Этнические общности. Сущность и разнообразие социальных общностей людей

  • 2. О. Конт – основоположение социологии, его учение о трех стадиях развития общества.
  • 3. Классический тип научности социологии учения о методе э. Дюркгейма
  • 4. Понимающая социология м. Вебера
  • 5. Основные принципы материалистического учения к. Маркса и ф. Энгельса в обществе
  • 1) Признание закономерности общественного разви­тия.
  • 6. Развитие социологии в России
  • 7. Общество как социальная система. Социальные связи, взаимодействие общения и отношения.
  • 8. Социология культуры. Ее основные концепции и функции. Ценнностно-нормативная система культуры.
  • 9. Теория культурно-исторических типов н. Я. Данилевского, о. Шпенглера, а. Тойнби
  • 1) Марксистский - детерминистский
  • 2) Структурно-функциональный
  • 11. Теория социальной стратификации
  • 12. Социальная мобильность и маргинальность.
  • 13. Личность в социологии. Основные теории личности.
  • 14. Ролевые теории личности. Социальный и личный статус и социальный престиж инженера железнодорожника в обществе.
  • 15. Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация.
  • 16. Понятие социальная группа: первичные вторичные большие средние малые.
  • 18. Теория доиндустриального, индустриально и постиндустриального (информационного) общества р. Арона, у. Ростоу, д. Белла, а. Тоффлера
  • 19. Социальные изменения и движения. «Эволюция, революция, реформы, социальная модернизация»
  • 20. Предмет и функции соц политики
  • 21. Социология экономики как отрасль соц науки. Экономические цели развития экономики как социальный прогресс.
  • 23. Труд как базовый социально-экономический процесс. Социальная сущность труда.
  • 24. Трудовой коллектив. Его задачи и функции. Морально-психологический климат коллектива.
  • 25. Социология управления. Феномен бюрократии. Стиль руководства инженера железнодорожника в обществе.
  • Бюрократия
  • Точка зрения Вебера на бюрократию
  • 26. Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации.
  • 27. Понятие этноса. Предпосылки, черты и этапы формирования русского этноса.
  • 28. Национально-этнические отношения в современной России. Объективные тенденции их развития. Национальный вопрос в современных условиях.
  • 29. Межнациональный конфликт. Методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.
  • 30. Понятие семьи и брака, функции и тенденции семьи
  • 31. Основные проблемы семьи и брака. Типы семейных структур.
  • 32. Мотивы брака, причины развода. Культура спора и ссоры. Традиции семьи.
  • 33. Социальные роли личности. Механизм отбора, предписывания и контроля. Социальный контроль и девиация.
  • 34. Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация.
  • 35. Основные типы и черты социализма и капитализма
  • 36. Методы социологического исследования: анкетирование и интервью
  • 37. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.
  • 38. Специальные социологические теории (социального конфликта, общения, общественного мнения)
  • Концепции л. Козера
  • Конфликтная модель общества р. Дарендорфа
  • Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга
  • 26. Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации.

    Этнические общности занимают видное место в социальной жизни. Этнос этноним

    кровнородственными

    Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

    Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы

    Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя .

    Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

    В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации .

    Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

    Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация.

    Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей. Однако, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.

    Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных иинституциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей.

    27. Понятие этноса. Предпосылки, черты и этапы формирования русского этноса.

    Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним , т.е. самоназвание (русские, немцы).

    Этнические общности называют также кровнородственными . К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

    Русский этнос

    Русские - восточнославянский народ, проживающий в основном в России, а также составляющий значительную долю населения Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Киргизстана, Эстонии,Литвы, Молдавии, Приднестровья, Туркменистана.Разговаривают на русском языке восточной подгруппыславянской группы индоевропейской языковой семьи. Русских связывают общая история, культура и этническое происхождение.

    Численность русских в мире в настоящее время составляет около 145 миллионов, из них в России 116 миллионов (2002 год), что составляет 79,8 % всего населения страны. Самой распространённой религией среди верующих русских является православное христианство.

    Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре-жде всего в том, что в отличие от этногра-фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа-тельный харак-тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен-ты социаль-ной структуры общества, в тесной связи с другими соци-альными группами - классами, стратами, территориальными общностя-ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич-ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока-зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни-чес-кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло-гии концептуаль-ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис-темно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль-ными институтами.

    Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при-стального изучения этнографов. В социологии эт-нографический материал используется уче-ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

    Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи-лись к области так называемых «социальных про-блеем», имеющих сугу-бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по-следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокуль-турных, психологических, демографических и др. во-просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та-кую ак-туаль-ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова-ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока-тившихся по миру в последние деся-тилетия, побу-дила социологов, как впрочем, и представите-лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от-ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об-разования национальных государств в веду-щих странах мира был завершен. Обострение на-ционально-этнических про-цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав-ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

    Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ-ность и нацию, различаю-щихся между собой по уровню развития куль-туры, экономики, знаний и др.

    Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров-нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос-нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз-говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей-шин, вожди и др.), общая тер-ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис-торической сту-пени являлись охота и собирательство.

    Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи-ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор-мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели-гиозным сознанием, инсти-тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за-креплен-ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий-ской Феде-рации.

    Процесс создания нации , как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани-маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт-нического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали-стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон-тинента - Франции, Германии, Ис-пании и др.. В России подобный процесс образования на-ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за-вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци-ональный вопрос стал решаться с пози-ций марксистско-ленинской иде-ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

    Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе тер-мины «этнический» и «национальный» часто используются как си-нонимы или в словосочетании «национально-этнический».

    Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер-ритории существенным признаком этнической общ-ности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда прожи-вают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этниче-ских групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт-носа - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители од-ного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных госу-дарств - Франции, Герма-нии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различ-ных этносов. Гра-фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь-зуется, го-ворят о французском, немецком, амери-канском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и поли-тическая ха-рактеристика этнической общности здесь совпадают. -Тер-мин «американец», например, озна-чает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

    На вскидку, вопрос риторический. Кажется, всё здесь абсолютно ясно и понятно.

    Нация – это люди, объединённые своим происхождением , языком, общими взглядами, единым местом проживания.

    Народ – это люди, объединённые не только одной историей, землёй и общим языком, но и единым государственным строем .

    Именно из идентичности мировоззрений и возникли такие словосочетания, как «великая американская нация», «русский народ», «народ Израиля».

    Надо сказать, что со словами «нация» и «народ» тесно связано понятие «национализм ». И историй, когда либеральный национализм (защищающий интересы каждого народа в отдельности) легко может перейти в крайний национализм (шовинизм) предостаточно. Поэтому рассматриваемый вопрос и требует внимательного к себе отношения.

    Основы российской государственности

    На взгляд прогрессивно мыслящей части населения вопрос о народах и нациях должен, в первую очередь, опираться на Конституцию той страны, в которой человек проживает, и на Всеобщую декларацию прав человека. Первая статья основного документа Организации Объединённых Наций разъясняет чётко и просто, что люди «рождаются свободными и равными» как «в своём достоинстве», так и «в правах».

    Люди, живущие на территории России и пользующиеся единым государственным языком (русским), гордо величают себя россиянами .

    Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ ».

    Таким образом, под понятием «народ» имеются ввиду все нации и народности, проживающие в пределах одного государства.
    И Россия – не исключение. Это родина разных народов, говорящих на разных языках, которые исповедуют разные религии, а, главное, отличаются самобытностью культур и менталитетом.

    Но вопрос, вынесенный в заголовок статьи, будоражит сознание общественности и порождает множество совершенно несхожих мнений до сих пор.

    Одним из основных и поддерживаемым государством мнением является утверждение, что «в дружбе народов – единство России ». А «межнациональный мир» — это «основа жизни» российского государства. Но это мнение не поддерживается радикальными националистами, которые из-за своих убеждений готовы взорвать государственный строй Российской Федерации.

    Поэтому вопросы толерантности, патриотизма, межнациональных конфликтов, активной жизненной позиции, выносятся на широкое обсуждение общественности далеко не случайно.

    Ведь уже не секрет, что в межнациональных отношениях очень сильно обострилась проблема не только жестокости, но и настоящей агрессии. Связано это, прежде всего, с экономическими проблемами (конкуренция за рабочие места), а уже после с поиском виновных в создавшейся экономической ситуации в государстве. Ведь всегда легче сказать, что, если бы «не эти…», то у нас было бы масло на столе.

    Научное понимание терминов «народ» и «нация»

    Рассмотрим понятия «нация» и «народ» конкретнее. Единого понимания термина «нация» на сегодняшний день не существует.
    Но в науках, которые занимаются вопросами развития человеческого общества, приняты две основные формулировки слова «нация».
    Первая гласит, что это сообщество людей, которое сложилось исторически на основе единства земли, экономики, политики, языка, культуры и менталитета. Всё это в совокупности выражается в едином гражданском самосознании.

    Вторая точка зрения говорит, что нация – это единство людей, которые характеризуются общим происхождением, языком, землёй, экономикой, восприятием мира и культурой. Их взаимосвязь проявляется в этническом сознании .
    Первая точка зрения утверждает, что нация — это демократическое согражданство .
    Во втором случае утверждается, что нация — это этнос. Вот эта точка зрения и бытует в общечеловеческом сознании.
    Рассмотрим и эти понятия.

    Считается, что этнос – это исторически устойчивая общность людей , проживающих на определённой земле, которые имеют черты внешнего сходства, общую культуру, язык, единый склад мышления и сознания. На основе объединений родов, племён и народностей и складывалась нация. Создание сплочённого государства способствовало их формированию.

    Поэтому в научном понимании нация рассматривается как гражданская общность людей. А затем уже, как сообщество людей определённого государства.

    Гражданские и этнокультурные нации

    Несмотря на разный подход к понятию слова «нация», все участники обсуждений едины в одном: существует два типа наций – этнокультурный и гражданский.

    Если говорить о народах России, то можно сказать, что все малые народности, населяющие Север РФ – это этнокультурные нации.
    А русский народ – это гражданская нация, так как она практически была образована уже в пределах существующей государственности с общей политической историей и законами.

    И, конечно же, когда речь идёт о нациях, не стоит забывать их основное право – право нации на самоопределение. Этот международный термин, с которым считаются представители всех государств, даёт нации возможность выйти из состава того или иного государства и образовать своё собственное.

    Впрочем, надо сказать, что при распаде СССР русский народ, находящийся в большинстве республик в большом численном перевесе, этим правом не сумел воспользоваться и практически остался самой разделённой нацией мира .

    О главных отличиях народа и нации

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что нация и народ – понятия совершенно разные , но имеющие единый корень образования.

    Народ – это культурная составляющая , то есть, это люди, связанные не только кровными узами, но имеющие единый государственный язык, культуру, территорию и общее прошлое.

    Нация – политическая составляющая государства . То есть, нация — это народ, сумевший создать своё государство. Без него нации не существует. Например, русские, которые живут за границей, относятся к числу русского народа, но не к русской нации. Они отождествляются с нацией того государства, где проживают.

    Гражданство – единственный критерий, по которой определяется нация. Помимо этого, надо считаться и с таким понятием, как «титульная» нация. Их язык чаще всего является государственным, и их культура становится господствующей. При этом, другие нации и народности, проживающие на их территории, не теряют своей индивидуальности.

    Заключение

    И вот ещё о чём хочется сказать обязательно. Наций, хороших или плохих, не существует, есть люди, плохие или хорошие, и их поступки. Об этом стоит помнить всегда. Ведь Россия много национальна. А знание понятий «народ» и «нация» помогут принять и понять этническое многообразие страны с гордым названием Россия.

    В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.

    Этнос

    Этнос - общее собирательное название для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.

    Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.

    Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.

    На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.

    Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • кровнородственные связи;
    • общность исторического развития;
    • общая территория проживания;
    • общие традиции;
    • общее культурное наследие;
    • единство быта и языка.

    Племя

    Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.

    Семья - самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.

    Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.

    Этнос: нации и народности

    Народность

    Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:

    • она включала в себя большее количество людей;
    • ее появление было связано с появлением государств, которые объединяли большие территории в одно целое;
    • объединение людей происходило теперь не только по кровнородственным связям, но по языковым, территориальным, экономическим и культурным признакам.

    Нация

    Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.

    Признаки нации:

    • единая территория;
    • единый язык;
    • общность экономической системы;
    • единый национальный характер, чувство солидарности.

    Миграция

    Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.

    Этнические общности занимают видное место в социальной жизни. Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, социальной психологии, этническим самосознанием. Внешней формой выражения этноса является этноним , т.е. самоназвание (русские, немцы).

    Этнические общности называют также кровнородственными . К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

    Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

    Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы

    Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя .

    Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

    В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации .

    Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико.

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.

    Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация.

    Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей. Однако, затем образуются диаспоры (рассеяние), хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания.

    Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных иинституциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей.