от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе. Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине 18 века по распоряжению самой императрицы, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.
Современное Волковское кладбище было учреждено по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1759 году. Свое название кладбище получило от деревни Волковка, существовавшей задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было много волков. Согласно историческим документам, даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни.

Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали, а захоронения большей частью имели стихийный характер. Места для могил выбирали родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, следуя принципу "там, где захотелось". Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

В конце 18-начале 19 века на Волковском кладбище было построено несколько церквей. Первой была сооружена деревянная церковь Спаса Нерукотворного в 1759 году. А в 1777 году была воздвигнута деревянная церковь "в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме", которая через пять лет сгорела от пожара. В 1782-1785 годах была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал замечательный архитектор И. Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.


Второй по времени возведения каменный храм - церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В. И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф. И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.
На деньги купца П. И. Пономарева на Волковском кладбище была построена третья каменная церковь, которую в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф. И. Руска, который, по сути, в архитектуре новой церкви повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".


Четвертым каменным храмом стала церковь Святого Иова, построенная на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И. А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

В 18-19 веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине 19 века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками".

В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес, (захоронения И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки.

На Волковском кладбище сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего, с каждым годом старинных захоронений становится все меньше, а на их месте появляются современные строгие надгробия из серого гранита и черного мрамора.
На Волковском православном кладбище похоронены: поэты В. С. и Н. С. Курочкины, архитектор К. А. Тон, композитор и скрипач Н. Я. Афанасьев, книготорговец И. В. Сленин, хирург Н. А. Вельяминов, историк и филолог А. А. Шахматов, биохимик и физиолог В. Я. Словцов и другие.

В 18-19 веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
В современной же мифологии Волковского кладбища большое место отведено вождю мирового пролетариата, чьи родственники были похоронены на Литераторских мостках. В начале 1990-х годов начали активно обсуждать предложения о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучше Литераторских мостков в Петербурге трудно представить.
20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма "Вести" сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалось ложной. Но для того чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.

-Литературные мостки

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893) Русский поэт-лирик. Основные мотивы лирики Апухтина - грусть, разочарование, недовольство жизнью. На его стихи написаны романсы: "Пара гнедых", "Ночи безумные", "Когда так радостно в объятиях твоих...", "Волшебные слова любви и упоенья...", "Ни отзыва, ни слова, ни привета", "День ли царит" и др. В 1890 г. Апухтин обратился к прозе - "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского". Известно, что А. Апухтина связывала долгая дружба с П.И. Чайковским, написавшим на его стихи несколько романсов. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) Русский писатель, литературный критик, публицист. Сотрудничал в журнале "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). В статьях 1840-х гг. в условиях цензурного гнёта в завуалированной форме доказывал необходимость глубоких социально-политических преобразований, уничтожения крепостничества и самодержавия. Наиболее ярко эти идеи отразились в письме к Н. В. Гоголю (июль 1847), которое широко распространялось в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в "Полярной звезде", 1855). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Дмитриев Иван Петрович (1915 - 2003)

Советский актёр театра и кино,родился в городе Вышний Волчок. С 1936, после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, - актер Ленинградского театра Комедии, с 1940 - театра Краснознаменного Балтфлота, с 1948 - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 - академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Народный артист СССР (1980). /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Янсонс Арвид Кришевич (1914-1984) Дирижер.Играл в оркестре Рижской оперы. Параллельно брал уроки дирижирования у Лео Блеха и в 1944 впервые встал за дирижёрский пульт. Вскоре Янсонс получил место дирижёра в Латвийской опере, а после завоевания второй премии на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1946 возглавил симфонический оркестр Латвийского радио, с которым работал в течение шести лет. В 1952 стал одним из дирижёров симфонического оркестра Ленинградской филармонии, с которым выступал не только в СССР, но и за границей. Нередко Янсонса приглашали дирижировать зарубежными коллективами, в частности, Токийским симфоническим оркестром. С 1965 активно занимался также педагогической деятельностью, давая мастер-классы в Германии, Финляндии и Швеции, в 1972—1984 заведовал кафедрой оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории. Умер от сердечного приступа во время концерта, дирижируя оркестром Халле.
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Шварц Исаак Иосифович (1923 - 2009)

Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), народный артист России (1996),лауреат Государственной премии России. Автор симфонических произведений, а также музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

Б.Т.Штоколов - Народный артист СССР (1966), Народный артист России (1962), Заслуженный артист РСФСР (1958), лауреат Государственной премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени, почетный академик Славянской и Петровской академий.

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Чапыгин Алексей Павлович (1870-1937) Русский писатель, автор исторических романов, рассказов о крестьянском быте, об охоте. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> Бенуа Леонтий Николаевич (1856-1928)Архитектор, педагог. Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) петербургской Академии художеств. Сын Н.Л. Бенуа, брат А.Н. Бенуа. Строил в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве и др. городах. В 1910-1913 г. вместе с М.М. Перетятковичем, Ф.Е. Енакиевым, Н.Е. Лансере, создал проект преобразования Петербурга (не реализован). По его проектам построены: церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном (1892-1901); русская капелла в Дармштадте (1897—1899); собор Александра Невского в Варшаве; доходный дом 1-го Российского страхового общества в Москве (1905-1906) - соместно с А.О. Гунстом; Дворец выставок - западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге (1914-1919) - совместно с С.О. Овсянниковым; ряд банков на Невском проспекте; Зал заседаний Гос. совета в Мариинском дворце (1907-1908); Клинический институт акушерства и гинекологии Д.О. Отта; и др. Руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896-1908, по проекту Д.И. Гримма). Л.Н. Бенуа преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903-1906 и 1911-1917 г. также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879-1884) и Институте гражданских инженеров (1884-1892, 1920-1927) /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;"> /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Берггольц Ольга Федоровна Берггольц Ольга Федоровна(1910-1975) Писательница, поэтесса. Окончила в 1930 г. филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты «Советская степь», редактором «комсомольской страницы» газеты ленинградского завода «Электросила». Писала лирические стихи, повести, пьесы, рассказы для детей и юношества. В декабре 1938 году была арестована и 149 дней провела в тюрьме. В годы блокады 1941-1944 г. Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде, работала на Ленинградском радио, где читала свои стихи, поддерживая дух блокадников. Именно тогда прозвучали её поэмы "Февральский дневник" и "Ленинградская". Слова О. Берггольц "Никто не забыт и ничто не забыто" высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища. Произведения О. Берггольц: "Углич" (1932; повесть), "Глубинка" (1932; сборник очерков, написанных в Казахстане), "Стихотворения" (1934; сборник лирики), "Журналисты" (1934; повесть), "Ночь в "Новом мире" (1935; сборник рассказов), "Зерна" (1935; повесть), "Книга песен" (1936; сборник), "Февральский дневник" (1942; поэма), "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), "Они жили в Ленинграде" (1944; пьеса; написана совместно с Г. Макогоненко), "Твой путь" (1945), "Ленинградская симфония" (1945; киносценарий; совместно с Г. Макогоненко), "Говорит Ленинград" (1946 сборник выступлений по радио в блокадном Ленинграде), "У нас на земле" (1947; пьеса), "Первороссийск" (1950; поэма), "Верность" (1954; поэма о Севастопольской обороне 1941-1942) и др. /cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">

/cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif" target="_blank">http://cemeterys.ru/templates/light/Untitled-2.gif); background-color: rgb(99, 0, 0); text-align: center;">
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, морфолог. В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию. Заведуя кафедрой психиатрии Казанского университета, создал в 1885 г. первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике. С 1893 г. - профессор Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, где заведовал кафедрой нервных и душевных болезней, с 1897 г. - женского медицинского института. В 1908 г. основал в Петербурге Психоневрологический институт. С 1918 г. - директор Института по изучению мозга в Петрограде. Основал журнал "Неврологический вестник" (1893). Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией. Открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности предложил термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Описал ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Скончался 24 декабря 1927 г. в Москве. В некоторых публикациях высказывается предположение, что учёного отравили. Тело В.М. Бехтерева кремировали. Первоначально прах был погребен в здании Психоневрологического института в Ленинграде, но позднее его перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.


Первомайкие праздники для меня совпали с печальным событием - умерла моя любимая тётушка, последняя из старшего поколения нашей семьи. Теперь самая старшая - я. Случилось зто в далёком казахстанвком городе Павлодар, куда я просто не успевала - путь далёкий, теперь Казахстан - другая страна. Нужно было по правослакному обычаю сходить в церковь, поставить заупокойную свечку, заказать поминание. Церквей в Питере много, есть и поблизости с моим домом, но почему-то захотелось сходить в небольшую и я выбрала Церковь Святого Иова на Волковском кладбище.

Заказала Сорокоуст поставила свечку заупокой, прочла молитву. Волковское кладбище - одно из старинных кладбищ Петербурга, оно существует с 1756 года. Хоронили там в основном малоимущих людей, а названо так было именем села Волково и речки Волковка. Церковь Святого праведного Иова построена в 1885 году.

Волковсое кладбище состоит из трёх - православного, лютеранского и Литераторских мостков - мемориального кладбища, входящего в состав Музея городской скульптуры вместе с Некрополем Александро-Невской Лавры. Конечно, пошла на Литературные мостки, где похоронеы наши великие представители культуры.


На Литераторских мостках стоит Храм Воскресения Словущего, конечно зашла и сюда. Вовсю кипела работа подготовки Храма к Пасхе, моют, прибирают, в общем, наводят порядок.

Ходишь по аллеям, будто читаешь нашу русскую историю и литературу - столько знакомых имён...

Начались мостки с захоронения русского мыслителя и писателя Александра Николаевича Радищева, умершего в 1803 году. Могила Радищева не сохранилась и место захоронения не известно. Уже в наше время писатлю был поставлен памятник - кенотаф, т.е гробница, не содержащая захоронения.

Русские мыслители - демократы Белинский и Добролюбов похоронены рядом - умерли совсем молодыми- Белинскому было всего 37, а Добролюбову и того меньше - всего 25.

Даже ограда общая - учитель и его последователь. Рядом могила Плеханова. Как же недолго прожили эти люди, а в чёрточку между датами рождения и смерти вместилось так много, что знаем и помним их спустя полтора века...

Писарев, также недолго проживший - всего 28 лет и тоже оставивший память потомкам.

На этом кладбище похоронена и мать В.И. Ленина - Мария Александровна, именно здесь хотел быть похороненным вождь мирового пролетариата, рядом с могилой матери. Будет ли когда-нибудь исполнена воля Владимра Ильича?..

Очень многие наши писатели, произведения которых знаем, любим и читаем с детства, похоронены на этом кладбище. Ходишь, как по мемориальной библиотеке. Гончаров, его томик "Обломова" мне подарили в детстве, мне исполнилось лет 10 и с тех пор уже никогда не откладывался на дальнюю полку.

Мамин - Сибиряк - "Золото", "Приваловские миллионы", "Алёнушкины сказки" ...

Куприн, не выдержавший эмиграции и вернувшийся умирать на Родину. в Россию.

Писатель - автор небезызвестных "Петербургских трущоб", по этому роману был поставлен сериал "Петербургские тайны" в 1994 году, Всеволод Крестовский. Он писал и писал стихи, многие из которых стали городскими романсами,переводил стихи многих зарубежных поэтов своего времени.

Инженер - железнодорожник Георгий Антонович Михайловский, в литературе нам известный под псевдонимом Гарин - Михайловский, написавший замечательную повесть "Детство Тёмы". которой мы зачитывались в детстве..

И любимый до сих пор романтичными девушками Семён Яковлевич Надсон, заветный томик стихов есть почти у каждой.

Жившая в одно время с нами, прошедшая блокаду Ленинграда и написавшая свои стихи об этом времени, до сих пор бередящие душу, Ольга Бергольц.

Учёные, прославившие Россию во всём мире - Менделеев, таблицей которого пользуются все учёные-химики, а мы знаем со школьной скамьи.

Изобретатель радио Александр Попов.


Замечательный наш юрист Анатолий Фёдорович Кони.

Известный врач - академик, психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Наш прославленный физик, называемый отцом советской физики, Абрам Фёдорович Иоффе.

Отдельная аллея актёров. имена которых вызывают внутренний трепет, всех я видела на сценах Александринки, БДТ и других театров. Ефим Копелян - БДТ, актёр, голос которого узнавали без титров, игравший одинаково хорошо и в кино и театре.

Владислав Стржельчик - БДТ, кого только не играл этот актёр - от русского императора, до грузинского князя, и везде был одинаково достоверен.

Бруно Фрейндлих, актёр театра Пушкина (Александринки), отец замечательной нашей Алисы Фрейндлих.

Актёр того же театра Юлий Толубеев, наш чудесный Санчо Панса при Дон Кихоте Николае Черкасове.

Прямо напротив Юлия похоронен и его сын - Андрей Толубеев, актёр БДТ.

Рядом с памятником Андрею скромный деревянный крест без надписи. Думаю, что это могила мамы Андрея - Тамары Алёшиной, актрисы Александринки.

Актёр Александринки Александр Борисов - один из трёх неразлучных друзей в фильме "Верные друзья", а мною любимый за роль в "Пучине" Островского.

Игорь Горбачёв, до последнего часа жизни стоявшего у руля Александринского театра. Я была знакома и даже дружна
с Игорем Олеговичем.

Композиторы, дирижёры, певцы, балерины, что не имя, то легенда. Агриппина Ваганова, великая педагог, её именем названо хореографическое училище в Петербурге, что расположено на улице Росси.

Наталья Дудинская и Константин Сергеев.- замечательная балетная пара.

Певец - солист Мариинского т-ра Борис Штоколов, его романс "Гори,гори, моя звезда" вызывал слёзы на глазах слушателей, а оперные партии исполнял так, что раз услышав, забыть невозможно.

Кинорежиссёр Григорий Козинцев. Только несколько его кинокартин - трилогия о Максиме с Борисом Чирковым, "Гамлет", "Дон Кихот", "Король Лир" - малая толика из фильмографии Великого.

Дирижёр Арвид Янсонс.

Композиторы - наши современники, написавшие такую музыку, которую слушаем, любим и поём сейчас и будут слушать и любить наши дети и внуки: Исаак Шварц - композитор музыки к фильмам и др. музыки.

Андрей Петров - композитор, написавший столько популярных песен, музыки к любимым фильмам и др. произведений классической музыки, что все и не перечислишь.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но невозможно объять необъятное. Некоторые фотографии найдены в интернете и скопированы оттуда, но основная часть - фото сделанные мной 2-го мая 2013 года.















































В тот же самый день, когда я дошел до станции Волковская, я ещё успел до наступления темноты посетить самую интересную часть Волковского кладбища, под названием "Литераторские мостки".
Времени до наступления полных сумерек было действительно в обрез и я очень торопился, идя пешком от жд станции до этого места.
А вообще нравится чем-то мне эта местность под названием - Волково. Вроде и центр недалеко, но как-то всегда тут малолюдно и загадочный дух обитает в этих местах. Старые кладбища, которые расположены фактически в лесу и речушка создают ощущение, что ты находишься где-то на самой захолустной окраине Питера.
Кстати чем-то мой родной киевский Сырец, где я вырос, напоминает мне Волково.

"Литераторские мостки" - участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
1. Главные ворота, построенные в 19 веке.

2. Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась). В 1848 году здесь был захоронен публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов. (Из Викимапии).

На полный обзор кладбища не претендую, но кое-что удалось сфотографировать. Правда снимки в связи со временем года и дня вышли совсем неважные.

3. Церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Нынешний свой вид после многочисленных перестроек приобрела в 30-е годы 19 века.

4. В 1935 году "Литераторские мостки" были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

5. Изобретатель первого русского (советского) тепловоза Я.М.Гаккель.

7. На некоторых памятниках с трудом что-то можно прочесть.

11. Могила видного русского историка Н.И. Костомарова. Автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины.

14. Муж сестры Ленина Анны Ильиничны - Елизаров. Видный большевистский деятель. Умер в 1919 году.

15. Мать семейства Ульяновых. Ильича-Мария Александровна Ульянова-Бланк (1835-1916).
Для тех кто из молодых не знает, это мама Ленина (Ульянова) Владимира Ильича.

16. Две сестры Ленина. Ольга Ильинична, умершая от тифа совсем молодой. И Анна Ильинична Ульянова -Елизарова. (1864-1935). Анна прожила достаточно долго по меркам той эпохи.

Мемориал Ульяновым возвели в начале 50-х годов прошлого века по заказу Совета министров.

17. Крестовский Всеволод Владимирович (1840—1895) поэт и прозаик, литературный критик.

19. Балерина Ваганова (1879—1951)

20. Легендарная Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, тоже похоронена тут. (1910—1975)

21. Лесков Николай Семёнович (1831—1895) писатель. Недавно могилу полностью отреставрировали и немного перестроили.

23. Современное захоронение.

25. Гаршин Всеволод Михайлович (1855—1888) писатель.

26. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889) писатель.

27. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) теоретик и пропагандист марксизма.

28. Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) литературный критик, публицист.

29. Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) литературный критик.

30. Гончаров Иван Александрович (1812—1891) писатель.

32. Перечислены известные кинофильмы, музыку к которым сочинил Андрей Петров.

33. Это фото не нуждается в комментариях.

34. И пожалуй это тоже. Поколение выросшее в СССР прекрасно знает этого актёра.

Тут я фотоаппарат переключил на другой режим и вроде стало получаться немного лучше, потому что сумерки стремительно наступали.

36. Соловьёв-Седой Василий Павлович (1907—1979) композитор

37. Копелян Ефим Захарович (1912—1975) актёр. Я думаю все помнят его голос за кадром в культовом сериале "Семнадцать мгновений весны".

39. А вот могила этого скульптора меня сильно озадачила. И вы уже наверно поняли почему. Впрочем он умер в 1992 году, на заре украинской самостийности и тогда этот символ ещё не ассоциировался у подавляющего большинства русских людей с чем-то плохим.

40. С другой стороны герб Санкт-Петербурга.

42. Знаменитый академик Павлов. Нобелевский лауреат, физиолог.

43. Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.

44. Эта могила тоже не нуждается в комментариях.

45. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939) художник.