Возникновение государства франков. Образование франкского государства править В каком году было создано франкское государство

26 ноября 2014

Первой правящей династией Франкского государства были Меровинги, предки которых считаются скорее мифическими, чем реальными личностями. Точных данных о них существовало мало, и это давало право потомкам приписывать себе божественное происхождение. Так или иначе, но представители именно этой династии обеспечили возникновение государства франков.

Мифы и легенды средневековой Франции

Как в России существует источник «Повесть временных лет», некоторые данные которого оспариваются более поздними исследованиями, так и во Франции есть анонимная хроника «Книга истории франков», или «Деяния франкских королей». Как авторство русского летописного свода приписывают монаху Нестору, так и французский источник предположительно составил епископ города Тура Григорий Турский. Согласно этой книге, род Меровингов прослеживается вплоть до царя Приама, последнего правителя Трои, количество детей которого насчитывало 5 десятков. Одним из них был Маркомир, вождь франков в IV веке. А сын его Фарамонд, согласно указанному выше источнику, долгое время считался первым королем из династии Меровингов. Но позже само его существование было подвергнуто сомнению. Так что Фарамонд как первый правитель государства франков отпадает.

Истоки великой династии

Его сын, Хлодион Длинноволосый (390-447 гг.), правивший приблизительно в 427-447 годах, - тоже легендарная или мифическая личность. Хотя о нем известно несколько больше. Его считают королем салических или западных франков. Эта ветвь обособилась от остальных представителей этого народа и жила в Токсандрии (Северный Брабант, между реками Маас и Шельда) с 420 года, затем в Турнэ, городе, расположенном недалеко от нынешнего Брюсселя. Прозвище «Длинноволосый» Хлодион получил потому, что не стриженная с рождения шевелюра намекала на божественное происхождение и принадлежность к высшей королевской касте. Знаменит он тем, что сын его и преемник Меровей считается уже полулегендарной личностью, и считается, что именно из-за его имени было дано название первой правящей династие Франкского государства Меровингов. Но не он - первый правитель государства франков. Однако некоторые источники именно ему приписывают победу над гуннами на Каталаунских полях. Аттила отступил, а салические франки навсегда обосновались в Галлии.

Реально существовавшая личность

Меровей умер после десятилетнего правления, наследовал престол его сын Хильдерик I. И вот он является реально существовавшей личностью. Этому есть не только письменные, но и вещественные доказательства. В 1653 году возле церкви Сен-Брис, входящей сейчас в кантон Северный Коньяк, при строительстве фундамента для приюта была найдена могила Хельдерика с его оружием, личными вещами и ювелирными украшениями, на которых было выгравировано его имя, переводящееся как «мощный воитель». Он расширил территории будущего Франкского государства, разгромил саксов и занял Анжу. Правителем салических франков он был с 457 по 481 год. Умер приблизительно в возрасте 40 лет.

Первый христианский правитель

Преемником его стал Хлодвиг I (466- 511) - самый талантливый и могучий король из династии Меровингов. Он правил страной с 481 по 511 годы. Именно он и есть создатель и первый правитель государства франков. Он, заключив тесный союз с Папой Римским, превратил ставшее при нем мощнейшим на обломках Римской империи Франкское государство в оплот католицизма. При нем страна стала не только могучей, но и христианской. В 496 году, уничтожив аллеманов (древнегерманское племя, с немецкого языка переводится как «все люди»), Хлодвиг принимает католичество. Его считали воплощением сочетания ума и жестокости, доблести и коварства. Благодаря этим его качествам, государство франков в несколько раз расширило свою территорию. Девизом его правления был лозунг: «Цель оправдывает средства». Но после его смерти мощная держава распалась.

Взлеты и падения

На протяжении своего существования с V по IX века Франкия (первые упоминания относятся к III веку) знала взлёты и падения, имела великих правителей и их бездарных последователей. Первый правитель государства франков и его последний король - Хлодвиг I и Карл Великий - были значительными личностями как во французской, так и в мировой истории. К заслугам первого короля, кроме значительного расширения территории и принятия христианской религии, относится и то, что он основал свою резиденцию в Париже и, очень сильно укрепив королевскую власть, сделал ее наследственной. Первый правитель франкского государства Хлодвиг I содействовал написанию "Салической правды", представляющей собой одну из самых ранних "Варварских правд". "Правды" - это свод неписаных норм и обычаев, которые государственная власть санкционировала. То есть это была попытка создания судебно-административного аппарата. Заслуги этого короля велики во многих областях. Но на вопрос о том, кто был крестителем Франции, существует четкий ответ: первый правитель государства франков Хлодвиг I.

Государственная структура

Но все-таки в государстве франков в период Раннего Средневековья была слабая централизация власти. По существу, в территориальной структуре господствовало родообщинное деление. Низшие, но играющие заметную роль единицы - «сотни», были объединены в паги, или округа, которые представляли собой измененные римские общины. Они уже не были родовыми, а были соседскими, или территориальными (по Энгельсу - «марками»). Общины, в свою очередь, объединялись в графства, совокупность которых и представляла собой раннее Франкское государство. Правители областей франкского государства - графы - не имели общей власти, в их ведении были только местные владения короля. Законами, их исполнением, сборами налогов ведали общины. Но при Хлодвиге страной постепенно начинает управлять королевский двор.

Укрепление королевской власти

При расширении государства и укреплении на всей его территории власти верховного правителя народные собрания теряют свое значение. Король становится и верховным судьей. В свободное от войны время он объезжал страну с целью решения тяжких преступлений. Мелкие нарушения по-прежнему выносились на суд общин. Со временем и наместники короля в областях - графы, укрепили свою власть и стали реальными правителями, осуществляющими общее управление. Необходимо подчеркнуть то, что первый правитель Франкского государства был коронован в 481 году в соборе города Реймса. Существует легенда о богоизбранности Хлодвига. Накануне коронации голубь принес с небес фиал, полный елея, для помазания короля на царство. В этом же соборе пятью годами позже, в 486, Хлодвига I крестили.

Государство остготов. Теодорих.

Еще раньше, в 534 г., эта участь постигла государство вандалов наиболее жизнеспособным и динамичным оказалось Франк-ское государство . В 534 г. они завоевали государство бургундов. Дальнейшая история варварских государств связана с завоева-тельной политикой восточно-римского императора Юстиниана I . Помимо Северной Африки и Италии ему удалось отобрать в 551 г. у ослабевших вестготов ряд городов в Южной Испании: Картахену, Кордову, Малагу и др. Но развить успех византийцы уже не сумели. В 568 г., теснимые аварами, на Апеннинский полуостров вторглись лангобарды, в считанные годы овладевшие большей частью Северной и Южной Италии, после чего Константинополь перешел к обороне и уже не пытался расширить владения империи.

Тем временем в наступление перешло стабилизировавшееся государство вестготов. В 585 г. они положили конец независимости свевов и одновременно начали теснить византийцев, отвоевав южную часть полуострова к 636 г. Северная Африка оставалась в руках Константинополя до арабского завоевания в 60-е годы VII в. В начале VIII столетия арабы вышли к Гибралтарскому проливу, пересекли его и за несколько лет полностью уничтожили Вестготское государство.

Возникновение государства франков. Хлодвиг.

Племенной союз франков возник из объединения сигамбров, бруктеров, некоторых других нижнерейнских племен. Начиная с IV в. они выступают как федераты Римской империи и получают земли для поселения на крайнем севере Галлии. К концу существования империи франки контролировали территорию вплоть до Соммы.


В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486—511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства — с конца V до конца VII в., обычно называемый меровингским периодом.

Меровинги — династия франкских королей, первая в истории государства франков. Правила с конца V до середины VIII века. После первого исторического вождя, Хлодиона, предание называет королем салических франков Меровея (середина V в.), от которого будто бы получила свое название династия Меровингов. Первым исторически достоверным представителем династии является Хильдерик I. Известен своей победой над алеманнами. Его сын Хлодвиг (466-511), ставший королем в 481 г., был истинным основателем франкского королевства; он объединил под своею властью франков, а также захватил всю Галлию Успехам Хлодвига в войне с вестготами способствовало принятие христианства. Ко времени сыновей Хлодвига относится присоединение области будущего Прованса.

При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507), при его преемниках — Бургундия (534); остготы уступили франкам Прованс (536). К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, аламаны и бавары, саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобард-ское) оно включило в свой состав.

История Франкского государства позволяет проследить развитие феодальных отношений от самой ранней стадии до преобладания на этой территории феодального уклада; от зарождения раннефеодального государства до его расцвета в виде первой на Западе Европы средневековой империи — Каролингской. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родоплеменных отношений. Соотношение тех и других было неодинаково на севере и на юге королевства. К северу от Луары романизация галльского населения в I — начале V в. была заметно слабее, чем на юге страны.

На первом этапе существования Франкского государства (конец V — конец VII в.) на севере Галлии позднеримская и варварская структуры существовали в виде различных укладов: разлагающихся рабовладельческого и варварского, родоплеменного, а также зарождающегося феодального (колонат, разные формы поземельной зависимости, дружинные отношения у франков), которому принадлежало будущее.

В конце VII в-фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов . Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (maiordomus — старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников небрежительное прозвище «ленивых королей».

После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего франкского государства. Это удалось ему потому, что в Австразии, где крупное землевладение было слабее, чем в других частях королевства, майордомы могли опираться на довольно значительный слой мелких и средних вотчинников, а также свободных аллодистов крестьянского типа, заинтересованных в усилении центральной власти для борьбы с притеснениями крупных землевладельцев, подавления втягивавшегося в зависимость крестьянства и для завоевания новых земель. При поддержке этих социальных слоев майордомы Австразии смогли вновь объединить под своей властью все Франкское королевство.

Образование Франкского государства

В то время, когда остготы осели в Италии, в Северной Галлии образовалось германское государство при гораздо более благоприятных условиях, нежели готское государство в Италии. Незадолго до этого момента, когда последний из западно-римских императоров сошел с исторической сцены, Галлия была разделена на 5 или 6 самостоятельных частей. Юго-восточная часть, от Пиренеев до Луары, входила в состав Вестготского государства и была его важнейшей частью, в которой находилась столица Толоза. Их соседями на востоке, в долине Роны и Соны, были бургунды; на западе на одном из полуостровов утвердились бритты, вытесненные из-за моря англосаксами; от них полуостров получил название Бретани. Севернее страна от Луары до Соммы составляла римскую провинцию, которой правил некий Сиагрий в качестве патриция или "графа" империи. На этот остаток прежней римской территории с юго-востока, с верховьев и среднего течения Рейна, наступали аламанны, давно уже перешедшие Рейн; с севера, с низовьев Рейна, двигались франки, уже успевшие завладеть всей территорией от Северного моря до Соммы и Мааса, т. е. нынешними Голландией и Бельгией. Франки разделялись на две большие группы: рипуарских франков, столицей которых был римский город Колония, и салических франков; последними правил сикамбрский род Меровингов.

Франки и аламанны были язычниками, бургунды и вестготы - христианами арианского толка, между тем как исконное население Галлии, обращенное в христианство еще в IV в., принадлежало к католической церкви. Франки, продвигаясь вперед медленнее прочих германских народов, появлявшихся на римской территории, тверже их укоренялись на своих новых поселениях; они все быстро перешли к земледелию и образовали много маленьких отдельных государств под властью королей.

В 481 г. умер Хильдерик Меровинг , и его 15-летний сын Хлодвиг , или Хлодовех, был провозглашен королем салических франков. У него не было благородных рыцарских качеств германских королей-воинов - это был истый варвар, алчный до власти и корысти, которого не коснулось высшее развитие римского мира, даже среди своего падения и растления способного действовать возвышающим и облагораживающим образом на таких деятелей, как Теодорих . Христианство также не оказало на Хлодвига ни малейшего влияния: и будучи язычником, а впоследствии христианином, он действовал без зазрения совести там, где речь шла о расширении его власти и владений.

Он медлил недолго: в 486 г. 19-летним юношей Хлодвиг во главе своей дружины напал на Сиагрия, разбил его при Суассоне и, когда тот был выдан ему запуганным вестготским королем Аларихом II, велел его казнить. Завоевание страны не было затруднительно, т. к. римскую власть население не любило. Города капитулировали один за другим и переходили на сторону победителя, который получил возможность наделить своих дружинников землей, не стесняя высшие классы романского населения. Казенных земель и конфискаций, неизбежных при каждом завоевании, оказалось достаточно, чтобы снабдить короля и всю его свиту аллодами (уделами).

В 493 г., в год поражения Одоакра, юный король вступил в брак, обильный последствиями. Он женился на Хродехильде, дочери бургундского короля Хильперика, убитого родным братом Гундобадом. Хродехильда вскоре сумела подчинить супруга своему влиянию и, будучи ревностной христианкой, старалась всеми силами обратить Хлодвига в свою веру. Богословские прения супругов, как их передает историк франков епископ Григорий Турский, дают возможность заглянуть в круг понятий этих франкских вождей. Хродехильда настаивала, чтобы ее супруг молился истинному Богу, создавшему небо и землю; Хлодвиг возражал, что небо и земля скорее созданы его богами. "Ваш Бог, - замечал он жене, - очевидно, существо слабое, - да к тому же он и родом-то не из богов". Но, несмотря на эти рассуждения, он согласился крестить старшего сына; но этот сын умер. "Будь он посвящен во имя моих богов, и теперь бы еще был жив", - заявил опечаленный король. Некоторое время спустя у королевы родился другой сын: заболел и этот, но благодаря молитве Хродехильды выздоровел.

Вопрос о принятии христианства занимал короля, и он ясно осознавал выгоды подобного шага; но его останавливало соображение, что языческие боги доставляли победы ему и его воинам, а христианский Бог, Бог побежденных, выказал себя не особенно могущественным. Война подала повод к тому, чтобы Хлодвиг решился наконец сделать шаг, необходимость которого была очевидна. Аламанны, которым готское королевство мешало продвинуться на юг, давно уже теснили рипуарских франков и их короля Сигеберта, при новом нападении аламаннов призвавшего Хлодвига на помощь (496 г.). Между Рейном и Маасом, при Тольбиаке, дело дошло до битвы, и в этой битве Хлодвиг впервые обратился к Богу христиан со своей языческой молитвой: "Иисус Христос, - так передает эту молитву Григорий Турский, - Хродехильда говорит, что ты сын Бога живого и даруешь победы тем, кто на тебя уповает: если ты даруешь теперь победу мне, то я в тебя стану верить и дозволю себя окрестить во имя твое: ибо я взывал к своим богам, но они мне не оказали помощи". И вот победа, колебавшаяся то на ту, то на другую сторону, была решена: аламанны обратились в бегство. Их поражение было полным. Они утратили значительную часть своей территории, которую Хлодвиг затем взял себе, включив ее в достояние короны, а некоторую ее долю разделил на участки между своей знатью и воинами. В то время даже часть Баварии и часть Вюртемберга отошли к франкским владениям, и только определенно выраженная воля Теодориха воспрепятствовала франкскому королю еще шире раздвинуть пределы своих владений. Но аламанны после нанесенного им поражения утратили всякое значение среди германских племен.

