Притчи соломона. Притча царя соломона, собравшая всю мудрость мира! Притчи соломона читать онлайн

Соломон – третий еврейский царь, который управлял объединённым еврейским государством во времена неведомые. Мнения историков об эпохе, к которой его следует относить, и характере происходящих в те времена процессов расходятся. Традиционно ему отводится роль глашатая мудрости, который не попросил для себя у Бога ничего светского, но возжелал знаний и умения их использовать, что тот каким-то образом Соломону, сыну Давида, и дал. Он также традиционно считается автором ряда философских и богословских произведений – «Книги Екклесиаста», «Песни песней» и «Книги притчей».

Личность царя обросла множеством легенд, каждая из которых представляет лишь образец фольклора той или иной эпохи. К примеру, «соломоново решение» – это просто синоним мудрого решения, а выражение «копи царя Соломона» связано с преданиями и даже методами информационного воздействия времён крестовых походов. Рыцарям внушали, что где-то в Палестине скрыты сокровища царя Соломона, чтобы заставить их принимать участие в сомнительных военных кампаниях.

По природе изложения притчи делятся на синонимические, антитетические и параболические. А по стилю представляют собой поэтические художественные произведения, которые возникли в глубокой древности. Сущность изложенного материала представляет собой перечисление совершенно банальных императив, которые лишь иногда напоминают читателям или слушателям о том, что духовные ценности всё же более значимы, чем материальное благополучие.

В некоторых местах в качестве авторов указываются Агур и царь Лемуил. Высказывания Агура помещены в 30-ю главу Притчей царя Соломона , а Лемуила – в 31-ю. Царю Лемуилу наставления даёт его мать. Она предостерегает его от неправедного поведения представителя элиты. В частности – рекомендует остерегаться распутства и пьянства. Из текста видно, что в своих наставлениях мать Лемуила предлагает дать спиртное людям бедным, страждущим, чтобы они могли забыть о своих горестях. А вот царю и князьям она настоятельно рекомендует соблюдать трезвость.

Новая проблема авторства возникла в начале XX столетия. Европейские египтологи установили, что некоторые библейские притчи, входящие в сборник Соломоновых, практически дословно повторяют поучения Аменемопе, которые дошли до нас целиком. Фрагменты притчей 22:17 – 24:22 якобы полностью идентичны египетскому тексту. В настоящее время с этим согласно большинство историков и египтологов. Однако есть и возражения. Египетский фараон из XXI династии Аменемоп, который правил предположительно в 993– 978 годах до н. э., мог говорить примерно о том же, о чём и древний иудейский царь, но впоследствии, увидев сходность смысла, переводчики-египтологи повторили текст притчей, невольно вложили в уста египетского фараона. Впрочем, не исключена и возможность того, что оба текста включают в себя фрагменты какого-то более раннего источника, в настоящее время неизвестного.

В любом случае необходимо понимать, что – это не отдельное произведение, а фрагменты и компиляция каких-то других трудов. Без сомнения, Ханаан времён Соломона находился в тесном контакте с Египтом, да и одной из жён еврейского царя была египтянка, о чём указано в самой Библии. Впрочем, Соломон этим не ограничился. В жёнах у него были представительницы самых разных народов и этнических групп, в том числе и таких, с какими евреям вступать в узы брака не полагалась. С духовной же точки зрения царь явно искал мудрость достаточно широко и исконных для евреев взглядов на религию не придерживался. Для своих жён, как и в силу веротерпимости и толерантности, царь построил в Иерусалиме капища Хамосу и Молоху, а также служил богине Астарте. На это явно указывает текст Библии из Царств, 11:1-12. Он же объясняет и причину гибели государства после смерти Соломона.

В сущности, не так уж и важно, какая культура в тот момент главенствовала. В любом случае , как и поучения Аменемопе, имеют в первую очередь социальное значение. Это советы не замышлять зла тому, кто живёт рядом и ничего не опасается, не болтать, не обниматься с буйными и не верить всякому слову, но внимательно следить за путями своими. Всё это, без сомнения, полезно, но только люди чаще всего поступают прямо противоположным образом.

В следующей за Притчами книге, которая тоже входит в библейский свод Соломоновых книг, автор разительно меняется. Теперь от него веет фатализмом и скорбью от того, что человек всегда властвует человеком неправедно, порождая насилие, отвергая доброту и порядочность. Продажные суды и подлецы у власти уже не бичуются, а показываются в качестве данности. Праведники обречены на страдание, а мудрость – лишь томление духа. Такой правдивый и сострадательный Соломон, проповедник, подталкивающий читателя к тому, чтобы идея отказа от всего мирского зародилась в уме сама по себе, – намного ближе и полезнее для вдумчивого современного читателя.

Характерно, что самая последняя приписка этой книги принадлежит не автору, а древнему редактору. Он отметил, что нужно бояться Бога и заповедей Его. Автор-проповедник же решительно ничего такого не говорил, но лишь признал очевидное:

«Во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.


Притчи царя Соломона написаны, как обращение отца, учащего сына мудрости жизни, какие поступки могут считаться угодными Богу, а какие плохими. Наставление сыну, как наследнику, самому дорогому для настоящего отца человеку покоряют своей любовью и заботой. Никто не может упрекнуть родителя в нравоучениях, соблюдая которые его родимый сын достигнет людского уважения и Божьего благословения.

Притчи Соломона объединяются в 31 главу, в которых перечисляются все мыслимые ситуации жизни и дается совет, как лучше поступить в каждом случае. Но если рассматривать их в целом, то смысл наставлений аналогичен 10 Божьим заповедям, которые необходимо соблюдать всем, кто хочет жить в мире и благополучии.

Советы Соломона можно скачать в интернете бесплатно, чтобы без помех слушать и изучать их в домашних условиях. Также многочисленные сайты предлагают изучать Библию онлайн, помогая разъяснением непонятных мест. Священники толкователи библейских текстов помогают новичкам и просто интересующимся религией пропустить через сердце и душу священную Книгу, чтобы не осталось недомолвок и недосказанностей.

Соломон в переводе означает миролюбивый. За 40 лет своего царствования Соломон не вступал ни в одну серьезную войну, оправдывая свое имя. Страна под управлением мудрого царя достигла расцвета и богатства. О мудрости Соломона ходили легенды: все люди, которые не могли решить свои проблемы самостоятельно, обращались к мудрому царю за помощью, и все соглашались с царским решением.

Чему учат притчи израильского царя


Притчи Соломона – итог его жизненного опыта, который он передает не только своему наследнику, но и всем людям, желающим жить в мире и согласии со своей совестью. Страх Господень, который многие читающие притчи Соломона воспринимают буквально, обозначает уважение и почитание Божественного завета о том, как следует жить всем людям на земле.

Книга притчей Соломоновых актуальна и в наши дни. С развитием сети интернет читать наставления древнего царя можно самостоятельно онлайн или скачать видео на компьютер или диск. Многие христианские сайты дают возможность слушать премудрые заповеди Соломона онлайн.

Исторически не найдено подтверждения жизни Соломона в реальности. Все данные о третьем царе Израиля взяты из Библии. Считается, что царь Соломон построил Иерусалимский храм, невиданной прежде красоты и пышности.

Легенда о царе Соломоне



Бог подарил Соломону кольцо, с помощью которого человек обретает власть над демонами. Соломон сумел обезвредить всех демонов, чтобы они не смогли помешать строительству Храма, который не успел закончить его отец Давид. Но главный демон царь Асмодей не подчинился воле Соломона, который не смог понять истоки силы демона.

Обманом и хитростью Соломон сумел заманить Асмодея в ловушку и взять его в плен. Поселил царь демона в саду, опутав цепью с выгравированным именем Бога. Не мог сбежать Асмодей и исполнял все приказы Соломона, подчиняясь кольцу с божественной печатью. Вынужден демон был отдать свою колдовскую книгу и поведать тайну червя Шамир, который мог обточить камень любого размера и использовался при строительстве Храма.

Но овладело царем Соломоном любопытство, какая сила у демона и в чем ее причина. За открытие тайны сбросил властитель Израиля цепь с демона и снял с пальца свое кольцо. В тот же миг стал Асмодей гигантских размеров, соединив своими крыльями Божий мир и преисподнюю. Вырвал перстень Бога из рук Соломона и забросил его в море, а самого царя закинул в дальнюю страну. Сам же принял облик Соломона и стал править вместо него в Иерусалиме.

Долгих 3 года скитался Соломон в чужой стране, не отрекаясь от Бога, приняв заслуженное наказание за чрезмерную гордость, самоуверенность, любопытство. Но однажды в чреве рыбы нашел он свой перстень и смог вернуться во дворец. Асмодей в тот же миг сгинул, а Соломон стал снова править Израилем. Но навсегда запомнил он свои злоключения и сделал выводы, чтобы не ошибаться в дальнейшем.

Поучая сына и всех, кто читает притчи мудрого царя, Соломон предостерегает будущие поколения от происков злых демонов. Только именем Бога можно победить свои страсти, одержав в конце концов победу над происками князя Тьмы.
Книга притчей Соломоновых учит живущих слушать свой внутренний голос прежде, чем поступать опрометчиво, сожалея позже о неправедном поступке.

Нравоучение Соломона разделено на несколько тем, посвященных образованию молодых людей, зрелых мужчин, женщин и правителей. Притчи похожи на стихи о моральном облике живущих на земле людей, трактующих, как следует поступать верующему в Бога человеку в том или ином случае.

После смерти царя в народе распространились многочисленные истории о мудрости Соломона, разрешении им трудных житейских ситуаций. Сейчас трудно разграничить фантазию народа и то, что было в действительности, но история о кольце – одна из самых известных легенд о Соломоне.

В наше время советы Соломона положены на музыку, песнопение можно смотреть по видео роликам, слушать посредством плеера, скачать себе на диск.

Легенда о кольце Соломона



Притча про Соломона и его кольцо представлена в интернете в нескольких вариантах, которые можно читать или слушать онлайн. Также желающие могут скачать информацию с православного сайта.

Легенда повествует о страшном голоде в стране, которой правил Соломон. Видя, как люди умирают жестокой смертью, царь начал продавать золото и драгоценности, чтобы купить провизии и спасти свой народ. Видя бессмысленность своих действий, царь обратился к жрецу с просьбой помочь ему. Жрец подарил кольцо, которое в древности считалось символом власти, магическим знаком бесконечности и единства. Жрец посоветовал юному царю держать постоянно при себе это кольцо и в минуты душевного волнения просто подержать его в руках.

Придя домой, Соломон рассмотрел надпись снаружи на кольце, сделанную на древнем языке, который, впрочем, Соломон понимал: «Все пройдет». В эту минуту молодой правитель понял сокровенный смысл фразы и приобрел спокойствие, которое так необходимо при решении дел государственной важности. Без сомнения мудрость восторжествовала, и Соломон принял решение, единственно возможное в этой ситуации.

Прошли годы, царь женился и вырастил детей. Кольцо, как верного советника, он постоянно носил при себе. Но однажды преждевременная смерть любимой выбила его из колеи. И слова, что все пройдет, вызвали протест и возмущение. С яростью царь бросил кольцо, но успел разглядеть на внутренней стороне еще одну надпись, которую не видел прежде: « и это пройдет тоже».

Прошло еще много времени, прежде чем царь Соломон состарился. На смертном одре его уже не утешали обе надписи на кольце. Перед смертью пора подводить итоги прожитой жизни, чего смог достичь, и что каждый оставляет потомкам. К изумлению царя на ребре кольца обнаружилась еще одна фраза: «ничто не проходит».

Каждый человек, прожив жизнь, оставляет в ней след. А вот плохой или хороший, зависит от того, что сделал человек при жизни, какими словами будут вспоминать его потомки.

Историю можно посмотреть на видео онлайн в интернете и скачать. Также можно слушать эту и другие притчи о царе Соломоне на христианских сайтах.

По преданию царь Соломон был похоронен вместе со своим кольцом. Многие кладоискатели желают найти царский атрибут, приписывая кольцу магическую силу и власть. Но где находится захоронение мудрого царя, никто не знает.

Легенда о настоящей матери



Еще одна жизненная ситуация, которую якобы рассудил Соломон, история о ребенке. Рассказ можно без проблем скачать в интернете совершенно бесплатно, прочитать или посмотреть ее онлайн.

Две женщины пришли к Соломону с просьбой выяснить, чей ребенок остался жить. Разродились роженицы с разницей в 3 дня, но одна из них случайно задавила во сне малыша. Недолго думая, женщина подменила младенца. Когда утром вторая мать решила покормить ребенка, она увидела, что младенец мертв и ей не принадлежит. Споры, чей же ребенок умер, ни к чему не привели. Дело дошло до драки, но отступать ни одна из женщин не хотела.

Царское решение повергло в ужас одну из рожениц – царь велел принести меч и, разрубив живого малыша пополам, отдать половинки обеим претенденткам, чтобы никому не было обидно.

Истинная мать пала к ногам правителя и умоляла отдать ребенка ее соседке, сохранив жизнь малышу. Вторая женщина была удовлетворена царским решением и соглашалась принять половину ребенка, зная, что ее малыш уже мертв.
Соломон признал право настоящей матери на малыша – родная мать сделает все, чтоб ее ребенок остался жить, пусть даже с чужой женщиной.

Историю можно смотреть онлайн в интернете по видео, или скачать себе на компьютер и внимательно слушать в домашних условиях. Все рассказы о Соломоне поражают справедливостью решения вне зависимости от материального положения, должностного чина просителей.

Лжесвидетельство большой грех и рано или поздно становится явным. Поэтому рекомендуется в любых ситуациях говорить правду, чтобы не прослыть вруном среди окружающих людей.

Легенда о выборе



Однажды некий человек пришел к царю Соломону за советом: что делать, если перед каждым жизненно важным выбором, человек не может спокойно спать, так как постоянно думает, как выбрать правильное решение. Страх ошибиться отнимает у него покой и сон. И чем больше он размышляет, тем больше сомнений вызывает у него предстоящее решение.

Соломон спросил посетителя, как бы он поступил, если бы увидел тонущего в реке ребенка? Бросился бы спасать чужого малыша или прошел бы мимо, оправдывая свой поступок, что все равно не успеет помочь малышу.

Посетитель без тени сомнения и, не раздумывая, ответил, что несмотря ни на что, сразу бы бросился спасать ребенка из водного плена.

Царь спросил, изменилось бы решение спасти ребенка, если бы событие произошло вчера или в будущем. Получив отрицательный ответ, Соломон сказал, что человек выбирает ситуативно единственно правильное решение. Поэтому ему не надо мучиться, правильно ли он поступает. Пока поступки его согласуются с совестью и Божьим учением, у человека есть только один вариант поступков – верный и правильный. Поэтому выбор, как таковой, отсутствует.

Однако в привязанности к другому человеку следует действовать по сердцу. И выбор появится только тогда, когда человек изменится – другие привычки, другие приоритеты.

Посетитель пошел домой успокоенный и больше бессонница его не мучила.
Многие люди мучительно долго раздумывают, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации. А между тем правильное решение зависит от моральных ценностей, исповедуемых каждым гражданином. И поступает человек соответственно своему образованию и воспитанию, на подсознательном уровне, разделяя добро и зло.

Говорят, что однажды приснился Соломону Бог и спросил его о самом заветном желании, обещая его тотчас же исполнить. Иудейский царь попросил Господа дать ему ума и мудрости, чтобы править страной. Желание было исполнено, и слава о самом мудром правителе распространилась по разным странам.

Позднее Соломон научился понимать язык зверей и птиц, говорить с животными, живущими на суше и в воде. Эти знания отразились в рассказах о царе Соломоне, которые передавались из уст в уста. Сегодня эти истории можно скачать в интернете бесплатно.

О Змее и крестьянине



Бог доверил Змее хранить клад, повелевая жалить в пятку всех, кто покусится на сокровище. Но случилось так, что настала засуха, змея умирала от жажды. В это время мимо проходил человек с кувшином молока. Змея попросила напиться и пообещала в награду рассказать, где спрятан клад.

Крестьянин дал напиться молока, и она показала камень, под которым спрятан клад. Но когда человек захотел унести сокровища, Змея вспомнила о своем предназначении – стеречь драгоценности – и обвилась вокруг шеи благодетеля.

Крестьянин возмутился и предложил пойти на суд к царю Соломону, чтобы тот определил, кто из них прав. Змея согласилась, но с шеи не слезла. Так они и пришли к Соломону.

Соломон заставил Змею слезть с шеи крестьянина, потому, что сначала должен наказывать царь, и лишь потом его подданные решают проблемы между собой.

Змея слезла с шеи, царь, между тем, не переставал внимательно слушать рассказанную историю их встречи и дальнейших действий. На словах Змеи о необходимости кусать каждого, кто позарится на вверенный ей клад, Соломон сказал, что каждый человек при встрече со змеей должен разбить ей голову. При этом изречении крестьянин схватил камень и размозжил голову коварной змеи.

От этой истории пошла поговорка: «и лучшей из змей голову размозжи». Притча учит соблюдать договор и, если пришлось нарушить свои обязанности, не следует хитрить и спихивать вину на другого, предавая невиновного наказанию.
Скачать бесплатно можно эти и другие притчи о мудром решении царя Израиля, заставляющие поверить в справедливость судейского приговора.

Чем полезны притчи Соломона сегодня



Эти и другие истории подчеркивают моральную высоту царя Соломона. Прежде, чем выложить на бумаге свои наставления будущим поколениям, сам правитель выстрадал и понял Божьи заповеди, почему в одних ситуациях следует поступать так, а в других иначе. И поэтому притчи Соломона нельзя рассматривать, как пустые нравоучения. Только большая любовь, забота о будущих поколениях своих наследников могла подтолкнуть человека на написание подобного труда.

Человек не застрахован от ошибок в суждениях и поведении, но лучше слушать советы старшего поколения, чем набивать свои шишки, проверяя правдивость учения Соломона.

Многочисленные сайты в интернете помогают изучить Библию всем желающим развиваться духовно. Можно слушать толкование ученых богословов отдельных глав притчей Соломона, можно скачать материал для самостоятельного изучения, в свободную минутку слушать или прочитать текст онлайн.

Книга притчей Соломоновых – яркий образец мудрого отношения правителя – отца к своему народу в настоящем и будущем.

Царь Соломон - правитель, известный своей мудростью и способностью принимать мудрые и верные решения в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Притчи царя Соломона изучают в школах, цитаты монарха используют как напутствие, а сам жизненный опыт этого человека ставят в пример тем, кто сошел с праведного пути. Этому правителю самой судьбой было прописано стать тем, кем он стал. Ведь уже одно его имя Шломо (Соломон) с иврита переводится как «миротворец» и «совершенный».

Восхождение на трон

Соломон был самым младшим, четвертым сыном и его супруги Вирсавии. Двое старших его братьев - Амнон и Авшалом - скончались, будучи еще совсем юными. Старшим теперь стал третий сын, которого звали Адония. Законы тех времен требовали, чтобы трон царя занял именно он, но Давид поклялся жене, что его преемником будет только Соломон, и лишь ему он передаст право руководить всем израильским государством. Отцовское решение вызвало огорчение у Адония, поэтому он заручился поддержкой тех, кто считал его более подходящим наследником. Такими лицами оказались военачальник Йоава и первосвященник Эвьятара. Те же, кто принял сторону Соломона, высказали мнение о том, что Адония не является первородным отпрыском Давида, а потому монарх мог рассудить детей так, как он считал нужным.

Еще при жизни Давида Соломон и Адония начали борьбу за право власти. Адония хотел привлечь на свою сторону народ воистину царским пиршеством. Он окружил себя большим количеством всадников, завел много скороходов и колесниц. Адония назначил день, когда провозгласит себя новым правителем Израиля. В указанное время он собрал всех своих приближенных и в честь праздника устроил в окрестностях города бурное торжество. Вирсавии стало известно об этом событии и, обратившись к пророку Натану, она смогла убедить своего мужа немедленно назначить Соломона руководителем страны. Возле источника Гихон, в присутствии священника Цадока, пророка Натана и отряда телохранителей священнослужитель благословил Соломона на царство. Все те, кто хотя бы краем уха услышали о совершенном обряде, признали новоиспеченного монарха своим правителем.

Адонию стало известно о случившемся. Он испугался гнева своего брата и сбежал в святилище. Соломон пообещал ему свое помилование в обмен на достойное поведение. Об этом рассказывают притчи царя Соломона, дошедшие до наших дней.

Святой Татеваци и его толкование

Григор Татеваци (XIV-XV вв.) - великий философ, церковный деятель, педагог и богослов из Армении. Он оставил необычайный след в истории литературы и науки Средневековья. Именно он написал работу под названием «Толкование Притчей Соломоновых». Труд был малого объема, поэтому, как и другие категории, не был удостоен внимания издателей и текстологов. А связано это с тем, что в своих рукописях философ комментировал разные части Библии, раскрывая свои собственные экономические, этические, педагогические и социально-политические взгляды.

Можно смело утверждать, что притчи царя Соломона, толкование которых взял на себя Татеваци, достойны того, чтобы их публиковали и давали им научную оценку. «Толкование притчей Соломоновых» - это книга, которая относится к числу произведений нравоучительного характера, принадлежащих перу Татеваци. Они адресуются тем, кто изучает библейские тексты во всех деталях. Комментируя притчи царя, Григор в некоторых местах ссылается и на собственные взгляды этического характера. Он по-своему трактует и религиозную мораль, которую высказывает в притчах легендарный царь. Объясняя смысл притч, Тетеваци подкрепляет каждую свою реплику большим количеством ссылок и цитат на другие книги Святого Писания.

Самое известное кольцо в мире

Притчи царя Соломона насчитывают около трех тысяч сочинений, которые составили 31 раздел Книги притч Соломоновых. Царские сказания являются напутствиями молодой особе о том, как необходимо правильно жить в мире.

