Географическое положение южной америки. Южная Америка: географическое положение и климат

Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
    • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
    • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
    • познакомиться с историей открытия материка.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
    • развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
    • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
    • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный,репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.

Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».

Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.

Каковы очертания материка? (слайд 29)

Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.

Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2 )

(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.

Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля. Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.

Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2 )

Практическая работа № 11

« Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).

Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

Вывод о сходстве и различии ФГП

Отношение к экватору Большая часть материка расположена в южном полушарии Экватор пересекает материк почти посередине Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора
Отношение к нулевому меридиану Находится в западном полушарии Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе
Отношение к другим материкам На севере граничит с Северной Америкой На севере граничит с Евразией
Отношение к океанам На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан.

Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (слайд 32)

(слайд 33) Вывод.

III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).

Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

Например:

  • Южная Америка
  • Влажная, загадочная
  • Влечёт, интригует, завораживает
  • Материк рекордов
  • Колумб

Или Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

IV. Итоги урока (слайд 36)

V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».

VI. Рефлексия (слайд 38)

Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.

(слайд 39) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже. (слайд 40)

Список используемой литературы (слайд 42):

  1. Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
  3. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии 6-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2004г.
  5. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», М.: «5 за знания», 2006г.

2. Укажите особенности географического положения Южной Америки.

Южная Америка полностью находится в Западном полушарии. Большая её часть расположена к югу от экватора. Материк пересекается Южным тропиком. Он сильно вытянут с севера на юг, протянувшись более чем на 7 тысяч километров. С запада на восток в наиболее широкой части около 5 тысяч, однако, по большей части его протяженность небольшая, и континент сужается к своей южной оконечности.

3. Заполните пропуски в предложениях.

Южная Америка расположена в Южном и Западном полушариях. Площадь Южной Америки 18,2 млн. км2. В основании материка лежит древняя платформа. Самая высокая точка Южной Америки гора Аконкагуа, находится в горах Анды. Южная Америка лежит в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. Главная природная особенность Южной Америки – высокая влажность климата на большей части территории.

6. По климатическим диаграммам на рисунке 17 определите, к каким климатическим поясам Южной Америки они относятся.

1-субэкваториальный

2-тропический

3- умеренный

7. Рассмотрите в учебнике рисунок 112 «Высотная поясность в Андах». Какие выводы вы можете сделать, проанализировав этот рисунок?

Проанализировав рисунок, можно сделать вывод, что из-за большой высоты для Анд характерно большое количество высотных поясов.

8. Закончите предложения.

По территории Южной Америки протекают реки – Амазонка, Парана, Ориноко, Сан-Франсиску.

Крупнейшие из них – Амазонка и Парана.

На территории материка находится высочайший водопад мира – Анхель, а так же озера – Титикака, Маракайбо.

10. Южную Америку называют страной рекордов. Назовите их.

Южная Америки - самый влажный материк мира.

Южная Америка - второй материк по максимальным высотам.

Здесь находится самый длинный водоток в мире.

Самая полноводная река мира – Амазонка.

Амазонская низменность – самая большая низменность на Земле.

Анды – самая протяженная горная цепь.

Атакама – самое сухое место в мире и самая высокогорная пустыня.

Анхель – самый высокий водопад в мире.

11. Укажите на схеме, как называются потомки смешанных браков в Южной Америке.

Индейцы и европейцы – метисы.

Европейцы и негры – мулаты.

Негры и индейцы – самбо.

12. На контурную карту Южной Америки нанесите крайние точки и подпишите их, а так же горы, равнины, реки.

13. Подпишите на контурной карте океаны и моря, омывающие Южную Америку. Нанесите течения у ее берегов.

14. Подпишите на контурной карте государства Южной Америки и их столицы.

Бразилия и Чили имеют ряд схожих черт. Во-первых – страны отличаются разнообразием природных условий. Обе страны богаты природными ресурсами. На этом во многом базируется экономика стран. При этом есть масса отличий. Бразилия обладает большим природно-ресурсным потенциалом. Трудности для страны представляют освоение внутренних районов. Чили имеет менее разветвленную структуру экономики. Основная трудность в развитии страны, связана с ее большой протяженностью с севера на восток.

20. Как вы думаете, факт наличия пустынь Намиб и Атакама на побережье океанов доказывает или опровергает существование закономерностей формирования климата Земли? Дайте развернутый ответ.

С первого взгляда, существование пустынь у побережий опровергает закономерности формирования климата Земли. Побережья обычно получают достаточное количество осадков. С другой стороны, известно, что на климат территории влияют не только географическая широта, удаленность от океана, но и океанические течения. Причиной формирования данных пустынь является существование у побережий холодных течений. Холодные течения охлаждают воздух и отдаляют его от насыщения, что препятствует выпадению осадков. Таким образом, формирование пустынь у берегов вполне закономерно.

21. Выпишите пять-семь географических объектов, которые, на ваш взгляд, определяют образ южной Америки.

Амазонка и Амазония, Анды, водопад Анхель, пампа, Парана и Игуасу, озеро Титикака.

23. Составьте словарь терминов, которые вы узнали при изучении Южной Америки. Дайте их объяснение.

Сельва - влажные экваториальные леса в Южной Америке, один из дождевых лесов.

Пампа - степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе.

Сьерра – горный пояс Анд.

Креолы – потомки испанцев и португальцев.

Метисы – потомки от браков между европейцами и индейцами.

Самбо – потомки от браков между индейцами и чернокожими.

Мулаты – потомки от браков между европейцами и чернокожими.

25. Какой буквой на карте (рис. 18) обозначено Гвианское плоскогорье?

А); В); С); D)

26. Назовите элемент рельефа Южной Америки, расположенный по экватору:

1) Амазонская низменность;

2) Ла-Платская низменность;

3) Бразильское плоскогорье

1) Амазонская низменность

27. Какой буквой на карте (рис. 19) обозначена река Ориноко?

А); В); С); D)

28. Какой буквой на карте (рис. 20) обозначена Бразилия?

А); В); С); D)

29. Потомков от браков европейце в с индейцами называют:

1)мулатами;

3)метисами

3) метисами

31. Какой буквой на карте (рис. 21) обозначена зона степей и лесостепей?

А); В); С); D)

32. Установите правильную последовательность смены природных зон Южной Америки по 600 з.д. от экватора до побережья Атлантического океана.

б) саванны и редколесья;

в) влажные экваториальные леса;

г) переменно-влажные леса

33. Выберите лишнее:

2) альпака;

34. выберите лишнее:

2) Каракас;

3) Гуаякиль

3) Гуаякиль

35. Выберите лишнее:

1) Амазонка;

3) Мараньон;

1) Маракайбо; 2) Титикака; 3) Чад;

1) Игуасу; 2) Анхель; 3) Виктория;

3) Виктория

1) баобаб; 2) гевея; 3) какао;

1) Чили; 2) Намибия; 3) Боливия;

2) Намибия.

36. Продолжите предложение.

Самая безводная пустыня в мире называется Атакама.

37. Выберите вариант, в котором все перечисленные водные объекты расположены в Южной Америке.

1) река Миссисипи, озеро Эри; озеро Виктория;

2) река Ориноко, озеро Титикака, река Парана;

3) озеро Ньяса; река Замбези, озеро Онтарио;

4) озеро Танганьика, Гудзонов залив; река Амазонка

2) река Ориноко, озеро Титикака, река Парана

38. Выберите вариант, в котором все перечисленное относится к Южной Америки:

1) араукария, нанду, виктория-регия, анаконда;

2) ленивец, бутылочное дерево, лев, орхидея;

3) пума, пампасная трава, пекари, баобаб

1) араукария, нанду, виктория-регия, анаконда

39. Выберите верное утверждение:

1. Реки Амазонка и Парана принадлежат бассейну Тихого океана;

2. Амазонская низменность – крупнейшая на Земле;

3. Высочайшая точка Южной Америки находится на Бразильском плоскогорье

2. Амазонская низменность – крупнейшая на Земле

40. Выберите верное утверждение:

2. Крупнейшие города южной Америки – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро находятся в Аргентине.

3. Вдоль западного побережья Южной Америки проходит теплое Перуанское течение.

1. Водопад Анхель – высочайший в мире.

41. Выберите верное утверждение:

2. Пустыня Атакама протягивается вдоль восточного побережья Южной Америки.

3. Водопад Анхель находится на реке Ориноко.

4. Буэнос-Айрес лежит на Бразильском нагорье.

1. Анды являются главным водоразделом Южной Америки.

42. Выберите неверное утверждение:

1. Большая часть Южной Америки находится в Южном полушарии.

3. Наивысшая точка Южной Америки – вершина Аконкагуа в Андах.

2. Остров Огненная Земля отделяет от материка пролив Дрейка.

43. Выберите неверное утверждение:

1. Мыс Горн – одна из крайних точек Южной Америки.

3. Истоки Амазонки находятся в Андах.

2. Большая часть Амазонской низменности лежит севернее экватора.

План описания географического положения Южной Америки 1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана 2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток 3) В каких климатических поясах расположен материк 4) Какие океаны омывают материк 5) Как расположен материк относительно других материков

План описания географического положения Южной Америки
1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана
2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток
3) В каких климатических поясах расположен материк
4) Какие океаны омывают материк
5) Как расположен материк относительно других материков

  • 1. ЮжнуюАмерику в северной части пересекает экватор, который определяет е положение,как в северном, так и в южном полушарии, причм большая часть материкарасположена в южном полушарии. Южный тропик пересекает Южную Америку почтипосередине. Северный полярный круг от Южной Америки расположен на расстоянии5994 км, южный полярный круг на расстоянии 1110 км. От начального меридианаЮжная Америка расположена на западе, что определяет е положение в западномполушарии.Крайние точки материка имеют следующие координаты:
    Крайняясеверная мыс Гальинас 12 с. ш. 71 з. д.
    Крайняя восточная мыс Кабу-Бранку 7 ю. ш. 34 з. д.
    Крайняя южнаяматериковая мыс Фроуард 53ю. ш. 71 з. д.
    Крайняяюжная островная Диего-Рамирес 56 ю. ш. 68з. д.
    Крайняязападная мыс Париньяс 4 ю. ш. 81 з. д.

    Протяженность с севера на юг по меридиану 70з.д в градусах и километрах:


    а)находим географическую широту точек, где 70-й меридиан пересекает материк ЮжнуюАмерику, отсюда: 12с.ш + 55ю.ш = 67(протяжнность Южной Америки с севера на юг в градусах)

    б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги меридианаравен 111 км, отсюда: 67 х 111 = 7437 км (протяженность Южной Америки с северана юг)

    Протяженность с запада на востокпо параллели 10 ю.ш в градусах и километрах:
    а)находим географическую долготу точек, где 10-я параллель пересекает материкЮжную Америку, отсюда: 78з.д- 34з.д =43 (протяжнность Южной Америки с запада навосток в градусах)


    б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги параллели равен109,6 км, отсюда: 43 х 109,6 =4712,8 км(протяженность Южной Америки с запада на восток)

    3. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах

    4. ЮжнаяАмерика на западе омывается водами Тихого океана, на севере и востоке водамиАтлантического океана.

Южная Америка: географическое положение . Два материка – Южная и Северная Америка – образуют единую часть света под общим названием Америка . Эти материки соединены между собой Панамским перешейком, через который в 1920 г. был прорыт судоходный Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Южная Америка расположена в Западном полушарии и омывается водами Тихого (на западе) и Атлантического (на севере и востоке) океанов. Площадь материка приблизительно 18 млн кв.км . По своей форме Южная Америка похожа на треугольник, суживающийся к югу. Протяжённость Южной Америки с севера на юг по 70-му градусу з.д. — 7350 км, и с запада на восток по 10-му градусу с.ш. — 4655 км.

Крайние точки Южной Америки:

  • Северная - мыс Гальинас 12°25′ с.ш., 71°39′ з.д.
  • Западная - мыс Париньяс 4°40′ ю.ш., 81°20′ з.д.
  • Восточная - мыс Кабу-Бранку 7°10′ ю.ш., 34°47′ з.д.
  • Южная - мыс Фроуорд 53°54′ ю.ш., 71°18′ з.д.

На востоке материк омывается водами Тихого океана , на севере и западе - Атлантического . Береговая линия изрезана очень слабо. Только на юго-востоке есть несколько не очень крупных заливов: Ла-Плата, Сан-Матиас, Сан-Хорхе и Байя-Гранде. На севере располагается единственное Карибское море.

Рельеф и геологическое строение.

Рельеф Южной Америки представлен равнинами и плоскогорьями на востоке и горными хребтами на западе материка. В основе рельефа восточной части лежит древняя Южно-Американская платформа. На ней образовались крупные низменные равнины – Амазонская, Оринокская, Ла-Платская, сложенные толщами морских и континентальных осадков. К щитам (приподнятым участкам платформы) приурочены Бразильское и Гвианское нагорья высотой от 500 до 2500 м. Разломы земной коры разбили нагорья на отдельные массивы, изрезанные ущельями.

На западе материка Анды, или Андийские Кордильеры, протянулись на 9000 км с севера на юг, отделив остальной континент от Тихого океана. Это складчатая область альпийского возраста; является продолжением североамериканских Кордильер и состоит из параллельных хребтов. Между хребтами расположены Центрально-андийские нагорья и плоскогорья. Горообразовательные процессы в Андах не завершились, поэтому здесь часты землетрясения и извержения вулканов.

Крупнейшие вершины : Аконкагуа — 6960м (Аргентина), Охос-Дель-Саладо — 6880м (Чили), Тупунгато — 6800м (Аргентина-Чили), Уаскаран — 6768м (Перу), Анкоума — 6550м (Боливия), Ильимани — 6402м (Боливия).
Крупнейшие вулканы : Льюльяйльяко — 6723м (Аргентина-Чили), Сахама — 6520м (Боливия), Коропуна — 6425м (Перу), Сан-Педро — 5974м (Чили).

Климат.

Географическое положение и конфигурация материка определяют получение им большого количества тепла в течение всего года. Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Много влаги приносят с Атлантического океана пассаты . Дорогу воздушным массам с Тихого океана преграждают Анды.

Южная Америка располагается в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах.

Большая часть Амазонской низменности и северо-восточное побережье материка расположены в экваториальном поясе. Температура воздуха в течение года +25-28 °С. Количество осадков от 1500 до 3500 мм, в предгорьях Анд – до 7000 мм.

Субэкваториальный пояс Северного и Южного полушарий соединяется на восточном побережье, окаймляя экваториальный климатический пояс. Здесь наблюдается сезонность в распределении осадков. Большое их количество – 2000 мм – выпадает летом. Сезон дождей в Северном полушарии приходится на период с мая по декабрь, в Южном полушарии – с декабря по май. Температура воздуха +25 °С. Зима наступает с приходом тропического континентального воздуха. Осадков практически не бывает; температура воздуха +20 °С.

Тропический климатический пояс.

Расположен только в Южном полушарии. Температура воздуха +20 °С. Он делится на два типа климата. Влажный тропический климат формируется на востоке и юго-востоке Бразильского нагорья под влиянием пассатов, приносящих влагу. Осадков меньше, чем в субэкваториальном поясе. В направлении к западу количество осадков уменьшается и формируется сухой тропический климат . Большое влияние здесь оказывает холодное Перуанское течение. Происходит инверсия температур: воздух насыщен влагой, но сильно охлажден, в результате осадков не выпадает. Здесь расположена прибрежная пустыня Атакама .

Субтропический пояс расположен южнее 30є ю. ш., в его пределах формируются три типа климата. На западном побережье субтропический средиземноморский климат с сухим нежарким летом (+20 °С) и влажной теплой зимой (+10 °С, преобладает пасмурная дождливая погода). С продвижением в глубь материка климат становится континентальным субтропическим . Осадков выпадает лишь 500 мм. На восточном побережье формируется субтропический влажный климат : летняя температура января +25 °С, а зимняя температура июля +10 °С, осадков выпадает до 2000 мм в год.

Умеренный климатический пояс расположен южнее 40є ю.ш. На западном побережье формируется морской умеренный тип климата: теплая влажная зима (+5 °С), влажное прохладное лето (+15 °С); осадков – до 2000 мм и более. В восточной части пояса – умеренно-континентальный тип климата: зима холоднее (0 °С), лето теплое (+20 °С). Осадков – 300 мм.

В Андах формируется высокогорный тип климата . Здесь климатические пояса сменяют друг друга по закону вертикальной зональности. У подножья гор климат не отличается от окружающих территорий. При подъеме изменяется температура и режим осадков.

Воды суши.

Южная Америка богата внутренними водами. Большинство рек имеет дождевой тип питания, некоторые получают воду за счет таяния снега и льда в горах. По территории материка протекает крупнейшая река Земли Амазонка (6400 км). Площадь ее речного бассейна равна 7 млн км2 – это почти 40% территории материка. Находясь в зоне высокого увлажнения, река полноводна весь год. Дважды в год река разливается: в мае при дождях в Южном полушарии и в октябре-ноябре – в Северном полушарии.

В отличие от Амазонки реки Ориноко (2730 км) и Парана (4380 км) имеют ярко выраженную сезонность стока. Период разлива на реках приходится на летний влажный сезон. Стекая с Анд реки в верховьях образуют водопады. На одном из притоков Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель (1054 м); на одном из притоков Параны находится водопад Игуасу.

Географическое положение

Основная часть Южной Америки расположена в экваториальных и тропических широтах. Весь материк Южная Америка лежит в Западном, Южном и Северном полушариях и почти полностью обособлен океанами от других континентов. С запада он омывается Тихим океаном, с севера и востока - Атлантическим. На севере Южная Америка отделена от Северной Америки Панамским каналом , на юге от Антарктиды - проливом Дрейка . Берега материка изрезаны очень слабо. Доля островов составляет всего лишь 1 % от общей территории материка. Исключением являются югозапад и крайний юг материка, где вдоль Рис. 82. Х. Колумб Рис. 83. А. Гумбольд побережья тянутся несколько крупных материковых островов, среди которых наиболее крупный Огненная Земля и сотни более мелких. Побережье этой части изрезано заливами.

Из истории исследования Южной Америки

Материк был открыт Христофором Колумбом, который в 1492 г. отправился из Европы на поиски морского пути в Индию (рис. 82). Но название он получил в честь другого мореплавателя - итальянского купца Америго Веспуччи. В начале XVI в. во время плаваний к берегам материка Америго Веспуччи пришел к мысли, что земля, открытая Колумбом, вовсе не Азия (Индия), а неизвестная обширная суша, т. е. «Новый Свет». Открытые земли назвали Земля Америго. Не совсем справедливое название трансформировалось в Америку. Экспедиция Фернана Магеллана исследовала юго-восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив ), остров Огненная Земля.

Большой вклад в изучение Южной Америки на рубеже XVIII-XIX вв. внес известный немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт (рис. 83).

Рис. 82. Х. Колумб Рис. 83. А. Гумбольд

Он собрал и обобщил большой географический материал об особенностях природы южноамериканского континента.

А. Гумбольдт составил мировую карту распределения температуры и впервые применил метод изотерм. Он создал учение о географии растений, о системе высотной поясности, использовал метод географического сравнения: сравнивал океаны, полушария, материки, течения, окраины материков. Им была составлена карта бассейна Ориноко, собран гербарий из 12 тыс. растений и создан научный труд в 30 томах. Его «Путешествие в равноденственные области Нового Света» назвали «вторым открытием Америки».

В XIX в. наши земляки И. Домейко и К. Ельский в течение длительного времени исследовали Южную Америку. В Сантьяго, столице Чили, установлен памятник уроженцу Гродненской области национальному герою Чили Игнату. Длительное время И. Домейко был ректором университета в Сантьяго. Его имя носят горный хребет (Кордильера Домейко), малая планета, местечко в Чили на высоте 975 метров над уровнем моря, порт на самом берегу Тихого океана, улицы и площади.

Рис. 84. И. Домейко Рис. 85. Н.И. Вавилов

Южную Америку изучал также молодой ученый Константин Ельский.

Он посетил малоизученные и труднопроходимые районы Эквадора, Перу, Чили, Боливии, Бразилии, Аргентины, открыл и описал новые виды животных. В историю К. Ельский вошел как исследователь фауны в Гвиане.

В отличие от И. Домейко, ставшего в те же годы национальным героем Чили, К. Ельский не смог из-за болезни обобщить свои открытия.

Русский ученый Н. И. Вавилов во время экспедиции на материк в начале 30-х гг. ХХ в. посетил Гватемалу, Гондурас (Британский), Эквадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провел ценные биогеографические исследования (рис. 85). Н. И. Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014