После победы Хлодвиг не замедлил исполнить свой обет, что было вдвойне необходимо и еще легче сделать теперь, когда его власть распространилась на новые обширные области. Христианство уже составляло в то время великую духовную силу, правившую всеми мирскими делами, и было совершенно ясно, что прочная власть могла установиться на романской почве только в том случае, если победоносное меньшинство будет иметь одну веру с большинством побежденных. Особенно благоприятным в данном случае было то, что Хлодвиг имел возможность свободно выбирать между обеими формами исповедания, господствовавшими в то время, - католической и арианской. Он не поколебался избрать первую, тем более что она уже преобладала над арианством, и даже среди германцев переходы из арианства в лоно католической церкви были не редки (так, например, было с бургундами). Один из ревностнейших противников арианской ереси, реймсский епископ Ремигий (Реми), совершил крещение над Хлодвигом и его дружиной. Это происходило в Реймсе, в Рождество 496 г., здесь проявилось то умение, с которым духовенство того времени привлекало к себе этих грубых воинов. По-видимому, франки не особенно охотно переходили из язычества в христианство, расставаясь со старыми богами, которые, на их взгляд, не были так худы и баловали их в последнее десятилетие немалыми успехами. Но их король решился на этот шаг. Его обращению старались придать возможно более торжественную обстановку: улицы города были украшены; церковь, где приготовили купель, была увешана белыми завесами и освещена множеством горящих свечей. "Весь храм, - с одушевлением повествует Григорий Турский об этом великом историческом событии, - был исполнен небесного благоухания, и Бог излил столь великую благодать на всех, присутствовавших в то время в храме, что всем казалось, будто они в раю и вдыхают его благоухания". И действительно, со стороны Хлодвига нелегко было решиться на этот шаг. "Склони главу твою, сикамбр, - так обратился к королю епископ, - поклоняйся тому, что доселе преследовал, и преследуй то, чему доселе поклонялся". Известие о крещении Хлодвига во всем романском мире возбудило великую радость и ликование. По этому поводу Григорий Турский сообщает множество примеров той непримиримой ненависти, с которой все, принадлежавшие к католической церкви, относились к исповедовавшим арианство. И эта ненависть, это религиозное разъединение и были тем зародышем гибели, которое уже носили в себе остальные германские государства: в этом смысле государству Хлодвига предстояло великое будущее. Он стремился обладать нераздельно всей Галлией и уже знал заранее, что все епископы, все духовенство и все романское население будут на его стороне.

Подчинение бургундов не удалось; власть над ними упрочилась в руках Гундобада, убийцы отца Хродехильды. Что же касается борьбы с вестготами, которую Хлодвиг начал в 500 г., то он и сам называл ее "религиозной войной". Григорий Турский вкладывает ему в уста такие речи: "Мне больно видеть, что часть Галлии находится в руках этих ариан; пойдем на них войной, одолеем их с Божьей помощью и завладеем их страной". Битва, решившая судьбы Галлии, произошла при Вуйе, невдалеке от Пуатье. Готы и их король Аларих II бились храбро, но войско Хлодвига , по-видимому, оказалось более выносливым и лучше организованным: готы были разбиты, сам Аларих пал в битве или во время бегства, и Хлодвиг завладел всей страной до самой Гаронны. Остальные владения готов в Галлии и Испании были спасены только вмешательством Теодориха , который тщетно пытался воспрепятствовать войне, разгоревшейся между двумя родственными ему королями. Остатки готского королевства перешли во власть несовершеннолетнего Амалариха, сына погибшего в битве Алариха. В это время Хлодвиг получил от константинопольского двора титул патриция и проконсула - неизвестно, по просьбе ли или без ходатайства, по расположению восточно-римского правительства. Этот титул значительно облегчил слияние двух народностей и даже в среду приближенных короля внес некоторое равновесие. Двор Хлодвига , теперь находившийся в Лютеции (Париже) - естественном центре Галлии, был неоднороден по составу: здесь можно было увидеть и епископов, и знатных вельмож романского происхождения, и грубых представителей разношерстной франкской дружины.

Последним делом Хлодвига было слияние рипуарских франков с салическими. Он подчинил своей власти мелкие владения в стране салических и выказал при этом много хитрости и жестокости. Короля рипуарских франков Сигеберта он устранил, подговорив его собственного сына убить отца: а затем подослал к сыну убийц. После этого он был провозглашен королем рипуарских франков. Но этому едва ли можно удивляться, поскольку нравственный уровень тогдашнего духовенства был далеко не высоким. Григорий Турский, подробно излагая все эти ужасы, наивно добавляет: "Бог, что ни день, преклонял пред ним врагов его и распространял его царство..." В 511 г. Хлодвиг умер в расцвете лет и мужественной силы.

Хлодвиг оставил четырех сыновей - Теодориха, Хлодомера, Хильдеберта и Хлотаря. Тотчас же выяснилось, что наследники Хлодвига не понимали возложенной на них государственной задачи: они поделили королевство отца на четыре части, и каждый избрал себе столицу - Реймс, Орлеан, Париж, Суассон. Настоящим наследником был старший сын Теодорих, родившийся не от брака с Хродехильдой. Несмотря на это разделение власти и на последствия, какие оно имело во внутреннем управлении, мощь франков в ближайшие десятилетия проявилась новыми воинскими предприятиями: так, например, в 551 г. франкское войско победоносно оттеснило тюрингов от их западной границы; в 534 г., после долгой борьбы, был положен конец и Бургундскому королевству.

Дважды, только дважды в течение 200 лет, в которые франками правили князья из рода Меровингов, вся страна франков соединялась под властью одного короля: в 558-561 гг. при Хлотаре I, младшем из сыновей Хлодвига , и в 613-628 гг. при Хлотаре II . За этими краткими периодами единения всегда следовали новые переделы территории между сыновьями и естественные последствия подобных переделов - войны между братьями и родственниками и убийства. В эти усобицы должны были вступать их дружины, а за дружинами и большее или меньшее число свободного населения.

Правление династии Хлодвига представляет собой удивительно однообразное чередование ужасов и злодейств, которыми отмечена вся эпоха; совершающиеся перед глазами наблюдателя чудовищные преступления невольно привлекают его внимание к отдельным деятелям этого круга. Кому не известно, например, соперничество в кровавых злодеяниях, которым прославились две страшные женщины, характеризующие эту эпоху: Брунгильда, дочь вестготского короля Атанагильда, супруга австразийского короля Сигеберта I, и Фредегонда, плебейка-любовница Хильперика I, короля Нейстрии? Последняя начала свои подвиги с того, что приказала удавить во время сна супругу Хильперика Галсвинту, сестру Брунгильды, за этим последовал нескончаемый ряд злодейств, которые 40 лет спустя закончились тем, что сын Фредегонды Хлотарь II , которому Брунгильда попала в руки, приказал привязать ее к хвосту дикого коня, и тот разметал ее насмерть. Соединение грубейшей распущенности с самой утонченной жестокостью, при удовлетворении которой не уважаются ни божеские, ни человеческие законы, служит в этот страшный период отличительной чертой не только царствующего дома, но и всего народа, насколько о нем можно судить по его высшим классам. Слияние победителей с побежденными происходило здесь быстро, и так же быстро смешивались пороки римской испорченности с дикими проявлениями франкской грубости. Церковь смотрела на все это сквозь пальцы, радуясь, что эти пороки не сопровождаются наиболее тяжким - принадлежностью к арианству. Один из бытописателей очень верно сравнивает церковь того времени с нежной матерью, которая невольно поддается естественной слабости к единственному сыну: всему верит, на все надеется, все переносит. Местное романское население здесь не должно было опасаться за свою собственность, как в соседних странах, завоеванных бургундами, готами и вандалами, или в Италии под владычеством лангобардов. Для франкских дружин, уже при Хлодвиге продвинувших границу своей территории далеко на юг, достаточно было завоеванной земли, чтобы обеспечить их земельными владениями, обогатить и дать возможность с необузданной страстностью предаться наслаждениям, которых так много представляла эта страна, цивилизованная уже в течение 600 лет. Среди подобных наслаждений быстро исчезла добродетель, за которую Тацит так восхвалял германских женщин и на которую уже Цезарь обратил внимание. Испорченность сообщилась и духовенству, за которым здесь не наблюдало, как в Италии, Испании и Африке, враждебное ему арианское. Дружба епископов с королями имела то гибельное последствие, что в епископы попадали люди недостойные и, в свою очередь, выказывали себя их прислужниками. Все были озабочены догматической правильностью религиозных верований, и никто не заботился о правилах житейской нравственности. Но воспитывающая сила церковного учения и церковного порядка, конечно, и в эти злые времена не утрачивалась совершенно, и не было недостатка в духовных лицах, которые поддерживали ту величайшую истину христианского учения, что добрая вера должна быть поддержана добрыми делами, и подкрепляли это учение напоминаниями о каре, ожидающей грешников в загробной жизни; а это напоминание даже для полуязычников франков имело свое значение, т. к. вера в бессмертие души была свойственна и германскому язычеству.

Возникновение государства у франков

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном я юге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI в. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.