Одной из самых известных притч считается притча о кольце царя Соломона. Она рассказывает о том, как Соломон обратился к своему придворному мудрецу с просьбой помочь ему справиться со своими чувствами. Сын Давида слыл мудрым человеком, но жизнь его была беспокойной, он часто поддавался страстям, которые его неимоверно огорчали. На это мудрец ответил, что дарит правителю кольцо с высеченной надписью: «Это пройдет!» Он сказал, что как только Соломон ощутит радость или разочарование, он должен взглянуть на украшение и прочесть гравировку, которая отрезвит властелина. Именно в ней он должен найти спасение от гнетущих переживаний.

Благодаря мудрецу Соломон нашел спокойствие. Но один раз царь разгневался так, как никогда раньше, и даже надпись на кольце ему не помогла. Он снял украшение и хотел его выбросить, но на внутренней стороне нашел следующую фразу: «И это пройдет!»

Старая песня на современный лад

Притча царя Соломона «Все пройдет» была высоко оценена не только нашими предками, но и современниками. Так, последние на ее основе сочинили свою, если так можно выразиться, мудрость: один человек обратился к психологу, чтобы тот помог ему. Ведь он потерял работу, денег на существование практически нет, а все друзья отвернулись. Доктор сказал мужчине разложить во всех комнатах, на всех видных местах бумажку с надписью: «Все пройдет». Через некоторое время мужчина снова пришел к врачу и сказал, что все наладилось: он нашел прекрасную работу, помирился с женой, отыскал новых друзей. Он спросил эскулапа, можно ли выбросить записки, но доктор ответил: «Зачем? Пускай еще полежат».

Великая мудрость

Израиль заговорил о великой мудрости царя Соломона после того, как он рассудил двух женщин. Притча царя Соломона о ребенке доказала, что этот правитель действительно прозорливый правитель и судья. Суть сказания заключается в том, что перед монархом предстали две мамы. Обе родили в один день сыновей, но у одной из них мальчик умер. Каждая утверждала, что живой ребенок именно ее малыш. Тогда Соломон приказал принести меч и разрубить кроху напополам, чтобы и одной, и другой женщине досталось по половине ребенка. Одна мать в ужасе крикнула, чтобы не делали этого, а отдали дитя живым ее оппонентке. Другая, наоборот, дала согласие на такое решение, мол, пусть не достанется ни ей, ни мне. Царь провозгласил, чтобы отдали сына той, которая была против того, чтобы разрубили малыша, ибо только настоящая мать способна на милосердие.

Лучшие годы в истории страны

Царь Соломон управлял Израилем с 965 года до н. э. по 928 год до н. э. Это время называют эпохой, когда расцвела монархия. За 40 лет правления Соломон обрел славу мудрейшего правителя в целом мире. на был построен еще при жизни царя. Притчи царя Соломона доказывают истинную мудрость правителя и его величие. Более того, они не утратили своей актуальности и по сей день.

3) притчи параболические, соединяющие в себе элементы притчи синоними­ческой и антитетической: они представляют нечто сходное в совершенно различных родах явлений особенно явлении этических и физических, причем первая строка стиха представляет какой-либо штрих из картин природы, а вторая – какую-нибудь этическую истину, первое полустишие представляет, так сказать, аллегорическую картину, а второе – объяснительную подпись к ней (напр. ).

Из такой искусственной формы притчей само собой следует, что они отнюдь не могут быть отожествляемы или сближаемы с народными пословицами, каких много бывает у всякого народа (у греков: собрание притчей семи мудрецов, поэтов и Пифагора; у римлян – Катона, Ю. Цезаря), особенно же было много у народов древнего Востока, напр. у арабов (собрания притчей, как произведений народной мудрости, у арабов были известны под именем – Абу абайда и Майдани). Напротив, в собрании притчей Соломоновых даны опыты именно одного или нескольких мудрецов – обнять истины или общие мудрости в применении к возможным многоразличным частным случаям жизни и выразить их в кратких, остроумных и удобозапоминаемых изречениях (ср. Толков. Библ. т. II, с. 383), которые, не имея тесной логической связи между собой, располагаются лишь во внешней связи друг с другом.

Хотя бесспорно, что «притчи» суть, в некотором смысле, продукт субъективного творчества мудреца, продукт самодеятельного упражнения мудреца в законе, но однако совершенно недопустима мысль некоторых западных библеистов, будто мудрость книги Притчей не имеет связи с религией народа Божия, даже стоит в противоречии с нею; напротив, религия составляет основную почву всех изречений книги Притчей, закон Моисеев – основное предположение всех нравоучительных и других идей этой книги: откровение Божественное – неизменный источник всей богопросвещенной мудрости священного приточника. Отсюда притчи Соломоновы от других восточных притчей отличаются именно своим религиозным направлением и отпечатлевшимся на них характером откровения, из которого они проистекают, а вследствие этого – характером чистоты, определенности и безошибочности, с какими здесь поняты все отношения жизни и возведены к познанию определенного Богом назначения человека.

Совокупность изречений, содержащихся в книге Притчей, составляет так называемую «мудрость», евр. хокма . Эта мудрость, изрекаемая разными мудрецами, есть самостоятельная и самодеятельная Сила, говорящая через мудрецов, дающая им и всем ведение откровенной истины (: «без откровения свыше народ не обуздан, а соблюдающий закон блажен »). Все учение книги Притчей есть слово Иеговы или закон Иеговы: частнее, оно исходит от лица вечной Премудрости сотворившей мир (; сн. ), и еще до творения мира бывшей у Бога (), всегда близкой к сынам человеческим (), в Израиле же нарочито всенародно проповедующей во всех местах общественных собраний (), выслушивающей молитвы просящих (), изливающей дух мудрости на принимающих ее (), словом – личной или ипостасной Премудрости Божией.

Существенный характер мудрости, которой научает книга Притчей, как и вся так называемая хокмическая священная библейская письменность (некоторые псалмы: , , , книга Иова, кн. Екклезиаста, кн. Иисуса, сына Сирахова), слагается из двух основных черт. Эта мудрость, во-первых, всецело зиждется на религиозной основе и есть в существе своем истинное боговедение и богопочтение: «начало мудрости – страх Господень » (); «начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум » (). Мудрость эта, во-вторых, имеет прежде всего и главным образом практический характер: тогда как в пророческих писаниях весьма много места уделяется речам о судьбах народа Божия, о его верованиях и пр., в книге Притчей весь этот теоретический элемент является лишь основой, предположением всех суждений свящ. писателя, главный же предмет его речи всегда образует практическая жизнь теократического общества и отдельного члена его по руководству закона Иеговы. Существует путь Господень и этот путь – твердыня для непорочного, и страх для делающих беззаконие (). Источник всякой истинной мудрости – в законе Иеговы: «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? » (). Соответственно тому, следуют ли люди пути Иеговы или уклоняются от него, все человечество разделяется на мудрых и глупых, т. е. расположенных к принятию закона Божия и следованию путем его, – людей благочестивых, и пытающихся на место общей для всех воли Божией поставить свою частичную волю и тем нарушающих гармонию мира, – людей нечестивых и грешных (см., напр., ) . При этом неизбежным, по суду Божьему, следствием добродетели является благо и счастье, а нечестия и греха – всякого рода бедствия (см., напр., ) . Из этого основного принципа истекают все многочисленные наставления книги Притчей, обнимающие все разнообразие жизненных и житейских отношений человека. В целом совокупность изречений книги Притчей представляет собой как бы особенное нравственное законодательство, параллельное законодательству Моисея. Но если книги Моисея, по самому назначению своему в качестве законоположительных книг, обращают преимущественное внимание на развитие национальных форм гражданской и религиозной жизни евреев, как исключительно богоизбранного народа, то законодательство книги Притчей стоит на универсальной точке зрения (в целой книге ни разу не упомянуто имя Израиля) и ставит целью, рядом с специфическими чертами библейского еврейства, развивать еще и общечеловеческие стороны духовной жизни, общее гуманитарное направление к истине и добру. Понятие мудрости – в смысле книги Притчей – не ограничивается одними религиозностью, набожностью, благочестием, но обнимает жизнь еврея-теократа во всем разнообразии, по всем направлениям и во всех отношениях, так, например, в понятие мудрости необходимо входят: рассудительность, проницательность, осмотрительность, художественные дарования и мн. др. Сходясь в отношении преобладающего законодательного содержания с книгами закона Моисеева и отличаясь этим от писаний исторических и пророческих, книга Притчей имеет то сходство с последними, что моральный элемент в ней, как и у пророков, решительно преобладает над богослужебнообрядовым, культовым. Но ни о каком якобы враждебном отношении философии книги Притчей к закону Моисееву (что допускал напр. I. F. Bruch, Weishertslehre der Hebraer. En Beitrag zur Geschichte der Philos. Strassburg. 1851) не может быть речи. Напротив, закон Моисея в моральном законодательстве кн. Притчей нашел новую точку опоры, поскольку развитие общечеловеческих гуманных добродетелей должно было смягчать жестоковыйный дух народа и располагать его к исполнению и заповедей закона, притом решение моральных вопросов книга Притчей дает только в духе закона. Справедливо, поэтому, иудейская традиция (Мидраш на кн. ) утверждала, что Соломон, переходя постепенно от изречения к изречению, от сравнения к сравнению, этим путем исследовал тайны торы, и даже, что до Соломона никто не понимал надлежащим образом слов торы . Если же в правосудие и добрые дела ставятся выше жертвы, то это отнюдь не есть протест против Моисеева закона (авторитет которого, напротив, всячески охраняется в книге Притчей, см. : «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость »), а лишь уяснение его смысла – такое же, какое во всей силе и неоднократно находим у пророков (см. ; ; ). Так как по воззрению самой книги Притчей, для уразумения ее наставлений и советов требуются: известная мудрость, развитой смысл и чувство человеческого достоинства, то законодательство кн. Притчей, как и наша морально-христианская философия, первоначально назначалось собственно для интеллигенции народа, прежде всего для самих правителей народа (как видно из многих мест книги, уроками ее назидались прежде и более всего наследники Соломона).

Судя по всему содержанию книги Притчей, как учению о мудрости, равно как уже по самому надписанию книги , в котором она называется между прочим мудростью и словами мудрых, следует считать древним названием книги, параллельным общепринятому «Притчи», евр. Мишле , другое: «книга мудрости или премудрости», евр. сефер Хокма . С таким именем книга эта была известна уже в древнееврейском предании (в Талмуде см. тосефту к тр. Baba batra 14b), а оттуда имя это перешло и в христианское, древне-церковное предание. Хотя употребляет только название «Притчи», когда передает евр. Мишле греческой транскрипцией Μισλώθ , но более обычным у древних церковных учителей названием нашей книги были σοφία , πανάρετος σοφία . Так, св. Климент Римский (1 Посл. к Кор 67:3), приводя место , выражается: ὄυτως γὰρ λέγει ή πανάρετος σοφία . Мелитон Сардийский (у Евсевия Кесарийского «Церковная История», кн. IV, гл. 26, §13) приводит оба названия книги, как равно употребительные: Σολομῶνογ παροιμίαι , ἤ καί Σοφία . По свидетельству церковного историка Евсевия (Ц. Ист. кн. IV, гл. 22, §9), не только цитируемые им Мелитон Сардийский , Егезипп и св. Ириней Лионский, но и вся древность христианская называла притчи Соломоновы всесовершенной мудростью, πανάρετος σοφία (ὁ πᾶγ τῶν ἀρχαίων χορός πανάρετος σοφία τὰς Σολομῶνος παροιμὶας ἐκὰλουν ) и, по мнению Евсевия, такое название происходило «из неписанного иудейского предания» (ἕξ Ιουδαϊκῆς ἀγράφου παραδόσεος ). Название «книга Премудрости», без сомнения, более приличествует книге Притчей Соломоновых, чем двум неканоническим учительным книгам: «Книга Премудрости Соломона» и «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова». И даже в сравнении с двумя каноническими книгами – книгой Иова и книгой Екклезиаста, обыкновенно причисляемыми к хокмической библейской письменности, т. е. содержащей в себе раскрытие учения о премудрости, – книга Притчей имеет преимущество полноты, цельности и законченности раскрытия учения о мудрости.

В греческой, славянской и русской Библии, как и в Вульгате, книга Притчей принадлежит к седьмерице свящ. книг – кн. Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова, – которые по своему содержанию именуются учительными книгами (Православный Катехизис) или премудростными, понеже в них разуму и истинней премудрости научаемся (Предисл. к первопечатной Слав. Библии), а по форме своего изложения стихотворными (свв. Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский , Иоанн Дамаскин и др.), т. е. в широком смысле поэтическими, частнее в изложении своем всюду представляющими так называемый параллелизм членов (о видах этого параллелизма в книге Притчей мы сказали выше).

Происхождение и состав книги Притчей. Творцом притчей в называется царь Соломон. И христианская древность признавала книгу Притчей единым произведением одного Соломона, как книга псалмов известна была с именем Давида. В пользу авторства Соломона в отношении книги Притчей говорят как внешние библейские свидетельства, так и внутренний характер приточной мудрости кн. Притчей. По , Соломон изрек три тысячи притчей (и песней его было тысяча и пять). Иисус, сын Сирахов, прославляя мудрость Соломона, между прочим, взывает к нему «душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами... за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны » (). Слава о мудрости Соломона, и по свидетельству 3-ей книги Царств ( сл.), распространилась очень далеко, и мудрость его, служа предметом удивления окрестных народов, впоследствии сделалась у них сюжетом для разного рода легенд и сказочных произведений поэзии. Правда, те 3000 притчей, которые, по , изрек Соломон, не могут быть отождествляемы с канонической книгой Притчей, ни по количеству своему, ни по самому характеру и содержанию, в целой книге Притчей не более 915 стихов, и следовательно большинство из 3000 притчей Соломона не могли войти в книгу Притчей: притом, судя по , притчи и вообще мудрость Соломона, выражались более всего в познании природы и отдельных ее явлений и под. ; напротив, в книге Притчей притчей такого рода не имеется, а преобладают жизненно-практические и особенно религиозно-нравственные мотивы. Не лишено, поэтому, значения предположение, что в книгу Притчей вошла лишь некоторая, избранная часть всех притчей Соломона, характера преимущественно религиозно-нравственного. Трижды повторяемое в книге Притчей надписание «Притчи Соломона » () представляет, во всяком случае, важное свидетельство в пользу происхождения, по крайней мере, большей части книги Притчей от Соломона. Некоторые частные черты и указания содержания книги Притчей своим соответствием личности и обстоятельствам жизни Соломона свидетельствуют в пользу происхождения от него кн. Притчей. Здесь, напр., весьма часто повторяется совет уклоняться от распутной женщины и распутства, вообще остерегаться от увлечений женщиной (). Советы эти напоминают читателю историю падения Соломона через женщин ( сл.): естественно видеть в этих советах предостережение от той же опасности, какой подвергся сам мудрый приточник. В книге Притчей, далее, весьма много говорится о царской власти, о благах правления мудрого царя (), помазанника Божия и провозвестника правды Божией (), милости и истины (), о гневе его на нечестивых и о благодеяниях для праведных (); о правителях мудрых и глупых, об их советниках и характере их правления (). И здесь можно видеть плод государственного опыта мудрого еврейского царя – Соломона, всецело преданного народоправлению и опытно познавшего как светлые, так и темные стороны царского служения. Равным образом, свидетельство Приточника о себе самом, как о любимом сыне отца и матери, как сыне, которого отец тщательно научал закону Божьему (), точно приложимо к Соломону: о научении Давидом Соломона хранению закона говорит (см. Толков. Библ. т. II (Спб., 1905) с. 368).

Но наряду с указанными внешними и внутренними свидетельствами происхождения книги Притчей от Соломона, имеется другой ряд данных, тоже то внешних, то внутренних, наличность которых требует ограничения писательства Соломона только известной, хотя бы и самой значительной, частью книги. Именно, в книге Притчей, кроме общего надписания в начале книги (), имеется еще шесть других надписаний, которыми книга разделяется на несколько неодинакового объема характера – отделов, и некоторые из этих отделов, по-видимому, не принадлежат Соломону, как писателю, а произошли позднее Соломона и от других лиц. На этих других писателей есть некоторое указание уже в начале книги , где упомянуты «слова мудрецов и загадки их " (дибре – хакамим вехидотам ) в качестве одной из составных частей содержания книги Притчей. Затем в гл. X, ст. 1 () по еврейскому масоретскому тексту, и латинскому переводу блаж. Иеронима, как и по русскому синод. и архим. Макария, имеется надпись »Притчи Соломона «: этой надписью, по-видимому, отмечается новый период в приточном творчестве Соломона, причем новый отдел с по – заметно отличается от первого раздела книги гл. – если в первом отделе изложено связной периодической речью учение о мудрости и побуждениях к ней, то во втором отделе речь приточника построена в форме кратких, афористических суждений по принципу, большей частью, антитетического параллелизма. Многие западные библейские комментаторы (во главе с известным Евальдом), на основании такой афористической формы речи в отделе , почитали этот отдел древнейшей частью книги Притчи, принадлежавшей перу самого Соломона, тогда как первый отдел с его необычайно планомерным развитием мыслей, западной библейской экзегетикой считается самой поздней частью книги, не только по характеру и содержанию, но и хронологически близкой к книге Иисуса сына Сирахова. Но различие формы речи, само по себе, не дает основания считать первый и второй отделы книги разновременными и принадлежащими разным писателям; гений Соломона естественно располагал многообразием форм выражения мыслей: оставаясь на библейской почве, мы, во всяком случае, должны признать всю часть книги гл. – 22Соломоновым произведением. Иначе обстоит дело с последующими отделами книги. Так, отделы: третий, (слав. 18) – и четвертый, , судя по надписаниям, принадлежат каким-то, не названным по имени, мудрецам; возможно, что эти мудрецы были современниками Соломона, даже принадлежали к его школе, в роде упомянутых в Ефана, Емана, Халкола и Дарды. Пятый отдел книги или третью главную ее часть образуют, гл. , «притчи Соломона, которые собрали (евр.: ге́тику . LXX: ἐξεγράψαντο , Vulg.: transtulerunt) мужи Езекии царя Иудейского », (), в которых обычно видят пророка Исаию, а также Елиакима, Севну и Иоаха (); таким образом в этом отделе заключаются притчи, хотя и происходящие от Соломона, но настоящий вид получившие лишь спустя 300 лет после Соломона – от ученой коллегии богопросвещенных мужей Езекии, собравшей эти притчи из архивных записей (соответственно чтению LXX-ти) или даже из устного предания. В , по еврейскому надписанию, заключаются притчи Aгypa, сына Иакеева, к некиим Ифиилу и Укалу (). У LXX эти имена переданы нарицательно, отчего значение надписания стих 1-й гл. XXX утратил. Блаж. Иероним тоже передает евр. надписание нарицательно: Verba congregantis filii vomentis, причем под первым разумеется Соломон, как собиратель мудрости, а под вторым Давид, отрыгавший слово благо (). Но нарицательное понимание собственного имени лица, притом имеющего отчество («Иакеева »), едва ли допустимо. Соломон же даже и в аллегорическом его названии Екклезиаст, назван сыном Давида (); остается видеть в Агуре неизвестного мудреца. заключает наставление некоего царя Лемуила, преподанные ему матерью его. В этом имени обычно видят символическое имя или Соломона (блаж. Иероним) или Езекии (Абен – Ездра, проф. Олесницкий). заключают алфавитно (акростихом) составленную похвалу добродетельной жене. Ввиду свидетельства , что Соломон написал более 1000 песней, и очевидного сходства «песн и» добродетельной жене с несомненно Соломоновыми притчами (напр. ср. и ; и ; и ; и ), естественно считать эту похвалу происходящею от Соломона, только положение ее в конце книги, по-видимому, говорит за более позднее происхождение этого отдела.

Таким образом, из надписаний книги – этих самосвидетельств книги о себе самой – узнаем, что писателями ее были Соломон, Агур, Лемуил и некоторые другие, не названные по имени, мудрецы. Если же на основании общего надписания книгу Притчей называют именем Соломона, то эта надпись и это название – метонимия, так как с именем мудрости всегда соединялось, как и теперь у нас, имя Соломона, мудрейшего из людей; книга Притчей должна или может называться Соломоновой в том же смысле, как и всю Псалтирь называли и называют Давидовой, т. е. в смысле преимущественного и главнейшего авторства Соломона в этой области. Весь состав нынешней книги Притчей существовал уже ко времени царя Езекии, общество друзей которого, по свидетельству , издало в свет всю книгу Притчей, – по неточному выражению Талмуда (Bababatra 15а), написало книгу Притчей, – точнее, редактировало ее, придало ей настоящий вид, придав к собранным, быть может, самим Соломоном (мнение св. и блаж. Иеронима) гл. – 24последние семь глав книги, , причем внесли сюда притчи, не вошедшие в собрание самого Соломона. Отцы и учители Церкви, не придавая значения вопросу о происхождении настоящей редакции книги, видели и прославляли в ней мудрость Соломона. Действительно, на понимании книги вопрос об участии в ее составлении наряду с Соломоном и других писателей нисколько не отражается, лишь бы сохранялась вера в богодухновенность книги.

Против богодухновенности и канонического достоинства книги Притчей высказывались отдельные голоса как среди иудеев, так и среди христиан. Первых смущало кажущееся противоречие притчей и , и якобы неуместное в священной книге пластичное описание распутной жены . Оба эти возражения были выставлены на Ямнийском иудейском соборе (ок. 100 г. по Р. Х.) но там же получили удовлетворительное разрешение, и книга в целом составе была признана канонической. В христианской Церкви раздавались одинокие голоса (в древности, напр., Феодора Мопсуетского, в новое время – Клерика, Мейера и др.), будто книга Притчей заключает в себе лишь земную, чисто человеческую мудрость Соломона, имевшую в виду земное же благополучие человека. Но хотя правила, предписания и наставления книги Притчей о снискании мудрости, не достигают еще совершенства и идеальной чистоты нравственного учения Господа Иисуса Христа и Его апостолов, однако богодухновенность и канонический авторитет этот утверждается уже многократными ссылками на книгу Притчей в Новом Завете. Напр.

Вторую часть книги образуют «Притчи Соломона » (), с двумя прибавлениями: «слов мудрых » – . Здесь, на основании изложенных в первой части книги общих понятий о мудрости и благочестии, предлагаются частные многоразличные правила и наставленья для религиозно-нравственного поведения и общежитейских отношений людей. Третью часть книги составляют притчи Соломоновы, которые собрали и вписали в книгу друзья Езекии, царя Иудейского (), здесь преобладают притчи политические (о царе и его управлении и под.) и практические (в отношении к гражданской и общественной жизни). Заключение книги состоит из двух прибавлений к притчам Соломоновым (: а) притчей некоего Агура, в весьма искусственной и замысловатой форме научающей истинной мудрости и проведению ее в жизнь (), и б) наставлений матери Лемуила царя () и похвалы добродетельной жене ().

Общие вводные сведения о книге Притчей см. в «Обозрении книги Притчей Соломоновых» синопсисов Св. Афанасия Великого Александрийского (Христ. Чтен. 1841, ч. 4 с. 355 и дал.) и Св. Иоанна Златоуста (Беседы на разные места Св. Писания, русск. перев. Спб. 1861, с. 537 дал.), извлечение святоотеческого материала о книге Притчей можно читать в кн. проф. А. А. Олесницкого, Руководственные о священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. оо. и учит. Церкви (Спб., 1894, с. 67 след.). Ученые исследования о книге Притчей – русские 1) того же проф. А. А. Олесницкого Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики (Труды Киевск. Дух. Академии. 1883, №№ 11–12), 2) Епископа Михаила, Библейская Наука. Учительные книги Ветхого Завета (Тула, 1900), с. 86 след., и 3) Проф. П. А. Юнгерова Происхождение книги Притчей (Православн. Собеседн. 1906, октябрь, с. 161 след.), 4) учебные руководства X. М. Орды († еп. Иринея), Киев, 1871. Д. Афанасьева, Ставрополь, 1838 и др. Заслуживает внимания русск. перевод (с еврейского) кн. Иова, сделанный Архим. Макарием (Глухаревым), М. 1861. Толкование на большую часть кн. Притчей представил покойный преосв. епископ Виссарион (Нечаев) в своем «Толковании на паримии» т. II, (изд. 2, Спб., 1894). Из иностранных комментариев на книгу Притчей назовем Ф. Mercenus (Genf 1573), F. Umbrert (Heidelberg, 1826), Е. Berteau (Leipzig, 1847), F. Hitzig (Zurich, 1858). F. Keil. Delitzsch (1873), Н. Ewald (1867), J. Lange – O. Zockler (1867), новейший W. Frankenberg (in Nowack""s Handkommentar) Gotting, 1898. Взгляды иудейской традиции на содержание кн. Притчей выразились, напр., в мидраше на эту книгу, см. Der Midrasch Mischle, ubertr v A. Wunische Leipz., 1885, отчасти – в D. Israelitische Bibel, III (1859) v L. Philippson.

3

Позитивная психология 20.08.2017

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами обратимся к фигуре, обласканной Небесами. Вспомним мы о царе Соломоне, израильском правителе, которого помнят и чтут, изречения его перечитывают, хотя со времени написания этих нравоучительных миниатюр прошло уже около трех тысяч лет.

Не угасает и интерес к самой личности легендарного царя, по преданиям, сделавшего больше, чем любой другой вождь в истории страны. Сегодня мы вспомним некоторые особо яркие эпизоды его биографии и еще раз окунемся в мир, что зовется притчи Соломона.

Всевозможных наставлений, поучений за века мировой истории было составлено множество. Почему же большинство из них кануло в Лету или используется лишь узкопрофильными специалистами, а сочинения израильского лидера остаются близкими, понятными, нужными? Давайте вместе с вами попытаемся разобраться в этом феномене.

Соломон – соло на струнах истории

Сын Давида Соломон принял от отца царский престол в 965 году до нашей эры. Новый правитель Израиля, как и его предшественники, имел возможность общения с божественными силами. Но он не стал просить у Небес богатырской силы, завидного богатства, несокрушимого здоровья. Все, что было нужно новому наместнику Бога на Земле – это мудрость.

И она была дана Соломону. Он стал самым проницательным, самым знающим и понимающим из всех израильских лидеров. Ему было дано даже распознавать язык зверей. Царь-интеллектуал стоял у руля государства по 926 (по другим данным, — по 932) год до н.э.

Его заслугами считают небывалое усиление государства в первые десятилетия царствования, развитие городов, выгодные торговые отношения с соседними странами, строительство храмов.

Заботой всей его жизни стало возведение Иерусалимского храма, который современники и потомки называли одним из семи чудес света. К сожалению, храм позже был разрушен вавилонскими воинами. Не устоял перед набегами врагов и второй храм, выстроенный позже на том же месте.

Зато притчи царя Соломона пережили создателя на века и тысячелетия. Они были запечатлены в Библии и до сих пор помогают всем, кто жаждет самопознания и самосовершенствования.

Ищите женщин?

Около 40 лет длилось это великое правление. Но даже столь одаренный государственный деятель не избежал обычных житейских проблем. Легенды уверяют, что у него, как и у Давида, были сотни наложниц. И часть из них — родом из соседних и даже дальних земель, со своими обычаями, в том числе, религиозными, со своими амбициями и кознями, дворцовыми интригами.

Ряд источников свидетельствуют, что именно раздрай среди наложниц и стал причиной распада столь могучего государства. То, что не смогли сделать многочисленные вооруженные орды, удалось хитроумным женщинам, жаждущим власти и богатств.

Особое место в истории этого повелителя судеб стала встреча с легендарной царицей Савской. История таинственная, до сих пор до конца не разгадано: кто же была эта божественно красивая правительница, и где в точности располагалось тогда ее Сабейское царство.

«Ареалом обитания» женщины-загадки считают то Южную Аравию, то Северную Эфиопию. Да и имен у царицы тоже несколько: в разных источниках вельможную гостью Соломона именуют Македой, Черной Минервой, Алмак («богиня Луна»), Царица Шеба («Южная»). Мусульманские источники называют ее Билкис.

Различаются и версии знакомства. По одной Соломону весть об удивительной властелине принесли разговорчивые птицы. По другим источникам, она сама прослышала про несметные богатства Израиля и непревзойденный ум его правителя. Современные толкователи выдвигают и более «практичные» причины знакомства двух великих «менеджеров» древности.

Царица Савская обладала множеством благовоний. Умела их готовить и применять, подчиняя людей своей воле. Говорят, могла с помощью таких курений вогнать собеседника в тоску, а могла, напротив, подарить бодрость, позитивный настрой и сексуальную силу. Возможно, прибыв в столицу Израиля, ставшего на века центром пересечения многих торговых путей, сановная гостья планировала обеспечить себе лучшие условия для продвижения своих товаров на Восток, где они были весьма востребованными.

Как бы то ни было, она привезла в Израиль караван, полный ценных даров. И намерение лично «протестировать» автора притч Соломона, понять, столь ли обширны его познания и столь ли остер ум, как это принято считать. Так создатель нравоучительных сочинений, признанный философ и эрудит, мудрейший из сильных мира сего сам стал испытуемым.

Для примера приведем лишь одну из загадок, что странница задала хозяину дворца. «Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному – позор. Покойнику служит украшением, живому – устрашением».

Соломон, ни секунды не раздумывая, ответил, что знает разгадку. «Это лен!» –уверенно заявил он. И пояснил, что произрастает он в поле, птицы поклевывают его зернышки и радуются жизни, а рыбы часто попадают в сети, что сплетены из льняных нитей. Богатый с гордостью носит льняные одежды, а бедняк изнашивает их до ветхих лохмотьев, которых сам стыдится. Льняной саван становится украшением усопшим, потому-то его так опасаются живые, к тому же, страшит людей и льняная петля.

В общем, посетительница убедилась: слухи ничуть не преувеличены, напротив, его мудрость превосходит все ожидания. Дальше, вполне предсказуемо, случился один из самых ярких «звездных» романов прошлых тысячелетий. Легенды уверяют, что по возвращении домой спустя полгода царица уже носила под грудью дитя. Эфиопские предания говорят, что сын двух великих правителей Менелик стал основателем династии императоров Абиссинии, которая оставалась на троне на протяжении трех тысячелетий.

Есть и еще более оригинальная, почти детективная версия развития событий. Ребенок, родившийся от этого союза, это ни кто иной, как Навуходоносор. Тот самый тиран, что повелел разрушить Иерусалимский храм и пленил множество иудеев, уведя их в Вавилон…

Мудрость и чистота помыслов – высшее благо

Притчи Соломона оформлены в виде назиданий отца сыну (1 - 9 главы), остальные являются поучительными историями о разных сторонах жизни или прямыми наставлениями согражданам и будущим поколениям.

Темы самые разнообразные: от бытовых историй, которые часто встречаются в каждой семье и заставляют нас делать непростой нравственный выбор, до размышлений о мудрости и глупости, вере и неверии, благополучии и неудачах, праведности и грехе и т.д.

Русский богослов А.Н. Лопухин дал определение Книге притчей Соломоновых как «философско-религиозному трактату, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей».

Эти изречения продолжили жизнь, вошли в сказания, былины, легенды многих народов мира в адаптированном виде. Влияние их заметно и в «Новом Завете». Они и глубоки, и просты одновременно, составлены в поэтическом формате, что облегчает их восприятие.

Кратко наставления богобоязненного царя можно свести к нескольким нравственно-философским постулатам. Толкование притчей Соломона неизменно на протяжении многих веков, поскольку в силе всегда остаются главные нравственные постулаты: будьте порядочны, чисты сердцем, стремитесь выполнять советы старших по возрасту и наставления религиозных авторитетов, цените время, помогайте тем, кто нуждается в вашей опеке.

«Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притчи 1:7).

Страх Господень – это не самоуничижение. Напротив, почитая Бога, внимая ему, человек обретает спокойствие мудрости. Он приходит к пониманию, что Господь может помочь в трудную минуту, отвести беду. Надо только искренне в это верить и не стыдиться просить защиты.

Обретение Мудрости – высшее сокровище: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притчи 8:10-11).

Легенда о настоящей матери: выбор сердцем

Имя Соломон переводится как «миролюбивый». Оно действительно подходило этому человеку, который и сам старался жить в мире с людьми, и других побуждал к подобным отношениям. Его 40-летнее правление не было омрачено ни одним крупным военным столкновением.

Некоторые притчи царя Соломона стали «хрестоматийными». Одна из самых известных историй — это сюжет о настоящей матери.

К Соломону часто приходили самые разные люди, чтобы он помог разрешить спор, найти виновного в происшествии и разрешить иные конфликтные ситуации. Вот и эти две женщины, недавно разрешившиеся от бремени, решили взять в арбитры именно его.

Они обе родили младенцев, но одна из неопытных мамочек нечаянно придавила новорожденного во сне. И подложила умершего малютку соседке, взяв ее малыша себе. Та, проснувшись, не поверила, что лежащий рядом погибший малыш – это ее ребенок. После шумного выяснения отношений, обе направились к Соломону.

Царский суд был шокирующим: Соломон повелел принести меч и разрубить малютку, раздав спорщицам по половинке ребенка. Одна из женщин была готова принять столь жесткое решение. Но вторая кинулась в ноги властителю и со слезами умоляла сохранить малышу жизнь, даже готова была отдать его сопернице.

Конечно же, Соломон признал за ней право на младенца: только истинная мать может быть столь любящей и самоотверженной.

Договор дороже денег: о змее и крестьянине

Притча Соломона о змее и крестьянине развивает тему верности слову. Хотя и тут случаются непростые нюансы.

Змея в этой истории хранила клад, который ей был доверен самим Богом. Любого, кто отважится похитить сокровище, змея была обязана разить укусом в пятку. Но пришли тяжелые времена: жара, засуха, змея уже не могла жалить, сама погибала от жажды.

Увидев проходящего мимо крестьянина, что нес кувшин с молоком, измученная стражница попросила напиться. Обещала в благодарность раскрыть тайну клада. Но, отведав живительной влаги, она тут же забыла о своей обещанной щедрости. Оба обвила тело крестьянина до самой шеи, намереваясь продолжить свою охранную миссию.

Обиженный крестьянин предложил отправиться на праведный царский суд. Они так и пришли вдвоем со змеей, висевшей на шее спасителя. Соломон для начала велел змее спуститься на землю в ожидании высочайшей воли. Затем выслушал рассказ о ситуации.

Змея поведала, что обязана кусать каждого, кто покусится на клад. После этих слов Соломон добавил, что свои обязанности есть и у людей. Они при встрече с ядовитой рептилией должны защищаться, разбить ей голову. Сообразительный крестьянин быстренько схватил камень и привел совет в исполнение.

«И лучшей из змей голову размозжи» — эта поговорка корнями уходит в ту древнюю легенду. Если что пообещал, надо выполнять, — учит эта история. А коль сам нарушил договор, не пытайся переложить ответственность на других.

Все пройдет: легенда о кольце Соломона

Психологи в сложных ситуациях нередко цитируют своим подопечным притчу о кольце царя Соломона.

Эта легенда повествует о времени, когда царю было особенно тяжело нести бремя власти. В стране свирепствовал голод, и Соломон не знал, как справиться с бедой. Проданные или выменянные на провизию драгоценности уже не спасали, столь велик был масштаб проблемы.

Тогда правитель обратился к известному жрецу. Тот вручил царю магическое кольцо, которое надо было всегда иметь при себе и держать в руках, когда становилось особенно трудно.

Уже дома Соломон обратил внимание на надпись. Она была начертана на внешней стороне кольца на одном из древних языков, которые новому владельцу кольца были хорошо известны. «Всё пройдёт» — гласила гравировка.

На юного царя снизошло глубокое понимание смысла лаконичного напутствия. Он взял себя в руки, обрел душевное равновесие и смог найти верное решение сложной государственной задачи.

Многие годы спустя он пережил трагическую потерю любимой женщины. В этой ситуации фраза, которая когда-то успокаивала, напротив, вызвала гневный протест. Царь впал в ярость, сорвал с руки кольцо и бросил его. Но успел боковым зрением ухватить: на внутренней площади кольца значились слова: «Пройдет и это».

Легенда рассказывает, что на смертном одре Соломон, подводя итоги своего царствования, вдруг заметил, что на ребре его кольца есть еще одно изречение. «Ничто не проходит» — гласила мудрость предков.

И никакого противоречия с предыдущими афоризмами тут нет. Действительно, наши душевные раны со временем несколько затягиваются. Но ничто и никогда не проходит бесследно, все оставляет отпечаток в Судьбе. Что-то нас учит, делает сильнее, а порой события, испытания Фортуны становятся непосильными. Выбор всегда есть. Но, сделав его, мы впечатываем этот алгоритм поведения в скрижали Судьбы. А она «выставляет оценки», которые в итоге и определяют, что мы сумели, что успели сделать в этой жизни.

Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет полезной, что вы обратитесь к этой бесценной сокровищнице знаний, познакомитесь и с другими притчами величайшего правителя древности.