Абазины предатели в кавказской войне. Абазины – кто это, где живут. Из истории формирования абазинского народа

Современная энциклопедия

- (самоназвание абаза) народ в Российской Федерации, в Карачаево Черкесии (27 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 33 тыс. человек (1992). Живут также в Турции (10 тыс. человек) и арабских странах. Общая численность 44 тыс. человек (1992).… … Большой Энциклопедический словарь

АБАЗИНЫ, ин, ед. инец, нца, муж. Народ, живущий в Карачаево Черкесии и в Адыгее. | жен. абазинка, и. | прил. абазинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево Черке сии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо адыгской группы северо кавказской… … Русская история

Абазины - (самоназвание абаза; тапанта, шкарауа) народность общей численностью 44 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 33 тыс. чел., в т.ч. Карачаево Черкесия 27 тыс. чел. Другие страны расселения: Турция 10 тыс. чел. Язык абазинский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АБАЗИНЦЫ цев; АБАЗИНЫ, зин; мн. Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа. ◁ Абазин, а; м. Абазинец, нца; м. Абазинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Абазинский, ая, ое. А. язык (абхазско адыгской … Энциклопедический словарь

абазины - абазины, абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

- (самоназвание абаза) народ, живущий в Карачаево Черкесской АО; отдельные группы встречаются в Адыгейский АО и районе Кисловодска. Численность 20 тыс. человек (1959, перепись). Говорят на абазинском языке (См. Абазинский язык). Предки А.… … Большая советская энциклопедия

- (самоназвание абаза) народность, живущая в Карачаево Черкесской АО, Кабардино Балкарской АССР, Адыгейской АО и в р не Кисловодска. Числ. 20 т. ч.(1959). Язык абазинский, абхазо адыгской группы кавк. семьи языков. В древности предки А. обитали в… … Советская историческая энциклопедия

Мн. 1. Народ абхазо адыгской этноязыковой группы, составляющий коренное население Карачаево Черкессии и Адыгеи. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , Дзыба Валерий Алиевич , Монография В. А. Дзыбы`Абазины в войнах России `являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в… Категория: Военное дело Издатель: ЦЕНТРПОЛИГРАФ , Производитель: ЦЕНТРПОЛИГРАФ ,
  • Абазины в войнах России XIX - начала XX века , Дзыба Валерий Алиевич , Монография В. А. Дзыбы "Абазины в войнах России…"являет собой историко-этнологическое исследование происхождения, становления и развития абазинского народа и роли его представителей в… Категория: История войн Серия: Всемирная история Издатель:

абазины
абаз. Аба́за

Численность и ареал

Всего: ~ 60 000
Россия Россия:
43 341 (перепись 2010)

    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия:
      36 919 (перепись 2010)
      • Абазинский район: 14 808 (2010)
      • Черкесск: 10 505 (2010)
      • Адыге-Хабльский район: 4 827 (2010)
      • Малокарачаевский район: 3 373 (2010)
      • Усть-Джегутинский район: 2 252 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край:
      3 646 (перепись 2010)
    • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ханты-Мансийский автономный округ - Югра:
      422 (перепись 2010)
    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария:
      418 (перепись 2010)
    • Москва Москва:
      318 (перепись 2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край:
      279 (перепись 2010)
    • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ:
      236 (перепись 2010)
    • Московская область Московская область:
      139 (перепись 2010)
    • Ростовская область Ростовская область:
      112 (перепись 2010)
    • Адыгея Адыгея:
      84 (перепись 2010)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург:
      84 (перепись 2010)

Турция Турция:
12 000 (оценка)
Египет Египет:
12 000 (оценка)
Абхазия Абхазия:
355 (перепись 2011)
Украина Украина:
128 (перепись 2001)

Археологическая культура

Майкопская культура, Дольменная культура

Язык

Абазинский язык

Религия

Ислам (суннитского толка)

Расовый тип

Европеоиды

Входит в

Кавказские семьи,
Северо-Кавказская семья,
Абхазо-адыгская группа.

Родственные народы

Абхазо-адыгская семья

  • Абхазо-абазинская подгруппа:
    • абхазы
    • абазины
  • Адыги (адыгская подгруппа):
    • кабардинцы
    • адыгейцы
    • черкесы
    • шапсуги
    • убыхи
Этнические группы

тапанта, ашхаруа

Происхождение

ашуйцы, абазги, апсилы, саниги, зихи

Абази́ны (абаз. Аба́за) - один из древнейших коренных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов. Многие народы, в различных странах мира (Турция, Иордания, Сирия, США, и др.) знают абазин под термином «черкес», и часто упоминают абазин именно как черкесов.

Абазины относятся к пятигорскому миксу кавкасионской расы, характеризуются средним ростом, карими, серыми и голубыми глазами, развитым волосяным покровом, долихокефалией.

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Язык
  • 2 История
    • 2.1 Апостол Андрей
    • 2.2 Абазгия и Абазгское царство
    • 2.3 16 век
    • 2.4 18 век
    • 2.5 19 век
  • 3 Традиции и обычаи
    • 3.1 Традиционная одежда
  • 4 Интересные факты
  • 5 Галерея
  • 6 Знаменитые абазины
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Общие сведения

В настоящее время проживают в Российской Федерации, наиболее компактно 13 аулах Карачаево-Черкесии.

Наименование (этноним) абаза (или абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами, колхами, называет также и племя абасгов. Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».

Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии и древней Черкесии.

Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств.

Также ранее абазины проживали в количестве 15 аулов Зольского района Кабардино-Балкарии, однако в настоящее время все они были ассимилированы кабардинцами потеряв язык и культуру абазин.

Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): башилбаевцы, тамовцы, кизилбековцы, шахгиреевцы, баговцы, баракаевцы, лоовцы, дудароковцы, бибердовцы, джантемировцы, клычевцы.

Абазины лингвистически наиболее близки к абхазам, однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.

Верующие абазины - мусульмане-сунниты.

Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.:

Карачаево-Черкесская Республика
  • город Черкесск 9442
  • аул Псыж 5395
  • село Красный Восток 3143
  • город Усть-Джегута 2254
  • аул Кубина 2063
  • аул Инжич-Чукун 1827
  • аул Эльбурган 1765
  • аул Старо-Кувинск 900
  • аул Апсуа 610
  • аул Кара-Паго 522
  • аул Абаза-Хабль 381
  • аул Мало-Абазинск 336
  • село Койдан 329
  • аул Адыге-Хабль 326
  • аул Ново-Кувинск 326
  • аул Хабез 239
  • аул Тапанта 237
  • посёлок Эркин-Шахар 175
  • город Карачаевск 144
  • аул Эрсакон 142
  • село Учкекен 135
  • хутор Грушка 130
  • село Первомайское 105
  • аул Псаучье-Дахо 104
Ставропольский край
  • город Кисловодск 1263
  • город Ставрополь 346
  • город Невинномысск 281
  • город Пятигорск 143
  • город Ессентуки 135
  • посёлок Подкумок 104
Кабардино-Балкарская Республика
  • город Нальчик 215
Ханты-Мансийский АО
  • город Сургут 160
Москва
  • город Москва 191

Язык

Основная статья: Абазинский язык

Абазины говорят на абазинском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет два диалекта - тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский . Письменность на основе кириллицы. Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский (адыгский) и русский языки.

Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа), которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

История

Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок.

Основная статья: История Абхазии Основная статья: История адыгов

Апостол Андрей

В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

Абазгия и Абазгское царство

Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия. VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство». определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии, превышало количество родственных им абхазов. связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали на Северный Кавказ вместе с родственными им адыгскими племенами.

К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

16 век

Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков.

18 век

1762 год - Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал -

Абазы принадлежат к числу народов, населяющих пространство между Черкесией и Грузией. Они разделяются, как черкесы, на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами ведется постоянная война. Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признает себя благочестивыми христианами. Порта назначает в эту страну своего бея, называемого беем абазинцев, который, однако, пользуется только титулом начальника без всякой власти. Резиденция бея находится в Сухуме. Главное начальство в этой местности принадлежит паше Черноморского побережья, но абазинцы не повинуются ни ему, ни турецкому бею, и лишь одна сила может привести их к покорности и повиновению. Кубанский сераскир делает иногда на них набеги, отбирая у них мелкий скот, лошадей и рабов. этой стране имеется два главных порта - Сухум и Кодош.

19 век

В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

Основная статья: Кавказская война

Фрагмент. 1836 год, 8 февраля. Джеймс Хадсон - генерал-лейтенанту Герберту Тэйлору. … «О … нападении абазин на Ставрополь»

В конце того же ноября-месяца черкесы-абазины сосредоточили свои силы, чтобы нанести ответный удар черноморским казакам и русским регулярным частям, совершавшим вторжения на их территорию. Абазины ворвались в Ставрополь, столицу так называемого «правительства Кавказа», и увели с собой 1700 пленных, 8000 голов скота и пр. 300 из захваченных пленных - люди, занимавшие в Ставрополе высокое положение: офицеры, купцы, банкиры. Был среди них и русский военный высокого ранга, генерал, как говорят; его взяли в плен вместе с его штабом. Это уже второй налет на Ставрополь, совершенный за последний год. первый раз они захватили до 800 пленных. Это второе нападение, о котором я только что сообщил, тоже завершилось полным успехом черкесов, хотя русские и готовились встретить их.

Основная статья: Черкесское мухаджирство

Потомки абазин, которые после русско-кавказской войны приняли российское подданство, живут в Карачаево-Черкесии (аулы указаны выше).

Потомки абазин-мухаджиров живут за рубежом, где их вместе с адыгами именуют «черкесами». составе черкесских диаспор в Турции, Сирии, Израиле, Египте, Иордании, Ливии абазин около 24 тысяч человек. Многие из них перешли на турецкий и арабский языки, потеряв свой язык, часть утратила абазинские имена и фамилии, смешалась с турками и арабами, при этом память о своём принадлежности к определённым родам сохраняется до настоящего времени.

Традиции и обычаи

Главные занятия - скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. К пахоте готовили, прежде всего, ближайшие к дому участки земли, куда легче всего было доставить сельскохозяйственный инвентарь. Эта работа начиналась с зимы: участки очищали от камней и выкорчевывали деревья. Земли в горах были неудобны для обработки. Важным занятием абазин было и садоводство. Расчищая участки леса под пашню, дикорастущие плодовые деревья и кусты оставляли в неприкосновенности. Главным образом это были дикие яблони, груши, кизил, барбарис, фундук. Дома и хозяйственные постройки всегда утопали в фруктовых деревьях.
Значительную роль играло пчеловодство - одно из древнейших занятий абазин. Из мёда они готовили сладкий напиток, который «обладал опьяняющим, одурманивающим, отравляющим свойствами».

Промыслы - кузнечное дело, обработка шерсти и кожи. У абазин издавна были развиты домашние промыслы, в которых существовало внутрисемейное разделение труда. Так, обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а вот обработка дерева, металла, камня - мужским делом. Из шерсти изготавливали бурки, тонкое сукно и более грубое для повседневной одежды, войлочные ноговицы, шляпы, пояса, обувь, кошмы, попоны, а также различные вязаные изделия. Были развиты скорняжный и кожевенный промыслы. Из шкур шили шубы и шапки, из кожи делали обувь, бурдюки, сёдла, сумки, конскую сбрую. Овчина - главный предмет скорняжного промысла. почете были кузнецы. Они изготавливали и чинили косы, серпы, вилы, железные лопаты, мотыги, подковы, металлические части конской сбруи, цепи, ножи, ножницы и т. д. Многие кузнецы были также и оружейниками. Оружие (ружья и кинжалы с ножами) они украшали серебром, золотом, гравировкой с чернью. Такие оружейники, в свою очередь, становились ювелирами. Производство оружия у абазин имеет глубокие традиции, уходящие в далекое прошлое. Мастера делали стрелы (хрихыц). Наряду с производством оружия, абазинские оружейники занимались изготовлением пуль разного калибра. Ювелирное дело принадлежало к одному их древнейших ремесел абазин. Ловкие мастера с терпением изготавливали различного вида изделия: женские и мужские пояса, нагрудные украшения, перстни и кольца, серьги и височные подвески. Все украшения, предназначенные для ношения женщинами, было очень красивы по своей форме, богато орнаментированы.

Традиционная социальная организация - сельские общины, большие и малые семьи, патронимии. Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине - скученные, в горах - гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века у абазин стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

На протяжении многовековой истории абазины, как и многие народы Северного Кавказа и всей страны, выработали своеобразный и богатый ассортимент национальных блюд, правила приготовления и приема пищи. Абазины с древних времен занимались земледелием, скотоводством, птицеводством и это отражается на составе и особенностях народных блюд, среди которых занимают главное место - баранина, говядина и птица, а также изделия молочные и растительные. Много у абазин блюд из мяса домашней птицы. Из куриного или мяса индюка готовят национальное блюдо квтIужьдзырдза (дословно: «курятина с подливкой»).

Абазинская кухня базируется на использовании традиционных продуктов земледелия и скотоводства, употребление большого количества животных жиров, в особенности сливочного и топлёного масла, а также сливок, сметаны, кислого молока.

Что касается специфических приправ, то абазины, как и многие северокавказские народы, употребляют в основном молотый красный перец, толчёный чеснок с солью и смесь сухих пряных трав - главным образом укропа и чабреца. Из острых подлив абазины употребляют соус из кислого молока, сметаны, красного перца, толчёного чеснока с солью. Распространён слабоалкогольный напиток бахсыма (буза).

Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Существует легенда о ласточке. давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва. Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение. Вот почему страшная весть не дошла до чудовища. Люди были спасены. Лягушка по абазинскому поверью - предвестница дождя, и её никогда не убивают. А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный - Нарсткий эпос. волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается. Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса - тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется. Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы. Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо». Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.

Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».

Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).

Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен. С незапамятных времен народ складывает песни. Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

Традиционная одежда

Основная статья: Черкесский национальный костюм Основная статья: Черкеска

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) абазинских мужчин было холодное оружие. Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля. Абазины носили кинжалы типа кама либо бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов.

Из сабель, в зависимости от состоятельности владельца, предпочиталась сабля мамлюкского типа, либо килич (турецкая сабля), либо гаддарэ (иранская сабля). Элементом одежды всадника считался даже лук с колчаном для стрел.

Абазины всегда при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не являлся элементом одежды.

1073 год - Абазинские иконописцы и ювелирных дел мастера участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры.

Галерея

  • Старинные фото
  • Абазины в XIX веке

    Молодая абазинка. Фотограф Ф.Ордэн. 1897 г.

    Знатный абазин.

    Свадьба в ауле Дарыква-кыт. Середина XIX в.

    Девушка Химсада и князь Лоов, конец XIX в.

    Абазинки из знатных фамилий аула Бибаркт (совр. Эльбурган)

Знаменитые абазины

  • Мехмед Абаза-паша (1576-1634) - визирь Османской империи, бейлербей Эрзурумского эйялета, правитель Боснии.
  • Абазин, Андрей Мехмедович (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.
  • Кешев, Адиль-Гирей Кучукович
  • Табулов, Татлустан Закериевич - писатель и поэт.
  • Бежанов Керим Дугулович (1911-1998) - полный кавалер ордена Славы
  • Али-Бей Абаза Булат Копан(1728-1773)- в 1769г. Возглавил освободительное восстание против Султанской Турции
  • Кансав ал Гаури ибн Биберд
  • Джегутанов, Кали Салим-Гериевич - писатель и поэт.
  • Гагиев Иосиф Ибрагимович (1950-2011)- доктор филологических наук, профессор.
  • Агрба Канамат -Полковник царской армии
  • Агрба Рауф - награжден золотым Георгиевским оружием (1917 г.)
  • Мурзабек Алиев (Выходец из аула Шегерей~Апсуа) - Банкир г. Тегеран. Хранил золото царской семьи Николая 2
  • Султан Клыч Герей - Командир дикой дивизии, генерал майор белой армии
  • Шанов Карней - ординарец Балахонова, комендант г. Саратова
  • Табулов Татлустан Закериевич - абазинский и черкесский писатель и поэт. Один из основоположников абазинской литературы.
  • Тлябичева Мира Сахат-Гериевна первая абазинская поэтесса, член союза писателей СССР
* Тлисов Мухамед Индрисович (Выходец из аула Апсуа) - доктор физико-математических наук, профессор
  • Гожев Абрек-Заур Патович (Выходец из а. Апсуа) - абазинский композитор, педагог, Заслуженный работник КЧР