Формирование феодального общества и государства франков.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франк­ского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодально­му обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабо­владения. Это общество характеризуется многоукладностью (соче­танием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодаль­ных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное го­сударство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной сторо­ны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­ний, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - по­лусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имуществен­ном расслоении франкского общества. В Салической правде гово­рится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (винограда­рях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслужи­вающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточ­ной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственно­сти на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фикси­рует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци­ально-классовых различий у франков и было непосредственно свя­зано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, пе­реходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на зем­лю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зави­симых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный им­пульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франк­ских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Север­ной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вас­сальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником зе­мель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться фео­дальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядо­вых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не полу­чили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко ис­пользоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные пере­мены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощно­го идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с про­поведями о человеческом братстве, о помощи бедным и стражду­щим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослу­жителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все боль­ше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступ­ничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного созна­ния внимание людей естественно концентрировалось на таких во­просах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязани­ях. Однако церковь в это время не была еще политическим образо­ванием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впо­следствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укреп­ления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председатель­ствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть вве­ден в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было оконча­тельно закреплено право королей контролировать назначение епис­копов.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деяте­ли заседали в правительственных органах, а гражданская админи­страция на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функ­ций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенные короля становились местными правителями - гра­фами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епи­скопы управляли городами и окружающими их сельскими поселе­ниями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хозяйства­ми, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные бра­ки священников с мирянами, представителями феодальной вер­хушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся рас­прями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротив­ления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. фран­ки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государст­венного единства в условиях повсеместного неповиновения цен­тральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собо­ром, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хище­ния и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право граж­данских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закла­дывая, таким образом, законодательную основу их иммунитета. Епи­скопы к тому же по решению собора должны были впредь изби­раться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде все­го истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых по­жалований, предоставления новых прав землевладельцам, уста­новления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление един­ства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Государственный строй франков.

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на­чального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной вла­сти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формировани­ем сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на за­вершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключитель­ное положение единоличного правителя. Из простого военачальни­ка он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических ак­ций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно цер­ковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватни­ческим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этно­графические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития спе­цифических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств За­падной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свиде­тельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("вынося­щими приговор"), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, вы­ставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени сво­его члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Сали­ческая правда предусматривала наказание для королевских долж­ностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свобод­ного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запре­щала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось боль­ше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, каса­ются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее позе­мельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству." В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуля­риях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных пол­номочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Однако король в это время - прежде всего военный предво­дитель, военачальник, главной заботой которого является "поря­док" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной адми­нистрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, об­ладающих апелляционными функциями.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных долж­ностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизвод­ства. Нити государственного управления сосредоточиваются в ру­ках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются двор­цовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполня­ет главным образом судебные функции, руководит судебными по­единками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр.Камера­рий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранно­стью имущества дворца.

В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими тер­риториями "из седла".

Формирование местных органов власти происходит в это вре­мя под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наме­стники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функ­циями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоми­нается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их на­значение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного ап­парата франков, копируя некоторые позднеримские государствен­ные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего герман­ской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отря­да свободных франков дружина, а следовательно, и государствен­ный аппарат пополнялись впоследствии не только романизирован­ными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявши­ми придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обога­щение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система поли­тического господства и управления, своего рода "демократия зна­ти", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Расширение участия феодализирующейся знати в управле­нии государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной само­стоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приоб­рело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серь­езного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаб­лением власти королей все больше независимости, администра­тивных и судебных функций приобретают графы, герцоги, еписко­пы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запреща­лось назначение "должностного лица (judex - вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека", если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.

В поздних правдах местным правителям-герцогам и гра­фам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "ко­торых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о ши­роте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказа­ние в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего про­тив закона" (2, 2).

Более того, по Аламаннской правде должность герцога насле­дуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными от­ношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от ко­роля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего уси­ления роли и значения должности майордома, а затем путем пря­мого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государст­ва, переживавшего длительный период политической дестабили­зации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в мона­стырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему раз­витию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управ­ления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммуните­та, изымалась (частично или полностью) из ведения государствен­ных властей в судебных, податных, административных делах. Вот­чинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкциониро­вали уже сложившиеся отношения политической зависимости кре­стьян от своих сеньоров-вотчинников.

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, коло:

нов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родо-племенного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви.