Образ весны в классической и народной музыке. Весна в музыке русских и советских композиторов и картины русских художников Музыкальные произведения о весне названия

Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.

Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».

Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, А. Блоком….

Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…

Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..

А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…

Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.

Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Вивальди, Э. Григ, Н. Римский - Корсаков, И. Ставинский, М. Мусоргский и другие…

Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:

П. Чайковский»Апрель. Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С. Рахманинов»Весенние воды»,

Э. Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…

К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:

В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.

Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

мелодичная, приятная, удивительная….

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Музыка весенней природы даёт возможность почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна.

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года". В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы. Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей - пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром». Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть - Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт - мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта - ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны"

А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня. Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином."

А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу. Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!"

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце - всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам. Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль. Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон. Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом. Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача - настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни - безоблачной и радостной весне. На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив - так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него - к нежному сопрано Ганны. Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки. Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон. Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Тема: “Образ Весны в классической и народной музыке”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Задачи: 1. Воспитательная – формирование любви к музыке, художественных способностей, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях;

2. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А. Вивальди, норвежского композитора К. Синдинга, русскими пейзажистами И. Левитаном, Ал. Саврасовым, с русским народным творчеством;

3. Развивающая – развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование игры на музыкальных инструментах.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • шумовые инструменты;
  • магнитофон;
  • портреты композиторов А. Вивальди и К. Синдинга;
  • репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова;
  • рисунки ребят;
  • поделки глиняных жаворонков.

1.Организационные моменты.

2. Музыкальное приветствие:

Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!

3.Звучит запись К. Синдинга “Шелест весны”

Вопросы после слушания:

  • Ребята! Вы почувствовали о чем эта музыка?
  • Что она нам рассказа?

У.: Музыка рассказала нам, что пришла весна.

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (Е. Баратынский)

У: Весна! Вот и пришла оттепель, осели, почернели на солнце сугробы, на лесных проталинах скоро расцветут подснежники и прилетят грачи.

Мы с вами, ребята выходим на улицу, смотрим на солнце и не узнаем привычный мир. Вот и прошла зима, холод, все позади. Радость! Весна наполняет душу! Давайте дослушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое так и называется “Шелест весны” и раскрывает удивительные краски наступающей весны, когда все в природе

зашевелилось
запело
проснулось
заговорило
зашумело. /Слушание/

4.

У : Никогда новая весна не бывает такой, как старая. И мы всегда ожидаем чего-нибудь нового в этом году, но всегда весна загадочная, сказочно-красивая

А кто из вас знает, как встречали весну 5, 10, 50, 100 лет назад? В старину?

У: Весну встречали с весельем, с радостью, с песнями, плясками, хороводами.

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота – приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее прейдет весна.

А на день весеннего равноденствия 22 марта, когда “сорок птиц прилетают, сорок пичуг пробираются на Русь”, прилетают к нам разные весенние птицы, и первая из них – жаворонок.

На этот праздник накануне, с вечера, ребята просили своих родителей испечь печеньки, булочки похожие на жаворонков. Чтобы была головка, тело, крылышки, вместо глаз – изюм или орешек.

Жаворонки выходили румяные, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки:

№ 1 Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Вижу, вижу, вижу, вай,
Принеси весну в наш край!

/Распевание по хроматической гамме – птички поднимаются все выше и выше/

№ 2 Грачи летят
На всю Русь трубят:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Мы несем весну!

№ 3 Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам
Принесите нам!
Весну – красну
Тепло – летечко
Зелен покос
Уйди сухой мороз!

№ 4 Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май
Выходи – гуляй!

У.: Ребята!

  • Что общего во всех веснянках?
  • Какая просьба звучит?

/Просьба о быстрейшем приходе весны/

  • Для чего человеку нужно тепло?

/Лето теплое – урожай, не будет голода, холода/

/Весна – красна;
весна – матушка;
ласковые слова – куличок,
паучок,
жучок,
жаворонушки,
летечко/.

5.

У: Да! С марта весна открывается – говорят в народе:

Март – первый месяц весны, радостный праздник света.

Ребята! А кто из вас знает, как раньше на Руси называли весенние месяцы?

Март – протальник, капельник;

Апрель – цветень, снегогон, ручейник;

Май – травень.

  • А почему такое образное сравнение?
  • А с чем мы еще можем сравнить весну?
  • Давайте, попробуем, пофантазируем!

С какими ассоциациями вы связываете весну?

  • подснежник,
  • мамин праздник,
  • день смеха,
  • радуга,
  • гром,
  • яркое солнце,
  • день длиннее,
  • прилетают птицы,
  • день рождения и т.д.

Я хочу вам сказать, что весной родились замечательные композиторы и поэты:

6 марта 1844 г. Н.А. Римский-Корсаков,
9 марта 1839 г. М.П. Мусоргский,
20 мая 1804 г. М.И. Глинка,
13 марта 1913 г. поэт С. Михалков,
4 марта 1882 г. К.И. Чуковский.

А какие пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Пришел марток – надевай семеро порток.

Весна днем красна.

Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

С крыш капает – а за нос цапает.

Я хочу вам сказать, что у природы есть душа, есть свой язык, сегодняшний день, 20 марта в народе называется Василий – капельник.

И мы сейчас музыку марта исполним на металлофоне.

Что изображал ксилофон?

/Большие сосульки капают./

Что изображал металлофон?

/Маленькие, тоненькие сосульки капают/

6.

Художники и композиторы называют эти звуки: музыкой леса, музыкой природы.

И мы в вами сегодня понаблюдаем за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди /1678 – 1741/, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции, в городе любви. И однажды он встретил весну такими словами:

Весна пришла!
Торжественно оповещает
Веселый хоровод ее
И песнь в горах звучит. . .

Вопросы после слушания:

  • Что мы услышали в музыке?
  • Что происходит в природе?
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства выразила?

А. Вивальди изобразил приход весны, который птицы приветствует радостным пением. Слышите тихое журчанье ручейка и ласковое дуновение ветра. Но вот набегают тучи, сверкает молния, гремит гром – началась гроза! Наконец она прошла, и птицы снова запели! Народ приветствует своим танцем весну!

7.

Да! Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, набухают почки, на полях пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

И этот аромат наполняет картины великих русских художников И.И. Левитана, Саврасова.

  • Ребята!
  • А как называют картины о природе?

/Выписано на доске слово пейзаж /

– Давайте рассмотрим наряду с профессиональными картинами и ваши работы.

  • По каким признакам мы видим, что изображается весна?
  • Какие видим краски?
  • Какие слышим звуки?
  • Какие чувства вызывают картины?

И.И. Левитан говорил:

“Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь ее торжественно. Земля – рай, а жизнь – тайна, прекрасная тайна”.

– Я думаю, что всем нам взрослым и детям очень полезно наблюдать за тем, что происходит в природе. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников, композиторов, вызывают различные чувства: радости, печали, удивления.

И тогда они создают произведения искусства

– И мы с вами сегодня слушали, пели, играли весну в звуках, смотрели и рисовали в красках – все это вызывало у нас неповторимые чувства.

– И давайте в заключении урока исполним песню “Это всё весна!” /звучит песня/.

– Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего урока вы еще больше будете любить и слушать “музыку весны”, видеть не только глазами, но и сердцем.

А может быть, кто – нибудь из вас попробует написать свой рассказ, свое стихотворение или музыку о весне.

– Я буду очень рада.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.