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей
  2. 1 2 3 4 5 Итоги переписи населения 2010: Национальный состав населения городов и районов КЧР в разрезе наиболее многочисленных национальностей
  3. 1 2 Joshuaproject. Abaza
  4. Население Абхазии: Перепись 2011 г.
  5. Всеукраинская перепись населения 2001 года
  6. 1 2 3 4 Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков, Редкол.: О. Ю. Артёмова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский и др.. - М.: Российская Академия наук. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998. - С. 19. - 928 с. - (Большая Российская Энциклопедия). - ISBN 5-85270-155-6.
  7. Афасижев Т. И. Мой аул: Вехи истории. Майкоп,Издательство ООО"Аякс",2002.382с., с илл.
  8. Афасижев Т. И. Аульская хроника: годы, люди, события. Майкоп,Издательство ООО «Аякс»,2004,-397с.
  9. База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  10. К 450-летию заключения военно-политического союза России и Черкесии
  11. О захвате черкесами военного корабля, нападении абазин на Ставрополь
  12. История христианства на Северном Кавказе

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).
  • Абазины // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Абазины // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.

Ссылки

  • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. АБАЗИНЫ
  • Абазино-Абхазская национальная сеть «Abazashta.com»
  • Союз абазинской молодежи «Шарпны»
  • Михаил Тхайцухов о самоназвании «Абаза»
  • Надежда Емельянова, Мусса Экзеков. СТРАНЕ АБАЗА

Абазины Информацию О

  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    422 (перепись 2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария :
    418 (перепись 2010)
  • Москва Москва :
    318 (перепись 2010)
  • Краснодарский край Краснодарский край :
    279 (перепись 2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ :
    236 (перепись 2010)
  • Московская область Московская область :
    139 (перепись 2010)
  • Ростовская область Ростовская область :
    112 (перепись 2010)
  • Адыгея Адыгея :
    84 (перепись 2010)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург :
    84 (перепись 2010)
  • Турция Турция :
    12 000 (оценка)
    Египет Египет :
    12 000 (оценка)
    Абхазия Абхазия :
    355 (перепись 2011)
    Украина Украина :
    128 (перепись 2001)

    Наименование (этноним) абаза (или абазги) и племена, входившие в состав этой этнической группы, встречается в сочинениях античных авторов начиная с V в. до н. э. Например, древнегреческий историк Геродот (V в. до. н. э.) в своей карте древнего мира в перечне народов, обитавших по берегу Понта Эвксинского, наряду с кораксами , колхами , называет также и племя абасгов . Исследователь абазинского языка А. Н. Генко по этому поводу писал следующее: «Термин абаза очень древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившиеся общностью языка и культуры …».

    Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии . В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии.

    Также ранее абазины проживали в количестве 15 аулов Зольского района Кабардино-Балкарии, однако в настоящее время все они были ассимилированы кабардинцами потеряв язык и культуру абазин.

    По данным древнегреческого историка Геродота Абазины произошли от Абхазов. Точнее отдельные изгнанные группы людей за преступления отделились от Абхазов и в дальнейшем которые образовали нацию Абазины. Этнографически абазины делятся на несколько племён (субэтносов): башилбаевцы , тамовцы , кизилбековцы , шахгиреевцы , баговцы , баракаевцы , лоовцы , дудароковцы , бибердовцы , джантемировцы , клычевцы , кульбековы .

    Абазины лингвистически наиболее близки к абхазам , однако они больше подверглись адыгскому влиянию, и в их культуре абхазских элементов меньше, чем адыгских.

    Численность абазин в населённых пунктах в 2002 г.:

    Язык

    Лингвистически абазины делятся на две большие группы: тапанта (ашуа) и ашхаруа (шкаруа) , которые пользуются своими диалектами с одноимёнными названиями.

    История

    Более пяти тысяч лет назад история этноса «абаза» началась совместно с историей этноса абхазов и адыгов и развивалась бок о бок.

    Апостол Андрей

    В I веке н. э. - по церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан , абазгов и зикхов .

    Абазгия и Абазгское царство

    Во II веке н. э. история зафиксировала государство (княжество) - Абазгия . В VIII веке н. э. история зафиксировала государство - Абазгское царство, более известной как «Абхазское царство ». В определённые периоды истории количество абаза, проживавших в Абхазии , превышало количество родственных им абхазов . В связи с нехваткой земли для сельскохозяйственной обработки, абаза тремя волнами, в разные периоды истории мирно мигрировали на Северный Кавказ вместе с родственными им адыгскими племенами.

    К. Сталь приводит предание, согласно которому переселение абазин проходило через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. Топонимика этих маршрутов в настоящее время этимологизируется на основе абхазо-абазинского языка. А. Я. Фёдоров пишет: «До сих пор, сквозь топонимику Карачая просвечивают реликты абхазо-абазинской топонимики, оставленной жившими здесь абазинами». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йтштара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпарта//атыпарта) «место откочёвки»; Маруха (Марахва) «солнечная»

    16 век

    Согласно русской летописи (автор неизвестен), в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном Грозным, для заключения военно-политического союза против крымского хана, прибыло первое посольство черкесов, среди которых был абазинский князь Иван Езбозлуков .

    18 век

    19 век

    В 19 веке абазины разделили с адыгами и абхазами все беды, тяготы и лишения русско-кавказской войны, а также все её трагические последствия.

    Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Абазины с большой любовью относятся к ласточке, считая её спасительницей человеческого рода. Строго-настрого запрещается разорять гнёзда ласточек, поскольку такие действия расцениваются как большой грех. Залетевшая в дом ласточка предвещает семье благополучие и счастье, нельзя допускать, чтобы птичка пострадала. Существует легенда о ласточке. В давние времена семиглавое чудовище послало разных животных, птиц и насекомых во все концы света, чтобы они узнали, чьё мясо самое вкусное и чья кровь самая сладкая. И вот ласточка встретила змею, которая спешила рассказать чудовищу, что самое вкусное мясо и самая сладкая кровь у человека. Ласточка выразила в этом сомнение и попросила змею показать жало. Как только змея высунула жало, ласточка рассекла его ударом своего клюва. Отныне змея лишилась способности говорить, издавая только шипение. Вот почему страшная весть не дошла до чудовища. Люди были спасены. Лягушка по абазинскому поверью - предвестница дождя, и её никогда не убивают. А лошадь в абазинском фольклоре (сказках, легендах) наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. Абазины создали и сохранили богатейший сказочный эпос. Он включает волшебные и социально-бытовые сказки, небылицы и сказки о животных. Есть сюжеты, совпадающие с мировыми и общекавказскими. Самый популярный - Нарсткий эпос. В волшебных сказках во всех случаях торжествуют добро и справедливость, а зло непременно наказывается. Одна из главных тем абазинского сказочного эпоса - тема труда. Созидательный, свободный труд поэтизируется. Подневольный труд считается наказанием и проклятием. Положительными персонажами являются искусные табунщики, пахари, пастухи, охотники, вышивальщицы. Многие сказки заканчиваются словами: «…стали жить богато и счастливо». Большое место в фольклоре абазин занимают хабары (рассказы, содержащие достоверную информацию), пословицы и поговорки. Популярны в народе и загадки.

    Наряду с устным народным творчеством большую роль в традиционно-бытовой культуре абазин всегда играл музыкальный и танцевальный фольклор. О разнообразии абазинских музыкальных инструментах сообщали уже письменные источники XIX века. Отмечены «двусторонняя балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка».

    Среди старинных музыкальных инструментов также: род балалайки (мышIкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудка из оружейного ствола (кIыжкIыж), деревянные трещотки (пхьарчIакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка(зурна) и свирель (ацIарпIына).

    Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос , различные жанры сказок, песен. С незапамятных времен народ складывает песни. Потребность выразить в них свои чаяния, мысли и чувства, заговорить образным языком музыки-свидетельство большого духовного богатства и таланта народа. Песенному творчеству абазинского народа присуще большое жанровое разнообразие. Богат созданный в разное время песенный и танцевально-инструментальный фольклор. В зависимости от особенностей содержания и формы народных песен различают: трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, шуточные, историко-героические песни-плачи, лирические песни-плачи, а также разнохарактерные детские песни и инструментальные произведения.

    (1634-1703) - брацлавский полковник Войска Запорожского.

  • Мурзабек Алиев (Выходец из аула Шегерей~Апсуа) - Банкир г.Тегеран. Хранил золото царской семьи Николая 2
  • Султан Клыч Герей - Командир дикой дивизии, генерал майор белой армии
  • Шанов Карней - ординарец Балахонова, комендант г. Саратова
  • Табулов Татлустан Закериевич - абазинский и черкесский писатель и поэт. Один из основоположников абазинской литературы.
  • Тлябичева Мира Сахат-Гериевна первая абазинская поэтесса, член союза писателей СССР
  • * Тлисов Мухамед Индрисович (Выходец из аула Апсуа) - доктор физико-математических наук, профессор
    • Гожев Абрек-Заур Патович (Выходец из а.Апсуа) - абазинский композитор, педагог, Заслуженный работник КЧР

    В истории «Горы народов» - Кавказа - много страниц героических и трагических одновременно. Одна из таковых связана с богатым прошлым абазин - ныне одного из малых народов мира (по последней переписи 1989 года в границах СССР проживало около 35 000 и еще свыше 10 000 абазин живут в Турции). Сегодня преобладающая часть абазин - граждане Карачаево-Черкесской Республики, но и сейчас, и совсем недавно они были обитателями и тех земель Закубанья, которые стали основой Лабинского округа, как части Кубанской области.

    «Абаза» - самоназвание народа, корни которого уходят в разноязыкую среду II тысячелетия до н. э., обитавшую на Черноморском побережье, в зоне нынешней границы между Абхазией и Россией. Язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской ветви кавказских языков, что выдает глубокую родственность всех их носителей.

    «В фонетическом отношении абазинский язык - один из самых сложных языков Кавказа. Письменность на нем была создана в 1932 года на основе латинской графики, а в 1938 году переведена на русскую. В городе Черкесске издаются учебники абазинского языка, художественная литература на абазинском языке и абазинская газета. По вероисповеданию современные абазины - мусульмане-сунниты. Из среды маленького абазинского народа вышли известные ученые и деятели культуры»... Так пишут сегодня специалисты...

    А что предшествовало этому?

    В течение XIV - XVI веков прямые предки абазин переселились с территории южной округи Туапсе на Северный Кавказ, где, обретя свою новую родину в ущельях и долинах рек Белая, Лаба, Уруп, Зеленчуки, разделились на две племенные группы: таланта (равнинники) и шкарауа (горцы). К топ далекой поре относятся правдивые сюжеты кабардинского фольклора, рассказывающие о «силе и многочислии» абазин; о том, что «частые взаимные ошибки и ссоры всегда оканчивались в пользу абазин», что старшего абазинского князя все окрестные племена очень почитали, а «все другие пши (князья) его боялись».

    То была гордая и героическая эпоха в становлении абазинского народа! Но она же таила в себе смертельную опасность:-силою осваивая новые земли, абазины упоенно и почти беспрерывно воевали, враждовали с соседями. Сохранились предания и документы о войнах и набегах абазин на кабардинцев, карачаевцев, ногайцев, на своих собственных родичей-соотечественников, оставшихся на берегах Черного моря, на грузинские провинции и т. п. Изнурительными и крайне пагубными были внутренние трения, соперничество и междоусобицы среди разных «колен» абазин (лоовцев, дударуковцев, клычевцев, трамовцев, кузульбековцев, баракаевцев, шан-гиреевцев, баговцев и других), разность политики и поведения обитателей высокогорий и равнин восточной части Закубанья.

    Некогда прочную, единую «племенную ткань» разрывали ц постоянно набирающие силу социальные противоречия. Широко, например, популярна у абазин «Песня Минат, дочери Кянджа Кыны», в которой с тоской и сердечной болью рассказывается о несчастной девушке-беднячке, ставшей добычей сластолюбивого князя из фамилии Лоовых:

    И Кубани теченье

    От девических слез

    В этот полдень весенний

    На вершок поднялось.

    Без надежды-опоры,

    Мой родитель Кына.

    В руки Лоовых своры

    Я во власть отдана.

    Без сестры и без брата

    Я живу кое-как.

    Я лишь тем виновата,

    Что отец мой - бедняк.

    Пусть аллах уничтожит

    Их на все времена -

    То, что сделать не может

    Мой родитель Кына...

    Все эти (и иные) обстоятельства постепенно, но весьма эффективно, подорвали былое могущество воинственного, скотоводческого (с небольшими навыками земледелия и ремесла) народа. Уже с середины XVI века, вступая на добровольной основе в подданство Московской Руси и ища у нее союзничества и защиты от захватнических притязаний Турции и Крымского ханства, абазинские князья из родов Лоовых, Клычевых, Дударуковых фигурируют как равноправные партнеры кабардинских феодальных владельцев, а их конные дружины и «пешие толпы абазинцев» сражаются вместе, отбивая натиск крымских войск, давая отпор беспочвенным притязаниям и претензиям Тарковского шамхала и грузинских областных правителей.

    Равнинные абазины (таланта) вместе с адыгами стойко сопротивлялись турецко-крымской агрессии и при всяком удобном случае искали покровительства у Московского государства. В 1634 году, например, воеводы терского города сообщали в столицу, что из «абазинской землицы» прибыл к ним «Кумургука Отлепшукин Лоов» и рассказал, что «брат его больший Цека - абазинский владелец, с ним самим и братнею своей 12 человек, и со всеми своими абазинскими людьми. ._ прислали его, Кумургуку, бити челом тебе, государю,., чтобы ты, государь, их пожаловал, велел им всем быти под твоею государевою высокою рукою во всем твоем ведении навеки неотступно». Такие прошения возобновлялись не раз, подкреплялись взаимными конкретными делами.

    Однако постепенно военно-общественныый вес абазинских предводителей падает: в 1652 году сильнейший из абазинских феодалов «Янхот Левов» (Лоов), принося очередную присягу Москве, именуется в документах не князем, а второстепенным титулом «мурза», причем в дальнейшем на лестнице феодальной горской иерархии некогда грозные абазинские князья были приравнены в правах и обязанностях к кабардинским узденям-дворянам.

    К середине XVIII века абазины, прежде всего обитавшие на равнинах, и вовсе попали в прочную зависимость от кабар динских и бесленеевских («закубанские черкесы») князей, выплачивая им дань и подчиняясь в повседневной жизни. Тут-то ослабевший, подорвавший свои силы в войнах и междоусобицах, народ чашой испытал на себе произвол тех, кто спешил наверстать ранее упущенное. Став разменной монетой в политической борьбе разных княжеских группировок в Кабарде на фоне откровенного противоборства России и османско-крымских сил, абазины-тапантинцы на протяжении XVIII - середины XIX веков многократно принудительно переселялись с Кубани и ее притоков на реку Куму и обратно.

    Порой, крымские ханы и кабардинские князья буквально разрывали на части селения, фамилии, семьи абазин: их не трогали человеческие драмы!

    В конце концов большая часть тапантинцев возвратилась за Кубань, а меньшая осталась в Пятигорье, что разделило и еще более ослабило некогда самую дееспособную и влиятельную часть абазин. Случалось и так: весной 1807 года в Кубанский казачий полк, базировавшийся в станице Прочноокопской, были зачислены 20 абазин «горского владельца» Атажука Клычева...

    В этом отношении шкарауавские селения, расположенные высоко й горах, до поры до времени были далеки от арены бурной политической и социальной борьбы. Однако и они оказались втянуты в нее, когда неизбежный процесс включения всего Закубанья в границы России принял откровенно военный характер, резко усугублявшийся заметным влиянием Турции на настроение и поведение единоверных ей исламских народов, в том числе и абазин.

    Горькой и тяжелой оказалась для абазин первая половина XIX века. Тут смешалось все: и тяжелейшая эпидемия чумы с сопутствующим голодом, и жесткая, бессердечная карантинная практика царских властей, и феодальный беспредел кабардинских, ногайских и всяких иных претендентов на владение ими, и антироссийское лукавое «проповедничество» турецких эмиссаров, и репрессивные экспедиции имперских войск и встречные опустошительные набеги с гор. Кровавая летопись 1830 - 1850-х годов полна примеров героизма и жестокости, необузданного порыва и рассчетливой хитрости... Стоило кому-либо изъявить согласие о принятии российского подданства, как враждебные мстители творили свой произвол, вызывая ответные кары, на которые был горазд и умел генерал барон Засс, методично наступавший на Закубанье из Прочного Окопа, перекрывавший Урупской и Лабинской линиями привычные маршруты горских повстанцев.

    Среди дошедших до нас изобразительных сюжетов, касающихся абазин, преобладают батальные зарисовки, сделанные кистью российских живописцев (профессионалов и любителей). Они отразили, в частности, и всеобщее обнищание народа.

    Так, на акварели неизвестного художника изображена в 1842 году «сакля князя Аслан Бека Дударукова за Кубанью. С документальной точностью автор изобразил этнографические особенности внешнего вида дома и его скудный интерьер, включавший традиционный горский очаг, глиняную лежанку со скромной постелью, низенький круглый столик и широкие деревянные лавки, на которых сидят хозяин и гости за бедной трапезой. А ведь некогда род абазинских князей Дударуковых был богат и могущественен! Но все отняла война!

    Да и как иначе, если тот же «Арслап Дударуков», переселившись в удобную местность «против Баталпашинской станицы» не раз испытал разорительные набеги «немирных сородичей», а князья Лоовы, ссорясь и мирясь со своими крестьянами, метались как в заколдованном круге, между верностью России и коварными происками против нее.

    Но все чаще документы перечисляли абазинские «колена», которые «выселились из глухих гор и, покорствуя, являют частые примеры преданности своей, спокойно возделывая поля». Однако другие не ищут примирения, вновь и вновь горячат свою ненависть, надеясь на призрачный успех.

    Абазины, маневрируя и лавируя в исключительно трудных условиях, искали и находили союзников. Они «оказывали буй-ственное неповиновение и дух возмущения и... берутся за оружие...» (так «доносил» один из царских военачальников). И вновь российские войска направлялись в ущелья и на хребты, в «экспедиции», чтобы «замирять» непокорных...

    Летопись абазинского сопротивления вооруженному наступлению царизма пространна и горька. Чем более плотно входили в державную ткань равнинные тапантинцы, тем ожесточеннее отстаивали свою «горную и лесную свободу» (так оценивал ее А. С. Грибоедов) шкарауавцы. Внутри последних постепенно происходило размежевание тех, кто искал пути и средства примирения с Россией, надеясь на достойное обитание внутри ее границ, и более многочисленным «крылом» тех, кто готов был сражаться до конца, который неотвратимо приближался. Еще одну надежду давало, как будто бы, переселение в Турцию, куда зазывали ее агенты, лелея дальние антироссийские планы и куда подталкивала царская администрация, освобождавшая вновь приобретенные земли от «ненадежных и непокорных» Итог оказался воистину трагичен: волна мухаджирства (переселенчества) смела около 9/10 всего абазинского населения на Кубани. Всего 9921 человек из тех, кто называл себя «абаза», остался в Кубанской области к 1883 году, и они оказались игрушкой в руках административных «реформаторов»: абазинцев по приказу сгруппировали в несколько укрупненных селений, что безвозвратно нарушило традиционную племенную и общественную организацию много претерпевшего народа.

    Исследования показывают, что во второй половине XIX века экономика абазинских аулов выправлялась, все более приходя в зависимость от интересов рынка. Царские чиновники свидетельствовали: «в последнее время замечено особое стремление туземцев-абазин к торговой промышленности».

    Скотоводство у простых абазин из-за нехватки пастбищ хирело, сосредотачиваясь в руках небольшой наиболее зажиточной части народа. Крупные коневоды (Какушевы, Лоовы, Лавшаевы) занимались поставкой лошадей казачеству. А основная масса абазин имела ограниченное количество скота и прибегала к другим видам хозяйственной деятельности, среди которых на первый план выходили земледелие и отхожие промыслы. Последние особенно расширяли связи с русским населением Кубанской области, стимулировали внутреннюю торговлю, выводили на широкий всероссийский простор, порождали прослойку офицерской и гражданской интеллигенции.

    За последующие сто лет численность российских абазинцев более чем утроилась, и, напротив, численность тех, кто сохранил себя абазинами в Турции, уменьшилась едва ли не в десять раз... Верно гласят абазинские пословицы: «Не собирайся жить там, где не покоятся твои предки», ибо «Чужой огонь - холоднее пурги»... Статистика показывает, что абазины, оставшиеся в Кубанской области, в большей части проживали компактно в Баталпашинском отделе. Но многие абазины (около тысячи) оказались разбросаны по адыгским, ногайским и карачаевским селением (Ульское, Кошехабль, Кургоковское, Урупское), в том числе и в нынешних Успенском и Отрадненском районах Краснодарского края. Несколько десятков абазин проживало тогда и в Армавире, куда к ним часто приезжали родственники и друзья из аулов...

    И нет, пожалуй, сейчас более важной задачи для всех уцелевших «абаза», как консолидировать свои силы в деле возрождения самобытного культурно-национального комплекса, глубокого постижения результатов побед и поражений на долгом историческом пути своего народа, объединения мечтаний и мирных дел абазин всех возрастов, оказавшихся волею судеб и обстоятельств разъединенными труднопреодолимыми границами и далекими расстояниями. А нам - их соседям и землякам - проникнуться согревающим сердца осознанием прямой причастности к современному состоянию одного из российских народов, прожившего долгую и поучительную жизнь.

    Абазины. Историко-этнографический очерк. Черкесск. 1989.

    Генко А. Н. Абазинский язык. М. 1955.

    Абазины – коренной народ Кавказа , входящий в группу абхазо-адыгейских народов. В данное время народ проживает преимущественно в Карачаево-Черкесии. Самоназвание народа – абаза (также абазги) известно с пятого века до нашей эры, когда народ упомянули в трудах авторы античности. Геродот называл их абасгами. Абхазы называют их ашвы.

    Абазины исторически проживали на территории нынешней Абхазии и древней Черкесии. Народ этот очень близок к абхазам, но более был подвержен адыгскому влиянию. Как правило, абазины – это мусульмане-сунниты.

    Говорят абазины на абазинском языке, но также владеют адыгским и русским языком . Абазинский язык фонетически сложен и делится на два основных диалекта.

    Территория расселения абазинов

    Народ издавна живет в предгорьях Главного Кавказского хребта , большинство абазинов проживает в 13 селениях в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, остальные разбросаны по другим регионам России. Небольшие диаспоры живут в Абхазии (355 человек), Турции (12 тысяч человек) и Египте (12 тысяч человек), Сирии, Израиле, Иордании.

    Многие абазины, оставшиеся в арабских странах, ассимилировались и даже утратили языковую принадлежность, перейдя на использование турецкого и арабского языков.

    К сожалению, данные переписи населения абазинов сохранены только с конца девятнадцатого века. Так, в 1883 году их насчитывалось 9921 человека, а в 2010 году абазинов уже около 68 тысяч человек. Это свидетельствует о неуклонном росте населения.

    История народа

    Как и абхазы, абазины происходят от протоабхазских племен , населявших в прошлом земли от Сухуми до Туапсе. В памятниках письменности Северного Кавказа есть упоминания об Абазгском царстве (II век), в котором жили абазины и абхазы.

    Из нескольких племен к VIII веку сформировался абазинский народ, проживавший на землях северо-западной Абхазии вплоть до XIII века, когда начался период переселения народов на территорию Северного Кавказа.

    В XVIII-XIX веках право на данные территории оспаривали Турция и Россия, вследствие русско-кавказской войны произошла эмиграция абазинов, так некоторые селения перебрались в Турцию и другие регионы Российской империи.

    До 60-х годов XIX века , абазины проживавшие в горных районах занимались преимущественно скотоводством, разводили коз и овец, лошадей. Абазины, жившие на равнине были земледельцами, выращивали просо, а затем и кукурузу.

    Когда же Кубанские земли вошли в состав Российской империи, то эти земли стали активно заселяться славянами, получавшими в свое владение земельные наделы в рамках земельной реформы. Землю распределяли и между абазинами, тогда разведение скота стало нерентабельным, ведь пастбища стали чьей-то собственностью.

    Поэтому предпочтение было отдано земледелию, немалую роль играло и пчеловодство.Тогда же, путем объединения было создано и восемь крупных абазинских населенных пунктов, лишь в четырех из них проживали исключительно абазины.

    Образование

    До прихода советской власти в регион, абазины получали начальное образование в сельских школах и мечетях, лишь самые способные ученики имели возможность продолжать обучение. Только после 1923 года, когда Татлустан Табулов , используя латинский алфавит, создал абазинскую письменность, стало доступным обучение на абазинском языке. А с 1938 года абазинский язык стал использовать кириллицу.

    Ремесла и культура абазинов

    Среди ремесел, которыми владели абазины, были обработка шерсти и кож, которыми занимались в основном женщины. Многие мужчины отдавали предпочтение кузнечному и оружейному делу. Они изготавливали уникальное холодное оружие, украшаемое золотом, чернью, гравировками. Такое оружие пользовалось большим спросом. Развитие получило и ювелирное дело.

    Абазины создали широкий ассортимент национальных блюд, в основе которых используется баранина, говядина и птица. Много блюд и молочных. Для абазинской кухни характерно большое употребление животных жиров. В больших количествах применяются разнообразные приправы, в частности острые.

    Весьма интересны легенды и предания абазинского народа, представляющие немалый культурный пласт. Это богатый сказочный эпос, часть сюжетов которого совпадают с общекавказскими и даже мировыми.

    Главная тема сказок – труд, а положительные персонажи – люди, владеющие ремеслами. Значительную нишу в абазинском фольклоре заняли пословицы и поговорки, хабары (рассказы-были), загадки, песни.

    Огромную культурную роль сыграли музыкальный и танцевальный фольклор. Абазины создали множество оригинальных музыкальных инструментов, о которых писали еще в девятнадцатом веке, самые древние среди них – свирели и дудки. Песенное творчество абазинов представлено во многих жанрах.