Лядова людмила личная жизнь муж дети. Людмила Лядова: "О возрасте думать некогда". Знаменательные события в биографии Лядовой Людмилы Алексеевны

Людмила Лядова – безгранично талантливая певица и пианистка. Кроме того, она является композитором многих известных песен. Она – пример для многих людей, так как всегда проявляла огромную силу воли и стремление в достижении своих целей. Для того чтобы узнать о жизни артистки Людмилы Лядовой вам необходимо ознакомиться с основными событиями из ее биографии и личной жизни (в частности, узнать подробности о муже и детях).https://youtu.be/qTQRwCVJg7M

Детские годы

Будущая артистка родилась 29 марта 1925 года в городе Свердлове. Ее родители были талантливыми людьми, поэтому в семье всегда царила творческая атмосфера.

Людмила Лядова в молодости

Отец – Алексей Иванович был солистом в местном Театре Оперы, затем стал играть на скрипке. Он также хорошо играл на мандолине и саксофоне.

Мать – Юлия Петровна связала свою жизнь с карьерой певицы. С самого детства родные рассмотрели в дочке огромный творческий потенциал.

Они очень хотели, чтобы Людмила стала пианисткой, поэтому наняли ей частного преподавателя по музыке. После нескольких уроков Лядову с удовольствием приняли на обучение в музыкальную школу.

Учиться девочке нравилось, но практически сразу ей пришлось проявлять самые сильные качества характера, чтобы завоевать свое место под солнцем.

Спустя год Люда старалась принимать участие во всевозможных конкурсах и фестивалях. А в 14 лет она успешно выступила на одной сцене с симфоническим оркестром под руководством дирижера М. Павермана.

Казалось, с этого момента творческая биография Людмилы Лядовой будет стремительно расти, но этому помешало начало военных действий в стране.

Но даже это тяжелое время не смогло сломить ее дух: она пела и играла для уходящих на фронт ребят, посещала бойцов в госпиталях.

В 18 лет, как одну из лучших студенток консерватории, Милу отправили в Москву на смотр юных дарований, где ее сразу отметили как начинающего композитора.

К тому времени Людмила уже много писала, репертуар ее был разный: песни, миниатюры, пьесы.

Начало творческого пути

Но одним из самых важных событий в жизни певицы стало ее знакомство с Ниной Пантелеевой.

Людмила Лядова смогла завоевать любовь публики

На тот момент они обе только начинали свой творческий путь, поэтому девушки решили объединить силы и выступать как дуэт. Девушки очень быстро смогли завоевать любовь и признание публики.

В 1946 году они приняли участие на всесоюзном конкурсе артистов эстрады и одержали победу. После этого их ждало успешное сотрудничество и концерты, которые были наравне с другими известными исполнителями.

Кроме того, благодаря своему таланту и отменному музыкальному слуху Людмила всегда самостоятельно обрабатывала все их музыкальные композиции.

После окончания консерватории, дуэт отправился в гастрольный тур по разным городам СССР. И в каждом из них находилось огромное количество поклонников их творчества.

В 1951 году Лядова переезжает в Москву, где становится участницей союз композиторов.

Благодаря поддержке нового творческого коллектива у певицы и композитора появляется неповторимая возможность для того, чтобы воплотить все свои идеи и цели в жизнь.

В связи с этим, Людмиле пришлось покинуть совместный проект с Ниной.

О точных причинах распада группы никто не говорил, но в разговорах Лядова часто упоминала о том, что чувствовала на себе завистливые взгляды от партнерши.

Стоит отметить, что эта талантливая артистка написала большое количество музыкальных произведений, которые были спеты следующими известными исполнителями:

  • Клавдия Шульженко;
  • Иосиф Кобзон;
  • Людмила Зыкина;
  • Эдита Пьеха;
  • Леонид Утесов;
  • Эдуард Хиль;
  • Валентина Толкунова.

На счету известного композитора находится около 1000 песен. За всю свою творческую карьеру Людмила сотрудничала со многими талантливыми авторами (С. Михалков, Е. Евтушенко, Н. Доризо, Л. Зубкова, Б. Брянский, В. Петров, Т. Пономарева и т. д.), но наиболее плодотворно было сотрудничество с поэтом Г. Ходосовым.

Самыми популярными песнями стали:

  • «Так легко»;
  • «Едем с нами»;
  • «В Колонном зале»;
  • «Полковой оркестр»;
  • «Вожатый наш».

Личная жизнь

Как и у всех творческих личностей, в биографии и личной жизни Людмилы было много новых знакомств и встреч. Однажды она познакомилась с Василием Коржовым, который впоследствии стал ее первым мужем.

Людмила Лядова, фото

Молодые люди быстро приглянулись друг другу, и между ними вспыхнул роман. Людмила всегда хотела любить и быть любимой. Это помогало ей творить новые шедевры, запасаться энергией, чувствовать.

Именно поэтому в столь юном возрасте (18 лет) Лядова решила найти свое место в семейной жизни. Но отношения очень быстро испортились.

Людмила всегда стремилась идти вперед, достигать новые вершины, а Коржов был совершенно другим человеком. Поэтому они расстались.

Затем в ее жизни появился Юрий Кузнецов – танцовщик балета. Этот союз стал очень сильным в плане творчества. Они оба были талантливыми и амбициозными.

Каждый из них стремился добиться в карьере больших успехов. Благодаря совместным идеям Людмила создала много музыкальных работ, миниатюр и пьес.

Их брак длился на протяжении 8 лет и только после этого супруги решили закончить отношения. Главной причиной развода стала борьба за лидерство в семье, никто не хотел уступать и в результате брак дал трещину.

Лядова часто говорила о том, что ей не везет в отношениях: «В личной жизни меня всегда ожидало разочарование. Мужчины не хотели меня понимать.

За все это время в моей жизни можно выделить всего несколько моментов, которые можно назвать счастливыми. Но, несмотря на частые разочарования и слезы, от пережитых моментов я получала большое вдохновение.

После каждой неудачи у меня получалось писать не только лирические произведения, романсы, но даже веселую музыку».

Третьим мужем певицы Людмилы Лядовой стал Кирилл Головин. В этот раз артистка решила связать свою жизнь с человеком, который был очень далек от мира искусства. Кирилл был простым инженером.

Но даже этот брак просуществовал около 5 лет. Людмила чувствовала себя одинокой и поняла, что ее чувства к мужу давно остыли. Спустя время они развелись.

Затем Лядова вышла замуж в четвертый раз. Ее мужем стал певец Игорь Сластенко. Но их отношения разрушились из-за постоянной ревности со стороны мужа.

Он не понимал ее настроения и часто устраивал скандалы по поводу ее отсутствия. Кроме того, мужчина хотел видеть в Людмиле те качества, которые были угодны только ему.

Когда он понял, что перевоспитать супругу не получится, пара решила расстаться.

Подарок судьбы

Спустя время в биографии и личной жизни Людмилы Лядовой произошли серьезные перемены – она встретила свою настоящую любовь и верного друга Александра Кудряшова.


Александр Кудряшов

Их чувства были взаимными, несмотря на то, что певица была старше на 17 лет. К сожалению, детей у пары не было, но муж старался во всем поддерживать свою возлюбленную.

Певица же считает, что Бог дал ей талант для того, чтобы в результате ее детьми были произведения, которые она с удовольствием пронесет через всю жизнь.

Благодаря Александру она узнала, что такое настоящее счастье. Людмила перестала посещать многочисленные мероприятия, а предпочла проводить свободное время в компании мужа.

Они вместе ездили на рыбалку, гуляли в парке, отдыхали в маленькой компании общих друзей. По мнению Людмилы, самые привлекательные качества в супруге – это честность, порядочность и скромность.

Именно эти черты сразу же понравились женщине. Кроме того, Кудряшов никогда не проявлял ревностных чувств и всегда понимал, что творчество занимает одно из главных мест в ее жизни.

Их совместная жизнь длилась на протяжении 45 лет, но спустя время супруги решили жить отдельно. О причинах расставания они предпочли умолчать.

Но Людмила Алексеевна, ни о чем не сожалеет. В ее жизни было много событий, которые смогли воспитать в ней сильную и независимую женщину, способную преодолеть все препятствия.

Сегодня

Совершенно недавно во многих СМИ появилась информация о том, что народную артистку СССР и любимицу многомиллионной публики Людмилу Лядову насильно увезли из квартиры и удерживают за городом.


Людмила Лядова сейчас находится по пристальным присмотром социальных работников

Люди из ее близкого окружения считают, что аферисты хотят забрать себе ее московскую квартиру, которая оценивается специалистами в 80 миллионов рублей.

По словам Галины Горбенко, этими махинациями заведует Виктор Дворовенко, являющийся действующим адвокатом пострадавшей.

Мужчину обвиняют в том, что он заставил Лядову поменять место жительства, и тем самым полностью изолировал артистку от близких людей.

Но недавно в эфире вышел очередной выпуск программы «Пусть говорят», в котором с помощью ведущего Дмитрия Борисова телезрители смогли разобраться в семейных проблемах народной артистки.

В ходе ток-шоу выяснилось, что семья Виктора Доровенко на протяжении многих лет дружила с Людмилой Лядовой. Молодой человек буквально вырос на ее глазах.

За все годы знакомства певица не раз приезжала к ним в гости. И когда, женщина стала чувствовать себя неважно именно они стали заботиться о ней: «На сегодняшний день состояние здоровья Людмилы Лядовой в норме.

Она ведет активный образ жизни, несколько раз в неделю занимается спортом. Кроме того, она находится под постоянным наблюдением со стороны специально обученных медицинских работников».

В конце передачи в студии появилась и главная героиня. Она специально приехала на съемочную площадку, чтобы объяснить всем, что действительно происходит в ее жизни: «Я давно знакома с Виктором, и мы очень хорошие друзья.

Их семья помогает мне в трудный период. Сейчас моя квартира находится не в лучшем состоянии, так как рабочие делают в ней ремонт.

Но как только ее восстановят в надлежащий вид, я с удовольствием вернусь обратно. Мне очень повезло, что у меня есть такие замечательные друзья, как Виктор и его семья».https://youtu.be/KZs0GKy-xLo

АКАДЕМИЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Все знают Людмилу Лядову как звезду эстрады 50-60 годов прошлого века. Тогда Эстрада была с большой буквы, на ней царствовали настоящие Личности (Шульженко, Лемешев, Сикора, Райкин, Утесов, Великанова, Дорда, Бернес…). А какая музыка звучала!

Но все они ушли… И таких мелодий, для души, а не для тела, увы, больше почти не услышишь.

Людмила Алексеевна Лядова, которой на днях (29 марта 2012) исполнилось 87 лет(!), остается последней из Могикан. Ею написано около 1000 песен, оперы, мюзиклы, оперетты, фортепианный концерт и созданы россыпи инструментальной музыки. И сейчас она в прекрасной творческой форме: блистательно выступает на сцене, ездит на гастроли, сидит в жюри конкурсов, дает мастер-классы, пишет новые песни и романсы.

Если такой потенциал в таком возрасте возможен - значит, чудо на свете есть, и нам есть, куда стремиться и на кого ориентироваться...

Как автор книги о ней я хочу слегка приоткрыть и ее личную жизнь (ведь в советское время это было не принято) и немного рассказать, каков же был ее тыл, в то время как она блистала на всех фронтах советской эстрады.

Итак, небольшой отрывок из моей книги «Людмила Лядова, знаменитая и неизвестная» (Москва, 2000 год).

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Людмила Алексеевна, а чем для Вас в жизни была любовь?

Конечно, я много в своей жизни любила, у меня всегда было стремление любить... Это давало мне стимул для творчества, невероятную энергию для написания музыки. Я была натурой увлекающейся, чувствительной, влюбчивой. Темперамент, который мне, видно, достался от мамы, искал выхода. Но мама меня держала очень строго, "выбивала" из меня все лишнее, что мешало моим занятиям. Еще в училище я была влюблена в одного трубача, могла часами сидеть на балконе, положив подбородок на скрещенные руки, смотреть и слушать, как Гера играет. И в консерватории один скрипач хотел жениться на мне, но мама категорически отвергала всякие предложения. А потом мне в личной жизни не везло: я разочаровывалась или не находила понимания. Можно сказать, что были только отдельные периоды счастья. Но даже если в конце концов наступало разочарование и слезы, все равно это давало огромное вдохновение в творчестве, огромное. Я начинала много писать, и не только лирику, романсы, но даже веселую музыку.

Представьте себе, что "Чудо-песенка" родилась на страданиях, когда я переживала роман с Володей Новиковым. Он работал в КГБ, был женат, двое детей. Это был высокий, сероглазый мужчина, немного такой... молчаливый. И он, и я потеряли голову, но ничего сделать не могли. Чтобы КГБ-шник подал на развод - это вообще было немыслимо! В праздники я оставалась одна, а он с семьей. Я тогда снимала маленькую комнату на Спасо-Наливковском. Конечно, совсем одинокой я не была: меня понимали в семье Ходосовых, они все знали…

Помню, я не могла без рыданий слушать, когда Шульженко пела: "Руки, вы словно две большие птицы...". Переживала страшно, могла в это время и водки выпить... А творчество все равно шло, представляете? Написала тогда много романсов, "Лунную ночь" и вот даже задорную "Чудо-песенку".

Я была женщиной очень волевой. В конце концов приняла твердое решение и уехала в Палангу. Потом он застал свою жену с другим... Очень переживал, кинулся ко мне, но я сказала: "Уже поздно!". Я поставила на этом деле крест, когда поняла, что брак с этим человеком невозможен. А я не могла встречаться просто так. Удивительно, но я всегда хотела иметь семью...

Вы несколько раз были замужем?

Да... Мне говорили, ну зачем тебе это нужно, заведи любовника, пусть он придет и уйдет. Есть же много женщин, которые живут в одиночестве и так делают, и все у них идет хорошо. А я вот такая, может быть, ненормальная, но я всегда хотела быть замужем, чтобы любимый человек был здесь, рядом и чтобы меня понимал.

Когда мой роман с Володей Новиковым к этому не привел, все очень хотели выдать меня замуж за брата Клары Арнольдовны Хренниковой (жены Тихона Николаевича Хренникова), который за меня сватался. Он был небольшого роста, но не в этом даже было дело, а, самое главное - я не могла его полюбить. Я всегда говорила, что выйду замуж только по любви. А он мне сказал такие слова: "Любви нет - есть дружба". Я никак тогда в это не верила, ну никак! Лишь потом, когда я становилась старше, до меня стали доходить эти слова. Ведь любовь проходит, и страсть быстро кончается. А вот дружба, какое-то тепло и понимание, если они есть, это потом остается...

Так что же для Вас главное в браке?

Вот именно понимание и взаимная бережность. Конечно, в молодости я была очень кокетлива, мне хотелось нравиться. У меня были влюбленности, увлечения, и в каждом своем чувстве я была постоянной. А потом видишь, что не понимает тебя человек совсем. Или употребляет меня как богатую женщину (я ведь неплохо зарабатывала всегда, жили нормально в любое время: и в сталинское, и в брежневское, и в андроповское...) И у меня даже сильное увлечение проходило.

И что тогда?

Расставалась. Никогда не была рабой любви. Во всяком случае, на первом месте у меня всегда было творчество. Конечно, я переживала очень, страдала, но предпочитала лучше быть одной, чем "вместе с кем попало", когда тебя не только не понимают, но и становятся помехой в жизни и творчестве.
* * * * * *

Существует такая легенда, что Лядова по-царски одаривала того, кого любила, если даже потом и расставалась с ним. Покупала машину, квартиру, что-то там еще - и расставалась. Это так?

Ну, народная молва всегда преувеличивает, - смеется Людмила Алексеевна, - но доля правды в этом есть. Не по-царски, конечно, но одаривала. Одно скажу - я всегда бросала первая и никогда при этом не была мелочной...

Так могла бы сказать Екатерина Вторая, расставаясь со своими фаворитами и щедро наделяя их целыми поместьями! А вот, например, грузинская царица Тамара, поступала совсем иначе: топила своих возлюбленных в Тереке...

Во мне нет ни грузинской, ни царской крови, чтобы так жестоко кого-то карать. А если серьезно, я всегда стремилась им помочь "выйти в люди", как бы приподнять их жизненную планку. Когда встречала, могла искренне поверить в человека, скорее, нарисовать его себе: вот он какой! Ну, все, теперь вместе пойдем по жизни, и вела его за собой. А потом проходит время - и видишь: Господи ты, Боже мой! А человек-то абсолютно тебя не понимает...

Вы мне разрешите привести из маминого дневника описание Вашего первого брака с цыганом Васей Коржовым?

Пожалуйста. Тем более, что у меня о Васе, у которого была кличка "барон", остались самые лучшие воспоминания. Он очень страдал, когда я его бросила, потом женился на Ланде, полуцыганке-полулитовке. Впоследствии мы с ним даже встречались и остались в прекрасных отношениях.
* * * * * *

Из дневника матери:
«Настала весна 1947 года. Заканчивался учебный год. 25 июня назначен последний экзамен Милы по специальности. Однажды Мила пригласила к нам гостя-цыгана, с которым она познакомилась. Он с ансамблем здесь на гастролях. Очень хорошо играет на гитаре. Кроме того, он еще танцует, и неожиданно для нас начал показывать какие-то "па", не заботясь о том, что все спят. Он красив, молод, хорошо одет. Короче, имя его Василий Коржов, дипломант конкурса. Работает он с ансамблем, в котором все его родственники, начиная с матери и сестер с семьями... Он руководит, танцует и поет.

24 июня он приходит ко мне и говорит, что они с Милой сговорились, и надо в Свердловске устроить свадьбу, как подобает. Я возражаю, говоря, что у Милочки еще год консерватории... Он, улыбаясь, отвечает, что он не враг собственной жене, все будет так, как нужно...

Когда же вы собираетесь устроить свадьбу, Васенька?
- Завтра, Юлия Петровна.
- ??? Как в сказке...

На другой день пришла Мария, сестра Васи, и они все трое, вместе с Милой, направились на базар, а я стала готовить квартиру к большому пиру...

Пришли они с базара. Весь базар с ума свели. Купили ногу свиньи (кг 8-10). Старуху с яичками перепугали, купив у нее все яички вместе с корзинкой, массу зелени, луку и прочее. И шесть букетов персидской сирени, изумив торговца оптовой покупкой...

Занесли все это домой, Мила пошла в консерваторию на целый день, заниматься, т.к. у нее сегодня последний экзамен... В консерватории было, конечно, очень много знакомых, слушающих экзамен. Мила играла Третий концерт Рахманинова, Вася сидел в первых рядах и аплодировал больше всех.

Экзамен закончился часов в восемь, и мы на машине тотчас же поехали домой, чтоб сделать кое-какие распоряжения. Одной квартиры для такой оравы было мало, т.к. был весь почти цыганский ансамбль. Вино лилось рекой, речи произносились со всех концов стола. Сестры пели под гитару, пели все вместе цыганские песни. Конечно, пир затянулся далеко за полночь.

Прошел год. Мила заканчивала консерваторию и изредка занималась концертами. Вася жил в Кировграде за Ленинградом. Письма, телеграммы, переводы...

И вдруг однажды утром Людмила приходит, садится ко мне на кровать и говорит, что она должна расстаться с Васей, что Вася никогда не сможет стоять с ней на одной дороге. И если ему не подняться до ее уровня творчества, то ей нужно опуститься и аккомпанировать цыганскому ансамблю (отчасти она права, но зачем же было огород городить!!!)».
* * * * * *
Ну что ж, на это хочется сказать: "Блажен, кто с молоду был молод!". Но впоследствии матери еще не раз придется сокрушаться по поводу неудачных замужеств дочери. Этим она делится со своим дневником:

"Где глаза у тебя, Милочка?!! И где голова?! Недаром друзья говорят: "Эх! Если б Милочке, при ее таланте, да голову матери, вот это был бы феномен! Но... Боженька хитрый, одно что-нибудь дарит... Но разве слушают матерей? Ведь мать всегда "глупее" своих детей...".

Да, маму не устраивал ни один из моих мужей, - подтверждает сама Людмила Алексеевна. - Но мне иногда ее "опекунство" порядком надоедало... Я в личной жизни хотела быть самостоятельной. Вышла замуж за артиста балета, танцовщика Юрия Кузнецова. Это был творчески плодотворный союз, который длился восемь-девять лет. Сначала он жил в Баку и работал в Театре оперы и балета. Когда к нам приезжал знаменитый дирижер Ниязи, мы познакомились с Юрием через балерину Эллу Власову. Он был тогда ее партнером. Юра сразу влюбился в меня, мы почти не расставались и вместе поехали в Сочи.

Он во всем был эстет и очень восхищался моей фигурой: "Какая у тебя фигура замечательная, ноги - ты прямо создана для балета!". Потом он переехал в Москву и стал солистом балета в театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, был очень хорошим танцором.

Я в эти годы написала много интересной балетной музыки, познакомилась и подружилась с главным балетмейстером театра Алико Чичинадзе и его женой, певицей Леночкой Акимовой. У них был вокальный дуэт с Натальей Нежной, и они пели часто мои произведения. У меня уже была эта квартира, и мы собирались здесь всей компанией.

Я тогда была очень энергичной, много танцевала, ведь я с детства любила танцевать. Я им тут такие кордебалеты выдавала! И вот тогда-то я и написала пьесу "Слепая девушка", которую вместе с Юрой танцевала Элла Власова. Это был очень красивый, трогательный номер в постановке хореографа Гусева.

В это время я и познакомилась с талантливейшими хореографами - Петром Андреевичем Гусевым и Василием Ивановичем Вайноненом. Вайнонен ставил балеты во многих театрах, в том числе и в Большом. Я с ними со всеми очень подружилась, потому что Юра меня ввел в круг балетмейстеров, танцоров, и тогда у меня начали рождаться замечательные балетные номера: "Негритянские куклы", "Испанский танец", "Слепая девушка".

Однако брак наш с Юрой все-таки распался... Он тоже был горячий, ужасно вспыльчивый человек, с сильным характером. Мы оба были взрывные. Но все равно всегда последнее слово оставалось за мной, ведь я "генерал" в доме, и меня устраивает, когда у меня муж не "генерал": пусть он будет "полковник" или "майор" - для семьи это спокойнее.

И таким был Ваш следующий брак?

Пожалуй, именно таким. С Кириллом Головиным. Он по профессии был инженер, умный, красивый, с такими выразительными глазами, делавшими его немного похожим на артиста Коренева, в которого мы тогда все были влюблены. Я встретила его в санатории "Наука" в Сочи. Помню, у меня было какое-то заражение крови, температура под сорок, и меня спасали. Не знаю, как он появился: то ли на концерте был, то ли просто пришел меня проведать, но он сидел около меня все время, пока я болела...

Постепенно мы сблизились, полюбили друг друга. Он был из Ленинграда, жил с мамой-папой, работал в науке. Я поехала к нему в Ленинград, потом он сюда приехал. Мы поженились. Он, как мог, старался мне помогать во всем. Но что делать? Прошло у меня все к нему, и я стала видеть одни только недостатки...

Людмила Алексеевна, как раз я нашла в дневнике мамы Ваше письмо к ней от 14 февраля 1964 года. Вот что Вы пишете:

"...У меня в жизни произошли события, которые все равно рано или поздно должны были произойти. Ты меня осуждать не будешь, тем более, что от К.В. ты не была в восторге. И я тоже, особенно два последних года, а прошло пять лет.
Человек зазнался, зажрался и обнаглел...

Вначале я любила и могла ничего не видеть, но постепенно глаза мои раскрывались, и я в своем чувстве не видела взаимности. Нет хуже одиночества вдвоем. Мне говорили, что из этого брака ничего не выйдет, вроде и парень преданный, порядочный, но чужой, совсем чужой...

Такой нудный, скучный, что я за пять лет не видела и не слышала, чтоб человек предложил бы пойти куда-нибудь. А уж нет речи о том, что вставал он в два часа (великий специалист!), а я носилась с ним и даже заниматься не могла. Так все осточертело, что к Новому году я высказалась и сказала, что развожусь и жить с ним не буду.

И Новый год встречала в другом месте. И тогда куда девалась его гордость, поднятый нос и звериное лицо? Стал меня уговаривать, что, дескать, все бывает, что, мол, буду хорошим, переменюсь... Но меня ведь не пробъешь, когда я уже убеждена в обратном. Да ведь было время учесть все и знать, что нравится любимой женщине, а что нет.

Поздно! Поздно! - сказала я.
А главное - эти дурачки (еще Кузнецов) думают, что их будут носить на золотом блюде и решают, как себя подороже продать. Когда же их бросают, хватаются за голову и за "все остальное" и ничего понять не могут, потому что не любили по-настоящему и себя обманывали. К.В., конечно, только держался за комфорт, а теперь заявляет: "Мне надо учиться, и я отсюда не уйду никуда". Но я была у юриста, слава Богу, ему не полагается ни метра, ибо это моя собственная квартира.

Неужели ты будешь жить одна?
- Обязательно!
Так что, Мулька, год у меня будет тяжелым, разводным-судебным... Я постараюсь все скорее сделать, но ты ведь знаешь, что не все так просто делается, как хочется. Тем более человеку некуда деться... А И.К. он сказал, что ему больше всего жаль "четыре колеса". Так что мне придется повозиться с этим "аспирантом". Живу я пока у Шурочки Мостовенко в Серебряном бору, а потом едем на гастроли в Крым на месяц: Херсон, Одесса и Черновцы. Не могу сидеть в Москве, буду жить на гастролях, много ездить... Пиши, Муля, на Ялту до востребования. Не дрейфь - твоя дочь не пропадет!
Целую - Мила".

Но беспокойства матери не остывают, и летит ее письмо из Свердловска:

"Дорогая Милочка!
Послушай хоть раз совета матери! Не меняй квартиру! Не предоставляй такую благодать чужому человеку! Лучше откупись втридорога, не теряй район и площадь. Поверь мне, ты будешь задыхаться в любой квартире после этой и испортишь себе всю жизнь. И здесь будет хоть место для матери. Я старею с каждым годом, хочу я этого или не хочу, и вполне естественно, что хочу дожить старость возле своей единственной дочери.

Подумай об этом, родная! Не иди на поводу, будь мужественна, не делай еще и еще глупостей. Напрасно откладываешь суд, острота проходит - и человек надеется на примирение...
Мама".

Дальнейший ход событий тоже можно отыскать в дневнике:
"Мила уехала из дому, оставила всю квартиру на "обормота". Это до добра не доведет, он пустит все на ветер... Вскоре получаю телеграмму: "Облегчения моих дел необходимо срочно твое присутствие Москве. Телеграфируй, когда встречать. Мила".

И, наконец, запись от 8 мая 1964 года:
Кончилась эпопея с К. Мила по своему характеру, положению и натуре все равно не будет одна...".
* * * * * *
- Тут я сама была виновата в том, что мы расстались... И после того как разошлись, мы с ним больше никогда не встречались. Понимаете, почти все творческие люди вообще не очень бывают счастливы в браке. Может быть, потому, что они яркие, сильные натуры. Я всегда была сильнее других - в этом все дело. У меня всегда мужчины были слабее меня.

Но если бы я вышла замуж за дирижера какого-нибудь или режиссера, не знаю, ужилась бы я? Другое дело, есть просто жены композиторов, которые ничего в творчестве не делают, только занимаются своим мужем, готовят, терпят все, помогают ему в карьере. А у меня как у женщины все тяжести все равно ложились на меня: и в творчестве и в доме.

Однажды, будучи в жюри конкурса самодеятельных вокальных ансамблей, я услышала студенческий мужской квартет. После выступления мы познакомились поближе. Среди них я выделила певца с приятным бархатистым баритоном - Игоря Сластенко. Я предложила ему несколько песен, которые он с удовольствием стал петь в моих концертах. Мы подружились. В результате он ушел из квартета каких-то "мелких инженеришек", и я вывела его в солисты. Мы стали мужем и женой.

Мы много занимались с ним, ездили с гастролями по стране и за рубеж, выступали на телевидении, встречались с космонавтами. Это было время, когда полетел Юрий Гагарин, Герман Титов, и у меня тогда появились новые песни, которые Игорь исполнял и записывал. Одна из них - "В полете опять космонавты" - стала позывными передачи о космонавтах.

Так продолжалось несколько лет. Через какое-то время Игорь стал зазнаваться, так же как и Нина Пантелеева. Тот же самый случай! Начал забывать, кому он всем обязан, ходить таким солистом, меня критиковать. Его ошибка, на мой взгляд, была в том, что он пытался меня систематически перевоспитывать.

Ему казалось, что я слишком выпячиваю себя на сцене, и он хотел ограничить меня мерными рамками положительной советской эстетики. Ведь он сам был воспитан в этом духе. Его мама была директором музея "Ленинские горки". Например, приходит ко мне корреспондент, я с ним беседую и говорю: "Вы можете написать, что я автор знаменитой "Чудо-песенки". А Игорь мне потом выговаривал: "Зачем об этом говорить? И так все знают!"

Мне стало ясно, что он все прошлое мое не ценит и хочет показать, что это он сейчас ведущий солист и делает мне одолжение, что поет со мной. Дошел до того, что стал оскорблять меня в присутствии моих гостей. Ну, тут я поняла, что он совсем зарвался и меня уже просто не уважает. Я сказала: "Все, хватит играть комедию!" - собрала все его вещи и отправила его на такси...

Людмила Алексеевна, а был ли у Вас в жизни случай, чтобы Вы остались пострадавшей стороной, чтобы Вас кто-то бросил, а Вы бы мучились?

Нет, такого не было. Что делать, если у меня так получалось в жизни, что я всегда была сильнее их и зарабатывала значительно больше. Надо было мне мужчиной родиться, по ошибке родилась женщиной. Но я, когда была молодая, могла любого мужчину завлечь, когда захочу. Я так могла его обаять, становилась такой очаровательной, что ни один не мог устоять... Но я при этом никогда не думала, какой он специальности, где он работает, сколько получает.

Есть актрисы, которые ищут министров, ищут каких-то крупных меценатов, чтобы что-то получить. У меня же этого никогда не было. Я всегда любила скромных - лишь бы он мне понравился. Да еще рисовала себе человека, фантазировала много... Тогда обаять могла любого!

Помню, когда гастролировала в Одессе, то были сплошные аншлаги в филармонии, народу было невероятно много. И каждый концерт меня заваливали букетами роз, белых, желтых, красных. Туда приходила вся Одесская адвокатура - юристы, прокуроры, все мои поклонники. Они тогда шикарно жили в Одессе, потом все уехали в Израиль и в Америку.

Так вот, один юрист просто умирал от меня, а я вдруг выбрала скромного, молчаливого, который сидел в стороночке. Удивительно, такой совершенно незаметный, спокойный человек... А этот юрист был очень активный. А я активных не любила, может быть, потому, что сама была активной. Что мне надо было - все исполнялось!

А сейчас мне этого уже не надо, потому что всему свое время. Я сейчас люблю природу, спокойствие и творчество. Разочаровывалась много и поняла, что повторяется все одно и то же. И я смотрю сейчас на всех мужиков и думаю: Боже мой, какие вы все котята!

Но вот в свое время, когда я уже Сашу встретила, то нашла настоящее, то, что меня абсолютно устраивает. И он мне теперь дороже всех, потому что это уже родное существо.

А кто он и как Вы с ним встретились?

Мы встретились в джаз-оркестре под управлением Александра Горбатых, где он играл на саксофоне. Саша был тихим, скромным, с мягким ненавязчивым юмором. Провожая меня как-то из Театра Эстрады, рассказал мне байку о собственном оркестре.

"Звонок из Москонцерта в клуб "Красный Октябрь":
- Завтра к вам приедет оркестр Горбатых.
- Кто-кто?...
- Оркестр Горбатых.
- Что вы нам присылаете?! То из ВОСа - слепых, то - горбатых!"

Игра слов очень развеселила меня. Подобными шутками он нередко меня смешил. Ну, думаю, ладно, встречусь несколько раз, но чтобы замуж - ни за что! Во-первых, он младше меня на 17 лет, а во-вторых - сколько же можно! К чертовой матери все эти замужества! Пусть он просто будет приходить ко мне. Но с первых встреч мы как-то сразу смогли друг друга понять. Год мы так встречались, вместе выступали в Зеленом театре в Москве. Он родом из Куйбышева, там его родители жили, а тут он снимал комнату.

Короче говоря, гуляли мы, гуляли, смеялись, смеялись, а потом все же решили пожениться. Все-таки пересилило мое стремление жить в браке. Мы пошли в ЗАГС и расписались, это еще было на Усиевича... Пышной свадьбы не устраивали, было всего два-три человека с его и с моей стороны.

У нас с ним сразу возникло такое доверие, как ни с кем из моих мужей. Он спокойный человек, сам музыкант, заботится обо мне, а это очень для меня важно. И, конечно, он многое от меня вытерпел, даже грубости терпел, вынес весь мой характер... Поэтому мы живем уже 28 лет.

А какой у Вас характер?

Вспыльчивый, очень взрывной. Но отходчивый. Я бываю и светлой, и танцевальной, но иногда - раздраженной. Когда что-то не клеится, все в доме летит кувырком... Но считаю, что лучшие мои качества - выносливость и терпение. И, конечно, с годами я стала немножечко спокойней. И это ведь закономерно, верно? Я прошла очень много - закончила академию жизни. Теперь я понимаю, что где-то надо и уступить, нельзя же все время быть "генералом". Кто-то из двоих должен уступить - и сразу легко становится. Может быть, с годами и я помудрела...

Вы считаете, что все-таки нашли теперь в муже свою "вторую половинку"?

Да, я думаю, что нашла. Понимаете, для артиста семейная жизнь - это глубокий тыл. Тут должно быть полное спокойствие. И вот Саша мне это дает. Может быть, раньше он меня не сразу мог во всем понять и ревновал, и мамочка его что-то нашептывала, вот, мол, единственный сын женился на такой знаменитой женщине, которая все время на гастролях, а ты тут находишься... И он переживал и даже боялся за меня, видя, что я не всегда могу сдержать свою энергию и как бы что-то со мной не произошло... Но я сильный человек на сцене, а в жизни я, может быть, хочу быть слабее...

Ваш муж и творчески Вам помогает?

Ну, здесь помогать мне никто не может, потому что, считаю, самой надо все делать. Всем актерам сейчас очень трудно, все сами бьются... А дома необходима поддержка и понимание. И вот Саша лишь через много лет смог понять, что я занимаюсь творчеством, а не чем-либо еще.

И гастроли - это не что-нибудь, а это моя работа. Если после концерта я прихожу усталая, он, видя это, говорит: "Милочка, приляг, отдохни. Давай, я тебе сейчас принесу еду", - и несет подносик мне прямо в кровать. Он сам умеет и готовить прекрасно, и я вижу, что он все это делает искренне, здесь трудно сфальшивить. Это очень порядочный, честный человек. Так что в этом отношении у меня полное доверие к нему и спокойствие. А я это ценю теперь больше всего.

А раньше в Вашем доме спокойствия не наблюдалось?

Раньше, конечно, когда я была молодой, народу я здесь собирала много. Как только въехала в эту квартиру, сколько у меня было банкетов, встреч! Летели все сюда, как мотыльки на свет! И композиторы в нашем доме такие сплетни обо мне разводили, что у меня тут каждый день бог знает что!

Это специально, чтобы очернить меня, чтобы люди судили обо мне не по тому, что я пишу, а по тому, что я делаю здесь, в доме... А у нас тут встречались интересные люди, танцевали, пели, делились своими планами. Бывали Гаркави, Зельдин с женой Гисей Островской, Марк Бернес, Сергей Михалков, Иван Семенович Козловский, Смоктуновский, Миша Гольштейн, Тамара Бромберг, Нина Сазонова, Нина Илютович, Коля Караченцев, Николай Кустинский... Собиралось по 12-15 человек.

А сколько битой посуды было!!! Помню, из Чехословакии привезла двенадцать красивых рюмок - осталась только одна. У меня было несколько роскошных сервизов - так я их раздарила, потому что таких приемов больше не устраиваю.

Но ведь такое общение тоже нужно творческому человеку!

Да, но только пять- шесть человек, самых близких, не больше. Выпивки, большие компании - это все пустое, все это никому не нужно. Это только расслабляет.

Один из таких "сабантуев" летом 1965 года с юмором описывает Ваша мама:
"День был сумбурный, ждали гостей. Блюда готовились со сногсшибательной скоростью. Было человек 15. Публика была разная - от Министерства культуры до Министерства внутренних дел... В этот вечер должен был быть И.С.Козловский, но, побывав в консерватории на концерте Вана Клиберна, очевидно, очень устал (ведь ему за 70). Мила с ним разговаривала по телефону. Была какая-то неорганизованная пара. Она очень криклива и все собирала со стола кости для кота и на кухне, что ей не хватило сил съесть, то, может быть, им полагается "взять сухим пайком"... Ненормальная какая-то!

А "Люсинька" перехватила водки, в ажиотации стала плясать (а не танцевать) и одна туфля с ее ноги попала на стол... Потом в кухне ревела "крокодиловыми слезами". Хорошо! Зло наказано...

Я горда за свою дочь. Всесторонне талантлива моя девочка. Если пересмотреть все мои записи с самого ее рождения, я волновалась: кем она будет? Слава Создателю - полноценный человек! Красива, великолепно сложена, отличный музыкант и талантливый композитор, спортсменка, рыбак, хорошая жена и дочь, прекрасная хозяйка, добрая, но...".

Людмила Алексеевна, что стоит за этим маминым "но..."?
* * * * * *

А то, что со мной трудно жить, я - непредсказуема... Что же касается шумных сборищ и компаний, то сейчас я поняла, что мне это уже не нужно. Я иногда не помнила, кто приходил. Когда становишься старше, то нужнее бывает общность интересов, а не просто: выпили - и давай анекдоты рассказывать.

А после концерта банкеты одобряете?

Не всегда. Когда это повод поговорить, обменяться мнением - тогда другое дело. Даже просто чай сделать и то хорошо бывает, чтобы не сразу уйти. Раньше и я могла выпить, а теперь, даже если бываю на каких-то банкетах, юбилеях, то стараюсь пить только минеральную воду. Наливаю ее в рюмку и делаю вид, что это водка. Если так подумать откровенно - зачем люди пьют водку?

Для веселья, наверное...

А я и так веселая! Я и без этого веселая, и даже еще лучше, энергичнее! Когда я трезвая, у меня энергии много...

Людмила Алексеевна, один деликатный вопрос: у Вас никогда не было мысли иметь ребенка?

Просто почему-то не получалось. Я пыталась лечиться, но... не получалось.

Вы об этом не горюете?

Не горюю. Потому что к своему мужу я отношусь и как к мужчине, и как к ребенку. Он для меня все. Все вместе взятое у меня направлено на него. А дети мои - это моя музыка. Я рождаю ее до сих пор, и тут я очень плодовитая.

Вы сейчас немножко жалеете, как порой сумбурно складывалась Ваша личная жизнь?..

Нисколько не жалею о том, что и как у меня происходило. Несмотря на множество страданий, любовь мне в свое время очень помогала творить, жить, давала вдохновение. И, может быть, все, что у меня было - это было закономерно? Ведь на все воля Божья...

Вы верующая?

Да, наверное, с самого детства. Во-первых, мама меня в детстве крестила, несмотря на то, что время наступало совсем другое... А во-вторых, я сама всегда внутренне верила, что существует какая-то высшая сила... Хотя, может быть, я об этом никому и не говорила. А потом, когда стала старше, я каждый день говорю: "Спасибо тебе, Господь, что я здорова, что живу и творю!"

Послушайте песню в её исполнении "Дорога":
http://lalyad.narod.ru/dor.mp3

_______________________________

Известная певица и композитор Людмила Лядова родом из города Свердловска, где она появилась на свет 29 марта 1925 года. Семья у нее была творческая, поэтому неудивительно, что она обладает необычайными музыкальными способностями. Папа солировал в Свердловском оперном театре, затем играл на скрипке. Мама — певица и хормейстер. Именно от них и передались дочери не только талант, но и азы музыкального искусства. Муж Людмилы Лядовой, Александр, тоже музыкант. Не смотря на семнадцатилетнюю разницу в возрасте они вполне счастливы в браке.

Талант Людмилы был замечен еще родителями в детстве, в связи с чем ей сначала наняли частного преподавателя, а затем отдали в музыкальную школу. В десятилетнем возрасте она, поборов соперников в конкурсе, поступила на детское отделение Свердловской консерватории. Девочка была очень талантлива, ее сразу начали отправлять на конкурсы и фестивали, откуда она возвращалась с занятыми призовыми местами.

В военное время Людмила не только играла музыкальные произведения для уезжающих на фронт бойцов, но и посещала военные госпитали. Война оставила отпечаток не только на ее жизни, но и на творчестве. В 1951 году она принимает судьбоносное решение и переезжает жить в Москву.

Личная жизнь Людмилы Лядовой могла бы послужить сценарием к фильму. Она долго искала свое жизненное счастье и наконец обрела его. Пусть и сложилось так, что у композитора так и не появилось собственных детей, но с ней рядом сейчас любимый человек и она может заниматься творчеством.

Впервые Людмила вышла замуж за Василия Коржова, будучи еще молодой девчонкой. Он был аккомпаниатором в цыганском ансамбле. Однако через некоторое время брак распался. Вторым супругом композитора был танцовщик балета Юрий Кузнецов. Вместе они прожили восемь лет, однако все-таки приняли решение развестись. Очень тяжело ужиться в семейной жизни двум лидерам, тем более творческим людям.

Третий муж Людмилы Лядовой, Кирилл Головин, не имел никакого отношения к творчеству, он был инженером. Однако со временем чувства супругов остыли и брак снова распался. Еще раз композитор связала свою судьбу с Игорем На фото: Людмила Лядова , однако этот союз разрушила ревность.

Наконец, Людмила Лядова обрела счастье в личной жизни. Она вышла замуж за саксофониста Александра, который младше своей возлюбленной на 17 лет. Они очень счастливы в браке и разница в возрасте их совсем не смущает. В семье сейчас полная гармония и взаимопонимание.

Заслуженный деятель искусств и Народная артистка РСФСР Людмила Лядова родилась в Екатеринбурге 29 марта 1925 года. В ее семье царила музыкальная атмосфера, ведь в ее семье были музыкальные родители.

Алексей Иванович Лядов работал солистом Свердловского оперного театра, умел играть на скрипке, саксофоне и мандолине. Это умение помогло отцу Людмилы устроиться скрипачом в оркестр. Позже в Донецкой области мужчина занимал должность регента в церковном хоре Свято-Николаевского храма.

Юлия Петровна Лядова, мать Людмилы, имела образование хормейстера. На протяжении многих лет она была дирижером самодеятельных коллективов, а также пела в Свердловской филармонии.

Родители рано крестили Людмилу, это во многом укрепило ее и помогало на протяжении всего жизненного пути. Почти так же рано девочка стала заниматься музыкой и довольно быстро достигла больших успехов. Юная пианистка сперва училась на дому, позже поступила в музыкальную школу. Маленькой Миле повезло с наставницей, ведь ей стала Ванда Антоновна Бернгард-Тшаска, довольно известная в родном городе Людмилы и за его пределами.

В десятилетнем возрасте Людмила Лядова поступила на детское отделение Свердловской консерватории. Она играла сложные классические произведения, принимала участие в конкурсах, смотрах и различных музыкальных фестивалях.

Для девочки знаковым событием детства стало выступление в Свердловской филармонии с оркестром под управлением прославленного советского дирижера и педагога Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии.

После училища Людмила стала студенткой фортепианного класса Свердловской консерватории. Кроме того, она осваивала вторую профессию: девушка училась на композиторском отделении той же консерватории.

В военные годы Людмила Лядова занималась музыкальной деятельностью на фронте. Она давала концерты, посещала военные госпитали, тогда в ее репертуарн были многие из известных военных композиций: «Давай закурим», «Темная ночь» и многие другие.

А в 1946 году познакомилась с талантливой певицей Ниной Пантелеевой. Они выступали вместе вплоть до 1951 года, успев получить звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1948 году она тала счастливой выпускницей учебного заведения. В то время дуэт молодых девушек был так популярен, что Нина и Людмила отправились с концертами по всей стране. В дальнейшем Лядова намекала, что ощущала завись со стороны певицы. Возможно, именно по этой причине девушки решили пойти своими путями.

В 1948 году Людмила закончила Свердловскую консерваторию , а в 1951 году была принята в Союз композиторов СССР.

Что касается сочинений композитора, стоит выделить произведения:

  • для фортепиано («Концертный вальс» (1950); «Карусель» (1960); «Концертная полька»(1965); «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор»(1965); интермеццо, рапсодии);
  • для оркестра русских народных инструментов («Колхозная полька»(1950); «Уральская рапсодия»(1951); «Волжская сюита»(1952); миниатюры);
  • для эстрадно-симфонического оркестра («Праздник на Волге»(1957); «Праздник на стадионе»(1958); «Русский сувенир»(1961); «Кокосы», (1963));
  • камерно-инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, аккордеона (элегия для скрипки с фортепиано «В сиреневом саду» (1961); пьеса для скрипки «Слепая девушка»(1962); фантазия для аккордеона(1962).).
  • вокально-инструментальные поэмы «Великая битва» (1967), «Комсомолу - пионерский наш салют!» (1970), «Тюмень - Сургут» (1972);
  • опера «Два цвета времени» (либретто Е. Кушакова и А. Сницаренко(1958));
  • оперетты «Под черной маской» (либретто Я. Лельганта (1960)), «Атаманша» (либретто Г. Павлова (1972)), «У опасной черты» (либретто И. Петровой (1976)), «Кто твоя невеста?» (либретто И. Петровой(1978)), «Шахтерские невесты» (либретто И. Петровой (1983));
  • мюзиклы «Душа солдата» (1962), «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую силу» (1977), «Графиня из Сан-Франциско» (1993);
  • Сборник детских песен «Почемучка» (2000).

На музыку Лядовой были поставлены балетные номера «Испанский танец», «Негритянские куклы» и «Слепая девушка».

За свою карьеру Лядова стала автором множества композиций, известных советскому и российскому слушателю. В разное время их исполняли настоящие звезды отечественной сцены: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Клавдия Шульженко, Эдуард Хиль, Леонид Утёсов, Валентина Толкунова, Юрий Богатиков, Зара Долуханова Тамара Миансарова, Елена Образцова, Бэла Руденко, Людмила Зыкина, Нинель Ткаченко, Мария Биешу.

Сейчас Людмила Лядова является Членом Союза композиторов и Фонда мира, а также Народной артисткой РСФСР, Лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, а также премии Ленинского комсомола.

Интересные заметки:

Личную жизнь Людмилы Лядовой сложно назвать постоянной. В ее жизни было целых пять мужей, большинство из которых относятся к творческим профессиям. Первый супруг Василий Коржов работал аккомпаниатором цыганского ансамбля. Эти отношения быстро распались, в большей степени по инициативе амбициозной девушки.

Далее Лядова восемь лет была в браке с танцором балета Юрием Кузнецовым. После чего ее супругом стал Кирилл Головин, который никак не относился к миру искусства. Он работал инженером. Однако и с ним она не смогла построить крепкую семью. Пара рассталась, не оставив в браке общих детей.

Четвертым мужем Людмилы Лядовой стал певец Игорь Сластенко. Казалось бы, она наконец обрела гармонию и счастье. Но и этот брак распался. Пятым мужем Людмилы стал саксофонист Александр Кудряшов. С ним она до сих пор состоит в законном браке.

Однако сейчас пара не живет вместе. После пережитого в 2017 году инсульта стали ходить слухи о том, что народную артистку старается изолировать от общества ее адвокат Виктор Дворовенко.

В 2017 году в эфире «Пусть говорят» Людмила Лядова рассказала, что чувствует себя лучше, однако в эфире программы вновь стали обсуждать личную жизнь артистки. Ее нынешний муж живет один и часто болеет. Поклонников беспокоит тот факт, что Лядова даже не знает, что сейчас происходит с ее супругом.

Несмотря на множество поклонников, детей пианистка так и не завела.

Свой творческий путь она начала в середине минувшего века, и вскоре уже ни один праздничный концерт не обходился без ее оптимистичных, жизнеутверждающих песен и маршей, которые исполняли такие корифеи эстрады, как Клавдия Шульженко, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль. Людмила Алексеевна и сейчас, несмотря на солидный возраст, сохранила творческую активность и неиссякаемый оптимизм. В последние годы ею написано множество новых песен, которые исполняют Елена Образцова, Ренат Ибрагимов, Эдита Пьеха, Лариса Гапонова, Артур Эйзен, Сергей Пенкин.

Ловись, рыбка…

– Людмила Алексеевна, откуда у вас столько энергии?

– Наверное, оттуда (поднимает глаза кверху и крестится). Я верю в Бога, всю жизнь чувствую, что кто-то как бы наблюдает за мной. И все время благодарю Его за все, что имею. И еще верю в хороших людей, стараюсь делать добро, хотя мне не раз в моей жизни делали зло. Стараюсь использовать лекарственные травы. Но главное, мне кажется, – уметь отключаться, больше гулять. Я, например, езжу в Лужники, там хорошая набережная, воздух и вода, можно три-четыре километра пройти пешком. Конечно, это пришло с годами. В молодости не до того было: все нужно было скорей-скорей… Теперь стараюсь не насиловать себя. Если хочется поспать – ложусь и сплю. Есть люди, которые все время ноют: тут болит, там болит, но это ведь скучно, правда? А я вот, например, рыбалкой увлекаюсь.

– Даже сейчас, зимой? И не боитесь простудиться?

– Ну да, и зимой тоже! Наденешь валенки с галошами, а поверх – бахилы, чтобы не промокнуть, штаны теплые (мне летчики подарили двое таких штанов – для меня и для мужа), дубленку, шапку. Становишься как тумба. Однажды сижу на льду, и так хорошо клюет: ловится и ловится! Подходит ко мне какой-то мужчина, видит улов, потом подходит к своему приятелю, который неподалеку тоже сидит рыбачит. И говорит: «Что ж ты ничего не наловил? Вон, смотри, у того мужика-то как хорошо ловится!» А приятель отвечает: «Это не мужик, это Лядова!» – «Да какая Лядова? Не может быть!»…

Сижу, бывает, по пять часов, если, конечно, мороз несильный. Луночка замерзает, проворачиваешь коловоротом, тяжело... Особенно тяжело в марте, когда слой льда нарастает метровый. Конечно, термос берешь, бутерброды. Но там, где я рыбачу, и Дом рыбака есть, можно заночевать. Хорошо, если еще и в баньку. А лучше всего рыбу ловить летом, в июне: окунь ходит, жирует. Я на Сенеже окуня на малечка ловлю. Боже, как берет, аж палец болит снимать улов! Из пойманной рыбы готовлю уху, плотву жарю, иногда рыбные котлеты делаю… С детства люблю рыбалку, рыбачила с двумя своими двоюродными сестрами.

– Может, вы еще и спортом занимаетесь?

– А как же! На лыжах хожу. Иногда езжу в Рузу, там и Дом творчества композиторов, и Дом писателей, и Дом актера были, но сейчас все разворовали. Зато воздух там замечательный. К тому же в Старой Рузе у меня маленькая дачка.

Девушка с характером

– Вашей спортивной форме можно позавидовать. Говорят, и характер у вас боевой. Читала, что в молодости вас даже исключили за что-то из комсомола…

– Было дело, хотя я и была тогда членом горкома комсомола. Я тогда вступила в кооператив и очень много работала, чтобы за него расплатиться, поэтому мне некогда было ходить на комсомольские собрания. За то и выгнали. Я вообще все всегда делаю за свой счет. А вот молодые сейчас ищут спонсоров. Кто-то за них заплатил – и вот уже засияла новая «звезда».

– Людмила Алексеевна, книга, написанная о вас, называется «Людмила Лядова в противостоянии попсовой культуре». Вы действительно такой активный борец с «попсой» или это просто игра слов?

– Бороться с существующей системой бесполезно. Там, на телевидении, сидят «три кита», и они не пускают никого. Вот, например, сестры Толмачевы из Курска победили в конкурсе «Евровидение». Очень талантливые, поют прекрасно! Но… видимо, не дали взятку, и их «закрыли». Сережа Пенкин – потрясающий певец, а не видно его на телевидении. Магомаева 10 лет никуда не приглашали. Хорошо, хоть к Геннадию Петровичу Малахову всех приглашают бесплатно. Мне вот там даже часы подарили. Мне нравится эта передача. Я туда всегда с удовольствием прихожу и дарю свои любимые рецепты.

– А нашей газете подарите?

– Ну конечно! Вот, например, все женщины клюют на импортные кремы, платят за них огромные деньги, а я считаю, что достаточно утром помазать лицо хорошим оливковым маслом и походить так, а потом, что не впитается, ваточкой стереть. А еще побольше капусты надо есть во всех видах – и кислую, и свежую, и цветную.

Любви прекрасные порывы…

– Людмила Алексеевна, а правда, что в свое время на вас Тихон Хренников хотел жениться, а вы его отвергли?

– По поводу Хренникова – больше сплетен, чем правды. Он очень хороший человек был. Первое свое звание я получила благодаря ему. Однажды спросила у Тихона Николаевича: «Почему так? Мне уж 50 лет, а я не имею никакого звания». – «Разве?» – удивился он. И вскоре после этого мне дали «заслуженного деятеля искусств», а потом и «народную артистку СССР». Тогда все-таки были всякие фестивали, и композиторов поощряли.

А вообще на мне многие хотели жениться, не только Хренников. Но я выбирала всегда сама. Пусть и ошибалась. У меня сейчас четвертый муж, с которым мы живем уже 40 лет. Он моложе меня на 17 лет. Мы встретились в джаз-оркестре под управлением Александра Горбатых, где он играл на саксофоне.

– Наверное, когда выходили за него замуж, близкие отговаривали вас, говорили, что из-за разницы в возрасте он все равно от вас уйдет?

– Конечно, все были в ужасе. Но от меня никогда никто не уходил. Я сама всех выгоняла. Ему тоже было нелегко со мной, но Саша умный человек. А прежние мужчины слишком уж задирали нос: считали, что, женившись на мне, уже меня и осчастливили. На этом и горели. А Саша очень заботливый. Бывает, я возвращаюсь поздно после концерта уставшая, а он мне говорит: «Милочка, приляг, отдохни, я тебе сейчас еду принесу». И несет ужин на подносе прямо в кровать. Сейчас время такое: все врут, все фальшивят, никому верить нельзя, а мы друг другу полностью доверяем, и я это очень ценю.

Недавно написала песню на прекрасные стихи Светланы Белявской, которая живет в Перми. Мне очень нравятся слова этой песни: «Пусть нету порой ни гроша, была бы богата душа. Она подороже рублей, в свой дом не закроет дверей, поможет уставшим присесть, поставит на стол все что есть. И все-таки жизнь хороша, была бы богата душа!» Душа – это главное.

– А детей почему не завели?

– Так, видно, суждено. Мои дети – моя музыка.