Музыкальная гостиная «Звуки музыки вокруг нас. Программа курса внеурочной деятельности "музыкальная гостиная"

Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.

20.02.2019 2325

С Жаниёй Аубакировой я познакомилась в 1981 году на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ташкенте. В гостинице нас поселили в один номер. Мне невероятно повезло! Это было очень приятное соседство, что на конкурсе особенно важно! Жания оказалась милой весёлой девушкой, и мы сразу подружились. Жания представляла на конкурсе республику Казахстан, в то время это был единственный конкурс в стране (не считая, конечно, конкурса Чайковского), поэтому само участие в нём уже считалось большой победой. Это сейчас каждый может поехать на любой конкурс по своему выбору, тогда же мы проходили тяжелейшие...

20.12.2018 31082

Когда моя мама решила, что я обязательно буду пианисткой, она и понятия не имела, во что меня втравливает. Мама говорила: «Для женщины это очень хорошая профессия. Преподавать где-нибудь в музыкальной школе, занятия индивидуальные, с детьми, работа не каждый день, и, главное, нет вот этого «от звонка до звонка». В школе много каникул, то есть, много свободного времени, что хорошо сочетается с семейной жизнью, детьми...». Как говорится, её бы устами, да мёд пить! На деле все получилось совсем не так. Сама учеба в ЦМШ подразумевала подготовку не к преподаванию в...

03.12.2018 4912

«Сам я бываю теперь в «Русском Самоваре» по понедельникам. По вечерам там играет Саша Избицер, славный музыкант», — сказал мне Роман Каплан, владелец легендарного ресторана. Почти двадцать шесть лет пианист Александр Избицер создает, вместе со знаменитыми гостями «Самовара», его неповторимую атмосферу. Трудно представить другого музыканта, который бы так подходил месту, совладельцем которого были Бродский и Барышников, и куда захаживали известные писатели, артисты, художники и музыканты. Избицер — выпускник Ленинградской консерватории, ученик...

04.11.2018 1151

Симпатичный, общительный, легкий на подъем — вот первое впечатление, которое производит молодой пианист. Оно верно, однако не полно. За роялем это зрелый музыкант, который способен вести за собой, доказывать и убеждать. Причем делать это с чисто петербургской мягкостью и интеллигентностью. 19 октября Александр Маслов выступил в зале воронежской филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром и дирижером Игорем Вербицким. Он исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина и свою джазовую сюиту «Щелкунчик» для камерного оркестра, фортепиано,...

18.07.2018 9371

Гилельс имел все высшие артистические звания и награды, существовавшие в СССР. Было бы странно иначе: он несколько десятилетий повышал престиж страны во всем мире и приносил миллионы долларов в советскую казну. Кроме того, он не эмигрировал, хотя его постоянно звали богатейшие страны мира на самых выгодных условиях. Но Эмиль Григорьевич говорил: «Но ведь я тогда не смогу сесть на поезд и поехать в Одессу…» Однако не званиями определялось кофмортное самоощущение советского артиста. У него было очень много сложностей. В 16-летнем возрасте Гилельс, триумфально победив на 1...

06.06.2018 1516

Павел Леонидович, начнем с вопроса, который наверняка задавали вам не один раз: вы из удивительной семьи выдающихся музыкантов, фамилии Коган и Гилельс сопровождали Вас с самого рождения. Трудно быть сыном знаменитых родителей? Подталкивало это, помогало или наоборот, бывали моменты, когда вам казалось, что такой тыл только мешает, что лучше было бы всего добиться самому? Это очень трудно, трудно потому, что от тебя ждут многого. Это большая вероятность упасть, еще не встав, не взобравшись на первые ступени карьеры. Заранее подразумевается, что ты должен уметь и реализовывать больше, чем...

12.05.2018 3357

С прискорбием сообщаем, что 8 мая в 16.30 скончалась Ирэна Орлова (Ясногородская) — педагог фортепьяно, музыкальный терапевт, редактор «Музыкальной гостиной» в литературно-художественном журнале «Этажи». Ирэна Орлова вошла в редакцию журнала практически на самом старте, осенью 2015-го года, и сразу стала активным участником всех журнальных дел, приняв свою новую должность — редактора рубрики «Музыкальная гостиная» — не номинально, а с полным энтузиазмом и самоотдачей. Ирэна сразу приняла журнал как свое детище, наравне с его...

06.04.2018 12662

О чудо-ребенке Полине Осетинской я узнала от моего профессора Виталия Иосифовича Маргулиса, который в середине 80-х годов приехал к нам в гости в Вашингтон после посещения Ленинграда, из которого он эмигрировал в 1974 году. Он не мог говорить ни о чем, кроме как о маленькой девочке Полине Осетинской, на концерте которой он побывал. Малышка поразила его техникой игры и сложностью программы. «Ты не поверишь, — говорил он, — Полина играет Мефисто Вальс, этюды Шопена, и играет хорошо! Это просто какая-то тайна!» В репертуаре Полины было много часов музыкальных...

15.03.2018 4078

«Мальчик с моцартовскими данными», — так говорила о Вадиме Руденко его педагог по ЦМШ при Московской консерватории Анна Даниловна Артоболевская. Он блистательно подтвердил ее слова. Вадим Руденко — лауреат крупных международных конкурсов, в том числе имени Чайковского в Москве и королевы Елизаветы в Брюсселе, выступает с ведущими оркестрами и дирижерами по всему миру. В Воронеже Вадим Руденко вместе с Академическим симфоническим оркестром под руководством Владимира Вербицкого сыграл знаменитый фортепианный концерт № 23 ля мажор Моцарта. Быстрее, громче, сильнее —...

22.02.2018 3689

Есть люди, жизнь которых проходит прямо перед твоими глазами и все равно они для тебя — тайна. Валерия Арзуманова я знаю с начала 1960-х годов и дружу с ним по сегодняшний день. Он был многообещающим талантливым молодым композитором, которого приняли в Союз композиторов, а потом и в правление, когда ему было 24 года. Опера, написанная им на 4-м курсе консерватории, получила премию на Всесоюзном конкурсе телевидения в Москве. В 20 лет он написал музыку к фильму “Живая вода” (Реж. Геннадий Кравцов) — и картина получила главный приз Всесоюзного фестиваля любительских...

06.02.2018 7933

Дмитрий Маслеев… Сегодня это имя знают меломаны, музыканты и музыкальные критики. О нем написано много статей, с ним сделано много интервью, но тогда, когда он появился на конкурсе Чайковского, о нем почти никто не знал, несмотря на его многочисленные победы в международных конкурсах и сольных концертах; на конкурсе пианистов «Chopin» он получил главный приз — рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. Я слушала всех участников ХV конкурса Чайковского (благодаря потрясающей трансляции Medici) на огромном...

20.01.2018 5881

В 1994 году на 10-м конкурсе Чайковского первая премия не была присуждена. Вторую премию получил пианист Николай Луганский. Он быстро завоевал музыкальный мир, играл во многих странах и всегда с большим успехом. Пресса захлебывалась от восторга. На сцену выходил высокий, стройный, молодой человек, скромный и немного застенчивый... В его игре не было и нет ничего показного, специального, бунтарского, революционного, но он абсолютно владеет инструментом и всегда «говорит» то, что, как ему представляется, хочет сказать композитор. Луганский использует все средства,...

03.01.2018 2301

Билеты на концерты Бориса Березовского в Воронеже раскупили задолго до того, как появились афиши. Один из самых востребованных пианистов мира выступил в столице Черноземья два вечера подряд, 11 и 12 декабря, сыграв в зале областной филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого ре-бемоль мажорный фортепианный концерт Арама Хачатуряна. Мощно, мужественно, в головокружительном темпе, заряжая оркестрантов азартом и неподдельным удовольствием от исполняемой музыки. Финал концерта дважды повторили на бис — с не меньшей энергией и...

18.12.2017 2506

В одном из своих интервью дирижер Юрий Темирканов сказал, что «женщина-дирижер — это противоестественно». Часто ли вы сталкиваетесь с таким отношением со стороны других дирижеров — мужчин, музыкантов или зрителей? Иногда сталкиваюсь, но это, скорее, просто удивление. Я заметила, что даже если изначально кто-то испытывает по отношению к тебе скептицизм, то почувствовав, что ты профессионал, люди меняют свое мнение. Зависит, конечно, от человека, и к какому возрастному поколению он принадлежит, в прошлые времена вообще было меньше женщин-лидеров, и потому, скажем,...

23.11.2017 18100

Композитор Леонид Десятников стал знаменитым в одночасье, после того, как была поставлена его опера «Дети Розенталя», в которой по сцене ходили клонированные композиторы, что оскорбляло пуритан... Он — автор нескольких шедевров, которыми лично я не устаю восхищаться: вокальный цикл на стихи Олейникова и Хармса «Любовь и жизнь поэта», концерт для скрипки, сопрано и струнного оркестра «Русские сезоны», симфония для хора и оркестра «Зима священная 1949 года». «Я не мог не стать композитором. Просто родился такой человек —...

04.11.2017 2455

Среди пианистов молодого поколения Георгий Войлочников — особенный. Для успешной карьеры у него есть всё: авторитетная школа Московской консерватории, первые премии крупных международных конкурсов, яркая внешность. А еще — острый ум, парадоксальная логика и подлинный дар интерпретатора, который помогает ему выразить самую суть музыки. Войлочников не ищет лёгких путей, выбирая для выступлений сложные программы, предлагая слушателям размышлять вместе с ним над вечными вопросами. Как в гениальном верлибре Геннадия Алексеева: Тысячу раз я спрашивал себя: Быть или не быть? И тысячу раз...

20.10.2017 6109

Я познакомилась с Андреем Борейко когда ему было 19 лет. Мы играли в ансамбле старинных инструментов, которым руководила Наталья Сиротская, жена легендарного Феликса Равдоникаса. Мы подружились и даже ездили вместе отдыхать в Коктебель, где Андрей организовал небольшой ансамбль из троих человек: Олега Кузьмина, Андрея Борейко и меня. Ансамбль он назвал VADURI, и мы дали концерт в доме творчества писателей, где нас слушал и очень потом хвалил Арсений Тарковский. Но это все дела минувших дней… Я уехала в 1980-м году и за то время, что я с Андреем не виделась, он стал известным дирижером....

15.09.2017 1300

Быть оригинальным - несложно. Будь самим собой. Эту мудрость из области житейского здравого смысла неплохо бы вспомнить, когда речь идёт о Веберне. Одни называли его сумасшедшим, другие назначали главой модернизма, третьи - выражая монаршую благосклонность, «возвышали» до статуса своего предтечи. Всех ослепляла новизна, новаторство. И мало, кто - кроме самих нововенцев, конечно, - понимал, что истинные новаторы выходят из консерваторов. Многие почитающие Веберна так и не стали полноценными сочинителями, потому что перед ними маячил стиль...

10.09.2017 10252

10 сентября исполняется 90 лет потрясающему ученому, музыковеду, замечательному человеку, Инне Алексеевне Барсовой. Интервью с ней журнал "Этажи" хотел сделать давно, но не получалось. Так случилось, что летом я поехала в Литву, чтобы провести там неделю со своей сестрой в дивном месте Друскенинкае. И счастливый случай привел прямо ко мне в руки Инну Алексеевну, которая там отдыхала. " Над чем вы сейчас работаете?" — спросила меня Инна Алексеевна, которая даже представить себе не может, что кто-то ни над чем не работает. Список ее музыковедческих работ даже перечислить невозможно,...

06.09.2017 3946

В 2017 году Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отмечает свое сорокалетие. В честь юбилея агентство «Ardani Artist» организовало в июне большие североамериканские гастроли труппы, во время которых зрители увидели новую версию знаменитого балета Эйфмана «Красная Жизель», а также спектакль «Чайковский. Pro Et Contra». Корреспондент «Этажей» Ольга Смагаринская встретилась с Б.Я. Эйфманом в Нью-Йорке. Высокопрофессиональных авторских балетных театров в мире не так уж много и сейчас, а в далеком 1977...

06.07.2017 4655

Урок. Я увлеченно рассказываю ученице о разных способах играть Баха. На уроке присутствует ее мама, держит на коленях маленького брата. И вдруг я слышу: «Мама! Что такое Гульд?», и ответ: «Не знаю, дорогой, кажется это в переводе с русского значит «волшебство». Вот с таким предчувствием, что должно случиться чудо, я и поехала в Канаду, в Торонто. И оно случилось! В гостях у моих друзей я за столом оказалась рядом с господином, который, узнав, что я музыкант, представился: Иосиф Фейгинберг. Он оказался создателем фильма, который я очень хорошо знала:...

17.06.2017 5046

В ноябре прошлого года музыкальный редактор журнала «Этажи» Ирэна Орлова встретилась с известным пианистом Люка Дебаргом в Вашингтоне, результатом этой встречи стало интервью «Музыка — это пространство между нотами». В этот раз Ирэна встретилась с Люка в Торонто перед концертом с оркестром под управлением Андрея Борейко. Вашему вниманию предлагается их беседа. Я приехала в Торонто специально, чтобы послушать Люка Дебарга с оркестром под управлением одного из моих любимых дирижеров Андрея Борейко. После генеральной репетиции Люка согласился встретиться со...

18.04.2017 4226

Мне его творчество очень созвучно. Пожалуй, я соглашусь с Набоковым, что это один из самых потрясающих русских писателей. Потому что он сформулировал свой язык, и этот язык убедителен, естественен. Несмотря на то, что там нет ни одной обычной фразы, тем не менее, ни в одной фразе нет ни искусственности, ни натянутости. Платонов создал какое-то абсолютно свое искусство, и это величайший художник, который останется надолго. И тем более удивительно, что он был просто машинистом и работал на железной дороге, и такой гений в нем проснулся. И опять у меня ощущение совмещения жизни страны...

08.04.2017 3180

Замысел возник спонтанно. Я на тот момент был в Париже, как раз с гастролями нашего ансамбля, и работал над совершенно другим произведением. Это был август 2012-го, кипели страсти по поводу Пусси Райот, шел суд над девушками, и у меня была однозначная позиция, что он несправедлив, я и до сих пор так считаю. Я не оцениваю их поведение, просто считаю, что наказание было слишком жестоким. Я настолько весь кипел от возмущения, что не мог заняться тем, над чем планировал работать, и, когда услышал их речи на суде, подумал, что надо как-то отреагировать —не знаю, для чего, зачем, кому это...

11.03.2017 5783

Во второй части его сонаты есть кульминационный момент в среднем разделе. Каждый раз, когда я играл третье проведение, у меня возникало ощущение, что Рахманинов был неудовлетворен тем, что ему пришлось лишь повторить уже сделанное в двух предыдущих проведениях. И в поисках решения пoпросил Рахманинова о помощи. Я знаю, это может показаться безумием, но я верю, что есть вещи, которые каким-то образом приходят по неизвестным нам каналам психики, и с которыми мы всегда будем связаны. И Рахманинов дал мне этот аккорд. На следующий день я сразу взялся за этот раздел и попытался взять именно этот...

Его спасла одаренность. О пианисте Сантьяго Родригесе

16.02.2017 4931

Тишина, как и музыка, имеет массу оттенков. Тревожность ожидания, умиротворение, передышка между всплесками эмоций. У тишины, которую я услышала в зале во время концерта Сантьяго Родригеса, названия не было. Был восторг, захлебнувшийся восторгом. Было мгновение счастливого одиночества, когда обрушившейся на тебя радостью невозможно и не хочется делиться: ведь это только твоё, для тебя, разве другие поймут? В последней статье Мессерера, к сожалению почившего, я прочла о том, что великий австралийский композитор Исаак Натан написал в своём трактате: «Умеренная экспрессивность являет собой...

10957

12 ноября состоялся концерт Люка Дебарга в Вашингтоне. Накануне «Performing Arts» устроило встречу с ним в Вашингтонской консерватории для избранного круга слушателей — музыкантов. Я приехала на 15 минут раньше начала и, благодаря этому, мне удалось взять у Люка интервью. Возбужденная этой удачей, я прослушала начало его выступления (словесного) и очнулась только тогда, когда услышала: «Я родился и вырос в семье атеистов, но, решив заниматься музыкой, я понял: музыка — это одна из форм молитвы». Люка интересно показывал, как он работает над звуком, над...

Программа курса внеурочной деятельности

«Музыкальная гостиная»

музыкальный руководитель,

ГКОУ СО «Новоуральская школа №1»

Пояснительная записка

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и музыка в этом процессе играет особую роль.

Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования, цель которого – формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.

Актуальность создания программы по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся обусловлена необходимостью поиска активных форм внеурочной деятельности, которая предполагает включение обучающихся 8-9 классов в социальное и образовательное пространство с учётом индивидуальных потребностей в развитии и продолжения их музыкального образования.

В основу программы по формированию и развитию музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся положена организация внеурочной деятельности в форме проведения музыкальных гостиных, которые интегрируют традиционные виды музыкальной деятельности и предполагают неформальное общение между слушателями и исполнителями в совместном диалоге.

Цель курса внеурочной деятельностисоздание условий для эмоциональной, целостной и гармоничной сферы общения взрослых и детей посредством музыкально-эстетическойдеятельности.

Задачи курса:

    Формировать потребность в совместном приобщении к музыкально-эстетической деятельности всех участников образовательного пространства (обучающихся, педагогов, родителей).

    Обогащать эстетическое восприятие и способствовать развитию основ музыкальной культуры у обучающихся посредством накопления музыкального опыта.

    Развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных жанров, характеров, исполнений использованием наглядности (медиапрезентации, беседы, создание проектов, прослушивание музыкальных произведений и т.п.).

    Пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру обучающихся через самостоятельную продуктивную деятельность.

Музыкальная гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку с их претензиями на взрослость. Привлекательность музыкальной гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы и атрибуты.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает работу по нескольким направлениям.

1. Организация музыкальной гостиной.

выбор темы;

определение целей и задач;

определение целевого назначения;

написание сценария;

распределение ролей среди обучающихся – ведущих, исполнителей;

индивидуальные репетиции;

консультации (по необходимости) педагогов;

подготовка медиапрезентаций;

подготовка технического оснащения;

подбор музыкальных произведений;

решение организационных вопросов – связь с участниками гостиной (обучающимися, педагогами, родителями, гостями и др.).

Деятельность обучающихся:

подбор и поиск вспомогательных материалов (биографий и творчества композиторов, художников; фотографий, репродукций и др.);

написание объявления и приглашений гостям;

приглашение гостей – участников гостиной;

организация пространства для проведения гостиной

оформление помещения, где будет проходить гостиная.

2. Проведение музыкальной гостиной.

Деятельность музыкального руководителя:

вступительное слово Хозяйки гостиной;

встреча с гостем литературно – музыкальной гостиной;

показ медиапрезентации;

выступления творческих коллективов (по необходимости).

Деятельность обучающихся:

выступление обучающихся – ведущих, исполнителей.

3. Обобщение и рефлексия.

творческие задания, направленные на отслеживание сформированности представлений о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов;

оценка обучающимися своей активности (участия) в различных видах деятельности;

присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Предполагается, что при участии в организации и проведении цикла музыкальных гостиных у умственно отсталых обучающихся сформируется:

заинтересованное отношение и эмоциональный отклик;

компетенции в сфере музыкально-эстетической деятельности;

умение работать со справочной литературой и отбирать необходимую информацию (теоретическую, биографическую);

умение строить связное высказывание о музыкальном произведении с использованием ключевых знаний в процессе живого восприятия музыки;

умение публично выступать перед аудиторией;

умение взаимодействовать в процессе коллективного творчества и общения во время беседы;

умение коллективного музицирования и выполнения танцевальных движений, хорового пения;

потребность трудиться при освоении роли носителя культуры.

Цикл музыкальных гостиных раскрывает 15 тем, которые подразделены на 6 разделов. Каждая музыкальная гостиная проводится в рамках одного академического часа.

Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» рассчитана на два года. Реализация программы предусматривает право самостоятельно определять сроки проведения музыкальных гостиных и выбор тем, которые наиболее полно учитывают конкретные условия внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Количество часов

Раздел 1. Музыкальные жанры

Я помню вальса звук прелестный

Жанры вокальной музыки

Эту музыку легкую называют эстрадною

Итого по разделу

3

Раздел 2. Музыкальные инструменты

Звучит фортепиано

Какие бывают оркестры

Итого по разделу

2

Раздел 3. Музыкальный фольклор

Путешествие в страну Фольклорную

Свет Рождественской звезды

Приди, весна, с радостью!

Итого по разделу

3

Раздел 4. Музыка выразительная

Средства музыкальной выразительности

Чувства, настроения и характеры людей в музыке

Итого по разделу

2

Раздел 5. Музыка изобразительная

А. Вивальди «Времена года»

Сказка в музыке

Итого по разделу

3

Раздел 6. Музыка и другие виды искусства

Музыка и живопись

Музыка в кино и мультипликации

Итого по разделу

3

Итого по программе

16

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Программа курса внеурочной деятельности по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности.

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к музыкальным произведениям

формирование умения отбора необходимой информации при подготовке сведений о композиторе

формирование представлений о музыкальном жанре «вальс» посредством введения новых понятий

Организация

Приглашение хореографического ансамбля

Подбор сведений о композиторе И. Штраусе.

Разучивание песни.

Проведение

Показ танцевальных движений. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Пение. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

«Жанры вокальной музыки»

Задачи:

развитие способности анализировать музыкальное произведение

формирование представлений о жанрах вокальной музыки

Организация

Приглашение педагога-вокалиста.

Поиск информации о музыкальном термине «жанр». Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений.

Слушание музыки. Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра-тест «Собери слово».

Выполнение творческого задания.

«Эту музыку лёгкую…называют эстрадною…»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в совместном музицировании – развитие умений различения характера музыкального произведения и выполнения ритмических упражнений на детских музыкальных инструментах

формирование представлений об эстрадной музыке

Организация

Подбор музыкального репертуара. Анкетирование.

Оказание помощи в проведении анкетирования. Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Обобщение и рефлексия

Ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах.

Выполнение упражнений на детских музыкальных инструментах под фонограмму.

Раздел 2. «Музыкальные инструменты» (2 ч.)

«Звучит фортепиано»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

формирование представлений о клавишных музыкальных инструментах

Организация

Приглашение педагога-пианиста.

Подбор сведений о фортепиано.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «пианино».

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания с использованием ИКТ.

«Какие бывают оркестры»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о видах оркестров

Организация

Подбор музыкального репертуара.

Поиск сведений о музыкальных инструментах духового оркестра.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ маршевых движений.

Слушание музыки. Выполнение движений под музыку марша.

Обобщение и рефлексия

Задания на проверку знаний о видах оркестров. Концерт-загадка.

Выполнение заданий с выбором вариантов ответов. Угадывание звучания оркестров.

Раздел 3. «Музыкальный фольклор» (3 ч.)

«Путешествие в страну Фольклорную»

Задачи:

развитие умений прогнозировать свое вступление в соответствии с началом музыки

формирование представлений о «фольклоре»

Организация

Разучивание частушек, русского народного танца

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка народных русских народных и детских музыкальных инструментов для коллективного музыкального творчества.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество

Обобщение и рефлексия

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Угадывание звучания русских народных и детских музыкальных инструментов.

«Свет Рождественской звезды»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к русским христианским традициям и обычаям

формирование представлений о христианских традициях

Организация

Подбор атрибутов, костюмов, создание интерьера.

Помощь в изготовлении атрибутов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение стихотворения.

Слушание музыки. Пение. Инсценирование колядок.

Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Музыкальный репертуар для мини-сочинений.

Мини-сочинения – музыкальные впечатления.

«Приди, весна, с радостью!»

Задачи:

воспитание любви и уважения к родному краю, народным традициям

развитие умений выстраивать свое публичное выступление

формирование представлений о русских весенних фольклорных праздника

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению.

Разучивание инсценировок, закличек, песен.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка реквизита к инсценировкам.

Слушание музыки. Пение. Выполнение танцевальных движений под музыку. Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Мини-опрос по теме «Народные календарные праздники»

Называют народные календарные праздники.

Раздел 4. «Музыка выразительная» (2 ч.)

«Средства музыкальной выразительности»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в процессе совместного выполнения танцевальных и ритмических упражнений

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности

Организация

Подбор музыкального материала

Поиск информации о специальных терминах, обозначающих средства музыкальной выразительности.

Проведение

Слушание музыки.

Выполнение пластических импровизаций и ритмических упражнений.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание специальной музыкальной терминологии с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Чувства, настроения и характеры людей в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика при прослушивании музыкальных произведений

формирование умений анализировать характер музыкального произведения

формирование представлений о выразительных возможностях музыки

Организация

Создание медиапрезентации.

Подбор сведений о чертах характера человека.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций, танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Определение характера музыки.

Определение характера музыки и отображение настроения на смайликах.

Раздел 5. Музыка изобразительная» (3 ч.)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

Организация

Подбор музыкального материала.

Подбор сведений о животных.

Проведение

Рассказ руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Музыкальная игра. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт - загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

А. Вивальди

«Времена года»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к прослушиванию музыкальных произведений

развитие воображения при выполнении пластических импровизаций

формирование представлений о содержании музыкального произведения

Организация

Оформление интерьера. Создание медиапрезентации.

Поиск информации о композиторах, обращавшихся к теме природы в своем творчестве. Разучивание стихов. Подбор картинок в интернете.

Проведение

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций.

Чтение стихов. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Письменный блиц-опрос по теме А. Вивальди «Времена года»

Выполняют письменную творческую работу.

«Сказка в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к произведениям народного творчества

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о музыкальных произведениях на сказочные сюжеты

Организация

Оформление интерьера. Подготовка обучающихся к выступлению.

Чтение сказок. Помощь в оформлении интерьера. Подготовка инсценировок.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка атрибутов к инсценировке.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Инсценировка фрагментов сказок.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

Раздел 6. «Музыка и другие виды искусства» (3 ч.)

«Музыка и живопись»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к творческому наследию

развитие умений анализировать художественные произведения

формирование представлений о творчестве художников и композиторов

Организация

Подбор музыкального материала и репродукций картин. Приглашение педагога по изобразительному искусству.

Подбор сведений о композиторах и художниках.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание композиторов, художников и их произведений с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Музыка в кино и мультипликации»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика во время коллективного исполнения песен

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о роли музыки в кино и мультипликации

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению. Подбор музыкального материала.

Разучивание песен. Выполнение рисунков с изображением любимых героев мультфильмов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение музыкальных примеров на фортепиано.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра «Угадай мелодию».

Угадывание мелодий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

    Мультимедийное оборудование.

    Ноутбук

    Музыкальный центр

    Фонограммы детских, эстрадных, русских народных песен.

    Записи произведений композиторов, звучания оркестров.

    Простые карандаши, резинки, бумага для рисования, кисточки, краски (акварель и гуашь).

    Русские народные и детские музыкальные инструменты (барабан, трещотка, металлофон, треугольник, бубен); скрипка.

    Русские народные костюмы.

Список литературы

    Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [ Текст ] / Э. Б. Абдуллин – М.: Просвещение, 1983. – 112с.

    Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы [ Текст ] / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

    Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев – М: Владос, 2000. – 334с.

    Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [ Текст ] / Современное написание. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.– 352 с.

    Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [ Текст ] / Д.Б. Кабалевский; под ред. Э.В. Мазниной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) [Текст] / Г.Г. Коломиец: монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. – 240 с. М.Л. Палавандишвили . – Москва: Академия, 1998. – 240 с.

    Романенко, А. Р. Мир сказочный и мир реальный (О телевиз. передачах для детей и юношества) [Текст] / А. Романенко – М.: Искусство, 1987. – 126с.

    Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

    Финкельштейн, Э. И.Музыка от А до Я: занимат. чтение с картинками и фантазиями (для детей) [Текст] / Эмиль Финкельштейн – Л.: Изд. «Сов. композитор». – 1991. – 115с.

    Шерстнева, О. А. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] / . – 1998 // Вестник МГУ: Философия. – 04/1998 . – № 4 . – с.85-99.

    Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) [Текст] / автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Школяр. – Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М., 1999. – 43 с.

    Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Е. И.Юдина. –Москва: Аквариум, 1999. – 272 с.

Иванова О.А.

В конце 90-х годов XX века в Российском обществе из-за переосмысления ценностей обострились многие социальные проблемы, в том числе: потеря нравственных идеалов, престижа высокого искусства, в том числе высокой музыки.

А между тем, как говорил В.О. Ключевский: «… искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение». Поэтому забота о пропаганде высокого искусства становится особенно актуальной.

Именно поэтому в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г. о. Самара возникла идея музыкальной гостиной как формы организации досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, это способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Дети с удовольствием участвуют в любой досуговой деятельности. Сама новизна позиции учени­ка обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.

Воспитание рассматривается педагогом как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше:

  • Соучастник совместной деятельности (Что делаем?);
  • Стратег деятельности (Зачем делаем?);
  • Инструктор (Как делаем?);
  • Опора (Как легче это сделать?);
  • Уход в тень (Кто это делает?);
  • Корректировщик деятельности (На каком культурном уровне идет работа?)

Педагог представляет культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке ребенка.

В России организация гостиных (салонов) как формы творческих встреч людей, интересующихся какими-либо социально-гуманитарными и литературно-художественными проблемами, носила достаточно распространенный характер в XIX веке, особенно в виде литературно-музыкальных гостиных. Объединяющими для творческого общения в салонах всегда были идеи радения за судьбу России, осмысления богатейшего исторического наследия, развития патриотизма и самосовершенствования.

Музыкальная гостиная, наряду с филармонией, успешно наполняет духовным светом подрастающее поколение, заполняет вакуум эстетического воспитания и творческого общения. Здесь дети узнают новое для себя о музыке и композиторах, делятся своими знаниями и мастерством.

Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.

Тематика музыкальных гостиный рассчитана на детей от 10 до 13 лет. Предоставляемый материал состоит из пяти циклов:

  • Творчество композиторов-классиков;
  • История музыкальных инструментов;
  • Жанры музыкального искусства;
  • Мы – россияне;
  • Музыка и литература.

Целью организации и проведения музыкальных гостиных является : создание условий для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Познакомить воспитанников с лучшими образцами музыкальной культуры и дать им представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • Познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • Познакомить воспитанников с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию;
  • Приобщить воспитанников к проведению содержательного досуга. побудить их к самосовершенствованию, реализации личностных возможностей.

В организации музыкальной гостиной как формы досуга используются следующие методы:

  • игровые (игровой тренинг);
  • методы театрализации;
  • соревновательные;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения, метод дилемм) ;
  • импровизации.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это от­ношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Игровые тренинги выполняют следующие функции :

  • коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
  • воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение.

Методы воспитывающих ситуаций заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К ним относятся проблемные ситуации , создаваемые взрослыми в процессе проведения музыкальной гостиной. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответ­ственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать положительный пример. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Метода дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма – это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разра­батываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Например, предлагая на выбор учащимся варианты ответов, акцентировать внимание на глав­ном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».

Ведущим педагогическим методом воспитательной деятельности является педагогическая поддержка, которая позволяет максимально включить воспитанников в процесс сотворчества с композитором, ведущим, исполнителями.

В результате участия в музыкальных гостиных учащиеся:

  • знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получат представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • знакомятся с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию.
  • приобщаются к посещению музыкальных гостиных как форме проведения содержательного досуга.

Возрождение престижа высокой музыки как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие Родины.