Занятие - викторина. средняя группа. Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе Литературная викторина по сказкам

МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Викторина для детей средней группы

«В гостях у сказки».

Провела и подготовила:

Воспитатель Захаренко Анна Ивановна

Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.

Задачи:

    приобщать детей к народному творчеству;

    формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

    способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

    развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Ход занятия

Дорогие друзья!

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашей викторины, тема которой «В гостях у сказки».

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки пришли к нам из глубокой древности.

Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку. На пути нам встретятся несколько станций:

Музыкальная шкатулка;

Продолжи имена;

Волшебный сундучок;

Герои сказок.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

1. Вот мы и на первой станции «Музыкальная шкатулка». Посмотрим, как вы знаете песни из сказок.

1. Какую песенку пела коза, когда возвращалась к козлятам?

(Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отомкнитесь!

Ваша мама пришла,

Молока принесла.

Течёт молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку

Из копытечка в сыру землю..)

2. Как звал на помощь Петушок-золотой гребешок?

(Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы,

За широкие реки.

Кот и дрозд, спаси меня!.)

3. Какой песенкой выманивала Лисица Петушка из избушки?

(Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку).

4. Какую песенку пел Колобок лисице?

(Я – Колобок-колобок!

По амбару метёт,

По сусекам скребён,

На сметане мешен,

В печку сажен.

На окошке стужен.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

Я от медведя ушёл,

И от тебя, лиса, не хитро уйти..).

5. Как кликал Иванушка Сивку-бурку?

(Сивка-бурка,

Вещий каурка,

Стань передо мной,

Как лист перед травой!).

6. Как Лиса приговаривала, помогала Волку рыбу ловить?

(Ясни, ясни на небе звёзды!

Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!).

Василиса –

Мальчик –

Крошечка –

Сестрица –

Молодцы!

3. Следующая станция «Волшебный сундучок».

(рисунки 2 ведра из сказки «По щучьему веленью», скалка - «Лисичка со скалочкой», топор - «Каша из топора», коса и сапоги - «Заюшкина избушка», рукавичка – «Рукавичка», гусли - «Кот, петух и лиса».

Попадаем на станцию «Герои сказок».

1. Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись

С зеленою кожей.
Сделалась мигом

Красивой, пригожей? (лягушка)

2. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

3. В ступе летаю,

Детей похищаю.

В избе на куриной

Ноге проживаю. (Баба Яга)

4. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (гуси-лебеди)

5. Дай ответ мне на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок? (медведь)

6. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём. (жар птица)

7. Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый,

Кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк. (Иван)

8. Вот идет по лесу дед,
В шубу теплую одет.
На плече его - мешок,
В бороде его - снежок.
В лесу девочку нашёл

И к себе её привёл.

Он бедняжку пожалел,

В шубу тёплую одел.

Золотом и серебром

Наградил её потом. (Морозко)

9. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую,
От нее уйти не смог.

Кто же это? (Колобок)

10. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете.

5. Подведение итогов викторины.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Понравилось ли вам путешествие? (Ответ детей)

Можно ли эти сказки объединить в одну группу? Какую? (народные).
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Давайте подведем итог. Подсчитаем, кто у нас набрал больше всего жетонов?

(Поздравления, награждение дипломом победителя).

«В гостях у сказки»

Путешествие по произведениям русских народных сказок

Цели:

  • Закрепить знания о знакомых сказках, их названиях и героях.
  • Упражнять в употребление слов-названий зверей и их детенышей.
  • Развивать речь, мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству, сказкам.

Оборудование:

Клубок ниток.
Маски.

Картинки с героями сказок.

Настольный театр по сказкам.

Настольно-печатные пазлы по сказкам.

Коврик-пазл.
Аудиозаписи.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки? А кто же написал сказки? (Писатели) Да, писатели, а каких авторов вы знаете? (ответы) Но, есть не только авторские сказки, но и те, которые передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Их рассказывают нам мамы, бабушки. Это народные сказки.

Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Вот он. С его помощью мы отправимся в путешествие. Но сначала мы все назовём клубочку своё имя, познакомимся с ним. Под спокойную музыку клубочек передается ребенку, который называет свое имя и передает клубочек дальше.

Вот теперь мы все познакомились друг с другом и можем отправляться в путешествие по сказкам. А какая сказка будет первой, нам подскажет Волшебный клубочек.

Нужно не просто отгадать загадку, но еще подобрать иллюстрацию (на столе разложены картинки с героями сказок). Из них мы соберем книжку.

Сказка «Курочка Ряба»

Волшебный клубок привел нас к первой сказке. Отгадайте загадку и узнаете название сказки:

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!

Сказка «Колобок»

Пора вслед за клубком отправляться на встречу со следующей сказкой.

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки?

Сказка «Маша и медведь»

К какой же сказке теперь приведет нас волшебный клубочек?

Маша по лесу гуляла,
Заблудилась, потерялась.
К Мишке в домик забрела,
Вместе с Мишенькой жила.



Дидактическое упражнение «Звери и детеныши»

Давайте вспомним лесных зверей, которые встречаются нам в сказках. Только будем называть и зверей и их детенышей.

Волк - волчонок,
Белка - бельчонок,
Лиса - лисенок,
Ёж - ежонок,
Медведь - медвежонок.

Заяц - зайчата.

А какой он, этот зайка? (трусливый)

Физкультминутка

Заяц мчится что есть мочи,
Заяц схорониться хочет.
То бежит он и кружит.
Бедный он, всего боится...
Где укрыться ото зла -
От лисицы и куницы,
От орлицы и орла?
Он боится даже белки,
Певчей птицы - даже мелкой.
...Уши стрелы, хвост - сучок,
Прыгнул белкой и - молчок.

Сказка «Теремок»

С какой еще сказкой нам предстоит встретиться?

Он из бревен, из досок,
Он не низок, не высок.
Звери разные бежали,
Его в поле увидали.
Поселились, стали жить,
Песни петь и не тужить.
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.

А какая сказка следующая?

Семеро козлят

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?

Есть еще одна подсказка. Это следующая сказка!

Снегурочка

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко -
Слёзы льёт бедняжка.

Царевна-лягушка

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

Сказка «Три медведя»

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как названье этой сказки?

Вот и последняя сказка нас ждет.

Сказка «Репка»

Дед растил его с душой,
Вырос овощ пребольшой.
Долго он его тащил,
Не хватало Дедке сил.
Прибежала Бабка, Внучка,
Помогала Кошка, Жучка.
Мышка к ним пришла на помощь –
Дружно вытащили овощ.

Вот теперь наша книжка собрана. И мы оказались на солнечной полянке. Перед нами ковер сказок, но вот беда – коврик порвался на лоскутки. Нам нужно правильно его собрать.



Дети собирают ковер-пазл по произведениям 9 сказок.

Молодцы, собрали правильно. А теперь давайте рассмотрим, какие здесь сказки.

Ребята, а вы знаете, что такое музей? А какие они бывают? А мы сейчас побываем в музее сказок.


На столах расставлены: плоскостной театр к сказке «Красная шапочка», пальчиковый театр к сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Курочка ряба»; настольный театр «Лиса и журавль», «Мороз Иванович».

Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, разыграть понравившуюся сказку.


Ребята, вам понравилось наше путешествие? Но теперь клубочку пора отправляться на помощь другим детишкам искать сказки. Давайте попрощаемся с ним.



МБОУ «Центр образования № 56»

пос. Плеханово Тульской области

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ

для средней группы

Цели

    Учить детей быстро определять сказки по фрагменту

    Научить детей понятно и правильно отвечать на вопрос воспитателя, обсуждать хорошо известные им сказки

    Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. Развивать эмоциональную сферу детского воображения

Материал

Отрывки из разных сказок, костюм доктора Айболита

Ход занятия

Входит Айболит (воспитатель)

Айболит

Здравствуйте, мои друзья!

Я тороплюсь в страну Лимпопо, там заболели звери, но я немного заблудился, по дороге я встретил сказочника, он сказал: «Попасть обратно в сказку тебе помогут ребята». Ребята, вы мне поможете?

Дети

Айболит

Тогда мое первое задание: узнайте из какой я сказки

Дети

Доктор Айболит

Айболит

Дети

К.И. Чуковский

Айболит

Правильно ребята, К.И. Чуковский – великий, детский сказочник, написал много интересных сказок для детей. Давайте я вам еще буду читать отрывки из сказок, а вы угадывать. Сказки очень волнуются, т.к. боятся, что вы не помните, забыли, что случилось с героями той или иной сказки. Сказки просят: «...а сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Не лежалось на окошке – покатилось по дорожке.

Кто это покатился?

Дети

«Колобок»

Айболит

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

Дети

«Волк и семеро козлят»

Айболит

Тсс! Кто-то разговаривает:

Я мышка-норушка,

Я лягушка-квакушка…

Из какой это сказки?

Дети

«Теремок»

Айболит

Правильно, а кто еще в теремке жил?

Дети

Называют животных

Айболит

А вот эти чудные звери из какой сказки?

Прибежал медведь и давай реветь: ку-ка-ре-ку! И кукушка на суку: - не хочу кричать «ку-ку», я собакою залаю «гав – гав – гав»!

Дети

«Путаница», К. Чуковский

Айболит

Эта простая ложка – Котова,

Эта простая ложка – Петина,

А эта не простая, точеная, ручка золоченая

Дети

«Жихарка»

Айболит

«теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть».

Из какой это сказки? Какими были мышата, а петушок каким?

Дети

«Колосок»

Айболит

Молодцы, ребята, все загадки мои отгадали!

Ребята, а вы любите делать зарядку?

Дети

Айболит

Давайте мы с вами отдохнем, сделаем зарядку!

Руки в стороны,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их,

Оглянулись через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз! (2 раза)

Молодцы, ребята!

Помогите мне сделать еще одно задание. Вспомните, кто в сказке Чуковского так сказал:

    «Не кричи и не рычи,

мы и сами усачи,

можем мы и сами

Дети

Раки. «Тараканище»

Айболит

    «Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят»

Дети

Умывальник. «Мойдодыр»

Айболит

    «Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой»

Дети

Бабка Федора. «Федорино горе»

Айболит

Ребята, вы все задания сказочника выполнили! Спасибо, мои друзья! Теперь я смогу попасть в страну Лимпопо, где меня ждут больные звери. А на память о себе я вам оставлю вот эту книгу, которую тоже написал К.И. Чуковский. Читайте. Мне пора, до свидания!

Елизавета Григорьева
Литературная викторина в средней группе

Литературная викторина

«Путешествие бабушки Загадушки»

Григорьева Елизавета Вахитовна

воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 110 «Курочка ряба»

г. Набережные Челны

Возрастная группа : средняя

Программное содержание :

1. Воспитывать любовь к художественной литературе , к сказкам.

2. С помощью различных приемов помочь детям вспомнить название и содержание произведений, прочитанных и рассказанных в течении года.

3. Развивать у детей связную речь, умение рассуждать, логическое мышление, активизировать словарь.

4. Развивать эмоциональную сферу детского воображения.

Предварительная работа : повторение ранее изученных художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, рисование по их мотивам.

Материал : иллюстрации большого формата, корзина, яичко, пирожок, гребешок, телеграммы, картинки, диплом, медальки.

Во время прогулки на территории детского сада появляется необычная бабушка с корзиной.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кажется, к нам идет гостья! Кто же это?

Дети : это же бабушка!

Бабушка : Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, взрослые, вы меня узнали? Я - бабушка Загадушка! Я пришла к вам из волшебной страны, где живут разные сказки и рассказы. А раз меня зовут бабушка Загадушка, я буду вам загадывать загадки про эти произведения. За правильные ответы вы получите жетоны, а потом мы узнаем лучшего знатока литературы . Готовы?

1задание : отгадывание произведений по иллюстрациям(«Федорино горе» , «Айболит» , «Красная шапочка» , «Два жадных медвежонка» )

2 задание : в корзине находятся предметы из различных художественных произведений, дети должны назвать предмет и вспомнить произведение, где он встречается. В корзине : яичко(«Курочка Ряба» ,пирожок(«Маша и медведь» ,спички(«Путаница» ,гребешок(«Су анасы» )

3 задание : загадки

1. Человек немолодой,

С усами и бородой.

Любит ребят,

Любит зверят.

Симпатичный на вид,

А зовется ….(Айболит)

2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)

3.«Нам не страшен серый волк,

Серый волк - зубами щелк»

Эту песню пели звонко,

Три веселых ….(поросенка)

4. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят)

5. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

6. Красна девица грустна :

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

4 задание : Ребята, сказочные герои прислали вам телеграммы, я их прочту, а вы постарайтесь угадать - кто их отправил :

1. Я от дедушки ушел

Я от бабушки ушел

Скоро к вам приду. («Колобок» )

2. Очень расстроена –

Разбито яичко! («Курочка - Ряба» ).

3. Я человек деревянный

На воде и под водой,

Ищу ключик золотой

Всюду нос сую свой длинный,

Кто же я? («Буратино» ).

5 задание : «Кто здесь был и что забыл?»

Поочередно показываются картинки : участники называют героев произведений и название.

1. Грядка, на ней репка – «Репка» .

2. Прорубь, из нее торчит волчий хвост – «Лисичка сестричка и серый волк» .

3. Дома трех поросят : соломенный, из хвороста, каменный – «Три поросенка» .

4. Лес, тропинка, на ней лежит красная шапочка – «Красная шапочка» .

Подведение итогов

Бабушка Загадушка :

Ребята, вы так хорошо справились со всеми моими заданиями - сразу видно вы знаете и любите книги, молодцы! А какое задание вам больше понравилось, какое было самым веселым, а самым трудным? А сейчас подсчитаем жетоны и определим, кто у нас лучший знаток литературы .

Победителю вручается диплом «Знаток литературы » , а всем участникам – памятные медальки.

Воспитатель :

В мире много книжек грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои книжек дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Давайте поблагодарим нашу гостью и подарим ей те рисунки, которые мы приготовили. До свидания, бабушка Загадушка, до новых встреч!


Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе.
Цель: развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, развивать артикуляцию и дикцию, выразительность жестов, мимики, добиваться пластического изображения походки героев пьесы, совершенствовать элементы актерского мастерства, прививать любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. "Бабушка, расскажи нам сказку"- можно было услышать и сто. И двести лет, и пятьсот лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: "Какую хотите сказку, внучата?" рассказывает бабушка сказку, сама придет или вяжет.
Ребята, а кто придумывает сказки?
А придумывали сказки люди и рассказывали один другому; так через века дошли сказки и до нас.
Ребята, а какими словами сказки начинаются?
Дети. Жили были, жил был.
Воспитатель. А что такое сказка?
Дети. Необыкновенная история, с животными. С героями случаются необыкновенные события. Волшебство. Говорят звери, вещи. Птицы.
Воспитатель. А как сказки заканчиваются?
Дети. Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями
Воспитатель. Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто у нас хорошо знает русские народные сказки.
1 задание.
Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы определите ее полное название.
а) Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…("Репка")
б) Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет. Не раздавлю.
- Ну так полезай!
Влез медведь на крышу. Только уселся – трах! ("Теремок.")в) Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)
2 задание.
Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку.
а) маша и медведь.
б) Мужик и медведь.
в) Волк и семеро козлят.
г) Заюшкина избушка.
д) Колобок.
е) Кот, петух и лиса.
3 задание.
А сейчас вы должны узнать сказку по следам. Что за герой скрывается?
а) хвост в проруби (Лисичка сестричка и серый волк.)
б) с яблони падает яблоко (У страха глаза велики.)
Физкультминутка
Медвежата в чаще жили,
головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.
4 задание – загадки
а) узнать героев по описанию, отгадайте?
Книжку ребята в руках я держу, а как называется – вам не скажу, но все же вы сейчас догадайтесь сами:
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок,
Все ж попался (колобок)
б) Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка,
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)
5 задание
Из какой сказки строчка? Что за герой их произнес?
- "Битый небитого везет, битый небитого везет" (Лисичка-сестричка и серый волк. Лиса)6 задание
Сказочное лото
Я называю первое слово, а вы отгадайте полное название сказки.
Гуси- (лебеди)
Красная (шапочка)
Заюшкина (избушка)
Царевна (лягушка)
Молодцы, ребята!
А сейчас мы покажем вам русскую народную сказку "Заюшкина избушка.".Инсценировка русской народной сказки "Заюшкина избушка."Награждение победителей викторины.
Воспитатель.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!


Приложенные файлы