План самообразования воспитателя. Индивидуальный план работы воспитателя по самообразованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

План работы по самообразованию на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Воспитатель:

М. В. Орешкина

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

Цель работы по теме самообразования: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить своё профессиональное мастерство.

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).

Способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Способствовать приобщению детей к словесному искусству;

Формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

Формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Предполагаемый результат:

Составлен и проанализирован план изучение методической литературы;

разработана серия наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов;

составлена картотека игр-драматизаций;

пополнена предметно-развивающей среды (уголок книги).

интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

имеют представление о семье, о малой Родине, о гендерной принадлежности;

самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, инсценируют отрывки из произведений.

Родители:

регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;

проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.

План

работы над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Сроки реализации

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

сентябрь

Постановка целей, задач работы

сентябрь

Выдвижение гипотезы

сентябрь

2 этап. Аналитический (изучение)

Сроки реализации

Составление плана работы по самообразованию

сентябрь

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

сентябрь

3 этап. Организационный (обобщение)

Сроки реализации

Теоретическая часть:

    Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

В течение года

Практическая часть:

    Составление картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов, разработка серии наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, Изготовление пособий для пересказа текста, атрибутов для театральной деятельности, пополнение РППС.

    Проведение открытого мероприятия (НОД по развитию речи)

    Выступление на педагогическом совете

    Участие в работе творческих групп

В теч. года

В теч.года

в теч. года

4 этап. Завершающий (внедрение)

Сроки реализации

Оформление результатов обследования детей по проблеме

В теч.года

Оформление опыта работы:

    Систематизация теоретической части

    Систематизация практической материала

    Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.)

в теч. года

5 этап. Презентационный (распространение)

Сроки реализации

Выступление на педагогическом совете:

Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи

Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

В теч. года

Участие в дистанционных педагогических конкурсах

В теч. года

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для родителей.

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»»

Родительское собрание

Самореализация

Сентябрь

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Обобщение работы «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Оформление работы.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, сценическое творчество.

План самообразования воспитателя на тему: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей» на 2015-2016 уч.год

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.

Актуальность:
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема: «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.»
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
Задачи:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Сплотить детский коллектив.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
В результате работы предполагается:
что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;
использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Форма самообразования: индивидуальная
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. НОД.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
8.Изготовление папок передвижек
9.Мониторинг.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Работа с детьми
Сентябрь
Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности.
Подбор методической литературы
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Подготовка и проведение консультации.Октябрь
Совместные с/р игры на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Изготовление атрибутов к с/р играм
Разработка перспективного планирования по безопасности.

Разработка проекта по ПДД

Ноябрь
Изготовление макета «Наша улица» Беседа: «Наше село и его транспорт».
Изготовление дорожных знаков, макетов домов.
Взаимодействие с родителями: Анкетирование родителей.
Декабрь
Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.
Подбор дидактических игр.
Обработка анкетных данных.
Работа с родителями.

Январь
Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога! »
Взаимодействие с родителями: подбор наглядно-информационного и консультативного материала.
Февраль
Детские исследовательские проекты по ПДД
Подбор тем для проектов; Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», и др.
Взаимодействие с педагогическим коллективом: подготовка к проведению мастер – класса.
Март
Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица» Подбор материала для презентаций апрель Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД; Подбор методической литературы.
Апрель.
Детские исследовательские проекты по ПДД.
Подбор картинок дорожных ситуаций.
Май
Проект «Азбука безопасности», Совместные дидактические, настольно- печатные, с/р игры по ПДД. Подбор игр-занятий.

Работа с родителями

Сентябрь
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? » Подбор методической литературы на тему.
Октябрь
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм Подбор и изготовление игрового оборудования
Ноябрь
Консультации: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки- передвижки по теме
Декабрь
Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» .Подбор методической литературы на тему
Январь
Выпуск памяток для родителей Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта»
Февраль
Составление с детьми исследовательских проектов
Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения».
Март
Совместное пополнение с родителями дидактических игр по ПДД, атрибутов к с/р играм.Изучение методической литературы по теме, изготовление атрибутов
Апрель
Консультации и беседы индивидуальные и коллективные: «Безопасность детей – забота взрослых! ». Оформление папки- передвижки по теме:
Май
Проект: «Азбука безопасности»; совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону. Презентация проекта «Азбука безопасности», подбор игрового оборудования.

Самореализация

Сентябрь - май
Кружок «Заботливые родители»; Проект «Азбука безопасности», итоговое мероприятие: развлечение «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали»; Игра- КВН «Внимательный пешеход» Проведение игр - занятий. Планирование дидактических игр и упражнений ежедневно вне занятий.
Изучение методической литературы на данную тему. Подбор конспектов занятий.
Сентябрь
Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.
Октябрь
Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013.
Ноябрь
Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
Декабрь
Услуги интернет
Январь
Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ.
Февраль
О. Ю. Старцева Школа дорожных наук: Докольникам о правилах дорожного движения, 2012.
Март
Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.
Апрель
Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.
Май
Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.

Формы представления результатов самообразования.

Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей.
Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
Обмен опытом через Интернет.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности. В детском саду прошла неделя по безопасности дорожного движения в старшей группе.
Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок «Светофор», «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики
В группе мальчики приняли участие в театрализации: «Переходи дорогу правильно». Обыграли историю непослушного кота, который нарушал правило дорожного движения. Спектакль посмотрели дети всех групп.
И закончили неделю по ПДД словами «и пусть все люди будут живы, здоровы и счастливы».
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

ТОГОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования».

Материалы школьного семинара ВВЕДЕНИЕ

Моршанск, 2010

Редакционная коллегия:

Т.Н. Иванова, заместитель директора по УВР

Г.А. Афремова, заместитель директора по ВР

И.В. Кожевникова педагог дополнительного образования

О.Н. Федякина, председатель творческой лаборатории 1 категория

О.В. Прозоровская, председатель творческой лаборатории - высшая категория.

Материалы школьного семинара

В брошюре представлены материалы школьного семинары и практический материал педагогов по теме самообразования.

Материалы могут быть использованы педагогами школы - интернат при работе по самообразованию.

школа – интерна, 2010 год

  1. Введение ……………………………………………………..4-5
  2. План самообразования педагогов…………………………...5-6
  3. Организация самоконтроля………………………………….7-11
  4. Компоненты готовности педагога к самообразованию

…………………………………………………………………12

  1. Алгоритм работы над темой самообразования……………13
  2. Формы представления результатов самообразования..........13
  3. Карта оценки уровня профессионального мастерства педагогов……………………………………………………….14
  4. Инновационная карта…………………………………………15
  5. План самообразования педагога …………………………..16-17
  6. План работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны……………………………………...17-18
  7. Анализ работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны за 1 полугодие 2009-2010 учебного года………………………………………….19-22
  8. Методические рекомендации самообразования педагога

……………………………………………………………… .23-27

  1. Примерные темы самообразования………………………..28-29
  2. Литература …………………………………………………..30

ВВЕДЕНИЕ

Самообразование педагогов

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ­одна из важных задач образования.

Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

обучение на курсах (один раз в пять лет);

самообразование;

участие в методической работе школы, города, района.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

План самообразования педагогов

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета.

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению

дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

участие в работе научно-­практических конференций, семинаров;

ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства.

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника,

дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать

свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию

или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Организация самоконтроля.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования - интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления , в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

на 2014-2015 учебный год

Составила: Решетник Н.М. учитель начальных классов

План

исследовательско - методической работы учителя начальных классов «Большекалмыкская СОШ» Решетник Н.М.

Тема: «Нестандартные виды работ на уроках литературы как средства реализации современных педагогических концепций и технологий».

Мотивы, побуждающие меня к самообразованию:

    Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня возникает необходимость и анализа новой информации.

    Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читая одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

    Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

    Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

    Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

    Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

    Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

    Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться, вправе ли он тогда преподавать?

Цели самообразования:

Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

Уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно - экспериментальной работе;

Обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

Основные направление самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);

Психолого-педагогическое (ориентирование на учеников и родителей);

Охрана здоровья;

Социальное (участие в жизни социума района);

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителю:

Систематический просмотр определенных телепередач

Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

Выполнение заданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

Изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

Изучение информационно-компьютерных технологий

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.

Результат самообразования:

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Доклады, выступления

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям.

Работа по проблеме: «Нестандартные виды работ на уроках литературы как средства реализации современных педагогических концепций и технологий».

    Цели профессионального развития:

В течение учебного года освоить нестандартные виды работ на уроках литературного чтения с использованием современных технологий.

Составить календарно-тематическое планирование с использованием ИКТ.

Сформировать различные виды работ с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

Разделы плана

    1. Изучение психолого-педагогической литературы

М.Р. Львова «Исторический взгляд на методы обучения родному языку». Анализ статьи.

2002 г.

Сентябрь - октябрь

Сообщение на тему: «Исторический взгляд на методы обучения родному языку».

    1. Разработка программно-методического обеспечения

образовательного процесса

Содержание

деятельности

Сроки

Форма предоставления

    Разработка календарно-тематического планирования по предметам

    Разработка поурочного планирования

    Подбор дополнительных тренировочных упражнений «Банк заданий к урокам чтения»

август

в течение года

январь-март

Тематическое планирование в электронном виде

Использование образовательных Интернет-ресурсов

Подбор заданий проблемного характера

    1. Работа в составе органов управления школой и участие в системе школьной методической работы

    Обобщение материала по проблеме « Нестандартные виды работы на уроках литературы» (апрель-май)

    Участие в проведении заседаний творческой группы учителей русского языка и литературы (декабрь)

Выступление

План работы по самообразованию
Планирование самообразовательной работы

Индивидуальный план самообразования на 2011 – 2014 год

Воспитателя (специалиста) Воспитатель в дошкольных учреждениях

ДОУ МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Фамилия, имя, отчество ПАШИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) 2004 г. Нижневартовский государственный педагогический институт

Когда обучался на курсах:

2012г. Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы.

2012г. Электронный гражданин

Самообразовательная работа над темой:

1.Тема самообразования Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

2. Когда начата работа над темой 2011 - 2012 учебный год

3.Когда предполагается закончить работу над темой 2013 – 2014 учебный год

4. Цели и задачи самообразования по теме:

ЦЕЛЬ: И спользование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

ЗАДАЧИ: 1.Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

2. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.

3. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР в ДОУ, распространение положительного опыта.

5. Основные вопросы, намеченные для изучения:

Гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования речевого развития у детей с ОНР.

Внедрение информационных технологий в коррекционную работу с детьми стершего дошкольного возраста

6. Этапы проработки по теме:

1 этап (2011 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;

2 этап (2012 год) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;

3 этап (сентябрь 2013 – май 2014) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрение системы работы по использованию ИКТ в работе с детьми с ОНР

7. Литература :

1 Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.

3. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005.

4. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.

5. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987.

2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Учебный год

Сроки выполнения

Результат

2011/2012

Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2011г.

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.

2012 г.

Формулировка цели и задач работы над темой

2012/2013

Формирование методического комплекса.

2012 – 2013 учебный год.

Наличие методической копилки по теме

2013/2014

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2013г – 2014 учебный год.

Наличие результатов работы по теме самообразования.

Распространение опыта среди педагогов.

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2014- 2016 учебный год

Тема: «Организация коррекционно-педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель : Смоделировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.

Задачи :

  • подготовиться к разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.
  • разработать перспективные планы в соответствии с ФГОС.

изучить модель коррекционного образовательного процесса, отвечающего ФГОС.

апробировать данную модель на практике.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования : индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: изучение литературы по теме; уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС; посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ; выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях; самоанализ и самооценка НОД в своей группе; изучение модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС; апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов

Сентябрь

Разработать рабочую программу (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование (ФГОС)

Рабочая программа для воспитателя.

октябрь- декабрь

Сбор материала для проведения консультации для воспитателей

Презентация по теме: «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

В течении года

Прохождение курсов повышения квалификации

Удостоверение о прохождении КПК

Февраль- апрель

Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Выступление на ГМО и презентация «Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО».

Систематически

Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы

Сертификаты, дипломы участника

Систематически

Систематически

Добиваться активного и результативного участия воспитанников во всех творческих конкурсах, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях

Сертификаты, дипломы участников

Систематически

Разработка и использование ЭОР и ЦОР

ЭОР и ЦОР

Март – апрель

2014г.

Консультация для педагогов «Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад и презентация.

2015-2016 уч.год

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику